уп.04 разработка, администрирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАМ МАУЧЕБНОЙПРАКТИКИ
УП.04 РАЗРАБОТКА, АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
И ЗАЩИТА БАЗ ДАННЫХ

Код и наименование специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование

Профиль получаемого образования: технический

Квалификация: программист

Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4

2023 г.

Рабочая программа учебной практики УП.04 Разработка, администрирование и защита баз
данных по специальности: 09.02.07Информационные системы и программирование
разработана на основе требований:
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 И 1547
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936) профиля получаемого
образования,

- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.

Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»,

Магомедова З.А.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая
программа
учебной
практики
ПМ. 11
Разработка,
администрирование и защита баз данных является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Рабочая программа учебной практики предназначена для изучения в
профессиональных
образовательных
организациях
при
подготовке
специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование.
1.2 Место практики в
образовательной программы

структуре основной

профессиональной

Учебная практика относится к профессиональному циклу и входит
в состав профессионального модуля ПМ. 11 Разработка, администрирование и
защита баз данных.

1.3 Цели и планируемые результаты освоения учебной практики

В результате освоения программы учебной практики студент должен
освоить вид деятельности Разработка, администрирование и защита баз
данных и соответствующие ему общие компетенции (таблица 1) и
профессиональные компетенции (таблица 2) в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование,
а также трудовые функции и трудовые действия (таблица 3) в соответствии
с профессиональным стандартом «Администратор баз данных».
Таблица 1 - Общие компетенции
Код и наименование
общей компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Знания, умения

Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

3

OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне
информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска; применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации; современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного
дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования; определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять
источники
финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития и самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности; правила
разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем коллективе

4

на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать
в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы;
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности.

Таблица 2 - Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции
ПК 11.1. Осуществлять
сбор, обработку и анализ
информации для
проектирования баз
данных.

ПК 11.2. Проектировать
базу данных на основе
анализа предметной
области.

Показатели освоения профессиональной компетенции
Практический опыт:
Выполнять сбор, обработку и анализ информации для
проектирования баз данных.
Умения:
Работать с документами отраслевой направленности.
Собирать, обрабатывать и анализировать информацию на
предпроектной стадии.
Знания:
Методы описания схем баз данных в современных СУБД.
Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз
знаний.
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных.
Практический опыт:
Выполнять работы с документами отраслевой направленности.
Умения:
Работать с современными case-средствами проектирования баз
данных.
Знания:
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Структуры данных СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и кластеров.
5

ПК 11.3. Разрабатывать
объекты базы данных в
соответствии с
результатами анализа
предметной области.

Практический опыт:
Работать с объектами баз данных в конкретной системе
управления базами данных.
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных.
Работать с документами отраслевой направленности.
Использовать средства заполнения базы данных.
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных.
Умения:
Работать с современными case-средствами проектирования баз
данных.
Создавать объекты баз данных в современных СУБД.
Знания:
Методы описания схем баз данных в современных СУБД.
Структуры данных СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и кластеров.
Методы организации целостности данных.
ПК 11.4. Реализовывать
Практический опыт:
базу данных в конкретной Работать с объектами базы данных в конкретной системе
системе управления
управления базами данных.
базами данных.
Умения:
Создавать объекты баз данных в современных СУБД.
Знания:
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных.
Структуры данных СУБД.
Методы организации целостности данных.
ПК 11.5.
Практический опыт:
Администрировать базы
Выполнять работы с объектами базы данных в конкретной
данных.
системе управления базами данных.
Умения:
Применять стандартные методы для защиты объектов базы
данных.
Выполнять стандартные процедуры резервного копирования и
мониторинга выполнения этой процедуры.
Выполнять процедуру восстановления базы данных и вести
мониторинг выполнения этой процедуры.
Знания:
Технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях.
Алгоритм проведения процедуры резервного копирования.
Алгоритм проведения процедуры восстановления базы данных.
ПК 11.6. Защищать
Практический опыт:
информацию в базе
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных с использованием данных.
технологии защиты
Умения:
информации.
Выполнять установку и настройку программного обеспечения
для обеспечения работы пользователя с базой данных.
Обеспечивать информационную безопасность на уровне базы
данных.
6

Знания:
Методы организации целостности данных.
Способы контроля доступа к данным и управления
привилегиями.
Основы разработки приложений баз данных.
Основные методы и средства защиты данных в базе данных

Таблица 3 - Требования профессионального стандарта
Код и наименование
Трудовые действия, умения, знания
трудовой функции (ТФ)
Обобщенная трудовая функция А. Обеспечение функционирования БД
ТФ А/02.4
Трудовые действия:
Восстановление данных
Запуск процедуры восстановления БД
Мониторинг выполнения процедуры восстановления БД
Контроль завершения процедуры восстановления БД
Проведение повторной процедуры восстановления БД в случае
ее нештатного завершения
Умения:
Читать техническую документацию на БД
Выполнять регламентные процедуры по восстановлению данных
Осуществлять проверку корректности восстановленных данных
Знания:
Основы систем управления БД
Основные средства контроля целостности данных
Типовой алгоритм процедуры восстановления данных
Основы операционных систем
ТФ А/03.4 Управление
Трудовые действия:
доступом к БД
Назначение прав доступа пользователей к БД
Изменение прав доступа пользователей к БД
Контроль соблюдения прав доступа пользователей к БД
Умения:
Выполнять
процедуры
управления
правами
доступа
пользователей к БД
Выявлять случаи нарушения прав доступа пользователей к БД
Знания:

ТФ А/04.4 Установка и
настройка БД на стороне
клиента

Основные положения теории БД, хранилищ данных, баз знаний
Методы и средства технической защиты информации
Технологии передачи данных и обмена данными в
компьютерных сетях
Способы контроля доступа к данным и управления
привилегиями
Трудовые действия:
Инсталляция ПО для поддержки работы пользователей с БД
Настройка ПО для поддержки работы пользователей с БД
Контроль результатов настройки ПО для поддержки работы
пользователей с БД
Умения:
Выполнять процедуры инсталляции ПО для поддержки работы
пользователей с БД
Читать техническую документацию на БД _____________
7

Проверять корректность работы БД на стороне клиента
Знания:
Основы операционных систем
Системы управления БД и хранилищами данных
Типовые алгоритмы установки и настройки ПО на стороне
клиента (пользователя)
Основы алгоритмизации и программирования
Основы языка структурированных запросов

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1 Объем времени на освоение программы практики
Вид учебной работы
Обязательная учебная нагрузка (практическая подготовка), всего
в том числе:
практические занятия
дифференцированный зачет (зачет)
Промежуточная аттестация - в форме дифференцированного зачета

9

Количество
часов
72

70
2

2.2 Тематический план
Обязательная нагрузка
в том числе

л

03
о

Содержание учебной деятельности

г
о
□
И

о
Р
о
ч
о
н
№

У
S
н
я
Н

со ^
о

л

HI­

S
В
«
в
d
со
X
В

Я Н :щ
О и"

SS

р

со
X

W
со
К

о

У
S
н

о
н

s

11

о
У
S

с

с

Раздел 1. Разработка и администрирование БД.
Тема 1.1 Создание базы данных.

72
6

72
6

-

72
6

-

Тема 1.2 Создание таблиц и ограничений на языке.

6

6

-

6

-

Тема 1.3 Ввод данных в таблицы.
Тема 1.4 Содержательная интерпретация SQL-запросов.
Создание SQL запросов.
Тема 1.5 Добавление пользователей, предоставление
полномочий.
Тема 1.6 Изучение интерфейса программного продукта
PhpMyAdmin.
Тема 1.7Выполнение мониторинга SQLServer с
использование оповещений и предупреждений
Тема 1.8 Поиск и решение типичных ошибок, связанных с
администрированием выполнение заданий.

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

-

6

6

-

6

12
10
2
72

12
10
2
72

-

10
10
66

Тема 1.9 Выполнение резервного копирования.
Восстановление базы данных из резервной копии.
Тема 1.10 Мониторинг безопасности работы с базами
данных.
2. Сбор и обобщение материала для отчёта
2.1 Подготовка отчёта по практике
2.2 Защита отчёта по практике. Дифференцированный зачет
Всего:

ю

и

2
2
2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
3.1
Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Освоение программы учебной практики предполагает наличие мастерской
«Организации и принципов построения информационных систем».

Оборудование и технические средства обучения:
1. Комплект компьютерного оборудования (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь) - 15 шт.
2. Проектор - 1 шт.
3. Мультимедийная доска - 1 шт.
4. Колонки компьютерные - 2 шт.

Имущество:
1. Стол ученический (одноместный) - 14 шт.
2. Стол ученический (двухместный) - 12 шт.
3. Стол преподавателя - 2 шт.
4. Стул - 41 шт.
5. Тумба (кафедра) - 1 шт.
3.2 Информационное обеспечение обучения

Основная литература
1. Гордеев, С. И. Организация баз данных в 2 ч. Часть 1 : учебник для
среднего профессионального образования / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 310 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11626-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/518510.
2. Гордеев, С. И. Организация баз данных в 2 ч. Часть 2 : учебник для
среднего профессионального образования / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 513 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11625-0. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcodeZ518511.
3. Стасышин, В. М. Базы данных: технологии доступа : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. М. Стасышин, Т. Л.
Стасышина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09888-4. — Текст
: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/516927.

11

Дополнительная литература
1 . Советов, Б. Я. Базы данных : учебник для среднего профессионального
образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09324-7. — Текст :
электронный И Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
http s: //urait. ru/bco de/514585.

Перечень используемого программного обеспечения:
1 Microsoft Office
2 Microsoft Windows
Перечень
используемых
профессиональных
и информационных справочных систем:
1. ЭБС Электронного издания ЮРАЙТ
2. ЭБС «ЛАНЬ»

баз

данных

3. 3 Общие требования к организации практики
1) Учебная практика может проводиться в организациях в специальнооборудованных помещениях на основе договоров между организацией и
образовательным учреждением;
2) Сроки проведения практики устанавливаются образовательным
учреждением в соответствии с ОПОП СПО;
4) Общий объем времени на проведение учебной практики определяется
ФГОС СПО и учебным планом и составляет 72 часа.
Результатом освоения учебной практики выступают ПК, оценка которых
представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе
заранее определенных критериев.
3.
4 Формы отчётности по практике
В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики.
По результатам практики обучающимся составляется отчет, который
утверждается организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет
графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий,
подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
По окончанию практики, студент предоставляет пакет документов,
который включает в себя:
- дневник прохождения практики, включая индивидуальное задание и
характеристику работы практиканта;
- отчет о прохождении практики.
3.
5 Кадровое обеспечение практики
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой: дипломированные специалисты — преподаватели
12

междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин,
профессиональных модулей. Наличие высшего профессионального образования,
соответствующего профилю профессиональных модулей.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным.

13

4 .
КОНТРОЛЬ
И
ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Аттестация по итогам учебной практики по ПМ.11 Разработка,
администрирование и защита баз данных проводится с учетом (или на
основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций:
- отчет по учебной практике по ПМ. 11 Разработка, администрирование и
защита баз данных;
- дневник.
Руководитель практики от колледжа оценивает итоги практики на основе
представленного отчета и устного отчета студента.
Защита итогов практики проходит в форме собеседования. Примерные
вопросы:
- В каком качестве Вы проходили практику: как студент (без оплаты),
стажер или штатный сотрудник (с оплатой труда)?
- Как было организовано Ваше рабочее место?
- Предоставлялась ли Вам возможность выбора направления, методов и
средств выполнения работы?
- Каким образом руководитель на предприятии проверял и корректировал
Вашу работу?
- Планируется ли дальнейшее развитие выполненной работы на этом
предприятии?
- Какие дисциплины были наиболее Вам полезны при прохождении
практики?
- Каким образом Вы бы изменили учебный процесс (указать дисциплины
и их разделы) с учетом опыта, полученного на практике, в т.ч. недостатка
исходных знаний, умений и навыков и т.д.?
- Ваше общее впечатление от предприятия и выполненной работы.

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.