ОУП.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Профиль получаемого профессионального образования:

технический.
Код и наименование специальности:

20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных
ситуациях
Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1,2

2023

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № Тот «_3р» 0$

Зам. директора по УР

2Q&3 г.

Председатель П(Ц)К

Шабанова М.М.

Давлятбекова М.М.
Подпись

ФИО

ФИО

Подпись
■ Т/7

20^ г.

Фонд оценочных средств общеобразовательного учебного предмета ОУП .01. Русский язык по
специальности 20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от
07.07.2022
N535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570) с учетом:

-

профиля получаемого образования,
примерной программы,
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и И11ССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
-

ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.,у^^/^^4

Рецензент: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М.

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Русский язык

Результатом освоения учебной дисциплины является ориентация на достижение
следующих целей:
Обучающийся должен:

знатъ/понимать
•

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

•

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;

•

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

•

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения;

аудирование и чтение

•

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

•

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

•

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;

•

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;

•

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста
уметь

•

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;

з

•

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;

•

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

•

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;

•

участия в диалоге или дискуссии;

•

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;

•

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

•

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки
иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных
отношений.

1.2. Иметь практический опыт - уметь - знать
В результате изучения учебной дисциплины Русский язык обучающийся должен:
иметь практический опыт: применять в практике речевого общения основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного русского
литературного языка;
уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.

знать: орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

и

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

4

Код и наименование
формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

ОК 04. Эффективно

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
взаимодействовать и работать в самоопределению;
высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые
коллективе и команде
-овладение
навыками учебно-исследовательской,
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных
проектной и социальной деятельности;
монологических высказываний - не менее 100 слов, объем
Овладение универсальными
диалогического высказывания - не менее 78 реплик); уметь
коммуникативными
выступать
публично,
представлять
результаты
учебно­
действиями:
исследовательской и проектной деятельности; использовать
б) совместная деятельность:
образовательные
понимать
и
использовать
преимущества информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
командной и индивидуальной работы;
решения учебных задач;
принимать
цели
совместной
деятельности,
сформировать представления об аспектах культуры речи:
организовывать и координировать действия по ее
нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
достижению:
составлять
план
действий,
системы знаний о
номах современного русского
распределять роли с учетом мнений участников
литературного языка и их основных видах (орфоэпические,
обсуждать результаты совместной работы;
лексические, грамматические,
стилистические; уметь
координировать и выполнять работу в условиях
применять
знание
норм
современного
русского
реального, виртуального и комбинированного
литературного языка в речевой практике, корректировать
взаимодействия;
устные и письменные высказывания; обобщать знания об
осуществлять
позитивное
стратегическое
основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
поведение в различных ситуациях, проявлять
применять правила орфографии и пунктуации в практике
творчество и воображение, быть инициативным
письма; уметь работать со словарями и справочниками, в
Овладение
универсальными
регулятивными
том числе академическими словарями и справочниками в
действиями: г) принятие себя и других людей:
электронном формате;
уметь использовать правила
принимать мотивы и аргументы других людей
русского речевого этикета в социально-культурной, учебно­
при анализе результатов деятельности;
научной, официально- деловой сферах общения, в

5

сформировать представления о функциях русского
В области эстетического воспитания:
OK 05. Осуществлять
языка в современном мире (государственный язык
эстетическое отношение к миру, включая
устную и письменную
Российской Федерации, язык межнационального
эстетику
быта,
научного
и технического
коммуникацию на
общения, один из мировых языков); о русском языке
творчества, спорта, труда и общественных
государственном языке
как духовно- нравственной и культурной ценности
отношений;
Российской Федерации
многонационального народа России; о взаимосвязи
способность воспринимать различные виды
с учетом особенностей
языка и культуры, языка и истории, языка и
искусства, традиции и творчество своего и других
социального и
личности;
об
отражении в русском языке
народов, ощущать эмоциональное воздействие
культурного контекста
традиционных
российских духовно­
искусства;
нравственных
убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, ценностей; сформировать ценностное отношение к
этнических культурных традиций и народного русскому языку;
сформировать знаний о признаках текста, его
творчества;
структуре, видах информации в тексте; уметь
готовность к самовыражению в разных видах
понимать,
анализировать
и
комментировать
искусства,
стремление
проявлять
качества
основную и дополнительную, явную и скрытую
творческой личности;
(подтекстовую)
информацию текстов,
Овладение
универсальными
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
коммуникативными

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

уметь использовать разные виды чтения и
аудирования,
приемы
развитию;
информационно-смысловой
переработки
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения, прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
соответствующего
современному
уровню графику, инфографику и другое (объем текста для чтения развития науки и общественной практики, 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного
основанного
на
диалоге
культур, текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
способствующего осознанию своего места в вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и

наличие мотивации к обучению и личностному

-

другое);
поликультурном мире;
обобщить знания о языке как системе, его основных
совершенствование языковой и читательской
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
культуры как средства взаимодействия между
6

- осознание ценности научной деятельности, готовность функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
осуществлять
проектную
и
исследовательскую функциональные стили, язык художественной литературы),
деятельность индивидуально и в группе;
различной жанровой принадлежности; сформированность
Овладение
универсальными
учебными представлений о формах существования национального
познавательными действиями:
русского языка; знаний о признаках литературного языка и
б) базовые исследовательские действия:
его роли в обществе;
владеть навыками учебно-исследовательской и
обобщить знания о функциональных разновидностях
проектной деятельности, навыками разрешения
языка: разговорной речи, функциональных стилях
проблем;
(научный,
публицистический,

способность и готовность к самостоятельному
официально-деловой),
языке
поиску методов решения практических задач, художественной литературы; совершенствование умений
применению различных методов познания;
распознавать, анализировать и комментировать тексты
овладение видами деятельности по получению различных
функциональных
разновидностей
языка
нового
знания,
его
интерпретации, (разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
преобразованию и применению в различных художественной литературы);
учебных ситуациях, в том числе при создании
обобщить знания об изобразительно-выразительных
______ учебных и социальных ппоектов;
соелствах пусского языка: совепшенствование

7

2. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Экзамен.
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

3.1. Общие положения

Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины является оценка
умений и знаний.

Оценка теоретического курса учебной дисциплины осуществляется с
использованиемследующих форм и методов контроля: задания по темам, по разделам,
тестовые задания, контрольная работа, устный опрос,экзмен.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины предусматривает использование
накопительной (рейтинговой) системы оценивания.

Контролируемые разделы (темы) дисциплины Русский язык и используемые
оценочные средства
№
п/
п

Контролируемые разделы
(темы) дисциплины*

Код контролируемой
компетенции (согласно
требованиям ФГОС)

Наименование

1.

Раздел 1.ФОНЕТИКА.
ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

ОКО 6.

упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,
контрольная работа

Раздел 2.ЛЕКСИКА.
ЛЕКСИКОГРАФИЯ.
ФРАЗЕОЛОГИЯ.

ОК02.

ОК04.

ОК 03.

ОК 01.

2

ОК 02

ОК 05.

3

Раздел З.МОРФЕМИКА.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

ОК 04

ОК 02.
ОК 05.

4

Раздел 4.ОРФОГРАФИЯ.

ОК 05.
ОК 03.
ОК 02.

оценочного средства

упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,
контрольная работа
упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,
контрольная работа
упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,
контрольная работа

ОК 09.

5

Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ.

ОК 05.
ОК 09.

упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,

6

Раздел 6. СИНТАКСИС И
ПУНКТУАЦИЯ.

ОК 02.

контрольная работа

ОК 04.

упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,
контрольная работа

ОК 05.
ОК 02.

ОК 10.
7

Раздел 7. ТЕКСТ.
СТИЛИСТИКА.

ОК04.

упражнения, творческое
задание, сочинение, диктант,
практические задания,
контрольная работа

ОК 05.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 02.

3.2 ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)

Раздел 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Проверяемые результаты обучения: Владеть основными понятиями фонетики;

осознавать смыслоразличительной функции звука;уметь характеризовать звуки русского
языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные
твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

проводить фонетический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по
заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
Проверочный тест.
1 .Назовите непарный по глухости - звонкости согласный

а) [т] б) [к] в) [х] г) [с] д) [ф ]
2. В разделе «Фонетика» изучается:

а) правописание слов в) словарный состав языка
б) постановка знаков препинания г) состав слова

д) звуки речи
3. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) яблоки

б) пень

в) день

г) соловьи

д) скворцы

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

а) состав слова
б) звуки речи
д) произношение слов

в) правописание слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

г) словосочетание

а) пьёт

в) ёлка

б) ёжик

г) объём

д) полёт

6. Назовите основные средства графики.

а) звуки

б) буквы

в) слоги

г) ударение д) произношение

7. Звуком речи является:

а) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,
б) специальный вид письма в) совокупность норм речи
г) система ударений д) фиксация речи

8. Что называется графикой?
а) акустические свойства

б) звуки человеческой речи

в) классификация звуков

г) способы образования звуков

д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи
9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:
а) р,й,з,г,ж

б) к,г,ж,д,в

в) м,ч,ш,щ,л

г) д,т,з,к,ф

д) н,б,ц,в,м

10 . Какая буква обозначает два звука?
а) э

б) у

в) ю

г) ы

Д)и

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?
б) с реки

а) с ошибкой

в) с крылом г) с горы

д) с языком

12. Укажите слово, в котором есть звук О:
а) отлив

б) огурец

в) слепок

г) Москва

д)кровля

13 .В каком слове ударение падает на второй слог?
а) квартал

б) каталог

в) дозвонишься

г) средства

д) некролог

14. Укажите слово с равным количеством букв и звуков:
а) лечить

б) ядерный

в) лень

г) стажёр

д) святое

15. Укажите слова, в которых происходит оглушение:
а) фуражка, грибков

б) сдача, сбить

г) сгоряча, сдвинуть

д) сгореть, сгиб

в) сбегать, сделать

16. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

а) вороб... и б) п... едестал

в) ин... екция

д)уст...

г) бул...он

17. В каком слове все согласные звуки твёрдые:
а) след

б) ртуть

в) ножик

г) один

д) сварщик

Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 -100 %

«5» (отлично)

11

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3» (удовлетворительно)

0-69 %

«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

12

13

14

15

16

17

в

д

а

Д

д

б

а

д

а

в

г

д

а

г

а

в

в

Раздел 2. Лексика. Лексикография.Фразеология.
Проверяемые результаты обучения:знание основных лексических понятий, владение
лексическими орфоэпическими нормами, а также общий уровень развития студента,
объем его словарного запаса.

Тест «Лексика. Фразеология»

№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

1 .экзаменатор - человек, который принимает экзамен
2. демонстрировать - выйти на демонстрацию

3. циничный - непристойный, бесстыдный
4.энтузиазм - сильное воодушевление, увлечение

Ответ

________________ ____

№ 2. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

1. потерянный взгляд 3. натянутые отношения
2. сорванный цветок 4. подавленное состояние
Ответ_________________________
№3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.
Ответ________________ _

№ 4. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный
человек»?
12

1 .птица высокого полёта
3.верста коломенская

2. абсолютный ноль

4.колосс на глиняных ногах

Ответ_________________________

№ 5. Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
A. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился,
споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
Ответ_________________________

Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купилиобалденный,
как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая
коричневая клетка.
Ответ_________________________

B. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды,
- земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
Ответ___________________

Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы

Оценка

90 -100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70-79%

«3» (удовлетворительно)

0-69%

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
№1- 2

№2 — 2

Б замечательный;

№3 -4

№4 — 2

№5 - А упал;

В не знает

Тесты по русскому языку «Нормы орфоэпии»
Вопрос №1

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

13

1. диспансЕр

3. жалюзИ

2. зАвидно

4. клАла

5. каталОг

Вопрос №2
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. бралА

3. кУхонный

2. ходатАйство

4. шАрфы

5. шассИ

Вопрос №3
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. закупОрить

3. позвонИшь

2. облегчИть

4. включИм

5. поелАла

Вопрос №4
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. лососЁвый

3. Августовский

2. Искра

4. ломотА

5. договОр

Вопрос №5
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
L донЕльзя

3. обеспЕчение

2. докраснА

4. асимметрИя

5. гАзопровод

Вопрос №6
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. озлОбить

3. тОрты

2. одолжИт

4. пОрты

5. красивЕе

Вопрос №7
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. положИл

3. факсимилЕ

2. плодоносИть

4.

5. прибЫв

осведомишься

Вопрос №8
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. сирОты

3. комбАйнер

2. бАрмен

4. сОгнутый

5. цЕмент

Вопрос №9
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. дремотА

3. корЫсть

2. гЕнезис

4. некролОг

5. запертА

14

Вопрос №10
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. углубИть

3. избалОванный

2. намерЕние

4. срЕдства

5. принУдить

Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы

Оценка

90 -100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3» (удовлетворительно)

0-69%

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1. завИдно

5. газопровод

9. дремОта

2. ходАтайство

6. красИвее

10. намЕрение

3. закУпорить

7. факсимиле

4. ломОта

8. цемЕнт

Раздел 3. Морфемика. Словообразование.
Проверяемые результаты обучения: делить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Тест по разделу «Морфемика»
1. Закончи предложение: «Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются
...»
А. Звуки речи.

Б. Части слова.

В. Части речи.

Г. Словосочетания.

2. Закончи предложение: «Наименьшая значимая часть слова это-...
А. Окончание

Б. Слог

В. Морфема

Г. Корень

3. Закончи предложение: «При изменении слова...»
А. получаются формы этого же слова, изменяется только его грамматическое значение, а
лексическое остаётся тем же самым.

15

Б. изменяется и его лексическое значение.
В. получаются формы этого же слова.

Г. изменяется только его грамматическое значение.
4. Закончи предложение: «Главная значимая часть слова, в которой заключено общее
лексическое значение всех однокоренных слов называется ...»

Б. Приставка

А. Окончание

Г. Корень

В. Суффикс

5. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая образует формы слова
называется ...»

Б. Приставка

А. Окончание

Г. Корень

В. Суффикс

6. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится после корня и служит
для образования новых слов, называется...»

Б. Приставка

А. Окончание

Г. Корень

В. Суффикс

7. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится перед корнем и
служит для образования новых слов, называется...»
Б. Приставка

А. Окончание

Г. Корень

В. Суффикс

8. Закончи предложение: «В основе слова заключено его...»
A. лексическое значение.

Б. грамматическое значение.

B. и лексическое, и грамматическое значение.

Г. основное значение.

9. Найди слово, которое не является однокоренным к слову БОЛЬ.

А. Болеть.

Б. Больница.

В. Болезнь.

Г. Большой

10. Найди слово с приставкой С-.
А. ...делать.

Б. ...дание.

В. ...доровье.

Г. ...десь

11.. Укажи слово, в котором на конце приставки нужно писать букву 3.
А. Ра.. .писание.

Б. Бе.. .вкусный.

В. Бе.. .шумно.

Г. Бе.. .конечный.

12. Найди слово, в корне которого нужно писать букву А.
А. Пол...жение.

Б. Распол...жить

В. Изл...гать

Г. Сл..жение

13. Найди слово, в корне которого нужно писать букву О.
А. Р...стение

Б. Р...сток

В. Выр...сти

Г. Отр...ель

14. Закончи предложение и запиши слово или словосочетание : «При образовании и
изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части
слова. Эту замену называют...»

15. Найди слово, в корне которого после шипящего пишется О.
А. Пч...лка.

Б. Приш.. .л.

В. Ж.. .лтый.

Г. Ш.. .рох.

В. Ц.. .плёнок.

Г. Ц.. .ркуль.

16. Укажи слово с буквой Ы после Ц.
А. Ц.. .клон.

Б. Милиц.. .я.

17. Укажи слово, в котором есть приставка,корень, суффикс, окончание:
16

А. Переход.

В. Безводный.

Б. Стульчик.

Г. Дощечка.

18. Найди слово, в корне которого возможно чередование звуков.
Б. Осень.

А. Гром.

Г. Река.

В. Стол.

Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы

Оценка

90 -100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3» (удовлетворительно)

0-69%

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
9 10 11 12 13
1 2 3 4 5 6 7 8
б

в

а

г

а

в

б

аи
..или
г

г

а

б

в

б

14

15

16

17

18

Черед.звуков

г

в

в

г

Раздел 4. Орфография.

Проверяемые результаты обучения: умения ориентироваться в таком разделе
языкознания, как орфография, учитывая его системность, взаимосвязь между различными
элементами (правилами, орфограммами, принципами выбора написания), и правильно
выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме:
Правописание безударных гласных в корне слова;

Правописание гласных после шипящих и Ц;
Правописание приставок;
Правописание личных окончаний глаголов;

Правописание Н и НН во всех частях речи;
Правописание частицы НЕ;
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис;
Употребление ъ и ь знаков;
Употребление синонимов, антонимов.

17

Задания для проведения контрольной работы для студентов

1. Безударные гласные в корне слова:
Св...дить, примирение, измерение, объединение, вызд...р...веть, ед...ница, м...лодой,
нар...диться, од...рить, тр...стинка, ук...р...тить, щ...б...танье, св...щенник, сум...рки,
разг...вор, ув...дать друга, цветок ув... дает, прор...дить грядку.
Д...легат, вин...грет, рев...ране, в...тчина (устар.), в...гонетка, с...пожник.

1. Правописание гласных после шипящих и Ц:
Аж...рный, ж...лудъ, ож...г (руки), пощ...чина, чащ...ба, ц...ган, ц...ркулъ, синиц...(мн.ч.),
корниш...н, маж...рный, изж...га, ц...корий, никч ...мный, ш...колад, печ...нка, ж...ри,
параш...т, щ...т, печ...ные,ч...рт.

1. Правописание приставок:

а) пре- при
пр ...морский, пр ...открыть, преградить, пр...рвать, препятствие, пр... следовать,
пр...ключение, пр..оритет, президент, президиум, пр... соединить, пр ...усадебный,
пр ...увеличение, пр ...красный.
б) С- 3
бе... сильный, бе...вкусный, бе...ценный, бе... злобный, во ...становление, во ...держаться,
бе...форменный, ра...свет, ра...цвет, во...кликнуть.

1. Правописание личных окончаний глаголов:
Он кле...т, он дыш...т, он пил...т, онла...т, он капа...т, они бор...тся, он спиш...т, снега
та...т, флаги ре...т, он колыш...тся, гуси плещ...тся, он скач...т

1. Правописание Н и НН во всех частях речи:
Жева...ый, кова...ый, корчёва...ый, балова...ый, смышлё...ый, коше...ый, жаре....ый,
гуси...ый, маши...ый, мыши...ый, баше...ый, соломе...... ый, стекля...ая,
песча..ый,глиня...ая, писа...ые людьми законы, краше...ый с вечера забор, станцио...ый,
асфальтирова...ый, рискова...ый, купле...ая книга, отвечать пута...о, сожалеть
искре...е; говорить

обдума...о, взволнова...о.

1. Правописание частицы НЕ:

а) НЕ слитно- раздельно

1. (Неработающий механизм требовал ремонта.
2. Разве это (не)правда?
3. Взгляд его был (не)дружелюбный.

4. Берег был (не)высок.

5. Эту (не)лёгкую задачу надо было решить во что(бы) то ни стало.
6. Это был (не)большой, а маленький котелок.
7. (Не)смотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.
18

8. Она говорила, (не)смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.
9. (не)правда, (не)далёкий, (не)чем, (не)стерпимый, (не)довыполнить; шел, (не)видя
дороги; делал своё дело (не)взирая (ни)на что; играл, (не)смотря на ноты.

б)НЕ-НИ

(не, ни)разу (не, ни) был в Крыму, (не, ни) один из них (не)приехал, где бы (не, ни) был,
(не, ни) мог (не, ни) знать, (не, ни) раз я хотел зайти к ним, куда бы он ( не. ни) поехал, я
(не, ни)разу (не)видел этого явления.

1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) (В)следстви... сырой погоды уехал, но (в)последстви... вернулся;(не)обходимо иметь
(в)виду; (в)виду задержки в пути; (в)течени... часа; (в)течени... реки.
б) что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, за(то) дождь
перестал; спрятался за(то) здание; я (то)же поехал с ними; я сделал то(же), что и они.
в) (пол)лимона,(пол)дня, (пол)арбуза, (пол)кадра, (пол)очка, что(нибудь), какой(то),
(кое)какой, какой(нибудъ)

1. Употребление разделительных ь и ь знаков:
ад...ютант, суб...ект, ин...екция, д...явол,д...якон, под...ячий, почтал...он, компан...он,
пред ...юбилейный, двух...ярусный, трёх... этажный, двух... палубный, с...экономить,
с... агитировать, с...узить, с...уметь, пред ...убеждение, с... ездить, под...езд, п...еса,
обез...яна.

1. а)Подобрать синонимы:
Интересный, труд, бояться, Родина, писатель, гиппопотам, аллигатор.

б) Подобрать антонимы:

жить, радость, белый, простой, друг, тёплый, день, мир.

Критерии оценки контрольной работы:
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

19

Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1. Безударные гласные в корне слова:
Сводить, примирение, измерение, объединение, выздороветь, единица, молодой,
нарядиться, одарить, тростинка, укоротить, щебетанье, священник, сумерки, разговор,
увидать друга, цветок увядает, проредить грядку.

Делегат, винегрет, реверанс, вотчина (устар.), вагонетка, сапожник.
1. Правописание гласных после шипящих и Ц:
Ажурный, жёлудь, ожог (руки), пощёчина, чащоба, цыган, циркуль, синицы, корнишон,
мажорный, изжога, цикорий, никчёмный, шоколад, печёнка, жюри, парашют, щит,
печёные, чёрт.

1. Правописание приставок:
а) пре- при

приморский, приоткрыть, преградить, прервать, препятствие, преследовать,
приключение, приоритет, президент, президиум, присоединить, приусадебный,
преувеличение, прекрасный.

б) С- 3
бессильный, безвкусный, бесценный, беззлобный, восстановление, воздержаться,
бесформенный, рассвет, расцвет, воскликнуть.
1. Правописание личных окончаний глаголов:
Он клеит, он дышит, он пилит, он лает, он капает, они борются, он спишет, снега
тают, флаги реют, он колышется, гуси плещутся, он скачет

1. Правописание Н и НН во всех частях речи:

Жеваный, кованый, корчёванный, балованный, смышлёный, кошеный, жареный, гусиный,
машинный, мышиный, башенный, соломенный, стеклянная, песчаный, глиняная, писанные
людьми законы, крашенный с вечера забор, станционный, асфальтированный,
рискованный, купленная книга, отвечать путано, сожалеть искренне; говорить
обдуманно, взволнованно.

1. Правописание частицы НЕ:
а) НЕ слитно - раздельно
1. Неработающий механизм требовал ремонта.

2. Разве это неправда?
3. Взгляд его был недружелюбный.
4. Берег был невысок.

5. Эту нелёгкую задачу надо было решить во что бы то ни стало.
6. Это был не большой, а маленький котелок.
7. Несмотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.

ли

8. Она говорила, не смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.

9. неправда, недалёкий, нечем, нестерпимый, недовыполнить; шел, не видя дороги;
делал своё дело невзирая ни на что; играл, не смотря на ноты.

б)НЕ-НИ
ни разу не был в Крыму, ни один из них не приехал, где бы ни был, не мог не знать, не раз я
хотел зайти к ним, куда бы он ни поехал, я ни разу не видел этого явления.

1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) Вследствие сырой погоды уехал, но впоследствии вернулся; необходимо иметь в виду;
ввиду задержки в пути; в течение часа; в течении реки.

б) чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, зато дождь перестал;
спрятался за то здание; я тоже поехал с ними; я сделал то же, что и они.

в) пол-лимона, полдня, пол-арбуза, полкадра, пол-очка, что-нибудь, какой-то, кое-какой,
какой-нибудь
1. Употребление разделительных ъ и ь знаков:

адъютант, субъект, инъекция, дьявол, дьякон, подьячий, почтальон, компаньон,
предъюбилейный, двухъярусный, трёхэтажный, двухпалубный, сэкономить,
сагитировать, сузить, суметь, предубеждение, съездить, подъезд, пьеса, обезьяна.

1. а) Подобрать синонимы:
Интересный - занимательный, увлекательный; труд-работа, боятъся-опасатъся,
страшиться, Родина-отчизна, держава, писатель- автор, художник мысли (слова),
гиппопотам- бегемот, аллигатор-крокодил.

б) Подобрать антонимы:
жить - умереть; радость-печаль, горе, беда;, белый - чёрный; простой- сложный,
непростой; друг-враг, недруг; тёплый - прохладный; день - ночь; мир- война, вражда.

Критерии оценки контрольной работы:

Оценка «5» ставится за работу, в которой допущена одна незначительная ошибка, описка,
исправление.
Оценка «4» ставится за работу, в которой допущены две - четыре ошибки, описка,
исправление.
Оценка «3» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка,
исправление.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка,
исправление.

Раздел 5. Морфология.

21

Проверяемые результаты обучения:идентифицировать самостоятельные и служебные
части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий
разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории
состояния и наречия; глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков; предлогов, частиц и союзов.
Контрольный тест по теме «Морфология»
1. Назовите существительные мужского рода:
A) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
B) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, Тарту, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.

2. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
A) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
B) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
3. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камеи..щик;
Д) табун..щик.

Г) барабан..шик;

4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
A) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
B) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол. .дыни, пол. .метра, пол..километра.
5. На какие разряды делятся имена прилагательные?
A) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
B) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;
6. Качественными называются прилагательные:
A) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в
большей или меньшей степени;
Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;
B) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Г) обозначающие действие предмета;
Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.
7. Укажите относительные прилагательные:
A) грубый, высокий;
Б) городской, детский;
B) удобный, белый;
Г) красный, глупый;

Д) заячий, медвежий.

З.Укажите притяжательные прилагательные:
А) грустный, очередной
Б) медный, стеклянный

В) последний, полный

22

Г) дедов, кошачий
Д) изумрудный, новый
9. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?
A) вовсе (не) строгий
Б) (не) вежлив, а груб
B) далеко (не) удачный ответ
Г) ничуть (не) интересный
Д) совсем (не) интересная книга

Ю.Укажите прилагательное с —Е- в суффиксе:
А) камыш... вый
Б) песц... вый
В) плюш... вый

Г) свинц... вый

Д) еж...вый

П.Укажите прилагательные с -НН-:
A) кожа.. .ый, глиня.. .ый
Б) це.. .ый, оловя.. ,ый
B) нефтя.. .ой, сви.. .ой
Г) песча.. .ый, льня.. .ой
Д) пчели.. .ый, льви.. .ый
12. Укажите прилагательное с суффиксом -к-:
А) январ... ий
Б) француз... ий
В) немец... ий
Г) сибир... ий
Д) гигант... ий
13. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) северо(западный)
Б) выпукло(вогнутые)
В) легко(растворимый)
Г) немецко(русский)
Д) светло(синий)

14. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном
падеже?
A) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
B) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.
15. Как склоняется числительное 50?
A) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;
Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;
B) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти), пятидесяти, пятьдесятью, пятидесяти;
Г) пятьдесят, пятидесятой, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;
Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятых.
16. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей; Б) (ни) чему; В) (ни) за что;
Г) (ни) что; Д) (ни) сколько.
17. Укажите слово с частицей не:
A) н..о чем не жалеть;
Б) н..за что н..про что;
B) и..от кого не ждал;
Г) н..кому написать;
Д) н..с кем договориться
Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 - 79 %

«3» (удовлетворительно)

0-69 %

«2» (неудовлетворительно)

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

в

г

б

г

Д

а

б

г

г

д

б

в

в

б

б

в

Д

23

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

Проверяемые результаты обучения: проверить умения учащихся осознавать структуру
предложения через выражение его в схеме, правильно расставлять знаки препинания в
простых и сложных предложениях по темам:

1. Простые и сложные предложения.

2. Виды сказуемого.

3. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
4. Однородные члены предложения. Знаки препинания.

5. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
6. Обособленные члены предложения.
7. Употребление деепричастий в предложении. Деепричастный оборот.

8. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным
оборотом.
9. Односоставные предложения.

10. Сложноподчиненное предложение.

Контрольная работа

1.3апишите словосочетания в таблицу по видам связи между словами:

Согласование

Управление

Примыкание

Сидел спокойно, играла с ребенком, под голубыми небесами, писала четко, в болотистый
берег, сели за стол, увидел собаку, растет быстро, чистая вода.
2.Определите вид простых односоставных предложений:

1. Люблю тебя, Петра творенье!

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье .

4. Пахнет весною сквозь стёкла .

5. Вам не видать таких сражений!
6. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс.
7. Равнина дорогая и свинцовой свежести полынь.

З.Расставьте запятые, раскройте скобки, вставьте буквы:

24

1) Поворчал он да (не)посмел ослушаться.

2) Всё вокруг и жнивья и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца.
3) После полу(дня) тянет легкий ветерок небо воздух солнце все становится ярче и яснее.

4) Он прошел (в)пустую дли(.. .)ую комнату.
5) Сизый едкий дым колыхался над низким сводчатым потолком и щ(...)пал глаза.

4.Определите тип предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки:
1) Стукнула калитка и на плитках доро(.. .)ки послышались шаги.

2) Пугачев дал знак и меня тот(час) отпустили и оставили.
3) (В)начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

5.Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Употребите, если нужно, тире.

Пословица
1)
Дружба
3)

мудрость народа.

2)Человек есть украшение мира

это прежде всего искренность

4)3лой язык что стрела

5)Умелому воину зима не помеха

б.Определите вид связи придаточного предложения с главным, составьте схему
предложения, расставьте знаки препинания:
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как
1)
будет (не)счастлив отец ежели Андрей уедет (не)помирившись с ним.

7. Расставить знаки препинания
1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые

2) И кони и охотничьи собаки и увлекательные охотничьи журналы и целая коллекция
дорогих охотничьих ружей словом все потрясло воображение

3) Каждый звук шорох птицы шелест упавшего листа кажется громким заставляет
опасливо вздрогнуть
4) Ветер со свистом понесся по степи беспорядочно закружился и поднял такой шум что
из- за него не было слышно ни грома ни скрипа колес

5) Чтобы быть счастливым нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.
Критерии оценки контрольной работы:

7 правильных заданий- оценка «5»
6 правильных заданий - оценка «4»

4-5 правильных заданий - оценка «3»
3 и менее - «2»

25

Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1.

Согласование

Управление

Примыкание

под голубыми небесами

играла с ребенком

Сидел спокойно

в болотистый берег

сели за стол

писала четко

чистая вода

, увидел собаку

растет быстро

2.1 .Люблю тебя, Петра творенье (А. Пушкин)- определенно-личное, сказуемое «люблю»
выражено глаголом.
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Пословица)- Обобщенно-личное. Сказуемое
«не вынешь» выражено глаголом.
3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А.Пушкин) неопределенноличное. Сказуемое «храните» выражено глаголом.

4. Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей) безличное. Сказуемое «пахнет» выражено
глаголом.

5. Вам не видать таких сражений! (М. Лермонтов) безличное. Сказуемое «не видать»
выражено глаголом.
6. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс. (А. Пушкин) назывное.
Подлежащие- все слова, выражены существительными.
7. Равнина дорогая и свинцовой свежести полынь (С. Есенин) назывное. Подлежащее
«равнина» и «полынь» выражены существительным.

3.1) Поворчал он, да не посмел ослушаться.
2) Всё вокруг: и жнивья, и дорога.и воздух сияло от низкого вечернего солнца.

3) После полудня тянет легкий ветерок, небо, воздух, солнце - все становится ярче и яснее.
4) Он прошел в пустую длинную комнату.
5) Сизый едкий дым колыхался над низким сводчатым потолком и щипал глаза.

4.1) Стукнула калитка, и на плитках дорожки послышались шаги.
2) Пугачев дал знак,и меня тотчас отпустили и оставили.
3) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

5.1) Пословица- мудрость народа.

2)Человек есть украшение мира
3) Дружба - это прежде всего искренность

4) 3лой язык что стрела
26

Умелому
5)

воину зима не помеха

1. Пословица - подл, мудрость - сказуемое
2 Человек - подл, украшение - сказ
3. Язык - подл, стрела - сказ
4. Дружба - подл - искренность - сказ
5. Зима - подл, не помеха - сказ
6. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила отом, что она знает, к
ак будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.

7. 1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые
2) И кони, и охотничьи собаки, и увлекательные охотничьи журналы, и целая коллекция
дорогих охотничьих ружей, словом, все потрясло воображение.
3) Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего листа кажется громким, заставляет
опасливо вздрогнуть

4) Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что
из- за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес
5) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.

Раздел 7. Текст. Стилистика речи.

Проверяемые результаты обученияюпределять стиль речи и анализировать тексты
разных стилей, находить в тексте стилистические средства разных уровней языка,

различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка.
Условия выполнения заданий:

1) указать цифрами номер стиля,
2) выписать из текстов отличительные признаки стилей.
1 вариант
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите
отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному;

2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.

ТЕКСТ 1.
О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует
передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой
Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае,
местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до

27

последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не
повреждая кустарников.
ТЕКСТ 2.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных
по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во
фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как
правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
ТЕКСТ 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной
ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами
коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными
учредительными документами.
ТЕКСТ 4.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону - это
диалог, то телефонограмма - это письменная фиксация монолога по телефону,
регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются:
наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием
должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии
передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
ТЕКСТ 5.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал,
потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом
куда-то увезли, - концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

- Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась,
помню.
ТЕКСТ 6.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной,
человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной
нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются
указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить
эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна
быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.
ТЕКСТ 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега
зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и
поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и
соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой,
отразилась в воде.
Функциональные стили речи

2 вариант
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите
отличительные признаки этих стилей:

28

4) официально-деловому;
5) научному.

ТЕКСТ 8.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только
терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация
призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные
погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент
от них не застрахован.
ТЕКСТ 9.
Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного
магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого
энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна.
Мечтал, но не успел...

ТЕКСТ 10.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям
инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции
(более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение
нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата
дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль
предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.
ТЕКСТ 11.
От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным
отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора
веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты,
очень часто прибегали к излюбленному в народе приему - загадыванию загадок.
Г. Науменко.

ТЕКСТ 12.
Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны.
Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля - Луна» и на этой
основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 13.
Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной
ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают
мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д. С. Лихачев
ТЕКСТ 14.
Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса
Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина
«Темные аллеи» сроком на 10 дней.
Е. Петрова

Критерии оценки контрольной работы:

«5» - указаны стили, названы 3 отличительные признака стиля, приведены
примеры(допускается 1 ошибка).
«4» - указаны стили (1 ошибка), названы 3 отличительные признака стиля, приведены
примеры (2 ошибки).
«3» - указаны стили (2 ошибки), названы 3 отличительные признака стиля, приведены
примеры (4 ошибки).
«2» - допущено более ошибок
Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1 вариант
ТЕКСТ 1-3

2 вариант
ТЕКСТ 8-3

ТЕКСТ 2-5

ТЕКСТ 9-3

ТЕКСТ 3^1

ТЕКСТ 10-4

ТЕКСТ 4-5

ТЕКСТ 11-2

ТЕКСТ 5-2

ТЕКСТ 12-5

ТЕКСТ 6-3

ТЕКСТ 13-3

ТЕКСТ 7-2

ТЕКСТ 14-

4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
4.1. Общие положения.

Экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебнойдисциплины
ОУД 01. Русский язык

4.2. Выписка из учебного плана по дисциплине ОУД 01. «Русский язык»

инде
КС

Наимено
вание
дисципл
ины

Форма
промежут
очной
аттестаци
и

Учебная нагрузка обучающихся (час)

Максима
льная

Теоретич
еские

Практич
еские

Самост
.раб.

Экза
мен

Распределен
ие нагрузки
по курсам

1 курс

ОУП
.01

Русский
язык

Экзамен

96

33

47

12

4

1сем
естр

2сем
естр

34

62

Условия
4.3.

выполнения заданий в ходе экзамена

Целью проведения итоговой аттестации является проверка усвоения учебного материала
по русскому языку. Экзаменационные билеты состоят из 3-х вопросов: 2 теоретических и
1 практическое задание.
4.4. Критерии оценки.

Ответы оцениваются по устному ответу студента.
Отметка «5» ставится, если обучающийся творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой .

Отметка «4» ставится, если обучающийся правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и
аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой.

Отметка «3» ставится, если обучающийся допускает ошибки при планировании
выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного
материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу.

Отметка «2» ставится, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение
работы;
не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и
неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу.

4.3.1. Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ОК 01. Решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и
социальным контекстам

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 09. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
4.3.2. Комплект оценочных материалов

В состав комплекта входят задания (экзаменационные билеты) и оценочная ведомость.

РАЗДАТОЧНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (перечень, если
предусмотрены).

1. Орфографические словари
3. Экзаменационный лист

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. ПК________________________________________________________________
2.

_________________________________________________

4.3.3. Теоретические вопросы и практические задания для устного экзамена
Теоретические вопросы:
Фонетика: определение, классификация звуков.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Лексика. Лексическое значение слова
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Орфография: правописание слов с чередующимися гласными в корне.

Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их
употребление.
Орфография: гласные после шипящих и Ц.

Лексика. Лексическое значение слова.
Правописание приставок: пре- и при--, приставки на з и с.

Морфемика: понятие морфемы, типы морфем.
Правописание приставок: гласные ы - и после приставок, употребление ъ после
приставок.

Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных
предложений.
Орфоэпические нормы литературного языка.

Что такое словарь? Основные словари русского языка.

Разборы слов: фонетический, морфемный, словообразовательный.
Стилистика. Типы и стили речи
Что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы?
Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте.

Текст и его структура
Типы предложений. Типы словосочетаний

Что такое профессиональная и специальная лексика.
Что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизм
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий

Фразеологические единицы русского языка и их использование в речи.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.
Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их
употребление.

Словари русского языка: орфографические, толковые, словообразовательные.
Орфоэпические и толковые словари, словарь крылатых фраз, словарь иностранных слов,
словари лексических групп.

Наречие. Слова категории состояния.
Морфемика. Словообразование.
Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных
предложений
Орфография как раздел науки о язык
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Простое осложненное предложение.
Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Предложения с причастными и деепричастными оборотами и знаки препинания в них.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Служебные части речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды числительных.
Построение бессоюзных сложных предложений
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных
предложений.

Причастие как особая глагольная форма.

Стилистика. Типы и стили речи
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Текст, его строение.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.Прямая и
косвенная речь.
Практические задания:

1. Выполните полный словообразовательный разбор слов: скороговорка, субботний,
созывать, пушиночка, расшуметься.
2. Спипш, расставляя пропущенные знаки препинания, и объясни их постановку.

1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит его края.

2) Слова у Пришвина цветут, сверкают: они то шелестят как травы, то бормоч...т как
родники, то пересвистываются как птицы.
3) Сутра поползли серые как дым облака.

3. Спиши, расставь пропущенные знаки препинания, обозначь обособленные
обстоятельства.

Погода (не) смотря на последнюю треть октября стояла отличная. Благодаря отливу
снегов мы легко могли разл...чатъ дорогу. Его рука скользя наталкивается на колючие
клешни рака. Очнувшись и открыв глазаяувид...л себя в тихой и светлой комнате. Я
изумлялся его могучей энергии и юмору и вернувшись в Англию в книге об этой экспедиции
пытался нарисовать его портрет.
4. Найди главные и придаточные предложения, обозначь союзы и союзные слова, которые
присоединяют придаточные предложения к главным. Расставь знаки препинания.

1) А кругом куда пойдешь иль взглянешь только степь да синий дым (в) дали. 2) Там где
сомкнулись трое-четверо вокруг костра идет возня с котелками. 3)0 такой дружбе
которая (не) выдерживает прикосновения правды (не) стоит и ж...летъ.
4) Все то чего к...снется человек оз...рено его душой живою. 5) Место куда мы приехали
было(по) истине очаровательно.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм. Объясните его смысл.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.

6. Спиши, определяя виды связи в сложных предложениях, расставляя знаки препинания и
объясняя их постановку.
1) С этой стороны улицы нужно перейти в переулок который был так узок что если
случайно встретиться в нем двум повозкам в одну лошадь то они уже не могли
разъехаться. 2) Неприятель не хотел верить что он потерял инициативу и что пришел
конец его победоносному шествию. 3) Мы Вулича не понимали но когда он взвел курок и
насыпал на полку пороха то многие невольно вскрикнув схватили его за руки.

7. Обозначь главные и придаточные предложения, расставь знаки препинания.
1) Мы спешили (изо) всех сил как (буд) то за нами кто (то) гнался. 2) Наш пароход
тащили два буксира (не) смотря на то что он сам работал полным ходом. 3) С тем что
(бы) к утру подтянулись резервы командир принял решение пр..кратитъпр..следование до
рассвета.
8 .Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания, и объясни их постановку.

1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит его края.

2) Слова у Пришвина цветут, сверкают: они то шелестят как травы, то бормоч...т как
родники, то пересвистываются как птицы.
3) Сутра поползли серые как дым облака.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм. Объясните его смысл.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.

10. Спиши, определяя виды связи в сложных предложениях, расставляя знаки препинания
и объясняя их постановку.
1) Ночью я почу(?)ствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно
распухшей. 2) С нежностью я вспоминаю эти весенние часы когда солнце садится за
горы и в воздухе еще разлит золотистый свет. 3) Занавес поднялся и как только публика
увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных откликов.
4) Самолеты гудели уже где(то) над самой головой и хотя их (не)было видно точно
черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.

И.Спиши, расставь пропущенные знаки препинания, укажи, чем выражены обособленные
определения.Сж..гаемый беспокойством он устремился вперёд.
Мокрого до последней нитки меня сняли с лошади почти без чу(?)ств.
Он повернулся и ушел, а я ра(с,сс)теря(н,нн)ыйостался стоять на месте.

12. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?
1. птица высокого полёта

З.верста коломенская

2. абсолютный ноль

4. колосс на глиняных ногах

23. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
На ребенке было (одето, надето) теплое пальто

Огурцы были (водные, водянистые)
Обед был (сытым, сытным)
13. Расставь и объясни знаки препинания.
Рассыпавшись по кораблю в своих белых рубашках с широкими воротами открывающими
загорелые шеи матросы моют и скребут палубу.

14. Сделать фонетический разбор данных слов.

Счастье, дождь, сберечь.
15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы:
Соб...рают цветы. Всё зам...рло. Зам...ретъ то восторга. Река забл...стела. Заж...гатъ костёр.
Степьрасст...лается. Опираться на перила. Зап...ретъ дверь. Раст...реть краски. Наш...рать
паркет. Пол бл...стит. Пост...лить ковёр. Прот...ретъ окно. Выж...гатърисунок. Соб...рать
автографы. Изб...рать путь. Зап...ретъ дверь.

16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: Осл...пительный блеск, бл...снуть на солнце,
выр...щенный на коне, расстилаться га лугу, распол...гатъсяу реки, увл...каться теннисом,
выр...слив лесу, предл...житъ книгу, густаяр...стителъностъ, выб...ратъся из леса, бл... стает
серебром, зап...реть дверь, п...рочинный ножик, маленькая п...репелка, зат...ретъ следы,
блистательная победа, р...скошный наряд, насл...ждение от победы.
17. Вставьте пропущенные буквы там, где они необходимы: бал ада, колосалъный, гал ерея,
алея, дискусия, коледж, колега, артилерия, интеллигенция, апарат, трупа,
естес твенный, пьес а, драм а, кавал ерия, акомпанемент, ил юстрация, ил юзия, интелект,
искус_ный, ком ерсант, тераса.
18. Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки: чесный человек, холодное серце,
власныйвзглят, захолусныйгорот, громко свиснуть, опасный перекресток, хороший апетит,
больно хлеснутъ.

19. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание: превалировать, пр_пинания,
пртензия, пр е_редливый, пр следоватъ, прспешник, премник, проткрыть, беспрекословное.

20. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и приставку: бездейное, небез нтересный,
предыдущий, сверх зысканный, меж здательский, от гратъ, взмать, обезд, трех_этажный,
предявитъ, киносемка.

21. Спиши, расставь пропущенные знаки препинания, укажи, чем выражены обособленные
определения.
Сжигаемый беспокойством он устремился вперёд.
Мокрого до последней нитки меня сняли с лошади почти без чу(?)ств.

Он повернулся иушел, а яра(с,сс)теря(н,нн)ыйостался стоять на месте.

22. Обозначьте морфемы: зеленоватый, высь, придорожный, загородный, побережье,
преопаснейший. Выполните полный морфемный разбор слов: подземный, глубь, высота,
поджарка, безоблачный.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.
сред.проф. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2020

2. Баранов М.Т., КостяеваТ.А.,Прудникова А.В. Русский язык. Справочные
материалы.- М.: «Просвещение», 2021
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: учебник для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений - М.:»Просвещение», 2020.
4. Жуков В.П., Жуков А.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.М.: «Просвещение», 2021
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.,2020.
6. Орфографический словарь русского языка // Под ред. Бархударова С.Г., Протченко
И.Ф., Скворцова Л.И.- М.: «Русский язык», 2023.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2021.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.
Учебник для 10-11 кл. общеобразов, учрежд. - М., 2020
3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы:
учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб, заведений. - М., 2022.

4. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4е изд., испр. - М., 2022.

5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2021
6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2021.
7. Громов С.А. Курс практической грамотности по русскому языку.«Московский
лицей».- М.,2021.

8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2020.
9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2023

10. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2021.
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык.- М.: «Высшая школа»,
2021.
12. Светлышева В.Н. Русский язык: справочник для старшеклассников и поступающих
в вузы.- М: «Аст-Пресс школа», 2022.
13. Солганик Г .Я. От слова к тексту. - М., 2021

Итоги экзамена по учебной дисциплине заносятся в экзаменационную ведомость.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.