ОПЦ.06 Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.06 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Профиль получаемого профессионального образования:

технический.

Код и наименование специальности:
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.

Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях

Форма обучения: очная

2023 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Протокол № 1от « '^>> / 6/ 20^^г.
—"^Шабанова М.М.
Подпись
ФИО

________ 20^/ г.

Фонд

оценочных

«Гражданское

средств

население

в

общеобразовательной

противодействии

учебной

распространения

дисциплины
идеологии

терроризма» составлена в соответствии с требованиями к дополнительному

Федеральных

образованию

государственных

образовательных

стандартов,

в

соответствии с Комплексным пла- ном противодействия идеологии терроризма в

Российской Федерации на 2019 - 2023гг.
Фонд

оценочных

«Гражданское

население

средств

в

общеобразовательной

противодействии

учебной

распространения

дисциплины
идеологии

терроризма» предназначена для обучающихся при подготовке специалистов

среднего звена по специальности СПО 20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях
и ориентирована на формирование у них основ антитеррористической идеологии.

Разработчики:
Рецензенты:

преподаватель спец. Дисциплин
ГБПОУ РД

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
1 Л . Пояснительная записка

Фонд оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины
«Гражданское население в противодействии распространения идеологии
терроризма» предназначена для изучения в ГБПОУ РД «Индустриально­
промышленный колледж» реализующего образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов
среднего звена по специальности СПО 20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному
образованию Федеральных государственных образовательных стандартов, в
соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в
Российской Федерации на 2019 - 2023 гг.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью
формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней
политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной
безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и
правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно­
политического экстремизма в современных условиях
1.2.Общаяхарактеристикаучебнойдисциплины

Стратегическая цель заключается в формировании социально-политических
компетенций обучающихся посредством правильного понимания и умения
теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых
понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза,
террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм,
ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и
межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная
безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Кроме
того,
целью
этой
Программы
является
формирование
коммуникативной,
социально-психологической,
социально-правовой,
информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся.
5

Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована
на решение следующих задач.
1. Теоретические задачи:
- понимание основных форм социально-политического насилия (социальнополитическая компетентность);
- знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов
противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач
государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знание задач системного изучения угроз общественной безопасности,
принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов,
методов предотвращения,
нейтрализации
и
надежного
блокирования
их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая
грамотность);
2. Практические задачи:
- умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов
и радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
- знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ
обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
- знание
нормативно-правовой базы
противодействия терроризму
(социально-правовая компетентность);
3. Воспитательные
задачи
(формирование
социально-личностных
компетенций):
- формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности
обучающихся;
- формирование
представления
о
роли
семейного
воспитания
в преодолении негативных этноконфессиональных установок;

1.3. Место учебной дисциплины «Гражданское население в
противодействии распространения идеологии терроризма»в
учебном плане профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального учебного цикла
образовательной программы по профессии

1.4
Результаты
освоения
учебной
дисциплины
«Гражданское население в противодействии распространения
идеологиитерроризма»
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
следующие знания:
б

1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их сущности
и специфики;
2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере
обеспечения безопасности и противодействия террористической угрозе;
3. социокультурных,
религиозных
и
этнических
аспектов
антитеррористической политики, специфики проявления фактора конфессиональной
и этнической принадлежности представителей различных социальных групп в росте
террористической угрозы;
4. основ информационно-психологического воздействия на социум для
формирования антитеррористического сознания и поведения населения, механизмов
и последствий экстремизма и терроризма;
5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в
эффективном противодействии экстремизму и терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.

7

Перечень вопросов и заданий для подготовки к зачету по
дисциплине «Гражданское население в противодействии
распространению
идеологии экстремизма и терроризма »
1. Определение понятия «терроризм»
2. Причины и факторы формирования и развития современного терроризма
3. Структурные элементы идеологии терроризма
4. Разновидности терроризма
5. Сущность и идеология современного международного терроризма
6. Международное сотрудничество в противодействии терроризму
7. Идеология крайнего национализма (шовинизма)
8. Идеология расизма
9. Идеология неонацизма
10. Идеология сепаратизма
11. Идеология ваххабизма
12. Специфика преступных идеологем террористов
13. Факторы, влияющие на формирование идеологии участников
террористических
групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих
14. Понятие, сущность, причины и основные формы «молодежного
экстремизма»
15. Правовые основы и принципы государственной политики в сфере
противодействия терроризму
16. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и
борьбы с
ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
17. Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии
национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года
18. Злоупотребление высокими технологиями как фактор возникновения
Кибер терроризма
19. Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки
Сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов
террора
20. Международные стандарты в области предупреждения преступлений в
информационно-коммуникационной сфере
21. Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения
экспертиз
информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма
8

(включая и материалы из Интернета)
22. Сущность понятия «патриотизм»
23. Патриотизм - ключевой фактор идентичности и сопричастности
учащихся к
истории Родины
24. Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды
толерантности
25. Общечеловеческие ценности и права человека
26. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей
Критерии оценки:
Критерии оценки знаний: точность, полнота, характер интерпретации и
грамотность изложения учебного материала (глубина понимания).
Уровень Оценка Показатели
III отлично - воспроизведение учебного материала с
требуемой степенью точности;
- демонстрация обучающимся знаний в объеме
пройденной программы и дополнительно
рекомендованной литературы;
- грамотное и логически стройное изложение
материала при ответе; приведение примеров,
аналогий, фактов из практического опыта;
II хорошо - наличие несущественных ошибок, уверенно
исправляемых обучающимся после
дополнительных и наводящих вопросов;
- демонстрация обучающимся знаний в объеме
пройденной программы;
- четкое изложение учебного материала;
I удовлетворительно - наличие несущественных ошибок в ответе, не
исправляемых обучающимся;
- демонстрация обучающимся не достаточно
полных знаний по пройденной программе;
- не структурированное, не стройное изложение
учебного материала при ответе;
О неудовлетворительно - наличие существенных (грубых) ошибок в
ответах;
-демонстрация обучающимся частичных знаний
по пройденной программе;
- отсутствие ответа.
9

Критерии оценки умений: точность и полнота.
Уровень Оценка Показатели
III отлично - умение выполняется правильно - в соответствии
с заданными требованиями к содержанию и
алгоритму;
- умение выполнено полностью;
II хорошо - наличие несущественных ошибок при
выполнении умения, самостоятельно
исправляемых обучающимся;
- элементы умения в основном выполнены;
I удовлетворительно - наличие несущественных ошибок при
выполнении умения, не исправляемых
обучающимся;
- элементы умения выполнены частично;
О неудовлетворительно - наличие грубых (существенных) ошибок;
- умение не выполнено.
Показатели оценивания результатов обучения студентов
Критерии оценивания устного ответа на зачете
Оценка Знания, умения, навыки и другие компетенции,
которые должен продемонстрировать студент
Зачтено
На вопросы даны исчерпывающие ответы,
проиллюстрированные наглядными примерами.
Ответы изложены грамотным научным языком, все
термины употреблены корректно, все понятия
раскрыты верно. Выполнено практическое задание.
На вопросы даны в целом верные ответы, но с
отдельными неточностями, не носящими
принципиального характера. Не все термины
употреблены правильно, присутствуют отдельные
некорректные утверждения и грамматические /
стилистические погрешности изложения.
Практическое задание в целом выполнено верно.
Незачтено
Ответы на вопросы отсутствуют либо не
соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для
учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах,
трактуются ошибочно. Практическое задание не
ю

выполнено или сделано неверно.
Приложение 2
Перечень тем и проблемных вопросов для проведения дискуссии
по дисциплине « Гражданское население в противодействии
распространению
идеологии экстремизма и терроризма »
1. Толерантность и ксенофобия: место и роль в современном обществе.
2. Экстремизм и молодежная среда: может ли быть взаимосвязь?
Методические рекомендации по организации дискуссии.
Дискуссия, как публичный спор, является способом выяснения и
сопоставления различных точек зрения. Это поиск, выявление истинного
мнения,
нахождение правильного решения по спорному вопросу. Дискуссия
считается
эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к
тому или
иному выводу. Дискуссия - способ организации совместной деятельности с
целью
интенсификации процесса принятия решений в группе посредством
обсуждения
какого-либо вопроса или проблемы. Она обеспечивает активное включение
студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими
своих
мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой
возможностью
воздействия на установки ее участников в процессе группового
взаимодействия.
Влияние дискуссии на личностное становление студента обусловливается
ее
целостно - ориентирующей направленностью, созданием благоприятных
условий
для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих
точках
зрения на определенную проблему, выбора своей позиции. Дискуссия
формирует
умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих,
уважать
чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения,
п

соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников
обсуждения.
Условия эффективного проведения дискуссии: информированность и
подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом,
привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых
положений;
правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их
единообразное
понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний,
задевающих
личность оппонента; установление регламента выступления участников;
полная
включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней. Для
чего
необходимо:
- привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им
возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
- проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание
ее
обсуждать,
- расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие
общение,
- предоставить каждому студенту возможность высказаться,
- обучать студентов умению вести дискуссию, совместно вырабатывать
правила и нормы групповой коммуникации;
8
В дискуссии особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии,
которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений,
подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по
обсуждаемой
проблеме не должна доминировать, хотя он может выступить в роли
рядового
участника дискуссии, не навязывая студентам свою точку зрения.
Критерии оценки студента в дискуссии
Оценка Критерии
Отлично (5 баллов)
Соответствие выступления теме дискуссии, выделение
основной мысли, логика ясная, четкая,
аргументированное изложение своей позиции, умение
12

обобщать и делать выводы. Форма представления
позиции и аргументов показывает культуру общения,
конструктивная критика мнения собеседника
Хорошо (4 балла)
Позиция в основном сформулирована, подтверждается
аргументами, логичностью изложения. Демонстрирует
культуру общения
Удовлетворительно
(3 балла)
Позиция сформулирована нечетко. Не все аргументы
основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не
всегда поддерживают позицию
Неудовлетворительно
(2 балла)
Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие
аргументов или они не основаны на фактах. Логика
отсутствует. Отсутствие понимания культуры общения

Приложение 3
Темы эссе по дисциплине « Гражданское население в противодействии
распространению идеологии экстремизма и терроризма»
1. Сущность экстремизма и терроризма.
2. Виды терроризма и террористических актов.
3. Специфика религиозно-политического экстремизма.
4. Международный экстремизм и терроризм.
5. Влияние глобализации на рост экстремизма и терроризма.
6. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.
7. Основные виды политического экстремизма.
8. Этнорелигиозные корни современного экстремизма и терроризма.
9. Деструктивность моральных норм экстремизма.
10. Транснациональный характер экстремизма и терроризма.
11. Религиозно-политический экстремизм в мире.
12. Религиозно-политический экстремизм в России.
13 .Пропаганда экстремизма и терроризма в сети Интернет.
14.Экстремизм и терроризм на Северном Кавказе.
15.Экстремизм и терроризм как угроза безопасности России.
16. Профилактика экстремизма и терроризма на Северном Кавказе.
17. Религиозно-политический экстремизм в поликонфессиональном
13

регионе.
18.Экстремизм и терроризм в молодежной среде.
19.Теоретико-правовые основы противодействия экстремизму и
терроризму.
20.Опыт противодействия экстремизму и терроризму в Европе.
Методические рекомендации по написанию эссе.
Эссе - письменная творческая работа, где необходимо провести анализ с
использованием достоверных исторических фактов и сделать вывод,
который
невозможен без знаний описываемого периода. Цель эссе — в сжатом виде
показать
знание конкретного исторического периода. Исторические эссе проверяют
ряд
навыков, включая историческое понимание, интерпретацию и анализ,
планирование,
исследование и письмо.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы,
включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с
использованием
концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках
дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной
проблеме.
Структура эссе.
1. Титульный лист;
2. Введение - суть, актуальность и обоснование выбора данной темы. На
этом
этапе необходимо показать понимание поставленной проблемы и
правильно
сформулировать вопрос, на который следует найти ответ в ходе
исследования.
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и
изложение
основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и
анализа, а
также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и
позиций
10
по этому вопросу.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с
указанием
14

области ее применения.
Эссе должно быть представлено в электронном виде (в текстовом редакторе
MS
Word), объемом не менее 3-х страниц.
Критерии оценивания эссе
Оценка
(баллы) Описание
5 баллов
1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе;
2) деление текста на введение, основную часть и заключение в основной
части;
3) логично, связанно и полно доказывается выдвинутый тезис;
4) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания
основной части;
5) правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные
средства связи;
6) для выражения своих мыслей не пользуется упрощенно-примитивным
языком;
7) демонстрирует полное понимание проблемы, все требования,
предъявляемые к заданию, выполнены
4 балла
1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе;
2) в основной части логично, связно, но недостаточно полно
доказывается выдвинутый тезис;
3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержание
основной части;
4) уместно используются разнообразные средства связи;
5) для выражения своих мыслей студент не пользуется
упрощеннопримитивным языком
3 балла
1) во введение тезис сформулирован нечетко или не вполне
соответствует теме эссе;
2) в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно
логично (убедительно) и последовательно;
3) заключение, выводы не полностью соответствуют содержанию
основной части;
4) недостаточно, или наоборот, избыточно используются средства связи
2 балла
15

1) во введение тезис отсутствует или не соответствует теме эссе;
2) в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы;
3) выводы не вытекают из основной части;
4) средства связи не обеспечивают связность изложения;
5) отсутствует деление текста на введение, основную часть и
заключение;
6) язык работы можно оценить как «примитивный»
О баллов 1) работа написана не по теме;
2) в работе один абзац и больше позаимствован из какого либо источника
11
Приложение 4
Темы рефератов по дисциплине « Гражданское население в
противодействии
распространению идеологии экстремизма и терроризма»
1. Исторические корни и эволюция терроризма.
2. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.
3. Международный терроризм как глобальная геополитическая
проблема современности.
4. Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ
идеологии терроризма.
5. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на
гражданское население.
6. Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм.
7. Кибертерроризм как продукт глобализации.
8. Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих
признаки
идеологии терроризма.
9. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная
часть
патриотизма.
Ю.Общественная безопасность как часть национальной безопасности
Российской
Федерации.
Методические рекомендации по написанию рефератов.
Реферат представляет собой результат работы автора с несколькими
источниками по выбранной теме. Реферат должен быть структурирован, то
есть
содержать титульный лист, введение, основную часть и заключение.
16

Титульный
лист реферата должен содержать название дисциплины, название темы,
Ф.И.О.
автора, курс и номер группы. Во введении должны быть сформулированы
актуальность выбранной темы, цель и задачи работы. Основная часть
должна иметь
несколько разделов. В заключении должны быть представлены основные
выводы
автора по теме реферата.
В реферате обязательно приводится список использованных источников. В
списке использованной литературы должно быть представлено не менее 10
источников, среди которых минимум одна научная статья. Не допускается
наличие в
списке использованной литературы ссылок исключительно на интернетсайты.
Ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в
квадратных скобках приводится номер упомянутого источника (либо в
круглых
скобках фамилия автора) в соответствии со списком использованной
литературы.
Цитаты заключаются в кавычки.
Содержание реферата оценивается по следующим основным критериям:
логичность изложения, критический анализ материала, обоснованность
выводов,
самостоятельность в подборе и интерпретации источников. Не допускается
прямая
переписка текстов из источников без оформления цитат и соответствующих
ссылок.
Реферат должен быть представлен в электронном (MS Word) и
машинописном
виде, объемом не менее 15 страниц, не считая титульного листа (Times New
Roman,
12
14-й кегль, через полтора интервала).
Критерии оценки письменных работ (реферат)
Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен
продемонстрировать студент
Отлично
(5)
Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым
17

к рефератам. Тема письменной работы полностью раскрыта, четко
выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные
выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе
использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится
анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной
литературы.
Хорошо

(4)
Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается
авторская позиция, сформулированы необходимые выводы;
использованы соответствующая основная и дополнительная
литература, а также нормативные правовые акты и другие источники.
Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания
/неточности в части изложения и отдельные недостатки по
оформлению работы.
Удовлетв
орительн
о(3)
Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно,
использовались только основные источники; имеются ссылки на
литературные источники и нормативные правовые акты, однако не
выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал
изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и
необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении.
Неудовле
творитель
но
(2)
Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без
собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные
источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении
работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале.
Содержание работы заимствовано из какого-либо источника.
Приложение 5
Фонд тестовых заданий по дисциплине « Гражданское население в
противодействии распространению идеологии экстремизма и терроризма»
1. Экстремизм это
1 .угроза для гражданского мира, национального согласия и духовной,
18

религиозной
терпимости в обществе и государстве
2. высшая форма проявления терроризма
3. идеология насилия, связанная с устрашением населения
2. Что является крайней формой экстремизма?
A) забастовка
Б) революция
B) терроризм
3. Терроризм - это
A) угроза для гражданского мира, национального согласия и духовной,
религиозной терпимости в обществе и государстве.
Б)идеология насилия, связанная с устрашением населения.
B) массовая несанкционированная демонстрация протеста против того или
иного
решения власти, закона или события в стране или городе.
4. Что является одной из причин возникновения экстремизма?
A) Социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая
выражается в
снижении уровня жизни и качества граждан.
Б) Нежелание граждан работать, получать образование и следовать
принятым
нормам морали.
B) Неэффективная работа спецслужб страны.
5. Репрессивной формой борьбы с религиозно-политическим
экстремизмом '
является
A) ограничение пропаганды экстремистской идеологии
Б) введение режима КТО
B) цензура СМИ
Г) демократизация общества
6. Основной элемент реализации государственной политики в борьбе с
международным терроризмом и религиозно-политическим экстремизмом
A) сотрудничество между российскими спецслужбами и
соответствующими
структурами
иностранных государств
Б) обеспечение национальной безопасности внутри государства
B) усиление боевой мощи государства и мобильности армии
Г) использование экономических и властных ресурсов
19

14
7. Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам
экстремизма и’терроризма является
A) Конституция РФ
Б) Уголовный кодекс РФ
B) Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Г) Гражданский кодекс РФ
8. Федеральный Закон РФ «О борьбе с терроризмом» принят
A) 3 мая 2007 года
Б) 25 июля 1998 года
B) 5 марта 2005 года
Г) 2 мая 2000 года
9. Правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы
с
ним
изложены
A) в Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом»
Б) в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму»
B) в Федеральном законе «Об общественных объединениях»
10. В целях борьбы с политическим терроризмом в России был создан
A) Специальный антитеррористический совет
Б) Антитеррористический комитет
B) Национальный антитеррористический комитет
Г) Российский совет по борьбе с терроризмом
11. СМИ как субъект профилактики религиозно-политического
экстремизма
должны
A) наполнять позитивным смыслом теле- и радиопередачи
Б) соблюдать принципы плюрализма и свободы слова
B) вводить специальные образовательные курсы толерантности
Г) сотрудничать со всеми социальными субъектами
12. С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться
A) образовательные учреждения
Б) религиозные организации
B) правоохранительные органы
Г) общество и государство
13. В радикальном религиозном фундаментализме на первый план
выдвигается
20

A) культурная идентичность
Б) этническое самосознание
B) религиозная идентичность
Г).внутриконфессинальное сотрудничество
15
14. Объектом экстремистской деятельности могут быть
A) отдельные личности
Б) социальные объекты
B) социальные объекты
Г) все вышеперечисленное
15. Какая из данных ниже причин распространения экстремизма является
политической?
A) ксенофобия к иноверцам
Б) возникновение трений между представителями разных конфессий
B) ошибки в национальной политике, допускаемые правительством
Г) экономическая нестабильность
16. Что такое «экстремизм»?
A) способность принимать экстренные меры
Б) приверженность к крайним взглядам
B) приверженность к компромиссам
Г) антирелигиозное течение
17. Что такое «политический экстремизм»?
A) экстремизм, основанный на политической основе
Б) экстремизм, основанный на экономической основе
B) экстремизм, основанный на национальных противоречиях
Г) экстремизм, основанный на расовых противоречиях
18. Религиозный экстремизм основан
A) на межконфессиональных противоречиях
Б) на межэтнических противоречиях
B) на территориальных противоречиях
Г) на социальных противоречиях
19. Что такое «радикализм?
A) политические взгляды и политические действия
Б) направление в культуре
B) религиозное течение
Г) музыкальное направление
20. Фундаментализм это
А) желание преобразований
21

Б) приверженность традиционным устоям
В) критика существующих норм и правил
Г) признание другого мнения
21. Религиозный фанатизм это:
16
A) стремление преобразовать мир на основе насаждения своих культурных
норм
Б) приверженность традиционным устоям
B) критика существующих норм и правил
Г) признание другого мнения
22. Российские законы под идеологией насилия и практикой воздействия на
принятие решения органами государственной власти, органами местного
самоуправления или международными организациями, связанными с
устрашением населения и (или) иными формами противоправных
насильственных действий, понимают
A) терроризм
Б)геноцид
B) этноцид
Г) расизм
23. Определяет основные направления государственной политики в области
противодействия терроризму
A) Президент Российской Федерации
Б) Правительство Российской Федерации
B) Государственная Дума Российской Федерации
Г) Совет Безопасности Российской Федерации
24. Принимает решение в установленном порядке об использовании за
пределами территории Российской Федерации формирований
Вооруженных
сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для
борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против
Российской Федерации либо граждан Российской Федерации
A) Министр обороны
Б) Руководитель Федеральной службы безопасности
B) Председатель Правительства Российской Федерации
Г) Президент Российской Федерации
25. Организует разработку и осуществление мер по предупреждению
терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявление
терроризма
1) Президент РФ
22

2) Правительство РФ
3) Федеральная служба безопасности
4) Министерство обороны
26. При необходимости на определенной территории объявляется уровень
террористической опасности, который устанавливается решением
председателя антитеррористической комиссии в лице
17
A) Председателя Правительства Российской Федерации
Б) Президента Российской Федерации
B) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Г) руководителя Федеральной службы безопасности
27. Национальный антитеррористический комитет был создан в целях
совершенствования государственного управления в области
противодействия
терроризму
A) Постановлением Правительства Российской Федерации
Б) Постановлением Государственной Думы
B) Постановлением Конституционного Суда РФ
Г) Указом Президента РФ
28. Председателем Национального антитеррористического комитета по
должности является
A) Президент РФ
Б) Председатель Правительства РФ
B) Руководитель Федеральной службы безопасности
Г) Руководитель Администрации Президента РФ
29. К основным политическим мерам по предупреждению (профилактике)
терроризма относится
A) совершенствование механизма ответственности за несоблюдение
требований
обеспечения антитеррористической защищенности объектов
террористической деятельности
Б) разрешение социальных конфликтов
B) пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для
мирного
межнационального и межконфессионального диалога
Г) реализация принципа неотвратимости наказания за преступления
террористического характера
30. К основным социально-экономическим мерам по предупреждению
(профилактике) терроризма относится
23

A) совершенствование механизма ответственности за несоблюдение
требований
обеспечения антитеррористической защищенности объектов
террористической деятельности
Б) нормализация общественно-политической ситуации
B) оздоровление экономики регионов Российской Федерации и
выравнивание
уровня их развития
Г) регулирование миграционных процессов
18
31. К основным правовым мерам по предупреждению (профилактике)
терроризма относится
A) регулирование порядка использования информационно­
коммуникационных
систем
Б) улучшение технической оснащенности субъектов противодействия
терроризму
B) осуществление международного сотрудничества в области
противодействия
терроризму
Г) формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия
32. К основным информационным мерам по предупреждению
(профилактике)
терроризма относится
A) сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и
имущественного расслоения и дифференциации
Б) снижение уровня социально-политической напряженности
B) привлечение граждан к участию в противодействии терроризму
Г) разработка мероприятий по обеспечению мест массового пребывания
людей
техническими средствами защиты
33. К основным правовым мерам по предупреждению (профилактике)
терроризма относится
А) совершенствование механизма ответственности за несоблюдение
требований
обеспечения антитеррористической защищенности объектов
террористической деятельности
Б) реализация принципа неотвратимости наказания за незаконный оборот
оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных
24

веществ и
их прекурсоров
В) обеспечение социальной защиты населения
Г) разрешение социальных конфликтов
33. К основным правовым мерам по предупреждению (профилактике)
терроризма
относится
A) совершенствование механизма ответственности за несоблюдение
требований
обеспечения антитеррористической защищенности объектов
террористической
деятельности
Б) пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для
мирного
межнационального и межконфессионального диалога
B) обеспечение социальной защиты населения
Г) реализация принципа неотвратимости наказания за финансирование
терроризма
34. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте
терроризма наступает с
19
A) 12 лет
Б) 14 лет
B) 16 лет
Г) 18 лет
35. Уголовная ответственность за участие в незаконном вооруженном
формировании наступает с
A) 12 лет
Б) 14 лет
B) 16 лет
Г) 18 лет
36. Установите соответствие между органами государственной власти и их
компетенции в области противодействия терроризму: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второгс
столбца.
Органы государственной власти
A) Президент РФ
Б) Правительство РФ
B) высшее должностное лицо субъекта Федерации
25

Г) высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской
Федерации
Компетенции
1) организует обеспечение деятельности федеральных органов
исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления по противодействию терроризму
необходимыми силами, средствами и ресурсами
2) организует в субъекте Российской Федерации принятие мер по
выявлению и
устранению факторов, способствующих возникновению и
распространению
идеологии терроризма
3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной
власти,
руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с
терроризмом
4) координирует деятельность органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по профилактике терроризма, а также по
минимизации
и ликвидации последствий его проявлений
37. Установите соответствие между уровнями террористической опасности
и
их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
20
Уровни
A) повышенный «синий» уровень
Б) высокий «желтый» уровень
B) критический «красный» уровень
Содержание
1) устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной
возможности совершения террористического акта
2) устанавливается при наличии информации о совершенном
террористическом акте
либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу
террористического акта
3) устанавливается при наличии требующей подтверждения информации
реальной
26

возможности совершения террористического акта
38. Физические, химические, биологические и социальные опасности
называются
опасностей
а) субъектами; б) объектами; в) видами; г) источниками.
39. Как проявляется религиозный терроризм:
A) В несогласии с высказываниями в священных писаниях.
Б) В недовольстве количеством религиозных центров и построек в стране.
B)В нетерпимости между представителями различных религиозных
взглядов и
вероисповеданий.
40. В чем суть националистического терроризма:
A) Требование повысить охрану национального богатства.
Б) Недовольство способом реализации национального бюджета.
B) Ненависть на почве национальной принадлежности.
41. Что применяется в технологическом терроризме?
A) Технические средства, такие как танки, автомобили, самолеты и т.д.
Б) Ядерное, химическое и биологическое оружие.
B) Интернет и социальные сети.
21
42. Выберите верный ответ. Организует работу по оказанию медицинской и
иной помощи лицам, пострадавшим в результате террористического акта,
совершенного на территории субъекта Российской Федерации, и лицам,
участвующим в его пресечении, проведение аварийно-спасательных работ,
восстановление нормального функционирования и экологической
безопасности поврежденных или разрушенных объектов в случае
совершения террористического акта на территории субъекта Российской
Федерации
A) Правительство Российской Федерации
Б) Президент Российской Федерации
B) Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
43. В соответствии с законодательством РФ за осуществление
террористической деятельности следует:
A) неотвратимость наказания
Б) освободить от наказания
B) ограничения по военной службе
Г) смертная казнь
44. Выдвигаемые террористами политические требования в ходе ведения
переговоров...
27

A) могут рассматриваться при условии согласования их с руководителем
контртеррористической операции
Б) не должны рассматриваться
B) должны рассматриваться
45. Вред, причиненный при пресечении террористического акта
правомерными
действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в
террористическом
акте, а также вред, вызванный смертью этого лица...
A) подлежит возмещению
Б) нет однозначного ответа
B) возмещению не подлежит
46. Могут ли Вооруженные Силы Российской Федерации применятся для
пресечения международной террористической деятельности за пределами
территории Российской Федерации?
22
A) Нет, не могут
Б) Да, могут
B) Нет однозначного ответа
47. Какой закон устанавливает основные принципы противодействия
терроризму, правовые и организационные основы профилактики
терроризма и
борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма, а также правовые и организационные основы применения
Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом?
A) ФЗ «О противодействии терроризму»
Б) ФЗ «Антитеррористический закон РФ»
B) ФЗ «О безопасности»
48.0 каком понятии идет речь? Состояние защищенности здания, строение
сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей,
препятствующее совершению террористического акта.
A) Контртеррористическая операция
Б) Предупреждение террористического акта
B) Антитеррористическая защищенность объекта (территории)
48. Что относится к одной из организационных основ противодействия
терроризму Президента Российской Федерации:
А) организация разработки и осуществления мер по предупреждению
терроризма и
минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма
28

Б) организация реализации государственной политики в области
противодействия
терроризму на территории субъекта Российской Федерации
В) определение основных направлении государственной политики в
области
противодействия терроризму
49. К понятию террористическая деятельность не относится:
A) подстрекательство к террористическому акту
Б) пропаганда идей терроризма, распространение материалов или
информации,
призывающих к осуществлению террористической деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления
такой
деятельности
B) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке
или
реализации террористического акта
Г) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование
террористического акта (борьба с терроризмом)
23
50. Кто (что) согласно ФЗ №35-Ф3 организует и проводит в
муниципальных
образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по
разъяснению
сущности терроризма и его общественной опасности, а также по
формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе
путем
распространения информационных материалов, печатной продукции,
проведения разъяснительной работы и иных мероприятий:
A) Органы местного самоуправления
Б) Правительство Российской Федерации
B) Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской
Федерации
Г) Вооруженные Силы Российской Федерации
51. Выберите неверный ответ. На территории (объектах), в пределах
которой
(на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на
период проведения контртеррористической операции допускается
29

применение
следующих мер и временных ограничений:
A) ограничение прав и свобод физических лиц, проживающих в пределах
территории, на которой введен правовой режим контртеррористической
операции
Б) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих
контртеррористическую
операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения
и на
принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения
организаций
независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по
борьбе с
терроризмом
B) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а
также
отбуксировка транспортных средств
Г) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации,
передаваемой по
каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на
каналах
электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления
информации об
обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его
подготовивших и
совершивших, и в целях предупреждения совершения других
террористических
актов
52. Главный способ финансирования террористической деятельности
A) криминальная деятельность
Б) банковские вложения
B) частные пожертвования
Г) правительственные ассигнования.
24
Критерии оценки тестовых заданий:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если студент верно ответил на
85100% заданий
- оценка «хорошо» - на 75-84% заданий
30

- оценка «удовлетворительно» - 60-74% заданий
- оценка «неудовлетворительно» - менее 60% правильных ответов.

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

3. Список литературы и интернет ресурсов
Перечень литературы:
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на
расширенном заседании Совета Безопасности России: [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
Государственная программа Правительства РФ «Информационное
общество» (2011-2020 гг.).
Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена
президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации»; «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»; «Об участии в международном
информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности
государственных
органов
и
органов
местного
самоуправления».
Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.:
Республика, 2014.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по
противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня
2008 г. № 170.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №
690).

31

9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с
терроризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30
июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» с новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ,
от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от 03.05.2011.
11. Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения
информационно-пропагандистских кампаний антитеррористической и
антиэкстремистской направленности [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
12. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский
антитеррористический опыт? [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=l 1605285
13. Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР:
симбиоз, порожденный новым’ информационным режимом XXI в.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-joumal.ru/besop-st421.html
14. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/kiberl.htm
15. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm
16. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма [Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www. crime­
research. org/library/Gol tem3 .htm
17. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в
современных условиях [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm
18. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.html

32

33



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.