МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин
Квалификация выпускника: техник-технолог
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2023 г.
1
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД .01. Русский язык по
специальности 21,02,02 Бурение нефтяных и газовых скважин"
разработана на основе требований:
- Приказ Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631) профиля получаемого
образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
«Русский язык»............................................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины........................................ 8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины........................... 16
4. Контроль
и
оценка
результатов
освоения
общеобразовательной
дисциплины............................................................................................................17
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»
1.1. Место дисциплины
образовательной программы
в
структуре
основной
профессиональной
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии
с ФГОС
по специальности 21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин
1.2.
1.2.1.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения
в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
4
Код и наименование
формируемых компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)1
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
взаимодействовать и работать в самоопределению;
высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые
коллективе и команде
-овладение
навыками учебно-исследовательской,
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных
проектной и социальной деятельности;
монологических высказываний - не менее 100 слов, объем
Овладение универсальными
диалогического высказывания - не менее 78 реплик); уметь
коммуникативными
выступать
публично,
представлять
результаты
учебно
действиями:
исследовательской и проектной деятельности; использовать
б) совместная деятельность:
образовательные
- понимать и использовать преимущества командной и информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
индивидуальной работы;
решения учебных задач;
- принимать
цели
совместной
деятельности, - сформировать представления об аспектах культуры речи:
организовывать и координировать действия по ее нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
достижению: составлять план действий, распределять системы знаний о номах современного русского литературного
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты языка и их основных видах (орфоэпические, лексические,
совместной работы;
грамматические, стилистические; уметь применять знание норм
- координировать и выполнять работу в условиях современного русского литературного языка в речевой практике,
реального,
виртуального
и
комбинированного корректировать устные и письменные высказывания; обобщать
взаимодействия;
знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в применять правила орфографии и пунктуации в практике письма;
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и уметь работать со словарями и справочниками, в том числе
воображение, быть инициативным
академическими словарями и справочниками в электронном
Овладение
универсальными
регулятивными формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета
действиями: г) принятие себя и других людей:
в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой
- принимать мотивы и аргументы других людей при сферах общения, в
повседневном общении,
интернетанализе результатов деятельности;
коммуникации.
5
OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
В области эстетического воспитания:
- сформировать представления о функциях русского языка в
- эстетическое отношение к миру, включая эстетик} современном мире (государственный язык Российской
быта, научного и технического творчества, спорта Федерации, язык межнационального общения, один из
труда и общественных отношений;
мировых языков); о русском языке как духовно
- способность
воспринимать
различные
виды нравственной и культурной ценности многонационального
искусства, традиции и творчество своего и других народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
народов, ощущать эмоциональное воздействие истории, языка и личности; об отражении в русском языке
искусства;
традиционных
российских
духовно-нравственных
- убежденность в значимости для личности и ценностей; сформировать ценностное отношение к
общества отечественного и мирового искусства, русскому языку;
этнических культурных традиций и народного - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
творчества;
видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать
- готовность к самовыражению в разных видах и комментировать основную и дополнительную, явную и
искусства, стремление проявлять качества творческой скрытую
(подтекстовую)
информацию текстов,
личности;
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
Овладение
универсальными
логико-смысловые отношения между предложениями в
коммуникативными
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых
действиями:
типов; тексты научного, публицистического, официально-
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
развитию;
приемы
информационно-смысловой
переработки
В области ценности научного познания:
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
- сформированность
мировоззрения, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения соответствующего современному уровню развития 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного
науки и общественной практики, основанного на текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
диалоге культур, способствующего осознанию своего вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
места в поликультурном мире;
другое);
- совершенствование языковой и читательской - обобщить знания о языке как системе, его основных
культуры как средства взаимодействия между единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
людьми и познания мира;
эасширение объема используемых в речи грамматических
б
осознание ценности научной деятельности, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
готовность
осуществлять
проектную
и стили, язык художественной литературы), различной жанровой
исследовательскую деятельность индивидуально и в принадлежности;
сформированность
представлений
о
формах
группе;
существования национального русского языка; знаний о признаках
Овладение
универсальными
учебными литературного языка и его роли в обществе;
познавательными действиями:
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной
б) базовые исследовательские действия:
речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально
владеть навыками учебно-исследовательской и деловой),
языке
проектной деятельности, навыками разрешения художественной литературы; совершенствование умений распознавать,
проблем;
анализировать и комментировать тексты различных функциональных
способность и готовность к самостоятельному разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык
поиску методов решения практических задач, художественной литературы);
применению различных методов познания;
- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского
7
2.
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
96
в т.ч.
1. Основное содержание
96
в т. ч.:
теоретическое обучение
33
практические занятия
39
самостоятельная работа
12
2. Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
8
теоретическое обучение
2
практические занятия
6
Промежуточная аттестация (экзамен)
4
2.2.
Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное),
Объем
Формируемые
тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
компетенции
1
2
3
4
12
ОК 05
ОК 05
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные функции Основное содержание
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
языка в современном
обществе
2
гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление.
Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития
языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном
Тема 1.2 Происхождение
русского языка.
обществе
Основное содержание
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования
2
ОК 05
2
Индоевропейская языковая русской лексики
семья. Этапы формирования Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.
русской лексики
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов
2
9
Тема 1.3. Язык как
система знаков
Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и
ОК 05
2
грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней
Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, мо]рфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков:
орфоэпия
2
42
ОК 04; ОК
ОК 04; ОК
2
позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные
и
акцентологические).
Основные
правила
произношения
гласных,
согласных
звуков.
Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы
Практические занятия:
Практическая работа. Орфография.
Безударные гласные
в корне слова:
проверяемые,
непроверяемые, чередующиеся
Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и
словообразование
служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические
4
ОК 04; ОК
2
способы словообразования.Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.
4
Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на -З(-С),
ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок
10
Тема 2.3. Имя
Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
существительное как часть
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
речи.
ОК
2
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
2
Правописание сложных имен существительных.
Тема 2.4. Имя прилагательное Основное содержание
ОК
04; ОК
как часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные,
2
относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая
форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя числительное Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
как часть речи.
2
ОК
3
собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр.
1
Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.
11
Основное содержание
Тема 2.6. Местоимение как Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное
часть речи.
ок
2
НЯПИГ.ЯИИР МРГТОИИРИИЙ_________________________________________________________________________________________ __ __________________ _
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами
2
НЕиНИ
Тема 2.7. Глагол как Основное содержание
ОК 04; ОК 05
4
часть речи.
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива
(прошедшего времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Тема 2.8. Причастие и Основное содержание
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные
деепричастие как
особые формы глагола формы причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.
2
ОК 04; ОК 05
2
2
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.
12
Тема 2.9. Наречие как
Основное содержание .Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические
ОК 04;
2
часть речи. Служебные функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
части речи.
Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и
способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.
Сочинительные и подчинительные союзы
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи
2
(знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных
предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.
18
Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании:
ОК 04; ОК
05; ОК 09
ОК 04;
2
согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное
предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование
сказуемого
с
подлежащим.
Односоставные
предложения.
Неполные
предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении. Разбор словосочетаний
4
13
Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание. Второстепенные члены предложения (определение, приложение,
члены предложения.
2
ОК 04;
обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными
членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с
обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и
др.).
Условия обособления определений,
приложений,
обстоятельств.
Поясняющие и
уточняющие члены как особый вид обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
4
Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки
Тема 3.3. Сложное
предложение
препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях, обращениях
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению
ОК 05;
2
(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное
предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой
речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи
Практические занятия:
4
Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки
препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при
диалогах. Правила оформления цитат
14
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
8
Профессионально-ориентированное содержание
Практические занятия:
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности.
2
социальной и
Тема 4.2.
Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание
Коммуникативный аспект Практические занятия: Возможности лексики в различных функциональных стилях.
Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
культуры речи.
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы)
Тема 4.3. Деловой стиль
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК4.1.; 4.4
ОК 04; ОК 05; ОК
пп
ОК 04; ОК 05; ОК
2
Профессионально-ориентированное содержание
ОК 04; ОК 05; ОК
09
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды
2
деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности
Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Самостоятельная работа.
2
12
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая
роль
инфинитиваЛредложения
с
однородными
членами
и
их
функции
в
речи.Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
Работа с текстами. Подготовка докладов. Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего
4
96
15
3.
3.1.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Эффективность
преподавания
курса
русского
языка
зависит
от
наличия
соответствующего
материально-технического
оснащения.
Это
объясняется
особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической
направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов
оценочных средств, экзамена и др.);
- технические
средства
обучения
(персональный
компьютер
с
лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в
локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2.
Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. -М., 2021.
2. НТ.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2021
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах. -М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2021.
б.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2021.
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4е изд., испр. - М., 2006.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
7. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
1.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
2.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
4.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. -М., 2001.
5.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
6.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
7.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
8.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
10.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.,2001.
11.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
12.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико
грамматическими формами. - М., 2002.
13.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
15.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. -М„ 2006.
16.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
17.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
18.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
19.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
20.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
Интернет - ресурсы:
1. http://www. gramota.ru
2. http://www.uchportal.ru/
3.
4.
5.
6.
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
^КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и задания
Устные и письменные упражнения и задания;
практические занятия тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания;
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
других народов;
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
компоненты, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно зависимости от коммуникативной задачи;
реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания;
орфографические и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
современного русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальных
нормы речевого поведения в социально
заданий
культурной, учебно-научной, официально
деловой сферах общения
извлекать необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и задания;
различных
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текстов, справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальных
массовой
информации,
в
том
числе заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и задания;
монологические и диалогические высказывания использовать основные виды чтения
различных типов и жанров в учебно-научной (ознакомительно-изучающее,
(на материале изучаемых учебных дисциплин), ознакомительно-реферативное и др.) в
социально-культурной и деловой сферах зависимости от коммуникативной задачи;
общения;
применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические
и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать
основные
информационной переработки
письменного текста;
приемы
устного и
Устные и письменные упражнения и задания;
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Диктант Устный и письменный опрос,
тестовые задания, контрольное тестирование,
словарный диктант, различные письменные
задания, контрольная работа
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
различные письменные задания, контрольная
работа