ОУП.08 География

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.08 География

Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин

Квалификация выпускника: техник - технолог
Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 2

2023 г.

1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.08 География
разработана на основе требований:
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования утвержденного Приказ Минпросвещения России от
15.09.2022 N 836 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования»;
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
Разработчикидреподаватель ГБПОУ РД «Индустриально промышленный колледж»

Х.А.Ахмедова

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «География»

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

5. Информационное обеспечение обучения

з

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО ОУП.08 География.
Общеобразовательная

дисциплина

«География»

является

обязательной

частью

общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.

1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о
целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать

глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,

социально-экономических,
геоэкологических
процессов
и
явлений;
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством
ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в
целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и
культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в
практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических

методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и
применение географической информации, включая географические карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание

географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного
развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,

телекоммуникаций и простого общения.

1.1.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК :

4

Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

1

Планируемые результаты
Общие1

Дисциплинарные1

- понимать роль и место современной географической науки в
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества:
приводить примеры проявления
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной
деятельности глобальных проблем, в решении которых принимает участие
технологической и социальной направленности, современная географическая наука, на региональном уровне, в
способность инициировать, планировать и разных странах, в том числе в России; определять роль
самостоятельно выполнять такую деятельность; географических наук в достижении целей устойчивого развития;
интерес
к
различным
сферам - освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
познавательными действиями:
народонаселения); выбирать и использовать источники
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и географической информации для определения положения и
актуализировать проблему, рассматривать ее взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или пространстве;
основания для сравнения, классификации и
сформировать
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях
обобщения;
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
- определять цели деятельности, задавать
географические процессы и явления и распознавать их
параметры и критерии их достижения;
проявления в повседневной жизни; использовать знания об

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать

соответствие

результатов
„

целям,

оценивать риски последствии деятельности;
- развивать креативное мышление
при
_
решении жизненных проблем
„ _
„
б) базовые исследовательские действия:

_

- владеть
навыками
учебно„
исследовательской и проектной деятельности,
_
навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждении, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их использования
в
познавательной и социальной практике

сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
и

процессов;

между

проводить

процессов

объектов,

и

размещением

явлениями;

и

населения,

природно-ресурсным

и

между

геоэкологическими

природными

между

капиталом

взаимосвязи

устанавливать

социально-экономическими

процессами

географических

классификацию

явлений;

природными

и

условиями

и

условиями

и

отраслевой

структурой

хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на
основе использования географических знаний;

- владеть географической терминологией и системой базовых
географических

понятий,

умение

социально-

применять

экономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах

экологических

аспекты

проблем

проблем:

взаимодействия

описывать
природы

географические
и

общества;

приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных проблем;

6

OK 02. Использовать

современные

В области ценности научного познания:

средства

поиска, анализа и

соответствующего

интерпретации
информации,

развития

и

мировоззрения,

сформированность

науки

основанного

и
на

современному

уровню

общественной

практики,

диалоге

культур,

- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
технологии
для поликультурном мире;
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
выполнения
задач
- совершенствование языковой и читательской
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
профессиональной
культуры как средства взаимодействия между
народонаселения); выбирать и использовать источники
деятельности
людьми и познания мира;
географической информации для определения положения и
- осознание ценности научной деятельности,
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
готовность
осуществлять
проектную
и
положение и взаиморасположение географических объектов в
исследовательскую деятельность индивидуально
пространстве;
и в группе;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
Овладение универсальными учебными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
познавательными действиями: в) работа с
изменениями в результате воздействия природных и
информацией:
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
- владеть навыками получения информации из
наблюдений;
выбирать
форму
фиксации
результатов
источников
разных
типов,
самостоятельно
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
результатам наблюдения;
интерпретацию информации различных видов и
- сформировать умения находить и использовать различные
форм представления;
источники географической информации для получения новых
- создавать тексты в различных форматах с
знаний о природных и социально-экономических процессах и
учетом назначения информации и целевой
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
прогнозирования: выбирать и использовать источники
представления и визуализации;
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и
информационные

способствующего

осознанию

своего

места

в

7

оценивать достоверность, легитимность показатели, характеризующие географические объекты, процессы
информации, ее соответствие правовым и и явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую информацию
морально-этическим нормам;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении самостоятельно находить, отбирать и применять различные
когнитивных,
коммуникативных
и методы познания для решения практико-ориентированных задач;
организационных
задач
с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
OK 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания: - владеть умениями географического анализа и интерпретации
реализовывать
- сформированность нравственного сознания, информации из различных источников: находить, отбирать,
собственное
этического поведения;
систематизировать информацию, необходимую для изучения
профессиональное
и - способность оценивать ситуацию и принимать географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
личностное
развитие, осознанные решения, ориентируясь на
и России, их обеспеченности природными и человеческими
предпринимательскую
морально-нравственные нормы и ценности;
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
деятельность
в - осознание личного вклада в построение представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
профессиональной сфере, устойчивого будущего;
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
использовать знания по
- ответственное отношение к своим родителям и формулировать выводы и заключения на основе анализа и
финансовой грамотности в (или) другим членам семьи, созданию семьи на интерпретации
информации
из
различных источников
различных жизненных
основе
осознанного
принятия
ценностей географической
информации;
критически
оценивать
и
ситуациях
семейной жизни в соответствии с традициями интерпретировать информацию, получаемую из различных
народов России;
источников; использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практико8

Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;

9

- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
- социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности - владеть географической терминологией и системой базовых
OK 04.
географических понятий, умение применять социальнои самоопределению;
Эффективно
навыками
учебно экономические понятия для решения учебных и (или) практико­
взаимодействовать
и -овладение
работать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной ориентированных задач;
деятельности;
команде
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

1

осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
- освоить и применить знания о размещении основных
В области эстетического воспитания:
OK 05.
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая географических объектов и территориальной организации
письменную
эстетику быта, научного и технического природы и общества (понятия и концепции устойчивого
коммуникацию
на творчества, спорта, труда и общественных развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
государственном
языке отношений;
Российской Федерации с - способность воспринимать различные виды географической информации для определения положения и
учетом
особенностей искусства, традиции и творчество своего и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
социального
и других народов, ощущать эмоциональное положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
культурного контекста
воздействие искусства;
сформировать
систему
комплексных
социально
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, ориентированных географических знаний о закономерностях
этнических культурных традиций и народного развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и распознавать их
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
искусства, стремление проявлять качества
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
творческой личности;
1

Овладение универсальными коммуникативными объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
действиями:
процессами и явлениями; между природными условиями и
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах размещением
населения, между природными условиями и природно-ресурсным
жизни;
- распознавать невербальные средства общения, капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
понимать
значение
социальных
знаков, формулировать и/или обосновывать выводы на основе
распознавать
предпосылки
конфликтных использования географических знаний;
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
осознание
обучающимися российской - понимать роль и место современной географической науки в
OK 06.
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
гражданской идентичности;
Проявлять гражданскопроблем
человечества:
приводить примеры проявления
целенаправленное
развитие внутренней
патриотическую позицию,
позиции личности на основе духовно­ глобальных проблем, в решении которых принимает участие
демонстрировать
осознанное поведение на нравственных ценностей народов Российской современная географическая наука, на региональном уровне, в
основе
традиционных Федерации, исторических и национально­ разных странах, в том числе в России; определять роль
культурных традиций, формирование системы географических наук в достижении целей устойчивого развития;
общечеловеческих
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
ценностей, в том числе с значимых ценностно-смысловых установок,
мировоззрения, информации из различных источников: находить, отбирать,
учетом
гармонизации антикоррупционного
экологической
культуры, систематизировать информацию, необходимую для изучения
межнациональных
и правосознания,
способности ставить цели и строить жизненные географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
межрелигиозных
и России, их обеспеченности природными и человеческими
планы;
отношений, применять
В части гражданского воспитания:
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
стандарты
- осознание своих конституционных прав и представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
антикоррупционного
обязанностей, уважение закона и правопорядка; диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
поведения
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации
из
различных
источников
1

традиционных

принятие

общечеловеческих

национальных,

гуманистических

и

противостоять
национализма,

экстремизма,

по

дискриминации

информацию,

получаемую

оценивать

из

и

интерпретировать

различных

источников;

социальным,

идеологии для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
ксенофобии, - сформировать умения применять географические знания для
религиозным,

объяснения

расовым,национальным признакам;

изученные

- готовность

процессы

вести

критически

использовать различные источники географической информации

демократических ценностей;
готовность

информации;

совместную деятельность в

разнообразных

явлений

социально-экономические
и

явления;

объяснять

и

процессов:
и

объяснять

геоэкологические

географические

особенности

интересах гражданского общества, участвовать в стран с разным уровнем социально-экономического развития,
самоуправлении
в
общеобразовательной включая особенности проявления в них глобальных проблем

организации и детско-юношеских организациях;

человечества; использовать географические знания о мировом

социальными хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
институтами в соответствии с их функциями и природы и общества для решения учебных и (или) практико­
ориентированных задач;
назначением;

- умение

с

взаимодействовать

- готовность

к

и

волонтерской

российской

гражданской

гуманитарной

деятельности;
патриотического воспитания:

- сформированность

идентичности, патриотизма, уважения к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, свой язык и

культуру,

настоящее

и

прошлое

многонационального народа России;
- ценностное

отношение

к

государственным

символам, историческому и природному наследию,

памятникам,

традициям

народов

России,

достижениям России в науке, искусстве, спорте.

1

- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности
OK 07. Содействовать В области экологического воспитания:
сформировать
систему
комплексных
социально
сохранению окружающей - сформированность экологической культуры, ориентированных географических знаний о закономерностях
понимание влияния социально-экономических развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
среды,
процессов на состояние природной и социальной географические процессы и явления и распознавать их
ресурсосбережению,
применять знания об
среды,
осознание
глобального
характера проявления в повседневной жизни; использовать знания об
изменении
климата, экологических проблем;
основных географических закономерностях для определения и
- планирование и осуществление действий в сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
принципы бережливого
производства, эффективно окружающей среде на основе знания целей и процессов; проводить классификацию географических
устойчивого развития человечества;
действовать
объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
1

в

ситуациях

чрезвычайных

активное неприятие действий, приносящих вред явлениями; между природными условиями и размещением населения,

окружающей среде;
умение

между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и

прогнозировать

экологические

последствия

неблагоприятные отраслевой

действий, предотвращать их;

направленности;

исследовательской,
деятельности;

умениями

информации

навыками
проектной

выводы

хозяйства
на

основе

стран;

формулировать

и/или

использования географических

знаний;

- расширение опыта деятельности экологической - владеть

овладение

структурой

предпринимаемых обосновывать

и

из

географического

различных

учебно­ систематизировать

интерпретации

находить,

источников:

информацию,

и

анализа

необходимую

для

отбирать,
изучения

социальной географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,

хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в
различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать выводы и заключения
на основе анализа и интерпретации информации из различных

источников географической информации; критически оценивать и

интерпретировать

источников;
информации

различные

использовать

для

решения

из

получаемую

информацию,

источники

учебных

и

различных

географической

(или)

практико­

ориентированных задач;

- сформировать
объяснения

умения

применять

разнообразных

явлений

географические
и

процессов:

знания

для

объяснять

изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и

явления; объяснять географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития, включая особенности

проявления в них глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия

1

природы и общества для решения учебных и (или) практико­
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
OK 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному - освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
развитию;
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения, развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
соответствующего
современному уровню народонаселения); выбирать и использовать источники
развития науки и общественной практики, географической информации для определения положения и
основанного
на
диалоге
культур, взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
способствующего осознанию своего места в положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской - владеть географической терминологией и системой базовых
культуры как средства взаимодействия между географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практико­
людьми и познания мира;
ориентированных задач;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную и - владеть умениями географического анализа и интерпретации
исследовательскую деятельность индивидуально информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
и России, их обеспеченности природными и человеческими
познавательными действиями: б) базовые
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
исследовательские действия:
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
1

- владеть навыками учебно-исследовательской и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
проектной деятельности, навыками разрешения информации из различных источников географической
информации; критически оценивать и интерпретировать
проблем;
получаемую
из
различных
источников;
- способность и готовность к самостоятельному информацию,
использовать
различные
источники
географической
информации
поиску методов решения практических задач,
для решения учебных и (или) практике-ориентированных задач;
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению - сформировать умения применять географические знания для
нового
знания,
его
интерпретации, объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
социально-экономические
и геоэкологические
преобразованию и применению в различных изученные
процессы
и
явления;
объяснять
географические
особенности
учебных ситуациях, в том числе при создании
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, включая особенности проявления в них глобальных проблем
владение научной терминологией, ключевыми человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск природы и общества для решения учебных и (или) практико­
переноса средств и способов действия в ориентированных задач;
профессиональную среду

1

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах*
39

в т. ч.:

Основное содержание

39

в т. ч.:
теоретическое обучение

19

практические занятия

18

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

21

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
компетенции

3

4

1

ОК 01.
ОК 02.

Введение

Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их
критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала

политическая карта Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и
их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире

Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Содержание учебного материала

1

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.

1

22

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Тема 1.2. География Теоретическое обучение
мировых природных Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
ресурсов
природных ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)»
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
Тема 1.3. География Содержание учебного материала
населения мира
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие

Объём
часов

1

1
1

Формируемые
компетенции

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК

01.
02.
03.
05.
06.
07.

1

ОК 01.
ОК 02.

1

23

Наименование
разделов и тем

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и
его современные особенности. Современные особенности развития мирового
хозяйства.
Социально-экономические модели
стран.
Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
№
5:
«Сравнительная
характеристика
ведущих
факторов
размещения
производительных

Объём
часов

1

1

1

^Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный
баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,
угольная
промышленность
мира.
Альтернативные
источники
энергии.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК4...

1

24

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения

часов

компетенции

Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и
животноводства
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов
мира. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских,
образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Особенности
современной торговли услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»

1

1

1

1
1

1

25

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной
и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природно­
ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского
хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Тема 2.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии

Объём
часов
1

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

1

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

26

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

Объём

Формируемые

разделов и тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
их территориальная структура
Практическое занятие

часов

компетенции

Тема 2.3. Африка

№11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно­
ресурсного потенциала и особенности населения Африки

1

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. ^Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала

Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. * Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады

27

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Население
Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
* Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие

№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Океания
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6. Россия в Содержание учебного материала
современном мире Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в
мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России
Практические занятия

Объём
часов
1

Формируемые
компетенции

2

1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

28

Наименование

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Теоретическое обучение
Классификация
глобальных проблем. Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
Глобальные
прогнозы,гипотезы и процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных
общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
проекты
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. *Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
Всего

разделов и тем

Объём

Формируемые

часов

компетенции

2

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

2ч
39 ч

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных,
практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.

29

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: наличия учебного кабинета «Гуманитарных и
3.1,

социальных дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории;
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира

• контурные карты

• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие
фильмы:
«Глобальное

потепление»,

«Транссибирский

экспресс»,

«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.2.

Информационное обеспечение реализации программы

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с

момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

30

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.
ОК 07.

ОК 09.

Раздел/Тема

Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Темы 1.1.Д.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1,Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Тема 1.1.

Тип оценочных мероприятий

тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты оценка
составленных презентаций по
темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования

31

5. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:

1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М.: Просвещение, 2021.
4. ХоминаВ.Н. География Юкл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.: Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11 кл. - М.:
Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023.— 362 с.—
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата
обращения: 28.08.2023). 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.: Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред. В.П.
Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир,
2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А. Наумов, В.
Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл. - М.: Дрофа
-ДиК, 2021.

32



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.