ПОО. 01 РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОО. 01 РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)

Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности:

21.02,02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»
Квалификация выпускника: Техник-технолог

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1.

2023 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ПОО.01.Родной язык
(русский ) по специальности 21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»
разработана на основе требований:
-Приказа
Минпросвещения
России
от
15.09.2022
N
836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015г. №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Родной язык (русский)»............................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины................................ 9
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины.................14
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ..15

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Родной язык (русский)»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

Общеобразовательная дисциплина «Родной язык (русский)» входит в
общеобразовательный цикл основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин"

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Родной язык (русский)»
направлено на достижение следующих целей:

• углубление знаний обособенностях функционирования русского языка и способах
осуществления эффективной коммуникации в личностно и профессионально актуальных
сферах, формирование умений и навыков, связанных с разными аспектами употребления
языка (лингвостилистический и коммуникативно-риторический аспекты);

• постижение значимости русского языка для обеспечения диалога культур, единства
многонационального и многоязычного народа Российской Федерации (межкультурный
аспект).

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
В рамках освоения программы дисциплины студенты достигают дисциплинарных
результатов базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 05

Образовательные результаты ОД «Родной язык (русский)» в соответствии с ФГОС
СПО и на основе ФГОС СОО

кОД
и
[аименован
ie
юрмируем
IX
юмпетенци
(
Ж
04.
)ффективно
заимодейств
вать
и
аботать
в
оллективе и
оманде

Общие

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
совершенствовать
умения
аудирования,
1) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий, распределять роли с учетом
мнений
участников
обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу
в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
2) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других
людей
при
анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир
с позиции другого человека

- совершенствовать умения аудирования, чтения,
говорения
и
письма,
обеспечивающих
эффективное взаимодействие в ситуациях
формального и неформального межличностного
и межкультурного общения, умения свободно
общаться на родном языке в различных формах
и на разные темы; использовать языковые
средства в соответствии с ситуацией и сферой
общения
- развивать культуру владения родным языком с
учётом его функциональных возможностей;
свободное использование активного словарного
запаса, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии родного
языка;
совершенствовать умения использовать
правила речевого этикета на родном языке в
различных сферах общения, включая интернеткоммуникацию

Ж
05.
)существлят
устную и
исьменную
оммуникаци
)
на
осударствен
ом языке
'оссийской
Федерации с
четом
собенностей
оциального
ультурного
онтекста

В
области
эстетического
воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и
общественных отношений;
способность
воспринимать
различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических
культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения,
понимать
значение
социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием
языковых средств

- сформированность представления о роли и
значении родного языка в жизни человека,
общества,
государства;
сформированность
ценностного отношения к родному языку;
представлений о взаимосвязи родного языка и
родной культуры, об отражении в родном языке
российских
традиционных
духовно­
нравственных ценностей;
- совершенствовать умения аудирования, чтения,
говорения
и
письма,
обеспечивающих
эффективное взаимодействие в ситуациях
формального и неформального межличностного
и межкультурного общения, умений свободно
общаться на родном языке в различных формах
и на разные темы; использовать языковые
средства в соответствии с ситуацией и сферой
общения;
формировать
умения
переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая
тексты разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.), создание вторичных
текстов, редактирования собственных текстов;
- систематизировать знания о функциональных
разновидностях
родного
языка
и
функциональносмысловых
типах
речи;
совершенствовать навыки анализа текстов
разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности на родном языке;
- систематизировать знания об изобразительно­
выразительных возможностях родного языка;
совершенствовать
умения
определять
изобразительно-выразительные
средства
в
тексте;
- развивать культуру владения родным языком с
учётом его функциональных возможностей;
свободное использование активного словарного
запаса, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии родного
языка;
- систематизировать знания о языковых нормах
родного языка; применять знания о них в
речевой практике; оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения правильности
использования языковых средств и соответствия
языковым нормам;
совершенствовать умения использовать
правила речевого этикета на родном языке в
различных сферах общения, включая интернеткоммуникацию.____________________________

Виды деятельности
Проведение буровых работ в соответствии с
технологическим регламентом.

Организация деятельности коллектива
исполнителей.

Профессиональные компетенции,
соответствующие видам деятельности
ПК.1. Выбирать способы и средства контроля
технологических процессов бурения

ПК 2 Контролировать и анализировать процесс и
результаты
деятельности
коллектива
исполнителей,
оценивать
эффективность
производственной деятельности, и результаты
деятельности коллектива исполнителей, оценивать
эффективность производственной деятельности.

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем
дисциплины и виды учебной работы

2.1 Объем образовательной программы дисциплины
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
Теоритическое обучение
Практическое занятие
Промежуточная аттестация (зачет)

39
28
9
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Вводное
занятие

Содержание учебного материала, лабораторные работы и Объем
часов
практические занятия
Основное и профессионально ориентированное содержание
Родной язык как основа культурной самоидентификации 2
личности (лекция-беседа) Роль родного языка в жизни человека.
Понятия родной язык - государственный язык - иностранный
язык. Культурный код в родном языке. Отражение
традиционных духовно- нравственных ценностей в родном
русском языке. Родной язык и профессия. Речевая
составляющая профессии.
_________________

Формируемы
компетенции
ОК 05

Модуль
1
(обязательный)
Тема 1.1.

Риторика публичного выступления

Риторика как наука и искусство. Риторический канон в
истории и современности
Риторика - наука об эффективной, убедительной, грамотной и
выразительной речи. Востребованность риторических навыков
в наши дни.
Необходимость риторической грамотности в профессиональной
деятельности. Риторический канон - правила создания устного/
письменного высказывания. Пять частей риторического канона
Тема 1.2.
Риторический канон. Изобретение идей
Топос как тематический образец развития идеи высказывания.
Виды топосов
Расположение идей
Тема 1.3.
Хрия как образец построения публицистической речи. Учет
фактора адресата при создании плана высказывания. Виды
доказательств
Риторический канон. Особенности словесного украшения
Тема 1.4.
речи
Понятие риторических приемов, тропов и фигур речи при
создании публицистического высказывания
Риторический канон. Как подготовиться к произнесению
Тема 1.5.
речи перед аудиторией? Техника запоминания текста
Использование модуляций тембра, громкости, интонаций,
мимики и жестов для эмоционального воздействия па
аудиторию. Вербальное и невербальное поведение оратора .
Как понять самому и быть понятым окружающим?
Тренинг-игра с целью выявления лакун понимания чужого
высказывания и формирования умения формулировать точные
вопросы к собеседнику. Виды вопросов к собеседнику
Итоговое занятие
Тема 1.6.
Исполнение публичного выступления. Выступление студентов
с подготовленными речами, анализ и обсуждение выступлений
Модуль
2 Деловой русский язык
(вариативный)
Признаки и принципы делового общения. Устная и
Тема 2.1.
письменная деловая коммуникация
Понятие о деловом общении. Основные признаки деловой
коммуникации (регламентированност ь, целенаправленность,
результативность, функционально-ролевой харак тер,
позиционная оформленность). Принципы делового общения
(субординация, уважение ко всем участникам, концентрация на
деле, контроль над эмоциями, умение отделять деловые
отношения от личных). Письменное и устное деловое общение.
Этикет в устном деловом общении: телефонный разговор
Письменное деловое общение. Документ как ;
текста.
Тема 2.2.
Жанры документов
Документ как тип текста и язык документа. Схема составления
документа: актуальная официально-деловая ситуация —> выбор
жанра документа —> актуализация формы документа (шаблона)
—► выбор языкового наполнения (на примере заявления,
объяснительной записки, доверенноет щ расписк!').___________

16
2

ОК 05

4

ОК 05
ПК..

2

ОК 05
ПК..

2

ОК 05
ПК..

2

ОК 05
ОК 04

4

ОК 04
ОК 05
ПК

8/16
2

ОК 04
ОК 05

2/8(2/4) ОК 04
ОК 05
ПК..

Презентационные жанры в деловом общении
(автобиография/резюме/мотивациошюс письмо): ситуация,
содержание, структура, языковые средства. Инструктивные
тексты в деловом общении и профессиональной деятельности.
Виды инструкций. Структура текста, языковые средства
Деловая переписка в электронной среде. Этикет деловой
2
Тема 2.3.
переписки
Условия успешности деловой переписей (оперативность, четкие
формулировки, комфорт всех участи1" ов общеши!. стиральная
доброжелательная тональность, учет пуации и . о "'нностей
адресата). Этикетная рамка делового письма: обр' щсние,
приветствие, представление, завершающая этикетная фраза,
подпись, контактная информация (пр-этическое ■ а пятне).
Деловая переписка в чатах/мессенджсрах. Учет специфики
канала связи при выборе языковых средств и организации
высказывания.
Структура основной части письма
лктиче:
’анятие).
2/4(0/2)
Тема 2.4.
Виды писем/сообщений.
Виды писем/сообщений по цели высг -ывания (щ и меры).
Структура основной части делового письма: суть '.чочс
содержания (зачем пишу) - в первом абзаце. Пос роение
основной части по принципу: один аб-тц - одна м: "’.пь. В
концовке: резюме либо указание на ш чнолагас’ ■ 'ействия
адресата.
Выбор стилистического регистра (сто 'ни офицг ■’ едсти) в
зависимости от ситуации общения, се иалыюго ■.атуса
партнера по коммуникации, отношен" i между
коммуникантами)
8/16
Модуль
3 Интернет-коммуникация на русск языке
(вариативный)
2
Современная интернет-коммуиик" : и ее о.
ости
Тема 3.1.
Понятие и особенности интернет-ко* чнкацин
чфика
общения в интернете: открытость и a пимност!
оость,
обновляемость информации, мульти v дальность л
мультимедийность, гипертекстовост!.
Нелинейные тексты в интернет-ком м* 'икации (г ■■ Ьика,
инфографика, поликодовые тексты, г 'ртекст). : о
интернет-коммуникации в деловой к " пика! г
современном мире
Язык
интернет-коммуникации
2/4(2/4)
Тема 3.2.
Особенности языка в интернете (ус г;1 письмен г я ] чь),
особые инструменты языка, возможг ти гибко!' общения и
самопрезентации.
Особенности коммуникации в социа чах сетях. " шз
коммуникации на профессиональны
11 в со:
ых сетях.
Языковые средства создания речево!
чджап
ого
портрета в социальных сетях и на пр
ссионал
площадках. Языковой анализ профи.1
професс. ш юв,
предлагающих свои услуги, на интер: т-площад/ ах 'рофи.ру,
youdo, avito). Языковые средства, по ыяющие с ■ ь
привлекательный имидж эксперта
Речевой этикет в интернет-комму.;
ли. Р
________ 2/4
Тема 3.3.

ОК 04
ОК 05

ОК 04
ОК 05
ПК..

ОК 04
ОК 05

ОК 04
ОК 05
ПК..

ОК 04

агрессия и способы ее преодолели!
Понятие речевого этикета. Обязатслг
этикета в интернет- коммуникации. 1
речевого этикета и их последствия. У
агрессия в Сети и способы ее преодот
Работа с нелинейными и инструкэ
Тема 3.4.
Особенности нелинейных текстов: со
вербальной информации, компак тно
визуальных инструментов, наглядная
между явлениями, событиями, факт:
текстов: графики, таблицы, диаграмм,
инфографика и т.д. Алгоритмы рабов
текстами: чтение, распознавание элс
связей между элементами, анализ ед1
целостный анализ, интерпретация.
Инструктивные тексты и профессиот
Особенности инструктивных тексте:
пошаговые императивы, оценка резу.
лайфхак как инструктивный текст. Р„
профессионального лайфхака как по.
Модуль
4 Русский язык в межкультурпой к<
(вариативный)
Межкультурная коммуникация Тема 4.1.
Язык как отражение истории и культ
культурном многообразии и межкул:
Межкультурная коммуникация в ми
государстве.
Русский язык как воплощение русск
межкультурной коммуникации наро;
традиционных российских духовно-:
Принципы и правила межкультур
Тема 4.2.
Общие правила коммуникации на ру
русского речевого этикета в культур
невербальная коммуникация. Учет и.
коммуникантов. Диалог культур
Межкультурная коммуникация в
Тема 4.3.
Диалог культур в профессиональном
обмен мнениями и заинтересованное
успешной межкультурной коммун ик
демонстрирующие интерес к собесенациональным традициям. Стремле:
этого стремления через средства рус
Конфликты и конфликтогенные е
Тема 4.4.
коммуникации
Нарушение правил общения. Конфл:
недостаточным владением культура:
связанные с недостаточным владев г
русского языка. Нивелирование кон
средства ухода от конфликтов. Ашг
Промежуточная аттестация (ди
Всего:

ОК 05

■с элементы ечевого
меры пару: пия
■д от общей::". Речевая
Н1Я

иыми текст т и
•тание невер чьной и
. пспользов; че разных
монстрация вязей
’’’иды пели ‘йных
фиши, per ма,
"елинейпьг и
гов, устапо -чие
ц нелипейг 'текста,

'иные лайфхе и.
'теп пени ормации,
л . а. Профес 'опальный
■к 'шостьос; мления
иого текс
уППК'ЩПН
■омство с I дметом
: - пола. По ятие о
■■■ :: комму кации.
01 ниоиалы:

'.■ультуры И :
России на (
ветвенных г
■' ПИК
' " "'С. 0
\ ■■ и. Верб
ЛЫ1ЫХГ

'ЯЗЫК
чве
"остей
МП!
юпности
чая и
чтур

>фесспонал
'иен!'". Отк

’среде
ость,

.

'""совы
■ул:

и в:

2/6(2/6)

ОК 04
ОК 05
ПК.,

8/16
2/4

ОК 04
ОК 05

2/4

ОК 04
ОК 05

2/4(2/4) ОК 04
ОК 05
ПК..

щдства,
■и
"сние

■с языка

мс:

!. С" " ИННЫ
'МИ. 1
1И п
' ык
•ск<
аг

-зурной 2/4

Ьликты,
ми
ейса
ачет)

2
39

ОК 04

“браз(

3. Условия реализации програмл
3.1. Для реализации программы дисцш :

I'

дуем

сльной дисциплины
“пы следующие

специальные помещения:

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучаю:
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- материалы для дифференцированного за"
Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионг
экраном.

! программы "f обеспечением; - проектор с

3.2. Информационное обеспечение обуч
1. Для реализации программы библиотеч
печатные и электронные образовательные
для использования в образовательном пре,

'ид обр"
.пф'рмацио
■ • стари

2. Рекомендуемые печатные издания по
представлены в методических рекомендуй

■""■’'’пни об' образовательной дисциплины
■о рганизг-' о обучения.

".зтельной организации имеет
>е ресурсы, рекомендованные
"ги лет с момента издания.

3.3. Перечень рекомендуемых учебны
дополнительной литературы:

чй, Г

пет-ресурсов, основной и

1. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М.,
класс. Учебник для образовательных <
общество «Издательство «Просвещение».

нч А.'
ий.
T.-IS1

другие. Русский язык. 10-11
”?ый Москва: Акционерное
'78-5-09-101457-0

2. Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скоро?:
языка: учебное пособие. - 5-е изд., испр. и
208 с. ISBN - 978-5-9765-0821-7

’/О. Пр?
осква:

"ческая стилистика русского
зательство «Флинта», 2021. -

3. Русский язык. Сборник упражнений: уч
образования / П.А. Лекант [и др.]; под ;
Юрайт, 2020. - 314 с. - (Профессионал!.
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

обие ;
I.A. Л
юванис
p://ww'

среднего профессионального
ста. - Москва: Издательство
- ISBN 978-5-9916-7796-7. blio-online.ru/bcode/452165

4. Федеральный портал "Российское образ

ttp://wv

'du.ru/

5. Информационная система "Единое
http ://window. edu. ru/

6. Единая коллекция цифровых образован?"' 1

■тупа к образовательным ресурсам"

■ -сурсов b"n://school- collection.edu.ru/

7. Федеральный центр информационно-оГ

иных рс " псов http://fcior.edu.ru/

8. Проект Государственного института ру­
на русском" https://pushkininstitute.ru/

п<а имен А.С. Пушкина "Образование

9. Научная электронная библиотека (НЭПУ ”

■ 'v.elibr?,rv.r4

10. КиберЛенинка http://cyberleninka.ru/
11. Справочно-информационный портал 1

-ык" hit' • '/,’ramota.ru/

12. Служба тематических толковых слова;

vww.glo

iry.ru/

4. Контроль и оценка результатов <,

'щеобр'

нательной дисциплины

Контроль и оценка раскрываются черс
и приобретенные студентами умен г
компетенций.

парные
ленны'

’ультаты, усвоенные знания
на формирование общих

13. Словари и энциклопедии http://dic.aca/

Общая компетенция

Раздел / 'Г.

ОК 05
ОК 05
ОК 05

Вводное з
1.1
1.2

ОК 05

1.3

ОК 05

1.4

ОК 05
ОК 04
ОК 04
ОК 05
ОК 04
ОК 05
ОК 04
ОК 05

1.5

1.6
2.1

2.2

ОК 04
ОК 05
ОК 04
ОК 05

2.3

ОК 04
ОК 05
ОК 04

3.1

2.4

3.2

Тип
' 'сроприятий

оценочных

опросы по теме лекции
’ ыполнение
письменного
творческого задания
Выполнение
письменного
ворческого задания
'ыполнение
письменного
ворческого задания

!одготовка и произнесение
■ублинной речи
ест
«Характеристики
-левого общения»
едактирование,
ютавление, трансформация
'еловых текстов
ест «Правила деловой
■ереписки»
■дактирование
и
оставление деловых писем
пализ кейса
ест
«Коммуникация
в
чтернете»
оздание
описания

рофессионального профиля

OK 05

OK 04
OK 05
OK 04
OK 05

3.3

OK 04
OK 05

4.1

OK 04
OK 05

4.2

OK 04
OK 05

4.3

OK 04
OK 05
OK 04, OK 05

4.4

3.4

оциальной сети
ест «Речевой этикет»
'издание
инструктивного
-жста /профессионального
'йфхака
ест
«Правила
'сжкультурной
чммуникации»
оставление
правил
-лового
■икета
с
учетом
"^культурного компонента
чализ
диалогов
с
чсментами межкультурной
ммуникации
чализ кейса
шолнение
заданий
фференцированного
чета



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.