МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.04 Информатика
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование профессии /специальности:
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Квалификация выпускника: Специалист по защите в чрезвычайных си
туациях
Форма обучения:
очная
Курс:
1
Семестр:
1
2023 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
Протокол №3 от
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
сентября 202/ г.
Шабанова М.М.
Подпись
Председатель ПЦК
„30
августе
20^ г.
одпись
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.04 Информатика
разработана на основе требований:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного Приказом Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535 "Об утвер
ждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"(3арегистрировано
в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы ;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в преде
лах освоения образовательных программ среднего профессионального образова
ния на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны Депар
таментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития об
разования»;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС
и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министер
ства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «ИПК-».
Рецензент
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ
НЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
8
10
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.04 Информатика
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины ОУП.04 Информатика
в рамках профессии: 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо
вательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественно
научный цикл. Организационно курс построен как сочетание лекционной, практической
аудиторной (класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на до
стижение следующих целей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формиро
вание научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, био
логических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацион
ные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том чис
ле при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно
стей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и принципы ин
формационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных систем в со
циальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработки информа
ции в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт
обращения с базовыми системными программными продуктами и пакетами прикладных
программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые сведения по
важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для об
работки текстовой, графической, числовой информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычисли
тельных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
4
Освоивший образовательную программу, должен обладать следую
щими общими компетенциями (далее - ОК):
- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятель
ности применительно к различным контекстам;
- ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интер
претации информации, и информационные технологии для выполне
ния задач профессиональной деятельности;
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в про
фессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотно
сти в различных жизненных ситуациях;
- ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и ко
манде;
- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на госу
дарственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
- ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстри
ровать осознанное поведение на основе традиционных общечелове
ческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнацио
нальных и межрелигиозных отношений, применять стандарты анти
коррупционного поведения;
- ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбе
режению, применять знания об изменении климата, принципы бе
режливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
- ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения
и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
- ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государ
ственном и иностранном языках.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли
ны:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часа;
самостоятельной работы обучающегося
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
39
39
14
23
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1
Тема 1
Информатика, информация,
свойства информации.
Тема 2
Экономическая информация.
Информационные системы и
технологии
Тема 3
Архитектура ВС. Классифи
кация ПК.
Тема 4
Измерение количества ин
формации. Системы счисле
ния информации. Перевод
чисел из десятеричной систе
мы счисления в любую дру
гую.
Тема 5
Компьютерные сети
Практические занятия М
WORD
г
ОУП.04 Информатика
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обу
чающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свойства информа
ции, актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность,
адекватность, их характеристика. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из
окружающей жизни. Понятие выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных
систем с точки зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информа
ции, их классификация. Получение информации.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая человеком. Ин
формация, воспринимаемая вычислительной техникой. Система счисления. Представление
в компьютере числовой информации. Представление в компьютере нечисловой информа
ции.
2
1
4
2
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации: источник сооб
щения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель сообщения, источник помех. Си
стемы передачи сообщений. Обработка информации. Информационный процесс. Задача
сбора, обмена, хранения и обработки информации в информационном процессе. Определе
ние код, кодирование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное кодиро
вание. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуковой информации,
кодирование изображения.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информации. Измерение
полезности информации. Определение тезаурус, интерпретатор. Система счисления. Виды
систем счисления информации. Единицы измерения информации. Перевод чисел из десяте
ричной системы счисления в любую другу.
4
2
2
2
Организация компьютерных информационных сетей. Определение: компьютерная сеть,
концентратор, рабочая станция, сервер, клиент. Локальная сеть (одноранговые, сеть с выде
ленным сервером). Корпоративная сеть. Топология сети. Виды топологий.
2
Практические занятия:
1. Ввод, редактирование и сохранение документа в Word.
2. Копирование и перемещение контекста, поиск и замена контекста, проверка правописания, про-
11
7
смотр и печать документа в Word.
Форматирование символов, абзацев, страниц. Списки, границы и заливка, использование и со
здание стилей, табуляторы, колонки в Word.
4. Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из файла, создание текстовых
эффектов в Word.
5. Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах в Word.
6. Использование тезауруса, автозамена, обмен данными между приложениями, запись математи
ческих формул, использование шаблонов в Word.
Практические занятия:
1. Ввод и форматирование данных в Excel.
2. Работа с формулами в Excel.
3. Основные встроенные функции Microsoft Excel.
4. Построение диаграмм в Excel.
5. Организация данных в табличном процессоре Excel.
6. Изучение табличного процессора Excel. Создание формул.
7. Решение задач табулирования функций и построение их графиков в табличном процессоре Excel.
Обработка данных в табличном процессоре Excel.
12
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
3.
Практические занятия М
EXCEL
Всего:
39
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информа
тики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеауди
торной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письмен
ные, устные) определяются образовательным учреждением.
А)групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
9
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литерату
ры
1.
2.
3.
4.
5.
Основная литература:
Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2019.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - СПб.,
2020.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - СПб.,
2019.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2020.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2020.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - М., 2020.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - М., 2020.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. - М.,
2021.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. - М.,
2021.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационно
коммуникативные технологии в профес
сиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и муль
тимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защи
ты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную по
мощь, работать с документацией;
- применять специализированное про
граммное обеспечение для сбора, хране
ния и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессио
нальными модулями;
- пользоваться автоматизированными си
стемами делопроизводства создавать пре
зентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспе
чение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления инфор
мации;
- назначение, состав, основные характери
стики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Ин
тернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи дан
ных, организацию межсетевого взаимо
действия;
Формы и методы контроля и оценки ре
зультатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
11
- принципы защиты информации от не
санкционированного доступа;
- правовые аспекты использования ин
формационных технологий и программ
ного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтер
ской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и экс
плуатации бухгалтерских информацион
ных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.
- зачет.
12