МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.01 История России
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр :3
2023г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
зам. директора по УР
Протокол №от <<3 ? » & Я
2023 г.
6 у тп /
Подпись
'
_______ 2023г.
ФИО
30- #£ 2023 г.
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины ОУП.06 История
разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014
N352
Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях (Зарегистрировано в
Минюсте России от 10.06.2014 N 32657)
с учетом:
-профиля получаемого образования ;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования(разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования »(письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учебный
год
Разработчики: Мусаева Зухра Алиевна преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК» ЦууЖу
Рецензенты / эксперты: Ибрагимова И.И.
•'//¿Г
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.02 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.01 История России» является обязательной частью социально
гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 20. 02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
01,02,03,04,05,06,07,09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
______ В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знания
Умения
Код
ПК, ОК
Указывающие
я только
коды
Указываются только умения,
относящиеся к данной дисциплине
Указываются только знания,
относящиеся к данной дисциплине
ОК. 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Уметь:
Сориентироваться
в
экономической,
политической,
социальной и
культурной
ситуации в России на рубеже XXXXI
вв.;
самостоятельно
выявлять
и
формулировать
проблематику, цели и
задачи
своей деятельности на уроках
истории.
Знать:
1 .Основные
направления
экономического,
политического,
социального
и
культурного
развития РФ на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
2. Находить
и
пользоваться
различными видами источников,
научной и учебной литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную
информацию;
2.Особенности
формирования
государственности,
итоги
и
последствия реформ 1990-х гг.
3.0 проблеме распространения в
российском обществе западной
системы ценностей, осознавать
необходимость
утверждения
традиционных общечеловеческих
ценностей.
4. Приоритетные
направления
3. Выявлять
взаимосвязь внешней политики РФ; глобальные
отечественных, региональных и и
региональные
мировых проблем, проводить внешнеполитические интересы
исторические
аналогии,
устанавливать
причинно- 5. Причины, сущность локальных,
следственные связи событий и региональных и международных
явлений.
конфликтов, их состояние на
современном
этапе.
Роль
и
4. Последовательно излагать свои значение РФ в урегулировании
мысли (как устно, так и конфликтов.
письменно),
делать
выводы,
РФ
в
системе
аргументированно представлять 6. Роль
свою точку зрения.
международных
отношений.
Принципы
взаимодействия
5.Эффективно работать в группе, мировых держав и РФ.
составлять
план
действий,
и
деятельность
внутри 7. Назначение
международных организаций, роль
РФ в деятельности международных
б.Демонстрировать
твердую организаций
гражданско-патриотическую
позицию;
утверждать 8. Ключевые угрозы безопасности
традиционные общечеловеческие современного мира и способы
борьбы с ними.
ценности.
распределять
группы.
задачи
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2,1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
51
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
практические занятия
19
Самостоятельная работа 1
2
Промежуточная аттестация
1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом
для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Объем, акад, ч / в
том числе в
форме
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
практической
подготовки, акад
ч
1
Введение в
курс
2
Содержание учебного материала
Введение в курс «История России» в контексте специальности. Актуализация знаний,
полученных в общеобразовательном курсе. Преемственность исторического знания.
Значение истории для современного человека.
Раздел 1. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Основные
Итоги и последствия реформ 1990-х г. г. Формирование новой государственности.
направления
Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Построение вертикали власти и
развития РФ
гражданское общество. Приоритетные направления развития экономики.
на рубеже XX- Президент Д. А. Медведев. Избрание В. В. Путина Президентом в 2012 г. и
XXI вв.
переизбрание в 2018 г. Государственные программы.
Проблема распространения в России западной системы ценностей. Пропаганда
традиционных общечеловеческих ценностей.
Основные направления внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХ1 в. в. Новая концепция
внешней политики РФ. Восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Взаимоотношения России с ключевыми регионами мира (Западая Европа,
США, Азиатский регион, Латинская Америка и др.) Проблема расширения НАТО.
2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
3
2
Коды
компетенций и
личностных
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
2
8
6
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Взаимоотношения с США. Создание Россией нового оружия.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №1
Анализ Концепции внешней политики РФ
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Очаги
Постсоветское пространство и формирование очагов напряженности.
напряженност Кризис государственности на Северном Кавказе. Первая Чеченская война: причины,
и на
итоги, Хасавюртовские соглашения и их последствия.
постсоветском Борьба с терроризмом в РФ и контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
пространстве
Вооруженные конфликты в Закавказье. Грузия и Южная Осетия. Операция по
«принуждению Грузии к миру». Конфликт в Нагорном Карабахе: исторические истоки и
современная ситуация. Российская миротворческая деятельность.
Вооруженный конфликт в Приднестровье. Роль РФ в его урегулировании. А. Лебедь.
Политический кризис в Украине в 2014 г. и начало вооруженного конфликта на ЮгоВостоке Украины. Минские соглашения. Вхождение Крыма в состав России.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №2
«Сравнительная характеристика вооруженных конфликтов на постсоветском
пространстве»
Раздел 2. Россия в система современных международных отношений
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Вооруженное
Международное вооруженное вмешательство и миротворческая деятельность.
вмешательств «Цветные революции» и их роль в современных международных отношениях.
ои
«Арабская весна». Пресечение агрессии и свержение режима С. Хусейна в Ираке.
миротворческ Гуманитарное вмешательство НАТО в Югославию в 1999 г. Проблема Косова.
ая
Вооруженный конфликт в Сирии и российская военная операция.
деятельность
Контртеррористическая операция сил НАТО в Афганистане. Режим талибов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №3
2
16
12
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
4
10
6
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Тема 2.2.
РФ в процессе
глобализации
Выполнение творческого задания на тему «Внутренние вооруженные конфликты и
международное вооруженное вмешательство»
Содержание учебного материала
Место РФ в системе современных международных отношений. Международные
организации: определение, классификация. Участие РФ в международных организациях.
РФ в системе мировой экономики. Санкции и контрсанкции. «Газовые споры».
«Северный поток». Глобальные угрозы международной безопасности. Экологические
проблемы, угроза изменения климата. Борьба с распространением ОМУ. Пандемия:
опыт борьбы и последствия. Духовный кризис в Европе.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №4
«Россия в системе современных международных отношений»
Самостоятельная работа (примерная тематика)
Промежуточная аттестация: зачет
Всего:
9
4
5
2
51
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «История России»
- Автоматизированное рабочее место преподавателя;
- Наборы плакатов;
- Рабочие места обучающихся;
- Комплект портретов исторических деятелей;
- Раздаточные учебные материалы по истории России;
- Атлас по истории с комплектом контурных карт;
- Г осударственные символы Российской Федерации
Электронные средства обучения/Интерактивные пособия / Онлайн
курсы (по предметной области)
Комплект учебно-методических материалов для обучающихся и
преподавателя
Карты демонстрационные по курсу истории
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С.
А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
5..Бугров, К. Д. История России : учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 125 с. — 1БВХ 978-5-44881105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РКОРобразование : [сайт]. — иКЬ: https://profspo.ru/books/104903
6.Тропов И. А. История : учебник для СПО / И. А. Тропов. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 576 с. — 1БВХ 978-5-8114-9976-2
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
г.г.
0 проблеме распространения
в
российском
обществе
западной системы ценностей,
осознавать
необходимость
утверждения традиционных
общечеловеческих ценностей.
Приоритетные направления
внешней
политики
РФ;
глобальные и региональные
внешнеполитические
интересы.
Причины,
сущность
локальных, региональных и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе. Роль и значение РФ в
урегулировании конфликтов.
Роль
РФ
в
системе
международных отношений.
Принципы
взаимодействия
мировых держав и РФ.
Назначение и деятельность
международных организаций.
Роль РФ в их деятельности.
Ключевые угрозы
современной безопасности и
способы борьбы с ними.
Уметь:
Ориентироваться
в
экономической,
политической, социальной и
культурной
ситуации
в
России на рубеже ХХ-ХХ1
в.в.;
самостоятельно
выявлять и формулировать
проблематику,
грамотно
использовать
термины
и
понятия курса.
Осуществлять
поиск
и
пользоваться
различными
видами источников, научной
и
учебной
литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную информацию;
Выявлять
взаимосвязь
государственности
на составление таблиц,
конспектов, подготовка
современном этапе,
осознает
проблему презентаций).
распространения в российском
обществе западной системы
ценностей,
понимает
необходимость
борьбы
с
данной тенденцией
демонстрирует
знание
приоритетных
направлений
внешней
политики
РФ,
глобальных и региональных
внешнеполитических
интересов,
демонстрирует знание причин,
сущности
локальных,
региональных
и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе,
осознает роль РФ в системе
международных отношений,
демонстрирует
знание
международных организаций,
их
функции
и
области
деятельности,
имеет представление о роли
РФ
в
деятельности
международных организаций,
формулирует ключевые угрозы
современной международной
безопасности, дает им общую
характеристику
оценка результатов
ориентируется
в выполнения
экономической, политической, практической работы
социальной и
культурной экспертное наблюдение
ситуации в России на рубеже за ходом выполнения
ХХ-ХХ1 в.в.; самостоятельно практической работы
выявляет
и
формулирует
проблематику,
пользуется
терминологией и понятийным
аппаратом курса,
находит
источники
и
пользуется различными их
видами,
анализирует
и
интерпретирует информацию,
полученную из литературы
выявляет взаимосвязь событий
и
явлений,
сравнивает,
проводит
исторические
аналогии,
устанавливает
отечественных, региональных
и
мировых
проблем,
проводить
исторические
аналогии,
устанавливать
причинно-следственные связи
событий и явлений.
Последовательно
излагать
свои мысли (как устно, так и
письменно), делать выводы,
аргументированно
представлять свою точку
зрения.
Эффективно
работать
в
группе,
составлять
план
действий,
распределять
задачи внутри группы.
Демонстрировать твердую
гражданско-патриотическую
позицию; утверждать
традиционные
общечеловеческие ценности.
причинно-следственные связи
событий и явлений.
излагает
информацию
последовательно,
логично;
умеет обобщать и делать
выводы;
аргументированно
представляет
свою
точку
зрения
по
проблемным
вопросам,
грамотное
владение
как
устной, так и письменной
речью.
распределяет учебные задачи
внутри группы, и уверенно их
выполняет
демонстрирует
гражданскую
позицию;
действует,
опираясь
на
общечеловеческие ценности.