МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих
Код и наименование специальности/профессии; 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях».
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях
Профиль получаемого профессионального образования: технический.
Форма обучения очная
г. Избербаш - 2023 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №Лэт
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
2023 г.
(Подгшсь)
Пре,
(Подпись)^/'
(ФИО)
Джаммирзаева З.А
(ФИО)
__________ 2023 г.
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля:
«ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих»
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ специальных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчики: Абдурахманова Г.Б. /К/7'' преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты
///7
заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ, ОТВОДИМОГО
НА ПРАКТИКУ
4. БАЗЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА ОБУ
ЧАЮЩИХСЯ
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В
РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
7. ТЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА, СВЯЗАННЫЕ
С СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ
8. ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО КАЖДОМУ ВИДУ РАБОТ
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ИМ. 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРО
ФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Целями учебной практики являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении профессионально
го модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностей служащих
- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельно
сти;
- изучение организационной структуры подразделения и действующей в нем сис
темы управления;
- ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых в пожарном подраз
делении;
2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачами учебной практики является: формирование практического опыта.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и со
ответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе заня
тий практикой должен:
иметь практический опыт:
- несения караульной службы в составе дежурной смены в соответствии с требова
ниями уставов, инструкций и планом работы на дежурные сутки;
- выполнения обязанностей номеров пожарного расчета;
- радиообмена с использованием радиосредств и переговорных устройств;
- тушения пожара с использованием пожарно-технического вооружения и оборудо
вания;
- выполнения обязанностей пожарного при проведении специальных работ на по
жаре;
- проведения аварийно-спасательных работ;
- применения и обслуживания пожарного оборудования, пожарной и аварийноспасательной техники, в т.ч.: подготовки к работе техники основного (специально
го) назначения, имеющейся на вооружении подразделения.
5
3. БАЗЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
В соответствии с поставленными задачами, базами практики являются по
жарные части, в том числе: учебные классы, спортивные площадки, дымокамера,
гараж боевых машин.
4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРО
ХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен овладеть
следующими профессиональными компетенциями:
ПК 4.1 Несение службы в подразделениях ГПС МЧС России.
ПК 4.2 Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) в со
ставе подразделений ГПС МЧС России.
ПК 4.3 Использование пожарно-спасательного оборудования и техники при туше
нии пожаров и проведения АСР.
ПК
4.4
Выполнение
нормативов
по
пожарно-строевой
подготовке.
6
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
№
п/п
1
Вид работ
Несение службы в Несение караульной
подразделениях ГПС службы
МЧС России
3
4
Количе
ство ча
сов
Формы текущего
контроля
Выполнение работ в составе караула, преду
смотренных распорядком дня
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
Выполнение обязанностей лиц внутреннего
наряда подразделения
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
16
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
16
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
Содержание материала
Тушение пожаров и про Выполнение приемов и действий по тушению
ведение
аварийно- пожаров в жилых и общественных зданиях
спасательных работ на
Выполнение приемов и действий по тушению
различных объектах
пожаров на социально-важных объектах и объ
ектах с массовым пребыванием людей
Выполнение приемов и действий по тушению
пожаров потенциально-опасных объектах и
объектах нефтехимии
Выполнение приемов и действий по тушению
пожаров в сложных условиях и условиях осо
бой опасности для личного состава
Использование
по Работа с ПТВ и аварий Выполнение работ по приведению в готов
но-спасательным обору ность насосно-рукавных систем
жарно-спасательного
дованием на пожаре
Выполнение работ по подготовке к работе и
оборудования и тех
использованию аварийно-спасательного инст
ники при тушении
румента
пожаров и проведении
первоочередных ава
Выполнение работ по использованию средств
рийно-спасательных
спасения
работ
Выполнение нормати Отработка нормативов Выполнение действий по сбору и выезде по
тревоге
вов
по
пожарно по ПС и ТСП
строевой и тактико
Выполнение действий со средствами спасения
специальной
подго
Выполнение действий по развертыванию от
товке
пожарного автомобиля
Тушение пожаров и
проведение аварийноспасательных работ в
составе подразделе
ний ГПС МЧС России
2
Разделы (этапы)
практики
14
14
10
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
Наблюдение и оценка выпол
нения практических действий
Код и наименование
профессиональных
модулей и тем
учебной практики
Содержание учебных занятий
Обь Уро
ем вень
часо осво
в
ения
Водитель автомобиля категории «С»
Тема № 1. Основы
законодательства в
сфере дорожного
движения и
содержание ПДД РФ
Тема №2. Порядок
размещения,
закрепления груза,
посадка и высадка
пассажиров
Тема №3. Ежесменное
техническое
обслуживание и
проверка, замена
технических жидкостей
Тема №4.Проверка
уровня, замена
моторного масла,
ремонт колес,
камерных и
бескамерных шин
Тема №5. Оформление
путевого листа
водителя и товарно
транспортной
документации
Тема №6. Приемы
оказания первой
медпомощи и
транспортировка
пострадавших с места
ДТП
Тема №7.
Профессиональная
надежность водителя
Выполнение требований ОТ.
Изучение локальных актов в сфере
дорожного движения. Изучение
структуры и содержания ПДД РФ.
Выполнение требований ОТ.
Изучение способов размещения и
закрепления грузов. Правила
перевозки пассажиров.
Выполнение требований ОТ.
Проведение операций ЕТО. Проверка
уровня технических жидкостей.
Выполнение требований ОТ.
Замена моторного масла на
автомобиле. Способы ремонта колес
автомобиля.
Выполнение требований ОТ.
Заполнение и отметка путевого листа.
Заполнение товарной накладной.
Выполнение требований ОТ.
Сердечно-легочная реанимация.
Заключительный инструктаж.
Порядок перевозки пострадавших.
Выполнение требований ОТ.
Задачи управления автомобилем.
Получение водителем информации.
Обработка информации водителем.
Быстрота реакции водителя
Психомоторика.
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
8
Тема №8.
Техника управления
автомобилем
Выполнение требований ОТ.
Техника вращения рулевого колеса.
Операции с педалями и рычагами
управления. Техника регулирования
движения автомобиля Разгон.
Торможение
Стабилизация сноса и заноса.
Тема №9. Безопасность Выполнение требований ОТ.
дорожного движения
Надежность управления
Динамический габарит и габарит
опасности автомобиля
Анализ дорожно-транспортных
ситуаций и определение безопасных
режимов движения автомобиля
Влияние элементов плана и профиля
дороги, скользкости и ровности
покрытия на безопасность движения.
Тема №10.
Выполнение требований ОТ.
Эффективность
Показатели эффективности
управления
управления автомобиле.
автомобилем
Факторы, влияющие на
эффективность управления
автомобилем.
Тема №11.
Выполнение требований ОТ.
Особенности
Развитие профессиональных качеств
управления
водителя Повышение мастерства при
транспортными
вождении автомобиля по дорогам
средством категории
общего пользования.
«С»
Тема
Выполнение требований ОТ.
№ 12Психофизические
Психофизические характеристики
основы деятельности
водителя
водителя
Профессионально важные качества
водителя
Прием и переработка зрительной
Динамика работоспособности
водителя и методы ее оптимального
поддержания.
Всего часов
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
72
6. ТЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕР
ЖАНИЕМ ПРАКТИКИ
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю
специальности) в рамках профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по
одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих является
освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыко|
в рамках профессионального модуля.
\
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАК
ТИКИ
№
1
2
3
4
5
Наименование
Тренажеры, тренажерные комплексы для работы на высотных объектах
Дымокамера
Спортивный зал
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Учебная пожарная башня
8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
8.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие учебного
кабинета «ПДД»
(указать подразделения образовательного учреждения где проводится учебная
практика:
мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и др. либо
предприятия/ организации на основе прямых договоров с ОУ).
1 .Оборудование:
Учебно-программная и методическая документация
Программа подготовки водителей транспортных средств категории «С», утвержденная
в установленном порядке
Рабочая программа подготовки водителей транспортных средств категории «С»,
утвержденная руководителем образовательного учреждения
Учебно-наглядные пособия
Учебно-наглядное пособие "Светофор с дополнительными секциями"
Учебно-наглядное пособие "Дорожные знаки"
Учебно-наглядное пособие "Дорожная разметка"
Учебно-наглядное пособие "Сигналы регулировщика"
Учебно-наглядное пособие "Схема перекрестка"
Учебно-наглядное пособие "Маневрирование транспортных средств на проезжей части"
2. Инструменты и приспособления:
Компьютер с программным обеспечением для применения соответствующих
обучающих материалов
3. Средства обучения:
Плакаты «Психофизические характеристики водителя»
8.2. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или
преподавателями профессионального цикла концентрированно.
8.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство
учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по
профессии на 1-2 выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее
1(
профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную
стажировку в профильных организациях не реже
1 -го раза в 3 года.
8.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учебник
для водителей категории С, В, Е. /О.В. Майборода. - М.: УКЦ МААШ, 2014. -398с.;
2. Первая доврачебная медицинская помощь: учебник водителя автотранспортных
средств категорий «А», «В», «С», «В», «Е» /В.Н. Николенко, Г.А. Блауштейн, Г.М.
Карнаухов. - 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.-160с.;
3. ПДД Российской Федерации: по состоянию на 8.07.2016 года. - М: Н76 Эксмо,
2016. -58с.;
Дополнительные источники:
1. Экзаменационные билеты для приема теоретический экзаменов на право
управления транспортными средствами категорий «С» и «В» с комментариями.
Коллектив авторов: Г.Б. Громовский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. - М.: «РецептХолдинг», 2016. -224с.
ЭлектронныеJэecypcы¿http://www.pddrussia.com ; http://www.pdd24.com
9. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется
руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного
выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В
результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей
обучающиеся
проходят
промежуточную
аттестацию
в
форме
зачета/дифференцированный зачета.________ ________________________________
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные
оценки результатов обучения
знания)
1
2
Умения:
- управлять
автомобилями
- текущий контроль в форме
категорий «С»;
защиты
практических
занятий;
- соблюдать правила дорожного
движения;
- зачеты по темам и разделам
профессионального модуля;
- управлять
транспортными
средствами
в
различных
- решение производственно
дорожных и метеорологических
ситуационных задач;
условиях;
- самостоятельные работы по
- действовать
в
нештатных
разделам УП;
ситуациях;
- собеседование
с
- управлять своим эмоциональным
обучающимися
для
состоянием, уважать права других
определения соответствия их
участников дорожного движения,
знаний
требованиям
конструктивно
разрешать
межличностные
конфликты,
возникшие между участниками
дорожного движения;
- выполнять контрольный осмотр
транспортных
средств
перед
выездом и при выполнении
поездки;
- заправлять транспортные средства
горюче-смазочными материалами
и специальными жидкостями с
соблюдением
экологических
требований;
- устранять возникшие во время
эксплуатации
транспортных
средств мелкие неисправности, не
требующие разборки узлов и
агрегатов,
с
соблюдением
требований техники безопасности;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- обеспечивать прием, размещение,
крепление и перевозку грузов, а
также
безопасную
посадку,
перевозку и высадку пассажиров;
- получать, оформлять и сдавать
путевую
и
транспортную
документацию;
- принимать возможные меры для
оказания
первой помощи
пострадавшим
при дорожнотранспортных происшествиях;
- соблюдать
требования
по
транспортировке пострадавших;
- использовать
средства
пожаротушения.
Знания:
- основы законодательства в сфере
дорожного движения, Правила
дорожного движения;
- правила
эксплуатации
транспортных средств;
- правила перевозки грузов и
пассажиров;
- виды
ответственности
за
нарушение Правил дорожного
движения, правил эксплуатации
транспортных средств по охране
-
-
-
квалификационной
характеристики;
решение тестовых заданий;
интерпретация результатов
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения
программы
учебной практики;
устный опрос;
решение задач;
экспертная
оценка
преподавателя
при
проведении
практических
занятий;
качественная
оценка
направлена
на
оценку
качественных
результатов
практической деятельности.
- текущий
контроль
выполнения
практических
заданий;
- зачеты по темам и разделам
УП;
- решение производственно
ситуационных задач;
- текущий
контроль
выполнения
практической
квалификационной работы,
соответствующей
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
окружающей
среды
в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;
назначение,
расположение,
принцип
действия
основных
механизмов
и
приборов
транспортных средств;
правила техники безопасности
при
проверке
технического
состояния транспортных средств,
проведении
погрузочноразгрузочных работ;
порядок
выполнения
контрольного
осмотра
транспортных
средств
перед
поездкой и работ по его
техническому обслуживанию;
перечень
неисправностей
и
условий,
при
которых
запрещается
эксплуатация
транспортных средств или их
дальнейшее движение;
приемы
устранения
неисправностей и выполнения
работ
по
техническому
обслуживанию;
правила
обращения
с
эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к
режиму труда и отдыха, правила и
нормы охраны труда и техники
безопасности;
основы безопасного управления
транспортными средствами;
порядок оформления путевой и
товарно-транспортной
документации;
порядок действий водителя в
нештатных ситуациях;
комплектацию
аптечки,
назначение и правила применения
входящих в ее состав средств;
приемы и последовательность
действий;
правила
применения
средств
пожаротушения.
-
-
-
-
требованиям
квалификационной
характеристики для данного
уровня квалификации по
осваиваемой
профессии
(разряда, категории и т.д.).
собеседование
с
обучающимися на заседании
комиссии для определения
соответствия его знаний
требованиям
квалификационной
характеристики;
интерпретация результатов
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения
программы
учебной практики;
устный опрос;
решение задач;
экспертная
оценка
преподавателя
при
проведении
производственных занятий;
качественная
оценка
направлена
на
оценку
качественных
результатов
практической деятельности.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять
у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций.
Результаты обучения
(освоенные компетенции)
Основные показатели
оценки результата
2
- соблюдает ПДД;
-управляет
транспортными
средствами в
различных дорожных и
метеорологических
условиях;
ПК 2.2. Выполнять работы по - проводит погрузочноразгрузочные работы;
транспортировке грузов и
- принимает,
перевозке пассажиров;
размещает, закрепляет
и перевозит грузы;
- выполняет
ПК 2.3. Осуществлять
техническое обслуживание ТС контрольный осмотр
транспортных средств и
в пути следования;
работы по их
техническому
обслуживанию.
- устраняет мелкие
ПК 2.4. Устранять мелкие
неисправности, возникающие неисправности, не
требующее разборки
во время эксплуатации ТС;
узлов и агрегатов.
- получает, оформляет и
ПК 2.5. Работать с
документацией установленной сдает транспортную
документацию
формы;
установленной формы.
- принимает меры для
ПК 2.6. Проводить
первоочередные мероприятия оказания первой
помощи пострадавшим
на месте ДТП.
при дорожнотранспортных
происшествиях.
-профессиональная
ПК 2.1. Управлять
автомобилями категории «С»; надежность водителя
ПК 2.2. Выполнять работы по -техника управления
автомобилем
транспортировке грузов и
перевозке пассажиров;
безопасность
дорожного движения
1
ПК 2.1. Управлять
автомобилями категории «С»;
Формы и методы
контроля и
оценки
3
Интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися
(участие в
творческих
конкурсах,
олимпиадах,
участие в
конференциях и
форумах и т.д.).
Интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися
(участие в
творческих
конкурсах,
олимпиадах,
участие в
конференциях и
форумах и т.д.).
ПК 2.1. Управлять
автомобилями категории «С»;
ПК 2.2. Выполнять работы по
транспортировке грузов и
перевозке пассажиров;
ПК 2.3. Осуществлять
техническое обслуживание ТС
в пути следования;
ПК 2.4. Устранять мелкие
неисправности, возникающие
во время эксплуатации ТС;
ПК 2.5. Работать с
документацией установленной
формы;
ПК 2.6. Проводить
первоочередные мероприятия
на месте ДТП.
ПК 2.1. Управлять
автомобилями категории «С»;
ПК 2.2. Выполнять работы по
транспортировке грузов и
перевозке пассажиров;
ПК 2.3. Осуществлять
техническое обслуживание ТС
в пути следования;
ПК 2.4. Устранять мелкие
неисправности, возникающие
во время эксплуатации ТС;
ПК 2.5. Работать с
документацией установленной
формы;
ПК 2.6. Проводить
первоочередные мероприятия
на месте ДТП.
ПК 2.1. Управлять
автомобилями категории «С»;
ПК 2.2. Выполнять работы по
транспортировке грузов и
перевозке пассажиров;
ПК 2.3. Осуществлять
техническое обслуживание ТС
в пути следования;
ПК 2.4. Устранять мелкие
-особенности
управления
транспортными
средством категории
«С»
-эффективность
управления
автомобилем
-психофизические
основы деятельности
водителя
неисправности, возникающие
во время эксплуатации ТС;
ПК 2.5. Работать с
документацией установленной
формы;
ПК 2.6. Проводить
первоочередные мероприятия
на месте ДТП.