МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Код и наименование специальности/профессии: 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях».
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных
ситуациях
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Форма обучения очная
г. Избербаш - 2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол Ко/от
2023 г.
атель
(Подпись
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по У ПР
^^^^^^^^^Д^ММКШаеваЖА
(Подпись)
(ФИО)
¿0
2023 г.
Рабочая программа производственной практики профессионального модуля:
«ПМ.03 Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ специальных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчики: Абдурахманова Г.Б.
Рецензенты/ эксперты; Д7Д(<УУМ¡¿И¿6
преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения программы
Программа производственной практики является частью ПМ.ОЗ
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, в соответствии с ФГОС СПО по
программе подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего
профессионального образования 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2022
N 535 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации
08.08.2022 N 69570).
1.2 Цель и планируемые результаты освоения программы
Производственная практика направлена на отработку обучающимися
первоначальных практических профессиональных умений в рамках ПМ.ОЗ
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера - обучение приемам, операциям и
способам выполнения процессов, характерных для соответствующей
специальности.
В результате прохождения производственной практики по видам
деятельности обучающийся должен:
Иметь практический
опыт
Уметь
планирования
жизнеобеспечения
спасательных
подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций
организации и проведения первоочередного
жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах
чрезвычайных ситуаций
обеспечения выживания личного состава и пострадавших в
различных чрезвычайных ситуациях
движения по азимуту, выборе безопасных маршрутов
движения
использования естественных ориентиров
ориентирования на местности, по карте, планам (схемам)
городской застройки и объектов экономики с помощью
компаса и местных предметов
пользования топографическими картами и планами
построения схем привязки с использованием естественных
ориентиров
составление планов, схем, абрисов
определять основные мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
составлять план мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
использовать подручные средства для организации
жизнеобеспечения
применять приемы выживания в различных природноклиматических зонах
выбирать безопасные маршруты движения, двигаться по
азимуту
использовать условные сигналы для взаимодействия с
воздушными судами
ориентироваться на местности без
карты и
с
топографической картой (планом объекта экономики) с
помощью компаса (приборов навигации) и площадных,
линейных, точечных или не заваливаемых ориентиров
применять альпинистское снаряжение и оборудование
прокладывать маршруты движения с учетом особенностей
рельефа местности и климатических условий
строить схемы привязки с использованием естественных
ориентиров
составлять планы, схемы, абрисы линейных и площадных
объектов с использованием установленных условных знаков
Знать
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
технические
возможности
штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные виды навигационных приборов и их технические
возможности
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях
приемы ориентирования на местности
тактику передвижения на различных рельефах местности,
безопасные способы передвижения с применением
альпинистского снаряжения
технические
возможности
штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях
приемы ориентирования на местности
тактику передвижения на различных рельефах местности,
безопасные способы передвижения с применением
альпинистского снаряжения
технические
возможности
штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
приемы ориентирования на местности
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
Результатом освоения программы производственной практики
профессионального модуля является сформированность у обучающихся
первоначальных практических профессиональных умений в рамках
профессионального модуля по основным видам деятельности, т.е.
профессиональных компетенций (ПК), общих компетенций (ОК) и личностных
результатов (ЛР):
Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД1
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций;
Организовывать и проводить первоочередное жизнеобеспечение
пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4
Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
Ориентироваться на местности с использованием топографических карт
(планов) и навигационных приборов
Перечень личностных результатов
Код
ЛР 14
ЛР 15
Наименование личностных результатов
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как
к возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
1.3 Количество часов, отводимое на освоение производственной
практики
Всего -108 часа
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Тематический план и содержание производственной практики
Коды ПК, ОК,
ЛР
Виды работ
- планирование обеспечения и организация
автономного базового лагеря;
- поддержание жизнедеятельности в условиях
автономного существования;
- практическое применение альпинистского
снаряжения при передвижении по сложному
рельефу или выполнении спасательных работ;
- обеспечение безопасности и выполнения работ на
высоте
Дифференцированный зачет
ПК 3.1-3.4,
ОК 1-9,
ЛР 13-15
Всего часов
Наименование тем производственной практики
Тема 1. Выполнение действий в составе расчета
(отделения) по проведению аварийно-спасательных
работ
Количество
часов по
темам
108
108
2.2. Содержание производственной практики
Коды ПМ, МДК, темы занятий
Содержание учебных занятий
Объем
часов
ПК, ОК, ЛР
ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
Виды работ:
- планирование обеспечения и организация автономного базового лагеря;
- поддержание жизнедеятельности в условиях автономного существования;
- практическое применение альпинистского снаряжения при передвижении по сложному рельефу или
выполнении спасательных работ;
- обеспечение безопасности и выполнения работ на высоте
Тема 1. Выполнение
- планирование жизнеобеспечения спасательных подразделений в условиях
действий в составе расчета чрезвычайных ситуаций
(отделения) по
- организация и проведение первоочередного жизнеобеспечения
проведению аварийнопострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций
спасательных работ
- обеспечение выживания личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях
- движение по азимуту, выборе безопасных маршрутов движения
- использование естественных ориентиров
- ориентирование на местности, по карте, планам (схемам) городской застройки
и объектов экономики с помощью компаса и местных предметов
- пользование топографическими картами и планами
- построение схем привязки с использованием естественных ориентиров
- составление планов, схем, абрисов
Демонстрация приобретенных умений и навыков, отчетов по практике.
Дифференцированный
Ответы на возникшие вопросы по видам выполненных работ.
зачет
Итого:
108
ПК 3.13.4,
ОК 1-9,
ЛР 13-15
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы производственной практики предполагает
проведение практики на предприятии, ведущем деятельность,
направленную на формирование, закрепление, развитие навыков и
компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью, в соответствии с
профессиональным модулем ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные печатные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы
чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С.
Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. —
18ВТМ 978-5-4488-0820-3.
2. Основы выживания в экстремальных условиях : учебное
пособие для СПО / А. В. Шевчук, К. С. Фокин, Н. Н. Кизюн, А. С. Иванов ; под
редакцией О. Ю. Шепелева. — 2-е изд. — Саратов, Екатеринбург :
Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. — 125 с. —
1БВМ 978-5-4488-0519-6, 978-5-7996-2802-4
3. Соловьев, А. Н. Основы геодезии и топографии : учебник для СПО / А.
Н. Соловьев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 240 с. —
18ВМ 978-5-8114-8063-0
4. Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и
выживание в чрезвычайных ситуациях. Ч. 1 .Принципы выживания в различных
климатических условиях: учебник \ К.Н. Харитоненко, И.А. Кремешной. Москва: КУРС, - 2020. -208 с.
5. Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и
выживание в чрезвычайных ситуациях. Ч.2.Обеспечение спасательных
операций, основы топографии и альпинистской подготовки: учебник \ К.Н.
Харитоненко, И.А. Кремешной. - Москва: КУРС, 2020. - 300 с.
6. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для СПО / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург :
Лань, 2020. — 488 с. — 18ВМ 978-5-8114-6463-0
3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
На
период
практики
обучающиеся
закреплены
за
высококвалифицированными специалистами. Объём и фронт работ должен
обеспечивать полную загрузку всех обучающихся. Рабочие места должны
отвечать требованиям техники безопасности. Руководитель практики
согласовывает ход практики с реальными возможностями и требованиями
организации, определяет рациональные формы организации работы,
применяет целесообразные методы и приемы, координирует работу
обучающихся.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
- дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных
курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
- наличие квалификации не менее чем на разряд выше разряда
выпускника;
- стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года;
- опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
___________ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых
в рамках модуля
ПК 3.1. Планировать
жизнеобеспечение
спасательных подразделений
в условиях чрезвычайных
ситуаций;
ПК 3.2. Организовывать и
проводить первоочередное
жизнеобеспечение
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных
ситуаций;
ПК 3.3. Обеспечивать
выживание личного состава и
пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
Критерии оценки
Методы оценки
- определяет зоны
развертывания систем
жизнеобеспечения
спасательных подразделений на
чрезвычайных ситуациях;
- обосновывает выбор
технических средств
жизнеобеспечения на
чрезвычайных ситуациях;
- рассчитывает потребности в
расходных материалах,
энергоресурсах и
продовольствии по
обеспечению
жизнедеятельности
спасательных подразделений в
условиях чрезвычайных
ситуаций;
- организует бивак.
- определяет первоочередные
мероприятия по обеспечению
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных ситуаций;
- рассчитывает нагрузки
временных электросетей
пунктов временного
размещения населения;
- ведет расчет обеспечения
пунктов временного
размещения населения в
соответствии с санитарными
нормами
-знает принципы выживания в
различных
природноклиматических
зонах
и
условиях;
-демонстрирует
приемы
выживания в природной среде и
на акваториях;
-демонстрирует
безопасное
применение
альпинистского
снаряжения и оборудования;
-демонстрирует
применение
штатных
авиационных
и
морских спасательных средств;
- использует подручные
устный опрос,
тестирование,
собеседование,
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
устный опрос,
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
ПК 3.4. Ориентироваться на
местности с использованием
топографических карт
(планов) и навигационных
приборов
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;
средства для организации
жизнеобеспечения;
- демонстрирует навыки
решения конфликтных
ситуаций;
- использует сигналы
взаимодействия с воздушными
судами;
- применяет стратегию
разрешения конфликтных
ситуаций;
- применяет различные
стратегии переговорного
процесса;
- выявляет пред конфликтную
ситуацию;
-демонстрирует чтение
топографических карт,
применяя навигационные
приборы;
- составляет схемы, планы,
абрисы с использованием
естественных ориентиров;
- прокладывает маршруты
движения с учетом рельефа
местности;
- выбирает способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
использует
современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации;
- использует информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
- планирует и реализовывает
собственное профессиональное
и личностное развитие,
- планирует и реализовывает
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере;
- использует знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;
устный опрос
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде;
- эффективно взаимодействует и
работает в коллективе и
команде;
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.
- осуществляет устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста;
ЛР 14. Проявляющий
сознательное отношение к
непрерывному образованию
как условию успешной
профессиональной и
общественной деятельности
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- проявляет гражданскопатриотическую позицию;
- демонстрирует осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений;
- применяет стандарты
антикоррупционного поведения;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- содействует сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению;
- применяет знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- пользуется профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках.
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- наличие сознательного
отношения к непрерывному
образованию;
- наличие ответственности,
дисциплинированности,
трудолюбия;
- наличие цели на достижение
текущая проверка
наблюдение и оценка
результатов
выполнения
практических работ;
устный опрос;
оценка
результатов
поставленных задач;
- умение проектно мыслить;
ЛР 15. Проявляющий
гражданское отношение к
профессиональной
деятельности как к
возможности личного участия
в решении общественных,
государственных,
общенациональных проблем
- наличие социально значимых
знаний о нормах и традициях
человека
как
поведения
гражданина и патриота своего
Отечества.
выполнения
самостоятельной
работы
текущая проверка
наблюдение и оценка
результатов
выполнения
практических работ;
устный опрос;
оценка
результатов
выполнения
самостоятельной
работы