МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих
Код и наименование специальности/профессии: 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях».
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуация?
Профиль получаемого профессионального образования: технический.
Форма обучения очная
г. Избербаш - 2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
Протокол №^от
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
»
Предс^йтель П(Ц)К
' (Подпись
(Подпись)
30
Джаммирзаева З.А
(ФИО)
2023 г.
Рабочая программа производственной практики профессионального модуля:
«ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих»
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ специальных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчики: Абдурахманова Г
Рецензенты/ экспсщгы;/^^#/?А
преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
4
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
6
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
7
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
11
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
18
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Программа производственной практики является частью программы
подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с
ФГОС СПО 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях», утвержденного
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
в части освоения основных видов профессиональной деятельности
(ВОД)1:
- тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и
несение службы в пожарных подразделениях;
- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в
составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС);
- профилактика пожаров;
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Нести службу в пожарных подразделениях.
2. Выполнять действия по сосредоточению сил и средств на пожаре.
3. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара.
4. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и
имущества.
5. Выполнять аварийно-спасательные работы.
6. Готовить к использованию средства индивидуальной защиты
органов дыхания.
7. Вести действия по тушению пожаров в составе звена
газодымозащитной службы.
8. Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена
газодымозащитной службы.
9. Осуществлять контроль соблюдения противопожарного режима на
охраняемых объектах.
10.Осуществлять контроль систем противопожарного водоснабжения
на охраняемых объектах и в районе выезда.
1 ¡.Контролировать работоспособность и приводить в действие системы
противопожарной автоматики.
Программа может быть использована в профессиональном обучении,
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
переподготовке рабочих по профессии «Пожарный». Опыт работы не
требуется.
1.2. Место производственной практики в структуре основной
профессиональной
образовательной
программы:
входит
в
профессионально- го модуля.05. «Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностей служащих
1.3. Цели и задачи производственной практики - требования к
результатам освоения программы производственной практики.
Производственная практика по профилю специальности направлена на
формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций,
приобретение практического опыта.
В результате освоения программы производственной практики
обучающийся должен иметь практический опыт:
- несения караульной службы в составе дежурной смены в
соответствии с требованиями уставов, инструкций и планом работы
на дежурные сутки;
- выполнения действий по сосредоточению сил и средств;
- выполнения обязанностей номеров пожарного расчета;
- радиообмена с использованием радиосредств и переговорных
устройств;
- тушения пожара с использованием пожарно-технического
вооружения и оборудования;
- измерения уровня заражения (загрязнения) среды с использованием
дозиметрических приборов, приборов радиационной и химической
разведки;
- выполнения обязанностей пожарного при проведении специальных
работ на пожаре;
- проведения аварийно-спасательных работ;
- выполнения
обязанностей
пожарного
в
составе
звена
газодымозащитной службы;
- технического
обслуживания
и
эксплуатации
средств
индивидуальной защиты органов дыхания и оборудования базы
(поста) газодымозащитной службы;
- оформления документации,
учета
закрепленных
средств
индивидуальной защиты органов дыхания и запасных частей к ним,
наличия кислорода (воздуха) и химпоглотителя;
- выполнения основных (главных) действий с использованием
средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- проведения специальных и аварийно-спасательных работ в составе
звена газодымозащитной службы;
- участия в проверках обслуживаемых объектов (зданий,
сооружений, помещений и территорий) на соответствие их
требованиям пожарной безопасности;
- участия в проведении профилактических мероприятиях по
предупреждению пожаров на охраняемых объектах;
- определения состояния систем противопожарного водоснабжения;
- определения состояния и проверки работоспособности систем
противопожарной автоматической защиты.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы производственной практики является
овладение обучающимися следующими видами видом профессиональной
деятельности
- тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и
несение службы в пожарных подразделениях;
- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в
составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС);
- профилактика пожаров;
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
1
2
ПК 6.1.1.
ПК 6.1.5.
Нести службу в пожарных подразделениях.
Выполнять действия по сосредоточению сил и средств на
пожаре.
Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара.
Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и
имущества.
Выполнять аварийно-спасательные работы.
1
2
ПК 6.1.2.
ПК 6.1.3.
ПК 6.1.4.
ПК 6.2.1.
ПК 6.2.2.
ПК 6.2.3.
ПК 6.4.1.
ПК 6.4.2.
ПК 6.4.3.
ОК 1
ОК 2
ОКЗ
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Готовить к использованию средства индивидуальной защиты
органов дыхания.
Вести действия по тушению пожаров в составе звена
газодымозащитной службы.
Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена
газодымозащитной службы.
Осуществлять контроль соблюдения противопожарного
режима на охраняемых объектах.
Осуществлять
контроль
систем
противопожарного
водоснабжения на охраняемых объектах и в районе выезда.
Контролировать работоспособность и приводить в действие
системы противопожарной автоматики.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы решения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в
зонах чрезвычайных ситуаций.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Объем производственной практики и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
144
142
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
итоговая аттестация по профессиональному модулю
Итоговая аттестация по производственной практике в форме
дифференцированного зачета.
2
3.2. Тематический план производственной практики
№
темы
1
2
3
4
5
Наименование темы
Ознакомление с пожарным подразделением.
Инструктаж по охране труда.
Несения караульной службы в составе дежурной
смены.
Тушение пожаров, проведение аварийноспасательных работ и несение службы в пожарных
подразделениях.
Тушение пожаров и проведение аварийноспасательных работ в составе звена
газодымозащитной службы (ГДЗС).
Профилактика пожаров.
Итоговая аттестация по профессиональному модулю
Всего
Количество
часов
12
34
40
38
18
2
144
3.2. Тематический план и содержание производственной практики ПМ.06
Выполнение работ по профессии «Пожарный»
Содержание работ
Наименование тем
1. Ознакомление с
пожарным
подразделением.
Инструктаж по
охране труда.
1.
2. Несения
караульной
службы в составе
дежурной смены.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3. Тушение
пожаров,
проведение
аварийноспасательных
работ и несение
службы в
пожарных
подразделениях.
1.
2.
Ознакомление с пожарным подразделением. Изучение
структуры пожарного подразделения. Изучение функций
и взаимосвязей отделов и служб. Изучение должностных
инструкций. Ознакомление с локальными актами
пожарного подразделения и нормативно-правовыми
документами ФПС. Определение мест прохождения
практики. Изучение материально-технической базы.
Инструктаж по охране труда. Сбор информации для
отчета по практике.
Изучение порядка и условий прохождения службы в
ФПС МЧС России. Изучение нормативно-правовых
актов по гарнизонной службе. Изучение требований
инструкций и планов работы на дежурные сутки.
Изучение приказов по караульной службе. Изучение
основных обязанностей личного состава отделений
караула и распорядка дня караула. Изучение порядка и
проведения смены караулов. Изучение порядка допуска
лиц в служебные помещения. Изучение приказа по
профессиональной, специальной подготовке.
Изучение планов взаимодействия органов служб
жизнеобеспечения города и высылки сил и средств на
гарнизон. Изучение обязанностей номеров пожарного
расчета во время действий по сосредоточению сил и
средств.
Участие
в
пожарно-тактических
занятиях
по
сосредоточению сил и средств.
Изучение устройства и работы радиосредств и
переговорных устройств.
Изучение особенностей
радиообмена на пожаре. Изучение позывных лиц
гарнизона и пожарной части.
Изучение приказов, нормативно-правовых актов по
организации связи в гарнизон, в пожарной части.
Практические занятия по радиообмену с использованием
радиосредств и переговорных устройств.
Несения караульной службы в составе дежурной смены.
Отработка сбора и выезда по тревоге.
Изучение организации службы пожарного подразделения
в период особого противопожарного режима. Изучение
обязанностей номеров пожарного расчета. Изучение
пожарно-технического вооружения и оборудования.
Практические занятия и участие в учениях по тушению
пожара
с
использованием
пожарно-технического
вооружения и оборудования. Изучение нормативов и
отработка надевания боевой одежды. Отработка навыков
со спасательной веревкой. Отработка приемов работы с
ручными пожарными лестницами. Отработка боевого
Объем
часов
12
34
40
3.
4.
5.
4. Тушение
пожаров и
проведение
аварийноспасательных
работ в составе
звена
газодымозащитной
службы (ГДЗС).
1.
2.
3.
4.
5.
5. Профилактика
пожаров.
1.
2.
развертывания без подачи воды/с подачей воды.
Отработка приемов подъема рукавной линии на высоту с
помощью спасательной веревки и по пожарной лестнице.
Сбор и выезд по тревоге.
Практические занятия и участие в учениях с
выполнением обязанностей пожарного при проведении
специальных работ на пожаре. Отработка приемов
работы с механизированным, не механизированным,
электрифицированным и пневмоинструментом.
Практические занятия и участие в учениях по
проведению аварийно-спасательных работ. Отработка
приемов и способов спасания людей на пожаре.
Отработка
приемов
спасания
и
самоспасения
пострадавшего с этажей учебной башни.
Изучение устройства и работы дозиметрических
приборов, приборов радиационной и химической
разведки. Практические занятия по измерению уровня
заражения (загрязнения) среды с использованием
дозиметрических приборов, приборов радиационной и
химической разведки.
Изучение нормативных документов по ГДЗС. Изучение
тактико-технических характеристик ДАСВ. Изучение
документов по работе с ДАСВ. Изучение обязанностей
пожарного в составе звена ГДЗС. Изучение средств
индивидуальной
защиты
органов
дыхания
и
оборудования базы (поста) газодымозащитной службы.
Участие в работах по техническому обслуживанию и
эксплуатации средств индивидуальной защиты органов
дыхания и оборудования базы (поста) газодымозащитной
службы.
Изучение и оформление документации учета средств
индивидуальной защиты органов дыхания и запасных
частей к ним, наличия кислорода (воздуха) и
химпоглотителя.
Практические занятия и участие в учениях по
выполнению
основных
(главных)
действий
с
использованием средств индивидуальной защиты
органов
дыхания.
Отработка
нормативов
с
использованием ДАСВ.
Практические занятия и участие в учениях по
проведению специальных и аварийно-спасательных
работ в составе звена газодымозащитной службы
Изучение планов и содержания профилактических
мероприятий
по
предупреждению
пожаров
на
охраняемых объектах. Изучение методик определения
состояния систем противопожарного водоснабжения.
Изучение методик определения состояния и проверки
работоспособности
систем
противопожарной
автоматической защиты.
Участие в проверках обслуживаемых объектов (зданий,
сооружений, помещений и территорий) на соответствие
их требованиям пожарной безопасности. Определение
38
18
состояния систем противопожарного водоснабжения.
Определение состояния и проверки работоспособности
систем противопожарной автоматической защиты.
3. Участие в проведении профилактических мероприятиях
по предупреждению пожаров на охраняемых объектах.
Определение состояния систем противопожарного
водоснабжения. Определение состояния и проверки
работоспособности
систем
противопожарной
автоматической защиты.
Итоговая аттестация по профессиональному модулю
Всего
2
144
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1. Аникеев, С. В. Справочник инспектора пожарного надзора: справочник
в 2-х частях / С. В. Аникеев, О. Н. Найденков, С. В. Собурь. - Изд 3-е.,
перераб. - М.: ПожКнига, 2020. - 864 с.: ил.;
2. Грачев, В. А. Газодымозащитная служба: учеб.-метод, пособие / В. А.
Грачев, В. А., В. В. Теребнев, Д. В. Поповский. - Изд. 2-е. - М.:
Пожнаука, 2019. - 330 с.: ил.;
3. Грачев, В. А. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
пожарных (СИЗОД): учеб, пособие / В. А. Грачев и др. - Изд. 2-е,
перераб. - М.: ПожКнига, 2019. - 190 с.: ил.;
4. Корольченко, А. Я. Категорирование помещений и зданий по
взрывопожарной и пожарной опасности: учеб, пособие / А. Я.
Корольченко, Д. О. Загорский. - М.: Пожнаука. - 2020. - 118 с.: ил.;
5. Корольченко, Д. А. Огнетушители. Устройство. Выбор. Применение:
учеб, пособие / Д. А. Корольченко, В. Ю. Громовой. - М.: Пожнаука. 2020. - 94 с.: ил.;
6. Корольченко, А. Я. Основы пожарной безопасности предприятия.
Полный курс пожарно-технического минимума: учеб, пособие / А. Я.
Корольченко, Д. А. Корольченко. - М.: Пожнаука, 2020. - 314 с.;
7. Любимов, М. М. Пожарная и охранно-пожарная сигнализация.
Проектирование, монтаж, эксплуатация и обслуживание: справочник /
М. М. Любимов, С. В. Собурь; под ред. М. М. Любимова. - Изд. 4-е, с
изм. - М.: ПожКнига, 2019. - 256 с.: ил.;
8. Под ставков, В. П. Подготовка спасателей-пожарных. Противопожарная
служба. Гражданская Оборона: учеб, пособие / В. П. Подставков, В. В. М.: Центр пропаганды, 2020. - 280 с.: ил.;
9. Семехин, Ю. Г. Пожар. Способы и средства пожаротушения: справ,
пособие / Ю. Г. Семенихин. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 90 с.: ил.
10. Теребнев, В. В. Организация службы пожарной части: учеб, пособие / В.
В. Теребнев и др. - М.: Пожнаука, 2019. - 344 с.: ил.:
11. Теребнев, В. В. Основы пожарного дела: учеб, пособие / В. В. Теребнев,
Н. С. Артемьев, К. В. Шадрин. - М.: Пожнаука, 2019. - 328 с.: ил.;
12. Теребнев, В. В. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров: учеб,
пособие / В. В. Теребнев, А. В. Подгрушный. - Екатеринбург: Калан,
2020. - 512 с.: ил.;
13. Теребнев, В. В. Пожарная техника. Пожарно-техническое вооружение.
Устройство и применение. Кн.1: учеб, пособие / В. В. Теребнев, Н. И.
Ульянов, В. А. Грачев. - М.: Пожнаука, 2019. - 328 с.: ил.;
14. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка
тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
15. Приказ
МЧС
РФ
от
5
апреля
2011г.
N167
«Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях
пожарной охраны»;
16. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого
устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок
организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных
работ» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100).
Дополнительные источники
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной
безопасности»;
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности» от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ.;
2. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О
противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного
режима в Российской Федерации»).
3. Приказ МЧС России от 25.06.2006 года № 425 «Об утверждении Норм
табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварий
но-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных
автомобилей, изготавливаемых с 2006 года»;
4. Приказ МЧС России от 21.11.2008 № 714 «Об утверждении Порядка
учета пожаров и их последствий»;
5. Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240 «Об утверждении Порядка
привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны,
гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ»;
6. Указание ГУГПС МВД России от 02.06.2000 г. № 20/3.1/2042
Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения
первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушение
пожаров на различных объектах;
7. Инструкция по организации деятельности договорных подразделений
федеральной
противопожарной
службы
Государственной
противопожарной службы (утв. МЧС России 1 декабря 2014 г. N 2-4-8431);
8. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке
для личного состава федеральной противопожарной службы (Москва
2011 г.);
9. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования. С
обязательными Приложениями 2 и 3;
10. ГОСТ Р12 4.186-97 ССБТ. Аппараты воздушные дыхательные
изолирующие. Общие технические условия и методы испытаний;
И.ГОСТ Р 12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических
процессов. Общие требования. Методы контроля;
12. ГОСТ Р 3-5-4 Промышленные предприятия. Требования пожарной
безопасности;
13. НПБ 101-95. Нормы проектирования объектов пожарной охраны;
14. НПБ 104-03. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при
пожарах в зданиях и сооружениях;
15. НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных
установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Раздел 7- Метод
оценки индивидуального риска;
16. НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования
подлежащих защите АУПТ и АПС;
17. НПБ 164-01. Техника пожарная. Кислородные изолирующие
противогазы (респираторы) для пожарных. Общие технические
требования. Методы испытаний;
18. НПБ 165-01. Техника пожарная. Дыхательные аппараты со сжатым
воздухом для пожарных. Общие технические требования и методы
испытания;
19. НПБ 178-99. Техника пожарная. Лицевые части средств индивидуальной
зашиты органов дыхания пожарных. Общие технические требования.
Методы испытаний;
20. НПБ 194-00. Техника пожарная. Автомобиль газодымозащитной
службы. Общие технические требования. Методы испытаний;
21. НПБ 250-97. Лифты для транспортирования пожарных подразделений в
зданиях и сооружениях;
22. НПБ 301-01. Техника пожарная. Дымососы переносные пожарные.
Общие технические требования. Методы испытаний;
23. НПБ 309-02. Техника пожарная. Приборы для проверки дыхательных
аппаратов и кислородных изолирующих противогазов (респираторов)
пожарных. Общие технические требования. Методы испытаний;
24. НПБ 310-02 Техника пожарная. Средства защиты органов дыхания
пожарных. Классификация;
25. СП 3 - Свод правил «Предотвращение распространения пожара на
объектах защиты. Требования пожарной безопасности»;
26. СП 4 - Свод правил «Средства индивидуальной защиты и спасения
людей при пожаре. Нормы и правила размещения и применения»;
27. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с
личным составом газодымозащитной службы федеральной противопо
жарной службы МЧС России. - М., 2008.
Интернет ресурсы:
1. МЧС России [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа:
www.mchs.gov.ru, свободный. - Яз. рус.;
2. Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
[Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа:
http://academygps.ru/, свободный. - Яз. рус.;
3. ФГБУ
«Всероссийский
научно-исследовательский
институт
противопожарной обороны» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. Режим доступа: http://vniipo.ru/, свободный. - Яз. рус. - Государственная
противопожарная служба;
4. Общероссийская общественная организация Всероссийское добровольное
пожарное общество [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим
доступа: http://vdpo.ru/ , свободный. - Яз. рус.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы производственной
практики осуществляется руководителями производственной практики от
образовательного учреждения и от организации в процессе выполнения
практических работ, тренажей, отработки приемов, участия в учениях,
составления и защиты отчета по практике и отражается в аттестационном
листе.
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
1
ПК. 1.1. Нести службу в
пожарных
подразделениях.
Основные показатели оценки
результата
-
-
ПК 1.2. Выполнять
действия по
сосредоточению сил и
средств на пожаре.
-
ПК 1.3. Выполнять
работы по локализации
и ликвидации пожара.
-
-
-
1
-
ПК 1.4. Выполнять
работы по спасению,
защите и эвакуации
людей и имущества.
-
2
точность и своевременность
выполнения всех обязанностей
номеров пожарного расчета при
несении караульной службы в
составе дежурной смены в
соответствии с требованиями
уставов, инструкций и планом
работы на дежурные сутки;
выполнение нормативов по
тактико-строевой и тактико
спасательной подготовке для
личного состава федеральной
противопожарной службы.
оперативность и точность
выполнения всех обязанностей
номеров пожарного расчета во
время действий по сосредоточению
сил и средств на пожаре.
оперативность и точность
выполнения всех обязанностей
номеров пожарного расчета во
время локализации и ликвидации
пожара с соблюдением правил
техники безопасности и ведением
радиообмена;
объективность оценки обстановки
на участке пожаротушения;
рациональность и результативность
выбора пожарной техники и
оборудования;
безопасность и эффективность
применение пожарной техники и
оборудования,средств
индивидуальной защиты органов
дыхания в соответствии с
инструкциями и правилами по
применению и эксплуатации;
безопасность и эффективность
2
применения дозиметрических
приборов и приборов радиационной
и химической разведки в
соответствии с инструкциями и
правилами по применению;
успешность и результативность
выполнения работ по локализации и
ликвидации пожара.
оперативность и точность
выполнения всех обязанностей
номеров пожарного расчета при
выполнении работ по спасению,
Формы и методы
контроля и оценки
3
Текущий контроль наблюдение в процессе
выполнения
обучающимися
практических заданий,
практические задания по
демонстрации умений,
индивидуальный опрос,
экспертная оценка.
Промежуточный
контроль - наблюдение в
процессе выполнения
обучающимися
проверочных заданий,
проверочные задания,
индивидуальный опрос,
экспертная оценка.
Итоговый контроль дифференцированный
зачет по результатам
защиты отчета по
производственной
практике и
представленных
документов с места
практики.
3
Текущий контроль наблюдение в процессе
выполнения
обучающимися
практических заданий,
практические задания по
демонстрации умений,
индивидуальный опрос,
экспертная оценка.
Промежуточный
контроль - наблюдение в
процессе выполнения
-
-
-
ПК 1.5. Выполнять
аварийно-спасательные
работы.
-
-
-
-
ПК 2.1. Готовить к
использованию
средства
индивидуальной
защиты органов
дыхания.
-
1
-
-
защите и эвакуации людей и
имущества;
безопасность и эффективность
применения средств по защите и
эвакуации людей и имущества,
средств индивидуальной защиты
органов дыхания в соответствии с
инструкциями и правилами по
применению и эксплуатации;
успешность оказания первой
помощи пострадавшим при пожаре
в соответствии со всеми
действующими требованиями и
правилами;
успешность и результативность
выполнения работ по спасению,
защите и эвакуации людей и
имущества.
оперативность и точность
выполнения всех обязанностей
номеров пожарного расчета во
время выполнения аварийноспасательных работ и ведением
радиообмена;
рациональность и результативность
выбора аварийно-спасательной
техники и оборудования;
безопасность и эффективность
применение аварийно-спасательной
техники и оборудования в
соответствии с инструкциями и
правилами по применению и
эксплуатации;
успешность и результативность
выполнения аварийноспасательных работ.
качественное выполнение всего
объема работ по техническому
обслуживанию и эксплуатации
средств индивидуальной защиты
органов дыхания и оборудования
базы (поста) газодымозащитной
службы с соблюдением правил
2
техники безопасности и в
соответствии со всеми
требованиями (правилами,
указаниями) заводовизготовителей;
правильное (безошибочное)
оформление документации, учета
закрепленных средств
индивидуальной защиты органов
дыхания и запасных частей к ним,
наличия кислорода (воздуха) и
обучающимися
проверочных заданий,
проверочные задания,
индивидуальный опрос,
экспертная оценка.
Итоговый контроль дифференцированный
зачет по результатам
защиты отчета по
производственной
практике и
представленных
документов с места
практики.
3
Текущий контроль наблюдение в процессе
выполнения
обучающимися
практических заданий,
практические задания по
демонстрации умений,
индивидуальный опрос,
экспертная оценка.
Промежуточный
контроль - наблюдение в
-
ПК 2.2. Вести действия
по тушению пожаров в
составе звена
газодымозащитной
службы.
-
-
-
ПК 2.3. Проводить
аварийно-спасательные
работы в составе звена
газодымозащитной
службы.
-
-
-
-
ПК 4.1. Осуществлять
контроль соблюдения
противопожарного
режима на охраняемых
объектах.
-
1
-
-
процессе выполнения
химпоглотителя с выполнением
всех правил ведения документации; обучающимися
проверочных заданий,
безопасность и эффективность
проверочные задания,
применения средств
индивидуальный опрос,
индивидуальной защиты органов
экспертная оценка.
дыхания в соответствии с
Итоговый контроль инструкциями и правилами по
дифференцированный
применению и эксплуатации;
зачет по результатам
оперативность и точность
защиты отчета по
выполнения всех обязанностей
производственной
пожарного в составе звена
практике и
газодымозащитной службы;
рациональность и результативность представленных
документов с места
выбора пожарной техники и
практики.
оборудования газодымозащитной
службы;
успешность и результативность
выполнения действий по тушению
пожаров в составе звена
газодымозащитной службы.
оперативность и точность
выполнения всех обязанностей
пожарного в составе звена
газодымозащитной службы;
рациональность и результативность
выбора аварийно-спасательной
техники и оборудования
газодымозащитной службы;
безопасность и эффективность
применение аварийно-спасательной
техники и оборудования
газодымозащитной службы в
соответствии с инструкциями и
правилами по применению и
эксплуатации;
успешность и результативность
выполнения аварийноспасательных работ в составе звена
газодымозащитной службы.
активность участия и выявление
всех нарушений и недостатков во
время проверок обслуживаемых
объектов (зданий, сооружений,
помещений и территорий) на
соответствие их
2
3
требованиям пожарной
Текущий контроль безопасности;
наблюдение в процессе
выполнения
правильное (безошибочное)
обучающимися
оформление документации по
практических заданий,
результатам проверки в
практические задания по
соответствии со всеми
демонстрации умений,
требованиями делопроизводства
индивидуальный опрос,
ОВД;
экспертная оценка.
активность участия и
результативность проведения
ПК 4.2. Осуществлять
контроль систем
противопожарного
водоснабжения на
охраняемых объектах и
в районе выезда.
-
ПК 4.3.
Контролировать
работоспособность и
приводить в действие
системы
противопожарной
автоматики.
-
профилактических мероприятий по
предупреждению пожаров на
охраняемых объектах.
точное определение состояния и
выполнение всех действий при
проверке работоспособности
систем противопожарного
водоснабжения на охраняемых
объектах и в районе выезда в
соответствии с действующими
методиками и рекомендациями.
точное определение состояния и
выполнение всех действий при
проверке работоспособности
систем противопожарной
автоматической защиты в
соответствии с действующими
методиками и рекомендациями
заводов-изготовителей.
Промежуточный
контроль - наблюдение в
процессе выполнения
обучающимися
проверочных заданий,
проверочные задания,
индивидуальный опрос,
экспертная оценка.
Итоговый контроль дифференцированный
зачет по результатам
защиты отчета по
производственной
практике и
представленных
документов с места
практики.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
1
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
1
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
Основные показатели оценки
результата
2
- систематическое посещение
дней практики;
- отсутствие прогулов
практики без уважительных
причин;
- проявление в процессе
практики активности и
инициативности;
- наличие положительных
отзывов о практике;
- проявление ответственности
в выполнении заданий по
практике.
2
- наличие правильно
оформленной документации
(дневник по практике, план
индивидуальной работы на
период практики);
- своевременное выполнение
заданий в полном объеме
Формы и методы
контроля и оценки
3
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
3
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
решение стандартных и
нестандартных
профессиональных задач во
время прохождения
производственной практики;
- аргументированное
доказательство правоты своих
решений.
ОК 4. Осуществлять поиск и
- разнообразие используемых в
использование информации,
профессиональной
необходимой для эффективного
деятельности источников
выполнения профессиональных
информации;
задач, профессионального и
- активность работы с
личностного развития.
компьютерными
программами, в сети Интернет
для поиска информации;
адекватность найденной
информации решению
профессиональных задач
практики.
ОК 5. Использовать
- активность использования
информационнокомпьютерных программ и
комуникационные технологии в
сети Интернет в
профессиональной деятельности.
профессиональной
деятельности во время
практики;
- методическая обоснованность
и эффективность
использования
информационно
коммуникационных
технологий в
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
- отсутствие у студента в
команде, эффективно общаться с
процессе практики
коллегами, руководством,
конфликтных ситуаций;
пострадавшими и находящимися в
- соблюдение
зонах чрезвычайных ситуаций.
профессиональной этики
общения и поведения.
/
ОК 7. Брать на себя
ответственность за работу членов
команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
-
-
-
2
проявление ответственности
за работу членов команды
(подчиненных);
самоанализ и коррекция
собственной работы.
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
3
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознано
планировать повышения
квалификации.
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
наличие индивидуального
ежедневного плана;
осуществление
рефлексивного анализа
итогов дня практики и
результатов практики в целом.
проявление и устойчивость
интереса к изучению и
использованию новых
прогрессивных технологий в
профессиональной
деятельности.
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы.
Экспертная оценка.