МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.01 История России
Код и наименование специальности/профессии: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин.
Квалификация выпускника: техник-технолог
Профиль получаемого образования: технический
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3
2023г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №рт
зам. директора по УР
Шабанова М. М.
2023 г.
ФИО
Подпись
М
УТВЕРЖДАЮ
30
¿03
2023г.
2023 г.
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана на основе:Приказа
Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)
с учетом:
-профиля получаемого образования ;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования(разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»(письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год
Разработчики: Багомедова Рашидат Хазбулатовна преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПкЬ
Рецензенты / эксперты:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.01 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.01 История России является обязательной частью социально
гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 05, ОК 06.
Код
компетенции
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального
и культурного контекста
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания, умения
Умения:
организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных
сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности
по специальности
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
34-42
Промежуточная аттестация ДИФФ.ЗАЧЕТ
2
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
Введение в
курс
2
Содержание учебного материала
Введение в курс «История России» в контексте специальности. Актуализация знаний,
полученных в общеобразовательном курсе. Преемственность исторического знания.
Значение истории для современного человека. Периодизация ( основные этапы
новейшей истории России).
Основные особенности новейшего времени.
СССР - сверхдержава.
Период расцвета СССР.
СССР (Россия) и международные отношения.
Кризис и распад СССР новая Россия.
Раздел 1. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Итоги и последствия реформ 1990-х г. г.
Основные
направления
Формирование новой государственности.
развития РФ
Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Построение вертикали власти и
на рубеже XX- гражданское общество.
XXI вв.
Приоритетные направления развития экономики.
1 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Объем, акад, ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки,акад
ч
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
12
18
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
Президент Д. А. Медведев. Избрание В. В. Путина Президентом в 2012 г. и
переизбрание в 2018 г. Государственные программы.
Проблема распространения в России западной системы ценностей.
Пропаганда традиционных общечеловеческих ценностей.
Основные направления внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХ1 в. в. Новая концепция
внешней политики РФ.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Взаимоотношения России с ключевыми регионами мира (Западая Европа, США,
Азиатский регион, Латинская Америка и др.) Проблема расширения НАТО.
Взаимоотношения с США.
Создание Россией нового оружия.
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Постсоветское пространство и формирование очагов напряженности.
Очаги
напряженност Кризис государственности на Северном Кавказе. Первая Чеченская война: причины,
и на
итоги, Хасавюртовские соглашения и их последствия.
постсоветском Борьба с терроризмом в РФ и контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
пространстве
Вооруженные конфликты в Закавказье. Грузия и Южная Осетия. Операция по
«принуждению Грузии к миру». Конфликт в Нагорном Карабахе: исторические истоки и
современная ситуация. Российская миротворческая деятельность.
Вооруженный конфликт в Приднестровье. Роль РФ в его урегулировании. А. Лебедь.
Политический кризис в Украине в 2014 г. и начало вооруженного конфликта на ЮгоВостоке Украины. Минские соглашения. Вхождение Крыма в состав России.
Раздел 2. Россия в система современных международных отношений
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Вооруженное
Международное вооруженное вмешательство и миротворческая деятельность.
вмешательств «Цветные революции» и их роль в современных международных отношениях.
ои
«Арабская весна». Пресечение агрессии и свержение режима С. Хусейна в Ираке.
миротворческ Гуманитарное вмешательство НАТО в Югославию в 1999 г. Проблема Косова.
ая
Вооруженный конфликт в Сирии и российская военная операция.
Контртеррористическая операция сил НАТО в Афганистане. Режим талибов.
деятельность
ОК 07
ОК 09
16
12
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Тема 2.2.
РФ в процессе
глобализации
Содержание учебного материала
Место РФ в системе современных международных отношений
Международные организации: определение, классификация.
Участие РФ в международных организациях.
РФ в системе мировой экономики. Санкции и контрсанкции.
«Газовые споры». «Северный поток».
Глобальные угрозы международной безопасности.
Экологические проблемы, угроза изменения климата.
Борьба с распространением ОМУ. Пандемия: опыт борьбы и последствия.
Духовный кризис в Европе.
Самостоятельная работа (примерная тематика)
Промежуточная аттестация: зачет
Всего:
18
2
78
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных и математических дисциплин», оснащённый в
соответствии с п. 6.1.1. образовательной программы по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. И. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов учреждений
сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - Москва:
Издательский центр «Академия», 2021. - 256 с.
4. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студентов
учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 19-е изд. Испр. М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 384 с
5. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н.,
Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее
профессиональное образование) (Переплёт) 18ВХ 978-5-16-004507-8
6. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
7. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва,
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — 1БВХ 978-5534-01245-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — ИЛЬ:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп.— Москва, Издательство Юрайт, 2020.— 311с.—
(Профессиональное образование).— 1БВХ 978-5-534-13853-5. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — ИЛЬ: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. —- 245 с. - (Профессиональное образование). — 18ВИ 978-5534-12892-5. — Текст электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — ИВЕ:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва Академия, 2016. - 448 с. 18ВХ 978-5-4468-2871-5. - Текст: непосредственный.
2. История России. XX - начало XXI века учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]
под редакцией Л.И.
Семенниковой. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 328 с. (Профессиональное образование). - 18ВИ 978-5-534-09384. - Текст: непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва: Юрайт, 2021. - 234 с. - (Профессиональное
образование). -18ВХ 978-5-534-13336-3. - Текст: непосредственный.
4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва: Просвещение, 2015. - 80 с. 18ВИ 978-5- 09-034351-0. - Текст непосредственный
5. Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, 2021. — 125 с. — 18ВХ 978-5-44881105-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РЛОЕобразование: [сайт]. — ИВЕ: https://profspo.ru/books/104903
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
Оценку «отлично» заслуживает
основные
источники студент, твёрдо знающий
информации
программный материал,
и ресурсы для решения системно и грамотно
задач и проблем
излагающий его,
в профессиональном и/или демонстрирующий необходимый
социальном контексте
уровень компетенций, чёткие,
приемы структурирования сжатые ответы на
информации
дополнительные вопросы,
формат
оформления свободно владеющий
результатов
поиска понятийным аппаратом.
информации, современные Оценку «хорошо» заслуживает
средства
и
устройства студент, проявивший полное
информатизации
знание программного материала,
порядок
выстраивания демонстрирующий
презентации
сформированные на достаточном
психологические
основы уровне умения и навыки,
деятельности коллектива, указанные в программе
психологические
компетенции, допускающий
особенности личности;
непринципиальные неточности
правила
оформления при изложении ответа на
документов и построения вопросы.
устных сообщений
Оценку «удовлетворительно»
сущность гражданскозаслуживает студент,
обнаруживший знания только
патриотической позиции,
общечеловеческих
основного материала, но не
усвоивший
детали, допускающий
ценностей
ошибки принципиального
характера, демонстрирующий не
до конца сформированные
компетенции, умения
систематизировать материал и
делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно»
заслуживает студент, не
усвоивший основного
содержания материала, не
умеющий систематизировать
информацию, делать
необходимые выводы, чётко и
грамотно отвечать на заданные
вопросы, демонстрирующий
низкий уровень овладения
необходимыми компетенциями.
Методы оценки
Оценка результатов
устного и
письменного опроса.
Оценка результатов
тестирования.
Оценка результатов
самостоятельной
работы.
Оценка результатов
выполнения
домашних заданий.
Оценка результатов
дифференцированного
зачёта.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
Оценку «отлично» заслуживает
выявлять и эффективно студент, твёрдо знающий
искать
информацию, программный материал,
необходимую для решения системно и грамотно
задачи и/или проблемы
излагающий его,
определять
задачи
для демонстрирующий необходимый
поиска информации
уровень компетенций, чёткие,
определять
необходимые сжатые ответы на
источники информации
дополнительные вопросы,
планировать
процесс свободно владеющий
поиска;
структурировать понятийным аппаратом.
получаемую информацию
Оценку «хорошо» заслуживает
выделять
наиболее студент, проявивший полное
значимое
в
перечне знание программного материала,
информации
демонстрирующий
применять
современную сформированные на достаточном
научную
уровне умения и навыки,
профессиональную
указанные в программе
терминологию
компетенции, допускающий
грамотно излагать свои непринципиальные неточности
мысли
и
оформлять при изложении ответа на
документы
по вопросы.
профессиональной
Оценку «удовлетворительно»
тематике
на заслуживает студент,
государственном
языке, обнаруживший знания только
проявлять толерантность в основного материала, но не
рабочем коллективе
усвоивший детали, допускающий
описывать
значимость ошибки принципиального
своей специальности
характера, демонстрирующий не
до конца сформированные
компетенции, умения
систематизировать материал и
делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно»
заслуживает студент, не
усвоивший основного
содержания материала, не
умеющий систематизировать
информацию, делать
необходимые выводы, чётко и
грамотно отвечать на заданные
вопросы, демонстрирующий
низкий уровень овладения
необходимыми компетенциями.
Оценка результатов
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
самостоятельной
работы.
Оценка результатов
дифференцированного
зачёта.