ОПЦ.05 Электротехника и электроника 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.05 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Код и наименование специальности/профессии:

21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Квалификация выпускника:

техник-технолог.
Профиль получаемого профессионального образования: технический

Форма обучения: очная
Курс:
2
Семестр:
3.4

2023 г.

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией

Протокол К°/)т «
Председатель П(Ц)К
Подпись

20

'

ФИО

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

¿Г/Л--''
Подпись
3&

Шабанова М.М.
ФИО

¿7/20

г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.05 Электротехника и электроника
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчиц преподаватель специальны
Рецензенты/ эксперты:

цйплин ГБПОУ РД

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОПЦ.05 Электротехника и электроника» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной
программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ок

ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК05
ОК 06
ОК07
ОК09
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК3.2
ПК 3.5
ПК 4.1

Уметь:
- подбирать электрические
приборы и оборудование с
определенными параметрами и
характеристиками, устройства
электронной техники;
- правильно эксплуатировать
электрооборудование и
механизмы передачи движения
технологических машин и
аппаратов;
- рассчитывать параметры
электрических и магнитных
цепей, электрических машин;
- вычислять характеристики
постоянного, переменного и
трехфазного тока;
- снимать показания и
пользоваться
электроизмерительными
приборами и приспособлениями;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные,
электрические и монтажные
схемы;
- строить векторные диаграммы;
- определять характеристики
электронных приборов.

Знать:
- методы расчета и измерения
основных параметров электрических и
магнитных цепей,электрических
величин;
- характеристики электрических и
магнитных полей;
- основные законы электротехники;
- правила эксплуатации
электрооборудования;
- основы теории электрических
машин, принцип работы типовых
электрических устройств;
- основы физических процессов в
проводниках, полупроводниках и
диэлектриках;
- параметры электрических схем и
единицы их измерения;
- принцип выбора электрических и
электронных устройств и приборов;
- принципы действия, устройство,
основные характеристики
электротехнических и электронных
устройств и приборов;
- свойства проводников,
полупроводников,
электроизоляционных, магнитных
материалов;
- способы получения, передачи и
использования электрической
энергии;
- классификацию электронных
приборов, их устройство и область
применения.

Код компетенции

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Знания, умения

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные
части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы

составлять план действия

определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план

оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы д
ля решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте

алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач

порядок оценки результатов решения задач профессиональной
деятельности
ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные

Умения:

определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации

планировать процесс поиска; структурировать получаемую

технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

информацию
выделять наиболее значимое в перечне информации

оценивать практическую значимость результатов поиска

оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения профессиональных
задач
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников, применяемых в
профессиональной деятельности

приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации,
современные средства и устройства информатизации

порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде

Умения:

организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности

Знания:

психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
ОК 05

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста

Умения:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем
коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных
сообщений

ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,

Умения:

описывать значимость своей специальности

демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

ОК 07

Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:

сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей

значимость профессиональной деятельности
по специальности
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения

Умения:

соблюдать нормы экологической безопасности
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять работу с соблюдением
принципов бережливого производства

организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности

основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства

основные направления изменения климатических условий
региона
ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Умения:

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на
известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы

строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности

кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и
планируемые)

писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных предложений на

профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)

лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности

Проведение работ по
эксплуатационному и
разведочному бурению

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Выполнять
комплекс работ по
подготовке к бурению
и по окончании
бурения нефтяных и
газовых скважин.

Показатели освоения компетенции

Навыки:

подготовки к бурению скважин в различных условиях;
проведения работ по окончании бурения нефтяных и
газовых скважин
Умения:

составлять геолого-технический наряд на бурение
скважин
оформлять первичные документы по учету рабочего
времени в процессе подготовки скважин к бурению и
окончанию бурения

рационально использовать рабочее время
Знания:

руководящих нормативных и справочных материалов
по профилю специальности
действующих стандартов и технических условий на
разрабатываемую техническую документацию, порядок
ее оформления
техники безопасности проведения буровых работ и мер
экологической защиты окружающей среды
Проведение работ по
капитальному ремонту
нефтяных и газовых
скважин

ПК 2.1. Выполнять
комплекс
подготовительных
работ перед
проведением
капитального ремонта
нефтяных и газовых

Навыки:

проводить работы по подготовке скважин к ремонту
Умения:

осуществлять комплекс подготовительных работ перед
проведением капитального ремонта нефтяных и газовых

скважин.

скважин
Знания:

способов эксплуатации скважин
Технологии подготовки скважин к капитальному
ремонту и производства работ по капитальному
ремонту скважин.
ПК 2.3. Выполнять
комплекс работ по
капитальному ремонту
нефтяных и газовых
скважин.

Навыки:

Обеспечение технологического процесса капитального
ремонта скважин
освоения и глушения скважин при всех способах
эксплуатации
Умения:

расчета оснастки талевой системы в зависимости от
поднимаемого груза; допустимых нагрузок и скорости
при выполнении канатных работ
выполнять расчет процесса промывки песчаной пробки

Рассчитывать количество времени, необходимого на
выполнение технологической операции при проведении
капитального ремонта скважин
Знания:

назначения устройства и правил эксплуатации
подъемных сооружений (вышки, мачты), талевой
системы и ее элементов
Обслуживание
и
эксплуатация
оборудования буровых
установок на нефть и
газ

ПК 3.1. Осуществлять
контроль работы
агрегатов, систем,
механизмов буровых
установок
эксплуатационного и
глубокого
разведочного бурения
на нефть и газ.

Навыки:
чтения кинематических схем

Умения:

осуществлять технический контроль за состоянием
агрегатов, систем, механизмов буровых установок
Знания:

методов и правил монтажа, принципа работы и
эксплуатации бурового оборудования и инструмента
видов износа и деформаций деталей и узлов

оборудование для приготовления и очистки буровых
растворов, для цементирования скважин,
противовыбросовое.
ПК 3.2. Производить
техническое
обслуживание
агрегатов, систем,
механизмов буровых

Навыки:

наземного

и

электрооборудования

и

контроля технического состояния
подземного бурового оборудования
правильной

эксплуатации

установок
эксплуатационного и
глубокого
разведочного бурения
на нефть и газ.

механизмов
Умения:

осуществлять подбор и обслуживание оборудования и
инструмента, используемых при строительстве
скважин, обеспечивать надежность его работы.
Знания:
технических характеристик и особенностей различного
оборудования, входящего в состав буровых установок

принципов работы, конструкции и условий
эксплуатации систем, механизмов буровых установок
ПК 3.5. Оформлять
технологическую и
техническую
документацию по
обслуживанию и
эксплуатации бурового
оборудования.

Навыки:

оформления необходимой технической и
технологической документации по обслуживанию
бурового оборудованию
Умения:

техническую и технологическую документации по
обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования
Знания:
типовых технологических расчетов бурового
оборудования
Организация работ по
бурению,
капитальному ремонту
нефтяных и газовых
скважин

ПК 4.1. Осуществлять
контроль безопасности
ведения буровых работ
в соответствии с
правилами
безопасности.

Навыки:

организации работы коллектива исполнителей по
бурению, капитальному ремонту скважин в
соответствии с технологическими регламентами и
обеспечения профилактики производственного
травматизма и безопасности условий труда
Умения:

проводить производственный инструктаж рабочих;

осуществлять контроль соблюдения правил охраны
труда и техники безопасности;
соблюдать законодательство в правоотношении
субъектов в сфере профессиональной деятельности;
Знания:

нормативно - правовые акты, регламентирующие
производственно-хозяйственную деятельность;
виды инструктажей, правила трудового распорядка,
охраны труда, производственной санитарии;

нормативно - правовые акты, регулирующие правовое
положение граждан в процессе профессиональной
деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
теоретическое обучение

Объем в часах

108 (34-74)
14-34

практические занятия

58

Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1. Электротехника
Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами, ее роль в
области развития науки, техники и технологии.
Введение
Электрическая энергия, ее свойства и применение. Производство и
распределение электрической энергии.
Электрическое поле и его основные характеристики. Закон Кулона.
Напряженность
электрического
поля.
Графическое
изображение
электрического поля. Потенциал, напряжение. Связь потенциала с
Тема 1.1.
напряжением. Электрическое поле в диэлектрике. Электрический пробой и
Электрическое
электрическая прочность диэлектрика. Электрическая емкость. Емкость
поле
плоского, сферического и цилиндрического конденсатора. Соединение
конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет характеристик и параметров электрического поля.
Смешанное соединение конденсаторов.
Элементы электрической цепи и их классификации. Электрический ток:
Тема 1.2.
величина, направление. Источник тока и Э.Д.С. Электропроводность и
Электрическая цепь сопротивление. Сила тока, плотность тока. Законы Ома. Электродвижущая
постоянного тока сила. Закон Джоуля-Ленца. Мощность и коэффициент полезного действия.
Баланс мощности в электрических цепях. Режимы электрических цепей.
Понятие о пассивных и активных элементах электрической энергии. Законы
Кирхгофа. Схемы электрических цепей.

Объем, акад, ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч

3
Обязат. часть
ОП
100/80
2

2
2

2
2

2
2

Коды
компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК05
ОК 06
ОК 07
ОК09
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК3.2
ПК 3.5
ПК 4.1

Тема 1.3.
Электромагнетизм

Тема 1.4.
Электрические
цепи переменного
тока

Тема 1.5.
Электрические
измерения

Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров цепи постоянного тока.
Метод Кирхгофа.
Метод контурных токов.
Магнитное поле и его характеристики. Закон Ампера. Магнитная индукция.
Магнитный поток, потокосцепление. Индуктивность катушки. Магнитные
свойства вещества. Намагничивание и намагниченность. Напряженность
магнитного поля, магнитная проницаемость вещества. Магнитная цепь и ее
расчет. Закон полного тока и его применение. Энергия магнитного поля.
Электромагнит. Сила взаимодействия двух параллельных проводников с
токами.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров магнитного поля и цепи.
Переменный ток. Получение синусоидальной Э.Д.С. Принцип действия
генератора переменного тока. Уравнения, графики, характеристики
переменного синусоидального тока. Действующая и средняя величина
синусоидального тока, напряжения и Э.Д.С. Параметры электрической цепи
переменного тока.
Цепь синусоидального тока с активным сопротивлением, индуктивностью,
емкостью. Векторные диаграммы. Расчет неразветвленной цепи переменного
тока активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных
соотношениях
реактивных
величин.
Треугольники
напряжений,
сопротивлений, мощностей.
Расчет цепи переменного тока с двумя узлами с активным сопротивлением,
индуктивностью, емкостью при различных соотношениях величин реактивных
проводимостей. Треугольники токов, проводимостей, мощностей. Расчет цепи
переменного тока методом проводимостей. Коэффициент мощности.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет характеристик цепи переменного тока. Расчет параметров
неразветвленной и разветвленной цепи. Построение векторных диаграмм
напряжения, сопротивления, мощности.
Классификация
электроизмерительных
приборов.Магнитоэлектрический
измерительный механизм. Электромагнитный измерительный механизм.
Электродинамический
измерительный
механизм.
Индукционный
измерительный механизм.
Измерение тока, напряжения, мощности, мощности. Расширение пределов

2
2
2
2

2

2
2

2
2

2
2

измерения амперметров и вольтметров.
Прямые и косвенные методы измерения. Методы измерения. Погрешности
измерений.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет погрешностей измерения.
Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой и
треугольником.
Трехпроводные
и
четырехпроводные
трехфазные
электрические цепи. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные
токи, соотношения между ними. Симметричные и несимметричные
трехфазные электрические цепи. Нейтральный (нулевой) провод и его
назначение. Векторная диаграмма напряжений и токов. Передача энергии по
трехфазной
линии.
Тема 1.6.
Трехфазные
Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях
электрические цепи нагрузки. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при
соединении нагрузки звездой и треугольником.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет фазных и линейных напряжений, фазных и линейных токов при
различных соединениях нагрузки, мощности одной фазы и трехфазной цепи в
целом, коэффициента мощности.
Строить векторные диаграммы напряжений и токов.
Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора.
Режимы работы трансформатора. Номинальные параметры трансформатора:
мощность, напряжение и токи обмоток. Потери энергии и КПД
Тема 1.7.
трансформатора. Типы трансформаторов и их применение: трехфазные,
Трансформаторы
многообмоточные, измерительные, автотрансформаторы.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров трансформатора
Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение
вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и
генераторах.
Тема 1.8.
Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка,
Электрические
ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя.
машины
Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора.
переменного тока
Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход
асинхронных двигателей.
Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика.

2
2
2

2
2
2

2

2
2
2

Тема 1.9.
Электрические
машины
постоянного тока

Тема 1.10.
Основы
электропривода

Тема 1.11.
Передача и
распределение
электрической
энергии

Регулирование частоты вращения ротора. Потери энергии и КПД
асинхронного двигателя.
Синхронные машины и область их применения.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров двигателя переменного тока.
Назначение машин постоянного тока и их классификация.
Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь,
коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: ЭДС
обмотки якоря, реакция якоря, коммутация.
Генераторы и двигатели постоянного тока. Электрические машины с
независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.
Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока.
Потери энергии и КПД машин постоянного тока.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров двигателя постоянного тока.
Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода.
Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и
выбор двигателя при продолжительном, кратковременном и повторно­
кратковременном режимах. Аппаратура для управления электроприводом.
Практическая подготовка обучающихся
Строить для выбранного типа двигателя реальную нагрузочную диаграмму.
Производить расчет мощности двигателя при различных режимах работы.
Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы.
Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных
пунктов.
Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии;
кабельные линии; внутренние электрические сети и распределительные
пункты; электропроводки.
Электроснабжение цехов и осветительных электросетей. Графики
электрических нагрузок.
Выбор сечений проводов и кабелей: по допустимому нагреву; с учетом
защитных аппаратов; по допустимой потере напряжения.
Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление.Защитное
зануление.
Практическая подготовка обучающихся
Определять конструкцию и область применения проводов и кабелей по их

2

2

2

2

2
2
2
2

2
2

маркам.
Выбирать сечения проводов и кабелей по допускаемой токовой нагрузке и
потере напряжения.
Раздел 2. Электроника
Электропроводимость
полупроводников.
Собственная
и
примесная
проводимость. Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и
обратное включение "р-п" перехода.
Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область
применения.
Тема 2.1.
Биполярные транзисторы. Физические процессы в биполярном транзисторе.
Физические основы
Схемы включения биполярных транзисторов: общая база, общий эмиттер,
электроники.
общий коллектор. Вольтамперные характеристики. Полевые транзисторы:
Электронные
принцип работы, характеристики, схемы включения.
приборы
Тиристоры: классификация, характеристики, область применения.
Маркировка полупроводниковых приборов.
Практическая подготовка обучающихся
Выполнять расчет параметров полупроводниковых приборов по их
характеристикам.
Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя.
Однофазные и трехфазные выпрямители.
Сглаживающие фильтры.
Тема 2.2.
Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора.
Электронные
Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока.
выпрямители и
Практическая подготовка обучающихся
стабилизаторы.
Расчет по осциллограмме значенийнапряжения и тока. Изображать графики
мгновенных значений выпрямленных напряжений и токов для различных
типов выпрямителей.
Схемы усилителей электрических сигналов.
Основные технические характеристики электронных усилителей.
Принцип работы усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе.
Тема 2.3.
Обратная связь в усилителях.
Электронные
Многокаскадные усилители.
усилители.
Импульсные и избирательные усилители. Операционные усилители.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет технических характеристик усилителя.
Тема 2.4.
Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора.

2

2
2

2

2
2

2

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК05
ОК 06
ОК 07
ОК09
ПК 1.1
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК3.2
ПК 3.5
ПК 4.1

Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы ЬС-типа, генераторы ИСтипа.
Переходные процессы в ИС-цепях.
Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер.
Генератор линейно изменяющегося напряжения (ЛИН - генератор).
Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронно-лучевая
трубка.
Электронный осциллограф.
Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров электронных генераторов.
Структура системы автоматического контроля, управления и регулирования.
Измерительные
преобразователи.
Параметрические
преобразователи:
Тема 2.5.
резистивные,
индуктивные,
емкостные.
Генераторные
преобразователи.
Электронные
Исполнительные элементы: электромагниты; электродвигатели постоянного и
устройства
переменного токов, шаговые электродвигатели.
автоматики и
Электромагнитное и ферромагнитное реле.
вычислительной
техники
Практическая подготовка обучающихся
Расчет параметров реле.
Понятие о микропроцессорах. Арифметическое и логическое обеспечение
микропроцессоров. Микропроцессоры с жесткой и гибкой логикой.
Тема 2.6.
Микропроцессоры Интегральные схемы микроэлектроники. Основные параметры больших
интегральных схем микропроцессорных комплектов.
Промежуточная аттестация
Всего:
Электронные
генераторы и
измерительные
приборы

2
2
2

2

2

2
108

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники и электроники», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
Лаборатория «Электротехники и электроники», оснащенная необходимым для
реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3
примерной образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного
издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве
основного, при этом список может быть дополнен другими изданиями.

3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Славинский, А. К. Электротехника с основами электроники: учебное пособие /
А.К. Славинский, И.С. Туревский. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. - 448 с. (Среднее профессиональное образование). - 18ВИ 978-5-8199-0747-4. - Текст:
электронный. - иИТ: https://znanium.com/catalog/product/1864187 (дата обращения:
21.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
2. Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для спо / Л. А.
Потапов. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 376 с. - 18В]\1 978-5-81149391-3.- Текст: электронный// Лань: электронно-библиотечная система. - иКТ:
https://eJanbook.com/book/193417 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.Основы электротехники: учебник для спо / Г. И. Кольниченко, Я. В. Тарлаков,
А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербур: Лань, 2021. - 204 с. 18В1Ч 978-5-8114-8050-0.- Текст: электронный// Лань: электронно-библиотечная
система. - иЛЬ: https://eJanbook.com/book/171409 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4. Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум / С. М. Аполлонский. 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 320 с. - 18ВИ 978-5-8114-9764-5. - Текст:
электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
иКТ:
https://eJanbook.com/book/198371 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим доступа: для
авториз. Пользователей.
5. Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо / И. И.
Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 736 с. - 18ВК
978-5-8114-6756-3.- Текст: электронный// Лань: электронно-библиотечная система. иКЬ: https://eJanbook.com/book/152467 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим доступа:
для авториз. пользователей.

3.2.2. Дополнительные источники
1. Славинский А.К., Туревский И.С. Электротехника с основами электроники:
учебное пособие. - М.: Издательский дом Форум, 2015. - 448с.
2. Теплякова О.А. Электротехника и электроника: учеб.пособие в двух частях.
Часть 1. «Электротехника». - Издательство «Ин-Фолио», 2016. -272с.
3. Покотило С.А. Электротехникаи электроника: учеб. Пособие.- Ростов на Дону:
Феникс, 2018. - 283с.
4. Аполлонский С.М. Электротехника - М.: КНОРУС, 2020. - 292с.
5. СултангареевИ.С. Электротехника и электроника: задачник,- Ростов на Дону:
Феникс, 2020. - 136с.
6. Алиев И.И. «Электротехника и электрооборудование» в 3 ч. Часть 2: учебное
пособие для среднего профессионального образования. - М.: Юрайт, 2020. - 447с.
7. Фуфаева Л.И. Сборник практических занятий по электротехнике: учебное
пособие для средних проф. обр. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 228с

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
- методы расчета и
-владеет методами расчета
измерения основных
иизмерения
основных
параметров электрических
параметров электрических и
и магнитных цепей,
магнитных
цепей,
электрических величин;
электрических величин;
- характеристики
-проявляет
знание
электрических и
характеристик электрических
магнитных полей;
и магнитных полей;
- основные законы
-демонстрирует знания
электротехники;
основных законов
- правила эксплуатации
электротехники;
электрооборудования;
-показывает знания правил
- основы теории
эксплуатации
электрических машин,
электрооборудования;
принцип работы типовых
-имеет представление
электрических устройств;
обосновах теории
электрических машин, о
- основы физических
принципе работы типовых
процессов в проводниках,
электрических устройств;
полупроводниках и
-имеет представление
диэлектриках;
обосновах физических
процессов в проводниках,
- параметры
полупроводниках и
электрических схем и
диэлектриках;
единицы их измерения;
-проявляет знаниепараметров
- принцип выбора
электрических схем и единиц
электрических и
их измерения;
электронных устройств и
- демонстрирует знание о
приборов;
принципе выбора
- принципы действия,
электрических и электронных
устройство, основные
устройств и приборов;
характеристики
-проявляет знание о принципе
электротехнических и
действия, устройстве,
электронных устройств и
основных характеристиках
приборов;
электротехнических и
- свойства проводников,
электронных устройств и
полупроводников,
приборов;
электроизоляционных,
-имеет представление о
магнитных материалов;
свойствах проводников,
- способы получения,
полупроводников,
передачи и использования
электроизоляционных,
электрической энергии;
магнитных материалов;
классификацию
-имеет представление о
электронных приборов, их
способах получения, передачи
устройство
и
область
и использования
применения.
электрической энергии;

Методы оценки

Письменный
и устный опрос.
Тестирование.
Практические
занятия.
Лабораторные
занятия.
Контрольная работа.

- демонстрирует знания о
классификации электронных
приборов, их устройстве и
областиприменения.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
- подбирать электрические
-владеет умением подбирать
приборы и оборудование с
электрические приборы и
определенными
оборудование с определенными
параметрами и
параметрами и
характеристиками,
характеристиками, устройства
устройства электронной
электронной техники;
техники;
-проявляет умение правильно
- правильно
эксплуатировать
эксплуатировать
электрооборудование и
электрооборудование и
механизмы передачи движения
механизмы передачи
технологических машин и
движения технологических
аппаратов;
машин и аппаратов;
-демонстрирует умение
- рассчитывать параметры
рассчитывать параметры
электрических и магнитных электрических и магнитных
цепей,электрических
цепей, электрических машин;
машин;
- показывает умениевычислять
- вычислять характеристики характеристики постоянного,
постоянного, переменного и переменного и трехфазного
трехфазного тока;
тока;
-владеет умениемснимать
- снимать показания и
пользоваться
показания и пользоваться
электроизмерительными
электроизмерительными
приборами и
приборами и
приспособлениями;
приспособлениями;
- собирать электрические
-проявляет умениесобирать
схемы;
электрические схемы;
- читать принципиальные,
-демонстрирует умениечитать
электрические и монтажные принципиальные,
схемы;
электрические и монтажные
схемы;
- строить векторные
-проявляет умение строить
диаграммы;
векторные диаграммы;
- определять
-показывает умение определять
характеристики
характеристики электронных
электронных приборов.
приборов.

Оценка результатов
выполнения
практической,
лабораторной работы,
контрольной работы.
Защита лабораторной
работы, проекта.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.