ОУП.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.01 Русский язык

Профиль получаемого профессионального образования:

технический.
Код и наименование специальности:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Квалификация выпускника: техник

Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1,2

2023 г.
1

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией

Протокол № от «^0» 0#
г.
Председатель П(Ц)К Давлятбекова М. М.
Подпись

ФИО

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
—Шабанова М. М.
Подпись
ФИО

.^¿>

М

2023 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.01 Русский язык
разработана на основе требований: Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797) с учетом:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений", утверждённого приказом Минобрнауки
России от 10.01.2018 N2 (ред. От 01.09.2022) "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
- методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.

тегории

Рецензент: преподаватель русского языкащлитературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая

характеристика

рабочей

программы

общеобразовательной

дисциплины «Русский язык»................................
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины......................

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины.........
4. Контроль

и

оценка

результатов

освоения

общеобразовательной

дисциплины.......................................................................................

7

з

Код и
Планируемые результаты освоения дисциплины
шменован
Дисциплинарные (предметные)1
Общие
ие
К 04.
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
ффективно самоопределению;
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем
^аимодейст -овладение навыками учебно-исследовательской,
устных монологических высказываний - не менее 100 слов,
звать и
проектной и социальной деятельности;
объем диалогического высказывания - не менее 78 реплик);
аботать в Овладение универсальными коммуникативными
уметь выступать публично, представлять результаты учебно­
оллективе действиями:
исследовательской и проектной деятельности; использовать
команде б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы
индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности, для решения учебных задач;
организовывать и координировать действия по ее - сформировать представления об аспектах культуры речи:
достижению: составлять план действий, распределять нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты системы знаний о номах современного русского литературного
языка и их основных видах (орфоэпические, лексические,
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях грамматические, стилистические; уметь применять знание
реального,
виртуального
и
комбинированного норм современного русского литературного языка в речевой
практике, корректировать устные и письменные высказывания;
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в обобщать знания об основных правилах орфографии и
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и пунктуации, уметь применять правила орфографии и
пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными справочниками, в том числе академическими словарями и

5

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- сформировать представления о функциях русского
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая языка в современном мире (государственный язык
эстетику быта, научного и технического Российской Федерации, язык межнационального
творчества, спорта, труда и общественных общения, один из мировых языков); о русском языке
как духовно- нравственной и культурной ценности
отношений;
- способность воспринимать различные виды многонационального народа России; о взаимосвязи
искусства, традиции и творчество своего и языка и культуры, языка и истории, языка и
других народов, ощущать эмоциональное личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и ценностей; сформировать ценностное отношение к
общества отечественного и мирового искусства, русскому языку;
этнических культурных традиций и народного - сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь
творчества;
анализировать
и
комментировать
- готовность к самовыражению в разных видах понимать,
искусства, стремление проявлять качества основную и дополнительную, явную и скрытую
(подтекстовую)
информацию текстов,
творческой личности;
- наличие
мотивации
к
обучению
и - уметь использовать разные виды чтения и
аудирования,
приемы
личностному развитию;
информационно-смысловой
переработки
В области ценности научного познания:
- сформированность
мировоззрения, прочитанных и прослушанных текстов, включая
соответствующего
современному
уровню гипертекст, графику, инфографику и другое (объем
развития науки и общественной практики, текста для чтения - 450-500 слов; объем
основанного
на
диалоге
культур, прослушанного или прочитанного текста для
способствующего осознанию своего места в пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв,
поликультурном мире;
X__ ___________
6

- осознание ценности научной деятельности, функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
готовность осуществлять проектную и функциональные стили, язык художественной литературы),
исследовательскую
деятельность различной жанровой принадлежности; сформированность
представлений о формах существования национального
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными русского языка; знаний о признаках литературного языка и его
познавательными действиями:
роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебно­ разговорной речи, функциональных стилях (научный,
исследовательской и проектной деятельности, публицистический, официально-деловой), языке
художественной литературы; совершенствование умений
навыками разрешения проблем;
- способность
и
готовность
к распознавать, анализировать и комментировать тексты
функциональных
разновидностей
языка
самостоятельному поиску методов решения различных
речь,
функциональные
стили,
язык
практических задач, применению различных (разговорная
методов познания;
художественной литературы);
об
изобразительно-выразительных
- овладение
видами деятельности
по - обобщить знания
получению нового знания, его интерпретации, средствах русского языка; совершенствование умений
преобразованию и применению в различных определять изобразительно-выразительные средства языка в
учебных ситуациях, в том числе при создании тексте
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
- осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в

7

Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности
ПК 3.3. Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ;

8

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах

96

в т.ч.

1. Основное содержание

84

в т. ч.:

теоретическое обучение

33

практические занятия

49

самостоятельная работа

12

Промежуточная аттестация (экзамен)

2

9

языковая семья. Этапы

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы

2

формирования русской формирования русской лексики

лексики

Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Тема 1.3. Язык как

система знаков

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
4
Практические занятия: Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов
Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. 2

ОК 05

Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

2

ОК 04; ОК

05
Тема 2.1. Фонетика и

орфоэпия

Основное содержание
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования 2

ОК 04; ОК

звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические

(произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных,
согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное).

Практические занятия:

11

Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, 4
непроверяемые, чередующиеся

ОК 04; ОК

Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание
словообразование

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем:

2

корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы словообразования.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых

4

согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь.

Правописание приставок на -З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

12

Основное содержание
существительное Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
как часть речи.

ОК 04; ОК 05

Тема 2.3. Имя

2

существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен

2

существительных. Правописание сложных имен существительных.

Тема 2.4. Имя

Основное содержание

прилагательное

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:

как часть речи.

качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен

ОК 04; ОК 05

2

прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико­
стилистические различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен

Основное содержание
Лексико-грамматические
разряды имен числительных: количественные,
числительное как
порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая
часть речи.
сочетаемость собирательных числительных.
Практические занятия:

2

ОК 04; ОК 05

Тема 2.5. Имя

2

13

2

Практическая работа. Правописание числительных. Возможности
использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной

Тема 2.6.

ОК 04; ОК 05

Основное содержание
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,

2

Местоимение как вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные,
часть речи.
указательные, определительные. Дефисное написание местоимений
фактические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание

2

Iиестоимений с частицами НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол Основное содержание
как часть речи. Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог,

Тема 2.8.

заклонение, время, лицо, число, род).
фактические занятия:
фактическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Основное содержание
Действительные и страдательные причастия и способы их образования.

ОК 04; ОК 05
2

2
ОК 04; ОК 05

2

Сраткие и полные формы причастий

Практические занятия:

14

Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и

2

причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Правописание суффиксов деепричастий.
Основное содержание. Семантика наречия, его морфологические признаки и

2

ОК 04;

синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам
образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных

наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования.
Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.

Сочинительные и подчинительные союзы
Раздел 3. Спитак сис и пунктуация

Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других

18

ОК 04; ОК
05; ОК 09

4

частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния.

Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи
правописание частиц НЕ и НИ

15

Тема 3.1. Основные Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
единицы
синтаксиса.

ОК 04;

2

словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного

предложения.

Согласование

сказуемого

с

подлежащим.

Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении. Разбор

4

Основное содержание. Второстепенные члены предложения (определение,

приложение,

обстоятельство,

дополнение).

Осложненные

4

ОК 04;

предложения.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие

условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия

Практические занятия:
Практическая работа.

Знаки

препинания

при

однородных

членах

с

7

обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды

вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях, обращениях

16

3. Условия
дисциплины

реализации

3.1. Требования

к

программы

минимальному

общеобразовательной

материально-техническому

обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

русского языка.

Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется

особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и
практической направленностью.

Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных

видов оценочных средств, экзамена и др.);
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным

программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная
доска, выход в локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной

организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные

ресурсы,

рекомендованные

для

использования

в

образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной

дисциплины

представлены

в

методических

рекомендациях по организации обучения.

Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы:
учеб, пособ. для студ. сред. проф. учеб, заведений. - М., 2021.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы,
2021
17

3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах. -М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и
абитуриентов. - М., 2021.
б.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М,
2021.
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник
для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,
2015.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык:
учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11
классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл.-М., 2005.
6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
7. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
1.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в
современном русском языке. - СПб., 2012.
2.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб. 2003.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е
изд., испр. и доп. - М., 2011г.
4.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
5.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. - М., 2005.
6.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.,
2004.
7.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв.
Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
8.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред.
Л.И. Скворцова. - М., 2006.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,
1992.
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского
языка. - М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. М., 2005.
18

12.
13.

14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с
лексико-грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения
конца XX столетия / Под ред. Т.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского
языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический
словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы.
Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и
изменения слов русского языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского
языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь
русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М.,
2000.

Интернет - ресурсы:
1. http://www.gramota.ru
2. http://www.uchportal.ru/
3. http://pedsovet.org/
4. http://www.rusedu.ru/
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://globalteka.ru

19

КОНТРОЛБ
4.

И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления,
эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности
их употребления;

Формы и методы контроля и
оценки
результатов обучения
2
Подготовка и защита рефератов
Устные
и
письменные
упражнения и задания

Устные
и
письменные
упражнения
и
задания;
практические
занятия
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные
и
письменные
различных
функциональных
стилей
и упражнения и задания;
разновидностей языка;
1 знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия
тестирования, а также
других народов;
выполнения обучающимися
индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с
компоненты, литературный язык, языковая текстом. Устные и письменные
норма, культура речи; основные единицы и упражнения и задания
уровни языка, их признаки и взаимосвязь использовать основные виды
использовать
основные
виды
чтения чтения (ознакомительно­
изучающее, ознакомительно­
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.)
в реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной
зависимости от коммуникативной задачи;
задачи;
и
письменные
орфоэпические, лексические, грамматические, Устные
упражнения
и
задания;
орфографические и пунктуационные нормы
практические
занятия
современного русского литературного языка;
тестирования,
а
также
нормы речевого поведения в социально­
выполнения
обучающимися
культурной, учебно-научной, официально­
индивидуальных заданий
деловой сферах общения
и
письменные
извлекать необходимую информацию из Устные
20

различных
источников:
учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой
информации,
в
том
числе
представленных;
создавать
устные
и
письменные
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного
русского литературного языка;

соблюдать
в
практике
письма
орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных
проблем;

использовать
основные
информационной переработки
письменного текста;

приемы
устного и

упражнения
и
задания;
практические
занятия
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных заданий
Устные и письменные
упражнения и задания;
использовать основные виды
чтения (ознакомительно­
изучающее, ознакомительно­
реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной
задачи;
Устные и письменные
упражнения и задания;
использовать основные виды
чтения (ознакомительно­
изучающее, ознакомительно­
реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной
задачи;
Диктант Устный и письменный
опрос, тестовые задания,
контрольное тестирование,
словарный диктант, различные
письменные задания, контрольная
работа
использовать основные виды
чтения (ознакомительно­
изучающее, ознакомительно­
реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной
задачи;
различные письменные задания,
контрольная работа

21



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.