МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательно учреждение РД
« Индустриально - промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП .05. БИОЛОГИЯ
Код и наименование специальности/профессии: 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник
Профиль получаемого образования: Технический
Форма обучения: очная
Курс 1
2023г
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
и-""
Шабанова
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
М.М.
Протокол №1
от 27. 08. 2023 г.
Председатели. (Ц) К
_______ Магомедова А.А.
Подпись
ФИО
Подпись
JO
ФИО
2023_
г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУП. 05
Биология разработана на основе требований-Федерального закона от
29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.01.2018 N
2(зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2022 N 49797); с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной
образовательной
программы
среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестана в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчик: Гаджиева Н.А. учитель биологии
Рецензенты: Исмаилов У.С.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ...........................
1.1 Область применения программы...........................................................
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы........................................................................
1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения
дисциплины.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины....................................................................................................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............
2.1 Тематический план и и содержание учебной дисциплины................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.........................
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению..............................................................................................................
3.2 Информационное обеспечение обучения...............................................
4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................................................
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУ П.05. Биология является частью
образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего
звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 «Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.»
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина
«Биология» входит в общеобразовательную подготовку и относится к
общеобразовательным дисциплинам.
Программа направлена на формирование общих компетенций (ОК):
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Выпускник, освоивший образовательную программу,
следующими общими компетенциями (далее - ОК):
должен
обладать
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального
и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение
следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,
Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных
представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;
роли биологической науки в формировании современной естественно-научной
картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе
работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)
по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание
первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных'.
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно
научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую
сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине
мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее
достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с
коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной
деятельности,
при
использовании
лабораторного
оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных'.
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных
взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к
системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий
для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов,
решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся
должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной
теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы
Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и
хромосом, структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке,
организме, в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие
биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических
факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и
человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;
причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии
организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи
питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и
наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе
сравнения и анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах,
ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при травматических, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
• максимальная учебная нагрузка - 39 часов;
• обязательная аудиторная учебная нагрузка - 39 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Трудоемкость
часов
1 семестр
Общая трудоемкость
39
Аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Лекционные занятия
14
Практические занятия
23
Вид итогового контроля - диф.зачет
Зачет 2
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
Наименование
разделов и тем занятий
1
Введение
Раздел 1. Основы
цитологии
Тема 1.1. Методы
цитологии. Клеточная
Содержание учебного материала,
практические занятия и
самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала
Лекция-презентация со
вспомогательными техническими
средствами обучения
Биология как наука. Краткая история
развития биологии. Признаки живых
организмов. Многообразие живых
организмов. Уровневая организация
живой природы и эволюция. Методы
познания живой природы. Общие
закономерности биологии. Предмет
изучения обобщающего курса
«Биология», цели и задачи курса.
Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и
существования жизни на Земле и
современной ее организации. Роль
биологии в формировании
современной естественно-научной
картины мира и в практической
деятельности людей. Соблюдение
правил поведения в природе, бережное
отношение к биологическим объектам
(растениям и животным и их
сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного
уровня: клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера.
Содержание учебного материала
Лекция
Объем
часов
Уровен
освоенр
3
4
1
2
теория
Что такое клетка. Её размеры. Какие
методы и приборы используют для
изучения клеток.
Создатели клеточной теории. Каковы
основные
положения
клеточной
теории
Содержание учебного материала
Лекция-презентация со
вспомогательными техническими
Тема 1.2. Особенности
средствами обучения
химического состава
Химические элементы клетки.
клетки. Вода и ее роль в Химические вещества клетки. Роль
жизнедеятельности
воды в клетке. Свойства воды.
клетки. Минеральные
Минеральные вещества клетки и их
вещества и их роль в
роль.
клетке
Практическое занятие:!
Клетка структурная единица живого.
Содержание учебного материала
Лекция с использованием
Тема 1.3. Органические наглядных пособий. Углеводы и их
вещества. Углеводы и их классификация. Функции углеводов.
Липиды и их классификация. Функции
роль в
липидов
жизнедеятельности
Практическое занятие: 3
клетки. Липиды и их
Моно,ди-,полисахариды.
роль в
Липиды,классификация.
жизнедеятельности
клетки.
Тема 1.4. Строение и
функции белков.
Ферменты
Тема 1.5 . Нуклеиновые
кислоты
и их роль в
жизнедеятельности.
Содержание учебного материала
Лекция. Белки
и
их
строение.
Классификация
белков.
Уровни
организации
белковой
молекулы.
Функции белков. Свойства белков.
Денатурация белка.
Содержание учебного материала
Лекция. Нуклеиновые кислоты и их
типы. Строение ДНК и РНК. Типы
РНК
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Практическое занятие:
Органические вещества клетки.
Содержание учебного материала
Лекция. Биологические мембраны.
Органоиды клетки. Клеточное ядро.
Хромосомы,строение,функции.
2
1
1
2
1
Тема 1.6.Строение
эукариотической клетки.
Практическое занятие: Органоиды
клеток эукариот.
ема 1.11.Вирусы
Тема 1.12. Питание
клетки
Тема 1.13.Обмен
веществ в клетке
Тема
Содержание учебного материала
Лекция
. Вирусы. Сравнение неклеточных и
клеточных форм жизни.
Демонстрации
Виды вирусов. Строение вируса
табачной мозаики. Спид.
Практическое занятие:8
Вирусы. Строение вирусов.
Содержание учебного материала
Лекция
с
интерактивной
презентацией
Способы питания.
Демонстрации
Представители
автотрофных
и
гетеротрофных организмов
Содержание учебного материала
Проблемная
лекция
с
интерактивной
презентацией. Гомеостаз,
пластический и энергетический обмен.
Метаболизм
Демонстрация наглядного
пособия
" Обмен веществ в клетке
Содержание учебного материала
1
1
1
2
1
1
1.14. Энергетический
обмен обмен
Тема 1.1. Жизненный
цикл клетки. Деление
клетки. Митоз
Тема
1.5. Оплодотворение
Тема
1.6. Индивидуальное
развитие.
Тема 1.7 История
развития генетики.
Г ибридологический
метод
Тема 1.8
Закономерности
наследственности и
изменчивости
Тема
4.1. Основные методы
селекции и
биотехнологии
Лекция:
Энергетический обмен в клетке.
Диссимиляция. Этапы
энергетического обмена:
подготовительный, бескислородный,
кислородный
Демонстрация наглядного пособия
"Этапы энергетического обмена"
1
2
Практическое занятие: Гликолиз,
дыхание.
2
2
Содержание учебного материала
Практическое занятие: 12
Митоз. Биологическая роль митоза.
Практическое занятие: Виды
оплодотворения.
Практическое
занятие:Онтогенез.
Типы
онтогенеза.
Периоды
онтогенеза. Зародышевое развитие
организмов. Этапы эмбрионального
развития
млекопитающих.
Взаимодействие
частей
развивающегося
зародыша.
Постэмбриональный период.
Сходство зародышей и эмбриональная
дивергенция признаков.
Практическое занятие: Законы
Менделя.
Практическое занятие: Изменчивость.
Виды изменчивости.
Модификационная и наследственная
изменчивость. Норма реакции.
Мутации.
Практическое занятие:Селекция.
Полиплоидия и отдаленная
гибридизация. Искусственный
мутагенез. Биотехнология. Генная
2
2
1
2
2
2
2
1
2
инженерия. Клеточная инженерия.
Практическое
занятие:Возникновение жизни на
Земле. Гипотезы о происхождении
жизни (креационизм, гипотеза
самопроизвольного зарождения
Тема
жизни, гипотеза панспермии, гипотеза
5.9. Возникновение
биохимической эволюции).
жизни на Земле
Современные представления о
происхождении жизни (гипотеза
абиогенного зарождения жизни)
Демонстрация наглядных пособий.
Практическое занятие: Компоненты
Тема: Эволюция
биосферы. Функции живого вещества
биосферы.
Дифференцированный зачет:
2
Всего:
39
1
1
З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
реализации дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории:
-посадочные места студентов;
•
рабочее место преподавателя;
•
рабочая меловая доска;
•
демонстрационный стол;
•
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды,
карточки, раздаточный дидактический материал, справочный материал).
•
комплект учебно-методических пособий по биологии;
•
лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель
ДНК, гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)
•
видеоматериалы
Технические средства обучения:
•
Ноутбук
•
мультимейдийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. (Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники:
¡.Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 кл.: учебник /Под ред.А.А.
Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018.- 368 с.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).
2.
10 класс.—М.,2019..
Дополнительные источники:
КИонцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2017.
2. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии:
учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2018.
3. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ..
4. Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2018
б.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология:
базовый
уровень,
10—И класс.—М.,
2019
6.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень).
10—И класс. —М.,2018
Заяц Биология 2020г.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ebio.ru/3neKTpoHHbm учебник по биологии. Представлены
разделы: ботаника, зоология, анатомия, общая биология, экология.
2. http://evolution.powemet.ru/ Теория эволюции как она есть: материалы по
теории биологической эволюции. Представлены различные материалы,
посвященные теории биологической эволюции.
3. www. window, edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
4. www.znanium.com- сайта института
5 .wk.com/idbiorepetitor
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Контроль и
оценка результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, промежуточного контрольного тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
знания:
основные положения
биологических теорий и
закономерностей:
клеточной
теории,
эволюционного
учения,
учения В.И. Вернадского о
биосфере,
законы
Г.
Менделя, закономерностей
изменчивости
и
наследственности;
строение
и
функционирование
биологических объектов:
клетки, генов и хромосом,
структуры
вида
и
экосистем;
- сущность биологических
процессов: размножения,
оплодотворения, действия
искусственного
и
естественного
отбора,
формирование
приспособленности,
происхождение
видов,
круговорот
веществ
и
превращение энергии в
Коды формируемых
общих компетенций
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
ОК-2, ОК - 4, ОК-5,
ОК-6,
ОК-08
Промежуточное
тестирование.
Проверка тетради.
Устный опрос.
ОК-2, ОК-4,
ОК-5,
Проверка тетради.
Проверка домашних задач.
Оценивание практических
работ.
Промежуточный контроль.
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8,
ОК-9
Оценивание практических
заданий.
Промежуточный контроль.
Фронтальный
и
индивидуальный опрос
Проверка тетради.
Проверка
домашних
заданий.
Работа с учебником.
клетке,
организме,
в
экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том
числе
отечественных)
ученых
в
развитие
биологической науки;
биологическую
терминологию
и
символику.
ОК-1,ОК-3,
ОК-04, ОК-9
Устный опрос.
Проверка тетради.
Защита рефератов.
ОК-2, ОК-4,
ОК-5,
Промежуточное
тестирование.
Диктант по определениям.
Устный опрос.
умения:
- объяснять роль биологии ОК-3, ОК-4, ОК 08
в формировании научного
мировоззрения;
вклад
биологических теорий в
формирование
современной естественно
научной картины мира;
единство живой и неживой
природы, родство живых
организмов; отрицательное
влияние
алкоголя,
никотина, наркотических
веществ на эмбриональное
и
постэмбриональное
развитие человека; влияние
экологических факторов на
живые организмы, влияние
мутагенов на растения,
животных и
человека;
взаимосвязи
и
взаимодействие
организмов и окружающей
среды; причины и факторы
эволюции,
изменяемость
видов;
нарушения
в
развитии
организмов,
мутации и их значение в
возникновении
Проверка тетради.
Проверка
домашних
заданий.
Оценивание практических
работ.
Промежуточный контроль.
Фронтальный
и
индивидуальный опрос.
Работа с учебником.
наследственных
заболеваний; устойчивость,
развитие
и
смены
экосистем; необходимость
сохранения многообразия
видов;
решать элементарные
биологические
задачи;
составлять элементарные
схемы
скрещивания
и
схемы переноса веществ и
передачи
энергии
в
экосистемах
(цепи
питания);
описывать
особенности
видов
по
морфологическому
критерию;
- выявлять приспособления
организмов
к
среде
обитания, источники и
наличие
мутагенов
в
окружающей
среде
(косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах
своей местности;
сравнивать
биологические
объекты:
химический состав тел
живой и неживой природы,
зародышей человека и
других
животных,
природные экосистемы и
агроэкосистемы
своей
местности;
процессы
(естественный
и
искусственный
отбор,
половое
и
бесполое
размножение) и делать
выводы и обобщения на
основе
сравнения
и
анализа;
анализировать
и
оценивать
различные
гипотезы
о
сущности,
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-08, ОК-9
Оценивание практических
заданий.
Промежуточный контроль.
Проверка тетради.
Проверка
домашних
заданий.
ОК-4, ОК-5,
ОК-6
Оценивание практических
заданий.
Фронтальный и
индивидуальный опрос
ОК-2, ОК-3,
ОК-5, ОК-6
Фронтальный и
индивидуальный опрос.
Выполнение практических
заданий.
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8
Устный опрос.
Просмотр
и
видеофильма.
анализ
происхождении жизни и
человека,
глобальные
экологические проблемы и
их решения, последствия
собственной деятельности
в окружающей среде;
изучать изменения в
экосистемах
на
биологических моделях;
- находить информацию о
биологических объектах в
различных
источниках
(учебниках, справочниках,
научно-популярных
изданиях, компьютерных
базах,
ресурсах
сети
Интернет) и критически ее
оценивать.
ОК-1, ОК-3,
ОК-05, ОК-9
Выполнение
заданий.
ОК-4, ОК-5,
ОК-6, ОК-08
Работа
с
литературой,
интернет-источниками.
Устный опрос.
практических