МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.07 Обществознание
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование спепиальности:08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений(техник)
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр :1,2
2023г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №от « $) »
Подпись
№
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Шабанова М. М.
2023 г.
ФИО
________ Ж
2023г.
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины ОУП.07
Обществознание разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 —ФЗ об образовании в РФ.
-Приказ
Минобрнауки
России
от
10.01.2018
N
2
(ред.
от
01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797) с учетом:
- профиля получаемого образования ;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом
профессионального
образования
Министерства
образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.
Разработчики: Абуева Зухра Магомедэминовна, преподаватель по истории
ИПК
Рецензенты / эксперты:Ибрагимова И.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»........................................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины...... Ошибка!
Закладка не определена.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»............................................................................................... 27
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины..........................................................................................................29
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
1.1.
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью
предметной
области
«Общественные
науки»,
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми
задачами
изучения обществознания с
учётом
преемственности с основной школой являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно
познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений
при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни
с учётом профессиональной направленности организации среднего
профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности
в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин, развитие
мотивации к предстоящему
самоопределению.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и
на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные 1
сформировать знания об (о):
В части трудового воспитания:
- обществе как целостной развивающейся системе в
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и основах социальной динамики; глобальных проблемах и
социальной направленности, способность инициировать, вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
планировать и самостоятельно выполнять такую
Российской Федерации;
деятельность;
- человеке как субъекте общественных отношений и
- интерес к различным сферам профессиональной
сознательной деятельности; особенностях социализации
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными личности в современных условиях, сознании, познании и
действиями:
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
а) базовые логические действия:
культуры, экономической и финансовой сферах;
- самостоятельно формулировать и актуализировать
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
проблему, рассматривать ее всесторонне;
экономике, в том числе государственной политики
- устанавливать существенный признак или основания
поддержки конкуренции и импортозамещения,
для сравнения, классификации и обобщения;
особенностях рыночных отношений в современной
- определять цели деятельности, задавать параметры и
экономике;
критерии их достижения;
- системе права и законодательства Российской
- выявлять закономерности и противоречия в
1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
гражданской ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно
коммуникационных технологий в решении различных
задач
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
знания учебно-исследовательскую и проектную
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда деятельность, представлять ее результаты в виде
коммуникацию на
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
и общественных отношений;
государственном
- способность воспринимать различные виды искусства, социальной и междисциплинарной направленности;
языке Российской
готовить устные выступления и письменные работы
традиции и творчество своего и других народов,
Федерации с учетом
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
особенностей
проблематике, составлять сложный и тезисный план
- убежденность в значимости для личности и общества
социального и
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
отечественного и мирового искусства, этнических
культурного
тексты на социальную тематику;
культурных традиций и народного творчества;
контекста
- владеть умениями формулировать на основе
- готовность к самовыражению в разных видах
приобретенных социально-гуманитарных знаний
искусства, стремление проявлять качества творческой
собственные суждения и аргументы по определенным
личности;
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
Овладение универсальными коммуникативными
использовать ключевые понятия, теоретические
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно
нравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационно
коммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду
Структура
2.
и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
78
78
вт. ч.:
теоретическое обучение
44
практические занятия
32
Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)
2
12
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
2
1
Раздел 1. Человек в обществе
Основное содержание учебного материала
Тема 1.1.
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между
общественные
подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
отношения.
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов.
Развитие
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
общества2
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция,
социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер
прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия
Тема 1.2.
Основное содержание учебного материала
2 В рамках темы возможно проведение входной диагностики (входного контроля) - на усмотрение преподавателя.
Объем
часов
3
Формируем
ые
компетенци
и
4
4
4
ОК 01
ОК 05
ОК 02
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Биосоциальная
природа человека и Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в
современном
обществе.
Коммуникативные
качества
личности.
его деятельность
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека
Тема 1.3.
Основное содержание учебного материала
Познавательная
В том числе практических занятий
деятельность
человека. Научное Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его
познание
виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
ОК 04
ОК 05
4
4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
личности и
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
общества
элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог
культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
2
ОК 03
ОК 05
ОК 06
современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и
социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Тема 2.2.
Основное содержание учебного материала
Наука и
В том числе практических занятий
образование в
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
современном мире Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Тема 2.3.
Основное содержание учебного материала
Религия
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Тема 2.4.
Основное содержание учебного материала
Искусство
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. Достижения современного российского искусства
Раздел 3. Экономическая жизнь общества3
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
----------
''•о—покячятепи и
4
ОК 02
ОК 03
4
4
ОК 05
ОК 06
ОК 01
ОК 05
ОК 02
ти общества
Тема 3.2.
Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты
Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя
Тема 3.4.
Предприятие в
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы
долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы
экономического цикла. Причины экономических циклов
Основное содержание учебного материала
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая
безопасность. Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи.
Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и
социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы
устойчивого развития общества
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 03
ОК 09
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 01
ОК 03
экономике
Тема 3.5.
Экономика и
государство
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит
и
профицит
государственного
бюджета.
Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской
Федерации.
В том числе практических занятий
Государственный бюджет. Налоговая система Российской Федерации.
Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Основное содержание учебного материала
Тема 3.6.
Основные
Мировая экономика. Международная экономика.
Международное
тенденции
разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от
развития
участия в международной торговле. Государственное регулирование
экономики России внешней торговли
и международная
экономика
Раздел 4. Социальная сфера
Основное содержание учебного материала
Тема 4.1.
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
Социальная
структура
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
4
ОК 01
ОК 09
4
2
ОК 06
ОК 09
4
ОК 01
ОК 05
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе
Основное содержание учебного материала
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
Тема 4.3.
Этнические
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации
общности и нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала
Тема 4.4.
Социальные нормы В том числе практических занятий
и социальный
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
контроль.
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
конфликт и
Способы
разрешения
социальных
конфликтов.
Особенности
способы его
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
разрешения
Раздел 5. Политическая сфера
Основное содержание учебного материала
Тема 5.1.
общества.
Положение
личности в
обществе
Тема 4.2.
Семья в
современном мире
4
ОК 05
ОК 06
2
ОК 05
ОК 06
6
ОК 04
ОК 05
ОК 05
Политика
власть.
Политическая
система
и Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе
Государство
как
основной
институт
политической
системы.
Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:
форма правления, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим Типология форм государства
В том числе практических занятий
ОК 06
10
4
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика
государства,
механизмы
противодействия
коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Всего
78
2.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной
дисциплины
«Обществознание»,
рекомендованные
для
использования
в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного
общего образования, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам
обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»
обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам
и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим
подобным ресурсам).
4.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено
на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9
и сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС
СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне
среднего профессионального образования является существенным звеном учебного
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно
практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные
задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностноориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы
различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может
вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной
диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и
др-);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не
только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих
результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как
развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать
соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых
ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания,
включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки
должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими
обучающимися. Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки:
за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное
количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по
программе дисциплины.
Общая/профессиональная
компетенции
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 02
ОК 04
Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества
Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 1.2.
Устный опрос
Биосоциальная природа Познавательные задания
человека и его
• Задания к документам,
деятельность
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 1.3.
Познавательная
Устный опрос
Познавательные задания
ОК 05
деятельность человека.
Научное познание
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества
Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 03
Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 2.3.
Религия
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 05
Тема 2.4.
Искусство
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07
Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
ОК 09
Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике.
Финансовые институты
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Устный опрос
Тема 3.3.
Познавательные задания
Рынок труда и
безработица.
• Задания-задачи
Рациональное
• Задания к схемам, таблицам,
поведение потребителя диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
Тема 3.4.
Предприятие в
экономике
ОК 01
ОК 09
Тема 3.5.
Экономика и
государство
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 06
ОК 09
Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика
Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Работа с документами,
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 4.2.
Семья в современном
мире
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 4.3.
Этнические общности
и нации
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 04
Тема 4.4.
Устный опрос
ОК 05
Социальные нормы и Познавательные задания
социальный контроль. • Задания-задачи
Социальный конфликт • Проектные задания
и способы его
Самооценка и взаимооценка
разрешения
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система
ОК 03
ОК 04
Устный опрос
Тема 5.2.
Политическая культура Познавательные задания
общества и личности.
• Задания-задачи
Политический процесс • Задания к документам,
и его участники
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 07
Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 06
ОК 09
ОК 02
ОК 05
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК
09
Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Тема 6.5.
Познавательные задания
Отрасли
процессуального права • Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Выполнение заданий
промежуточной аттестации
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова,
С.С. Попова, И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова/
Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2-х частях.
Дополнительные источники
1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования/
Б. И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 346 с.
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального
образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой - 5-е
изд., перераб. и доп - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 381 с.
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
4. образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. - 5-е
изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 280 с.
5. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
6. В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. - Москва: Издательство
Юрайт, 2020. -242 с.
7. Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
8. профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общей
редакцией А.М. Волкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 215 с.
9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. - М.: Юнити,
2018. -478 с.
10. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: АСТ, 2020.
- 544 с.
11. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2019. - 416 с.
12. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В.
Касьянов. - РнД: Феникс, 2021. - 318 с.
13. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.: МЦНМО,
2019. - 160 с.
14. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.: Инфра-М,
2021.-512 с.
15. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский - М.:
Форум, 2022. - 256 с.
16. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для
подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. - М.: АСТ, 2020.
- 544 с.
17. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2019. - 416 с.
18. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ /
В.В.Касьянов. - РнД: Феникс, 2021. - 318 с.
19. Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. - М.: МЦНМО,
2019.-160 с.
20. Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. - М.: Инфра-М,
2021.-512 с.
21. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский - М.:
Форум, 2022. - 256 с.
Интернет-ресурсы
a. http://www.benran.ru/ Lib_kat.htm/ Библиотечные каталоги.
b. http://www.rsl.ru/ Российская Государственная библиотека.
c. ЭБС biblio-online.ru.