МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 География
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2
2023 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол № /от «¿0» сентября 20^ г.
Шабанова М.М.
Подпись
Председатель ПЦК
08
2023г.
Подпись
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.08
География разработана на основе требований:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования утвержденного Приказ Минобрнауки России
от 10.01.2018 N 2 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N
49797) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования
и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально промышленный
колледж»
Х.А.Ахмедова
Рецензент:______________
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
5. Информационное обеспечение обучения
3
1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО ОУП.08 География.
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по пециальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений"
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и
умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира
в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
1.1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК:
4
Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
Планируемые результаты
Общие*
Дисциплинарные*
- понимать роль и место современной географической науки в
В части трудового воспитания:
системе
научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
- готовность к труду, осознание ценности
проблем человечества:
приводить примеры проявления
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности глобальных проблем, в решении которых принимает участие
технологической и социальной направленности, современная географическая наука, на региональном уровне, в
способность инициировать, планировать и разных странах, в том числе в России; определять роль
самостоятельно выполнять такую деятельность; географических наук в достижении целей устойчивого развития;
интерес
к
различным
сферам - освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
познавательными действиями:
выбирать и использовать источники географической информации
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и для определения положения и взаиморасположения объектов в
актуализировать проблему, рассматривать ее пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
всесторонне;
сформировать
системы
комплексных
социально
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
обобщения;
географические процессы и явления и распознавать их проявления
- определять цели деятельности, задавать
в повседневной жизни; использовать знания об основных
параметры и критерии их достижения;
географических закономерностях для определения и
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать
креативное
мышление
при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями;
между
природными
условиями
и
размещением
населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом
и
формулировать
отраслевой
и/или
структурой
обосновывать
хозяйства
выводы
на
стран;
основе
использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических
понятий,
умение
применять
социально-
экономические понятия для решения учебных и (или) практико-
ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах
экологических
проблем:
описывать
географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить
примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры
возможных путей решения глобальных проблем;
В области ценности научного познания:
ОК 02. Использовать
современные
сформированность
средства
поиска, анализа и
развития
интерпретации
информации,
выполнения
профессиональной
деятельности
науки
и
современному
уровню
общественной
практики,
на
основанного
и
информационные
технологии
соответствующего
способствующего
мировоззрения,
культур,
диалоге
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
для
задач
- совершенствование языковой и читательской
культуры
взаимодействия
как средства
между
людьми и познания мира;
-
осознание
готовность
ценности
научной
осуществлять
деятельности,
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями: в) работа с
информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
-
создавать тексты
учетом
в
назначения
аудитории,
выбирая
различных
информации
форматах с
и
оптимальную
представления и визуализации;
целевой
форму
освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и
использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями
в результате
воздействия
природных
и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования:выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
оценивать
достоверность,
легитимность показатели, характеризующие географические объекты, процессы
информации, ее соответствие правовым и и явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую информацию
морально-этическим нормам;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении самостоятельно находить, отбирать и применять различные
когнитивных,
коммуникативных
и методы познания для решения практико-ориентированных задач;
организационных
задач
с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
ОК 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания: - владеть умениями географического анализа и интерпретации
реализовывать
- сформированность нравственного сознания, информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
собственное
этического поведения;
профессиональное
и - способность оценивать ситуацию и принимать географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
личностное
развитие, осознанные решения, ориентируясь на
и России, их обеспеченности природными и человеческими
предпринимательскую
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
морально-нравственные нормы и ценности;
деятельность
в - осознание личного вклада в построение представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
профессиональной сфере, устойчивого будущего;
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
использовать знания по
- ответственное отношение к своим родителям и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
финансовой грамотности в (или) другим членам семьи, созданию семьи на информации
из
различных
источников
географической
различных жизненных
основе
осознанного
принятия
ценностей информации; критически оценивать и интерпретировать
ситуациях
получаемую
из
различных
источников;
семейной жизни в соответствии с традициями информацию,
использовать различные источники географической информации
народов России;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности - владеть географической терминологией и системой базовых
ОК 04.
географических
понятий,
умение применять
социальнои самоопределению;
Эффективно
навыками
учебно экономические понятия для решения учебных и (или) практико
взаимодействовать
и -овладение
работать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной ориентированных задач;
деятельности;
команде
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
- освоить и применить знания о размещении основных
ОК 05.
В области эстетического воспитания:
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая географических объектов и территориальной организации
письменную
эстетику быта, научного и технического природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
коммуникацию
на
творчества, спорта, труда и общественных зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники географической информации
государственном
языке отношений;
Российской Федерации с - способность воспринимать различные виды для определения положения и взаиморасположения объектов в
учетом
особенностей искусства, традиции и творчество своего и других пространстве; описывать положение и взаиморасположение
социального
и народов, ощущать эмоциональное воздействие географических объектов в пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
культурного контекста
искусства;
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
этнических культурных традиций и народного географические процессы и явления и распознавать их проявления
в повседневной жизни; использовать знания об основных
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах географических закономерностях для определения и сравнения
свойств изученных географических объектов, явлений и
искусства, стремление проявлять качества
процессов; проводить классификацию географических__________
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
действиями:
явлениями; между природными условиями и размещением
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой
структурой
хозяйства стран;
жизни;
- распознавать невербальные средства общения, формулировать и/или обосновывать выводы на основе
понимать
значение
социальных
знаков, использования географических знаний;
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
осознание
обучающимися
российской - понимать роль и место современной географической науки в
ОК 06.
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
Проявлять гражданскогражданской идентичности;
приводить примеры проявления
целенаправленное
развитие внутренней проблем человечества:
патриотическую позицию,
позиции
личности
на
основе
духовно глобальных проблем, в решении которых принимает участие
демонстрировать
осознанное поведение на нравственных ценностей народов Российской современная географическая наука, на региональном уровне, в
основе
традиционных Федерации, исторических и
национально разных странах, в том числе в России; определять роль
общечеловеческих
культурных традиций, формирование системы географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
ценностей, в том числе с значимых ценностно-смысловых установок,
учетом
гармонизации антикоррупционного
мировоззрения, информации из различных источников: находить, отбирать,
межнациональных
и правосознания,
экологической
культуры, систематизировать информацию, необходимую для изучения
способности ставить цели и строить жизненные географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
межрелигиозных
и России, их обеспеченности природными и человеческими
отношений, применять планы;
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
В части гражданского воспитания:
стандарты
- осознание своих конституционных прав и представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
антикоррупционного
обязанностей, уважение закона и правопорядка; диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
поведения
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
традиционных
принятие
общечеловеческих
национальных,
и
гуманистических
противостоять
экстремизма,
по
из
различных
источников;
использовать
различные
идеологии практико-ориентированных задач;
ксенофобии,
национализма,
дискриминации
получаемую
источники географической информации для решения учебных и (или)
демократических ценностей;
готовность
информации; критически оценивать и интерпретировать информацию,
религиозным,
социальным,
-
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные
социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
расовым,национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в объяснять географические особенности стран с разным уровнем
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
развития,
включая
взаимодействовать
географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
социальными особенностях взаимодействия природы и общества для решения
с
институтами в соответствии с их функциями и учебных и (или) практикоориентированных задач;
назначением;
готовность
к
и
волонтерской
российской
гражданской
гуманитарной
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность
идентичности,
патриотизма,
уважения
к
своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
настоящее
и
многонационального народа России;
- ценностное
отношение
к
государственным
символам, историческому и природному наследию,
памятникам,
особенности
общеобразовательной проявления в них глобальных проблем человечества; использовать
в
организации и детско-юношеских организациях;
- умение
социально-экономического
традициям
народов
России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте.
- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности
сформировать
систему
комплексных
социально
ОК
07.
Содействовать В области экологического воспитания:
сохранению окружающей - сформированность экологической культуры, ориентированных географических знаний о закономерностях
понимание влияния социально-экономических развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
среды,
процессов на состояние природной и социальной географические процессы и явления и распознавать их проявления
ресурсосбережению,
среды,
осознание
глобального
характера в повседневной жизни; использовать знания об основных
применять знания об
географических закономерностях для определения и сравнения
изменении
климата, экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в свойств изученных географических объектов, явлений и
принципы бережливого
производства, эффективно окружающей среде на основе знания целей процессов; проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
устойчивого развития человечества;
действовать
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
в
ситуациях
чрезвычайных
активное неприятие действий, приносящих вред
явлениями; между природными условиями и размещением населения, между
окружающей среде;
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
-
умение
прогнозировать
неблагоприятные
последствия
предпринимаемых
экологические
структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на
основе использования географических знаний;
действий, предотвращать их;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из
- расширение опыта деятельности экологической
различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию,
направленности;
необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных
овладение
исследовательской,
деятельности;
навыками
проектной
и
учебно территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими
социальной
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в
различных
(графики,
формах
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую из различных источников; использовать различные источники
географической
информации для
решения учебных
и
(или)
практико
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для объяснения
разнообразных
экономические
явлений
и
и
процессов:
геоэкологические
объяснять
процессы
и
изученные
социально-
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практико
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и
геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и личностному - освоить и применить знания о размещении основных
развитию;
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
соответствующего
современному
уровню выбирать и использовать источники географической информации
развития науки и общественной практики, для определения положения и взаиморасположения объектов в
основанного
на
диалоге
культур, пространстве; описывать положение и взаиморасположение
способствующего осознанию своего места в географических объектов в пространстве;
поликультурном мире;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических
понятий,
умение
применять социально- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между экономические понятия для решения учебных и (или) практико
людьми и познания мира;
ориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и информации из различных источников: находить, отбирать,
исследовательскую деятельность индивидуально систематизировать информацию, необходимую для изучения
и в группе;
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
Овладение
универсальными
учебными и России, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
познавательными действиями: б) базовые
исследовательские действия:
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
- владеть навыками учебно-исследовательской и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
из
различных
источников
географической
проектной деятельности, навыками разрешения информации
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать
проблем;
получаемую
из
различных
источников;
- способность и готовность к самостоятельному информацию,
использовать различные источники географической информации
поиску методов решения практических задач,
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению - сформировать умения применять географические знания для
нового
знания,
его
интерпретации, объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
социально-экономические
и
геоэкологические
преобразованию и применению в различных изученные
учебных ситуациях, в том числе при создании процессы и явления; объяснять географические особенности стран
с разным уровнем социально-экономического развития, включая
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, особенности проявления в них глобальных проблем человечества;
владение научной терминологией, ключевыми использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск общества для решения учебных и (или) практикоориентированных
переноса средств и способов действия в задач;
профессиональную среду
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах*
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
39
Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
Т7-
16
практические занятия
*Профессионально-ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
4
в т. ч.:
теоретическое обучение
2
практические занятия
2
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
^Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено пс
разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль
22
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
3
2
1
Основное содержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука.
Ее роль и значение в системе наук. Источники географической
информации и методы работы с ними. Традиционные и новые методы
1
географических исследований. Географические карты различной тематики
и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические группы в соцсетях, художественная литература,
Раздел 1. Общая характеристика мира
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и
мира
современные особенности. Субъекты политической карты мира.
Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения.
1
Формы правления, типы государственного устройства и формы
государственного режима Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Условия и особенности социальноэкономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений
на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты.
Наименование
разделов и тем
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Содержание учебного материала
1
Формируемы
е
4
ОК 01.
ОК 02.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
Наименование
разделов и тем
Тема 1.2.
Г еография
мировых
природных
ресурсов
Тема 1.3.
География
населения мира
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация
видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные,
1
биологические, агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов
природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового
океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно
ресурсный потенциал.
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира
2
1
(по выбору)» №3: «Выявление и обозначение регионов с
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные
регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы.
Демографическая политика. Качество жизни населения. Территориальные
1
различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности
чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности
и грамотности населения. Индекс человеческого развития Современная
структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей
силы в различных странах мира. Особенности размещения населения в
1
регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и
направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных
регионах и странах мира «Ложная» урбанизация, субурбанизация,
урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
11рактическое занятие
Формируемы
е
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК01.
ОК 02.
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах
2
мира (особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная
оценка качества жизни населения, сравнительная оценка культурных
Тема 1.4. Мировое Содержание учебного материала
хозяйство
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая
экономика,
исторические
этапы ее развития.
Международное
географическое разделение труда. Международная специализация и
1
кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные
особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические
модели
стран.
Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
1
производительных
Наименование
разделов и тем
ОКОН
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК4...
^1Грофессионалъно-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира.
Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива.
Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. Альтернативные
источники энергии. Географические особенности развития мировой
Формируемы
е
1
учебного
материала
и
профессионально
Объём
Наименование
Содержание
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) часов
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии
мира. Металлургические базы мира. Географические особенности
развития цветной металлургии мира. Факторы размещения предприятий
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие
отраслей машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
1
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и
пассажирооборот транспорта. Географические особенности развития
различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой
1
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и
ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География
мирового растениеводства и животноводства
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами.
Факторы, формирующие международную хозяйственную специализацию
1
стран и регионов мира. Дифференциация стран мира по уровню развития
медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных
услуг. Особенности современной торговли услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
1
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте
1
№~" 8:
«Составление
экономико-географической
характеристики
1
профильной отрасли»
(основное
Формируемы
компетенции
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
1
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризма и отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Теоретическое обучение
1 .Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характеристика природноресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт.
Туризм. Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности
развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития
транспорта и туризма в Европе. ^Развитие и размещение предприятий
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
европейской страны»
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Зарубежная Азия Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
«Горячие точки» современной зарубежной Азии. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов
зарубежной Азии. *Развитие и размещение предприятий профильной
Формируемы
е
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1
1
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
учебного
материала
(основное
Объём
Наименование
Содержание
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) часов
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности
1
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения
2
и хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные
ресурсного потенциала и особенности населения Африки
1
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки.
Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость
материка и пути ее преодоления. ^Развитие и размещение предприятий
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
1
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие
отрасли хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы.
Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы
Тема
2.3.
Л д.____
Тема
2.4.
Л ,_____
и
профессионально
Формируемы
компетенции
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК01.
ОК 02.
ОК 03.
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные
группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
Практическое занятие
№12:
«Составление
сравнительной
экономико-географической
2
характеристики двух стран Северной и Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Тема 2.5.
Австралия и
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности
Океания
географического положения региона. История формирования его
1
политической карты. Особенности природноресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства
Австралии и Новой Зеландии. ^Развитие и размещение предприятий
Тема 2.6. Россия Содержание учебного материала
в
Теоретическое обучение
современном мире
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX
1
— XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в
международной
торговле
товарами
и
других
формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры
хозяйства. География отраслей международной специализации РФ.
Практические занятия
Наименование
разделов и тем
Формируемы
е
ОК01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
Наименование
Содержание
учебного
материала
(основное
и
профессионально
Объём
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) часов
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в
2
международном географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней
торговли товарами России»
Раздел 3.
проблемы человечества
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Классификация Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления
прогнозы,гипотез процессов? Понятие о глобальных проблемах современности —
общественных.
Сырьевая,
энергетическая,
демографическая,
проекты
1
экологическая' проблемы как особо приоритетные, возможные пути их
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. *Влияние
предприятий профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
2ч
39 ч
Всего
разделов и тем
Формируемы
компетенции
ОК01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования
необходимых лабораторных, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие
специальные
помещения:
наличия
учебного
кабинета
«Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
3.1.
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным
обеспечением мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.2.
Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
32
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Раздел/Тема
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01“
Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОКОТ
Р 1,Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОКОЗ:
Р 1,Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
ОК 04..
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Гемы 2.1, 2.2
ОК 05“
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
ОК 06“
Р 3, Тема 3.1
ОК07.
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Гема 1.1.
ОК 09. ,
••
Тип оценочных мероприятий
тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный
опрос эссе, доклады,
рефераты оценка
составленных презентаций по
темам раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт контрольная
работа оценка
самостоятельн
о
выполненных заданий
дифференцированный зачет
проводится в форме
тестирования
33
5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа,
2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира.
10 кл. - М.: Просвещение, 2021.
4. Хомина В.Н. География Юкл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.:
Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11
кл. - М.: Просвещение, 2022
7. География для колледжей: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией
A. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023.— 362 с.— (Профессиональное образование).—
1БВМ 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — 1Л<Г: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения:
28.08.2023).3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.:
Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред.
B. П. Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.:
Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А.
Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл.
- М.: Дрофа - ДиК, 2021.
34