ЕН.02 Информатика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Информатика

Профиль получаемого профессионального образования:

Технический

Код и наименование профессии /специальности:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: Техник

Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр:3

2023 г.
1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/>т «30 » (}£

Зам. директора по УР

2023 г.

Председэтел^ТТ(Ц)К
_____ ___________ Умалатова З.М.
Подпись
ФИО
30

УТВЕРЖДАЮ

2023 г.

Шабанова М.М.

ФИО

Подпись
2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика по специ­
альности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от
10.01.2018И2
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
примерной программы,
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ сред­
него профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разрабо­
танных Отделом профессионального образования Министерства об­
разования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учеб­
ный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ^РД <хИПК»
Магомедов Тимур Мухтарович
(подпись)

Рецензенты/ эксперты: Магомедова
Р.М._______ __________________________

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ­
НЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
8
13
15

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Информатика

1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины ЕН.02 Информатика в рамках специаль­
ности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Организационно курс построен как сочетание лекционной, практической аудиторной
(класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на достижение следующих целей:
____________________________________________________________
Код
Наименование общих компетенций
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессио­
нальной деятельности
ОК 04
Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом особен­
ностей социального
и культурного контекста
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереже­
ОК 07
нию, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эф­
фективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способ­
ность:
Код

ПК 1.3.
ПК 1.4.

ПК 3.2.
ПК 5.1.

ПК 5.2.

Наименование общих компетенций
Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использова­
нием средств автоматизированного проектирования
Участвовать в разработке проекта производства работ с примене­
нием информационных технологий
Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении
производственных заданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и вспомогательным
материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и (или)
производителям

4

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формиро­
вание научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, био­
логических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацион­
ные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том чис­
ле при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно­
стей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и принципы ин­
формационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных систем в со­
циальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработки информа­
ции в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт
обращения с базовыми системными программными продуктами и пакетами прикладных
программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые сведения по
важнейшим вопросам теории и практики информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для об­
работки текстовой, графической, числовой информации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычисли­
тельных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов

108
108

52
50
4
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
I

Тема 1.1
Основные этапы разви­
тия информационного
общества.

Тема 1.2
Этнические и правовые
нормы информационной
деятельности людей. Ин­
формационная безопас­
ность.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятель­
ная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

2
Раздел 1.
Информационная деятельность человека.
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития информационного
общества. Его информатизация. Этапы развития технических средств и информационных ре­
сурсов.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по вопро­
сам:
1. История докомпьютерной эпохи.
2. Достижения научно-технического прогресса, вызванные передом от механизи­
рованного информационного обмена к автоматизированному.
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения, право владения,
право использования. Правовое регулирование в информационной деятельности людей. Роль
государства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации информатизации и защи­
те информации» как юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы,
стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной
деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы информационной деятельности.
Формы внедрения этнических норм. Понятия информационная безопасности. Понятия ин­
формационной среды. Основные цели информационной безопасности. Источники, виды ин­
формационных угроз, и их характеристики.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по вопро­
сам:
1. Законы, указы, постановления об авторском праве: на книгу, на программный
продукт, на картину, на песню.
2. Названия справочников, журналов, газет, в которых можно найти информацию:
о программных продуктах, о компьютерах, об информационных системах, о но­
винках мировой киноиндустрии.
3. Информационная среда перечисленных объектов и возможные информацион­
ные угрозы: школа, библиотека, ваша семья, супермаркет, кинотеатр, любая

Объем
часов
3

Уровень
освоения

10

1

10

■;

4

■

10

6

1

III

1
■

1111
<
1111
7

другая среда на ваш выбор.
Р. ............ .......... ........

Раздел 2.
Информация и информационные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства
информации, признаки
информации.

Тема 2.2
Виды информации и
формы представления.

Тема 2.3
Передача информации,
информационные процес­
сы. Кодирование инфор­
мации.

Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свойства информации,
актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность, адек­
ватность, их характеристика. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из окружа­
ющей жизни. Понятие выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных систем с
точки зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информации, их
классификация. Получение информации.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во­
просам:
1. При каких условиях данные становятся информацией.
2. Отличия иллюстрированной информации от данных.
3. Представление информации в разных формах.
4. Группировка информации по признакам.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая человеком. Ин­
формация, воспринимаемая вычислительной техникой. Система счисления. Представление в
компьютере числовой информации. Представление в компьютере нечисловой информации.

Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во­
просам:
1. Стандарты представления в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации: источник сообще­
ния, передатчик, линия связи, приемник, потребитель сообщения, источник помех. Системы
передачи сообщений. Обработка информации. Информационный процесс. Задача сбора, об­
мена, хранения и обработки информации в информационном процессе. Определение код, ко­
дирование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное кодирование. Коди­
рование чисел, текстовой информации, графической и звуковой информации, кодирование
изображения.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во­
просам:
1. Смысл теория Котельникова В. А. На какой вопрос она отвечает.

8

1

10

Л
10

2

4

6

2

8

8

2. Личного наблюдения информационных процессов.
3. Кодирование персональных данных с помощью кода Морзе.
4. Кодирование слов ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК, с помощью
шифра Цезаря.
Тема 2.4
Измерение количества
информации. Системы
счисления информации.
Перевод чисел из десяте­
ричной системы счисле­
ния в любую другую.
Тема 2.5
Информационные техно­
логии. Информационные
ресурсы.

Тема 2.6
Информационная модель.
Информационный объ­
ект.

Понятие количество информации. Измерение целесообразности информации. Измерение по­
лезности информации. Определение тезаурус, интерпретатор. Система счисления. Виды си­
стем счисления информации. Единицы измерения информации. Перевод чисел из десятерич­
ной системы счисления в любую другу.
Практическое занятие

Определение технология, информационная технология, информационно-коммуникационная
технология. Сопоставление материальной и информационной технологий. Инструментарий
информационной технологии. Информационные технологии и информационные системы.
История развития информационной технологии. Основные свойства информационной техно­
логии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса, информационного про­
дукта. Рынок информационных продуктов. Информационный ресурс как главный стратегиче­
ский ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на
развитии общества.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во­
просам:
1. Классификация информационных технологий.
2. Понятия информационного продукта, услуги, информационной услуги.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели
при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности ин­
формационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и ана­
лиз адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных моделей,
полученных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же объекта. Сопо­
ставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

4

2

4

2

]

8

-

2

1

2

108

______ ___

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информа­
тики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеауди­
торной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.

Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письмен­
ные, устные) определяются образовательным учреждением.
А) групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.

10

1.
2.
3.
4.
5.

3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основная литература:
Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2017.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - СПб.,
2015.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - СПб.,
2016.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профиль­
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профиль­
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
Дополнительная литература:

1. Угринович И. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - М., 2008.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - М., 2011
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. - М.,
2008.
4. Угринович И. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. - М.,
2008.

И

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавате­
лем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обу­
чающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационно­
коммуникативные технологии в профес­
сиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и муль­
тимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защи­
ты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную по­
мощь, работать с документацией;
- применять специализированное про­
граммное обеспечение для сбора, хране­
ния и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессио­
нальными модулями;
- пользоваться автоматизированными си­
стемами делопроизводства создавать пре­
зентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспе­
чение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления инфор­
мации;
- назначение, состав, основные характери­
стики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Ин­
тернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи дан­
ных, организацию межсетевого взаимо­
действия;
- принципы защиты информации от не-

Формы и методы контроля и оценки ре­
зультатов обучения

Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной рабо­
ты;
- защита практической работы;
- зачет.

Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
- зачет.

12

санкционированного доступа;
- правовые аспекты использования ин­
формационных технологий и программ­
ного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтер­
ской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и экс­
плуатации бухгалтерских информацион­
ных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.