МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Информатика
Профиль получаемого профессионального образования:
Технический
Код и наименование профессии /специальности:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: Техник
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр:3
2023 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/>т «30 » (}£
Зам. директора по УР
2023 г.
Председэтел^ТТ(Ц)К
_____ ___________ Умалатова З.М.
Подпись
ФИО
30
УТВЕРЖДАЮ
2023 г.
Шабанова М.М.
ФИО
Подпись
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика по специ
альности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от
10.01.2018И2
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
примерной программы,
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ сред
него профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разрабо
танных Отделом профессионального образования Министерства об
разования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учеб
ный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ^РД <хИПК»
Магомедов Тимур Мухтарович
(подпись)
Рецензенты/ эксперты: Магомедова
Р.М._______ __________________________
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ
НЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
8
13
15
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Информатика
1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины ЕН.02 Информатика в рамках специаль
ности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Организационно курс построен как сочетание лекционной, практической аудиторной
(класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на достижение следующих целей:
____________________________________________________________
Код
Наименование общих компетенций
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессио
нальной деятельности
ОК 04
Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом особен
ностей социального
и культурного контекста
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереже
ОК 07
нию, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эф
фективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способ
ность:
Код
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 3.2.
ПК 5.1.
ПК 5.2.
Наименование общих компетенций
Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использова
нием средств автоматизированного проектирования
Участвовать в разработке проекта производства работ с примене
нием информационных технологий
Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении
производственных заданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и вспомогательным
материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и (или)
производителям
4
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формиро
вание научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, био
логических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацион
ные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том чис
ле при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно
стей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и принципы ин
формационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных систем в со
циальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработки информа
ции в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт
обращения с базовыми системными программными продуктами и пакетами прикладных
программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые сведения по
важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для об
работки текстовой, графической, числовой информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычисли
тельных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
108
108
52
50
4
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
I
Тема 1.1
Основные этапы разви
тия информационного
общества.
Тема 1.2
Этнические и правовые
нормы информационной
деятельности людей. Ин
формационная безопас
ность.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятель
ная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Раздел 1.
Информационная деятельность человека.
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития информационного
общества. Его информатизация. Этапы развития технических средств и информационных ре
сурсов.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по вопро
сам:
1. История докомпьютерной эпохи.
2. Достижения научно-технического прогресса, вызванные передом от механизи
рованного информационного обмена к автоматизированному.
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения, право владения,
право использования. Правовое регулирование в информационной деятельности людей. Роль
государства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации информатизации и защи
те информации» как юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы,
стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной
деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы информационной деятельности.
Формы внедрения этнических норм. Понятия информационная безопасности. Понятия ин
формационной среды. Основные цели информационной безопасности. Источники, виды ин
формационных угроз, и их характеристики.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по вопро
сам:
1. Законы, указы, постановления об авторском праве: на книгу, на программный
продукт, на картину, на песню.
2. Названия справочников, журналов, газет, в которых можно найти информацию:
о программных продуктах, о компьютерах, об информационных системах, о но
винках мировой киноиндустрии.
3. Информационная среда перечисленных объектов и возможные информацион
ные угрозы: школа, библиотека, ваша семья, супермаркет, кинотеатр, любая
Объем
часов
3
Уровень
освоения
10
1
10
■;
4
■
10
6
1
III
1
■
1111
<
1111
7
другая среда на ваш выбор.
Р. ............ .......... ........
Раздел 2.
Информация и информационные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства
информации, признаки
информации.
Тема 2.2
Виды информации и
формы представления.
Тема 2.3
Передача информации,
информационные процес
сы. Кодирование инфор
мации.
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свойства информации,
актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность, адек
ватность, их характеристика. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из окружа
ющей жизни. Понятие выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных систем с
точки зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информации, их
классификация. Получение информации.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во
просам:
1. При каких условиях данные становятся информацией.
2. Отличия иллюстрированной информации от данных.
3. Представление информации в разных формах.
4. Группировка информации по признакам.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая человеком. Ин
формация, воспринимаемая вычислительной техникой. Система счисления. Представление в
компьютере числовой информации. Представление в компьютере нечисловой информации.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во
просам:
1. Стандарты представления в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации: источник сообще
ния, передатчик, линия связи, приемник, потребитель сообщения, источник помех. Системы
передачи сообщений. Обработка информации. Информационный процесс. Задача сбора, об
мена, хранения и обработки информации в информационном процессе. Определение код, ко
дирование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное кодирование. Коди
рование чисел, текстовой информации, графической и звуковой информации, кодирование
изображения.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во
просам:
1. Смысл теория Котельникова В. А. На какой вопрос она отвечает.
8
1
10
Л
10
2
4
6
2
8
8
2. Личного наблюдения информационных процессов.
3. Кодирование персональных данных с помощью кода Морзе.
4. Кодирование слов ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК, с помощью
шифра Цезаря.
Тема 2.4
Измерение количества
информации. Системы
счисления информации.
Перевод чисел из десяте
ричной системы счисле
ния в любую другую.
Тема 2.5
Информационные техно
логии. Информационные
ресурсы.
Тема 2.6
Информационная модель.
Информационный объ
ект.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информации. Измерение по
лезности информации. Определение тезаурус, интерпретатор. Система счисления. Виды си
стем счисления информации. Единицы измерения информации. Перевод чисел из десятерич
ной системы счисления в любую другу.
Практическое занятие
Определение технология, информационная технология, информационно-коммуникационная
технология. Сопоставление материальной и информационной технологий. Инструментарий
информационной технологии. Информационные технологии и информационные системы.
История развития информационной технологии. Основные свойства информационной техно
логии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса, информационного про
дукта. Рынок информационных продуктов. Информационный ресурс как главный стратегиче
ский ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на
развитии общества.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по во
просам:
1. Классификация информационных технологий.
2. Понятия информационного продукта, услуги, информационной услуги.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели
при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности ин
формационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и ана
лиз адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных моделей,
полученных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же объекта. Сопо
ставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
4
2
4
2
]
8
-
2
1
2
108
______ ___
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информа
тики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеауди
торной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письмен
ные, устные) определяются образовательным учреждением.
А) групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
10
1.
2.
3.
4.
5.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основная литература:
Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2017.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - СПб.,
2015.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - СПб.,
2016.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
Дополнительная литература:
1. Угринович И. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - М., 2008.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - М., 2011
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. - М.,
2008.
4. Угринович И. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. - М.,
2008.
И
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавате
лем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обу
чающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационно
коммуникативные технологии в профес
сиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и муль
тимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защи
ты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную по
мощь, работать с документацией;
- применять специализированное про
граммное обеспечение для сбора, хране
ния и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессио
нальными модулями;
- пользоваться автоматизированными си
стемами делопроизводства создавать пре
зентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспе
чение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления инфор
мации;
- назначение, состав, основные характери
стики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Ин
тернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи дан
ных, организацию межсетевого взаимо
действия;
- принципы защиты информации от не-
Формы и методы контроля и оценки ре
зультатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной рабо
ты;
- защита практической работы;
- зачет.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
- зачет.
12
санкционированного доступа;
- правовые аспекты использования ин
формационных технологий и программ
ного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтер
ской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и экс
плуатации бухгалтерских информацион
ных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.
13