МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.ОЗ «Экологические основы природопользования»
Код и наименование специальности: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений».
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения :очная
Курс :2
Семестр :3
2023г
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/6т «<№»
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М. .-АС
Председател^П(Ц)К
_____ ___________ Умалатова З.М.
Подпись
ФИО
¿а
2023 г.
ФИО
¿(0
Подпись
Мще/пО' 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений». Программа составлена на основе: Приказа Минобрнауки России
от 10.01.2018 N 2_(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
Изучение учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
Организация-разработчик: ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО ПРОМЫШЛЕНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
Разработчик: Качагова С.Р.. преподаватель, магистр экологии по направлению
«экология природопользования» ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
5. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Экологические основы природопользования являет
ся обязательной частью естественного и общего математического цикла при
мерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по про
фессии СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обес
печивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОКОЗ.
Применять средства и методы познания окружающей среды для интеллектуаль
ного развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетен
ции; применять современную научную профессиональную терминологию; опре
делять и выстраивать траектории профессионального развития и экологического
самообразования.
1.2 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисци
плины:
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обу
чающимися знаниями, умениями по экологическим основам природопользования, в том числе общими (ОК) компетенциями:_____________________________
Умения
Код
Знания
ПК,
ОК
ОК1 Оценивать эффективность вы основные экологические понятия и
бранных методов
термины; методы экологической
науки
ОК2 определять необходимые источ методы и средства обработки, хра
ники информации; применять нения и накопления информации о
специализированное программное природных
и
природно
обеспечение и технологии авто антропогенных объектах; основные
ОК9 матизированной обработки ин этапы организации документообо
формации для сбора, хранения и рота о природных и природно
обработки информации о природ антропогенных объектах
ных и природно-антропогенных
объектах и мониторингу окружа
ющей среды; планировать про
цесс поиска; структурировать по
лучаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне эко
логической информации; оцени-
окз
ОК4
ОК5
ОК6
ОК7
ОКЮ
вать практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска.
применять средства и методы по
знания окружающей среды для
интеллектуального развития, по
вышения культурного уровня и
профессиональной
компетен
ции; применять
современную
научную профессиональную тер
минологию; определять и выстра
ивать траектории профессиональ
ного развития и экологического
самообразования.
организовывать работу коллекти
ва и команды; взаимодействовать
с
коллегами,
руководством
и клиентами в ходе профессио
нальной деятельности с учетом
экологической безопасности
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профес
сиональной тематике на государ
ственном языке, проявлять толе
рантность в рабочем коллективе
формировать среду жизнедея
тельности граждан российского
государства;
анализировать и прогнозировать
экологические последствия меж
дународного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды.
соблюдать нормы экологической
безопасности;
оценить чрезвычайную ситуа
цию, составить алгоритм дей
ствий и определять необходимые
ресурсы для её устранения.
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
экологические темы,
понимать
тексты; участвовать в диалогах;
законы функционирования природ
ных систем; основы рационального
природопользования; особенности
взаимодействия общества и приро
ды
совместимость человеческой циви
лизации с законами биосферы
особенности социального и куль
турного контекста; правила оформ
ления документов и построения
устных сообщений.
понятие среды жизнедеятельности
граждан российского государства;
принципы и правила международ
ного сотрудничества в области
природопользования и охраны
окружающей среды.
правила экологической безопасно
сти при ведении профессиональной
деятельности;
основные виды чрезвычайных со
бытий природного и техногенного
происхождения, опасные явления,
порождаемые их действием.
правила построения простых и
сложных предложений на экологи
ческие темы; основные общеупо
требительные глаголы; лексиче-
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 4.1
ПК 4.2
писать простые связные сообще ский минимум, относящийся к опи
ния на экологические темы.
санию экологических предметов и
явлений, средств и процессов про
фессиональной деятельности; осо
бенности произношения; правила
чтения
текстов
экологиче
ской направленности.
оценивать воздействия на окру основы природопользования, эко
жающую среду; понимать, изла номики
природопользования,
гать и критически анализировать устойчивого развития, оценки воз
базовую информацию в области действия на окружающую среду,
экологии и природопользования
правовых основ природопользова
ния и охраны окружающей среды
использовать теоретические зна теоретические основы экологиче
ния экологии в практической дея ского мониторинга; принципы раз
тельности.
мещения производства; основные
источники техногенного воздей
ствия на окружающую среду; нор
мирования и снижения загрязнения
окружающей среды, техногенных
систем и экологического риска
определять вредные и (или) опас требования нормативных докумен
ные факторы воздействия произ тов в области охраны окружающей
водства строительных работ, ис среды; основные вредные и (или)
пользования строительной техни опасные производственные факто
ки и складирования материалов, ры, виды негативного воздействия
изделий и конструкций на окру на окружающую среду при прове
жающую среду; использовать дении различных видов строитель
нормативные акты по рациональ ных работ и методы их минимиза
ному природопользованию окру ции и предотвращения; правила ве
жающей среды; оформлять доку дения документации по контролю
ментацию по исполнению правил исполнения требований охраны
и требований пожарной безопас окружающей среды; меры админи
ности и охраны окружающей сре стративной и уголовной ответ
ственности,
применяемые
при
ды.
нарушении требований к охране
окружающей среды.
соблюдать нормы экологической задачи и цели природоохранных
безопасности; определять направ органов управления и надзора
ления ресурсосбережения в рамк
ах профессиональной деятельно
ПК 4.3 сти по специальности
ПК 4.4
1.3. Рабочая программа рассчитана на 32 часов:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 32 часа;
- лекции-20 часов ;
- лабораторные-12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекций
практические занятия (лабораторные)
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
решение задач;
решение тестовых заданий;
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Объем
часов
32
32
18
12
-
2
Экологические основы природопользования
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН. 03
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Введение в
экологию
глава 1.
Основные понятия
экологии и
природопользования
и законы.
Глава 2.
Обмен веществ и
энергии и его роль в
природных
экологических
процессах.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
Общая характеристика природопользования и экологии как раздела общей
биологии и комплексной науки .
Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика.
Факторы среды , экологические ниши.
Вид критерии вида. Общая характеристика экосистем.
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
1
2
Содержание учебного материала
Биосинтез белка.
Вещества регулирующие обмен веществ и осуществляющие взаимосвязь
организма и окружающей среды.
Характеристика обмена веществ и энергии в организмах.
Фотосинтез. Общая характеристика процессов диссимиляции.
2
2
Практическая работа
Раздел!.
Экологические
факторы и их
взаимосвязь.
Глава 3.
Характеристика
абиотических
факторов.
Сформулируйте понятие «экология» .Каково значение экологических
знаний для современного человека.
Сформулируйте понятие «фактор среды» изобразите и проанализируйте
график зависимости выживания организма от воздействия факторов.
Назовите 4 критерия вида.
Дайте определение термину «живое вещество».
Биота и ее составные части.
Укажите группу организмов входящие в состав растительного сообщества.
Биоценоз и биогеоценоз общее и отличие .
Экосистема .устойчивость экосистем.
Определение термина «гормон» « фермент».
Назовите две части обмена веществ.
Процессы ассимиляции.
Фотосинтез, фазы фотосинтеза.
Диссимиляция. Покажите различие понятий «газообмен» и «дыхание»
Содержание учебного материала
Общая характеристика факторов среды ,абиотические факторы.
Температура ,излучение ,влажность, воздух и климат как абиотические
факторы среды.
4
2
2
Глава 4.
Характеристика
биотических
факторов
Раздел 3.
Антропогенное
воздействие на
природу.
Глава 5.
Характеристика
антропогенного
воздействия на
окружающую среду.
Содержание учебного материала
Обзор биотических факторов среды. Виды взаимодействия организмов в
биоценозах.
Классификация организмов по способу питания.
Круговорот веществ и энергии в пищевых цепях.
Характеристика экосистем как продукт взаимодействия абиотических и
биотических факторов.
Практическая работа.
Определите воздух как экологический фактор .
Сформулируйте понятие «биотические факторы».
Укажите различия и общие черты паразитизма и хищничество.
Укажите основные группы организмов по их экологической роли исходя
из способов их питания .
Сформулируйте понятие «биологическая продуктивность».
Раскройте понятие экосистема.
Объясните роль биотических факторов формирования экосистем.
Содержание учебного материала
2
Характеристика антропогенного воздействия на природу.
Общая характеристика антропогенных факторов.
Общая характеристика оболочек планеты земля.
Общая характеристика воздействия человека на природу.
Направления деятельности человека изменяющие равновесие в
природных экосистемах.
Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций возникающих на
2
2
2
2
Глава 6.
Основы
промышленной
экологии.
поверхности земли их классификация .
Краткий обзор экологических проблем возникающих в результате
воздействия антропогенных факторов
Содержание учебного материала
Основные понятия промышленной экологии.
Общая характеристика сырья его классификации и потребления.
Общая характеристика загрязнение окружающей среды в процессе
производственной деятельности .
Общая характеристика параметров качества окружающей среды .
Общая характеристика мониторинга природной среды.
Общая характеристика круговорота веществ природе на примере воды и
влияние человека на эти процессы.
Практическая работа.
Перечислите основные оболочки планеты земля.
Кратко охарактеризовать атмосферу, гидросферу ,литосферу.
Сформулировать понятие «биосфера».
Дайте определение понятию «ноосфера».
Назовите пять видов воздействия человека на природную окружающую
среду.
Укажите пять направлений деятельности человека которые нарушают
равновесие в экосистемах .
Что такое Агроценоз.
Каким образом транспорт различных веществ влияет на окружающую
2
2
2
Раздел 4.
Природоохранная
деятельность.
среду.
Сформулируйте понятие «чрезвычайной ситуации».
Назовите группы чрезвычайных ситуаций по их происхождению.
Сформулируйте понятия сель, оползень, вулканизм, наводнения, цунами,
ураган ,смерч ,тайфун, снежные бури, пылевые бури пожар и кратко
характеризуйте их влияние на природу.
Кратко охарактеризуйте сущность проблемы озонового экрана и пути её
разрешения.
Что такое кислотные дожди .
Раскройте понятие «промышленная экология».
Охарактеризуйте главную задачу промышленной экологии.
Раскройте понятие «сырье» «первичные сырье» « вторичное сырье»
природные ресурсы полезные ископаемые .
Назовите основные группы загрязнителей .
Охарактеризуйте влияние загрязнителей гидросферы на флору и фауну и
организм человека.
Сформулируйте понятия ПДК ПДВ EDS.
Сформулируйте понятие «мониторинг» .
Приведите примеры мониторинга природной среды дайте определение
понятию круговорот веществ природе.
Дайте определение понятию «водопотребление» «водопользование»
«питьевая вода».
Содержание учебного материала
Основные понятия и обоснование необходимости природоохранной
2
2
Глава 7.
Основные понятия и
экономико-правовые
основы
природоохранной
деятесльности.
Глава 8.
Характеристика
природоохранной
деятельности в
деятельности на современном этапе развития цивилизации.
Общие принципы цели и задачи природоохранной деятельности.
Экономика правовые основы природоохранной деятельности.
Практическая работа.
Дайте определение понятий «экологический кризис» « научно
технический кризис» « экологическая катастрофа» .
Каковы принципы природоохранной деятельности.
Укажите важнейшие задачи природоохранной деятельности .
Раскройте содержание понятия «экологическая безопасность».
Каким образом формирование основ экологической культуры
способствует охране природы
Содержание учебного материала
Основные мероприятия природоохранной деятельности.
Краткая характеристика охраны атмосферы ,гидросферы, литосферы.
2
4
2
России.
Краткая характеристика охраны органического мира Земли .
Особенности воздействия производства связанных с обработкой и
эксплуатации металлических изделий на природную среду и
природоохранная деятельность на этих предприятиях .
Влияние строительной индустрии на окружающую среду.
Особенности воздействия транспортных средств на окружающую среду.
Охрана природы в сфере транспорта.
Влияние пищевой промышленности, сферы массового питания
коммерции и торговли на окружающую среду .
Особенности воздействия энергетике на природную окружающую среду.
Особенности воздействия на окружающую среду легкой промышленности
и сферы обслуживания .
Влияние сельского хозяйства на окружающую среду и особенности
охраны природы .
Краткая характеристика биотехнологических производств , их влияние на
окружающую среду и природоохранная деятельность на этих
производствах.Влияние бытовой деятельности на окружающую среду.
Практическая работа.
Назовите три группы загрязнителей среды обитания которые выделяются
при металлообработке кратко .
Охарактеризуйте состав сточных вод металлообрабатывающих
предприятий и их влияние на природные экологические процессы.
Назовите особенности утилизации твёрдых отходов металлообработке .
Назовите основные компоненты производственной системы называемой
строительной индустрии .
Дайте определение понятия «урбанизация».
2
Обоснуйте необходимость природоохранной деятельности в
строительном промышленном комплексе.
Назовите способы защиты атмосферы и литосферы от негативного
воздействия строительных работ.
Назовите виды транспорта, применяемые современным человеком и
наиболее экологически его виды.
Поясните ,почему автомобильный транспорт загрязняют атмосферу в
большей степени чем другие виды транспорта.
Назовите виды предприятий образующих пищевую промышленность и
сферы массового питания .
Поясните, почему отходы предприятий пищевой промышленности и
массового питания повышают вероятность возникновения и эпидемии.
Назовите наиболее распространённые химические загрязнители.
Назовите особенности сельского хозяйства, отличающие его от других
отраслей народного хозяйства.
Раскройте сущность понятия «деградации почв» .
Дайте определение термина «биотехнология».
Что такое «генная инженерия» и какова её роль в современной
биотехнологии.
Докажите что повседневная бытовая деятельность человека оказывает
негативное влияние на среду его обитания .
Приведите два примера собственной природоохранной деятельности
повседневной жизни.
Всего часов
Теоретических
Практических
Диф.зачет
32
18
12
2
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЗ. 3.1.
Требования к минимальному материально - техническому
обеспечению
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета предметов
профессиональных дисциплин № 211:
Программно-методическое обеспечение: Государственный
стандарт среднего профессионального образования Российской Федерации
по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений».
.методические рекомендации по организации образовательного процесса;
поурочные планы; комплекты заданий для контрольных работ, срезов;
тесты;
комплекты экзаменационных билетов; паспорт кабинета; методическая
литература; учебная литература; справочная литература; иные
информационные ресурсы: видеофильмы; диски; плакаты;
демонстрационные стенды.
Технические средства обучения: Компьютер; проектор; телевизор;
видеомагнитофон; микроскоп
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Е.С.
ТУПИКИН
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» 2020 Издательский центр «Феникс»
2. Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова «Природопользование»; 2018 г.
3. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина «Экология», учебное пособие; 2019 г.
4. А.Н.Голицын. Основы промышленной экологии. М.: Издательский
центр
«Академия», 2020г.
5. В.М. Питулько. Экологическая экспертиза. М.: Издательский центр
Академия, 2019г.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.alleng.ru/edu/ecolog2.htm ;
2. http://studyspace.ru/skachat-uchebnik/besplatno-skachat-uchebnikpoekologii-besplatno-skachat-lektsii-po-eko.html ;
3. http://www.ecolife.ru/;
4. http://www.zelife.ru/
5. http://ecoportal.su/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных
видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов,
стоков, твердых отходов;
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном
объекте.
знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния
экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и
охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду,
способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки
промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и
очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные
технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств различного типа, состав основных
промышленных выбросов и отходов различных производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической
безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга
окружающей среды, экологического контроля и экологического
регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Текущий контроль:
-рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).
Промежуточный контроль:
- Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2. Реферативная работа
студентов по предлагаемой тематике;
Итоговый контроль:
- зачет.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
рубежного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой
(таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90-100
5
отлично
80-89
4
хорошо
70-79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
Эксперты:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)