ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

Код и наименование специальности/профессии:

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Квалификация выпускника: техник
Профиль получаемого профессионального образования: технический

Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3

2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №^т « 50»
Петель П(Ц)К
.одпись

№

20
м

V

фио

¿¿А
Подпись
50

Шабанова М.М.
ФИО

^0______ 20.23

г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
разработана на основе требований: Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2
(ред. от 01.09.2022)"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки
Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2023/2024 ебный год.

в^тель специальных дисциплин ГБПОУ

Рецензенты/ эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01
«СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,
укрупненная группа 08.00.00 Техника и технология строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках
реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности» - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развита;
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийны;
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угроза
национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 68 часов, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;.

1.4.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

ОП.09 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и

сооружений»

2.1. Объём учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»

и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

В том числе:

Лекций

34

Практические занятия

32

Дифференцированный зачет

2

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная дисциплина ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра

Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1. Гражданская оборона
Тема 1.1
Единая
государственн
ая система
предупрежден
ия и
ликвидации
ЧС
Тема 1.2
Организация
гражданской
обороны

Объем часов

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

3

2

Уров
ень
освое
НИЯ
4
1-2

Содержание учебного материала
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
2

Содержание учебного материала
1 .Оружие массового поражения и его поражающие факторы.
2.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
3.Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
4.Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
5.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и
в очаге биологического поражения.

5

4
1
1

1-2

1
1

8

Практическая работа № 1 - 4
1.Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК).

4

2.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты.

2

3.Планирование и проведение мероприятий ГО

2

Внеаудиторная самостоятельная работа
Написание реферата на тему: «Воздействие вредных веществ производственной среды на
организм человек»

1-2

1-2

12
3

7

Написание реферата на тему: «Профессиональные заболевания от воздействия шума,
вибрации»
Написание реферата на тему: «Защита человека от воздействия электрического тока,
электромагнитных полей»
Выполнение таблицы «Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой
характеристикой каждого класса ЧС, последствия для населения»
Написание конспекта на тему: «Сущность, виды и характеристика конфликтов в
коллективах. Общая характеристика конфликта, причины, виды неуставных отношений»

Тема 13.
Защита
населения и
территорий
при
стихийных
бедствиях
Тема 1.4.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на транспорте

Тема 1.5.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на

Написание конспекта на тему: «Оказание помощи пострадавшему при синдроме
длительного сдавливания»
Содержание учебного материала
1 .Защита населения и территорий при ЧС природного характера
Практическая работа № 5
Изучение классификации ЧС.

1
1
2

Практическая работа № 6
Изучение и отработка поведения в условиях ЧС на транспорте.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику.
Решение ситуационных задач по теме: «Безопасность на транспорте».
Составление алгоритма действий водителя и пассажиров автотранспорта в условиях
снежного заноса.
Подборка материала и сообщений СМИ по одной из ЧС, кратко законспектировать,
проанализировать и сделать вывод по заданной схеме.
Содержание учебного материала
1
1 .Защита населения территории при ЧС техногенного характера.
1
2.Первичные средства пожаротушения.
Практическая работа №7-9

10

¡.Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
2.Применение первичных средств пожаротушения.

1-2

1-2

2

6

1-2

2
2

8

производствен
пых объектах
Тема 1.6.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
экологической
обстановке

Тема 1.7.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
социальной
обстановке

3.Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте
экономики.
1 .Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

2

1-2
1

Содержание учебного материала
1 .Обеспечение безопасности при нахождении на территории введения боевых действий и
во время общественных беспорядков.
2.0беспечение безопасности в случае захвата заложником.
3.Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе
совершения и совершенном теракте.
4.Основные мероприятия по противодействию терроризму.
Практическая работа № 10 - 12
¡.Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму.
2.Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта
экономики в условиях ЧС.
3.Выявление правовой основы и главных направлений безопасности России.

4
1
1

1

1

1-2

5
2
2

1

Раздел 2. Основы военной службы
Тема
2.1.
Вооруженные
Силы России
на
современном
этапе

Тема 2.2.
Уставы
Вооруженных
Сил России

Содержание учебного материала
¡.Состав и организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил
и рода войск.
2.Виды Вооруженных Сил и управление вооруженными силами.
3.Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом. Порядок
прохождения военной службы.
Содержание учебного материала
¡.Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
2.Уставы Вооруженных Сил России - законы воинской жизни.
Внеаудиторная самостоятельная работа

3

1
1
1

1-2

4
2
2

1-2

12
9

Тема 2.3.
Боевые
традиции
Вооруженных
Сил России

Написание реферата на тему: «Оказание первой помощи пострадавшему при тепловом и
солнечном ударе»
Написание реферата на тему: « Военная служба по контракту»
Содержание учебного материала
2
1 .Патриотизм и верность воинскому долгу - качество защитника Отечества.
Практическая работа № 13 - 18
¡
1 .Определение роли ВС РФ как основы обороны государства.

Тема 2.5.
Медико санитарная
подготовка

6

¡-2

2.Определение правовой основы военной службы.
1
¡
3.Выявление порядка подготовки военных кадров для ВС РФ.
4.Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, 1
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно - учетные специальности, родственные специальностям СПО.
¡
5.Отработка порядка приема военной присяги.

б.Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

Тема 2.4.
Огневая
подготовка

2

Практическая работа № 19-21
¡.Материальная часть автомата Калашникова.
2.Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
Содержание учебного материала
1 .Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки
ран.
2.Первая (доврачебная) помощь при ожогах (термических, химических, электрических)
3.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, профилактике
осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок, закрутки шин)
4.0казание реанимационной помощи
Практическая работа № 22-24
¡.Оказание реанимационной помощи.
2.0казание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, профилактике
осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок, закрутки шин.
3.Первая медицинская помощь при ожогах (термических, химических, электрических).
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Всего:

1
2

¡-2

¡
¡
7
2
2
2

¡-2

¡
3

¡
¡

¡
2
68

к

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины требует наличие кабинета

безопасности жизнедеятельности.
Необходимое оборудование учебного кабинета:

• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)

• Ватно-марлевая повязка
• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте

• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые

• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные

• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)

• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74
• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне

• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:

• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства

• Электронные образовательные и информационные ресурса
11

2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: ООО «КноРус»,
2019
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М .: Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО - М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 сайт МЧС РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт // Режим доступа: http://www.fsb.ru
3.2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.

12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09«Безопасность жизнедеятельности» по специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе

проведения

занятий,

а

также

выполнения

обучающимися

внеаудиторной

самостоятельной работы.
Формы и методы контроля и оценки
Коды
результатов обучения
формируемых
профессиональных
и общих
компетенций
Формы контроля обучения:
ОК 1-9
Освоенные умения:
- выполнение практических заданий,
- организовывать и проводить
тестовый контроль, устная проверкамероприятия по защите
индивидуальный и фронтальный
работающих и населения от
опрос;
негативных воздействий
-выполнение контрольных работ;
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать
оценка результатов выполнения
самостоятельной внеаудиторной
профилактические меры для
работы;
снижения уровня опасностей
- анализ ответов и выступлений
различного вида и их
последствий в
студентов на занятиях;
профессиональной
- решение ситуационных задач,
деятельности и быту;
подготовленных обучающимися;
- использовать средства
Формы оценки результативности
индивидуальной и
обучения:
коллективной защиты от
-традиционная система отметок в
оружия массового поражения;
баллах за каждую выполненную
- применять первичные
работу, на основе которых
средства пожаротушения;
выставляется итоговая отметка
- ориентироваться в перечне
Методы контроля направлены на
военно-учетных
проверку умения учащихся:
специальностей и
-выполнять условия задания на
самостоятельно определять
творческом уровне с представлением
среди них родственные
собственной позиции;
полученной специальности;
-делать осознанный выбор способов
-применять
действий из ранее известных;
профессиональные знания в
-осуществлять коррекцию
ходе исполнения
(исправление) сделанных ошибок на
обязанностей военной службы
новом уровне предлагаемых заданий;
на воинских должностях в
-работать в группе и представлять, как
соответствии с полученной
свою, так и позицию группы;
специальностью;
- владеть способами
Методы оценки результатов
бесконфликтного общения и
обучения:
саморегуляции в
- формирование результата итоговой
повседневной деятельности и
аттестации по дисциплине на основе
экстремальных условиях
суммы результатов текущего
военной службы;
контроля;
-оказывать первую помощь
- анализ ответов и выступлений
пострадавшим
студентов на занятиях.

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

13

Усвоенные знания:
- принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму
как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;
- основные виды
потенциальных опасностей и
их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;
- основы военной службы и
обороны государства;
- задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
-способы защиты населения
от оружия массового
поражения;
- меры пожарной
безопасности и правила
безопасного поведения при
пожарах;
-организацию и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на неё
в добровольном порядке;
- основные виды вооружения,
военной техники и
специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
- область применения
получаемых
профессиональных знаний
при исполнении обязанностей
военной службы;
- порядок и привила оказания
первой помощи
пострадавшим.

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.