ОП.10 Строительные машины и средства малой механизации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.Ю Строительные машины и средства малой механизации
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности/профессии:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник

Форма обучения: очная
Курс: 2.
Семестр : 4.

2023

1

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № от

Председател

»

Зам. директора по УР

Шабанова М.М.
(Подпись)

2023 г.

)К

(ПодпЖш

(ФИО)

30______ __________

(ФИО)

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Строительные машины и
средства малой механизации разработана на основе требований: Приказ
Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2 (ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.

Разработчики: Умалатова Зухра Магомедалиевна_______
преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД ИПК.

Магомедов Б.А.

Рецензенты/ эксперты:

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1 .ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

2.
СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ
МЕХАНИЗАЦИИ

6

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА
МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

11

КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
4.
ДИСЦИПЛИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА
МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Строительные машины и
средства малой механизации является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ
переподготовки кадров в учреждениях СПО
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный учебный
цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
уметь:
определять производительность и подбирать комплекты машин и средств малой
механизации для выполнения работ по строительству и эксплуатации городских
путей сообщения;
знать:
типы строительных машин и средств малой механизации и области их
применения;
назначение, принципы работы, технико-экономические и эксплуатационные
показатели основных строительных и дорожных машин;
их применение при существующих видах строительных и эксплуатационных
работ;
правила охраны труда при эксплуатации строительных и дорожных машин и
средств малой механизации;
Формировать компетенции:_________________________________________
Наименование общих компетенций
Код
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 04
Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания
4

об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
Пользоваться профессиональной документацией
ОК 09
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:

Код
ПК 1.1.

ПК 1.2.
ПК 2.3.

ПК 3.3.

ПК 4.3

ПК 4.4.
ПК 5.1.

ПК 6.1.
ПК 6.2.
ПК 6.3.

Наименование общих компетенций
Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных
конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали
конструктивных элементов зданий и сооружений в
соответствии с условиями эксплуатации и назначениями
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расходов материальных ресурсов
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной
документации по выполняемым видам строительных работ
Принимать участие в диагностике технического состояния
конструктивных элементов эксплуатируемых зданий, в том
числе отделки внутренних и наружных поверхностей
конструктивных элементов эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния
и реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Приемка и хранение строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Организация выдачи строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Создание условий для безопасного хранения и сохранности
складируемых строительных материалов и оборудования без
потери эксплуатационных свойств

Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекции
практические занятия
контрольные работы
Промежуточная аттестация в форме диф. зачета

6

Объем часов
40
40

20
18
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И СРЕДСТВА МАЛОЙ
МЕХАНИЗАЦИИ___________________________________________________________________________ _______
Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем
часов/зач
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
ет ных
3
1
2
Тема 1. Общие Содержание учебного материала:
2
сведения о
1
Основные понятия и требования к машинам. Материалы деталей машин.
строительных
Классификация и индексация строительных машин. Грузовые автомобили,
машинах
тракторы, пневмоколесные тягачи. Специализированные
Тема 2.
Содержание учебного материала:
Транспортные 1 Погрузочно-разгрузочные машины.
2
и
транспортирую
машины.

7

Тема 4.
Машины для
земляных
работ.

Тема 5.
Оборудование
для свайных
работ

Тема 6.
Дробильносортировочное
оборудование

Содержание учебного материала:
Землеройно-транспортные машины. Экскаваторы. Машины для разработки мёрзлых
1 и прочных грунтов.

2

Практические занятия: 1. Выбор типа бульдозера.

6

2.Выбор типа скрепа.
Содержание учебного материала:
1
Назначение и классификация сваебойного оборудования. Свайные молоты. Копры и
самоходные копровые установки. Вибропогружатели, вибромолоты.
Содержание учебного материала
1. Дробильное оборудование.

2

2. Оборудование для сортировки строительных материалов

Тема 7.
Содержание учебного материала:
Машины
для
1. Машины и оборудование для транспортирования бетонных и растворных смесей
производства
бетонных работ.
Практические занятия: Тестирование

2

2
2

2

2

Практические занятия:! Оборудование для заготовки арматуры. Камеры
2 пропаривания

2

Практические занятия: ЗОборудование для устройства дорог с цементно­
3 бетонным покрытием

4

8

Практические занятия: 4. Ознакомление с оборудованием для устройства бетонных
покрытий дорог.
Тема 8.
Машины для
сооружения
дорожных
одежд.

4

Содержание учебного материала
1.

Машины и асфальтосмесительное оборудование.

2

2.

Машины для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий.

2

ИТОГО:

40

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
строительных машин и средств малой механизации.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы - и стулья для студентов;
- рабочий стол и стул для - преподавателя;
- шкафы для хранения учебных пособий и нормативной документации;
- доска классная;
- комплекты учебно-наглядных пособий.
- макеты землеройной техники;
- образцы передач;
- образцы деталей передач;
Технические средства обучения:
- мультимедийный комплекс;
- комплект мультимедийных презентаций;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Доценко А. И. Строительные машины : учебник / А.И. Доценко, В.Г.
Дронов. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 533 с. - Режим доступа: http:
//znanium. com/catalog.php
2. Доценко А. И. Строительные машины : учебник / А.И. Доценко, В.Г.
Дронов. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 533 с. Для СПО - 50 экз.

3. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации.
Учебник / Д.П. Волков, В.Я. Крикун. - М.: Academi^, 2018. - 48 с.
4. Шестопалов, К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные
машины и оборудование / К.К. Шестопалов. - М.: Academia, 2019. - 413 с.
5. Шестопалов, К.К. Строительные и дорожные машины: Учебник / К.К.
Шестопалов. - М.: Academia, 2019. - 416 с.
6. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации / Д.П.
Волков. - М.: Academia, 2019. - 160 с.

Интернет-ресу рсы:

1. Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
2. Российский образовательный портал www.edu.ru
3. Санкт-Петербургский колледж строительной индустрии и городского
хозяйства www.ksi.edu.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных проектов.
Результаты
обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Уметь:
отношени
я
Е определять передаточные
различных механических
передач;
сопротивлени передвижени
я
е определять я
машины и максимальное тяговое
усилие по

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения
2

Экспертна
оценка
в
ходе
я
защит
проведени
я
и
ы
практических
мощности приводного двигателя и по работ
сцеплению движителя с
основанием;
□ определять усилие на рукоятке
домкрата;
выбирать тип каната по заданным
резулътато
г техникоИнтерпретация
в
наблюдени
эксплуатационным
й
за деятельностью
параметрам;
обучающихся в процессе
определять кратность
групповой
Е полиспаста;
рассчитывать механизм подъёма
дискуссии
Е башенного
крана;
определять производительность
Экспертна
выполненны
Е одноковшо­
я
оценка
х
вых
самостоятельных
экскаваторов;
Е сравнивать канатные и гидравлические работ
экскаваторы по технико­
экономическим
показателя
м;
выполнять тяговые расчеты и
Е определять
производительность скреперов
и

бульдозере
в;
определять производительность
Е смесителей;
□ использовать ручные машины и
машины для
отделочных
работ._____
Знать:
назначение и область применения
Е каждого
вида строительных машин и средств
малой
механизации, их технико­
экономические
показатели
,
рабочие
процессы,
технологические возможности
машин;
строительн
Е классификацию ых
машин,
структуру;
технологические возможности
Е машины.
□
классификаци
назначение,
ю и структуру

Е

приводов;
преимущественн облает
ые
и
применения,
устройство и принцип работы
различных
1

Экспертна
выполненны
я
оценка
х
домашних заданий

Экспертна
выполненны
я
оценка
х
самостоятельных
работ

1

2

18

□ видов приводов и их составных
Экспертная оценка
частей;
результатов
назначение, классификацию и
структуру
тестирования
приводов;
□ преимущественные
области
применения, устройство и принцип
работы различных
видов приводов и их составных
Экспертная оценка
результатов
частей;
□ назначение и классификацию ходовых устных опросов
устройств строительных машин, их
предпочтительные области применени я и структура;
□
назначение,
классификацию и обласп ъ Экспертная
оценке
применени
экзаменационное
я
транспортных
ио
задания пс
транспортирующих машин;
дисциплине
□ устройство, принцип работы и
технико-эксплуатационные
показатели грузовых автомобилей,
тракторов и тягачей;
□ назначение, область применения,
устройство, принцип работы и
основные параметры конвейеров
различных типов;
□ назначение
и
классификацию
грузоподъёмных
машин,
их
основные параметры;
□ устройство, принцип работы и
основные параметры домкратов;
□ виды и основные параметры
стальных канатов;
□ назначение канатных блоков,
полиспастов, лебёдок, ручных и
электрических лебёдок

13

Приложение 1
Какие из разновидностей машин подразделяются на технологические и
транспортные?
A) энергетические
Б) рабочие +
B) информационные
Г) транспортные

Система тел, предназначенная для передачи и преобразования движения
одного или нескольких тел в требуемые движения других твердых тел - это:
A) машина
Б) техническая система
B) механизм +
Г) деталь
Заклепка, шпонка, штифт - к какому типу деталей по конструкции их можно
отнести?
A) простые +
Б) сложные
B) типовые
Г) ко всем

... — является законченной сборочной единицей, состоит из ряда деталей,
имеющих общее функциональное назначение
A) сборочная единица
Б) узел машины +
B) привод
Г) электродвигатель
По типу двигателя ходовое оборудование подразделяют на:
A) гусеничное
Б)колесное
B) шагающее
Г) все ответы правильные +

14

Какое ходовое оборудование характеризуется хорошим сцеплением с грунтом,
высокой тяговой способностью, большой опорной поверхностью, низким
удельным давлением на грунт?
A) гусеничное +
Б) колесное
B) рейкоколесное
Г) шагающее

Отношение мощности двигателей машинного парка к среднесписочной
численности рабочих занятых на данном строительном объекте - это:
A) автоматизация работ
Б) энерговооруженность строительства +
B) амортизация оборудования
Г) конструктивная продуктивность

Служит лишь для закрепления на ней деталей, которые вращаются - это:
A) вал
Б) подшипник
B) шпон
Г) ось +
Оборудование, предназначенное для соединения валов и передачи крутящего
момента без изменения его направления - это:
A) муфта +
Б) втулка
B) полумуфта
Г) болт
Трапецеидальной резьбы применяется в передаче:
A) болт - гайка
Б) винт - гайка +
B) стяжка - винт
Г) шуруп - болт

... — это многошпоночные соединения, в которых шпонки изготовлены
вместе с валом
А) шлицевые соединения +

15

Б) штифтовые соединения
В) клеммные соединения
Г) нет верного варианта

Передачей трением называют передачи:
A) пасовые
Б) цепные
B) фрикционные +
Г) роликовые
Эвольвентные зубчатые колеса и передачи относят к разновидности:
A) по формуле бокового профиля зубьев +
Б) по конструктивному исполнению
B) по размещению зубов относительно образующей колес
Г) по взаимным расположениям геометрических осей валов

Конические колеса применяются в передачах, где оси валов перекрещиваются
под углом:
A) от 60 до 180
Б) от 50 до 90
B) от 40 до 130
Г) от 10 до 170 +
Какая машина называется самоходной, которая предназначена для работы с
прицепным или навесным оборудованием?
A) БеЛАЗ
Б) мотоблок
B) экскаватор
Г) трактор +

По принципу действия различают погрузчики:
A) циклического и непрерывного действия +
Б) для искусственных грузов
B) разгрузочно — штабелевал машина и универсальный самоходный
погрузчик
Г) нет правильного ответа

16

Какие конвейера используют для транспортировки горячих, остро ребристых,
кусковых и искусственных материалов?
A) шкребковые
Б) ленточные
B) пластинчатые +
Г) винтовые

Аэрожелоба широко применяют в:
A) тракторах
Б) самолетах
B) бетономешалках
Г) автоцементовозах +

... — предназначены для приема и временного хранения сыпучих и кусковых
материалов
A) затворы
Б)бункера +
B) питатели
Г) домкраты

Грузоподъемные машины, предназначенные для перемещения грузов с
помощью каната, который наматывается на барабан - это:
A) лебедки +
Б)тали
B) монорейки
Г) погрузчики

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.