ОП.14 Гражданское население в противодействии распростронению идеологии терроризма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Курс: 4
Семестр :8

2023

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № от « Д2»

2023 г.

Председатель П(Ц)

(Подпись)

(ФИО)

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
(Подпись)

Г)

(ФИО)

0%._______

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от 10.01.2018 N
2(ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образова­
тельного стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ в пределах освое­
ния основной профессиональной образовательной программы среднего профессио­
нального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессиональ­
ного образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соот­
ветствии с рабочим учебным планом образовательной организации .

Разработчики:______
Рецензенты/ эксперты:

Гугаева З.М.
_ Ибрагимова И.И.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина ОП.14 «Гражданское население в противодействии рас­
пространения идеологии терроризма» является обязательной частью общепрофес­
сионального цикла примерной основной образовательной программы в соответ­
ствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений".
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью
формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней
политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения нацио­
нальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организаци­
онными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и ре­
лигиозно-политического экстремизма в современных условиях.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной обра­
зовательной
программы:
дисциплина
входит
в
цикл
«Общепрофессиональных дисциплин».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Теоретические задачи:
- понимание основных форм социально-политического насилия
(социально-политическая компетентность);
- знания содержания основных документов и нормативно-правовых ак­
тов противодействия терроризму в РФ, а также приоритетных задач государ­
ства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знания задач системного изучения угроз общественной безопасности,
принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов,
методов предотвращения, нейтрализации и надёжного блокирования их де­
структивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамот­
ность);
- создание представления о процессе ведения «информационных» войн и
влияние этого процесса на дестабилизацию социально-политической и эконо­
мической обстановки в регионах РФ (информационная компетентность);
- воспитание уважительного отношения к различным этнокультурам и ре­
лигиям (коммуникативная компетентность);

- знание основных рисков и угроз национальной безопасности России
(информационная компетентность).

Практические задачи:
- умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов и ра­
дикальных настроений в молодёжной среде (информационная компетентность);
- знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ
обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
- знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (соци­
ально-правовая компетентность);
- умение критически оценивать информацию, отражающую проявление
терроризма в России и мире в целом (информационная компетентность);
- повышение стрессоустойчивости за счёт развития субъективных свойств
личности (социально-психологическая компетентность).
Воспитательные задачи:
- формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности
обучающихся;
- формирование представления о роли семейного воспитания в преодо­
лении негативных этноконфессиональных установок;
- создание представления о межкультурном и межконфессиональном диа­
логе как консолидирующей основе людей различных национальностей и веро­
исповеданий в борьбе против глобальных угроз терроризма;
- выработка умения, готовности и способности к взаимодействию в поликультурной и инокультурной среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Гражданское население ст

В результате изучения учебной дисциплины студент, освоивший образователь­
ную программу, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессио­
нальной деятельности применительно к различ­

ным контекстам

ОК 2

Использовать современные средства поиска, ана­
лиза и интерпретации информации, информаци­

онные технологии для выполнения задач профес­

сиональной деятельности.

ОКЗ

Планировать и реализовывать собственное про­
фессиональное и личностное развитие, предпри­
нимательскую деятельность в профессиональной

сфере, использовать знания по финансовой гра­

мотности в различных жизненных ситуациях
ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в кол­
лективе и команде

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуника­
цию
на государственном языке Российской Федерации

с учетом особенностей социального и культурно­
го контекста

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию,

демонстрировать осознанное поведение на основе

традиционных общечеловеческих ценностей, в

том числе с учетом гармонизации межнациональ­
ных и межрелигиозных отношений, применять

стандарты

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды,

ресурсосбережению, применять знания об изме­
нении климата, принципы бережливого произ­
водства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях

ОК 8

Использовать средства физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в процессе

профессиональной деятельности и поддержания

необходимого уровня физической подготовлен­
ности

2

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Количество часов

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
Лекционные занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме зачета

3

39
39
37
2

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

№
урока

1

2

Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
3

Объем
часов
4

Время на
изучение
темы
5

Уровень
освоения

1

1,2

6

Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его
крайняя общественная опасность

Тема 1.1
Исторические
корни и
эволюция
терроризма

Тема 1.2
Современный
терроризм:
понятие,
сущность,
разновидности

6

Содержание учебного материала
1

Предыстория
терроризма.
Идейные
основы
европейского революционного террора. Революционный
террор в России (вторая треть XIX — начало XX вв.).

Содержание учебного материала

4

2

Тема 1.3
Международн
ый терроризм
как глобальная
геополитическ
ая проблема
современности
Тема 1.4
Особенности
идеологическо
го влияния
террористичес
ких сообществ
на гражданское
население
Тема 1.5
Идеология

3

4

5

6

Определение понятия «терроризм». Общая характери­
стика терроризма как идеологии насилия.
Структурные элементы терроризма. Разновидности
терроризма.Причины
и
факторы
современного
терроризма. Коррупция как один из ключевых
факторов возникновения идеологии терроризма в
современной России.

Содержание учебного материала
Сущность и идеология современного международного
терроризма.
Глобальная
контртеррористическая
стратегия ООН.
Идеология крайнего
национализма (шовинизма).
Идеология расизма Идеология сепаратизма. Идеология
ваххабизма
Содержание учебного материала:
Специфика
преступных
идеологем
террористов.
Факторы, влияющие на формирование идеологии
участников террористических групп и организаций

Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного
5

экстремизма».

8

1

2

5

1

2

4

1

1,2

4

2

1,2

4

1

1,2

терроризма и
«молодежный»
экстремизм

Причины «молодежного экстремизма».
1. Молодежный экстремизм;
2. Профилактика экстремизма в молодежной среде;
3. Экстремизм: понятие, особенности.
Зачет
Итого

6

6

2
39

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

3.1. Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете по
Основам безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
компьютер
телевизор
мультимедийная и проекционная аппаратура.
3. 2. Информационное обеспечение.
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Перечень нормативно-законодательной литературы:
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на рас­
ширенном заседании Совета Безопасности России: [Электронный ре­
сурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
Государственная программа Правительства РФ «Информационное
общество» (2011-2020 гг.).
Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена
президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000
г.,№ Пр-189).
Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освеще­
ния деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации»; «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»; «Об участии в международном
информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправ­
ления».
Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.:
Республика, 2014.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Приказ Минобранауки РФ от 4июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер
по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4
июня
7

2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №
690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терро­
ризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г.,
ЗОиюня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» с новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179ФЗ, от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от
03.05.2011.

8

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол­
нительной литературы
1. Ю.Г. Сапронов, Безопасность жизнедеятельности, учебник для СПР,
Москва, Академия, 2018, 336 с.
2. Методические рекомендации по внедрению дополнительной образователь­
ной программы (модуля) «Гражданское население в противодействии рас­
пространению идеологии терроризма» в образовательные программы про­
фессиональных образовательных организаций Костромской области / Сост.
Головцов А.Н. - Кострома: КОИРО, 2019. - 30 с.

Дополнительные источники
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А. «Безопасности жизнедеятельности:
учебник для среднего профессионального образования, Москва, КНОРУС,
2018. - 192 с.
2. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной
России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая
наука и социальная практика. 2018. № 2.
3. Авдеев Ю.И. Терроризм в современной России: состояние, возможные
перспективы, некоторые вопросы противостояния // Противодействие
терроризму. Проблемы XXI века. Counter-Terrorism. 2019. № 3. С. 4-20.
4. Аджиева Е.М. Толерантность как принцип поведения культурной личности и
мера противодействия экстремизму // Молодежный экстремизм: истоки, пре­
дупреждение, профилактика: Материалы международной научнопрактической конференции (23-24 мая 2014 г.): В 2 ч. М.: НОУ ВПО
«МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. Ч. II. С. 146-150.
5. Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы //
Теория и практика общественного развития. 2018. № 7.
6. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Природа этнорелигиозного
терроризма / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2018.

9

Интернет-ресурсы:

1.
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте
для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
2.
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте
по формированию культуры безопасности среди населе­
ния РФ http://www.kbzhd.ru.
3.
Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru .
4.
Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
5.
Портал Правительства России: http://govemment.ru.
6.
Портал Президента России: http://kremlin.ru.
7.
Портал «Радиационная, химическая и биологическая защи­
та»: http://www.rhbz.ru/main.html.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тести­
рования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, иссле­
дований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные зна­
ния)
Должен уметь:
- проводить поиск
информации в источниках разного
10

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

- Анализ выполнения
практических работ, заданий к само­
стоятельной работе.

- основы информационно­
психологического воздействия на
социум для формирования
антитеррористического сознания и
поведения населения, механизмов и
последствий экстремизма и
терроризма;
- механизмы и формы участия
институтов гражданского общества в
эффективном противодействии
экстремизму и терроризму;

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.