МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 05.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Каменщик»
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр : 3,4
2023г
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «»
2023 г.
Председатель П(ЦЖ>
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
(Подпись)
(ФИО)
2023 г.
Рабочая программа МДК 05.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Каменщик»
разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2(ред
от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего профессиональногс
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с
рабочим учебным планом образовательной организации.
Разработчики: Умалатова Зухра Магомедалиевна
преподаватель специальных дисциплин/ГБПОУ
дисципли:
РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:
Магомедов Б.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт рабочей программы
стр.
5
2.
Структура и содержание
7
3.
Условия реализации рабочей программы
12
4.
Контроль и оценка результатов освоения
13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
1.1.
Область применения программы.
Рабочая программа МДК 05.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Каменщик»
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
ФГОС СПО специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений.
1.2.
Место дисциплины в структуре образовательной программы средней
профессионального образования ППССЗ по специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка)
ОП.ОО - общепрофессиональный цикл. Рабочая программа направлена н:
формирование общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции
Наименование общих компетенций
Код
Использовать современные средства поиска, анализа
ОК 02
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать
ОК 04
и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную
ОК 05
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с
учетом особенностей социального
и культурного контекста
Содействовать сохранению окружающей среды,
ОК 07
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
Пользоваться профессиональной документацией
ОК 09
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими
способность:
Код
ПК 1.1.
ПК 1.2.
Наименование общих компетенций
Подбирать наиболее оптимальные решения из
строительных
конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали
конструктивных элементов зданий и сооружений в
соответствии с условиями эксплуатации и назначениями
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
в
сеС
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.5
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3
ПК 4.4.
ПК 5.1.
ПК 5.2.
Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с
использованием средств автоматизированного
проектирования
Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий
Выполнять подготовительные работы на строительной
площадке
Выполнять строительно-монтажные, в том числе
отделочные работы на объекте капитального
строительства
Проводить оперативный учет объемов выполняемых
работ и расходов материальных ресурсов
Осуществлять мероприятия по контролю качества
выполняемых работ и расходуемых материалов
Осуществлять оперативное планирование деятельности
структурных подразделений при проведении
строительно-монтажных работ, в том числе отделочных
работ, текущего ремонта и реконструкции строительных
объектов
Обеспечивать работу структурных подразделений при
выполнении производственных заданий
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной
документации по выполняемым видам строительных
работ
Обеспечивать соблюдение требований охраны труда,
безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей
среды при выполнении строительно-монтажных, в том
числе отделочных работ, ремонтных работ и работ по
реконструкции и эксплуатации строительных объектов
Организовывать работу по технической эксплуатации
зданий и сооружений
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Принимать участие в диагностике технического
состояния конструктивных элементов эксплуатируемых
зданий, в том числе отделки внутренних и наружных
поверхностей конструктивных элементов
эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического
состояния и реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц
потребности в строительных и вспомогательных
материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и
вспомогательным материалам и оборудованию в привязке
ПК 6.1.
ПК 6.2.
ПК 6.3.
к поставщикам и (или) производителям
Приемка и хранение строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Организация выдачи строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Создание условий для безопасного хранения и
сохранности складируемых строительных материалов и
оборудования без потери эксплуатационных свойств
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоение
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт
- общими правилами кладки;
- приемами кладки простых стен;
- правилами организации рабочего места каменщика;
- правилами техники безопасности при выполнении каменных работ.
1.3.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
нормокомплект каменщика;
виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;
правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их
приготовления;
правила организации рабочего места каменщика;
виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации;
правила техники безопасности при выполнении каменных работ;
правила чтения чертежей и схем каменных конструкций;
правила разметки каменных конструкций;
системы перевязки кладки;
порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки;
технологию армированной кирпичной кладки;
технологию кладки стен облегченных конструкций;
технологию бутовой и бутобетонной кладки;
технологию смешанной кладки;
технологию кладки перегородки из различных каменных материалов;
технологию лицевой кладки и облицовки стен;
технологию кладки из стеклоблоков и стеклопрофилита;
технологию каменных работ в зимнее время;
технологию кладки в зимних условиях
правила техники безопасности при возведении зданий и сооружений каркасной
конструкции;
технологию кладки перемычек различных видов;
технологию кладки арок сводов и куполов;
порядные схемы и технологию кладки карнизов различной сложности;
виды декоративных кладок и технологию их выполнения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 258 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 258 часов;
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1 Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные занятия
258
258
практические занятия
в том числе:
Промежуточная аттестация в форме квалификационного
экзамена
Л________ —------------------------------------------------------------------
162
9
96
-
1.1. Содержание дисциплины
Наименование
раз-делов и тем
1
Тема 1.
Выполнение
подготовительн
ых работ при
производстве
каменных работ
Тема 2.
Произвол- ство
каменных ра
бот различной
сложности
Объем часов Уровен
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
ь
занятия, са-мостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
освоени
(если предусмотрены)
я
4
3
2
1
Содержание учебного материала
1 Предмет и метод курса «Выполнение работ по профессии
10
каменщик». Виды кладок, назначение и свойства материалов для
каменной кладки. Подбор требуемых материалов для каменной
кладки. Правила подбора состава растворных смесей для
каменной кладки и способы их приготовления.
14
Практические занятия
1. Архитектурно-конструктивные элементы зданий.
2. Влияние размеров, формы и швов каменных материалов на прочность
кладки.
3. Правила разрезки кладки.
4. Подбор инструментов, приспособлений, инвентаря, состава раствора для
выполненияразличных видов кладки.
Нормокомплект каменщика.
Содержание учебного материала
1 Общие правила кладки. Порядные схемы кладки различных конструкций. 8
Системы перевязки швов кладки. Способы кладки: Однорядная цепная
система перевязки швовкладки. Многорядная перевязка швов кладки.
Трехрядная система перевязки швов
кладки. Кладка вприсык, вприсык с подрезкой раствора, вприжим.
3
И
Практические занятия
Семинар. Обсуждение предложенных тем.
Практическая работа №1. Разработка элементов технологической карты на
производство каменных работ.
34
1:
Кладка стен облегченных конструкций. Технология кладки стен облечённых
конструкций.Каменная кладка стен и столбов из кирпича, камней и мелких
блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки
швов.
Бутовая и бутобетонная кладка, виды и область применения. Технология
бутовой и бутобетонной кладки
Лицевая кладка и облицовка стен; технология лицевой кладки и
облицовки стен. Декоративная кладка
Подготовка к тестированию и к контрольной работе №2
Подготовка к практической работе №1
Содержание учебного материала
Тема 3.
Выполнение
сложных
1 Сложные архитектурные элементы: перемычки, арки, своды, купола.
архитектурных
Виды опалубки для выполнения архитектурных элементов. Технология их
элементов из
изготовления и установки
кирпича и камня
3
6
2 Технология кладки перемычек различных видов. Технология
кладки арок, сводов, куполов.
6
Практические занятия
1. Семинар. Обсуждение предложенных тем. Анализ устройства осадочных и
температурных швов.
2. Виды опалубки для выполнения архитектурных элементов, технология их
изготовления и установки.
3. Технологии кладки колодцев, коллекторов и труб.
Безопасные условия труда при выполнении каменных работ.
20
4
1:
Тема 4.
Монтажные
работы при
возведении
кирпичных
зданий
Содержание учебного материала
1 Подготовительные работы при возведении кирпичных зданий:
Инженерно- геологические изыскания и создание геодезической
разбивочной основы. Расчистка ипланировка территории. Отвод
поверхностных и грунтовых вод. Подготовка площадки
к строительству и ее обустройство. Работы нулевого цикла.
2 Монтаж подземной и надземной части кирпичных зданий: Укладка
фундаментных плит. Кладка кирпичных стен. Монтаж лестничных
площадок, плит крыльца, ступеней.
Укладка плит перекрытий.
Практические занятия
Изучение технологических карт на монтаж фундаментных блоков. Разбор
инструкционно-технологических карт на монтаж железобетонных
конструкций: плит перекрытия, балко-
2
8
6
3
20
1
нов. Составление технологического процесса на монтаж оконных и дверных
блоков. Обсуждение предложенных тем.
Практическая работа №2. Разработка элементов технологической карты на
возведение общественного здания с кирпичными стенами.
Тема 5.
Производство
гидроизоляци
онных работ
при выполнении
каменной
кладки
Тема 6.
Контроль
качества
каменных
работ
Содержание учебного материала
1 Виды и назначение гидроизоляции. Виды и свойства материалов для
гидроизоляционных работ: Окрасочная гидроизоляция, оклеенная
гидроизоляция, асфальтовая илицементная изоляция.
8
2 Устройство горизонтальной и вертикальной гидроизоляции:
Приготовление мастики устройство изоляции. Правила техники
безопасности при производстве гидроизоляционных работ .
8
Практические занятия
Составление технологического процесса на выполнение штукатурной
гидроизоляции. Обсуждение предложенных тем.
Практическая работа №3. Технологическая карта на устройство
горизонтальной и верти-кальной гидроизоляции.
20
2
3
Содержание учебного материала
1 Контроль качества строительных материалов и растворов:
Допускаемые отклонения их размеры. Контроль допустимых отклонений.
Геодезический контроль кладки.
8
Практические занятия
Допускаемые отклонения и их размеры, при производстве каменных работ.
24
2
!■
Тема7.Ремонт
каменных
конструкций.
Содержание учебного материала
Ремонт каменных конструкций: Виды ремонта. Классификация износа.
Машины, механизмы, инструменты и приспособления для ремонта.
Безопасные условия труда.
20
3
2 Дефекты кирпичной кладки и её разборка. Замена разрушенных
участков каменной кладки: Деформации стен (прогибы, отклонения от
вертикали); сколы, раковины, выбоины и другие нарушения сплошности
кладки; увлажнение кладки стен, выветривание и
вымывание раствора; повреждение защитных и отделочных слоев.
12
2
1
Практические занятия
Усиление каменных конструкций. Усиление и подводка фундаментов.
Пробивка и заделывание отверстий, борозд, гнезд. Ремонт облицовки.
Обсуждение предложенных тем.
Всего:
30
258
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Строительные материалы и изделия», «Основы инженерной геологии
при производстве работ на строительной площадке», «Проектирование зданий и
сооружений», «Проектирование производства работ» «Инженерных сетей и
оборудования территорий, зданий и стройплощадок», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.
Лаборатории «Испытания строительных материалов и конструкций»,
«Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенные в
соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной программы по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной
программы по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного
издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
Основная литература
1.
2.
1.
2.
Черноиван В. Н. Каменные работы: Учебно-методическое пособие / В.Н. Черноиван,
С.Н. Леонович. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2019. - 156 с.: ил.; 60x90 1/1<
(переплет) 18ВМ 978-5-16-010310-5
Журавлев И.П., Каменщик: Учебное пособие для учащихся профессиональных лицее
и училищ, И.П. Журавлев, П.Н. Лапшин-8-ое издание дополнено и переработано
Ростов Н/Д: Фе- нике, 2019г.
10.1. Дополнительная литература
Сокова С. Д. Основы технологии и организации строительно-монтажных работ:
Учебник / С.Д. Сокова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Среднее
профессиональное образе-вание).
(переплет) ISBN 978-5-16-005552-7
Режим
доступа: йЦр://гпапшт.сот/са1а1оц.р11р?Ьоокт1Ь=397857 ,
Стаценко А. С.: Технология каменных работ в строительстве [Электронный ресурс] :
3.
4.
учеб.пособие / А.С. Стаценко. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2020. - 255 с.: ил. ISBN 978- 985-06-1888-7. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507164
Копылов Е. Н. Каменщик: Новый строительный справочник, Е.Н.Копылова- Н/ Д
Феникс, 2020г.
Киреева Ю.И. Современные строительные материалы и изделия / Ю.И. Киреева. Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 245
Интернет-ресурсы :
- http://www.mukhin.rU/besthome/master/l 1 .html
- 81оуап.уапбех.ги>~книги/БСЭ/ Каменные работы /
4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль
Устный опрос по теме №1. Выполнение подготовительных работ при
производстве каменных работ. (ОК 1, ОК 3, ОК 6, ОК 9, ПК 5.1, ПК 5.3, ПК 5.4)
1. Архитектурно-конструктивные элементы зданий.
2. Влияние размеров, формы и швов каменных материалов на прочность кладки.
3. Правила разрезки кладки.
4. Подбор инструментов, приспособлений, инвентаря, состава раствора для
выполнения различных видов кладки.
5. Нормокомплект каменщика.
Темы рефератов для самостоятельной работы: (ОК 1, ОК 3, ОК 6, ОК 9, ПК 5.1, ПК
5.3, ПК 5.4)
1. Архитектурно-конструктивные элементы зданий.
2. Влияние размеров, формы и швов каменных материалов на прочность кладки.
3. Правила разрезки кладки.
4. Подбор инструментов, приспособлений, инвентаря, состава раствора для
выполнения различных видов кладки.
5. Нормокомплект каменщика.
6. Виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки.
7. Подбор требуемых материалов для каменной кладки. Правила подбора
состава растворныхсмесей для каменной кладки и способы их приготовления.
8. Инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ, их виды и
назначение.
9. Правила организации рабочего места каменщика.
10. Виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации.
11. Правила разметки каменных конструкций.
12. Подготовительные работы при возведении зданий.
13. Элементы геодезических работ на строительстве.
14. Общая технология монтажных работ.
15. Монтаж подземной части здания.