ОД.01.05 Биология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение РД «Индустриально- промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
О Д.01.05 БИОЛОГИЯ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем
и ресурсов
Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов

Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1

2023

1

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол

¿6Л ■ 7'?%^----'' Шабанова М.М.

20

Председатель П(Ц)К
одпись

Зам. директора по НМР

.

Подпись

/¡и
ЯЛ

¿V

ФИО

ФИО
О9

20^ г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД.01.05 БИОЛОГИЯ
разработана на основе требований Министерства просвещения РФ приказ от 11 ноября 2022
г. N 974 об утверждении Федерального образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 оператор информационных систем и
ресурсов .
с учетом:
-профиля получаемого образования.
-примерной программы.

-рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Росси от 17.03.2015№06-259);
-методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образованияМинистерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

Разработчик: Качагова Салихат Рабазановд^, преподаватель Биологии, ИПК
Рецензенты/эксперты:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................
1.1. Область применения программы....................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.........................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:......
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:...............
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению......................

3.2 Информационное обеспечение обучения..........................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины биология, является частью
программы подготовки специалистов среднего звена -программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих) 09.01.03 оператор информационных систем и
ресурсов .
Программа общеобразовательной учебной дисциплины биология, может быть использована
в профессиональных образовательных организациях, реализующих общеобразовательную
подготовку среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: (ППССЗ)

Учебная дисциплина биология изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ППССЗ/ ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
Учебная дисциплина биология входит в состав обязательной предметной области
естественных наук ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины биология - в составе естественнонаучного
профиля профессионального образования. Дисциплина входит в состав базовых дисциплин
общеобразовательного цикла ППССЗ/ППКРС.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм,
Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в
формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять
живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным

4

ресурсам и 6 окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины
«Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
— сформировалось чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
— понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
— способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды
для обеспечения продуктивного самообразования;
— владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в
профессиональной сфере;
— способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе
в коллективе;
— готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
— обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
— способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил
поведения в природной среде;
— готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
—осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
— повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
— способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
5

— способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути
ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу
глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
— умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 7
— способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных
проблем хозяйственной деятельности;
— способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для
решения научных и профессиональных задач;
— способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
— сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
— владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
— владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
— сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
— сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин формации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.

1.4 Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне.
Дисциплина «Биология» имеет междисциплинарную связь с предметами
общеобразовательного и дисциплинами общепрофессионального цикла химия,
география, основы безопасности жизнедеятельности, а также междисциплинарными
курсами (далее - МДК) профессионального цикла.
Дисциплина «Биология» имеет междисциплинарную связь с учебной дисциплиной
«Основы безопасности жизнедеятельности» социально-гуманитарного цикла в части
развития математической, финансовой, читательской, естественно-научной грамотности,
а также формирования общих компетенций в сфере работы с информацией,
самоорганизации и самоуправления, коммуникации.
Содержание дисциплины направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. В профильную

б

составляющую по дисциплине входит профессионально ориентированноесодержание,
необходимое для формирования у обучающихся общих и профессиональных
компетенций.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебной дисциплины «Биология» особое внимание уделяется развитию
коммуникативных умений (формулировать, аргументировать и критиковать), формированию
основ логического мышления в части проверки истинности и ложности утверждений,
цепочек утверждений, формулировки отрицаний, а также необходимых и достаточных
условий.
В процессе освоения дисциплины «Биология» у обучающихся целенаправленно
формируются универсальные учебные действия, включая формирование компетенций
обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в
свою очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС
СПО.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том
числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.

7

1.5. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем в
часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основное содержание

39

в т. ч.:

теоретическое обучение

14

практические занятия

22
2

Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)

8

СТРУКТУРА
2.

И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

Наименование
разделов и
тем

Содержание
учебного
материала
и
организации деятельности обучающихся

формы

Объ
емв
часа
X

10
.Структурно­
функциональная
организация
клеток

Содержание учебного материала

1. Строение клетки живого организма.
Обмен веществ и жизненный цикл клетки.
2. Особенности строения прокариотической и
эукариотической клетки.
Бактерии - прокариоты.Строение, классификация ,роль
бактерий в природе .
Важнейшие органические вещества, входящие в состав
клетки.
3. Свойства хромосом. Основные компоненты клетки
Строение функция и роль в организме.
4. Структура белковой молекулы-первичная, вторичная,
третичная, четвертичная. Свойства и функции белков в
организме.
Виды нуклеиновых кислот.
5. Строение молекул ДНК и РНК. ДНК - носитель
генетической информации.
Роль нуклеиновых кислот в организме.
Ассимиляция и диссимиляция. Диссимиляция, катаболизм

10

2

2

2

2
2

Код
образовательно
г
о
результата
ФГОС
СПО

2. ОРГАНИЗМ.
РАЗМНОЖЕНИЕ
И
ИНДИВИДУАЛЕН
ОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ

ОСНОВЫ
ГЕНЕТИКИ И
СЕЛЕКЦИИ

Практические занятия
ИЗ 1. Сравнение вирусных ибактериальных
заболеваний
ИЗ 2. Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов
Содержание учебного материала

2

2
10

1. Мейоз-1, мейоз-2. Биологическая роль мейоза.
Онтогенез - индивидуальное развитие организма.
2. Становление генетики как науки. Исторические
сведения. Значение генетики в разных сферах жизни.
3. Основные понятия генетики
4. Первый закон - закон единообразия гибридов первого
поколения.
5. Полное и неполное доминирование. Второй закон
Менделя - закон расщепления.
6. Комбинативная изменчивость. Классификация ,
свойства мутаций.
7. Методы селекции растений и животных. Отбор и
гибридизация.Биотехнология.
8. Генная и клеточная инженерия.
Практические занятия
ПЗ 3 Решение задач на моногибридноескрещивание.
ПЗ 4 Решение задач на дигибридноескрещивание.

4

2

4

2
2

ПЗ 6 Решение задач на сцепленноенаследование генов
2

11

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Наименование
разделов и
тем

3.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ
УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала
и
формы
организации
деятельности обучающихся

ПЗ 7 Сравнение типов мутаций при
передаче наследственных признаков
Содержание учебного материала
1. Современная синтетическая теория
эволюции.Концепция вида.
Критерии вида. Современные
представления о видообразовании
(С.С. Четвериков, И.И
Шмальгаузен).
2. Микро и макроэволюция
3. Движущий отбор,
стабилизирующий отбор, половой
отбор.
4. Приспособительные особенности
строения Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование.
5. Основные результаты и
доказательства макроэволюции.
6. Доказательства макроэволюции
органического мира.

Практические занятия
ПЗ 8 Сравнительный анализ
гипотезвозникновения жизни на
Земле
ПЗ 9 Сравнение развития основных
классов живых организмов

Объем
в
часах

Код образовательног о
результата
ФГОС СПО

2
4

2

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
•
- посадочные места по количеству обучающихся;
•
- рабочее место преподавателя;
•
- комплект учебно-методической документации;
•
- комплект учебно-наглядных пособий: модели структур ДНК, динамические пособия, портреты ученых,
схемы, таблицы, транспаранты, муляжи, гербарные экземпляры мутаций у растений, скелет, магнитная доска.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
•
- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение
общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;
•
- автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные рабочие места учащихся;
•
- методические пособия, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники

Обязательная:
1. Константинов В.М. Общая биология: Учебник / В.М. Константинов. — М.: Академия,2019. — 304 с
2. Тулякова О. В. Биология. Учебное пособие. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2020. —450 с. \
3. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности /Е.И. Тупикин.

— М.: Academia, 2019. — 16 с.
4. Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие. — М.:Феникс, 2020.
— 142 с.

Дополнительные источники
1. https://sbio.info/
2. http://www.virtulab.net/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ Информационная
система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».
URL: http://window.edu.ru/
4. КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/
5. Министерство
образования и
науки
Российской Федерации. URL:https://minobmauki.gov.ru/ Научная
электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/
Российский образовательный портал «Всем, кто учится» www.alleng.ru
Всероссийские интернет-олимпиады. - URL: https://online-olympiad.ru/
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского
университета).
14. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
15. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
16. www.nrc.edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном
открытом университете).
17. www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
18. www.kozlenkoa.narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
19. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
20. www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая,компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая
биология», «Ботаника», «Зоология» «Человек»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Освоенные умения:

- практические занятия;
- тестирования;
- контрольные работы;
- семинарские занятия.

- объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной
естественно-научной картины мира; единство
живой и неживой природы, родство живых
организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на
эмбриональное и постэмбриональное развитие
человека; влияние экологических факторов на
живые организмы, влияние мутагенов на
растения, животных и человека; взаимосвязи и
взаимодействие организмов и окружающей
среды; причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в развитии
организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний;
устойчивость, развитие и смены экосистем;
необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и передачи в
экосистемах (цепи питания); описывать
особенности видов по морфологическому
критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники и наличие мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты:
химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других
животных, природные экосистемы и
15

агроэкосистемы своей местности; процессы
(естественный и искусственный отбор, половое и
бесполое размножение) и делать выводы и
обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы
о сущности, происхождении и жизни человека,
глобальные экологические проблемы и их
решения, последствия собственной деятельности
в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
- находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и
критически её оценивать.
Усвоенные знания:
основные положения биологических теорий и
закономерностей:
- клеточной теории;
- эволюционного учения;
- учения В.И. Вернадского о биосфере;
- законы Г. Менделея,

16



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.