МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.01 История России
Профиль получаемой профессии: технический
Код и наименование профессии: 09.01.03 ОПЕРАТОР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
И РЕСУРСОВ
Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов.
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3
2023г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № / от «¿7-/ »
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Шабанова М. М.
0^ 2023 г.
Давлятбекова М. М.
Подпись
ФИО
¿>3
2023г.
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образова
ния, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
— Приказ Минпросвещения России от 11.11.2022 N 974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем
и ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2022 N 71639)с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах осво
ения образовательных программ среднего профессионального образования на базе ос
новного общего образования с учетом требований федеральных государственных обра
зовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профес
сионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Фе
деральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной по
литики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом професси
онального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соот
ветствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учеб
ный год.
Разработчик: Мусаева 3. А., преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензент: Багомедова Р. X., преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.01 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.01 История России» является обязательной частью социально
гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 20. 02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
01,02,03,04,05,06,07,09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знания
Код
Умения
ПК, ОК
Указываютс
я только
коды
ОК. 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Указываются только умения,
относящиеся к данной дисциплине
Указываются только знания,
относящиеся к данной дисциплине
Уметь:
1. Ориентироваться
в
экономической,
политической,
социальной
и
культурной
ситуации в России на рубеже XXXXI
вв.;
самостоятельно
выявлять
и
формулировать
проблематику, цели и
задачи
своей деятельности на уроках
истории.
Знать:
1 .Основные
направления
экономического,
политического,
социального и культурного развития РФ
на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
2. Находить
и
пользоваться
различными видами источников,
научной и учебной литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную
информацию;
2.Особенности
формирования
государственности, итоги и последствия
реформ 1990-х гг.
3.0 проблеме распространения в
российском обществе западной системы
ценностей, осознавать необходимость
утверждения
традиционных
общечеловеческих ценностей.
4. Приоритетные направления внешней
политики
РФ;
глобальные
и
региональные
внешнеполитические
3. Выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных и интересы
мировых проблем, проводить
сущность
локальных,
исторические
аналогии, 5. Причины,
и
международных
устанавливать
причинно- региональных
их
состояние
на
следственные связи событий и конфликтов,
современном
этапе.
Роль
и
значение
РФ
явлений.
в урегулировании конфликтов.
4. Последовательно излагать свои
мысли (как устно, так и 6. Роль РФ в системе международных
письменно),
делать
выводы, отношений. Принципы взаимодействия
аргументированно представлять мировых держав и РФ.
свою точку зрения.
7. Назначение
и
деятельность
5.Эффективно работать в группе, международных организаций, роль РФ в
международных
составлять
план
действий, деятельности
распределять
группы.
задачи
внутри организаций
8.Ключевые
угрозы
безопасности
6. Демонстрировать
твердую современного мира и способы борьбы с
гражданско-патриотическую
ними.
позицию;
утверждать
традиционные общечеловеческие
ценности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
вт. ч.:
теоретическое обучение
20
практические занятия
14
Промежуточная аттестация
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
Введение в
курс
2
Содержание учебного материала
Введение в курс «История России» в контексте специальности. Актуализация знаний,
полученных в общеобразовательном курсе. Преемственность исторического знания.
Значение истории для современного человека.
Раздел 1. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Итоги и последствия реформ 1990-х г. г. Формирование новой государственности.
Основные
направления
Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Приоритетные направления развития экономики.
развития РФ
на рубеже XX- Президент Д. А. Медведев. Избрание В. В. Путина Президентом в 2012 г. и
переизбрание в 2018 г. Государственные программы.
XXI вв.
Проблема распространения в России западной системы ценностей. Пропаганда
традиционных общечеловеческих ценностей.
Основные направления внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХ1 в. в. Новая концепция
внешней политики РФ. Восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Взаимоотношения России с ключевыми регионами мира (Западая Европа,
США, Азиатский регион, Латинская Америка и др.) Проблема расширения НАТО.
1 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Объем, акад, ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки, акад
ч
3
2
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
2
6
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Взаимоотношения с США. Создание Россией нового оружия.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №1
Анализ Концепции внешней политики РФ
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Постсоветское пространство и формирование очагов напряженности.
Очаги
напряженност Кризис государственности на Северном Кавказе. Первая Чеченская война: причины,
итоги, Хасавюртовские соглашения и их последствия.
и на
постсоветском Борьба с терроризмом в РФ и контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
Вооруженные конфликты в Закавказье. Грузия и Южная Осетия. Операция по
пространстве
«принуждению Грузии к миру». Конфликт в Нагорном Карабахе: исторические истоки и
современная ситуация. Российская миротворческая деятельность.
Вооруженный конфликт в Приднестровье. Роль РФ в его урегулировании. А. Лебедь.
Политический кризис в Украине в 2014 г. и начало вооруженного конфликта на ЮгоВостоке Украины. Минские соглашения. Вхождение Крыма в состав России.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №2
«Сравнительная характеристика вооруженных конфликтов на постсоветском
пространстве»
Раздел 2. Россия в система современных международных отношений
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Международное вооруженное вмешательство и миротворческая деятельность.
Вооруженное
вмешательств «Цветные революции» и их роль в современных международных отношениях.
«Арабская весна». Пресечение агрессии и свержение режима С. Хусейна в Ираке.
ои
миротворческ Гуманитарное вмешательство НАТО в Югославию в 1999 г. Проблема Косова.
Вооруженный конфликт в Сирии и российская военная операция.
ая
Контртеррористическая операция сил НАТО в Афганистане. Режим талибов.
деятельность
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №3
2
12
8
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
4
8
4
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Тема 2.2.
РФ в процессе
глобализации
Выполнение творческого задания на тему «Внутренние вооруженные конфликты и
международное вооруженное вмешательство»
Содержание учебного материала
Место РФ в системе современных международных отношений. Международные
организации: определение, классификация. Участие РФ в международных организациях.
РФ в системе мировой экономики. Санкции и контрсанкции. «Газовые споры».
«Северный поток». Глобальные угрозы международной безопасности. Экологические
проблемы, угроза изменения климата. Борьба с распространением ОМУ. Пандемия:
опыт борьбы и последствия. Духовный кризис в Европе.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №4
«Россия в системе современных международных отношений»
Промежуточная аттестация: зачет
Всего:
4
2
2
2
36
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «История России»
- Автоматизированное рабочее место преподавателя;
- Наборы плакатов;
- Рабочие места обучающихся;
- Комплект портретов исторических деятелей;
- Раздаточные учебные материалы по истории России;
- Атлас по истории с комплектом контурных карт;
- Государственные символы Российской Федерации
Электронные средства обучения/Интерактивные пособия / Онлайн
курсы (по предметной области)
Комплект учебно-методических материалов для обучающихся и
преподавателя
Карты демонстрационные по курсу истории
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С.
А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
5..Бугров, К. Д. История России : учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 125 с. — 1БВМ 978-5-44881105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РКОБобразование : [сайт]. — иКЬ: https://profspo.ru/books/104903
6.Тропов И. А. История : учебник для СПО / И. А. Тропов. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 576 с. — 18ВХ 978-5-8114-9976-2
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — 18ВМ 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — иЯЬ:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова,
С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
311с.— (Профессиональное образование).— 18ВК 978-5-534-13853-5. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
ПЯТ:
https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022.---- 245 с. - (Профессиональное образование). — 18В1Ч 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — иЯЬ:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Поликарпов, В. С. История науки и техники : учебное пособие для
спо / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 272
с. — 18ВМ 978-5-8114-6747-1. — Текст : электронный // Лань : электронно
библиотечная система. — 1ЖЬ: Ьйрз://е.lanbook.com/book/152458 (дата обращения:
24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования
/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва : Академия, 2021. - 448 с. 18ВХ 978-5-4468-2871-5. - Текст : непосредственный.
3. История России. XX - начало XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И.
Семенниковой. — 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 328 с. (Профессиональное образование). - 18В1Ч 978-5-534-09384. - Текст : непосредственный.
4. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. — 234 с. — (Профессиональное
образование). -18ВК 978-5-534-13336-3. - Текст : непосредственный.
5. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2020. - 80 с. 18ВИ 978-5- 09-034351-0. - Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
Знать:
Основные
направления
развития РФ на рубеже XXXXI в.в.
Особенности формирования
государственности,
последствия реформ 1990-х
г.г.
О проблеме распространения
в
российском
обществе
западной системы ценностей,
осознавать
необходимость
утверждения традиционных
общечеловеческих ценностей.
Приоритетные направления
внешней
политики
РФ;
глобальные и региональные
внешнеполитические
интересы.
Причины,
сущность
локальных, региональных и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе. Роль и значение РФ в
урегулировании конфликтов.
Роль
РФ
в
системе
международных отношений.
Принципы
взаимодействия
мировых держав и РФ.
Назначение и деятельность
международных организаций.
Роль РФ в их деятельности.
Ключевые угрозы
современной безопасности и
способы борьбы с ними.
Уметь:
Ориентироваться
в
экономической,
политической, социальной и
культурной
ситуации
в
России на рубеже ХХ-ХХ1
Критерии оценки
Методы оценки
демонстрирует
знания
основных
направлений
развития РФ на рубеже XIX в.
в.
знает
особенности
формирования
российской
государственности
на
современном этапе,
осознает
проблему
распространения в российском
обществе западной системы
ценностей,
понимает
необходимость
борьбы
с
данной тенденцией
демонстрирует
знание
приоритетных
направлений
внешней
политики
РФ,
глобальных и региональных
внешнеполитических
интересов,
демонстрирует знание причин,
сущности
локальных,
региональных
и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе.
осознает роль РФ в системе
международных отношений,
демонстрирует
знание
международных организаций,
их
функции
и
области
деятельности.
имеет представление о роли
РФ
в
деятельности
международных организаций,
формулирует ключевые угрозы
современной международной
безопасности, дает им общую
характеристику
экспертное наблюдение
и оценивание
выполнения
индивидуальных и
групповых заданий
(работа с источниками,
составление таблиц,
конспектов, подготовка
презентаций).
ориентируется
в
экономической, политической,
социальной и
культурной
ситуации в России на рубеже
ХХ-ХХ1 в.в.; самостоятельно
2 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
оценка результатов
выполнения
практической работы
экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
в.в.;
самостоятельно
выявлять и формулировать
проблематику,
грамотно
использовать
термины
и
понятия курса.
Осуществлять
поиск
и
пользоваться
различными
видами источников, научной
и
учебной
литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную информацию;
Выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных
и
мировых
проблем,
проводить
исторические
аналогии,
устанавливать
причинно-следственные связи
событий и явлений.
Последовательно
излагать
свои мысли (как устно, так и
письменно), делать выводы,
аргументированно
представлять свою точку
зрения. •
Эффективно
работать
в
группе,
составлять
план
действий,
распределять
задачи внутри группы.
Демонстрировать твердую
гражданско-патриотическую
позицию; утверждать
традиционные
общечеловеческие ценности.
выявляет
и
формулирует
проблематику,
пользуется
терминологией и понятийным
аппаратом курса,
находит
источники
и
пользуется различными их
видами,
анализирует
и
интерпретирует информацию,
полученную из литературы
выявляет взаимосвязь событий
и
явлений,
сравнивает,
проводит
исторические
аналогии,
устанавливает
причинно-следственные связи
событий и явлений.
излагает
информацию
последовательно,
логично;
умеет обобщать и делать
выводы;
аргументированно
представляет
свою
точку
зрения
по
проблемным
вопросам,
грамотное
владение
как
устной, так и письменной
речью.
распределяет учебные задачи
внутри группы, и уверенно их
выполняет
демонстрирует
гражданскую
позицию;
действует,
опираясь
на
общечеловеческие ценности.