МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 Основы финансовой грамотности и организация предпринимательской
деятельности, и принципы бережливого производства
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование профессии /специальности:
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения:
Курс:
очная
2
Семестр: 4
2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № /
от «^?» $
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2023 г.
Шабанова М.М.
ФИО
Подпись
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.05 Основы финансовой грамотности и
организация предпринимательской деятельности, и принципы бережливого производства
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства населения
РФ;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974;
с учетом:
— профиля получаемого образования,
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
Изучения основ бережливого производства в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего профессионального образования
технологического профиля 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
-
Разработчик:
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 «Основы финансовой грамотности и организация предпринимательской
деятельности, и принципы бережливого производства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности и организация предпринимательской
деятельности, и принципы бережливого производства» является обязательной частью социально
гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО утв.
приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974 по специальности Оператор
информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04, ОК 05
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знания
Умения
Код 1
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ок
03, ОК 04,
ОК 05
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
-планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
- применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической деятельности и
повседневной жизни;
-эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
- сопоставлять свои потребности
и возможности, оптимально
распределять свои материальные
и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный
финансовый план;
- грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в
качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя,
члена семьи и гражданина;
- основные понятия финансовой
грамотности и основные законодательные
акты, регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в условиях
ограниченности ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской системы,
основные виды банков и их операций;
сущность понятий «депозит» и
«кредит», их виды и принципы;
схемы кредитования физических лиц;
устройство налоговой системы, виды
налогообложения физических лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных бумаг и их
доходность;
формирование инвестиционного
портфеля;
классификацию инвестиций,
основные разделы бизнес-плана;
виды страхования;
виды пенсий,способы увеличения
пенсий
- грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем
коллективе
1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
- правила оформления документов
и построения устных сообщений
- использовать понятия бережливого
производства в трудовой
деятельности; обнаруживать потери,
определять их типы и виды,
выявлять причины их
возникновения, искоренять потери;
применять инструменты
бережливого производства в
трудовой деятельности
- понимание смысла и задач бережливости в
производстве;
- преимущества бережливого производства
перед традиционным;
- виды и причины образования потерь в
профессиональной деятельности;
- особенности применения принципов
бережливого производства в различных
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
1.3.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины СГЦ.05
«Основы финансовой грамотности и организация предпринимательской деятельности, и принципы
бережливого производства»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 36 часа, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося 36 часов; практические занятия 12часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
22
практические занятия
12
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация (зачет)
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
2
1
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной жизни
общества.
Бюджетная система РФ
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
Введение
финансовой грамотности при освоении профессии.
Тема 1.1.
Личный и семейный бюджет,
источники его формирования,
основные направления
распределения
Объем
в часах
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование
личного бюджета. История развития электронных денег, их
разновидность и преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для
чего необходимы карманные деньги
3. Дефицит бюджета.
4. Использование полученных доходов на различных этапах жизни
семьи.
5. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.
2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Коды компетенций
и личностных
2
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент программы
3
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
Практическое занятие
Использование полученных доходов на различных этапах жизни
семьи.
2
2
Содержание учебного материала
Тема2.1 Бюджетная система
РФ.
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
Практическое занятие
Раздел 2. Банковская система РФ
Тема 3.1.
Банки: чем они могут быть
вам полезны
Содержание учебного материала
1. Банковская система России, коммерческие банки.
Центральный банк.
2. 2. Банковский кредит, эффективная ставка процента по
кредиту, микрокредит.
3. виды кредитов для физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, карта.
Практическое занятие
Расчёт % кредита
Раздел 4. Налоговая система в Российской Федерации
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
2
2
2
Налоги: почему их надо
платить
и чем грозит неуплата
1 .Налоги, виды налогов.
2. Субъект, предмет и объект налогообложения.
3. Ставка налога, сумма налога.
4. Системы налогообложения.
5. Налоговые льготы,'налоговые вычеты.
6. Налоговая декларация
Практическое занятие
Расчёт НДС
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
Раздел 5. Страхование
Тема 5.1.
Страховой рынок России
Содержание учебного материала
1 .Страховые услуги, страховые риски.
2. Участники страхового договора.
3. Виды страхования в России.
4. Использование страхования в повседневной жизни
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
Практическое занятие
Раздел 6. Собственный бизнес
Тема 6.1.
Предпринимательская
деятельность
Содержание учебного материала
1.Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
2. Планирование рабочего времени.
3. Предпринимательство, предприниматель.
4. Банкротство.
Практическое занятие
Составление резюме.
Составление бизнес-плана
Раздел 7. Пенсионная система Российской Федерации
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
4
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
Тема 7.1.
Обеспечение старости
Содержание учебного материала
1. Пенсионный фонд и его функции.
2. Негосударственные пенсионные фонды.
3. Трудовая и социальная пенсии.
4.Обязательное пенсионное страхование.
5.Добровольное пенсионное обеспечение
2
2
2
Практическое занятие
Расчет своей будущей пенсии
Раздел 8. Финансовое мошенничество
Содержание учебного материала
Тема 8.1.
Финансовые пирамиды и
1.Основные виды и признаки финансовых пирамид.
защита от мошенничества
2. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
интернете, по телефону, при операциях с наличными.
3. Правила финансовой безопасности
Раздел 9. Фондовый рынок.
Тема 9.1
Бережливое производство
Содержание учебного материала
1 Традиционное и бережливое производство. История развития
бережливого производства.
2. Особенности бережливого производства. История развития бережливого
производства
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
4
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, Ок 07
2
2
3. Бережливое производство как способ повышения эффективности
деятельности
Практическое занятие
Итоговое занятие
Всего:
Промежуточная аттестация (зачет)
ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 05
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Общепрофессионального цикла», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное
образование). - 1БВК 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - иИЕ:
https://znanium.com/catalog/product/1221162 (датаобращения: 13.01.2022). -Режим доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. - 288 с. 1БВМ 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — 18ВК 978-5-8114-7205-5.— Текст: электронный// Лань : электронно
библиотечная система. — 1ЖЕ: ЬПр5://е.1апЬоок.сот/Ьоок/1 56384
(дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — 18ВК 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — 1ЖЕ: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — 18ВК 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
иЯЬ: https://urait.ru/bcode/466897
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__ 2018_1 .pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3.. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
1-3. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/m77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон, текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.— 1168 с.—URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3
Критерии оценки
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской
системы, основные виды банков
и их операций;
сущность понятий
«депозит» и «кредит», их виды
и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды
налогообложения физических
лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
.классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций,кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения
физических лиц,
страхования и
пенсионного обеспечения.
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий по
работе с информацией,
документами
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Зачет
- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,
Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр
Зачет
3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
Методы оценки
- применять теоретические
знания по финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в
различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для
себя, своего окружения и
общества в целом
различных видов
страхования;
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
страховым
рынком,
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
лиц.
Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. № 974 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности Оператор информационных систем и ресурсов».;