МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально
промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.01 СВЯЗЬ, ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов
Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3,4
2023
1
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией общеобра
зовательных и гуманитарных дисциплин
Зам. директора по УР
Протокол №
г.
от «
Шабанова М.М.
Подпись
Председатель П(Ц)К
ЯГ
ФИО
г.
Магомедова З.А.
Подпись
ФИО
Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета ОПЦ.01 Связь, основы информаци
онных и коммуникационных технологий
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-
-
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от
ll.ll.2022r.N974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013
N 29569)
с учетом:
-
-
профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДЕЮ Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.
Разработчик:
Рецензенты:_
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 СВЯЗЬ, ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Связь, основы информационных и коммуникационных техноло
гий» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК
ПК1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК1.7,
ОК 02.
Умения
Знания
использовать
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности;
использовать
информационные
ресурсы для поиска и хранения
информации;
обрабатывать
текстовую
и
табличную
информацию;
использовать деловую графику и
мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора,
размещения,
хранения,
накопления, преобразования и
передачи данных;
обрабатывать
текстовую
и
числовую информацию;
применять
мультимедийные
технологии
обработки
и
представления информации;
обрабатывать
информацию,
используя
средства
пакетов
прикладных программ.
понятие информационных систем и
информационных
технологий,
автоматизированной
обработки
информации;
основные правила и методы работы
с пакетами прикладных программ;
возможности сетевых технологий
работы с информацией;
методы
и
средства
сбора,
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
теоретические основы, виды и
структуру баз данных;
принципы
классификации
и
кодирования информации;
номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации;
основы
современных
систем
управления базами данных.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
17
в т. ч.:
теоретическое обучение
17
практические работы
17
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация
2
5
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
1
2
3
Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки
4/2
Содержание учебного материала
2/2
Тема 1.1. Виды и
свойства информации
Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации.
Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов.
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК2.1,ПК2.2,
ПК 2.3, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
Классификация информационных технологий.
Тема 1.2. Базо
вые информаци
онные процессы,
их характери
стика и модели
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Лабораторная работа № 1. Конвертирование и сохранение файлов в различных
форматах
2
Содержание учебного материала
2
Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка
информации.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
*
6
Раздел 2. Применение информационных технологий для разработки служебных документов
Тема 2.1.
Основные
технологии
разработки
текстовых
документов
Содержание учебного материала
6/6
2/2
1. Основные правила и методы разработки служебных документов.
2. Настройка режимов отображения документов и параметров страницы.
2
3. Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов
документов.
4. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 2.2
Применение
электронных
таблиц
Лабораторная работа № 2.
Создание и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов, в
том числе многостраничных. Подготовка и сохранение шаблонов документов.
Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы
Содержание учебного материала
2
2
2/4
1. Основные встроенные функции электронных таблиц.
2. Обработка числовых данных средствами электронных таблиц.
2
3. Построение диаграмм и графиков.
В том числе практических и лабораторных занятий
4
Лабораторная работа № 3. Создание и заполнение электронных таблиц на основе
представленных данных. Фильтрация и группировка данных в электронных
таблицах.
2
7
Лабораторная работа № 4. Вычисления в электронных таблицах. Построение
графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики.
Раздел 3. Технологии создания мультимедийных документов
Тема 3.1.
Современные
мультимедийные
ресурсы
Содержание учебного материала
2
6/6
2/2
1. Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов.
2. Образовательные ресурсы
2
3. Бизнес-приложения
Тема 3.2.
Применение вебтехнологий
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Лабораторная работа № 5. Подготовка презентации по образовательным ресурсам
с добавлением мультимедийных эффектов.
2
Содержание учебного материала
1.
Основные поисковые системы. Правила использования информационного
контента.
2.
Основные сервисы и методы публикации информации в сети.
4/4
2
2
В том числе практических и лабораторных занятий
4
Лабораторная работа № 6. Поиск и систематизация заданной информации.
Подготовка материалов для размещения в сети.
2
Лабораторная работа № 7. Выбор сервиса и публикация материалов в сети.
2
Раздел 4. Основы обработки информации в базах данных
Содержание учебного материала
4/4
2/2
8
Тема 4.1.
Основные
принципы
хранения
информации в
базах данных
Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление связей между
таблицами.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Лабораторная работа № 7. Обновление информации в базе данных.
2
Тема 4.2.
Обработка и
обновление
информации в
таблицах баз
данных
Содержание учебного материала
2/2
Понятие запроса. Конструктор запросов. Формирование отчета по заданным
параметрам.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Лабораторная работа № 8. Создание и сохранение запросов и отчетов для
заданной базы данных.
2
Промежуточная аттестация
2
Всего:
36
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Информационных технологий», оснащенная необходимым для
реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3
рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг, А. В.
Зафиевский, А. А. Короткий. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2020.-240с.
2. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. —Саратов: Профобразование 2021.
—111с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и
системы [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. —
542 с.
2. Петлина Е.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Петлина Е.М., Горбачев А.В.. — Саратов: Профобразование, 2021.
— 111с. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/104886.html
3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для среднего профессиональ
ного образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 327 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53406399-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
4. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019 / А. Е.
Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5-50745697-0. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/279833
5. Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 3-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-9557-3. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/200465
6. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel / С. В. Калмыкова,
Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 136 с.
10
— 18ВЫ 978-5-507-44924-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си
стема. — иКЬ: Ьир8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/249632
7. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для спо /
Ю. А. Жук. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — 18ВМ 978-5-8114-6829-4. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
иЯЬ:
ИИрзУ/е. lanbook.com/book/153641
8. Малахов, С. В. Операционные системы и оболочки / С. В. Малахов. — Санкт-Петер
бург : Лань, 2023. — 120 с. — 18ВК 978-5-507-45326-9. — Текст : электронный // Лань : элек
тронно-библиотечная система. — ПЛЬ: Ьйр8://е.1апЬоок.сош/Ьоок/302690
9. Бурняшов, Б. А. Офисные пакеты «Мой Офис», «Р7-0фис». Практикум / Б. А. Бур
няшев. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 136 с. — 18ВИ 978-5-507-45495-2. — Текст : элек
тронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
1Л<Т:
ЬПр8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/302636
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
понятие информационных систем и ин
формационных технологий,автоматизиро
ванной обработки информации;
основные правила и методы работы с паке
тами прикладных программ;
возможности сетевых технологий работы с
информацией;
методы и средства сбора, обработки, хра
нения, передачи и накопления информа
ции;
принципы защиты информации от несанк
ционированного доступа
теоретические основы, виды и структуру
баз данных;
принципы классификации и кодирования
информации;
номенклатура информационных источни
ков, применяемых в профессиональной де
ятельности; приемы структурирования ин
формации; формат оформления результа
тов поиска информации
основы архитектуры аппаратных средств;
принципы функционирования аппаратных
Не менее 60% верных от
ветов
Тестирование
И
средств вычислительной техники; прин
ципы работы операционных систем; ос
новы современных систем управления ба
зами данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
использовать программное обеспечение в
профессиональной деятельности;
использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную ин
формацию; использовать деловую графику
и мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора, размеще
ния, хранения, накопления, преобразова
ния и передачи данных;
обрабатывать текстовую и числовую ин
формацию;
применять мультимедийные технологии
обработки и представления информации;
обрабатывать информацию, используя
средства пакетов прикладных программ.
Результаты выполнения
заданий соответствуют
заданным шаблонам и
требованиям.
Оценка результа
тов выполнения
практической ра
боты
При выполнении заданий
использованы рацио
нальные методы и сред
ства обработки информа
ции.
Экспертное
наблюдение за
ходом выполне
ния практической
работы
12