ОПЦ.01 Связь, основы информационных и коммуникационных технологий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально­
промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.01 СВЯЗЬ, ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная

Курс: 2
Семестр: 3,4

2023

1

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией общеобра­
зовательных и гуманитарных дисциплин

Зам. директора по УР

Протокол №

г.

от «

Шабанова М.М.

Подпись

Председатель П(Ц)К

ЯГ

ФИО

г.

Магомедова З.А.
Подпись

ФИО

Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета ОПЦ.01 Связь, основы информаци­
онных и коммуникационных технологий

разработана на основе требований:

-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.

-

-

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от
ll.ll.2022r.N974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013
N 29569)
с учетом:
-

-

профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДЕЮ Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.

Разработчик:

Рецензенты:_

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 СВЯЗЬ, ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Связь, основы информационных и коммуникационных техноло­
гий» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК

ПК1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК1.7,
ОК 02.

Умения

Знания

использовать
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности;
использовать
информационные
ресурсы для поиска и хранения
информации;
обрабатывать
текстовую
и
табличную
информацию;
использовать деловую графику и
мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора,
размещения,
хранения,
накопления, преобразования и
передачи данных;
обрабатывать
текстовую
и
числовую информацию;
применять
мультимедийные
технологии
обработки
и
представления информации;
обрабатывать
информацию,
используя
средства
пакетов
прикладных программ.

понятие информационных систем и
информационных
технологий,
автоматизированной
обработки
информации;
основные правила и методы работы
с пакетами прикладных программ;
возможности сетевых технологий
работы с информацией;
методы
и
средства
сбора,
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
теоретические основы, виды и
структуру баз данных;
принципы
классификации
и
кодирования информации;
номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации;
основы
современных
систем
управления базами данных.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

17

в т. ч.:

теоретическое обучение

17

практические работы

17

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация

2

5

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.

1

2

3

Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки

4/2

Содержание учебного материала

2/2

Тема 1.1. Виды и
свойства информации

Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации.
Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов.

2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

4

ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК2.1,ПК2.2,
ПК 2.3, ОК 02,
ОК 05, ОК 09

Классификация информационных технологий.

Тема 1.2. Базо­
вые информаци­
онные процессы,
их характери­
стика и модели

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 1. Конвертирование и сохранение файлов в различных
форматах

2

Содержание учебного материала

2

Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка
информации.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

Самостоятельная работа обучающихся

*

6

Раздел 2. Применение информационных технологий для разработки служебных документов

Тема 2.1.
Основные
технологии
разработки
текстовых
документов

Содержание учебного материала

6/6
2/2

1. Основные правила и методы разработки служебных документов.
2. Настройка режимов отображения документов и параметров страницы.

2
3. Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов
документов.

4. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы.
В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 2.2
Применение
электронных
таблиц

Лабораторная работа № 2.
Создание и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов, в
том числе многостраничных. Подготовка и сохранение шаблонов документов.
Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы
Содержание учебного материала

2

2

2/4

1. Основные встроенные функции электронных таблиц.

2. Обработка числовых данных средствами электронных таблиц.

2

3. Построение диаграмм и графиков.
В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторная работа № 3. Создание и заполнение электронных таблиц на основе
представленных данных. Фильтрация и группировка данных в электронных
таблицах.

2

7

Лабораторная работа № 4. Вычисления в электронных таблицах. Построение
графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики.
Раздел 3. Технологии создания мультимедийных документов

Тема 3.1.
Современные
мультимедийные
ресурсы

Содержание учебного материала

2

6/6

2/2

1. Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов.
2. Образовательные ресурсы

2

3. Бизнес-приложения

Тема 3.2.
Применение вебтехнологий

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 5. Подготовка презентации по образовательным ресурсам
с добавлением мультимедийных эффектов.

2

Содержание учебного материала

1.

Основные поисковые системы. Правила использования информационного
контента.

2.

Основные сервисы и методы публикации информации в сети.

4/4
2
2

В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторная работа № 6. Поиск и систематизация заданной информации.
Подготовка материалов для размещения в сети.

2

Лабораторная работа № 7. Выбор сервиса и публикация материалов в сети.

2

Раздел 4. Основы обработки информации в базах данных
Содержание учебного материала

4/4
2/2

8

Тема 4.1.
Основные
принципы
хранения
информации в
базах данных

Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление связей между
таблицами.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 7. Обновление информации в базе данных.

2

Тема 4.2.
Обработка и
обновление
информации в
таблицах баз
данных

Содержание учебного материала

2/2

Понятие запроса. Конструктор запросов. Формирование отчета по заданным
параметрам.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 8. Создание и сохранение запросов и отчетов для
заданной базы данных.

2

Промежуточная аттестация

2

Всего:

36

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Информационных технологий», оснащенная необходимым для
реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3
рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг, А. В.
Зафиевский, А. А. Короткий. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2020.-240с.
2. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. —Саратов: Профобразование 2021.
—111с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и
системы [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. —
542 с.
2. Петлина Е.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Петлина Е.М., Горбачев А.В.. — Саратов: Профобразование, 2021.
— 111с. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/104886.html
3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для среднего профессиональ­
ного образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 327 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53406399-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
4. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019 / А. Е.
Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5-50745697-0. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/279833
5. Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 3-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-9557-3. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/200465
6. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel / С. В. Калмыкова,
Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 136 с.

10

— 18ВЫ 978-5-507-44924-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си­
стема. — иКЬ: Ьир8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/249632
7. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для спо /
Ю. А. Жук. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — 18ВМ 978-5-8114-6829-4. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
иЯЬ:
ИИрзУ/е. lanbook.com/book/153641
8. Малахов, С. В. Операционные системы и оболочки / С. В. Малахов. — Санкт-Петер­
бург : Лань, 2023. — 120 с. — 18ВК 978-5-507-45326-9. — Текст : электронный // Лань : элек­
тронно-библиотечная система. — ПЛЬ: Ьйр8://е.1апЬоок.сош/Ьоок/302690
9. Бурняшов, Б. А. Офисные пакеты «Мой Офис», «Р7-0фис». Практикум / Б. А. Бур­
няшев. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 136 с. — 18ВИ 978-5-507-45495-2. — Текст : элек­
тронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
1Л<Т:
ЬПр8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/302636

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
понятие информационных систем и ин­
формационных технологий,автоматизиро ­
ванной обработки информации;
основные правила и методы работы с паке­
тами прикладных программ;
возможности сетевых технологий работы с
информацией;
методы и средства сбора, обработки, хра­
нения, передачи и накопления информа­
ции;
принципы защиты информации от несанк­
ционированного доступа
теоретические основы, виды и структуру
баз данных;
принципы классификации и кодирования
информации;
номенклатура информационных источни­
ков, применяемых в профессиональной де­
ятельности; приемы структурирования ин­
формации; формат оформления результа­
тов поиска информации
основы архитектуры аппаратных средств;
принципы функционирования аппаратных

Не менее 60% верных от­
ветов

Тестирование

И

средств вычислительной техники; прин­
ципы работы операционных систем; ос­
новы современных систем управления ба­
зами данных.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
использовать программное обеспечение в
профессиональной деятельности;
использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную ин­
формацию; использовать деловую графику
и мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора, размеще­
ния, хранения, накопления, преобразова­
ния и передачи данных;
обрабатывать текстовую и числовую ин­
формацию;
применять мультимедийные технологии
обработки и представления информации;
обрабатывать информацию, используя
средства пакетов прикладных программ.

Результаты выполнения
заданий соответствуют
заданным шаблонам и
требованиям.

Оценка результа­
тов выполнения
практической ра­
боты

При выполнении заданий
использованы рацио­
нальные методы и сред­
ства обработки информа­
ции.

Экспертное
наблюдение за
ходом выполне­
ния практической
работы

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.