ОУП.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01. Сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат

Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1,2

2023 г.

1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № 1от « ¿2-/» ¿2,9 20 ¿¿Зг.
Председатель П(Ц)К
Давлятбекова М.М.
ФИО
Подпись

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
*—"Шабанова М.М.
Подпись
ФИО

¿у

0$

2(Ш г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП .0Е Русский язык
по специальности 34.02.01. Сестринское дело разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело,
утверждённого приказом Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024учебный год.

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.

Рецензент: преподаватель русского языка и литературыдтервой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М.
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной

дисциплины «Русский язык»................................ 4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины.......................................... 8

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины........................... 16
4. Контроль

и

оценка

результатов

освоения

общеобразовательной

дисциплины............................................................................................................17

17

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной

дисциплины «Русский язык»
1.1. Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью

общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии

с

ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
1.2.

1.2.1.

Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель общеобразовательной дисциплины

Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения
в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

1.2.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

4

Код и наименование
формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные (предметные)1

К 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и - уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые
заимодействовать и работать в самоопределению;
средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных
оллективе и команде
-овладение
навыками учебно-исследовательской,
монологических высказываний - не менее 100 слов, объем
проектной и социальной деятельности;
диалогического высказывания - не менее 78 реплик); уметь
Овладение универсальными
выступать
публично,
представлять
результаты
учебно­
коммуникативными
действиями:
исследовательской и проектной деятельности; использовать
б) совместная деятельность:
образовательные
- понимать и использовать преимущества командной и информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
индивидуальной работы;
решения учебных задач;
- принимать
цели
совместной
деятельности, - сформировать представления об аспектах культуры речи:
организовывать и координировать действия по ее нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
достижению: составлять план действий, распределять системы знаний о номах современного русского литературного
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты языка и их основных видах (орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические; уметь применять знание норм
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях современного русского литературного языка в речевой практике,
реального,
виртуального
и
комбинированного корректировать устные и письменные высказывания; обобщать
знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в применять правила орфографии и пунктуации в практике письма:
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и уметь работать со словарями и справочниками, в том числе
академическими словарями и справочниками в электронном
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета
в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой
действиями: г) принятие себя и других людей:
общения,
в
повседневном
общении,
интернет- принимать мотивы и аргументы других людей при сферах
анализе результатов деятельности;
коммуникации.

5

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

- сформировать представления о функциях русского языка в
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику современном мире (государственный язык Российской
быта, научного и технического творчества, спорта, труда Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно- нравственной
и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, и культурной ценности многонационального народа России; о
традиции и творчество своего и других народов, взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке традиционных
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
духовно-нравственных
- убежденность в значимости для личности и общества российских
отечественного и мирового искусства, этнических ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому
языку;
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
искусства, стремление проявлять качества творческой видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и
комментировать основную и дополнительную, явную и
личности;
(подтекстовую)
информацию текстов,
Овладение
универсальными коммуникативными скрытую
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико­
действиями:
смысловые отношения между предложениями в тексте;
а) общение:
создавать тексты разных функционально-смысловых типов;
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать
невербальные
средства
общения, тексты научного, публицистического, официально- делового

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
развитию;
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего графику, инфографику и другое (объем текста для чтения современному уровню развития науки и общественной 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста
практики,
основанного
на
диалоге
культур, для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные
способствующего
осознанию
своего
места
в тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
поликультурном мире;
- совершенствование
языковой
и
читательской единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
культуры как средства взаимодействия между людьми и расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
познания мира;
6

функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные стили, язык художественной литературы), различной
жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах
существования национального русского языка; знаний о признаках
литературного языка и его роли в обществе;
осознание ценности научной деятельности, - обобщить знания о функциональных разновидностях языка:
речи,
функциональных
стилях
(научный,
готовность
осуществлять
проектную
и разговорной
официально-деловой),
языке
исследовательскую деятельность индивидуально и в публицистический,
художественной литературы; совершенствование умений распознавать,
группе;
Овладение
универсальными
учебными анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык
познавательными действиями:
художественной литературы);
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах
проектной деятельности, навыками разрешения русского языка; совершенствование умений определять изобразительно­
выразительные средства языка в тексте
проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду

7

Виды деятельности

Профессиональные компетенции, соответствующие видам
деятельности

1

2

2.Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала

ПК 2.1. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме
электронного документа.
ПК 2.2. Использовать в работе медицинские информационные системы и
информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
ПК 2.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей
находящимся в распоряжении медицинским персоналом.

8

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах

96

в т.ч.

1. Основное содержание

96

в т. ч.:

теоретическое обучение

29

практические занятия

42

самостоятельная работа

12

2. Профессионально ориентированное содержание

(содеожание поикладного модуля^
в т. ч.:

9

практические занятия

9

Промежуточная аттестация (экзамен)

4

9

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и

Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное),

Объем

Формируемые

тем

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

часов

компетенции

3

4

10

ОК 05
ОК 05

2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные функции Основное содержание
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
языка в современном
1

обществе

2

гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление.
Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития
языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический,

исторический. Реформы русской орфографии

Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном
Тема 1.2 Происхождение

русского языка.

обществе
Основное содержание
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования

2
ОК 05

1

Индоевропейская языковая русской лексики
семья. Этапы формирования Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.

русской лексики

Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов

2

10

Тема 1.3. Язык как

система знаков

Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и

ОК 05

1

грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней.

Принципы выделения частей речи в русском языке

Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, мо эфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков:
орфоэпия

2
44

ОК 04; ОК
ОК 04; ОК

1

позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные
и

акцентологические).

Основные

правила

произношения

гласных,

согласных

звуков.

Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы

Практические занятия:
Практическая работа. Орфография.

Безударные гласные в корне слова:

проверяемые,

непроверяемые, чередующиеся
Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и
словообразование

4
ОК 04; ОК

2

служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические
способы словообразования.Словообразование и формообразование.

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.

6

Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на-З(-С),

ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

11

ОК 04; ОК

Тема 2.3. Имя

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
существительное как часть
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
речи.
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

1

2

Правописание сложных имен существительных.
Тема 2.4. Имя прилагательное Основное содержание

ОК 04; ОК
05

как часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные,

2

относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая

форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя числительное Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
как часть речи.

2
ОК 04; ОК

2

собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость

собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр.

2

Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.

12

Тема 2.6. Местоимение как

Основное содержание. Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное,

часть речи.

притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные,
угтптлтплплг’ лттпг пппптплтлчлп

ТТргЬпгттпр

пппнрлипр лтг-гтлтлмрпый

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ
Тема 2.7. Глагол как

часть речи.

ОК 04 ; ОК 05

2

и НИ
Основное содержание

ОК 04;

2

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо,

число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего
времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Тема 2.8. Причастие и Основное содержание
деепричастие как особые Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы
формы глагола

причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.

2
ОК 04;

2

2

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного
и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.

13

Тема 2.9. Наречие как

2

Основное содержание .Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические

ОК 04;

часть речи. Служебные функции. Разряды наречии по семантике и способам образования, местоименные наречия.
части речи.

Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и
способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.

Сочинительные и подчинительные союзы

Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи

6

(знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных

предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ

17

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные

единицы синтаксиса.

Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании:

ОК 04; ОК
05; ОК 09
ОК 04;

1

согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное

предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование

сказуемого

с

подлежащим.

Односоставные

предложения.

Неполные

предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении. Разбор словосочетаний

4

14

Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание. Второстепенные члены предложения (определение, приложение,
члены предложения.

2

ОК 04;

обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными

членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с

обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и
др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств.

Поясняющие

и

уточняющие члены как особый вид обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

4

Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки

Тема 3.3. Сложное
предложение

препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях, обращениях
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению

ОК 05;

2

(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное

предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой

речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи

Практические занятия:

4

Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки

препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при

диалогах. Правила оформления цитат

15

9

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

ОК 04; ОК 05; ОК

09

Тема 4.1. Язык как

средство
профессиональной.
социальной и
Тема 4.2.

ПК2.1.;2.2
ОК 04; ОК 05; ОК
пп

Профессионально-ориентированное содержание
Практические занятия:
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности.

2

Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание

ОК 04; ОК 05; ОК

Коммуникативный аспект Практические занятия: Возможности лексики в различных функциональных стилях.
Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
культуры речи.
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы)

2

Практические занятия: Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет
деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

3

Тема 4.3. Деловой стиль

Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Самостоятельная работа.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.Предложения с однородными членами и их функции в
речи.Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
Работа с текстами. Подготовка докладов. Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений.

Промежуточная аттестация (экзамен)

Всего

ОК 04; ОК 05; ОК
09

2
12

4
96

16

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями

курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов
оценочных средств, экзамена и др.);
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в

локальную сеть);

- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основная литература:

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. - М., 2021.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2021
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2021.
б.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2021.
Дополнительная литература:

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2021.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е
изд., испр. - М., 2022.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл.-М., 2021.

18

4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2022.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. -М., 2021.
6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2022.
7. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2021.
Словари
1.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2021.
2.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2022.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2021г.
4.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2021.
5.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2022.
6.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2021.
7.
1 !овый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Нуриева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2022.
8.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2022.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2021.
10.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,
2021.
11.
(Творцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2022.
12.
( корлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико1 рамматическими формами. - М., 2022.
13.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2021.
14.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2021.
15.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
Г. 13. Бурцева. - М., 2021.
16.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
11од ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2021.
17.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2022.
18.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
з шчсние и происхождение словосочетаний. - М., 2021.
19.
Г 1анекий Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
1 ропсхождение слов. - М., 2022.

Интернет - ресурсы:
1. 1
vww.gramota.ru
2. h
"ww.uchportal.ru/
3. 1
">cdsovet.org/
4. 1
vww.rusedu.ru/
5. h pv/ru.wikipedia.org
6. h у: ulobalteka.ru

19

<0 (ТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результа ; ы обучения
(освоеш е умения, усвоенные знания)
1

Умения шипя
осущеси ггь речевой самоконтроль;
оценива'1 устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления,
эффект!и юсти
достижения
поставленных
комму !■ гизных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребл ni я:

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2

Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и задания

Устные и письменные упражнения и задания;
практические занятия тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий
проводи' , лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания;
разлнчпг' •
функциональных
стилей
и
разно ni
с 'i языка;
знать/по .15 гь
СВЯЗ! Я ! "I и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
других I! одов;
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
смысл
шятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
коми не: ы, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норм
л,тура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
урог
л а, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
испо
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(озн: о':
: но-изучающее, ознакомительно- зависимости от коммуникативной задачи;
реферати юс и др.) в зависимости от
комм 1
ной задачи;
орфо'.:и! окне, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания;
орфе ti
не и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
совр
!'.> русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальных
норм ■
-лого поведения в социальнозаданий
куль у :i. учебно-научной, официальноделоь
:х общения
извлекая
необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и задания;
разлг ■
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текст'?., справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальных
масс roí
информации,
в
том
числе заданий
прел
:х;
созд i
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и задания;
моно
к хне и диалогические высказывания использовать основные виды чтения
различи! типов и жанров в учебно-научной (ознакомительно-изучающее,
(на м ■ але изучаемых учебных дисциплин), ознакомительно-реферативное и др.) в
соцпе'ы: -культурной и деловой сферах зависимости от коммуникативной задачи;
обтг
при\
ocho:

грам'

л:

практике речевого общения Устные и письменные упражнения и задания;
орфоэпические,
лексические, использовать основные виды чтения
?скпе нормы современного русского (ознакомительно-изучающее,
20

ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;

лите

лого языка;

собл.
и
русс!

в практике письма орфографические Диктант Устный и письменный опрос,
уационные нормы современного тестовые задания, контрольное тестирование,
словарный диктант, различные письменные
псратурного языка;
задания, контрольная работа
нормы речевого поведения в использовать основные виды чтения
: сферах и ситуациях общения, в том (ознакомительно-изучающее,
суждении дискуссионных проблем; ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
основные
приемы различные письменные задания, контрольная
лигой переработки устного и работа
го текста;

соб.
разл
числ е

испо
инфе
пись

21



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.