СГЦ.01 История России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.01 История России

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская(ий) сестра/брат

Форма обучения: очная

2023г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № /от

0»

А У

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР

2023 г.
Шабанова М.М

30

2023г.

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины ОУП.06 История

разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452)
с учетом:
-профиля получаемого образования ;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки
Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год

Разработчики: Мусаева Зухра Алиевна преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензенты / эксперты: Ибрагимова И.И.

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.

Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательнойдисциплины

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 37

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

4
12
36

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО Общеобразовательная
дисциплина «История» является обязательной
частью
общеобразовательного
цикла
образовательной
соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело

программы

в

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у
обучающегося целостной картины российской и мировой истории. Учитывающей взаимосвязь
всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины всоответствии с
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

OK 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории XX начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при разработке
и представлении учебных проектов и исследований по новейшей
истории, аргументированно
критиковать
фальсификации
отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при
защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной
истории

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармо-

осознание
обучающимися
российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное
развитие
внутренней
позиции личности на основе духовно­
нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально­
культурных традиций, формирование системы

- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах XX - начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской войны,
нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую
роль Советского Союза в победе над нацизмом,
значение советских научно-технологических успехов, освоения

9

низации межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;

космоса; понимание причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации как мировой державы,
воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции
на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI в.;
особенности развития культуры народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной
войн,
исторических
личностей,
внёсших
значительный вклад в социально-экономическое, политической и
культурное развитие России в XX - начале XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории XX начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с заданными
критериями;
сравнивать
изученные
исторические
события,
явления,
процессы;
- уметь
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории
родного края и истории России в XX - начале XXI в.; определять
современников исторических событий истории России и
человечества в целом в XX - начале XXI в.;
- уметь
анализировать
текстовые,
визуальные
источники
исторической
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - началаХХ!
в.; сопоставлять информацию, представленную в различных
источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;

10

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

48

Основное содержание

48

вт. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия

Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)

46

-

2

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся

1

2

Раздел 1. Россия в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение
1.
Предмет изучения
2.
Смысл и методы исторического исследования
3.
Исторический источник
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
СССР в 1985 1.
Поиск путей «совершенствования социализма»: реформы экономики и
1991 гг.
управления
Перестройка:
2.
Обновление советской политической системы. Оформление политической
реформы М.С.
оппозиции.
Горбачева
3.
Демократизация общественной жизни. Гласность.
4.
Концепция «нового мышления» во внешней политике. Мировой кризис
коммунистической идеи.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Децентрализаци
1.
я власти КПСС.
Союзная власть в борьбе за сохранение государства.
Распад СССР.
2.
1990-1991 гг.
РСФСР на «параде суверенитетов».
3.
Республики СССР: от народных фронтов к декларациям о независимости.
4.
ГКЧП - финальная акция союзной номенклатуры.

Объем в часах

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

2
2

ОК 03, ОК 6,

2

ОК 03, ОК 6,
2

4

ОК 03, ОК 6,
4

Тема 1.4.
Экономические
реформы в
России в конце
XX в. - начале
XXI в. и их
социальные
результаты.

Тема 1.5.
Г осударственное
управление и
политика
России в конце
XX в. - начале
XXI в.

Тема 1.6.
Федеративные и
межнациональн
ые отношения в
России на
рубеже веков
(XX - XXI вв.)
Тема 1.7.
Внешняя
политика
России на
рубеже веков
(XX - XXI вв.)

Содержание учебного материала
1992 - 1993 гг. «Прыжок» в капитализм.
1.
Социально-экономическая
политика правительства в 1994 - 1999 гг. Итоги
2.
приватизации.
3.
Социально- экономическое развитие в начале XXI в.
Российское общество. Социальные результаты реформ в конце XX в. - начале
4.
XXI в.

4

4

ОК 03, ОК 6,

Содержание учебного материала
1.
Политический процесс в 1992 - 1996 гг.: традиции и инновации политической
модернизации.
2.
Политическая власть и управление в 1996 - 1999 гг.: тенденции и противоречия
демократии.
3.
Трансформация политической системы в начале XXI в.: поиски путей
стабилизации государственности.
Содержание учебного материала
Реформирующийся федерализм.
1.
2.
От этнорегионального сепаратизма к лояльности государству.
3.
Межнациональные отношения на межгрупповом и межличностном уровнях.
Межэтнические конфликты: причины, типы и формы проявления.
4.
5.
Межэтническое повседневное общение во второй половине 1990 - начале 2000-х
годов.
Содержание учебного материала
Россия в глобальных трансформациях на рубеже XX - XXI вв.
1.
Формирование основ внешней политики Российской Федерации в 1991 - 1995 гг.
2.
Поворот внешней политики во второй половине 1990-х годов: от прозападного к
3.
евразийскому курсу.
Внешняя политика России в период президентства В.В. Путина в начале XXI в.:
4.
глобальные и региональные стратегии

4

ОК 03, ОК 6,
4

4

ОК 03, ОК 6,
4

4

ОК 03, ОК 6,
4

Тема 1.8.
Культурные и
духовнонравственные
ориентиры
России в конце
XX в. - начале
XXI в.

Содержание учебного материала
1.
Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в
постиндустриальном обществе.
Российское образование в условиях реформирования.
2.
3.
Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом.
4.
Средство массовой информации в системе коммуникаций современной России.
5.
Наука в условиях реформирования.

Раздел 2. Мир в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Страны Европы 1.
Страны Европы и США в конце XX в.
и США в конце 2.
Страны Европы и США в начале XXI в.
XX в. - начале
XXI в.
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Страны Азии,
1.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в конце XX в.
Африки и
Латинской
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале XXI в.
2.
Америки в
конце XX в. начале XXI в.
Содержаниеучебного материала
Тема 2.3.
Процессы
1.
Глобализация и демократизация.
глобализации и
Пределы глобализации. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг».
2.
складывание
Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных
3.
современной
организаций.
системы
международных
отношений.
Промежуточная аттестация
Всего

4

ОК 03, ОК 6
4

4
ОК 03, ОК 6,

4
4

ОК 03, ОК 6,
4

4

ОК 03, ОК 6,
4

2
48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-гуманитарных дисциплин, оснащенный оборудованием:
- Компьютер, проектор, экран
- Комплект учебной мебели, классная доска.

- Учебные стенды.
- Учебные пособия и раздаточный материал по дисциплине «История».

- Плакаты, исторические карты.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Обязательные печатные издания
1. История / П.С.Самыгин [и др.] - Изд.20-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2020. - 474, [1]с. - (Среднее профессиональное

образование ).
2. 2.История: учеб, пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 528 с.

3.

Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд.,

перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 565 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-08560-0. — Текст :

электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470181 (дата обращения: 05.08.2021).
4. Пленков, О. Ю. История новейшего времени для колледжей: учебное пособие для среднего профессионального образования /
О. Ю. Пленков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 368 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-

11113-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475067 (дата обращения: 05.08.2021).
5.

Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Степанова. —

Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 231 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-10705-0. — Текст : электронный // ЭБС

Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/4750 18 (дата обращения: 05.08.2021).

3.2.2 Электронные издания
1. История России для технических специальностей: учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев [и др.]; под

редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева.— 4-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.-— 531 с.— (Профессиональное

образование).— ISBN 978-5-534-10532-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451084 (дата обращения:
05.08.2021).

2.

Носова, И. В. История России : учебное пособие для СПО / И. В. Носова. — Саратов : Профобразование, 2021. — 187 с. — ISBN 978-5-

4488-1178-4. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РИОРобразование : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/106618 (дата обращения: 19.05.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

1.2.2.

Дополнительные источники

1 Электронно-библиотечная система «Лань». (Режим доступа): URL: https://e.lanbook.com/
2. Электронно-библиотечная система «Знаниум». (Режим доступа): URL: https://znanium.com/
3. Научная электронная библиотека «eLibrary». (Режим доступа): URL: https://elibrary.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
- СССР в 1985 - 1991 гг. Перестройка: реформы М.С. - демонстрирует знание исторических
Г орбачева
событий и процессов;
- Децентрализация власти КПСС. Распад СССР. 1990- - оценивает исторические факты, процессы и
явления;
1991 гг
- Экономические реформы в России в конце XX в. - - имеет гражданскую позицию;
начале XXI в. и их социальные результаты.
- выполняет задания на творческом уровне;
- Федеративные и межнациональные отношения в
- осуществляет осознанный выбор.
России на рубеже веков
(XX - XXI вв.)
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении
национальных
и
государственных
традиций;
- основные направления развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в конце XX - начале

Методы оценки
- оценка подготовки сообщения и
выступления по темам;
- оценка качества знаний при выполнении
практической работы;
- оценка качества знаний при сдаче
дифференцированного зачета.

XXI в.;
основные
процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные
и
иные)
политического и экономического развития ведущих
государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и
основные направления их деятельности;
- содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального
значения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

- ориентироваться в современной экономической,
политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь российских, региональных,
мировых социально-экономических, политических и
культурных проблем.

- ориентируется в современной
экономической, политической и культурной
ситуации в России и мире;
- выявляет взаимосвязь российских,
региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных
проблем.

- оценка качества знаний при сдаче зачета.
- оценка качества знаний при выполнении
практической работы;
- оценка подготовки сообщения и
выступления по темам;



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.