ОПЦ.05 Основы микробиологии и иммунологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.05 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная

2023г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по учебной работе

Протокол № от «^2» О Я

Шабанова М.М.

20^ г.

Подпись

ПредседательП(Ц)К
Зй

С±

ФИО
20^ г.

ФИО

Подпись

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.05 Основы
микробиологии и иммунологии

разработана на основе требований:

- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального
образования;

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.07.2022 № 694552); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

Разработчик: Качагова С.Р
Рецензенты/ эксперты: tx

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.05. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ ИММУНОЛОГИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «основы микробиологии иммунологии» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Знания
Умения
Код 1
ПК, ОК, ЛР
проводить
забор, - роль микроорганизмов в жизни
ОК 01, ок
и
хранение человека и общества;
02, ОК 03, транспортировку
ОК 07
материала
для - морфологию, физиологию и экологию
микроорганизмов, методы их изучения;
ПК З.1., ПК микробиологических
основы
эпидемиологии
3.2., ПК 3.3., исследований;
болезней,
пути
дифференцировать
разные инфекционных
ПК 3.4., ПК
локализацию
3.5., ПК4.2., группы микроорганизмов по их заражения,
микроорганизмов
в
организме
основным свойствам;
ЛР 9, ЛР 10
человека;
- факторы иммунитета, его значение
для человека и общества, принципы
иммунопрофилактики
и
иммунотерапии болезней человека.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

74

в т. ч.:

теоретическое обучение

36

практические занятия

36

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенносте
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Объем
в часах

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
1
Раздел 1. Общая микробиология
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Предмет и задачи
1. История развития микробиологии и иммунологии.
медицинской
2. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества.
микробиологии и
3. Научные и
практические
достижения
медицинской
иммунологии.
микробиологии и иммунологии.
Организация
4. Принципы классификации микроорганизмов на бактерии,
микробиологической грибы, простейшие, вирусы.
службы
5.Основные таксономические категории (род, вид, чистая
культура, штамм, клон, разновидность).
6. Классификация микроорганизмов по степени их биологической
опасности.
7. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и
оснащение базовой лаборатории.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение,
правила работы
Содержание учебного материала
Тема 1.2.

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды компетенций и
личностных
результатов ,
формированию
которых способствует
элемент программы

3
6
6

4

2

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

Иммунитет, его
значение для
человека

Тема 4.2.
Патология иммунной
системы

1 .Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества.
2. Виды иммунитета.
3. Иммунная система человека.
4. Неспецифические и специфические факторы защиты, их
взаимосвязь. Основные формы иммунного реагирования.
5. Серологические исследования: реакции агглютинации,
преципитации, лизиса, связывания комплемента и др., их
механизмы и применение.
6. Молекулярно-биологические методы диагностики:
полимеразная цепная реакция, механизм и применение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Постановка простейших серологических реакций и их учет
Содержание учебного материала
1.Иммунопатологические процессы. Общая характеристика.
Типовые формы иммунопатологических процессов.
Иммунологическая толерантность.
2. Аллергические реакции. Определение понятий: аллергия,
аллерген, сенсибилизация. Виды, стадии развития аллергических
реакций.
3. Характеристика отдельных видов аллергических реакций.
Анафилактический шок. Сывороточная болезнь. Механизмы
развития, структурно-функциональные характеристики, значение.
4. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Определение,
механизмы развития, клиническое значение.
5. Иммунный дефицит: понятие, этиология, классификация.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Общая
характеристика, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1., ПК3.2., ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2

4

4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
4

2
4

Аллергодиагностика инфекционных заболеваний. Кожно­
аллергические пробы, их учет.
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
Иммунотерапия и
1. Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины,
иммунопрофилактика сыворотки, иммуноглобулины.
2. Иммуномодуляторы, эубиотики, бактериофаги,
диагностические препараты, их состав, свойства, назначение
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 6
Изучение препаратов, применяемых для иммунопрофилактики и
иммунотерапии.
Раздел 5. Паразитология и протозоология
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Общая
1 .Общая характеристика и классификация простейших:
характеристика
саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лямблия,
простейших
трихомонада, трипаносома), споровиков (малярийный плазмодий,
токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности
их морфологии и жизнедеятельности.
2. Источники инвазий, путь заражения, жизненный цикл паразита.
3. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7
Методы микробиологической диагностики протозоозов:
микроскопическое, культуральное, серологическое,
аллергологическое и биологическое
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
Медицинская
1 .Общая характеристика и классификация гельминтов.
гельминтология
2.Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1.,ПК3.2.,ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

4
2

4
8

4

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК3.1., ПК3.2., ПКЗ.З.,
ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2

4
4
4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07

Тема 6.
Итоговое занятие
Всего:

3. Источники инвазии, пути распространения и заражения
гельминтами.
4. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды.
5. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале
(кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва,
вода) и промежуточных хозяевах.
6. Профилактика гельминтозов.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 8
Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и
микроскопическое исследование, серологическое исследование
(реакция связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, 6
прямой
гемагглютинации,
иммунофлюоресценции,
иммуноферментный анализ). Аллергическое исследование
(кожные пробы)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

ПК 3.1., ПК 3.2., ПКЗ.З.,
ПК3.4., ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10

2
74

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «основ микробиологии и иммунологии», оснащенный оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри,
плакаты, слайды, фотографии)
Микроскопы
Микропрепараты бактерий, грибов, простейших
Лабораторная посуда для забора материала на исследование;
техническими средствами обучения:
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Долгих, В. Т. Основы иммунологии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10473-8
2. Емцев В.Т. Микробиология: учебник для СПО/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. 8-е
изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 468 с. - (Профессиональное
образование).- ISBN 978-5-534-09738-2
3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии : учеб, пособие / К. С.
Камышева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022,- 382 с. - (Среднее медицинское
образование). - ISBN 978-5-222-30285-9
4. Леонова, И. Б. Основы микробиологии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05352-4.
5. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / [М. Н. Бойченко, Е. В.
Буданова, А. С. Быков и др.] ; под редакцией В. В. Зверева, Е. В. Будановой. - Москва :
Академия, 2020. - 320 с. : ил.; 22 см. - (Профессиональное образование).; ISBN 978-5-44683981-0.

6. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. (СПО). Учебник : учебник
/ В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, М.М. Карапац, Л.И. Клецко. — Москва : КноРус, 2021 —
274 с. — ISBN 978-5-406-06914-1
7. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В. В.
Зверева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 368 с. - ISBN 978-5-9704-61990. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461990.html
2. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 1 :
учебник / ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 448 с. ISBN 978-5-9704-5835-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458358.html
3. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : Т. 2 :
учебник / под ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 472 с.
- ISBN 978-5-9704-5836-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458365.html
4. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. — 5-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6. — Текст
:
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
— URL:
https://e.lanbook.com/book/l 95466 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52905-2007 (ИСО 15190:2003); Лаборатории медицинские. Требования
безопасности. Настоящий стандарт устанавливает требования по формированию и
поддержанию безопасной рабочей среды в медицинских лабораториях;
2. Методические указания МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и транспортирования
биоматериалов в микробиологические лаборатории".
3. Методические указания МУК 4.2.3145-13 «Лабораторная диагностика
гельминтозов и протоозов»;
4. Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.
Гамалеи РАМН [Электронный ресурс]. URL: http://www.gamaleya.ru/
5. Словарь по микробиологии [Электронный ресурс]. URL:
http://en.edu.ru:8100/db/msg/2351



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.