ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по УПР
Протокол № от «
$1?
Джанммирзаева З.А
20
Подпись
Председатель П(Ц)К
V $
Подпись
ФИО
20 (£3 Г.
ФИО
Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Оказание медицинской помощи,
осуществление сестринского дела и наблюдения за пациентами при заболеваниях и
состояниях.
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального
образования;
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.07.2022 № 69452); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки
Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчик: Магомедова Д.Н.
Рецензенты/ эксперты:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
5
8
10
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
18
5. ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
6. ЛИСТ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
19
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО
«ПМ 04. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО
УХОДА И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПАЦИЕНТАМИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И (ИЛИ)
СОСТОЯНИЯХ »
1.1 Область применения программы
Рабочая программа УП 04 по «Оказание медицинской помощи, осуществление
сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях» является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 34.02.01 Сестринское дело
1.2 Цели и задачи, требования к результатам освоения программы
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение
первоначального практического опыта и реализуется для последующего освоения ими общих и
профессиональных компетенций по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Цель учебной практики - формирование у обучающихся первоначальных практических
профессиональных умений в рамках вида профессиональной деятельности ПМ 04 «Оказание
медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при
заболеваниях и состояниях» по специальности 34.02.01 Сестринское дело, а также
приобретение необходимых умений и навыков практической работы по специальности.
Задачи учебной практики - совершенствовать умения и способствовать приобретению
2
практического опыта, в соответствии с указанным видом профессиональной деятельности,
основными и профессиональными компетенциями.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе прохождения
учебной практики по ПМ 04 «Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского
ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях»:
должен:
иметь практические навыки:
□ проведения динамического наблюдения за показателями состояния пациента с
последующим информированием лечащего врача;
□ выполнения медицинских манипуляций при оказании помощи пациенту;
□ осуществления сестринского ухода за пациентом, в том числе в терминальной
стадии;
□ обучения пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход,
приемам ухода и самоухода, консультирования по вопросам ухода и самоухода;
□ оказания медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых
заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
□ проведения мероприятий медицинской реабилитации, уметь:
□ проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в
самообслуживании, передвижении, общении;
□ выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе;
о выявлять факторы риска падений, развития пролежней;
□ проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц,
осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в
динамике;
□ осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во
время лечебных и (или) диагностических вмешательств;
□ определять и интерпретировать реакции пациента на прием назначенных
лекарственных препаратов и процедуры ухода;
□ выявлять клинические признаки и симптомы терминальных состояний болезни;
□ проводить оценку интенсивности и характера болевого синдрома с использованием
шкал оценки боли;
□ выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту:
□ проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим
вмешательствам по назначению лечащего врача;
□ собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы,
лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по
назначению лечащего врача;
□ проводить забор биологического материала пациента для лабораторных исследование
по назначению лечащего врача;
□ обеспечивать хранение, вести учет и применение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания, в том числе наркотических средств, психотропных
веществ и сильно действующих лекарственных препаратов;
□ ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических
вмешательств;
□ проводить транспортную иммобилизацию и накладывать повязки по назначению
врача или совместно с врачом;
□ осуществлять профилактику пролежней, контактного дерматита, включая
позиционирование и перемещение в постели, передвижение и транспортировку пациента с
частичной или полной утратой способности самообслуживания, передвижения и общения;
□ осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по
назначению врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов;
□ выполнять процедуры сестринского ухода за пациентами при терминальных
состояниях болезни;
3
□ оказывать психологическую поддержку пациенту в терминальной стадии болезни и
его родственникам (законным представителям);
□ проводить консультирование и обучение пациента и его родственников (законных
представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода;
□ разъяснять пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности
и контролировать выполнение назначений врача;
□ оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых
заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
□ получать и передавать информацию по вопросам оказания медицинской помощи, в
том числе с пациентами, имеющими нарушения зрения, слуха, поведения;
□ выполнять работу по проведению мероприятий медицинской реабилитации;
□ Использовать установленные правила и процедур профессиональных коммуникаций
медицинской сестры по вопросам санитарного просвещения;
□ Организовать рабочее пространство, подготовить подборку информационных
материалов и средств визуализации;
□ Проводить сбор медицинской информации, выявлять факторы риска и проблемы со
здоровьем, обусловленные образом жизни;
□ Обеспечивать печатной медико-санитарной информацией о здоровом образе жизни, о
программах и способах отказа от вредных привычек и мерах профилактики предотвратимых
болезней все социальные и возрастные группы населения;
□ Проводить индивидуальные беседы по планированию семьи, личной гигиене, гигиене
труда и отдыха, рациональному питанию;
□ Проводить занятия в «Школах здоровья» для пациентов с хроническими
заболеваниями;
□ Заполнять формы учета и отчетности на бумажном и/или электронном носителе в
установленном порядке, знать:
□ основ теории и практики сестринского дела, методов определения функциональной
активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении,
определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе;
□ диагностических критериев факторов риска падений, развития пролежней и
контактного дерматита у пациентов;
□ анатомо-физиологических особенностей и показателей жизнедеятельности человека в
разные возрастные периоды, правил измерения и интерпретации данных;
□ технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского
ухода;
□ основ клинической фармакологии, видов лекарственных форм, способов и правил
введения лекарственных препаратов, инфузионных сред;
□ правил и порядка подготовки пациента к медицинским вмешательствам;
□ медицинских изделий (медицинские инструменты, расходные материалы,
медицинское оборудование), применяемых для проведения лечебных и (или) диагностических
процедур, оперативных вмешательств;
□ требований к условиям забора, хранения и транспортировки биологического
материала пациента;
□ порядка и правил учета, хранения и применения лекарственных препаратов,
этилового спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий,
специализированных продуктов лечебного питания;
□ правил ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или
диагностических процедур;
□ правил десмургии и транспортной иммобилизации;
□ особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и
этнических особенностей пациента;
□ современных технологий медицинских услуг по гигиеническому уходу,
позиционированию и перемещению в кровати пациентов, частично или полностью утративших
способность к общению, передвижению и самообслуживанию;
□ особенности и принципы лечебного питания пациентов в медицинской организации в
4
зависимости от возраста и заболевания;
□ порядка оказания паллиативной медицинской помощи, методов, приемов и средств
интенсивности и контроля боли у пациента;
□ процесса и стадий умирания человека, клинических признаков, основных симптомов
в терминальной стадии заболевания, особенности сестринского ухода;
□ признаков биологической смерти человека и процедур, связанных с подготовкой тела
умершего пациента к транспортировке;
□ психологии общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни,
способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям);
□ методов и способов обучения пациентов (их законных представителей), лиц,
осуществляющих уход, навыкам самоухода и ухода;
□ физических и психологических особенностей пациентов разного возраста, инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
□ психологических, психопатологических, соматических, моральноэтических проблем,
возникающих у пациентов различного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
□ побочных эффектов, видов реакций и осложнений лекарственной терапии, мер
профилактики и оказания медицинской помощи в неотложной форме;
□ клинических признаков внезапных острых заболеваний, состояний, обострений
хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента;
□ показаний к оказанию медицинской помощи в неотложной форме;
□ правил оказания медицинской помощи в неотложной форме;
□ порядка медицинской реабилитации;
□ Профессиональный стандарт и должностные обязанности медицинской сестры;
□ Национальная система медико-санитарного просвещения. Федеральные и
территориальные программы охраны здоровья населения.
□ Профессиональные коммуникации медицинской сестры по вопросам санитарного
просвещения; - Здоровье как право, источник и неотъемлемая часть существования человека,
взаимосвязи между людьми, окружающей средой и состоянием их здоровья;
□ Нормативные требования к ведению документации, форм учёта и отчётности
медицинской сестры по виду деятельности.
1.3 Формы проведения учебной практики
Учебная практика проводится в форме практической деятельности обучающихся под
непосредственным руководством и контролем преподавателей профессионального модуля.
Структурно учебная практика включает три элемента: вводный инструктаж, упражнения
(самостоятельная работа) и текущее инструктирование, заключительный инструктаж
(подведение итогов).
1.4 Место проведения учебной практики:
Учебная практика проводится в «Индустриально-промышленном колледже».
Время прохождения учебной практики определяется графиком учебного процесса и
расписанием занятий. При проведении занятий учебной практики допускается деление группы
студентов на подгруппы. Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении
учебной практики не более 36 академических часов в неделю, 6 академических часов в день. На
обучающихся, проходящих учебную практику на базах практической подготовки,
распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка,
действующие в соответствующих медицинских организациях
1.5. Количество часов на освоение программы учебной практики. При реализации
программы УП 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях составляет 108 часо из них
предполагается изучение
МДК 04.01 Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля
разных возрастных групп, - 72 часов
МДК 04.02Сестринский уход за пациентами хирургического профиля - 36 часа
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1 Тематический план учебной практики по профессиональному модулю «Оказание
медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при
заболеваниях и состояниях»___________________________________________________
№
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Наименование тем
МДК 04.01. Сестринский уход и реабилитация пациентов
терапевтического профиля.
Сестринский уход за пациентами при заболеваниях органов
дыхательной системы.
Сестринский процесс при функциональных нарушениях и
патологии сердечно-сосудистой системы.
Сестринский уход при заболеваниях желудочно-кишечного
тракта.
Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы
Сестринский уход при заболеваниях мочевыделительной
системы
72
Код
формирова
и на vivfPMKi
У1-У13
6
У1-У13
6
У1-У13
6
У1-У13
6
6
У1-У13
У1-У13
Объем
часов
6
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Сестринский уход при заболеваниях опорно-двигательного
аппарата.
Сестринская помощь при заболеваниях дыхательной системы у
пациентов детского возраста.
Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой
системы у пациентов детского возраста.
Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях у детей
Сестринский уход при инфекционных заболеваниях
Физиологические роды. Сестринский уход в послеродовом
периоде.
Патология родов и послеродового периода
МДК 04.02 Сестринский уход за пациентами хирургического
профиля.
Местная хирургическая патология. Раны.
Хирургическая операция. Предоперационный период.
Послеоперационный п риод.
Хирургический инструментарий.
Десмургия.
Сестринский уход при патологии репродуктивной системы.
Организация хирургической помощи в системе первичной
медико-санитарной помощи
Итого
6
У1-У13
6
У1-У13
6
У1-У13
6
6
6
У1-У13
У1-У13
У1-У13
6
36
У1-У13
У1-У13
6
6
У1-У13
У1-У13
6
6
6
6
У1-У13
У1-У13
У1-У13
У1-У13
108
7
2.2 Содержание обучения по. учебной практике
№
Наименование тем
Содержание учебного материала
1.
МДК 04.02.
Сестринский уход и
реабилитация
пациентов
терапевтического
профиля разных
возрастных групп.
Раздел 2.
1. Осуществление динамического наблюдения за
состоянием и самочувствием пациента во время лечебных
и (или) диагностических вмешательств.
2. Оказание медицинской помощи в неотложной форме
при внезапных острых заболеваниях, состояниях,
обострениях хронических хирургических заболеваний.
3. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с
использованием шкал оценки боли.
Объем
часов
72
8
Сестринский уход в
терапии
2.
4. Получение и передача информации по вопросам
оказания медицинской помощи, в том числе с пациентами,
имеющими нарушения зрения, слуха, поведения.
5. Ассистирование врачу при выполнении лечебных и(или)
диагностических вмешательств.
6. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с
использованием шкал оценки боли.
7. Получение и передача информации по вопросам
оказания медицинской помощи, в том числе с пациентами,
имеющими нарушения зрения, слуха, поведения.
Обеспечение хранения, ведение учета и применение
МДК 04.03
Сестринский уход за лекарственных препаратов, медицинских изделий и
лечебного питания, в том числе наркотических,
пациентами
психотропных
веществ
и
сильнодействующих
хирургического
лекарственных препаратов. 2. Ассистирование врачу при
профиля. Раздел 3.
лечебных
и(или)
диагностических
Сестринский уход в выполнении
вмешательств.
3.
Выполнение
транспортной
хирургии
иммобилизации и наложение повязок по назначению врача.
4.
Осуществление динамического
наблюдения
за
состоянием и самочувствием пациента во время лечебных
и (или) диагностических вмешательств. 5. Оказание
медицинской помощи в неотложной форме при внезапных
18 17 острых заболеваниях, состояниях, обострениях
хронических хирургических заболеваний. 6. Оценка
интенсивности и характера болевого синдрома с
использованием шкал оценки боли.
ИТОГО
36
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика
реализуется в кабинетах и лабораториях профессиональной образовательной организации и
требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих
выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных
модулей.
3.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 02.Здравоохранение, и имеющими стаж работы в данной
профессиональной области не менее трех лет.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 02. Здравоохранение, не реже
одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 02.Здравоохранение, в общем числе педагогических
9
Ослопов, О. В. Богоявленская. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019 - 464 с.
27. Палатова Н. М. ВИЧ-инфекция. Клинические проявления и формы. Сестринские
уход. Профилактика профессиональных заражений : учебное пособие для спо / Н. М. Палатова
О. Ю. Егорова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 112 с. — ISBN 978-5-81147055-6
28. Повх Л. А. Сестринский уход в терапии. Сборник задач : учебное пособие / Л. А. Повх
Т. Ю. Заречнева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 116 с. — ISBN 978-581145660-4.
29. Рабинович И. В. Сестринский уход за больными с инфекционными заболеваниями
Практикум : учебное пособие для спо / И. В. Рабинович. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург
Лань, 2022. — 184 с. — ISBN 978-5-8114-9247-3.
30. Рабинович И. В. Сестринский уход за больными с инфекционными заболеваниями
Пособие для преподавателей : учебное пособие для спо / И. В. Рабинович. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-8114-9246-6.
31. Сергеев М. М. Сестринское дело в оториноларингологии : учебно-методическо<
пособие для спо / М. М. Сергеев, А. Н. Зинкин. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022
— 168 с, —ISBN 978-5-8114-9153-7
32. Соловьева А. А. Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья / А. А
Соловьева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 364 с. — ISBN 978-5-8114-9652
5.
33. Соловьева А. А. Сестринская помощь при патологии нервной системы / А. А
Соловьева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-96518
34. Сорокина В. К. Сестринское дело в косметологии : учебное пособие для спо / В. К
Сорокина. — 3-е стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 448 с. — ISBN 978-5-8114-8678-6.
35. Смолева, Э. В. Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помогщ
: учебное пособие / Э. В. Смолева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. — 475 с. — ISBN 978-5'
22235201-4;
36. Стецюк, В.Г. Сестринская помощь в хирургии : учебник / В.Г.Стецюк В.Г. - 5-(
изд.перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020.- 688 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-5381-0
37. Тульчинская В. Д. Сестринский уход в педиатрии : учебное пособие / В. Д
Тульчинская.
— Ростов на Дону: Феникс, 2022. — 600 с.
38. Трилешинская Т. А., Ткаченко Е. А. и др. Сестринский уход за пациентамг
терапевтического профиля : учебное пособие для спо / Т. А. Трилешинская, Е. А. Ткаченко, И
Ю. Костина, Г. В. Алексеева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBT
9785-8114-6690-0.
39. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры прг
неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко
М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-581149257-2.
40. Шереметова Т. В., Малкова Т. Ю. и др. Эргономика при перемещении пациентов
Сборник манипуляций : учебное пособие для спо / Т. В. Шереметова, Т. Ю. Малкова, В. М
Рыжик, В. М. Пилютина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 128 с. — ISBT
978-5-81147218-5.
https://e.lanbook.com/book/198557 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
41. Соловьева А. А. Сестринская помощь при патологии нервной системы / А. А
Соловьева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-96518
— Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL
https://e4anbook.com/book/198554 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз
пользователей.
42. Стецюк, В. Г. Сестринская помощь в хирургии / Стецюк В. Г. - Москва : ГЭОТАРМедиа, . - 688 с. - ISBN 978-5-9704-5749-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента'
1
работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы,
составляет не менее 25 процентов.
Требования к организации аттестации и оценке результатов учебной практики
Аттестация учебной практики проводится в форме дифференцированного зачета в последний
день прохождения учебной практики в оснащенных кабинетах колледжа. К аттестации
допускаются обучающиеся, выполнившие в полном объеме программу учебной практики и
представившие полный пакет отчетных документов (Приложение 1):
□ дневник учебной практики,
□ аттестационный лист,
□ характеристика
Для проведения дифференцированного зачета по учебной практике составляется билет,
состоящий из практических заданий. Содержание практических заданий позволяет оценить
готовность к выполнению отдельных трудовых функций.
3.3. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фондг
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.3.1. Основные печатные издания
1. Алексенко Е. Ю., Романова Е. Н. и др. Сестринское дело в гериатрии : учебное пособие
для спо / Е. Ю. Алексенко, Е. И. Романова, Е. И. Морозова [и др.]. — 6-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 332 с. — ISBN 978-5-8114-7182-9.
2. Алешкина М. Ю. Сестринский уход в хирургии. Сборник манипуляций : учебное
пособие для спо / М. Ю. Алешкина, М. Б. Ханукаева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань
2022. — 41 с. — ISBN 978-5-8114-9221-3
3. Антропова О. В. Теория и практика сестринского дела. Курс лекций : учебное пособие
для спо / О. В. Антропова. — 2-е стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 97858114-8670-0.
4. Баурова Л. В. Теория и практика сестринского дела в хирургии : учебное пособие для
спо / Л. В. Баурова, Е. Р Демидова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 456 с.
ISBN 978-5-8114-9127-8.
5. Вязьмитина А. В. Сестринский уход в дерматовенерологии / А.В. Вязьмитина, Н. Н
Владимиров ; под ред. Б. В. Кабарухина. — Ростов на Дону : Феникс, 2022. — 169 с.
6. Гордеев И.Г. Сестринское дело: практ. рук. : учеб, пособие / под ред. И.Г. Гордеева i
др.
2-е изд. - Москва : Изд. группа «ГЭОТАРМедиа», 2022. - 592 с
7. Гуркина Г. В. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра пс
уходу за больными». Контрольно-оценочные средства : учебное пособие для спо / Г. В. Гуркина
О. В. Гладышева, Т. А. Гулько. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 468 с. — ISBN 978-5-81148507-9.
8. Гуркина Г. В. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра пс
уходу за больными». Сборник алгоритмов манипуляций : учебное пособие для спо / Г. В
Гуркина. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-8624-3.
9. Двойников С.И. Профессиональный уход за пациентом. Младшая медицинская сестра
учеб, пособ. для СПО / под ред. С.И. Двойникова, С.Р Бабаяна. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.
- 592 с.
10. Двойников С. И. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях : учебное
пособие для спо / С. И. Двойников, Л. С. Жилина. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань
2022. — 300 с. — ISBN 978-5-8114-9168-1.
1
: [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457498.html
43. Трилешинская Т. А., Ткаченко Е. А. и др. Сестринский уход за пациентами
терапевтического профиля : учебное пособие для спо / Т. А. Трилешинская, Е. А. Ткаченко, И,
Ю. Костина, Г. В. Алексеева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN
9785-8114-6690-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/151670 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
44. Ушакова, Ф. И. Сестринский уход за здоровым новорожденным / Ушакова Ф. И. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 168 с. - ISBN 978-5-9704-5048-2. - Текст : электронный // ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450482.html
45. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при
неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко,
М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-581149257-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/190978 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз,
пользователей.
46. Шереметова Т. В., Малкова Т. Ю. и др. Эргономика при перемещении пациентов,
Сборник манипуляций : учебное пособие для спо / Т. В. Шереметова, Т. Ю. Малкова, В. М.
Рыжик, В. М. Пилютина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 128 с. — ISBN
978-5-81147218-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://edanbook.com/book/156392 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз,
пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг
функционального обследования. - Введ. 01.09.2009 - Москва : Стандартинформ, 2009. - 35 с.
2. ГОСТ Р 52623.3 - 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг.
Манипуляции сестринского ухода. - Введ. 31.03.2015 - Москва : Стандартинформ, 2015. - 220 с.
3. ГОСТ Р 52623.4 - 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг
инвазивных вмешательств. - Введ. 31.03.2015 - Москва : Стандартинформ, 2015. - 88 с.
4. ГОСТ Р 56819-2015 Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель.
«Профилактика пролежней». - Введ. 30.11.2015 - Москва : Стандартинформ, 2015. - 48 с.
5. Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. N 123 "Об утверждении отраслевого
стандарта "Протокол ведения больных. Пролежни"
6. Консультант студента [Электронный ресурс]: ЭБС. - М.: ООО Доступ «ИПУЗ». - URL:
http://www.studmedlib.ru
7. Med-Edu.ru [Электронный ресурс]: медицинский видеопортал. - URL: http://www.mededu.ru/
8. Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава России Открытый [Электронный
ресурс]. - URL: http://cr.rosminzdrav.ru
9. Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.femb.ru/feml/ , http://feml.scsml.rssi.ru
10. Альманах сестринского [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека.
URL: https://www.elibrary.ru/
11. Биоэтика [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/
12. Вопросы диетологии [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/
13. Вопросы питания [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/
14. Медицинская сестра [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/URL: https://www.elibrary.ru/
15. Медсестра [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL:
https://www.elibrary.ru/
1
11. Заречнева Т. Ю. Сестринский уход в пульмонологии : учебное пособие для спо / Т
Ю. Заречнева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114
7190
4.
12. . Заречнева Т. Ю. Проведение сестринского ухода в терапии. Инструментальные
методы исследования : учебное пособие для спо / Т. Ю. Заречнева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7189-8.
13. Заречнева Т. Ю. Сестринский уход в кардиологии : учебное пособие / Т. Ю. Заречнева
— Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-3856-3.
14. Карпова Е. В. Сестринское дело. Сборник примерных практических задач второго
этапа аккредитации : учебное пособие для спо / Е. В. Карпова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 252 с, —ISBN 978-5-8114-8019-7
15. Колпикова А. Г., Великая Н. А. и др. Сборник манипуляций по педиатрии. ПМ.02
МДК 02.01. Сестринский уход за пациентами педиатрического профиля : учебное пособие для
спо / А. Г. Колпикова, Н. А. Великая, Т. В. Гусева, С. А. Гулова. — 5-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-8114-9025-7.
16. Кривошапкина Л. В. Сестринский уход в педиатрии. Асфиксия, родовые травмы,
перинатальная энцефалопатия новорожденных детей : учебно-методическое пособие / Л. В.
Кривошапкина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 72 с. — ISBN 978-5-81145267-5.
17. Лавлинская Т. М. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах. Пособие для подготовки к экзаменам : учебно-методическое пособие для спо / Т. М.
Лавлинская.
2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-9635-8.
18. Лапотников В. А. Сестринский уход в онкологии. Паллиативная медицинская
помощь : учебное пособие для спо / В. А. Лапотников, Г. И. Чуваков. — 4-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-9645-7
19. Лесничая Л. А. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями
выполнения простых медицинских услуг) : учебное пособие для спо / Л. А. Лесничая, М. В.
Ободникова. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 256 с. — ISBN 978-5-811492435
20. Лиознов, Д.А. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях : учебное
пособие / Д.А. Лиознов, Т.В.Антонова, М.М. Антонов и др. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020.464
с. - ISBN 978-5-9704-5789-4
21. . Лычев В.Г. Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом
процессе : учебник / В. Г. Лычев, В. К. Карманов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 552 с
22. Москалева С. Н. Сестринское дело при туберкулезе : учебное пособие для спо / С. Н.
Москалева. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-811471966.
23. Николюк О. Ю. Сестринский уход в офтальмологии. Пособие для преподавателей :
учебное пособие для спо / О. Ю. Николюк. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 64 с. — ISBN
978-5-8114-8085-2
24. Николюк О. Ю. Сестринский уход в офтальмологии. Практикум : учебное пособие
для спо / О. Ю. Николюк. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 52 с. — ISBN 978-5-8114-8086-9.
25. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: практикум : учеб, пособие для студентов
образоват. учреждений сред. проф. образования / Т. П. Обуховец ; под ред. Б.В. Кабарухина. - Зе
изд. - Ростов на Дону : Феникс, 2020. - 688 с.
26. Ослопов В.Н. Общий уход за больными терапевтического профиля : учеб. пос. / В. Н.
1
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Код и
наименован
ие
Критерии оценки
Методы оценки
профессион
ал ьных
компетенци
ПК 4.1.
ПК 4.2.
Проводить оценку состояния пациента - определение
проблем пациента в соответствии с нарушенными
потребностями и состоянием пациента; - проведение
объективного обследования пациента в соответствии с
технологиями выполнения простых медицинских услуг
Выполнять медицинские манипуляции при оказании
медицинской помощи пациенту - выполнение сестринских
манипуляций в лечебно-диагностическом процессе в
соответствии с технологиями выполнения простых
медицинских услуг; - подготовка пациента к
диагностическим исследованиям в соответствии с
требованиями к методу исследования
ПК 4.3.
Осуществлять уход за пациентом - размещать и перемещать
пациента в постели с использованием принципов
эргономики; - выполнение манипуляций общего ухода за
пациентами в соответствии с технологиями выполнения
простых медицинских услуг и регламентирующими
документами; - выполнение простейших
физиотерапевтических процедур в соответствии с
технологиями выполнения простых медицинских услуг; организация питания тяжелобольных пациентов в
соответствии с технологиями выполнения медицинских услуг
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ПК 4.6.
Обучать пациента (его законных представителей) и лиц,
осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода выполнение профессиональной деятельности в соответствии
с принципами профессиональной этики медицинского
работника; - обучение пациентов и их родственников по
вопросам ухода и самоухода в соответствии с принципами
педагогики и этапов обучения; - результат обучения
соответствует поставленной цели; - грамотное использование
в процессе обучения методов, способов и средств обучения в
соответствии с правилами обучения.
Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме оказание медицинской помощи в неотложной форме в
соответствии с алгоритмами оказания неотложной помощи
Участвовать в проведении мероприятий медицинской
реабилитации - проведение медицинской реабилитации в
соответствии с алгоритмами применения средств и методов
реабилитации
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
1
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять
У
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенцией, но и
развитие общих компетенцией и обеспечивающих их умений.
Код и наименование общих
компетенций формируемых в
рамках модуля
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач
поосЬессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие,
Критерии оценки
- соответствие выбранных средств Экспертное
и способов деятельности
наблюдение
выполнения
поставленным целям
практических работ
- оптимальный выбор источника Экспертное
наблюдение
информации в соответствии с
выполнения
поставленной задачей; практических
работ
соответствие найденной
информации поставленной задаче
- получение дополнительных
профессиональных знаний путем
самообразования, - проявление
интереса к инновациям в
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
л
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
ОК 07 Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
Методы оценки
~
Экспертное
наблюдение
выполнения
практически работ
--------------------
- соблюдение норм
профессиональной этики в
процессе общения с коллегами
- соответствие устной и
письменной речи нормам
государственного языка
Экспертное
наблюдение
выполнения
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
-обеспечение взаимодействия с Экспертное
окружающими в соответствии с наблюдение
Конституцией
РФ, выполнения
законодательством РФ и другими практических работ
нормативно-правовыми
актами
РФ;
- организация и осуществление
деятельности по сохранению
окружающей среды в
соответствии с законодательством
и нравственноэтическими
нормами
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
1
OK 08 Использовать средства
- демонстрация позитивного и
Экспертное
физической культуры для
адекватного отношения к своему наблюдениепрактически
сохранения и укрепления здоровья в здоровью в повседневной жизни при х работ выполнения
процессе профессиональной
выполнении профессиональных обязанностей; готовность
деятельности и поддержания
поддерживать уровень физической
необходимого уровня физической подготовки, обеспечивающий
подготовленности выполнении
полноценную профессиональную
профессиональных обязанностей
деятельность на основе принципов здорового образа жизни
ОК 09 Пользоваться
- оформление медицинской
Экспертное наблюдение
профессиональной документацией документации в соответствии
выполнения
на государственном и иностранном нормативными правовыми актами практических работ
языках
1