МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.05 Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный
Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)
Форма обучения: очная
2023г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по УПР
Протокол № от «
О
Джанммирзаева З.А
20 ^23 г.
Подпись
Председатель П(Ц)К
О?
Подпись
ФИО
20/Зг.
ФИО
Рабочая программа учебной практики ПМ.05 Оказание медицинской помощи в
экстренной форме.
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального
образования;
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
-ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.07.2022 № 69452); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки
Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчик: Магомедова Д.Н.
Рецензенты/ эксперты:
/.дуг-
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01
Сестринское дело в части освоения основного вида деятельности: «Оказание медицинской
помощи в экстренной форме».
1.2. Цели учебной практики: формирование у обучающихся первоначальных
практических профессиональных умений в рамках Ш1ССЗ по основному виду
деятельности, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения
трудовых процессов
1.3. Задачи учебной практики: совершенствовать умения и способствовать
приобретению практического опыта, в соответствии с указанным видом
деятельности, основными и профессиональными компетенциями.
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе прохождения учебной практики
по ПМ.05 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» должен:
Иметь практический опыт
- распознавания состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние
клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека
(кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в
экстренной форме;
- оказания медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих
угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
- проведения мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи;
- клинического использования крови и (или) ее компонентов.
Уметь
- проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности условий;
- распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, в том числе, клинической
смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и
(или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;
- оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих
угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций
организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
- выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации;
- осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента (пострадавшего), измерять
показатели жизнедеятельности, поддерживать витальные функции организма пациента
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи;
- осуществлять хранение и своевременное обновление реагентов для проведения проб на
индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и
(или) ее компонентов в отделении (подразделении);
- проводить визуальный контроль донорской крови и (или) ее компонентов на
соответствие требованиям безопасности;
- осуществлять хранение и контроль донорской крови и (или) ее компонентов;
- вести учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении);
3
- проводить идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и
(или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее
компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента);
- выполнять взятие и маркировку проб крови пациента (реципиента), которому
планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донорреципиент»;
- анализировать информацию, содержащуюся на этикетке контейнера с компонентом
крови (наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения,
данные о групповой и резус-принадлежности);
- проводить
предтрансфузионную
подготовку
компонента
донорской
крови
(размораживание,
согревание,
прикроватная
лейкофильтрация)
в
отделении
(подразделении) медицинской организации;
- обеспечивать венозный доступ у пациента (реципиента): выполнять венепункцию,
подключать контейнер с донорской кровью и (или) ее компонентом к периферическому или
центральному венозному катетеру в случае его наличия;
- проводить предтрансфузионную подготовку пациента (реципиента) в соответствии с
назначениями врача: прекращать введение лекарственных препаратов на время трансфузии
(переливания) (за исключением лекарственных препаратов,
- предназначенных для поддержания жизненно важных функций);
осуществлять назначенную премедикацию с целью профилактики осложнений;
- контролировать результаты биологической пробы, состояние реципиента во время и
после трансфузии (переливания);
- хранить образцы крови реципиента, использованные для проведения проб на
индивидуальную совместимость, а также контейнеры донорской крови и (или) ее
компонентов после трансфузии (переливания);
- осуществлять взятие образцов крови пациента/реципиента до и после трансфузии
(переливания).
Знать:
- правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при
оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих
угрозу жизни;
- методику сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных
представителей);
- методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация);
- клинические признаки внезапного прекращения и (или) дыхания;
- правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;
- порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании
медицинской помощи в экстренной форме;
- правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании
медицинской помощи в экстренной форме;
- порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи;
- правила надлежащего хранения реагентов для проведения проб на индивидуальную
совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов
в отделении (подразделении);
- требования визуального контроля безопасности донорской крови и (или) ее
компонентов;
- правила хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов;
- правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении);
4
порядок проведения идентификационного контроля пациента (реципиента) и донорской
крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или)
ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента);
- требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому
планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донорреципиент»;
- методики проведения биологической пробы при трансфузии (переливании) донорской
крови и (или) ее компонентов;
- правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов;
- требований к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с
назначениями врача;
- порядок проведения трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов
(контроль результатов биологической пробы, состояния реципиента во время и после
трансфузии (переливания);
- основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резус-принадлежности;
- методы определения групповой и резус-принадлежности крови;
- методы определения совместимости крови донора и пациента (реципиента);
- медицинские показания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее
компонентов;
- медицинские противопоказания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее
компонентов;
- симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том
числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате трансфузии (переливании)
донорской крови и (или) ее компонентов;
порядок
оказания
медицинской
помощи
пациенту
при
возникновении
посттрансфузионной реакции или осложнения;
- порядок проведения расследования посттрансфузионной реакции или осложнения.
1.4. Форма проведения учебной практики
Учебная практика реализуется в кабинетах и лабораториях профессиональной
образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
программ профессиональных модулей.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной практики
Всего 36 ч.
Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.05 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Результатом освоения программы учебной практики является формирование у
обучающихся профессиональных умений первоначального практического опыта при
овладении видом деятельности «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» в
том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК):
5
препараты, применяемые при
реанимации
-
-
-
Тема 3. Интенсивная терапия
острой сердечно - сосудистой
и острой дыхательной
недостаточности
-
-
-
-
-
подготовить оснащение и оборудование
для проведения СЛР;
определить степень тяжести состояния
пациентов отделения (перечислить
критерии оценки тяжести состояния);
составить список лекарственных средств,
применяемых в различные этапы
сердечно-лёгочной реанимации;
изучить строение и технику подключения
к пациенту мониторов жизненно важных
функций организма.
Описать алгоритм неотложной помощи
при различных проявлениях острой
сердечнососудистой недостаточности
(сердечная астма, отёк лёгких,
кардиогенный шок, коллапс);
составить список медикаментов,
используемых при неотложной помощи
при острой сердечнососудистой
недостаточности;
подготовить необходимые инструменты и
аппаратуру для проведения искусственной
вентиляции лёгких;
подготовить аппаратуру для
оксигенотерапии при острой сердечно
сосудистой и дыхательной
недостаточности;
провести обеззараживание дыхательной
аппаратуры после окончания ИВЛ.
Тема 4. Неотложная помощь
-Определить состояние сознания у
и уход за больными в
пациентов отделения реанимации, полученные
коматозном состоянии
данные записать в дневник;
-определить риск развития пролежней у
больных с расстройством сознания;
6
6
9
Тема 5. Неотложная помощь и
сестринский уход за больными
при шоках различного генеза
Тема 6. Неотложная помощь и
сестринский уход за больными
при острых экзогенных
отравлениях
Всего
записать алгоритм
сестринского ухода за коматозными
больными; составить список лекарственных
средств, применяемых при лечении больных
с комами различного генеза;
подготовить всё необходимое
для санации дыхательных путей у больных
с длительной ИВЛ;
освоить технику введения
воздуховода, искусственной вентиляции
лёгких с помощью маски.
- Определить степень тяжести и
причины развития шока у пациентов
отделения реанимации (по данным
физикального обследования и историй
болезни);
- составить список медикаментов для
неотложной помощи при шоках
различного происхождения;
- оформить протоколы переливания
эритроцитарной массы,
свежезамороженной плазмы,
плазмозаменителей;
- подготовить набор инструментов для
пункции и катетеризации подключичной
вены;
- описать и отработать технику ухода за
подключичным катетером.
Описать методы детоксикации,
применяемые в отделении
реанимации и интенсивной
терапии;
познакомиться с работой
отделения гемодиализа;
составить алгоритм неотложной
помощи при отравлении уксусной
кислотой, суррогатами алкоголя,
наркотическими веществами.
6
6
36
1
студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970470084.html
10.
Григорьев, К. И. Особенности оказания сестринской помощи детям : учебное
пособие / К. И. Григорьев, Р. Р. Кильдиярова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 272 с.: ил.
- 272 с. - ISBN 978-5-9704-6704-6. - Текст : электронный И ЭБС "Консультант студента" :
[сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970467046.html
11.
Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры
при неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С.
Шейко, М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. —
ISBN 978-5-8114-9257-2. — Текст : электронный// Лань : электроннобиблиотечная система.
— URL: https://e4anbook.eom/book/l 90978
Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг
функционального обследования [Электронный ресурс]. - Введ. 01.09.2009 - М. :
Стандартинформ, 2009. - 35 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. - URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068115 [29.04.2019] 10.ГОСТ Р
52623.3 -2015.
2. ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг.
Манипуляции сестринского ухода [Электронный ресурс]. - Введ. 31.03.2015 - М. :
Стандартинформ, 2015. - 220 с. // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической
документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119181 [29.04.2019] 11.ГОСТ Р
52623.4-2015.
3. ГОСТ Р 52623.4-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг
инвазивных вмешательств [Электронный ресурс]. - Введ. 31.03.2015 - М: Стандартинформ,
2015. - 88 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL : http://docs.cntd.ru/document/12001 19182;
4. ГОСТ Р 52623.2 - 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг.
Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия [Электронный ресурс]. Введ. 31.03.2015 - М. : Стандартинформ, 2015. - 32 с. // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической
20
документации.
URL:
http://docs.cntd.rU/document/l 200119181;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N
950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев
и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных
мероприятий и формы протокола установления смерти человека";
6. Приказ Минздрава РФ от 24 декабря 2012 г. № 1399н "Об утверждении стандарта
скорой медицинской помощи при синдроме длительного сдавления".
1
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные
Основные показатели оценки
Формы и методы
профессиональные
результата
контроля и оценки
компетенции)
ПК 5.1. Распознавать
- Демонстрация умений:
наблюдение за
состояния,
- правильность определения
действиями на учебной
представляющие угрозу
состояния, представляющего угрозу практике; оценка
жизни
действий на учебной
жизни в соответствии с
симптомами, характерными для
практике; оценка
данного состояния, -обоснованность результатов
дифференцированного
и правильность выбора тактики
лечебных вмешательств.
зачета.
ПК 5.2. Оказывать
медицинскую помощь в
экстренной форме
ПК 5.3. Проводить
мероприятия по
поддержанию
жизнедеятельности
организма пациента
(пострадавшего) до
прибытия врача или
бригады скорой помощи
наблюдение за
Демонстрация умений:
действиями на учебной
правильность и полнота
практике; оценка
выполнения мероприятия по
восстановлению и поддержанию действий на учебной
жизнедеятельности организма при практике; оценка
результатов
неотложных состояниях,
дифференцированного
- последовательность и
правильность выполнения
зачета.
лечебных вмешательств в
соответствии с алгоритмами,
уровень деловой
активности,
соответствие выполнение
лечебных вмешательств согласно
алгоритмам.
наблюдение за
действиями
на учебной
- Демонстрация умений:
практике; оценка
- последовательность и полнота
действий на учебной
проведения тактики оказания
доврачебной помощи, правильность практике; оценка
и полнота выполнения мероприятия результатов
по восстановлению и поддержанию дифференцированного
жизнедеятельности организма при зачета.
неотложных состояниях,
- правильность выполнения
мероприятий при воздействии на
организм токсических и ядовитых
веществ,
1
получение
дополнительных наблюдения за
действиями на
профессиональных знаний путем
практике;
самообразования,
оценка
результатов
проявление
интереса
к
дифференцированного
инновациям
в
области
зачета;
профессиональной деятельности.
OK 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
соблюдение
норм
ОК 04. Эффективно
профессиональной этики в процессе
взаимодействовать и
общения
с коллегами
работать в коллективе и
команде
наблюдения за
действиями на
практике;
оценка результатов
дифференцированного
зачета;
- организация и осуществление наблюдения за
действиями на
деятельности
по
сохранению
ОК 07. Содействовать
практике;
среды
в
сохранению окружающей окружающей
оценка
результатов
соответствии с законодательством и
среды,
дифференцированного
нравственно-этическими
ресурсосбережению,
зачета;
нормами
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
- демонстрация позитивного и
наблюдения за
ОК 08 Использовать
действиями на
средства физической
адекватного отношения к своему
практике;
культуры для сохранения и здоровью в повседневной жизни и
оценка результатов
укрепления здоровья в
при
выполнении
дифференцированного
процессе
профессиональных обязанностей;
зачета;
профессиональной
готовность
поддерживать
деятельности и
уровень физической подготовки,
поддержания
обеспечивающий
полноценную
необходимого уровня
профессиональную деятельность на
физической
основе принципов здорового образа
подготовленности
жизни
1
OK 09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
- оформление медицинской
наблюдения за действиями
документации в соответствии
на практике;
нормативными правовыми актами
оценка результатов
дифференцированного
зачета;
Критерии оценивания:
Оценка «отлично»:
- выполнение задания по практике в полном объеме;
- полное, последовательное, грамотное, логически выстроенное изложение
материала в отчете:
- оформление отчета по практике с приложением всех требуемых документов;
- соблюдение требуемого форматирования текста отчета и его объема;
- четкая демонстрация в ходе устной беседы с преподавателем приобретенных в
ходе практики знаний, умений, навыков, четкое изложение материала, свободный ответ на
вопрос преподавателя.
Оценка «хорошо»:
- выполнение задания по практике не в полном объеме;
- полное, последовательное, грамотное, логически выстроенное изложение
материала в отчете:
- оформление отчета по практике с приложением всех требуемых документов;
- некоторое несоблюдение требуемого форматирования текста отчета и его объема;
- демонстрация в ходе устной беседы с преподавателем приобретенных в ходе
практики знаний, умений, навыков, четкое изложение материала, свободный ответ на
вопрос преподавателя.
Оценка «удовлетворительно»:
- выполнение задания по практике не в полном объеме;
- неполное, непоследовательное, неграмотное, логически не выстроенное
изложение материала в отчете:
- оформление отчета по практике с приложением всех требуемых документов;
- несоблюдение требуемого форматирования текста отчета и его объема;
- слабая демонстрация в ходе устной беседы с преподавателем приобретенных в
ходе практики знаний, умений, навыков, четкое изложение теоретического материала,
затруднительный ответ на вопрос преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно»:
- невыполнение задания по практике/частичное выполнение;
- неполное, непоследовательное, неграмотное, логически не выстроенное
изложение материала в отчете:
- не предоставление требуемых документов/оформление требуемых документов с
существенными нарушениями;
- несоблюдение требуемого форматирования текста отчета;
- демонстрация в ходе устной беседы с преподавателем отсутствия знаний, умений,
навыков, которые должны быть приобретены в ходе прохождения практики.
1