МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический.
Код и наименование специальности/профессии:
40.02.03 Право и судебное администрирование.
Квалификация выпускника: специалист по судебному администрированию.
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2021 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол № от
» г? g 2Q&/г.
Председатель П(Ц)К Давлятбекова М. М.
в
Подпись
*2 'Ob
____________
ФИО
20^ г.
Подпись
3-0
абанова М. М.
ФИО
0#>
20// г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2014 № 965
(зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33818);
по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование
с учетом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2021/2022 учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой/категории
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.
Рецензент: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М. ^Т^У/у
ПАСП0РТ
1.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01.1. «РУССКИЙ язык»
1.1.
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД 01 «Русский язык»
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря
2014г., для специальностей среднего профессионального образования технического профиля,
реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы
среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным
базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства
образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180). Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (17.03.2015 г. ФГУ «ФИРО»).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл и относится к
базовым общеобразовательным дисциплинам. Её изучение направлено на формирование и
развитие у студента коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
1.2.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной г
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение
культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевом}
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанном;
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и oбщecтвeннo^
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сфера:
общения;
4
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при
изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и
речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку
при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи
в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию коммуникативных
умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных
выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов,
конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе
систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, 6
умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над
специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других
народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразованш
и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики
терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться 1
справочной литературе (словарям, справочникам и др.). При изучении русского языка как базовое
учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития
воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного
духовного развития человека.
5
При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки
анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих
позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в
соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно
рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и
стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства
языка и др.
Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий
уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению
функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с
речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в
увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли
самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и
защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в Приложении 1 «Примерное
содержание учебной дисциплины».
Программа
может
использоваться другими
образовательными
учреждениями
профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу
среднего общего образования.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура
речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормь
современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сфера?
общения;
должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точю
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных зада*
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности и
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидносте
языка; 7
6
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
к
речевом;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизн
государства.
7
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 157 часов;
из них:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет - 105 часов;
в том числе:
лекции - 65 часов;
практические - 40 часов.
самостоятельная работа обучающегося - 52 часа;
в том числе:
индивидуальный проект - 20 часов.
8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
157
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
105
в том числе:
лекции
65
практические
40
Самостоятельная работа
52
составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций подготовка к
семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке,
работа с электронными каталогами и интернет - информацией);
в том числе:
индивидуальный проект
20
Итоговая аттестация в форме экзамена.
9
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Наименование разделов
самостоятельная работа обучающихся
и тем
2
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и
Введение
общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме.
Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили
речи.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
1.1.Язык и речь. Виды
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
речевой деятельности.
употребления языковых средств.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
1.2. Функциональные
употребления языковых средств.
стили речи и их
Функциональные стили речи и их особенности.
особенности.
3.Разговорный стиль речи Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
, его основные признаки.
4.Научный стиль речи.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др
5 .Официально-деловой
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
стиль речи, его признаки, заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
назначения.
б.Публицистический
Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка
публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
стиль речи, его
назначение.
9
Объем
часов
3
2
Уровень
освоения
4
1
10
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1
2
Раздел 3. Фонетика.
Орфоэпия. Графика.
Орфография.
1 .Звук и фонема.
Фонетический разбор
слова.
2. Орфоэпические нормы
Произношение гласных
и согласных звуков,
заимствованных слов.
3.Принципы русской
орфографии.
12
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и
звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной
речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического
словаря.
2
2
2
2
Разновидности принципов русской орфографии.
1
4. Употребление буквы Ь.
5.Правописание О/Ё после
шипящих и Ц
6.Правописание приставок
на 3-/С-. Правописание ИЫ после приставок.
7. Правописание
приставок ПРИ- и ПРЕ-.
Употребление буквы Ь.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё после
шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание приставок на 3 - / С - .
Правописание И - Ы после приставок.
1
1
2
2
1
2
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
1
8.Слова с сомнительными и
непроизносимыми
согласными. Правописание
удвоенных согласных.
9. Безударные и
чередующиеся гласные в
корне слова.
Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.
1
Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.
2
11
Самостоятельная работа:
1 .Орфоэпические нормы : произносительные нормы и ударения.
2. Ударение словесное и логическое
3. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
4
1
1
2
6
3
2
2
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразование
знаменательных
частей речи.
Особенности
словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
2
2
2
3
2
2
Раздел 4.Морфемика
Словообразование.
1. Понятие морфемы как
значимой части слова.
2. Способы
словообразования.
3. Словообразование
знаменательных частей
речи.
12
Раздел 5. Морфология и
орфография.
1 .Имя существительное.
Род, число, падеж
существительных.
2. Склонение имен
существительных.
Правописание окончаний
имен существительных.
3. Правописание сложных
существительных
4. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические
разряды имен
прилагательных.
5. Правописание
суффиксов и окончаний
имен прилагательных.
6.Имя числительное.
Лексико-грамматические
разряды имен
числительных.
7. Правописание
числительных.
Употребление
Самостоятельная работа:
1. Словообразовательный разбор
2. Правописание сложных слов.
3
2
1
22
2
3
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор
существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
2
2
1
2
Правописание сложных существительных.
1
2
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен
прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
2
2
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
1
2
2
2
1
2
Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Морфологический разбор имени числительного.
Правописание
имени
числительных.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с
существительными разного рода.
13
числительных в речи.
8. Местоимение.
Правописание
местоимений
9. Глагол. Правописание
суффиксов и личных
окончаний глагола.
10. Правописание НЕ с
глаголами..
11. Причастие как особая
форма глагола.
Правописание НЕ с
причастиями
12. Правописание -Н- и НН- в причастиях и
отглагольных
прилагательных
13. Деепричастие как
особая форма глагола.
Правописание НЕ с
деепричастиями.
14. Наречие.
Правописание наречий.
15. Слова категории
состояния (безлично
предикативные слова).
16.Контрольная работа
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоименных форм.
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола
2
2
2
2
Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и
окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями..
1
2
1
2
Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот
и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор
причастия
1
2
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с
деепричастиями.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте.
Употребление наречия в речи.
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их
функции в речи.
2
2
1
2
1
2
Самостоятельные части речи
1
3
14
Раздел 6. Служебные
части речи.
1 .Предлог как часть речи.
Правописание предлогов.
2.Отличие производных
предлогов от слов
омонимов.
З.Союз как часть речи.
Правописание союзов.
Самостоятельная работа:
1. Морфологический разбор имени существительного.
2. Правописание сложных прилагательных
3. Морфологический разбор имени прилагательного.
4. Морфологический разбор имени числительного.
5. Лексико-грамматические разряды числительных.
6. Морфологический разбор причастия.
7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
8. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.
9
1
2
1
1
1
1
1
1
9
2
2
2
2
2
2
2
2
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от словомонимов.
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
2
1
6
3
Правописание союзов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
4.0тличие союзов от слов Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
-омонимов
5.Частица как часть речи. Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в
речи.
Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
6.Правописание частиц
НЕ и НИ с разными
частями речи.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
7. Междометия и
звукоподражательные
междометиями. Употребление междометий в речи.
слова.
Служебные части речи
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
15
1.У потребление предлогов в составе словосочетаний.
2.Союзы как средство связи предложений в тексте.
3.Знаки препинания в предложениях с междометиями.
4.Употребление союзов
1
2
1
2
36
2
2
2
2
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные
средства синтаксиса.
Строение словосочетания.. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия
словосочетаний.
Виды связи слов в словосочетании
2
2
1
2
1
2
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное
богатство русской речи.
1
2
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль
порядка слов в предложении.
1
2
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с
подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголовсказуемых как средство связи предложений в тексте.
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
2
1
2
2
2
1
2
Раздел 7. Синтаксис и
пунктуация
1 .Основные единицы
синтаксиса.
2.Словосочетание. Строение
словосочетания.
З.Виды связи слов в
словосочетании.
4.Простое предложение.
Виды предложений по цели
высказывания;
5. Логическое ударение.
Прямой и обратный порядок
слов.
6.Грамматическая основа
простого двусоставного
предложения.
7. Тире между подлежащим
и сказуемым.
8.Второстепенные члены
предложения (определение,
приложение, обстоятельство,
дополнение).
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места
как средство связи предложений в тексте
9.Односоставное и неполное Односоставное и неполное предложения.
предложения.
16
10 .Односоставные
предложения с главным
членом в форме
подлежащего, сказуемого.
11 .Осложненное простое
предложение.
12. Предложения с
однородными членами и
знаки препинания в них.
13.Предложения с
обособленными и
уточняющими членами.
14. Обособление
определений, приложений,
дополнений, обстоятельств.
153наки препинания при
словах, грамматически не
связанных с членами
предложения.
16. Вводные слова и
предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как
синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование
неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение.
2
2
2
2
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов.
1
2
Предложения с обособленными и уточняющими членами.
2
2
Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль
сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
1
2
1
2
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование
вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как
средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
1
2
1
2
1
2
1
2
17.3наки препинания при
обращении.
18.3наки препинания при
междометии. Употребление
междометий в речи.
19.Способы передачи чужой Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
речи. Знаки препинания при
прямой речи.
17
20. Замена прямой речи
косвенной.Знаки
препинания при цитатах.
21 .Оформление диалога.
Знаки препинания при
диалоге.
22.Сложнное предложение.
Сложносочиненное
предложение.
23. Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.
24. Сложноподчиненное
предложение. Виды.
25. Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении.
26. Бессоюзное сложное
предложение.
27. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
1
2
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
1
2
Сложносочиненное предложение. Синонимика сложносочиненных предложений с различными
союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
1
2
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1
2
Сложноподчиненное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в
разных типах и стилях речи.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
2
2
1
2
Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
1
2
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
2
1
2
1
1
26
1
1
1
2
3
28. Сложное синтаксическое Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и
целое как компонент текста. сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.
29.Период и его построение. Период и его построение.
ЗО.Контрольная работа Сложное предложение
Самостоятельная работа:
1 .Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
2.Уточняющие члены предложения.
3.Оформление диалога
18
2
2
2
4.Употребление сложносочиненных предложений в речи.
5.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
б.Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
7. Работа над индивидуальными проектами.
Тематика индивидуальных проектов:
1. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
2. Исторические изменения в структуре слова.
3. Грамматические нормы русского языка.
4. Русский язык в современном мире.
5. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия;
6. Русский язык в современном мире.
7. Антонимы и их роль в речи.;
8. Синонимия в русском языке. Типы синонимов.
9. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Ю.Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
11.В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
12.Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
13. СМИ и культура речи.
14. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
15. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык,
просторечие, диалекты, жаргонизмы.
16. Язык и культура.
17. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
18. Вопросы экологии русского языка.
1
1
1
20
2
2
2
19. Виды делового общения, их языковые особенности.
20. Языковые особенности научного стиля речи.
ВСЕГО:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
157
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Материально-техническое обеспечение
Освоение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК» осуществляется в учебном
кабинете, обеспеченном свободным доступом в Интернет.
Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в
настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса просматривают визуальную информацию по предмету, создают
презентации, видеоматериалы, иные документы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
2. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. - М., 2018.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2017
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2017.
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2019.
5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2018.
6. Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2019.
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е
изд., испр. - М., 2019.
3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2018.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2019.
5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2020.
6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2019.
7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2019.
Словари
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.П. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико
грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия /
Под ред. Т.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В.
Бурцева. - М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского
языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д.
Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского
языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и
происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
Интернет - ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
http://www.gramota.ru
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
http://dic.academic.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК».
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также
выполнения студентов индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; внеаудиторная самостоятельная работа
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.
У.2. Анализировать языковые единицы с практическая
работа,
точки зрения правильности, точности и самостоятельная работа
уместности их употребления.
внеаудиторная
У.З. Проводить лингвистический анализ практическая работа
текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка.
У.4. Использовать основные виды чтения внеаудиторная самостоятельная работа
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
У.5. Извлекать необходимую информацию внеаудиторная самостоятельная работа
из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.
У.6. Создавать устные и письменные практическая работа
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной
и деловой сферах общения.
У. 7. Применять в практике речевого практическая работа
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
У.8. Соблюдать в практике письма практическая работа
орфографические и пунктуационные нормы
современного
русского
литературного
языка.
У.9. Соблюдать нормы речевого поведения внеаудиторная самостоятельная работа
в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных
проблем.
У. 10. Использовать основные приемы практическая работа
информационной переработки устного и
письменного текста.
Знания:
3.1. Связь языка и истории, культуры внеаудиторная самостоятельная работа
русского и других народов.
3.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее внеаудиторная самостоятельная работа
компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи.
3.3. Основные единицы и уровни языка, их внеаудиторная самостоятельная работа
признаки и взаимосвязь.
3.4.
Орфоэпические,
лексические, практическая работа
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского литературного языка.
3.5.Нормы речевого поведения в социально внеаудиторная самостоятельная работа
культурной, учебно-научной, официально
деловой сферах общения.