МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ч
г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 История
Профиль получаемого профессионального образования:
Код и наименование специальности: 40.02.03 ПРАВО И СУДЕБНОЕ
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
1
Квалификация выпускника: юрист
i
* ;
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр :1.2
2021 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №>6т <Л?»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
2021 г.
_________ 2021 г.
' Подпись
ФИО
fl/ 2021 г.
Рабочая программа учебной общеобразовательнойдисциплиныОУД.05.История
разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
«
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности:
40.02.03 ПРАВО И СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
,утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №352
с учетом:
-профиля получаемого образования ;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии
или
специальности
среднего
профессионального
образования(разработаны Департаментом государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»(письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России 17.03.2015г № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2020/2021
учебный год
Разработчики: Абуева Зухра Магомедэминовна, преподаватель по истории ИПК
Рецензенты / эксперты:Ибрагимова И.И.
Содержание
L ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
общеобразовательнойучЕБПОЙ дисциплины
1.1 .Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы......................................................................................................................... .'.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:......
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы..............................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины........................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2 Информационное обеспечение обучения........................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.........................................................................................................
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05.История является
частью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности
40.02.03 ПРАВО И СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.05. История может быть использована
в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
История изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ/ППКСЗ на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
Учебная дисциплинаОУД.05. История входит в состав обязательной предметной области
филология/иностранный язык ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины ОУД.05. История в составе общих учебных
дисциплин.
Дисциплина входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение Истории направлено на достижение следующих целей:
Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных
норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к
представителям других народов и стран.
•
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному
миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как
историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация
исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально,
но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя
звеном в цепи поколений.
Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся
гражданской
позиции,
национальной
идентичности,
воспитание
патриотизма,
толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории
и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации
в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи
между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать
характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
На первый план выдвигается компетентный подход, обще учебные умения, навыки и
способы деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования
базовом уровне ученик должен:
на
знать/понимать:
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник- исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
*■
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя
из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
гражданского,
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству,
чувства гордости
за
свою Родину, прошлое
и
настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека: развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, умение выбирать линию поведения в соответствии с
ценностями
гуманизма
и исходя из представлений о возможных исторических
последствиях;
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов,
толерантность:
доброжелательного
формирование
осознанного,
уважительного
и
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации
современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учётом устойчивых познавательных интересов
- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре
человечества, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки
достижений западной и восточной культуры;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать
и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях, осознанное владение логическими
действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и
классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления
родо-видовых связей;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), владеть устной и
письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать
в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении: определять цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и
представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной
деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и
самооценку.
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное?1дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТкомпетентности).
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность: анализ исторических источников, выявление предпосылок и причин
исторических событий, сопоставление целей и результатов деятельности социальных групп
и исторических личностей, объяснение фактов, сопоставление различных суждений;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
и
сохранения
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
практические занятия 27;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме: Дифференцированный зачет
Объем часов
175
117
90
27
58
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.05.История
Наименование
разделов и тем
Раздел I
ПУТИ И МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ
Раздел II
ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ
ЭПОХИ К
ЦИВИЛИЗАЦИИ
лекция
Тематический и основное содержание к
учебнику А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина
«История.
С древнейших времён до конца XIX века.
Базовый и углублённый уровни
10—11 классы
Часть 1
Тема 1. Этапы развития исторического
знания
Тема 2. Основы исторической науки
Тема 3. Россия во всемирной истории
Тема 4. У истоков рода человеческого
Тема 5. Государства Древнего Востока
Тема 6. Культура стран Древнего Востока
Тема 7. Цивилизация Древней Греции
Тема 8. Древнеримская цивилизация
Тема 9. Культурно-религиозное наследие
античной цивилизации
Самостоятельная работа. ПУТИ И МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ. ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К
ЦИВИЛИЗАЦИИ
2
Практ
Объем
часов
Ур
2
1
ОС!
1
2
2
4
1
1
1
1
1
1
1
Раздел IV
РОССИЯ И МИР НА
РУБЕЖЕ НОВОГО
ВРЕМЕНИ
(КОНЕЦ XV —
НАЧАЛО XVII в.)
Тема 28. На заре новой эпохи
Тема 29. Западная Европа: новый этап
развития
Тема
30.
Тридцатилетняя
война
и
буржуазные революции в Европе
Тема
31.
Образование
Русского
централизованного государства
Тема 32. Правление Ивана IV Грозного
Тема 33. Культура и быт России в XIV—
XVI вв.
Тема 34. Смутное время на Руси
Тема 35. Россия при первых Романовых
Тема 36. Экономическое и общественное
развитие России в XVII в.
Тема 37. Россия накануне преобразований
Тема 38. Культура и быт России в XVII в.
В1
1
10
Самостоятельная работа. РОССИЯ И МИР
НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(КОНЕЦ XV — НАЧАЛО XVII в
Раздел V
РОССИЯ И МИР в
ЭПОХУ
ЗАРОЖДЕНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Тема 39. Промышленный переворот в Англии
и его последствия
Тема
40.
Эпоха
Просвещения
и
просвещённый абсолютизм
Тема 41. Государства Азии в XVII—XVIII
вв.
Тема 42. Россия при Петре I
Тема 43. Россия в период дворцовых
переворотов
10
7
1
1
1
1
10
10
Тема 44. Расцвет дворянской империи в России
Тема 45. Могучая внешнеполитическая
поступь Российской империи
Тема 46. Экономика и население России во
второй половине XVIII в.
Тема 47. Культура и быт России XVIII в.
Самостоятельная работа. Раздел V
РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
2
1
1
1
1
2
5
Раздел VI
РОССИЯ И МИР в
КОНЦЕ XVIII —XIX В.
Раздел VI .
1
РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII — XIX в.
1
Тема 48. Война за независимость в
Северной Америке
Тема 49. Великая французская революция и
её последствия для Европы
Тема 50. Европа и наполеоновские войны
Тема 51. Россия в начале XIX в.
Отечественная война 1812 г.
Тема 52. Россия и Священный Союз.
Тайные общества
Тема 53. Реакция и революции в Европе
1820—1840-х гг.
Тема 54. Европа: облик и противоречия
промышленной эпохи
Тема 55. Страны Западного полушария в
XIX в. Гражданская война в США
Тема
56.
Колониализм
и
кризис
«традиционного общества» в странах Востока
Тема 57. Россия при Николае I. Крымская
война
Тема
58.
Воссоединение
Италии
и
объединение Германии
Тема 59. Россия в эпоху реформ Александра
II
Тема 60. Правление Александра III
Тема
61.
Общественно-политическое
развитие стран Запада во второй половине XIX
в.
Тема 62. Власть и оппозиция в России
середины — конца XIX в.
Тема 63. Наука и искусство в XVIII—XIX
вв.
Тема 64. Золотой век русской культуры
4
6
1
1
1
10
1
1
1
1
1
2
4
Наименование
разделов и тем
Раздел I
РОССИЯ И МИР в
НАЧАЛЕ XX В.
Самостоятельная работа. РОССИЯ И МИР В
КОНЦЕ XVIII — XIX В.
Тематический и основное содержание к
учебнику Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова
«История. Конец XIX —XXI века. Базовый и
углублённый уровни»
10—11 классы
Часть 2
4
ЛЕКЦИИ
ПРАКТ./ЗА
Н.
Раздел I
РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX В.
Тема 1. Научно-технический прогресс и
новый этап индустриального развития
Тема 2. Модернизация в странах Европы,
США и Японии
Тема 3. Россия на рубеже XIX—XX вв.
Тема 4. Кризис империи: русско-японская
3
Объем
часов
Ур
OCI
война и революция 1905—1907 гг.
Тема 5. Политическая жизнь страны после
Манифеста 17 октября 1905 г.
Тема 6. Третьеиюньская монархия и
реформы П.А. Столыпина
Тема 7. Культура России в конце XIX —
начале XX в.
Тема 8. Колониализм и обострение
противоречий мирового развития в начале XX
в.
Тема 9. Пути развития стран Азии, Африки
и Латинской Америки
Тема 10. Первая мировая война
10
13
Самостоятельная работа.РОССИЯ И МИР В
НАЧАЛЕ XX В.
14
Раздел II
Раздел II
РОССИЯ И МИР
МЕЖДУ ДВУМЯ
МИРОВЫМИ
ВОЙНАМИ
РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ
МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
(14 ч)
Тема 11. Февральская революция в России
1917 г.
Тема 12. Переход власти к партии
большевиков
Тема 13. Гражданская война и интервенция
Тема 14. Завершение Гражданской войны и
образование СССР
Тема 15. От военного коммунизма к нэпу
Тема 16. Культура страны Советов в 1917—
1922 гг.
Тема
17.
Советская
модернизация
экономики и культурная революция
Тема 18. Культ личности И.В. Сталина,
массовые репрессии и политическая система
СССР
Тема 19. Культура и искусство СССР в
межвоенные годы
Тема 20. Экономическое и политическое
развитие Западной Европы и Америки после
Первой мировой войны
Тема
21.
Ослабление
колониальных
империй
Тема 22. Международные отношения между
двумя мировыми войнами
Тема 23. Духовная жизнь и развитие
мировой культуры в первой половине XX в.
Самостоятельная работа. РОССИЯ И МИР
МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.
Раздел III
Раздел III
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО
ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЕ
Тема 24. От европейской к мировой войне
16
4
20
5
Раздел III
РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ
В СРЕДНИЕ ВЕКА
Тема 10. Европа в эпоху раннего
Средневековья
Тема 11. Рождение исламской цивилизации
Тема 12. Славяне в раннем Средневековье
Тема 13. Образование Древнерусского
государства
Тема 14. Расцвет Древней Руси
Тема
15.
Социально-экономическое
развитие Древней Руси
Тема 16. Политическая раздробленность
Руси
Тема 17. Культура Руси X — начала XIII в.
Зарождение русской цивилизации
Тема 18. Католический мир на подъёме
Тема 19. Государства Азии в период
европейского
Средневековья.
Падение
Византии
Тема 20. Монгольское нашествие на Русь
Тема 21. Русь между Востоком и Западом.
Политика Александра Невского
Тема 22. Западная Европа в XIV — XV вв.
Тема 23. Европейская культура, наука и
техника в Средние века
Тема 24. Мир за пределами Европы в
Средние века
Тема 25. Возвышение новых русских
центров и начало собирания земель вокруг
Москвы
Тема 26. Эпоха Куликовской битвы. По
пути Дмитрия Донского
Тема 27. Междоусобная война на Руси
Самостоятельная работа. РУСЬ, ЕВРОПА И
АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1
1
14
14
28
1
1
1
2
5
ВОЙНЕ.
Тема 25. Начальный период Великой
Отечественной войны
Тема 26. Антигитлеровская коалиция и
кампания 1942 г. на Восточном фронте
Тема 27. Коренной перелом в Великой
Отечественной войне
Тема 28. Наступление Красной Армии на
заключительном
этапе
Великой
Отечественной войны
Тема 29. Причины, цена и значение
великой Победы
Самостоятельная работа. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.
Раздел IV
МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ
В ПЕРВЫЕ
ПОСЛЕВОЕННЫЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
Раздел V
РОССИЯ И МИР в
1960—1990-е гг.
Раздел VI
РОССИЯ И МИР НА
СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
4
Тема 30. Советский Союз в последние годы
жизни И.В. Сталина
Тема 31. Первые попытки реформ и XX
съезд КПСС
Тема 32. Советское общество конца 1950-х
— начала 1960-х гг.
Тема 33. Духовная жизнь в СССР в 1940—
1960-е гг.
Тема 34. Страны Западной Европы и США
в первые послевоенные десятилетия
Тема 35. Падение мировой колониальной
системы
Тема
36.
«Холодная
война»
и
международные конфликты 1940— 1970-х гг.
Тема 37. Расширение системы социализма:
Восточная Европа и Китай.
Раздел V
РОССИЯ И МИР В 1960—1990-е гг.
(14 ч)
Тема 38. Технологии новой эпохи
Тема 39. Становление информационного
общества
Тема
40.
Кризис
«общества
благосостояния»
Тема 41. Неоконсервативная революция
1980-х гг.
Тема 42. СССР: от реформ — к застою
Тема 43. Углубление кризисных явлений в
СССР и начало политики перестройки
Тема 44. Развитие гласности и демократии
в СССР
Тема 45. Кризис и распад советского
общества
Тема 46. Наука, литература и искусство.
Спорт. 1960—1980-е гг.
Тема 47. Япония, новые индустриальные
страны и Китай: новый этап развития
Тема
48.
Социально-экономическое
развитие
Индии,
исламского
мира
и
Латинской Америки в 1950—1980-е гг.
Тема 49. Международные отношения: от
разрядки к завершению «холодной войны»
Самостоятельная работа. РОССИЯ
И МИР В 1960—1990-е гг.
Тема
50.
Транснационализация
и
глобализация мировой экономики и их
последствия
Тема 51. Интеграция развитых стран и её
итоги
Тема 52.
Россия:
курс
реформ
и
19
19
8
19
19
политический кризис 1993 г.
Тема
53.
Общественно-политические
проблемы России во второй половине 1990-х
гг.
Тема 54. Россия на рубеже веков: по пути
стабилизации
Тема 55. Российская Федерация в начале
XXI в.
Тема 56. Духовная жизнь России в
современную эпоху
Тема 57. Страны Восточной и ЮгоВосточной Европы и государства СНГ в
мировом сообществе
Тема 58. Страны Азии, Африки и
Латинской Америки на современном этапе
развития
Тема 59. Россия и складывание новой
системы международных отношений
Тема 60. Основные тенденции развития
мировой культуры во второй половине XX в.
Тема 61. Глобальные угрозы человечеству
и поиски путей их преодоления
Итоговая работа(контрольная работа).
Тест.задания.
Дифф./Зачет
Итого
176(117+59)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.05.История
ЗЛ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории;
мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, карты,
адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные
карты мониторинга учебных знаний),рабочие места по количество обучающихся;
рабочее место преподавателя ;методические разработки уроков и мероприятий.
Рекомендуемая литература для студентов и преподавателей.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для студентов
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования — М., 2019г.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч: учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования — М., 2018г..
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб,
пособие для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2019г.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран
Европы и Америки. XX век: в Зч. 4.2. 1945-2000. - М., 2019.
ЗагладинН.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. - М., 2021.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. - М., 2020.
Сахаров А.Н., ЗагладинН.В.История (базовый уровень). 10 класс. - М., 2021.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История. 10 класс. - М.: Просвещение. 2021.
Китенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М.,
2019.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2018.
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».
Дидактические материалы по предмету «История»
Задания по теме «История России с древнейших времен до начала XVIII века»
«Россия в правление Ивана IV»
«Смутное время»
«От Древней Руси к Московскому государству»
«Страны Востока в XVII - XVIII вв.»
«Страны Востока и экспансия европейцев»
«Международные отношения в XVII - XVIII вв.»
«Развитие европейской культуры и науки в XVII - XVIII вв.»
«Эпоха Просвещения»
Гл. 6.«Россия в XVIII веке» (Россия в эпоху петровских преобразований)
«Экономическое и социальное развитие в XVIII веке»
«Народные движения»
«Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века»
«Русская культура XVIII века»
Интернет - ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер)
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudsl.htm(Bn6nHOTeKa Исторического факультета МГУ)
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа)
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы
по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам)
https://ru.wikipedia.о^(Википедия: свободная энциклопедия)
https://ru.wikisource.org(BnKHTeKa : свободная библиотека)
www.wco.невиртуальный каталог икон)
www.militera.lib.ru(BoeHHaa литература: собрание текстов)
www.world-war2.chat.ги(Вторая мировая война в русском Интернете)
www.kulichki.com/-gumilev/HE 1 (Древний Восток)
www.old-rus-maps.ru(EBponeftcKHe гравированные географические чертежи и карты России,
изданные в XVI-XVIII столетиях)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
учебной дисциплины ОУД.05.История
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий
в микрогруппах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная
контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.
Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
Письменный контроль
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный контроль в форме дебатов.
Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности
обучающихся
Знания:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса
Письменный контроль в форме тестирования
периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Устный контроль в форме дискуссии
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Устный контроль в форме дискуссии,
письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов
основные исторические термины и даты;
Устный контроль, письменный контроль
Контрольные задания по истории России с древнейших времен до наших дней
Контрольная работа по теме “Русь изначальная”
I вариант (а = I)
1. Автором "Повести временных лет” является:
а) Нестор;
б) Ной;
в) Кий.
2. Укажите маршрут торгового пути “Из варяг в греки
а) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное
море;
б) Балтийское море - р. Волхов - оз. Ильмень - Черное море;
в) Балтийское море - Западная Двина - Днепр - Черное море.
3. В чем особенности христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие;
б) трехбожие;
в) единобожие.
4. Летопись сообщает о призвании варяг для управления славянскими племенами в:
а) 862 году;
б) 900 году;
в) 988 году.
5. Первое единое русское государство имело на
звание:
а) Новгородская Русь;
б) Киевская Русь;
в) Владимирская Русь.
6. Первая русская княжеская династия началась от:
а) Синеуса;
б) Трувора;
в) Рюрика.
7. Первым русским князем был:
а) Игорь;
б) Олег;
Контрольные задания по истории России с древнейших времен до наших дней
Контрольная работа по теме “Русь изначальная’’
I вариант (а = 1)
к,
; '
1. Автором “Повести временных лет” является:
а) Нестор;
б) Ной;
в) Кий.
2. Укажите маршрут торгового пути “Из варяг в греки":
а) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное
море;
б) Балтийское море - р. Волхов - оз. Ильмень - Черное море;
в) Балтийское море - Западная Двина - Днепр - Черное море.
3. В чем особенности христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие;
б) трехбожие;
в) единобожие.
4. Летопись сообщает о призвании варяг для управления славянскими племенами в:
а) 862 году;
б) 900 году;
в) 988 году.
5. Первое единое русское государство имело на
звание:
а) Новгородская Русь;
б) Киевская Русь;
в) Владимирская Русь.
6. Первая русская княжеская династия началась от:
а) Синеуса;
б) Трувора;
в) Рюрика.
7. Первым русским князем был:
а) Игорь;
б) Олег;
:
7.
8.
Из какого документа взята следующая фраза: “Мы от рода русского... посланные от Олега, великого
князя русского, и от всех, кто под рукою его - святых и великих князей, и его великих бояр..
Что объединяет крупное боярство, богатое купечество, архиепископов.
Эталон ответов
На тест
1-а; 2-6; 3-в; 4-а; 5-6; 6-в; 7-6; 8-а; 9-6; 10-в;Д 1-в; 12-а; 13-в; 14-6; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 196; 20-6; 21-в; 22-5.
“
На вопросы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Владимир Мономах.
Все - зависимые, несвободные люди.
Ярослав Мудрый.
Варягам.
Ярославу Мудрому.
Киев.
Договор между Византией и Русью в 911 году.
Все они - городская аристократия.
Критерии оценок:
•
•
•
•
“5” - 28-30 правильных ответов;
“4” - 23-27 правильных ответов;
“3” - 15-22 правильных ответов;
“2” - менее 15 правильных ответов.
II вариант (а = II)
1. На каком языке составлялись летописи в Киевской Руси:
а) на латыни;
5) на славянском;
в) на русском.
2. Чем торговали русские купцы?
а) рыба, соль, пушнина, кожа, мед, льняное полотно;
6) благовония и пряности, бисер, вино;
в) оружие, кони, драгоценные камни, ткани.
3. Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:
а) садоводство и виноделие;
б) земледелие;
в) скотоводство.
4. ВIX в. восточные славяне были:
а) язычники;
б) христиане;
в) мусульмане.
в) Святослав.
8. Полюдье - это:
а) Сбор дани с вассальных владений;
б) Прошение милостыни у людей;
в) Сбор людей на ярмарке.
9. В 957 г. пышное посольство Руси отправилось в Константинополь, для укрепления политических и
экономических отношений во главе с князем (княгиней):
а) Игорем;
б) Ольгой;
в) Святославом.
10. Святослав погибает в:
а) 1001 г.;
б) 980 г.;
в) 972 г.
11. Первые усобицы на Руси произошли после смерти:
а) Изяслав;
б) Ярополка;
в) Святослав.
12. Крещение Руси произошло в:
а) 988 г.;
б) 990 г.;
в) 996 г.
13. Первым русским святым стал:
а) Борис;
б) Глеб;
в) Владимир Святославович.
14. “Русская правда ” впервые была введена в действие при:
а) Владимире Мономахе;
б) Ярославе Мудром;
в) Юрии Долгоруком.
15. В середине 50-х гг. XI в. на Руси появился:
а) Собор Святой Софии;
б) Храм Спаса;
в) Печерский монастырь.
16. По “Русской правде" наказанием за умышленное убийство считалось:
а) смертная казнь;
б) испытание водой и огнем;
в) наложение штрафов (виры).
17. Вотчина - это:
а) земельный участок крестьянина;
б) аренда территории ремесленником;
в) земельное владение, переданное князем своим вассалам.
18. Богатых купцов ведущих иноземную торговлю называли:
а) “Гости”;
б) “Иноземцы”;
в) “Чужаки”.
19. Славянская азбука называлась:
а) скоропись;
б) кириллица;
в) буквица.
20. Боярами называли:
а) младших дружинников князя;
б) Старших дружинников князя;
в) представителей духовенства.
21. Любечский съезд состоялся в:
а) 1100 г.;
б) 1111 г.;
в) 1097 г.
22. Найдите произведение, принадлежащее перу Владимира Мономаха:
а) “Слово о погибели земли русской”;
б) “Поучение детям”;
в) “Номоканон”.
Вопросы (а = I)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Назовите русского князя, пытавшегося восстановить мир на Руси и предотвратить распад ее на уделы.
Что общего между рабом, челядью, закупом, пленником, наймитом?
Чей это портрет: “Лицом был красен, очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен”.
Кому адресовано следующая фраза: “Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. управления) в ней
нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Кому принадлежит новая и прочная система единства Руси - передача великокняжеской власти по
старшинству?
Какой город называют “матерью русских городов”?