ОУД.05 История

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ч
г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.05 История

Профиль получаемого профессионального образования:
Код и наименование специальности: 40.02.03 ПРАВО И СУДЕБНОЕ
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

1

Квалификация выпускника: юрист

i

* ;

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр :1.2

2021 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №>6т <Л?»

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР

2021 г.

_________ 2021 г.

' Подпись

ФИО

fl/ 2021 г.

Рабочая программа учебной общеобразовательнойдисциплиныОУД.05.История
разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
«
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

образования по специальности:

40.02.03 ПРАВО И СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

,утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №352

с учетом:
-профиля получаемого образования ;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии
или
специальности
среднего
профессионального
образования(разработаны Департаментом государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»(письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России 17.03.2015г № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2020/2021
учебный год
Разработчики: Абуева Зухра Магомедэминовна, преподаватель по истории ИПК

Рецензенты / эксперты:Ибрагимова И.И.

Содержание
L ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
общеобразовательнойучЕБПОЙ дисциплины
1.1 .Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы......................................................................................................................... .'.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:......
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы..............................

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины........................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2 Информационное обеспечение обучения........................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.........................................................................................................

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05.История является
частью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности

40.02.03 ПРАВО И СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.05. История может быть использована
в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:

История изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ/ППКСЗ на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
Учебная дисциплинаОУД.05. История входит в состав обязательной предметной области
филология/иностранный язык ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины ОУД.05. История в составе общих учебных
дисциплин.

Дисциплина входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение Истории направлено на достижение следующих целей:
Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных
норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к
представителям других народов и стран.

•
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически

сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.

Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному
миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как
историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация
исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально,
но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя
звеном в цепи поколений.
Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся
гражданской
позиции,
национальной
идентичности,
воспитание
патриотизма,
толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории
и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации
в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи
между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать
характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
На первый план выдвигается компетентный подход, обще учебные умения, навыки и
способы деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования
базовом уровне ученик должен:

на

знать/понимать:

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник- исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
*■
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя
из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

гражданского,

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству,
чувства гордости
за
свою Родину, прошлое
и
настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека: развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, умение выбирать линию поведения в соответствии с
ценностями
гуманизма
и исходя из представлений о возможных исторических
последствиях;

осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов,
толерантность:
доброжелательного

формирование

осознанного,

уважительного

и

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации
современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учётом устойчивых познавательных интересов

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре
человечества, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки
достижений западной и восточной культуры;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать
и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях, осознанное владение логическими
действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и
классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления
родо-видовых связей;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), владеть устной и

письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать
в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении: определять цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и
представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной
деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и
самооценку.
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное?1дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТкомпетентности).
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность: анализ исторических источников, выявление предпосылок и причин
исторических событий, сопоставление целей и результатов деятельности социальных групп
и исторических личностей, объяснение фактов, сопоставление различных суждений;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления
исторических и культурных памятников своей страны и мира.

и

сохранения

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
практические занятия 27;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме: Дифференцированный зачет

Объем часов
175
117
90
27
58

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.05.История
Наименование
разделов и тем

Раздел I
ПУТИ И МЕТОДЫ

ПОЗНАНИЯ

Раздел II

ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ
ЭПОХИ К
ЦИВИЛИЗАЦИИ

лекция
Тематический и основное содержание к
учебнику А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина
«История.
С древнейших времён до конца XIX века.
Базовый и углублённый уровни
10—11 классы
Часть 1

Тема 1. Этапы развития исторического
знания
Тема 2. Основы исторической науки
Тема 3. Россия во всемирной истории

Тема 4. У истоков рода человеческого
Тема 5. Государства Древнего Востока
Тема 6. Культура стран Древнего Востока
Тема 7. Цивилизация Древней Греции
Тема 8. Древнеримская цивилизация
Тема 9. Культурно-религиозное наследие
античной цивилизации

Самостоятельная работа. ПУТИ И МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ. ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К
ЦИВИЛИЗАЦИИ

2

Практ

Объем
часов

Ур

2

1

ОС!

1

2

2

4

1
1
1
1
1
1
1

Раздел IV

РОССИЯ И МИР НА
РУБЕЖЕ НОВОГО
ВРЕМЕНИ
(КОНЕЦ XV —
НАЧАЛО XVII в.)

Тема 28. На заре новой эпохи
Тема 29. Западная Европа: новый этап
развития
Тема
30.
Тридцатилетняя
война
и
буржуазные революции в Европе
Тема
31.
Образование
Русского
централизованного государства
Тема 32. Правление Ивана IV Грозного
Тема 33. Культура и быт России в XIV—
XVI вв.
Тема 34. Смутное время на Руси
Тема 35. Россия при первых Романовых
Тема 36. Экономическое и общественное
развитие России в XVII в.
Тема 37. Россия накануне преобразований
Тема 38. Культура и быт России в XVII в.

В1
1
10

Самостоятельная работа. РОССИЯ И МИР
НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(КОНЕЦ XV — НАЧАЛО XVII в

Раздел V
РОССИЯ И МИР в
ЭПОХУ

ЗАРОЖДЕНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 39. Промышленный переворот в Англии
и его последствия
Тема
40.
Эпоха
Просвещения
и
просвещённый абсолютизм
Тема 41. Государства Азии в XVII—XVIII
вв.
Тема 42. Россия при Петре I
Тема 43. Россия в период дворцовых
переворотов

10

7

1

1
1
1
10

10

Тема 44. Расцвет дворянской империи в России
Тема 45. Могучая внешнеполитическая
поступь Российской империи
Тема 46. Экономика и население России во
второй половине XVIII в.
Тема 47. Культура и быт России XVIII в.

Самостоятельная работа. Раздел V
РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

2

1
1
1
1

2

5

Раздел VI

РОССИЯ И МИР в
КОНЦЕ XVIII —XIX В.

Раздел VI .

1

РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII — XIX в.

1
Тема 48. Война за независимость в
Северной Америке
Тема 49. Великая французская революция и
её последствия для Европы
Тема 50. Европа и наполеоновские войны
Тема 51. Россия в начале XIX в.
Отечественная война 1812 г.
Тема 52. Россия и Священный Союз.
Тайные общества
Тема 53. Реакция и революции в Европе
1820—1840-х гг.
Тема 54. Европа: облик и противоречия
промышленной эпохи
Тема 55. Страны Западного полушария в
XIX в. Гражданская война в США
Тема
56.
Колониализм
и
кризис
«традиционного общества» в странах Востока
Тема 57. Россия при Николае I. Крымская
война
Тема
58.
Воссоединение
Италии
и
объединение Германии
Тема 59. Россия в эпоху реформ Александра
II
Тема 60. Правление Александра III
Тема
61.
Общественно-политическое
развитие стран Запада во второй половине XIX
в.
Тема 62. Власть и оппозиция в России
середины — конца XIX в.
Тема 63. Наука и искусство в XVIII—XIX
вв.
Тема 64. Золотой век русской культуры

4

6

1
1
1
10

1
1
1

1
1

2

4

Наименование
разделов и тем

Раздел I

РОССИЯ И МИР в
НАЧАЛЕ XX В.

Самостоятельная работа. РОССИЯ И МИР В
КОНЦЕ XVIII — XIX В.
Тематический и основное содержание к
учебнику Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова
«История. Конец XIX —XXI века. Базовый и
углублённый уровни»
10—11 классы
Часть 2
4

ЛЕКЦИИ

ПРАКТ./ЗА
Н.

Раздел I
РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX В.
Тема 1. Научно-технический прогресс и
новый этап индустриального развития
Тема 2. Модернизация в странах Европы,
США и Японии
Тема 3. Россия на рубеже XIX—XX вв.
Тема 4. Кризис империи: русско-японская

3

Объем
часов

Ур
OCI

война и революция 1905—1907 гг.
Тема 5. Политическая жизнь страны после
Манифеста 17 октября 1905 г.
Тема 6. Третьеиюньская монархия и
реформы П.А. Столыпина
Тема 7. Культура России в конце XIX —
начале XX в.
Тема 8. Колониализм и обострение
противоречий мирового развития в начале XX
в.
Тема 9. Пути развития стран Азии, Африки
и Латинской Америки
Тема 10. Первая мировая война

10

13

Самостоятельная работа.РОССИЯ И МИР В
НАЧАЛЕ XX В.

14

Раздел II
Раздел II

РОССИЯ И МИР
МЕЖДУ ДВУМЯ
МИРОВЫМИ
ВОЙНАМИ

РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ
МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
(14 ч)
Тема 11. Февральская революция в России
1917 г.
Тема 12. Переход власти к партии
большевиков
Тема 13. Гражданская война и интервенция
Тема 14. Завершение Гражданской войны и
образование СССР
Тема 15. От военного коммунизма к нэпу
Тема 16. Культура страны Советов в 1917—
1922 гг.
Тема
17.
Советская
модернизация
экономики и культурная революция
Тема 18. Культ личности И.В. Сталина,
массовые репрессии и политическая система
СССР
Тема 19. Культура и искусство СССР в
межвоенные годы
Тема 20. Экономическое и политическое
развитие Западной Европы и Америки после
Первой мировой войны
Тема
21.
Ослабление
колониальных
империй
Тема 22. Международные отношения между
двумя мировыми войнами
Тема 23. Духовная жизнь и развитие
мировой культуры в первой половине XX в.
Самостоятельная работа. РОССИЯ И МИР
МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.
Раздел III

Раздел III
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО
ВТОРОЙ МИРОВОЙ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЕ
Тема 24. От европейской к мировой войне

16

4

20

5

Раздел III

РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ
В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 10. Европа в эпоху раннего
Средневековья

Тема 11. Рождение исламской цивилизации
Тема 12. Славяне в раннем Средневековье
Тема 13. Образование Древнерусского
государства
Тема 14. Расцвет Древней Руси
Тема
15.
Социально-экономическое
развитие Древней Руси
Тема 16. Политическая раздробленность
Руси
Тема 17. Культура Руси X — начала XIII в.
Зарождение русской цивилизации
Тема 18. Католический мир на подъёме
Тема 19. Государства Азии в период
европейского
Средневековья.
Падение
Византии
Тема 20. Монгольское нашествие на Русь
Тема 21. Русь между Востоком и Западом.
Политика Александра Невского
Тема 22. Западная Европа в XIV — XV вв.
Тема 23. Европейская культура, наука и
техника в Средние века
Тема 24. Мир за пределами Европы в
Средние века
Тема 25. Возвышение новых русских
центров и начало собирания земель вокруг
Москвы
Тема 26. Эпоха Куликовской битвы. По
пути Дмитрия Донского
Тема 27. Междоусобная война на Руси

Самостоятельная работа. РУСЬ, ЕВРОПА И
АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1
1
14

14

28
1
1
1

2

5

ВОЙНЕ.

Тема 25. Начальный период Великой
Отечественной войны
Тема 26. Антигитлеровская коалиция и
кампания 1942 г. на Восточном фронте
Тема 27. Коренной перелом в Великой
Отечественной войне
Тема 28. Наступление Красной Армии на
заключительном
этапе
Великой
Отечественной войны
Тема 29. Причины, цена и значение
великой Победы

Самостоятельная работа. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.

Раздел IV

МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ
В ПЕРВЫЕ
ПОСЛЕВОЕННЫЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

Раздел V
РОССИЯ И МИР в
1960—1990-е гг.

Раздел VI

РОССИЯ И МИР НА
СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

4

Тема 30. Советский Союз в последние годы
жизни И.В. Сталина
Тема 31. Первые попытки реформ и XX
съезд КПСС
Тема 32. Советское общество конца 1950-х
— начала 1960-х гг.
Тема 33. Духовная жизнь в СССР в 1940—
1960-е гг.
Тема 34. Страны Западной Европы и США
в первые послевоенные десятилетия
Тема 35. Падение мировой колониальной
системы
Тема
36.
«Холодная
война»
и
международные конфликты 1940— 1970-х гг.
Тема 37. Расширение системы социализма:
Восточная Европа и Китай.

Раздел V
РОССИЯ И МИР В 1960—1990-е гг.
(14 ч)
Тема 38. Технологии новой эпохи
Тема 39. Становление информационного
общества
Тема
40.
Кризис
«общества
благосостояния»
Тема 41. Неоконсервативная революция
1980-х гг.
Тема 42. СССР: от реформ — к застою
Тема 43. Углубление кризисных явлений в
СССР и начало политики перестройки
Тема 44. Развитие гласности и демократии
в СССР
Тема 45. Кризис и распад советского
общества
Тема 46. Наука, литература и искусство.
Спорт. 1960—1980-е гг.
Тема 47. Япония, новые индустриальные
страны и Китай: новый этап развития
Тема
48.
Социально-экономическое
развитие
Индии,
исламского
мира
и
Латинской Америки в 1950—1980-е гг.
Тема 49. Международные отношения: от
разрядки к завершению «холодной войны»

Самостоятельная работа. РОССИЯ
И МИР В 1960—1990-е гг.
Тема
50.
Транснационализация
и
глобализация мировой экономики и их
последствия
Тема 51. Интеграция развитых стран и её
итоги
Тема 52.
Россия:
курс
реформ
и

19

19

8

19

19

политический кризис 1993 г.
Тема
53.
Общественно-политические
проблемы России во второй половине 1990-х
гг.
Тема 54. Россия на рубеже веков: по пути
стабилизации
Тема 55. Российская Федерация в начале
XXI в.
Тема 56. Духовная жизнь России в
современную эпоху
Тема 57. Страны Восточной и ЮгоВосточной Европы и государства СНГ в
мировом сообществе
Тема 58. Страны Азии, Африки и
Латинской Америки на современном этапе
развития
Тема 59. Россия и складывание новой
системы международных отношений
Тема 60. Основные тенденции развития
мировой культуры во второй половине XX в.
Тема 61. Глобальные угрозы человечеству
и поиски путей их преодоления

Итоговая работа(контрольная работа).
Тест.задания.
Дифф./Зачет

Итого

176(117+59)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.05.История

ЗЛ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории;
мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, карты,
адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные
карты мониторинга учебных знаний),рабочие места по количество обучающихся;
рабочее место преподавателя ;методические разработки уроков и мероприятий.

Рекомендуемая литература для студентов и преподавателей.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Для студентов
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования — М., 2019г.

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч: учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования — М., 2018г..
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб,
пособие для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2019г.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран
Европы и Америки. XX век: в Зч. 4.2. 1945-2000. - М., 2019.

ЗагладинН.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. - М., 2021.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. - М., 2020.

Сахаров А.Н., ЗагладинН.В.История (базовый уровень). 10 класс. - М., 2021.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История. 10 класс. - М.: Просвещение. 2021.

Китенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М.,
2019.

История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2018.
Для преподавателей

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».

Дидактические материалы по предмету «История»

Задания по теме «История России с древнейших времен до начала XVIII века»
«Россия в правление Ивана IV»
«Смутное время»

«От Древней Руси к Московскому государству»
«Страны Востока в XVII - XVIII вв.»

«Страны Востока и экспансия европейцев»
«Международные отношения в XVII - XVIII вв.»
«Развитие европейской культуры и науки в XVII - XVIII вв.»

«Эпоха Просвещения»

Гл. 6.«Россия в XVIII веке» (Россия в эпоху петровских преобразований)
«Экономическое и социальное развитие в XVIII веке»

«Народные движения»

«Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века»

«Русская культура XVIII века»

Интернет - ресурсы

www.gumer.info (Библиотека Гумер)
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudsl.htm(Bn6nHOTeKa Исторического факультета МГУ)

www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа)
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы
по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам)
https://ru.wikipedia.о^(Википедия: свободная энциклопедия)
https://ru.wikisource.org(BnKHTeKa : свободная библиотека)

www.wco.невиртуальный каталог икон)
www.militera.lib.ru(BoeHHaa литература: собрание текстов)

www.world-war2.chat.ги(Вторая мировая война в русском Интернете)

www.kulichki.com/-gumilev/HE 1 (Древний Восток)
www.old-rus-maps.ru(EBponeftcKHe гравированные географические чертежи и карты России,
изданные в XVI-XVIII столетиях)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

учебной дисциплины ОУД.05.История

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий
в микрогруппах.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная
контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.
Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
Письменный контроль
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный контроль в форме дебатов.
Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности
обучающихся

Знания:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса
Письменный контроль в форме тестирования

периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Устный контроль в форме дискуссии
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Устный контроль в форме дискуссии,
письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов
основные исторические термины и даты;

Устный контроль, письменный контроль

Контрольные задания по истории России с древнейших времен до наших дней

Контрольная работа по теме “Русь изначальная”

I вариант (а = I)
1. Автором "Повести временных лет” является:

а) Нестор;

б) Ной;
в) Кий.
2. Укажите маршрут торгового пути “Из варяг в греки

а) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное
море;

б) Балтийское море - р. Волхов - оз. Ильмень - Черное море;
в) Балтийское море - Западная Двина - Днепр - Черное море.
3. В чем особенности христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие;

б) трехбожие;
в) единобожие.
4. Летопись сообщает о призвании варяг для управления славянскими племенами в:

а) 862 году;
б) 900 году;

в) 988 году.
5. Первое единое русское государство имело на

звание:

а) Новгородская Русь;

б) Киевская Русь;

в) Владимирская Русь.
6. Первая русская княжеская династия началась от:

а) Синеуса;

б) Трувора;
в) Рюрика.
7. Первым русским князем был:

а) Игорь;

б) Олег;

Контрольные задания по истории России с древнейших времен до наших дней

Контрольная работа по теме “Русь изначальная’’

I вариант (а = 1)

к,

; '

1. Автором “Повести временных лет” является:

а) Нестор;

б) Ной;
в) Кий.
2. Укажите маршрут торгового пути “Из варяг в греки":

а) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное
море;

б) Балтийское море - р. Волхов - оз. Ильмень - Черное море;
в) Балтийское море - Западная Двина - Днепр - Черное море.
3. В чем особенности христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие;

б) трехбожие;

в) единобожие.
4. Летопись сообщает о призвании варяг для управления славянскими племенами в:

а) 862 году;
б) 900 году;

в) 988 году.
5. Первое единое русское государство имело на

звание:

а) Новгородская Русь;
б) Киевская Русь;

в) Владимирская Русь.
6. Первая русская княжеская династия началась от:

а) Синеуса;

б) Трувора;
в) Рюрика.
7. Первым русским князем был:

а) Игорь;

б) Олег;

:

7.
8.

Из какого документа взята следующая фраза: “Мы от рода русского... посланные от Олега, великого
князя русского, и от всех, кто под рукою его - святых и великих князей, и его великих бояр..
Что объединяет крупное боярство, богатое купечество, архиепископов.

Эталон ответов
На тест

1-а; 2-6; 3-в; 4-а; 5-6; 6-в; 7-6; 8-а; 9-6; 10-в;Д 1-в; 12-а; 13-в; 14-6; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 196; 20-6; 21-в; 22-5.
“
На вопросы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Владимир Мономах.
Все - зависимые, несвободные люди.
Ярослав Мудрый.
Варягам.
Ярославу Мудрому.
Киев.
Договор между Византией и Русью в 911 году.
Все они - городская аристократия.

Критерии оценок:

•
•
•
•

“5” - 28-30 правильных ответов;
“4” - 23-27 правильных ответов;
“3” - 15-22 правильных ответов;
“2” - менее 15 правильных ответов.

II вариант (а = II)
1. На каком языке составлялись летописи в Киевской Руси:

а) на латыни;

5) на славянском;

в) на русском.
2. Чем торговали русские купцы?

а) рыба, соль, пушнина, кожа, мед, льняное полотно;
6) благовония и пряности, бисер, вино;

в) оружие, кони, драгоценные камни, ткани.
3. Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:

а) садоводство и виноделие;

б) земледелие;
в) скотоводство.
4. ВIX в. восточные славяне были:

а) язычники;
б) христиане;

в) мусульмане.

в) Святослав.
8. Полюдье - это:

а) Сбор дани с вассальных владений;

б) Прошение милостыни у людей;

в) Сбор людей на ярмарке.
9. В 957 г. пышное посольство Руси отправилось в Константинополь, для укрепления политических и
экономических отношений во главе с князем (княгиней):

а) Игорем;

б) Ольгой;
в) Святославом.
10. Святослав погибает в:

а) 1001 г.;

б) 980 г.;
в) 972 г.
11. Первые усобицы на Руси произошли после смерти:

а) Изяслав;

б) Ярополка;
в) Святослав.
12. Крещение Руси произошло в:

а) 988 г.;
б) 990 г.;
в) 996 г.
13. Первым русским святым стал:

а) Борис;

б) Глеб;

в) Владимир Святославович.
14. “Русская правда ” впервые была введена в действие при:

а) Владимире Мономахе;

б) Ярославе Мудром;
в) Юрии Долгоруком.
15. В середине 50-х гг. XI в. на Руси появился:

а) Собор Святой Софии;
б) Храм Спаса;

в) Печерский монастырь.
16. По “Русской правде" наказанием за умышленное убийство считалось:

а) смертная казнь;

б) испытание водой и огнем;
в) наложение штрафов (виры).
17. Вотчина - это:

а) земельный участок крестьянина;
б) аренда территории ремесленником;

в) земельное владение, переданное князем своим вассалам.
18. Богатых купцов ведущих иноземную торговлю называли:

а) “Гости”;

б) “Иноземцы”;
в) “Чужаки”.
19. Славянская азбука называлась:

а) скоропись;

б) кириллица;
в) буквица.
20. Боярами называли:

а) младших дружинников князя;
б) Старших дружинников князя;

в) представителей духовенства.
21. Любечский съезд состоялся в:

а) 1100 г.;
б) 1111 г.;
в) 1097 г.
22. Найдите произведение, принадлежащее перу Владимира Мономаха:

а) “Слово о погибели земли русской”;

б) “Поучение детям”;
в) “Номоканон”.

Вопросы (а = I)
1.
2.
3.
4.

5.
6.

Назовите русского князя, пытавшегося восстановить мир на Руси и предотвратить распад ее на уделы.
Что общего между рабом, челядью, закупом, пленником, наймитом?
Чей это портрет: “Лицом был красен, очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен”.
Кому адресовано следующая фраза: “Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. управления) в ней
нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Кому принадлежит новая и прочная система единства Руси - передача великокняжеской власти по
старшинству?
Какой город называют “матерью русских городов”?



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.