МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11.
Родной (русский) язык
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический .
Код и наименование специальности:
40.02.03 Право и судебное администрирование
Квалификация выпускника: юрист.
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2021 г.
УТВЕРЖДАЮ
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №Ьт « -М»
Зам. директора по НМР
с2 £ 2021 г.
Председатель П(Ц)К
/9/7
LV
ФИО
ФИО
30
Подпись
2021 г.
2021 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины.ОДБ.01. Родной (Русский) язык по
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 513
(зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 № 33737);
по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование.
с учетом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2021/2022 учебный год.
Разработчик: преподаватель ЕБЙ0У>РД «Индустриально-промышленный колледж»,
_Давлетханова З.А
(подпись)
Рецензенты: д,
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................... 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ....................................................................................................................... 15
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.11.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Родной (Русский) язык» реализуется в
пределах основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО
технического и социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по
данным профилям изучают родной (русский) язык в объеме 64часов.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым
дисциплинам (ОУД по выбору из обязательных предметных областей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (русский) язык» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде,
готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного
языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой
деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной
задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научнотехнической информации;
• умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат, проектную работу;
участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной
форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности),
проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Объем образовательной нагрузки (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
лекции
практические занятия
контрольные работы
96
64
44
20
-
Самостоятельная работа
32
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной (русский) язык»
Наименование разделов и тем
1
Введение
Содержание учебного материала
2
Объём
часов
3
Уровень
освоения
4
Содержание учебного материала
1. Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности.
Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и
непубличное.
Речевая ситуация и ее компоненты.
2
2. Язык и художественная литература.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
2
2
Самостоятельная работа
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире - в международном и
межнациональном общении. Нахождение фрагментов по заданной
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Тема 1.1. Фонетика
Содержание учебного материала
1. Обобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор.
Тема 1.2. Орфоэпия
Содержание учебного материала
1. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Роль
логического ударения в стихах Н. Некрасова.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
Благозвучие речи, ассонанс, аллитерация
Раздел 2. Лексика и фразеология
Тема 2.1. Лексика
Содержание учебного материала
1.Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
2.Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в
структуре произведения. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и
употребления
2
2
2
7
Самостоятельная работа
Тема 2.2. Фразеология
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества». Антонимы в произведении Феликса Кривина «Лики лжи».
Содержание учебного материала
1. Русская фразеология.
2. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и
др. русских писателей.
З.Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексико-фразеологический
разбор текста.
Самостоятельная работа
Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи
Раздел 3. Морфемика и словообразование
Тема 3.1. Морфемика и
Содержание учебного материала
словообразование
1. Повторение. Морфемика и словообразование.
произведениях И. Гончарова.
2
2
2
2
2
Однокоренные
слова
в
Самостоятельная работа
Тема 3.2. Способы
словообразования
2
Этимологический анализ слов в произведениях И. Гончарова
Содержание учебного материала
1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
2. Выразительные средства словообразования.
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа
Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Размышление над вопросом: как образовались
слова? Анализ эпизода.
Раздел 4. Морфология и орфография
Тема 4.1. Морфология
Содержание учебного материала
1. Обобщающее повторение морфологии. Части речи.
2. Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина.
4
2
2
2
8
Самостоятельная работа
Тема 4.2. Морфология и
орфография
Знаменательные и служебные части речи
Содержание учебного материала
1. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи
2. Словообразование и правописание знаменательных и служебных частей речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание.
3. Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных,
причастий, наречий.
4.Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа
Морфология и законы правописания.
Раздел 5. Функциональные стили речи
Тема 5.1. Текст и его строение
Содержание учебного материала
1. Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа
Л.Толстого «Война и мир».
2. Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и
дети».
3. Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат.
Аннотация..
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа
Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир».
Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Строением абзаца
в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Тема 5.2. Стили речи
Содержание учебного материала
1. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля. Публицистический
стиль речи. Жанры публицистического стиля. Устное выступление. Дискуссия.
2. Официально - деловой стиль. Особенности официально-делового стиля.
Образцы деловых бумаг.
3. Разговорный стиль речи, его признаки.
3
2
2
2
2
9
Самостоятельная работа
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Использование
бессоюзных сложных предложений в речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки
препинания при диалоге.
Тема 6.6. Русская пунктуация
2
1. Основные знаки русской пунктуации.
2
2.Трудные случаи русской пунктуации.
2
2
Самостоятельная работа
Принципы обособления в русском языке
Раздел 7. Культура речи. Речевое общение. Риторика
Тема 7.1. Культура речи
Содержание учебного материала
1. Основные качества хорошей речи.
2
2
Самостоятельная работа
Точность, выразительность, уместность, простота культурной речи.
2
2
Дифференцированный зачет
итого
2
96
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
1
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
Личностные:
1) осознание феномена родного языка как
духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности; понимание
зависимости
успешной
социализации
человека,
способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию
от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения
личности в различных областях человеческой
деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к
речевому
самосовершенствованию;
способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и
потенциального
словаря;
расширение
круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности
в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как
средством получения знаний в разных областях
современной
науки,
совершенствовать
умение
применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение социальными нормами речевого
поведения в различных ситуациях неформального
межличностного и межкультурного общения, а также в
процессе индивидуальной, групповой, проектной
деятельности.
- выборочный и фронтальный
опрос;
- диктант;
- самостоятельная работа,
доклады, защита рефератов;
- индивидуальные задания на
занятиях;
- создание презентаций по теме,
выполненных в различных
компьютерных программах;
- беседы по составленным
кратким конспектам;
- интерактивный диалог в группах
на занятиях;
- письменный диктант по
основным понятиям дисциплины;
- беседа о прочитанной
дополнительной литературе;
-составление сравнительных
таблиц с самостоятельным
13
выделением критериев
рассмотрения;
- работа с текстами
художественных произведений,
- анализ языковых средств.
Предметные;
1) представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России и мира,
об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и
культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности народа, как
одного из способов приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
4) освоение базовых понятий функциональной
стилистики и культуры речи: функциональные
разновидности языка, речевая деятельность и ее
основные виды, речевая ситуация и ее компоненты,
основные условия эффективности речевого общения;
литературный язык и его признаки, языковая норма,
виды норм; нормативный, коммуникативный и
этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа
слов,
предложений
и
текстов
различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления; проведение
лингвистического
анализа
текстов
разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
оценка коммуникативной и эстетической стороны
речевого высказывания.
14