МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД 1. Основы финансовой грамотности
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Код и наименование профессии /специальности:
40.02.03 Право и судебное администрирование
Квалификация выпускника:
специалист по судебному администрированию
Форма обучения:
очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2021 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от « & » (rf 2021 г.
Зам. директора по УР
Шабанова М.М,
ФИО
Подпись
Председатель П(Ц)К
Подпись /
/
УТВЕРЖДАЮ
ФИО
2021 г.
ЗО
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины УД 1.Основы финансовой грамотности для
специалистов 40.02.03 Право и судебное администрирование
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 513. Зарегистрировано в
Минюсте России 30.07.2014 N 33360)
с учетом:
— профиля получаемого образования,
— примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022
учебный год.
Изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего профессионального
образования технологического профиля 40.02.03 Право и судебное администрирование
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................... 9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................... 16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ................................ 19
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины УД1 Финансовая грамотность является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС специальностей СПО технического и
социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям
изучают Финансовую грамотность в объеме 108 часов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована, в том числе в развитии
студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, научных студенческих
обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в этих сферах.
Рабочая программа « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотностиотносится к общепрофессиональному
циклу. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
поспециальности среднего профессионального образования 40.02.03 Право и судебное
администрирование
Рабочаяпрограммаучебнойдисциплиныможетбытьиспользована,втомчислевразвитиистуденческогоса
моуправления,участиявработеобщественныхорганизаций,научныхстуденческихобществ,таккакпозво
лятпланировать,управлятьиреализовыватьпроектывэтихсферах.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
4
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле в
разделе «дополнительные учебные дисциплины» учебного плана.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по специальности 40.02.03 Право и судебное
администрирование. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению
собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это
завтрашние активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Основы финансовой грамотности направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом
практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению
и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой
грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в
экономической сфере.
на решение следующих задач:
5
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений,
происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой
информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и
происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные
суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ,
синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и
поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с
ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом
рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными
участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих
организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово - экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
-воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
6
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа сберегательных альтернатив,
- овладение умениями формулировать представления о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по
реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые
документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с
целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе
изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии
общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном
итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют
большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую
среды;
-владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в
учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты
финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности,
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа Объём
обучающихся на занятии, внеаудиторная
часов
самостоятельная работа.
1
Введение
2
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность
изучения основ финансовой грамотности при освоении
профессии.
Уровень
усвоения
3
4
2
1
6
Раздел 1. Бюджет
и бюджетная
система
1. Бюджет и
бюджетная
система РФ, и
бюджетный
процесс.
Участники бюджетного процесса.
2
2
2. Формирование
бюджета РФ,
Основные статьи
доходов и
расходов
бюджета.
Основные источники формирования бюджета РФ,
распределение бюджетных средств.
2
2
3.Региональные и Источники формирования местных бюджетов.
муниципальные
Работа с проектором.
бюджеты
2
Самостоятельная работа.
4
Бюджет и его социально экономическое значение для
развития РФ. Использовать Интернет-ресурсы.
2
2
2
2
2
6
Раздел 2.
Семейная
экономика.
Личный и
семейный
бюджет: его роль
в современной
жизни общества.
_________
9
1 .Личный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.
Необходимость личного бюджета, правильное формирование 2
личного бюджета. История развития электронных денег, их
разновидность и преимущества
2
2. Семейный
бюджет,
источники его
формирования и
основные
направления
Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета.
Главные и второстепенные расходы семьи. Сторонники
карманных денег, для чего необходимы карманные деньги
4
2
Практическая работа:
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит
бюджета.
Использование полученных доходов на различных этапах
жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.
2
Самостоятельная работа.
Роль денег в нашей жизни.
Постановка личных (семейных) финансовых целей.
Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания
богатства.
«Контроль семейных расходов». «Построение семейного
бюджета».
4
Раздел 3. Банки:
чем они могут
быть вам
полезны
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
4
2
2
2.Кредиты: когда Банковский кредит, эффективная ставка процента по
кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических лиц,
их брать и как
ипотека, рефинансирование кредита, кредитная карта.
оценить. Виды
кредитов. Прочие
услуги банков
2
2
Практическое занятие:
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».
Расчёт процентов кредита
2
1.Банковская
система России.
Текущие счета и
дебетовые карты
Банковская система России, коммерческие банки.
Центральный банк.
10
2
2
Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».
4
2
Подготовить рефераты.
Раздел 4.
Налоги: почему
их надо платить
и чем грозит
неуплата
6
1 .Зачем нужны
налоги, и какие
виды налогов
существуют
Виды налогов: налог на имущество, земельный налог,
транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный
налог.
2
2
2.Налоговый
кодекс
Налоговый кодекс РФ, налоги, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы
налогообложения (пропорциональная, прогрессивная,
регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога,
налоговая декларация
2
2
3. Подача
налоговой
декларации
Налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.
2
2
Практическиезанятия
1 .Опрос. Докладынатему 1 .Возникновениеиразвитиеналогоо
бложения.
6
2
1
1
2.ВозникновениеиразвитиеналоговвдревнейРуси.
2
Работа по карточкам
2
Самостоятельнаяработаобучающихся
Подготовкакпрактическомузанятию,опросу,докладу.
4
8
Раздел 5.
Обеспеченная
старость:
Возможности
пенсионного
11
2
накопления
1 .Понятие и
Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная
значение пенсии, система
государственнаяп
енсионнаясистема
вРФ
2
2,Пенсионныйфон формирование личных пенсионных накоплений.
дРФиегофункции,
негосударственны
епенсионныефонд
ы
2
3 .Трудоваяисоциа Изменения в пенсионном законодательстве
льнаяпенсия.корп
оративнаяпенсия
2
2
4. Инструментыдл Порядок начисления досрочной пенсии педагогам. Условия
яувеличенияразме начисления досрочной пенсии педагогам в образовательных
рапенсионныхнак организациях.
оплений.
Способы действий в рамках предложенных условий и
требований при принятии досрочной пенсии педагогам.
2
2
2
2
4
Практическиезанятия
Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному
2
обеспечению).
Сравнительный анализ доступных финансовых
2
инструментов, используемых для формирования пенсионных
накоплений.Тренинг. Развитие навыков планирования и
прогнозирования. Устный доклад натему-«Изменения
впенсионном законодательстве» Тестирование.
5. Обязательное и
добровольное
пенсионное
страхование.
Самостоятельнаяработа обучающихся
Подготовка к опросу, подготовка устного доклада.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие
старости
2
2
4
2
2
2
2
8
Раздел 6.
Финансовые
_________
12
механизмы
работы фирмы
1.
Взаимоотношенш
работодателя и
сотрудников.
Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и
бонусы, неденежные бонусы, лист нетрудоспособности,
отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за
ребёнком, выходное пособие.
4
2
2
2
Банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз, безработица,
пособие по безработице.
2
2
Практическая работа:
Составление резюме.
Работа с конспектом.
Работа по карточкам
2
1
1
2
1
2. Эффективность Выручка, издержки и прибыль фирмы.
компании
3. Банкротство и
безработица
4
Самостоятельная работа.
Банкротство физических лиц, несостоятельность граждан.
2
Особенности регулирования граждан.
2
2. Создание
собственной
компании.
1
6
Раздел 7.
Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять
1.Чем
предприниматель
ская деятельность
отличается от
работы по найму.
Что такое
успешная
компания.
2
Предпринимательство, предприниматель, показатели
эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль
4
2
2
2
компании, рыночная стоимость компании. Метод
приведённых денежных потоков, метод бережливого
производства. Бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные
фонды, бизнес-инкубаторы.
Юридическое лицо.
Индивидуальный предприниматель, общество с
ограниченной ответственностью (ООО), закрытое
13
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- документы для изучения;
- банк мультимедийных презентаций
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
- Технические средства обучения:
компьютер и мультимедиа проектор, принтер доступен.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа.- М.: ВАКО, 2018
-48 с.
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя.- М.: ВАКО, 2018 -232 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся,- М.: ВАКО,
2018-344 с.
4. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь,- М.: ВАКО, 2018-96
с.
5. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВАКО,
2018- 104с
6. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В.
Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
7. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций.
В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
8. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение,
2017
9. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N4015-1 (ред.
от 23.04.2018).
Для студентов:
1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.:
ВАКО, 2018-344 с.
15
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь.- М.: ВАКО, 2018 —
96 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей,- М.:
ВАКО, 2018- 104 с.
4. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар,
5. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., пер. и доп. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
Дополнительная литература
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы
для учащихся. - М.; ВИТА-ПРЕСС, 2018.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
4. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.: Материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
5. 2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.:
Методические рекомендации для учителя. — М.:
6. ВИТА-ПРЕСС, 2018
7. В.В. Чумаченко, А.П.Горяев « Основы финансовой граммотности», М. «Просвещение», 2019
Интернет - ресурсы:
Интерн ет-ресурсы:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru ;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata ;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php ;
5. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-1010585
8. Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе опроса, тестирования (Приложение 1), проведение практических занятий (Приложение 2), а
также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий(Приложение 3).
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
- освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
Наблюдение в процессе работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа
- формирование умения планировать,
Наблюдение в процессе работы
контролировать и оценивать учебные
Внеаудиторная самостоятельная
действия в соответствии с поставленной
работа
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
-активное использование средств
Поиск информации в сети
информационных и коммуникационных
интернет
технологий для решения коммуникативных
Внеаудиторная самостоятельная
и познавательных задач;
работа
- определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной
деятельности;
- развитие аналитических способностей,
навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных
альтернатив,
- овладение умениями формулировать
представления о финансах, финансовой
системе РФ;
Организация групповой парной
работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Поиск информации в сети
интернет
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Наблюдение за практической
работой студентов
18
- овладение обучающимися навыками
самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые
знания, подбирать соответствующие
правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью
разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и
перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественно экономических наук, вырабатывать в себе
качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации.
Наблюдение в процессе работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Поиск информации в сети
интернет
Контрольная работа, тест
Организация групповой парной
работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Знания:
- формирование системы знаний об
Фронтальный опрос
экономической и финансовой сфере в
Выполнение домашнего задания
жизни общества, как пространстве, в
котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
Самостоятельная работа
- понимание сущности экономических
институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования
финансового рынка, финансовых
инструментов;
Домашнее задание
Собеседование
Практическая работа
- формирование навыков принятия
грамотных и обоснованных финансовых
решений, что в конечном итоге поможет им
добиться финансовой самостоятельности и
успешности в бизнесе;
19
-владение навыками поиска актуальной
Самостоятельная работа
экономической информации в различных
Домашнее задание
источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать
и использовать экономическую
информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной
жизни;
- формирование навыков проектной
деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты финансово экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных
ориентиров;
Практическая работа
- умение применять полученные знания и
Практическая работа
сформированные навыки для эффективного
Контрольная работа
исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя,
производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя,
налогоплательщика);
- умение проявлять способности к
личностному самоопределению и
самореализации в экономической
деятельности, умение ориентироваться в
текущих экономических событиях,
происходящих в России и мире;
Внеаудиторная самостоятельная
работа
- приобретение обучающимися
компетенций в области финансовой
грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции
личности в современную банковскую и
финансовую среды.
Контрольные работы по разделам
Практическая работа в сети
интернет
Зачет
При проведении
дифференцированного зачета в
формате тестирования оценка
сформированности ключевых
компетенций обучающихся
производится по следующим
критериям:
при выполнении заданий ставится
отметка:
20
«5» - за правильное выполнение
более 91-100% заданий;
«4» - за 80-90% правильно
выполненных заданий;
«3» - за 60-79% правильно
выполненных заданий,
«2» - за 40-59% правильно
выполненных заданий
21