УД.1 Основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД 1. Основы финансовой грамотности

Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Код и наименование профессии /специальности:
40.02.03 Право и судебное администрирование
Квалификация выпускника:

специалист по судебному администрированию

Форма обучения:

очная

Курс: 1

Семестр: 1,2

2021 г.
1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от « & » (rf 2021 г.

Зам. директора по УР

Шабанова М.М,
ФИО
Подпись

Председатель П(Ц)К

Подпись /
/

УТВЕРЖДАЮ

ФИО

2021 г.

ЗО

2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины УД 1.Основы финансовой грамотности для
специалистов 40.02.03 Право и судебное администрирование

разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения

РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 513. Зарегистрировано в
Минюсте России 30.07.2014 N 33360)
с учетом:
— профиля получаемого образования,
— примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022
учебный год.

Изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке

квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего профессионального

образования технологического профиля 40.02.03 Право и судебное администрирование

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................... 9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................... 16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ................................ 19

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины УД1 Финансовая грамотность является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС специальностей СПО технического и
социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям
изучают Финансовую грамотность в объеме 108 часов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована, в том числе в развитии
студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, научных студенческих
обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в этих сферах.
Рабочая программа « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотностиотносится к общепрофессиональному
циклу. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
поспециальности среднего профессионального образования 40.02.03 Право и судебное
администрирование
Рабочаяпрограммаучебнойдисциплиныможетбытьиспользована,втомчислевразвитиистуденческогоса
моуправления,участиявработеобщественныхорганизаций,научныхстуденческихобществ,таккакпозво
лятпланировать,управлятьиреализовыватьпроектывэтихсферах.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.

4

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле в
разделе «дополнительные учебные дисциплины» учебного плана.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по специальности 40.02.03 Право и судебное
администрирование. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению
собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это
завтрашние активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Основы финансовой грамотности направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом
практической, прикладной направленности образовательного процесса;

- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению
и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой
грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в
экономической сфере.

на решение следующих задач:

5

- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений,
происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой
информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и
происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные
суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ,
синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и
поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с
ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом
рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными
участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих
организаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:

личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово - экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
-воспитание мотивации к труду;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.

метапредметных:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

6

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа сберегательных альтернатив,

- овладение умениями формулировать представления о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по
реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые
документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с
целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе
изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:

- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии
общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном
итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют
большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую
среды;

-владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в
учебной деятельности и реальной жизни;

- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты
финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности,
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа Объём
обучающихся на занятии, внеаудиторная
часов
самостоятельная работа.

1
Введение

2

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность
изучения основ финансовой грамотности при освоении
профессии.

Уровень
усвоения

3

4

2

1

6

Раздел 1. Бюджет
и бюджетная
система

1. Бюджет и
бюджетная
система РФ, и
бюджетный
процесс.

Участники бюджетного процесса.

2

2

2. Формирование
бюджета РФ,
Основные статьи
доходов и
расходов
бюджета.

Основные источники формирования бюджета РФ,
распределение бюджетных средств.

2

2

3.Региональные и Источники формирования местных бюджетов.
муниципальные
Работа с проектором.
бюджеты

2

Самостоятельная работа.

4

Бюджет и его социально экономическое значение для
развития РФ. Использовать Интернет-ресурсы.

2

2

2

2

2

6

Раздел 2.
Семейная
экономика.
Личный и
семейный
бюджет: его роль
в современной
жизни общества.

_________
9

1 .Личный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.

Необходимость личного бюджета, правильное формирование 2
личного бюджета. История развития электронных денег, их
разновидность и преимущества

2

2. Семейный
бюджет,
источники его
формирования и
основные
направления

Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета.
Главные и второстепенные расходы семьи. Сторонники
карманных денег, для чего необходимы карманные деньги

4

2

Практическая работа:
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит
бюджета.
Использование полученных доходов на различных этапах
жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.

2

Самостоятельная работа.
Роль денег в нашей жизни.
Постановка личных (семейных) финансовых целей.
Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания
богатства.
«Контроль семейных расходов». «Построение семейного
бюджета».

4

Раздел 3. Банки:
чем они могут
быть вам
полезны

1

2

1

1

1
1

1
2

1
1

1
2

4

2

2

2.Кредиты: когда Банковский кредит, эффективная ставка процента по
кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических лиц,
их брать и как
ипотека, рефинансирование кредита, кредитная карта.
оценить. Виды
кредитов. Прочие
услуги банков

2

2

Практическое занятие:
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».
Расчёт процентов кредита

2

1.Банковская
система России.
Текущие счета и
дебетовые карты

Банковская система России, коммерческие банки.
Центральный банк.

10

2

2

Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».

4

2

Подготовить рефераты.

Раздел 4.
Налоги: почему
их надо платить
и чем грозит
неуплата

6

1 .Зачем нужны
налоги, и какие
виды налогов
существуют

Виды налогов: налог на имущество, земельный налог,
транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный
налог.

2

2

2.Налоговый
кодекс

Налоговый кодекс РФ, налоги, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы
налогообложения (пропорциональная, прогрессивная,
регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога,
налоговая декларация

2

2

3. Подача
налоговой
декларации

Налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.

2

2

Практическиезанятия
1 .Опрос. Докладынатему 1 .Возникновениеиразвитиеналогоо
бложения.

6
2

1

1

2.ВозникновениеиразвитиеналоговвдревнейРуси.

2

Работа по карточкам

2

Самостоятельнаяработаобучающихся
Подготовкакпрактическомузанятию,опросу,докладу.

4
8

Раздел 5.
Обеспеченная
старость:

Возможности
пенсионного
11

2

накопления

1 .Понятие и
Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная
значение пенсии, система
государственнаяп
енсионнаясистема
вРФ

2

2,Пенсионныйфон формирование личных пенсионных накоплений.
дРФиегофункции,
негосударственны
епенсионныефонд
ы

2

3 .Трудоваяисоциа Изменения в пенсионном законодательстве
льнаяпенсия.корп
оративнаяпенсия

2

2

4. Инструментыдл Порядок начисления досрочной пенсии педагогам. Условия
яувеличенияразме начисления досрочной пенсии педагогам в образовательных
рапенсионныхнак организациях.
оплений.
Способы действий в рамках предложенных условий и
требований при принятии досрочной пенсии педагогам.

2

2

2

2

4
Практическиезанятия
Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному
2
обеспечению).
Сравнительный анализ доступных финансовых
2
инструментов, используемых для формирования пенсионных
накоплений.Тренинг. Развитие навыков планирования и
прогнозирования. Устный доклад натему-«Изменения
впенсионном законодательстве» Тестирование.

5. Обязательное и
добровольное
пенсионное
страхование.

Самостоятельнаяработа обучающихся
Подготовка к опросу, подготовка устного доклада.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие
старости

2
2

4
2

2

2

2

8

Раздел 6.
Финансовые

_________
12

механизмы
работы фирмы

1.
Взаимоотношенш
работодателя и
сотрудников.
Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и
бонусы, неденежные бонусы, лист нетрудоспособности,
отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за
ребёнком, выходное пособие.

4

2

2

2

Банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз, безработица,
пособие по безработице.

2

2

Практическая работа:
Составление резюме.
Работа с конспектом.
Работа по карточкам

2
1
1

2
1

2. Эффективность Выручка, издержки и прибыль фирмы.
компании
3. Банкротство и
безработица

4
Самостоятельная работа.
Банкротство физических лиц, несостоятельность граждан.
2
Особенности регулирования граждан.
2

2. Создание
собственной
компании.

1

6

Раздел 7.
Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять

1.Чем
предприниматель
ская деятельность
отличается от
работы по найму.
Что такое
успешная
компания.

2

Предпринимательство, предприниматель, показатели
эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль

4

2

2

2

компании, рыночная стоимость компании. Метод
приведённых денежных потоков, метод бережливого
производства. Бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные
фонды, бизнес-инкубаторы.

Юридическое лицо.
Индивидуальный предприниматель, общество с
ограниченной ответственностью (ООО), закрытое
13

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;

- документы для изучения;
- банк мультимедийных презентаций

- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;

- Технические средства обучения:
компьютер и мультимедиа проектор, принтер доступен.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература

1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа.- М.: ВАКО, 2018
-48 с.
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя.- М.: ВАКО, 2018 -232 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся,- М.: ВАКО,
2018-344 с.
4. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь,- М.: ВАКО, 2018-96
с.
5. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВАКО,
2018- 104с
6. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В.
Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
7. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций.
В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
8. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение,
2017
9. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N4015-1 (ред.
от 23.04.2018).
Для студентов:
1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.:
ВАКО, 2018-344 с.
15

2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь.- М.: ВАКО, 2018 —
96 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей,- М.:
ВАКО, 2018- 104 с.
4. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар,
5. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., пер. и доп. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
Дополнительная литература
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы

для учащихся. - М.; ВИТА-ПРЕСС, 2018.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:

учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:

методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

4. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.: Материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

5. 2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.:
Методические рекомендации для учителя. — М.:
6. ВИТА-ПРЕСС, 2018

7. В.В. Чумаченко, А.П.Горяев « Основы финансовой граммотности», М. «Просвещение», 2019

Интернет - ресурсы:

Интерн ет-ресурсы:

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru ;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —

http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata ;

4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php ;
5. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-1010585

8. Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе опроса, тестирования (Приложение 1), проведение практических занятий (Приложение 2), а
также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий(Приложение 3).

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Умения:

- освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

Наблюдение в процессе работы

Внеаудиторная самостоятельная
работа

- формирование умения планировать,
Наблюдение в процессе работы
контролировать и оценивать учебные
Внеаудиторная самостоятельная
действия в соответствии с поставленной
работа
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

-активное использование средств
Поиск информации в сети
информационных и коммуникационных
интернет
технологий для решения коммуникативных
Внеаудиторная самостоятельная
и познавательных задач;
работа
- определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной
деятельности;

- развитие аналитических способностей,
навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных
альтернатив,
- овладение умениями формулировать
представления о финансах, финансовой
системе РФ;

Организация групповой парной
работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа

Поиск информации в сети
интернет
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Наблюдение за практической
работой студентов

18

- овладение обучающимися навыками
самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые
знания, подбирать соответствующие
правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью
разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и
перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественно экономических наук, вырабатывать в себе
качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации.

Наблюдение в процессе работы

Внеаудиторная самостоятельная
работа
Поиск информации в сети
интернет

Контрольная работа, тест

Организация групповой парной
работы

Внеаудиторная самостоятельная
работа

Знания:

- формирование системы знаний об
Фронтальный опрос
экономической и финансовой сфере в
Выполнение домашнего задания
жизни общества, как пространстве, в
котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
Самостоятельная работа
- понимание сущности экономических
институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;

- знание структуры и регулирования
финансового рынка, финансовых
инструментов;

Домашнее задание

Собеседование

Практическая работа
- формирование навыков принятия
грамотных и обоснованных финансовых
решений, что в конечном итоге поможет им
добиться финансовой самостоятельности и
успешности в бизнесе;

19

-владение навыками поиска актуальной
Самостоятельная работа
экономической информации в различных
Домашнее задание
источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать
и использовать экономическую
информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной
жизни;

- формирование навыков проектной
деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты финансово экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных
ориентиров;

Практическая работа

- умение применять полученные знания и
Практическая работа
сформированные навыки для эффективного
Контрольная работа
исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя,
производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя,
налогоплательщика);
- умение проявлять способности к
личностному самоопределению и
самореализации в экономической
деятельности, умение ориентироваться в
текущих экономических событиях,
происходящих в России и мире;

Внеаудиторная самостоятельная
работа

- приобретение обучающимися
компетенций в области финансовой
грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции
личности в современную банковскую и
финансовую среды.

Контрольные работы по разделам

Практическая работа в сети
интернет

Зачет

При проведении
дифференцированного зачета в
формате тестирования оценка
сформированности ключевых
компетенций обучающихся
производится по следующим
критериям:
при выполнении заданий ставится
отметка:
20

«5» - за правильное выполнение
более 91-100% заданий;
«4» - за 80-90% правильно
выполненных заданий;
«3» - за 60-79% правильно
выполненных заданий,

«2» - за 40-59% правильно
выполненных заданий

21



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.