МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально - промышленный колледж»
Рабочая программа профессионального модуля
ОП.ОЗ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
Код и наименование специальности(профессии): 40,02,03 Право и судебное администрирование
Форма обучения: очно
Курс: 2
Семестр: 3,4.
2021 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой)
комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Подпись
Ф.И.О.
20Л / г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОП.ОЗ. Правоохранительные и
судебные органы разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в Минюсте России
07.06.2012 N24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 12,05.2014г. № 513 по специальности/профессии
40.02.03 Право и судебное администрирование зарегистрировано в Минюсте России от 30.07.2014г.
№33360
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год.
Разработчик: преподаватель общепрофессионал
квалификационной категории Магомедова Р.М._
Рецензенты:
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ. Правоохранительные и судебные органы
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.ОЗ. Правоохранительные и судебные
органы является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее
- ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное
администрирование (базовая подготовка) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности: ВПД.1 Организационно-техническое обеспечение
работы суда; ВПД.2 Организация и обеспечение судебного делопроизводства.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.ОЗ. Правоохранительные и
судебные
органы
образовательного
разработана
стандарта
на
основе
среднего
Федерального
профессионального
государственного
образования
по
специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование (базовая подготовка),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 513 от 12 мая 2014 г.
Данная
рабочая
дополнительном
учебная
программа
может
профессиональном образовании
(в
быть
использована
программах
в
повышения
квалификации и программах профессиональной переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина ОП.ОЗ. Правоохранительные и судебные
органы
является общепрофессиональной дисциплиной и относится к обязательной части
дисциплин профессионального учебного цикла ППССЗ.
4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель дисциплины - ввести студента в круг знаний, составляющих основы
профессиональной деятельности юриста, а также помочь в изучении понятия,
структуры,
организации
и
полномочий,
основных
направлений
(функций)
правоохранительной деятельности и судебной власти.
Задачи учебной дисциплины:
- познакомить студентов с действующей системой органов судебной власти и
правоохранительных органов;
- познакомить с внутренней структурой конкретных органов судебной власти и
правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных
полномочиях;
- выработать умения и навыки исследования и применения законодательства;
-показать
важность
взаимодействия
между
органами
судебной
власти
и
правоохранительными органами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в системе, структуре и компетенции правоохранительных и
судебных органов;
- разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных
органов;
- работать
с
законодательными
и
иными
нормативными
актами,
регламентирующими деятельность правоохранительных и судебных органов.
знать:
-понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности;
5
- действующую систему правоохранительных и судебных органов в Российской
Федерации, их структуру и компетенцию;
- основные задачи и направления (функции) деятельности правоохранительных
органов;
- основы правового статуса судей и сотрудников правоохранительных органов;
-основные правовые акты о правоохранительных органах.
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
следующие общие и профессиональные компетенции, включающие в себя
способность:
Общие компетенции:
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОКЗ.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК.9.
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в
профессиональной деятельности.
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Профессиональные компетенции:
Наименование результата обучения
Код
ПК 1.4.
Осуществлять работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями
граждан и организаций, вести прием посетителей в суде
Поддерживать в актуальном состоянии базы нормативных правовых актов
и судебной практики
Обеспечивать работу архива суда
ПК 2.1.
Осуществлять прием, регистрацию, учет и хранение судебных дел,
ПК 1.1.
ПК 1.2.
6
ПК 3.1.
вещественных доказательств и документов
Использовать компьютерные технологии при подготовке судебных и иных
служебных документов, информационном обеспечении и поддержке
принятия решений, организации и контроле работы, составлении
отчетности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательной учебных
занятий)- 66 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 33 часа,.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ Правоохранительные и судебные органы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
дифференцированный зачет
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего)
Объем
часов
99
66
50
16
33
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.ОЗ Правоохранительные и судебные органы
Объем
часов
Уровень
освоения
2
1
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину Правоохранительные и судебные органы
3
9
4
Тема 1.1.
Понятие,
признаки
задачи
правоохранительной
деятельности.
9
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала:
и
Понятие правоохранительной деятельности. Основные направления, задачи и цели
правоохранительной деятельности. Понятие и признаки правоохранительных органов.
Виды правоохранительных органов в РФ. Предмет курса Правоохранительные органы РФ.
Соотношение курса «Правоохранительные и судебные органы» с другими юридическими
и неюридическими (философия, логика) дисциплинами. Конституция РФ и Федеральные
Законы - как основные источники дисциплины «Правоохранительные и судебные
органы». Иные правовые акты о правоохранительных органах. Классификация правовых
актов по содержанию и правовой силе.
Теоретическое обучение. Лекция № 1. Понятие, признаки и задачи
правоохранительной деятельности.
Практическое
занятие
№
1.
’’Правоохранительная
деятельность
и
правоохранительные органы в РФ"
1. Понятие правоохранительной деятельности.
2. Основные направления, задачи и цели правоохранительной деятельности.
3. Понятие и признаки правоохранительных органов.
4. Виды правоохранительных органов в РФ.
5. Предмет курса «Правоохранительные органы РФ».
6. Конституция РФ и Федеральные законы о правоохранительных и судебных органах.
Самостоятельная работа обучающихся № 1.
1. Составить глоссарий по теме.
2. Составить опорно-логические схемы по следующей тематике:
2.1.Задачи правоохранительной деятельности и ее основные виды.
2.2. Основные направления деятельности правоохранительных органов.
6
1,2
1
2
8
3. Сделать подборку фрагментов из 3-5 фильмов по основным направлениям деятельности
правоохранительных органов и объяснить их роль и значение в современной жизни.
Раздел 2 . Судебная власть и судебная система. Организационное обеспечение деятельности судов
Тема 2.1.
Судебная
власть
судебная система.
Содержание учебного материала:
и
Понятие, признаки принципы судебной власти. Соотношение судебной власти с
законодательной и исполнительной ветвями государственной власти. Основные этапы
развития судебной системы. Конституционные принципы организации и деятельности
судебной власти.
Понятие и признаки правосудия. Отличия правосудия от других видов государственной
деятельности. Понятие принципов правосудия, их характеристика и критерии: законность;
осуществление правосудия только судом;
назначение судей на должность; независимость судей и подчинение их только закону;
открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности); состязательность и
равноправие сторон; презумпция невиновности; национальный язык судопроизводства;
осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечение
подсудимому права на защиту; принцип сочетания единоличного и коллегиального
составов суда при рассмотрении судов гражданских и уголовных дел.
Полномочия судебной власти. Суд как орган судебной власти. Понятие и структура
судебной системы РФ. Понятие «звено судебной системы». Понятие и виды судебных
инстанций.
Теоретическое обучение. Лекция № 2. ’’Судебная власть и система судов в РФ".
Практическое занятие № 2. "Суд - орган судебной власти"
1. Понятие, признаки принципы судебной власти.
2. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями
государственной власти.
3. Полномочия судебной власти.
4. Суд как орган судебной власти.
5. Понятие и структура судебной системы РФ.
6. Понятие «звено судебной системы».
7. Понятие и виды судебных инстанций.
Самостоятельная работа обучающихся № 2.
1. Проработка конспекта лекций.
2. Составление опорно-логических схем по следующей тематике:
2.1. Понятие и система принципов правосудия.
49
9
6
1
2,3
2
9
2.2. Основные функции судебной власти.
2.3. Характерные черты (свойства) судебной власти.
2.4. Судебная система и ее элементы.
3. Подготовить сообщения по темам:
1) . Понятия правосудия, его отличие от других направлений (функций)
правоохранительной деятельности.
2) . Значение демократических основ (принципов) правосудия.
3) . Реализация принципа законности в сфере правосудия.
4) . Органы, уполномоченные осуществлять правосудие.
5) . Суть принципа обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда.
6) . Сходство и различие равенства граждан перед законом и равенства граждан перед
судом, какие установлены изъятия из этого принципа.
7) . Правовые акты, обеспечивающие осуществление права на судебную защиту.
Тема
2.2.
Основы Содержание учебного материала:
правового статуса судей
Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на
должность судей. Порядок наделения, приостановления и прекращения полномочий
судей. Гарантии независимости судей. Органы судейского сообщества.
Теоретическое обучение. Лекция № 3. "Основы правового статуса судей".
Практическое занятие № 3. "Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм.
от 19.02.2018) "О статусе судей в Российской Федерации" как источник,
регламентирующий деятельность судей.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составить опорный конспект по учебнику "Правоохранительные органы: учебник и
практикум для СПО/М.Н. Поляков и др.; под. общ. ред. М.Н. Полякова. - М.: Издательство
Юрайт, 2017. - С. 71-90 "Глава 4. Правовой статус судей" и ответить на контрольные
вопросы по теме.
2. Найти в ИПП "Гарант" Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от
19.02.2018) "О статусе судей в Российской Федерации" и выписать из ст. 3 требования,
предъявляемые к судье.
3. Выписать из ст. 8 Закона от 26.06.1992 № 3132-1 присягу судьи и выучить ее наизусть.
Тема 2.3 Суды общей Содержание учебного материала:
юрисдикции
в
РФ:
Система судов общей юрисдикции. Организация деятельности и полномочия мирового
система,
структура
и
судьи. Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции. Полномочия мировых судей
компетенции.
при рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел. Статус мирового
9
4
1,2
1
4
7
10
судьи. Суды субъектов федерации (Конституционные и уставные суды).
Теоретическое обучение. Лекция № 4. Тема: "Суды общей юрисдикции в РФ: система,
структура и компетенции".
Практическое занятие № 4. Тема: "Организация деятельности и полномочия мирового
судьи".
1. Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции.
2. Полномочия мировых судей при рассмотрении гражданских, административных и
уголовных дел.
3. Статус мирового судьи.
4. Суды субъектов федерации (Конституционные и уставные суды).
5. Полномочия судов субъектов федерации.
Тема 2.4. Районный суд:
структура и полномочия
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Найти в ИПП "Гарант" Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ
(ред. от 05.04.2016) "О мировых судьях в Российской Федерации" и составить опорно
логические схемы по следующей тематике:
1.1. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность
мировых судей
1.2. Компетенция мирового судьи
1.3. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение
временно отсутствующего мирового судьи.
2. Решение вариативных задач и упражнений по данной теме.
Содержание учебного материала:
Полномочия судов субъектов федерации. Состав, полномочия и организация деятельности
районных, городских, межрайонных судов. Председатель районного суда общей
юрисдикции. Организация работы в районном суде и аппарат суда. Правовой статус суда
при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Президиум и коллегия судов среднего
звена.
Структура, состав и полномочия верховного суда республики, краевого, областного суда,
суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Задачи, система, состав и полномочия военных судов Российской Федерации.
Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
Теоретическое обучение. Лекция № 5. Тема: "Районный суд: структура и полномочия".
4
2
1
2
5
2
2,3
и
Тема 2.5 Верховный Суд
РФ
Практическое занятие № 5. Тема: "Состав, полномочия и организация деятельности
районных, городских, межрайонных судов" (на примере Ставропольского краевого суда,
Петровского районного суда).
1 .Компетенция районного суда.
2. Председатель районного суда: функции и полномочия.
3. Руководство деятельностью аппарата районного суда.
4. Структура районного суда.
Самостоятельная работа обучающихся № 5.
1. Проработка текста учебника "Правоохранительные органы: учебник и практикум для
СПО/М.Н. Поляков и др.; под. общ. ред. М.Н. Полякова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. С.127-140.
2. Составить опорно-логические схемы по следующей тематике:
2.1. Состав суда областного (краевого) уровня.
2.2. Полномочия суда областного (краевого) уровня.
2.3. Функции председателя суда областного (краевого) уровня.
3. Подготовить доклады по следующим темам:
3. 1. Права и обязанности председателей верховных судов республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
2. Президиум верховных судов республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных округов: состав, порядок образования и
полномочия.
3. Судебные коллегии верховных судов республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных округов, порядок образования и полномочия.
4. Аппарат верховных судов республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области и автономных округов: состав и задачи.
5. Компетенция (полномочия) верховных судов республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области и автономных округов.
Содержание учебного материала:
Общая характеристика судов высшего звена общей юрисдикции (Верховный Суд РФ).
Полномочия Верховного Суда РФ. Пленум Верховного Суда РФ. Президиум Верховного
Суда. Судебные коллегии Верховного Суда. Председатель Верховного Суда. Организация
работы в Верховном Суде и аппарат суда. Правовой статус суда при рассмотрении
гражданских и уголовных дел.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ. Судебная коллегия по делам
военнослужащих ВС РФ. Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Закон Российской Федерации
о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О
1
2
5
12
Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
Теоретическое обучение. Лекция № 6. Тема: «Верховный Суд Российской Федерации»
Тема
2.6.
Практическое занятие № 6. Тема: «Система, структура и правовой статус
Верховного Суда РФ».
1.
Структура, порядок организации и деятельности Верховного Суда РФ.
2.
Полномочия Верховного Суда РФ.
3.
Состав Верховного Суда РФ.
4.
Порядок организации документооборота и делопроизводства в Верховном Суде РФ
по работе с документами несекретного характера и документами для служебного
пользования.
Самостоятельная работа обучающихся № 6.
1. Ознакомиться с Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N З-ФКЗ (ред.
от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) и составить опорно-логические схемы по следующей тематике:
1.1. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.
1.2. Полномочия Председателя Верховного Суда Российской Федерации
2. Работа с сайтом: Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru/
Судебного департамента при ВС РФ http://www.cdep.ru/.
Выполнить следующие задания:
2.1. Изучить и сделать конспект «Основные направления деятельности Судебного
департамента при Верховном Суде РФ».
2.2. Составить схему основных направлений работы СД при ВС РФ.
3. Подготовить реферат по одной из следующих тем:
3.1. Понятие и значение организационного обеспечения деятельности судов судебной
системы Российской Федерации.
3.2. Понятие, состав и система Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
3.3. Управления (отелы) Судебного департамента в субъектах РФ.
3.4. Аппараты судов как органы обеспечения деятельности судов в РФ.
3.5. Администратор суда, его правовое положение и полномочия.
3.6. Понятие службы судебных приставов и организация ее деятельности.
3.7. Права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов.
3.8. Права и обязанности судебных приставов-исполнителей
Арбитражные Содержание учебного материала: Система арбитражных судов. Задачи арбитражных
2
2,3
1
2
7
13
судов. Порядок образования и деятельность арбитражных судов округов. Полномочия,
порядок образования и деятельность арбитражных судов субъектов федерации.
Теоретическое обучение. Лекция № 6. Тема: «Арбитражные суды субъектов Российской
Федерации: состав, структура, полномочия».
Практическое занятие№ 6. Тема: «Арбитражные суды, их задачи и место в судебной
системе Российской Федерации»
1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации: состав, структура, полномочия.
2. Арбитражные апелляционные суды: состав, структура, полномочия.
3. Федеральные арбитражные суды округов: состав, структура, полномочия.
4. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ: формирование и
полномочия.
5. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям арбитражных судов РФ.
6. Третейские суды.
7. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов.
Самостоятельная работа обучающихся № 6.
1.
Составить опорный конспект по учебнику "Правоохранительные органы: учебник
и практикум для СПО/М.Н. Поляков и др.; под. общ. ред. М.Н. Полякова. - М.:
Издательство Юрайт, 2017. - С. 142-160.
2.
Подготовить доклад и сообщение по одной из следующих тем:
2.1. Место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации.
2.2. Третейские суды РФ как один из основных способов альтернативного урегулирования
споров: недостатки и преимущества по отношению к судам государства.
2.3. Экономический Суд СНГ: порядок образования и компетенция.
Тема
2.7. Содержание учебного материала:
Конституционный Суд РФ Общая характеристика Конституционного Суда РФ. Принцип независимости
Конституционного Суда и его судей. Формирование Конституционного Суда РФ и
требования, предъявляемые к судьям. Структура Конституционного Суда РФ.
Порядок избрания на должность и процедура освобождения от должности Председателя
Конституционного Суда. Решения Конституционного Суда РФ.
Теоретическое обучение. Лекция № 7. Тема: «Конституционный Суд РФ: задачи,
полномочия, порядок организации».
Практическое занятие № 7. Тема: «Конституционный суд РФ: система, структура и
компетенция».
1.
Задачи и полномочия Конституционного Суда РФ.
2.
Организация Конституционного Суда РФ.
суды РФ.
4
1,2
1
2
7
4
1,2
1
14
3.
Общие правила деятельности Конституционного Суда РФ.
4.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Самостоятельная работа обучающихся № 7.
1. Ознакомиться с положениями Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N
1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" и составить
опорноОлогические схемы по следующей тематике:
1.1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
1.2. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской
Федерации
1.3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда
Российской Федерации
1.4. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
1.5. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской
Федерации
2. Работа с сайтом Конституционного Суда РФ http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Сделать подборку 3 решений КС РФ и изучить их.
Раздел 3. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации
Тема 3.1. Органы юстиции Содержание учебного материала:
РФ
Место Министерства юстиции РФ в системе правоохранбительных органов. Основные
функции Министерства юстиции РФ. Департаменты Министерства юстиции РФ.
Территориальные органы юстиции.
Теоретическое обучение. Лекция № 8. Тема: «Функции и полномочия Министерства
юстиции Российской Федерации»
Самостоятельная работа обучающихся № 8.
1 .Ознакомиться со следующими НПА: Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313
(ред. от 17.02.2018) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и составить
опорно-логические схемы по следующие тематике:
1.1. Основные направления деятельности Минюста РФ.
2
19
4
2
2
15
Тема 3.2. Федеральная
служба
судебных
приставов
РФ.
Федеральная
служба
исполнения наказаний
1.2. Полномочия Минюста РФ.
1.3. Структурные подразделения Минюста России
2. Изучить Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96
(ред. от 10.07.2017) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов") и составить перечень
коррупциогенных факторов.
3. Привести правовых норм, содержащих коррупциогенные факторы ( 2-3 нормы из
числа ранее отмененных) и дать им правовую оценку (см.:
http://prokurorhbr.ru/content )
Содержание учебного материала:
Место федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов.
Правовые основы деятельности федеральной службы судебных приставов. Система и
структура службы судебных приставов. Основные направления деятельности федеральной
службы судебных приставов и ее территориальных подразделений. Взаимодействие
федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами.
Понятие и функции ФСИН России. Основные задачи ФСИН.
Теоретическое обучение. Лекция № 9. Тема: «Федеральная служба судебных приставов
РФ и Федеральная служба исполнения наказаний - органы юстиции РФ»
Практическое занятие № 9. Тема: «Система и структура службы судебных приставов»
1. Основные задачи ФССП России.
2. Структура центрального аппарата ФССП России.
3. Структура территориального органа ФССП России.
4. Категории судебных приставов и их полномочия.
5. Основные функции и задачи ФСИН России.
Самостоятельная работа обучающихся№ 9.
1. Составить конспект по теме «Федеральная служба судебных приставов в РФ» по
учебнику «Правоохранительные органы: учебник и практикум для СПО /М.П.
Поляков и др.; под общ. Ред. М.П. Полякова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С.
269-274.
2. Работа с сайтом Федеральная служба судебных приставов http://fssprus.ru/.
Выполнить следующие задания:
2.1.
Ознакомиться с «Итоговым докладом о деятельности ФССП за 2017 год»
5
2
1,2
1
2
16
Тема
3.3.
обеспечения
государственной
безопасности.
http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/02018/itosovyj doklad za 2017 sod 2018361451
.pdf и определить наиболее успешные направления деятельности ФССП за 2017
год, проанализировать и указать направления, по которым необходимо усилить
работу ФССП.
2.2.
Проанализировать раздел сайта «Ответы на часто задаваемые
вопросы» исделать анализ обращений граждан, изобразив его графически.
3.
Работа с сайтом Федеральной службы исполнения наказаний http://fsin.su/
Ознакомиться со следующими НПА: Указ Президента Российской Федерации от
09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти", Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы
Федеральной службы исполнения наказаний".
4.
Ознакомиться и проанализировать статистическую информацию «Характеристика
лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних»
http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/
Органы Содержание учебного материала:
Система обеспечения безопасности в РФ. Федеральная служба безопасности РФ.
Система федеральных органов безопасности. Иные органы обеспечения безопасности и их
задачи: органы внешней разведки; федеральная пограничная служба; федеральные органы
государственной охраны. Таможенные органы Российской Федерации. Взаимодействие
органов безопасности с другими правоохранительными органами.
Теоретическое обучение. Лекция № 10. Тема: «Органы обеспечения государственной
безопасности».
Практическое занятие №10. Тема: «Органы обеспечения госбезопасности: понятие,
функции и разграничение сферы действия».
1. Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности.
2. ФСБ: понятие, принципы осуществления деятельности.
3. Основные направления деятельности ФСБ.
4. Статус, основы организации и функционирования внешней разведки РФ.
5. Государственная охрана: понятие и объекты.
6. Система таможенных органов РФ.
Самостоятельная работа обучающихся № 10.
1. Ознакомиться со следующими НПА: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) "О федеральной службе безопасности"; Федеральный закон "О
внешней разведке" от 10.01.1996 N 5-ФЗ (последняя редакция); Указ Президента
РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 27.02.2018) "Вопросы Федеральной службы
5
2
2,3
1
2
17
охраны Российской Федерации".
2. Тестирование по теме занятия.
Тема 3.4. Органы охраны Содержание учебного материала:
порядка и общественной Задачи, функции и структура органов внутренних дел. Система органов Министерства
безопасности:
основные внутренних дел РФ. Организация полиции в РФ. Криминальная полиция: структура и
задачи
и
направления основные задачи. Полиция общественной безопасности: структура и основные задачи.
деятельности
Иные структурные подразделения МВД РФ. Внутренние войска МВД России.
Федеральная миграционная служба. Органы по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
Теоретическое обучение. Лекция № И. Тема: «Органы охраны порядка и общественной
безопасности»
Практическое занятие №11. Тема: «Задачи, функции и структура органов внутренних
дел».
1. Основные задачи и функции деятельности ОВД.
2. Структура ОВД и ее основные элементы.
3. Правовые основы деятельности полиции.
4. Основные функции ФМС России в области паспортно-визовой работы.
5. Следственный департамент МВД: задачи и структура
Самостоятельная работа обучающихся № 11.
1.
Проработать конспект лекций и ознакомиться с Федеральным законом от
07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О полиции".
2.
Подготовить письменные ответы на контрольные вопросы учебника
«Правоохранительные и судебные органы: учебник для СПО/под общ. Ред. В.П. Божьева,
Б.Я. Гаврилова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С. 233.
3.
Решение вариативных задач по теме.
4.
Тестирование по теме.
Раздел 4. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора
Тема 4.1.
Прокуратура
РФ
прокурорский надзор
Содержание учебного материала:
и
5
2
1
2
12
5
Конституция РФ о прокуратуре РФ и ее месте в системе государственных органов. Задачи
Прокуратуры РФ и принцип организации ее деятельности. Основные направления
деятельности прокуратуры. Понятие прокурорского надзора как одного из направлений
деятельности прокуратуры. Система органов прокуратуры и их организация. Генеральная
Прокуратура РФ. Прокуратуры субъектов РФ. Прокурор района (города). Военная
прокуратура._________________________________________________________________ _
18
Тема 4.2.
Органы
дознания
предварительного
следствия
Теоретическое обучение. Лекция № 12. Тема: «Прокуратура Российской Федерации»
Практическое занятие № 12. Тема: «Система органов и учреждений прокуратуры и ее
организационная структура»
1. Конституция РФ о прокуратуре РФ и ее месте в системе государственных органов.
2. Задачи Прокуратуры РФ и принцип организации ее деятельности.
3. Основные направления деятельности прокуратуры.
4. Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры.
5. Система органов прокуратуры и их организация.
6. Генеральная Прокуратура РФ.
7. Прокуратуры субъектов РФ.
8. Прокурор района (города).
9. Военная прокуратура.
Самостоятельная работа обучающихся № 12.
1.
Ознакомиться с текстом Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от
31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.02.2018) и составить опорно-логические схемы по следующим вопросам:
1.1. Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
1.2. Порядок назначения на должность и освобождение от должности
прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров
1.3. Полномочия прокурора.
2.
Работа с сайтом: Генеральная прокуратура РФ: https://www.genproc.gov.ru/
На основании раздела «Структура» изобразить структуру Прокуратуры
Ставропольского края.
3.
Подбор судебных материалов 3-5 примеров, с участием прокурора
Содержание учебного материала:
и Понятие выявления и расследования преступлений, изобличения лиц, виновных ив их
совершении. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений. Понятие
оперативно-розыскной деятельности. Понятие органа дознания. Система (виды) органов
дознания. Полиция как орган дознания.
Понятие органов предварительного следствия и их отличия от органов дознания. Система
органов предварительного следствия. Следователи Следственного Комитета при
Генеральной прокуратуре РФ; следователи Следственного департамента МВД РФ;
следователи Следственного Управления при Федеральной службы безопасности;
следователи Следственного Управления при Комитете по наркоконтролю. Руководитель
следственного органа.
2
1
1,2
2
7
19
Теоретическое обучение. Лекция № 13. Тема: «Органы дознания и предварительного
следствия».
Практическое занятие № 13. «Система и задачи органов дознания и предварительного
следствия»
1. Понятие и виды органов дознания, формы дознания по уголовным делам.
2. Понятие органов предварительного следствия.
3. Процессуальные права следователей.
4. Подследственность уголовных дел (преступлений)
Самостоятельная работа обучающихся № 13.
1. Проработка конспекта лекций и работа с текстом учебника: «Правоохранительные и
судебные органы: учебник для СПО/под общ. Ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. - 5-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С. 284-292.
2. Составить опорно-логические схемы по следующей тематике:
2.1. Формы предварительного следствия.
2.2. Задачи органов предварительного следствия и органов дознаний при
расследовании преступлений.
2.3. Составить перечень органов дознания.
2.4. Система органов предварительного следствия.
2.5. Различия между органами дознания и органами предварительного следствия.
3. Тестирование по теме.
4. Разбор практических ситуаций.
Раздел 5. Органы по обеспечению правовой помощи.
Содержание учебного материала:
Понятие и формы оказания юридической помощи и защиты в Российской Федерации.
Адвокатура: понятие, социальная функция и основные направления деятельности.
Правовой статус адвокат. Контроль за деятельностью адвокатов.
Система адвокатуры в Российской Федерации. Формы адвокатских образований.
Оказание адвокатами юридической помощи и защиты по уголовным делам.
Правовые нормы, регулирующие систему, структуру, задачи, функции и принципы
организации и деятельности нотариата в Российской Федерации.
Роль и место нотариата в системе правоохранительных органов РФ.
Теоретическое обучение. Лекция № 14. Тема: «Органы по обеспечению правовой
помощи. Нотариат и адвокатура».
Практическое занятие № 14.
«Адвокатура: понятие, функции, организация
деятельности».
4
2,3
1
2
10
10
1,2
4
2
1
20
1. Понятие и задачи адвокатуры, принципы ее организации и деятельности.
2. Формы адвокатских образований.
3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами физическим и юридическим
лицам.
4. Правовой статус адвоката, его помощника и стажера в РФ.
5. Правовые основы и функции нотариата.
6. Система органов нотариата, организация деятельности.
7. Права, обязанности и ответственность нотариуса.
Практическое занятие № 15. Дифференцированный зачет. Итоговое контрольное
тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся № 14-15.
1. Посмотреть по выбору один из фильмов о деятельности адвокатов и сделать анализ
их правового статуса. См. сайт: https://pravo.ru/review/view/143295/ Лучшие фильмы
для юристов по мнению юристов.
Итого:
2
3
99
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета общепрофессиональных
дисциплин.
Оборудование кабинета общепрофессиональных дисциплин:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- 25 посадочных мест для обучающихся;
-
1 рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- персональный компьютер, входящий в локальную сеть;
- MS Office;
- принтер;
- мультитимедиа-проектор;
- настенный экран.
22
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием
12.12.1993). Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 08.06.2012 N 1-ФКЗ (ред. от
12.03.2014) «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального
конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и
статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона «О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации» // «Российская газета», N 131,
09.06.2012, [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от
05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская
газета», N 3, 06.01.1997,
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
3. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N З-ФКЗ (ред. от
15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.01.2017) .// «Российская газета», N 27, 07.02.2014, [Электронный
ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мировых
судьях в Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ»,
21.12.1998, N 51, ст. 6270, «Российская газета», N 242, 22.12.1998.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) //
«Российская газета», N 25, 08.02.2011, «Российская газета», N 28, 10.02.2011,
«Парламентская газета», N 7, 11-17.02.2011, «Собрание законодательства РФ»,
14.02.2011, N 7, ст. 900. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 4ОЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О
Следственном комитете Российской Федерации»// «Российская газета», N 296,
30.12.2010, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011,N 1, ст. 15,
23
«Парламентская газета», N 1-2, 14-20.01.2011. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской
Федерации».// «Российская газета», N 265, 26.12.2008, «Собрание
законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6217, «Парламентская
газета», N 90, 31.12.2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
www.consultant.ru
8. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О присяжных
заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской
Федерации». // «Собрание законодательства РФ», 23.08.2004, N 34, ст. 3528,
«Парламентская газета», N 155-156, 25.08.2004, «Российская газета», N 182,
25.08.2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О третейских
судах в Российской Федерации» /^Парламентская газета», N 140-141,
27.07.2002, «Российская газета», N
137, 27.07.2002, «Собрание
законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3019. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.consultant.ru
10. Федеральный закон от 14.03.2002 N ЗО-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об органах
судейского сообщества в Российской Федерации» . // [Электронный ресурс]. -
Режим доступа www.consultant.ru
11 .Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
12. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской
Федерации» .// «Парламентская газета», N 99, 01.06.2001, «Российская газета»,
N 105, 02.06.2001, «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, N 23, ст.
2288. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
13. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О
прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», N 229,
25.11.1995. - Режим доступа www.consultant.ru
14.3акон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О
статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2016) . // «Российская газета», N 170, 29.07.1992, «Ведомости СНД и ВС
РФ», 30.07.1992, N 30, ст. 1792. «Российская юстиция», N И, 1995.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
24
15. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ
11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) . //»Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 357,
«Российская газета», N 49, 13.03.1993. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
www.consultant.ru
16. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
«О
Федеральной службе безопасности». //»Собрание законодательства РФ»,
10.04.1995, N 15, ст. 1269, «Российская газета», N 72, 12.04.1995.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru
17. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 21.12.2016) «Вопросы
Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с
«Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») //
«Российская газета», N 43, 02.03.2011, «Собрание законодательства РФ»,
07.03.2011, N 10, ст.
1334.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа
www.consultant.ru
18. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 17.02.2018) "Вопросы
Министерства юстиции Российской Федерации"// "Собрание законодательства
РФ", 18.10.2004, N 42, ст. 4108.
19. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) "Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных
правовых
актов"
(вместе
с
"Правилами
проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов") // "Собрание законодательства РФ", 08.03.2010, N 10, ст. 1084.
20. Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 27.02.2018) "Вопросы
Федеральной
службы
охраны
Российской
Федерации"//
"Собрание
законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3314.
21. Божьев, В. П. Правоохранительные и судебные органы: учебник для СПО - 5-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 381
с. -
(Профессиональное образование).
25
22. Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник и
с. -
практикум для СПО - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 311
(Профессиональное образование).
23. Гриненко А.В. Правоохранительные и судебные органы: Учебник для СПО М.: Юрайт, 2018. - 314 с. - (Профессиональное образование).
24. Правоохранительные и судебные органы России [Электронный ресурс] :
Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. - 3-е изд., перераб. и
дополн. - М.: РАП, 2018. - 676 с. ЭБС Znanium
25. Правоохранительные органы: Учебное пособие / Р.Г. Миронов. - М.: ИД
ФОРУМ: НИН ИНФРА-М, 2018. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное
образование). ЭБС Znanium
26. Поляков М. П. Правоохранительные органы: учебник и практикум для СПО М.: Издательство Юрайт, 2020. - 363 с. - (Профессиональное образование).
27. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Правоохранительные органы: Учеб,
пособие. — 3-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 298 с. ЭБС Znanium
Дополнительные источники:
1. Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской федерации: Учебник
для вузов - М.: Издательство Юрайт, 2018.-357с.- Серия: Бакалавр. Базовый
курс.
2. Бессарабов
В.Г.,
Воскобитова
Л.А.,
Дворянкина
Т.С.,
Орлов
Ю.К.
Судоустройство и правоохранительные органы: учебник, 3-е изд. - М.:
Проспект, 2019. - 512 с.
3. Правоохранительные органы: Учебное пособие / А.Н. Миронов, Н.М.
Павинский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2018. - 304 с. ЭБС Znanium
Интернет-ресурсы:
1. Электронно-библиотечная система: [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://znanium.com
2. Научная электронная библиотека Elibrary: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
26
3. Отраслевые
словари
и
справочники
образовательных программ):
(по
профилю
(направленности)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://wwwl .fips.ru
4. КонсультантПлюс - справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. «Все о праве». Портал предназначен для студентов-юристов, преподавателей и
всем тем, кто интересуется юриспруденцией [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: www.allpravo.ru
6. «Права человека в России». Один из крупнейших ресурсов по правам
человека в российском Интернете, Международные документы по правам
человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hro.org/
7. Сервер органов государственной власти [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.gov.ru/
8. Сервер правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.legal.ru/
9. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: www.law.edu.ru/
10. Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: Ы1р5://мвд.рф/
27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины для базовой
подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, выполнения тестовых заданий, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований, рефератов или презентаций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Умения:
ориентироваться в системе, структуре и компетенции
правоохранительных и судебных органов;
разграничивать функции и сферы деятельности
различных правоохранительных органов;
работать с законодательными и иными нормативными
актами, регламентирующими деятельность
правоохранительных и судебных органов.
ориентироваться в системе, структуре и компетенции
правоохранительных и судебных органов;
разграничивать функции и сферы деятельности
различных правоохранительных органов;
работать с законодательными и иными нормативными
актами, регламентирующими деятельность
правоохранительных и судебных органов.
ориентироваться в системе, структуре и компетенции
правоохранительных и судебных органов.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
Экспертная оценка выполнения
практических заданий
Экспертная оценка составления
административных документов
Интерпретация
результатов
наблюдения за деятельностью
обучающихся (в процессе деловых
игр, дискуссий)
Знания:
понятие, признаки и задачи правоохранительной
Устный
опрос
Тестирование
деятельности;
Накопительное оценивание
действующую систему правоохранительных и судебных
органов в Российской Федерации, их структуру и
компетенцию;
основные задачи и направления (функции) деятельности
правоохранительных органов;
основы правового статуса судей и сотрудников
правоохранительных органов;
основные правовые акты о правоохранительных органах.
понятие, признаки и задачи правоохранительной
деятельности.
28
Результаты (освоенные общие Основные показатели результатов Формы и методы контроля
и профессиональные
подготовки
и оценки результатов
компетенции)
обучения
- демонстрация понимания
сущности и социальной значимости
своей будущей профессии;
- проявление творческого подхода
к выполнению задания;
-положительная динамика
результатов учебной деятельности;
-своевременное и качественное
выполнение задания;
-определение ближайших и
конечных жизненных целей в
профессиональной деятельности;
- участие в профессиональных
конкурсах, фестивалях,
олимпиадах, конференциях;
-способность планировать
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность;
собственную деятельность,
- способность выбирать методы и
выбирать типовые методы и
способы выполнения своей
способы выполнения
деятельности;
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и - умение оценивать эффективность
и качество выполнения своей
качество.
профессиональной деятельности
- понимание сути
профессиональных задач;
- умение формулировать цель и
задачи предстоящей
профессиональной деятельности;
-умение проводить рефлексию
(оценивать и анализировать
процесс и результат).
- понимание методов принятия
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных решений в стандартных и
нестандартных ситуациях, меры
ситуациях и нести за них
ответственность
своей ответственности;
- умение определять проблему в
профессионально ориентированных
ситуациях;
- умение предлагать способы и
варианты решения проблемы,
оценивать ожидаемый результат;
- способность планировать
поведение в профессионально
ориентированных проблемных
ситуациях, вносить коррективы,
контролировать ситуацию;
- применение навыков принятия
решений в соответствии с
ситуацией
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
портфолио (сбор образцов
деятельности обучающихся,
демонстрирующих умения,
практический опыт,
доказательства
сформированных
компетенций); самооценка
студентом результатов
деятельности.
анализ решения
профессиональных задач;
экспертная оценка
практической работы
(направлена на оценку
сформированных
компетенций, проявленных
в ходе практической
работы); обратная связь:
анализ и обсуждение
результатов деятельности
экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях, выполнения
самостоятельной работы с
целью оценки способностей
к анализу, контролю и
принятию решений.
29
Результаты (освоенные общие Основные показатели результатов Формы и методы контроля
и профессиональные
подготовки
и оценки результатов
компетенции)
обучения
поддерживать в актуальном
ПК 1.2. Поддерживать в
актуальном состоянии базы состоянии
базы
нормативных
нормативных правовых актов и правовых актов и судебной практики
судебной практики
Экспертная оценка и
интерпретация результатов
наблюдений за
обучающимися (участие в
деловых играх, диспутах,
беседах, форумах)
Экспертная оценка
выполнения практических
задач
ПК 1.4. Обеспечивать работу - знание структуры баз данных Экспертная оценка и
архива суда; умеет обеспечивать интерпретация результатов
архива суда
наблюдений за
работу архива суда
обучающимися (участие в
деловых играх, диспутах,
беседах, форумах)
Экспертная оценка
выполнения практических
задач
ПК 2.1. Осуществлять прием,
Экспертная оценка и
- качество организации приема,
регистрацию, учет и хранение регистрации, учета и хранения
интерпретация результатов
судебных дел, вещественных
наблюдений за
документов;
доказательств и документов
обучающимися (участие в
- качество распределения
функциональных обязанностей в
деловых играх, диспутах,
зависимости от плана проводимых
беседах, форумах)
мероприятий
Экспертная оценка
выполнения практических
задач
Экспертная оценка и
- использование компьютерных
ПК 3.1. Использовать
интерпретация результатов
компьютерные технологии при технологий регистрации, учета и
наблюдений за
подготовке судебных и иных
технического оформления
исполнительных документов по
обучающимися (участие в
служебных документов,
информационном обеспечении судебным делам.
деловых играх, диспутах,
беседах, форумах)
и поддержке принятия
Экспертная оценка
решений, организации и
выполнения практических
контроле работы, составлении
задач
отчетности.
31
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету:
1. Направления правоохранительной деятельности?
2. Задачи правоохранительной деятельности?
3. Дайте понятие правоохранительной деятельности?
4. Функции правоохранительной деятельности?
5 . Что такое правоохранительные органы?
6. Что является объектом исследования правоохранительных органов?
7. Что является предметом исследования правоохранительных органов?
8. Классификации законодательства по юридической силе?
9. Классификации законодательства по содержанию?
10. Соотношение правоохранительных органов с конституционным правом?
11. Соотношение правоохранительных органов с уголовным правом?
12. Соотношение правоохранительных органов с прокурорским надзором?
13. Соотношение правоохранительных органов с гражданским процессом?
14. Раскройте понятие судебной власти.
15. Признаки судебной власти?
16. Что такое политическая нейтральность?
17. Какой должна быть судебная власть?
18. Важные социальные признаки судебной власти?
19. Что означает подзаконность судебной власти?
20. Раскройте понятие правосудия.
21. Виды деятельности правосудия?.
22. Перечислите признаки правосудия.
23. Перечислите принципы системы правосудия.
24. Какие требования, предъявляются к кандидатам на должность судьи?
25. Как проходит медицинское освидетельствование претендента на должность судьи?
26. Как проходит отбор кандидатов на должность судьи?
27. Что входит в полномочия судебного департамента?
28. Куда может быть подано ходатайство о пересмотре указанного решения по вновь
открывшимся обстоятельствам?
29. Может ли квалификационная коллегия судей налагать дисциплинарные взыскания?
30. Раскройте понятие судебной системы РФ.
31. Кем осуществляется судебная система РФ?
32. Какую особенность имеет апелляционная инстанция?
33. Что относится к федеральным судам?
34. Что относится к федеральным судам общей юрисдикции?
35. Что рассматривают суды общей юрисдикции?
36. Раскройте понятия мировых судей.
37. Полномочия и порядок деятельности мировых судей?
38. Кто может быть мировыми судьями?
39. Кто не вправе претендовать на должность мирового судьи?
40. Что не праве делать мировой судья?
41. В соответствии с каким ФЗ осуществляется формирование районного суда?
42. Какие дела рассматривает районный суд?
43. Какие суды входят в состав среднего звена судебной системы?
44. Что рассматривают суды первой инстанции?
45. Что рассматривают суды второй инстанции?
46. Из кого состоят областные и другие равные им суды?
47. Раскройте понятие Военных судов РФ?
48. Раскройте понятие Верховного суда РФ?
49. Какова правовая основа деятельности Верховного суда РФ?
50. Кто входит в состав Верховного суда РФ?
51. Дайте определение Конституционного суда РФ.
52. Назовите правовую основу Конституционного суда РФ.
32
53. Кто входит в состав Конституционного суда РФ?
54. Перечислите полномочия Конституционного суда РФ.
55. Раскройте понятие Арбитражного суда РФ.
56. Перечислите общие полномочия Арбитражных судов РФ.
57. Раскройте понятие Прокуратуры РФ.
58. Какая основная задача Прокуратуры РФ?
59. Перечислите задачи Прокуратуры РФ.
60. Дайте понятие прокурорского надзора как вида государственной деятельности.
61. В чем состоит сущность прокуратуры и какие ее отличия от других органов государст
венного надзора и контроля?
62. Перечислите средства реагирования прокурорского надзора и дайте им определения.
63. Перечислите требования к прокурорским работникам и поясните их значения.
64. Кто может быть назначен на должность прокурора города, района?
65. Кто может быть назначен на должность прокуроров субъектов РФ?
66. Каков порядок назначения прокуроров и прокурорских работников?
67. Дайте определение выявления и расследования преступлений.
68. Что значит выявить преступление?
69. Из чего складывается деятельность по выявлению, раскрытию и расследованию
преступлений?
70. Кто относится к органам дознания?
71. Кто осуществляет предварительное следствие?
72. Что представляет собой органы внутренних дел РФ?
73. Что является основными задачами органов внутренних дел?
74. Для чего предназначена полиция?
75. Перечислите принципы деятельности полиции и дайте им характеристику.
76. Дайте определение органов юстиции РФ.
77. Кто входит в систему органов юстиции РФ?
78. Перечислите основные задачи Минюста России.
79. Кто относится к органам, исполняющим уголовные наказания в уголовно
исполнительной системе.
80. Что является основными задачами ФСИН России?
81. Перечислите и охарактеризуйте полномочия ФСИН России.
82. Раскройте понятие адвокатской деятельности.
83. На каких принципах организована адвокатура?
84. Какие виды адвокатской помощи вы знаете?
85. Раскройте понятие юридической помощи.
86. Перечислите и охарактеризуйте виды юридической помощи.
33
Тесты к дифференцированному зачету по предмету:
Правоохранительные и судебные органы
1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?
- Оба ответа верные.
- Выявление, предупреждение, пресечение правонарушений и раскрытие преступлений;
- Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.
2. Какие органы относятся к правоохранительным?
- В основном государственные органы, которые осуществляют охрану прав, свобод и
законных интересов физических лиц, организаций и государства от неправомерных
посягательств;
- Органы полиции. Следственного комитета РФ. прокуратуры и других, должностные
лица которых осуществляют борьбу с преступностью;
- Те органы, в которых их сотрудникам положено присвоение званий, классных чинов и
знаков отличия.
3. Кто из указанных лиц не входит в систему правоохранительных органов?
- Депутат Государственной Думы РФ;
- Частный нотариус;
- Народный дружинник.
4. Субъекты правоохранительных органов - это:
- лица и органы, управомоченные осуществлять правоохранительную деятельность;
- граждане и организации, являющиеся участниками того или иного судебного процесса;
- те должностные лица, которые наделены властью применять меры государственного
принуждения за неисполнения закона.
5. Основными признаками правоохранительных органов являются:
- Осуществление деятельности по охране права на основе закона;
Исключительно государственный характер всех органов и организаций,
осуществляющий деятельность по охране права;
- Рекомендательный характер решений, принимаемых их должностными лицами.
6. Предметом дисциплины «Правоохранительные органы» является:
- организация и направления деятельности органов или организаций, которые
осуществляют правоохранительную деятельность, их место и взаимосвязь с другими
структурами в системе госорганов;
- нормативные положения о службе в полиции, ее организационные и практические
аспекты;
- общественные отношения, складывающиеся между гражданами и сотрудниками
правоохранительных органов в свете неблагоприятной политической обстановки.
7. Изучение демократических основ правосудия входит в:
- Особенную часть системы дисциплины «Правоохранительные органы»;
- Общую часть системы дисциплины «Правоохранительные органы»;
- этой дисциплиной не изучается.
8. К каким источникам дисциплины «Правоохранительные органы» относится
Конвенция против пыток?
- К международным договорам;
- К федеральным конституционным законам РФ;
- К законам РФ.
14
9. Каково назначение правоохранительной деятельности?
- Защита, охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и
государства, а также обеспечение ими исполнения своих обязанностей;
- Исполнение приказов вышестоящего руководства правоохранительного органа;
- Пополнение федерального бюджета за счет назначения административных и уголовных
наказаний в виде штрафа за совершение преступлений и правонарушений.
10. Необходимость одного правоохранительного органа постоянно содействовать,
контактировать и осуществлять информирование других аналогичных органов и
структур - это принцип:
- взаимопомощи;
- единства и централизации;
- конспирации.
11. Какой суд уполномочен разрешать дела о соответствии нормативно-правовых
актов Основному закону государства?
- Конституционный;
- Верховный;
- Арбитражный.
12. Какое число судей входит в состав Конституционного суда РФ?
- 19;
- 21;
- 13.
13. Какой суд не относится к федеральным судам общей юрисдикции?
- Мировой суд;
- Областной суд;
- Районный суд.
14. Разрешение экономических споров входит в компетенцию:
- Арбитражных судов;
- Мировых судов;
- Судов общей юрисдикции.
15. Функция надзора за соблюдением
территории РФ возложена на:
- Прокуратуру РФ;
- Министерство внутренних дел РФ;
- Федеральную службу безопасности РФ.
и
исполнением
законодательства
на
16. Государственную регистрацию некоммерческих объединений, политических
партий и общественных организаций, а также записей актов гражданского
состояния осуществляет:
+ Министерство юстиции РФ;
- Министерство культуры РФ;
- Министерство финансов РФ.
17. Какая служба из указанных ниже не входит в Минюст России?
- Федеральная служба безопасности РФ;
- Федеральная службы исполнения наказаний РФ;
- Федеральная служба судебных приставов РФ.
35
18. Какое учреждение предназначено для содержания подозреваемых или
обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде заключения под
стражу?
- Следственный изолятор;
- Колония-поселение;
- Изолятор временного содержания.
19. Что из перечисленного является задачей ФСИН России?
- Охрана и конвоирование по специальным маршрутам осужденных и заключенных под
стражу лиц;
- Обеспечение порядка в зале судебного заседания;
- Возбуждение уголовных дел по фактам нарушения закона на территориях уголовно
исправительных учреждений.
тест_20. Структурное подразделение ФССП РФ возглавляет:
- старший судебный пристав;
- главный судебный пристав;
- судебный пристав-исполнитель.
21. Что из перечисленного не является составной частью МВД РФ?
- Федеральная служба войск национальной гвардии РФ;
- Управление по делам миграции;
- Управление национального бюро Интерпола.
22. Розыск лиц, уклоняющихся от следствия, - одно из основных направлений
деятельности:
- полиции;
- судебных приставов;
- уголовно-исполнительной системы.
23. Стремление обеспечить доверие и заручиться поддержкой граждан - это:
- принцип деятельности полиции;
- функция полиции;
- признак деятельности полиции.
24. Проведение профилактической работы - это:
- обязанность полиции;
- одно из прав полиции;
- принцип деятельности полиции.
25. Кто является Председателем Совета безопасности РФ?
- Президент РФ:
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель Совета Федерации.
26. Пограничные войска являются составной частью:
- Федеральной службы безопасности РФ;
- Министерства обороны РФ;
- Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
27. Одной из задач органов государственной охраны является:
- обеспечение связи для нужд государственных органов;
- внешняя разведывательная деятельность;
- информирование Президента РФ о существующих угрозах безопасности страны.
36
28. Кто является органами дознания по делам о контрабанде?
- Таможенные органы;
- Органы ФСБ РФ;
- Органы МВД РФ.
29. Органы Федеральной налоговой службы РФ наделены правом:
- осуществлять контроль предпринимательской деятельности граждан;
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность по выявлению и раскрытию
налоговых преступлений;
- осуществлять надзор за законностью и ходом предварительного расследования
уголовных дел. возбужденных по факту совершению налоговых преступлений.
30. Какая из указанных структур не может осуществлять оперативно-розыскную
деятельность?
- Федеральная служба судебных приставов РФ;
- Федеральная службы исполнения наказаний;
- Министерство внутренних дел РФ.
31. Высший орган Федеральной палаты адвокатов - это:
- Всероссийский съезд адвокатов;
- Совет Федеральной палаты адвокатов;
- Ревизионная комиссия.
32. К сыскным услугам относится:
- выявление некредитоспособных деловых партнеров;
- обеспечение порядка на массовых мероприятиях;
- защита жизни граждан.
37
Ключ к тестовому заданию по предмету: Правоохранительные
и судебные органы.
1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?
1. Оба ответа верные.
2. Какие органы относятся к правоохранительным?
1. В основном государственные органы, которые осуществляют охрану прав, свобод и
законных интересов физических лиц, организаций и государства от неправомерных
посягательств.
3. Кто из указанных лиц не входит в систему правоохранительных органов?
1. Депутат Государственной Думы РФ.
4. Субъекты правоохранительных органов - это:
1. Лица и органы, управомоченные осуществлять правоохранительную деятельность.
5. Основными признаками правоохранительных органов являются:
1. Осуществление деятельности по охране права на основе закона.
6. Предметом дисциплины «Правоохранительные органы» является:
1. Организация и направления деятельности органов или организаций, которые
осуществляют правоохранительную деятельность, их место и взаимосвязь с другими
структурами в системе госорганов.
7. Изучение демократических основ правосудия входит в:
1. Особенную часть системы дисциплины «Правоохранительные органы».
8. К каким источникам дисциплины «Правоохранительные органы» относится
Конвенция против пыток?
1. К международным договорам.
9. Каково назначение правоохранительной деятельности?
1. Защита, охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и
государства, а также обеспечение ими исполнения своих обязанностей.
10. Необходимость одного правоохранительного органа постоянно содействовать,
контактировать и осуществлять информирование других аналогичных органов и
структур - это принцип:
1. Взаимопомощи.
11. Какой суд уполномочен разрешать дела о соответствии нормативно-правовых
актов Основному закону государства?
1. Конституционный.
12. Какое число судей входит в состав Конституционного суда РФ?
1. 19.
13. Какой суд не относятся к федеральным судам общей юрисдикции?
1. Мировой суд.
14. Разрешение экономических споров входит в компетенцию:
1. Арбитражных судов;
15. Функция надзора за соблюдением и исполнением законодательства
территории РФ возложена на:
1. Прокуратуру РФ.
на
16. Государственную регистрацию некоммерческих объединений, политических
партий и общественных организаций, а также записей актов гражданского
состояния осуществляет:
1. Министерство юстиции РФ.
17. Какая служба из указанных ниже не входит в Минюст России?
1. Федеральная служба безопасности РФ.
18. Какое учреждение предназначено для содержания подозреваемых или
обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде заключения под
стражу?
1. Следственный изолятор.
19. Что из перечисленного является задачей ФСИН России?
1. Охрана и конвоирование по специальным маршрутам осужденных и заключенных
под стражу лиц.
тест_20. Структурное подразделение ФССП РФ возглавляет:
1. Старший судебный пристав.
21. Что из перечисленного не является составной частью МВД РФ?
1. Федеральная служба войск национальной гвардии РФ.
22. Розыск лиц, уклоняющихся от следствия, - одно из основных направлений
деятельности:
1. Полиции.
23. Стремление обеспечить доверие и заручиться поддержкой граждан - это:
1. Принцип деятельности полиции.
24. Проведение профилактической работы - это:
1. Обязанность полиции.
25. Кто является Председателем Совета безопасности РФ?
1. Президент РФ.
26. Пограничные войска являются составной частью:
1. Федеральной службы безопасности РФ.
27. Одной из задач органов государственной охраны является:
1. Обеспечение связи для нужд государственных органов.
28. Кто является органами дознания по делам о контрабанде?
1. Таможенные органы.
29. Органы Федеральной налоговой службы ФР наделены правом:
1. Осуществлять контроль предпринимательской деятельности граждан.
30. Какая из указанных структур не может осуществлять оперативно-розыскную
деятельность?
1. Федеральная служба судебных приставов РФ.
31. Высший орган Федеральной палаты адвокатов - это:
1. Всероссийский съезд адвокатов.
32. К сыскным услугам относится:
1. Выявление некредитоспособных деловых партнеров.
Критерии оценивания тестовых работ
Оценка за контроль ключевых компетенций учащихся производится по
пятибалльной системе. При выполнении заданий ставится отметка:
«3» - за 40-50 % правильно выполненных заданий,
«4» - за 50-70 % правильно выполненных заданий,
«5» - за правильное выполнение более 70 % заданий.