ОП.04 Гражданское право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Код и наименование профессии: 40.02.03 Право и Судебное

администрирование
входящей в состав УГС (УГП): 40.00.00 юриспруденция

Квалификация выпускника: юрист
Форма обучения: очная

2

Курс

Семестр:

3,4

2021

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой)
комиссией
Протокол №^>т «,#2»

2Qf ~/г.

Подпись

Шабанова М.М.
ФИО
20

г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И
ГРАЖДАНСКИЙПРОЦЕСС разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 513,
(зарегистрированного в Минюсте России 30.07.2014 N 33360) по специальности 40.02.03
Право и судебное администрирование

-

-

с учетом:
профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2021/2022 учебный год.

Разработчик:
Рецензенты:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................... 5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ................................... 18

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ............... 21

5.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................................. 22
6.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ...................................................... 23

7.

ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ.............................................................. 2 б

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гражданское право и гражданский процесс

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.02
«Правоохранительная деятельность».
1.2.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Учебная дисциплина Гражданское право и гражданский процесс относится к
дисциплинам профессионального учебного цикла общепрофессиональных дисциплин
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, формирующей базовые знания.
1.3.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• реализовывать в профессиональной деятельности нормы гражданского права и
гражданского процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• нормы гражданского права, регулирующие имущественные и личные
неимущественные отношения;
• основы гражданского законодательства Российской Федерации, понятие и основания
наступления гражданско-правовой ответственности;
• понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров;
• сущность и содержание институтов гражданского процессуального права;
• стадии гражданского процесса.
В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы:
общие компетенции: ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13;
профессиональные компетенции: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3.
1.4.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 282 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 188 часов;
самостоятельной работы обучающегося 94 часа.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
лекции
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме

Объем
часов
318
212
72
130
106
экзамен

2.2. Тематический план и
дисциплины
;анское
и
Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
тем
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)

Объем
часов
очная

Уровень
освоения

форма

Раздел 1.
Тема 1.1. Введение.
История развития и
становления
гражданского права.
Тема 1.2. Гражданское
право как отрасль права.
Источники гражданского
права

4

2

1
Гражданское право

Содержание учебного материала
1

Введение. История развития и становления гражданского права.

2

1

2

1,2

Содержание учебного материала
1

Гражданское право как отрасль права. Источники гражданского права.

2

Практические занятия:
Практическая работа №1 Источники гражданского права (отчет)

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 1.3. Гражданские
правоотношения.
Имущественные и

Самостоятельная работа №1 «Система источников гражданского права»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
Содержание учебного материала
1

Гражданские
правоотношения.
неимущественные отношения.

Имущественные

и

личные

2

2

2

6

Тема 1.4. Субъекты
гражданского права

Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №2 «Классификация гражданских правоотношений»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- реферат
Содержание учебного материала

Субъекты гражданского права:
физические и юридические лица.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность физических
лиц.________________________________________________________
Практические занятия
Практическая работа
«Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность физических лиц» (отчет)
Контрольные работы: Тест по теме 1.4

Тема 1.5. Объекты

Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 3 «Субъекты гражданских правоотношений, их
признаки»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач
- реферат
Содержание учебного материала

2
2

7

гражданского права

Объекты гражданского права
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 4. «Классификация объектов гражданского права»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
Тема 1.6. Осуществление и Содержание учебного материала
защита гражданских
1
Осуществление и защита гражданских прав.
прав.
Практические занятия
Практическая работа «Осуществление и защита гражданских прав»(отчет)

2

1,2

2

2

1,2

2

Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №5. «Формы защиты гражданских прав»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
-решение ситуационных задач
-реферат
Тема 1.7. Гражданскоправовая
ответственность

2

2

Содержание учебного материала
1

Гражданско-правовая ответственность

Практические занятия
Практическая работа «Гражданско-правовая ответственность» (отчет)

4

1,2

2

Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №6. «Виды гражданско-правовой ответственности»:
- анализ нормативно-правовых актов

8

- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач
- реферат
Тема 1.8. Сделка

Содержание учебного материала
Понятие и виды сделки. Условия недействительности сделок. Последствия
недействительности сделки.
Практические занятия
Практическая работа «Понятие
и виды сделки. Условия
недействительности сделок. Последствия недействительности сделки» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 7. «Формы сделок»
- анализ нормативно-правовых актов

1

- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач
- доклад
Тема 1.9.
Представительство и
доверенность

2
2
4

1,2

2

2
2

Содержание учебного материала

1
Представительство и доверенность
Практические занятия

4

Практическая работа «Представительство и доверенность» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №8. «Представительство в гражданском праве»
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач
- реферат

2

1,2

2

9

Практические занятия:
Практическая работа
«Исполнение обязательств и способы его
обеспечения» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №11. «Гражданско-правовые обязательства»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач
- реферат

Тема 1.13 Гражданско правовой договор

2
2

Содержание учебного материала

1

2

Гражданско - правовой договор.
Классификация договоров.

Практические занятия:
Практическая работа «Гражданско-правовой договор. Классификация
договоров»(отчет)
Контрольные работы: Тест по Теме 1.13
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №12. «Виды гражданско-правового договора»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач

Тема 1.14 Наследственное
право

2

Содержание учебного материала
Наследственное право. Наследование по завещанию. Наследование по
1
закону.
Практические занятия:
Практическая работа «Наследственное право» (отчет)

4
4

1,2
1,2

2

2
4

7,2

2
и

гражданских прав,
понятие и источники
гражданского процесса.
Принципы гражданского
процессуального права.

Тема 2.2. Субъекты
гражданских
процессуальных

1

Формы защиты гражданских прав, понятие и источники гражданского
процесса. Принципы гражданского процессуального права.
Практические занятия:
Практическая работа «Формы защиты гражданских прав, понятие иисточники
гражданского процесса» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №15. «Формы защиты гражданских прав»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- решение ситуационных задач

ТТ2

2

2
2

Содержание учебного материала

1

Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
классификация. Стороны в гражданском процессе
Практические занятия:
правоотношений и их
Практическая
работа «Субъекты гражданских процессуальных
классификация. Стороны
в гражданском процессе правоотношений и их классификация» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №16. «Стороны в гражданском процессе»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
- реферат
Тема 2.3.

4

и

их

4

1,2

2

2
2

2

Содержание учебного материала

Подведомственность
1
Подведомственность гражданских дел. Подсудность гражданских дел.
гражданских дел.
Практические занятия:
Подсудность граяоданских Практическая работа
«Подведомственность гражданских дел.
Подсудность гражданских дел» (отчет)

4

1,2

2

13

дел.

Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №17. «Подведомственность
Подсудность гражданских дел»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом

гражданских

дел.

Тема 2.4. Понятие и виды Содержание учебного материала
процессуальных сроков,
Понятие и виды процессуальных сроков, их значение в гражданском
их значение в
1
процессе.
гражданском процессе.
Практические занятия:
Практическая работа «Понятие и виды процессуальных сроков, ихзначение в
гражданском процессе»

Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №18.
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
Тема 2.5. Понятие и виды Содержание учебного материала
судебных расходов в
Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе
1
гражданском процессе
Практические занятия:
Практическая работа
«Понятие и виды судебных расходов в
гражданском процессе» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №19. «Судебные расходы в гражданском процессе»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
Тема 2.6. Рассмотрение Содержание учебного материала
гражданского спора в суде
Основные понятия и сущность искового производства. Понятие,
1

2

4

1,2

2

2

4

1,2

2

2

1,2
14

2
3
4

элементы и виды иска.
Производство в суде первой инстанции. Судебное разбирательство.
Заочное производство. Приказное производство.

2

2

2
4

2
2

2

2
1,2

5

Неисковое
производство.
Дела,
возникающие
правоотношений. Особое производство.
Апелляционное производство.

6

Кассационное производство.

2

7

Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу

2
2

из

публичных

Практические занятия:
Практическая работа «Основные понятия и сущность искового
производства. Понятие, элементы и виды иска» (отчет)

Контрольные работы: Тест по Теме 2.6.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 20. «Понятие, элементы и виды иска»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
Самостоятельная работа № 21. «Неисковое производство. Дела, возникающие

1,2

2

15

Тема 2.7. Исполнительное
производство

из публичных правоотношений. Особое производство»:
- письменная работа с конспектом
-решение ситуационных задач
- реферат
Содержание учебного материала

1

Исполнительное производство
Практические занятия:
Практическая работа «Исполнительное производство» (отчет)
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 22. «Исполнительное производство»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
-решение ситуационных задач
Тема 2.8. Основы знаний об Содержание учебного материала
арбитражном процессе
Основы знаний об арбитражном процессе
1

Практические занятия:
Практическая работа «Арбитражный процесс»
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 23. «Стадии арбитражного процесса»:
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом
Тема
2.9.
Несудебные Содержание учебного материала
формы защиты прав и
Несудебные формы защиты прав и охраняемых законом интересов:
1
охраняемых законом
нотариат, третейские суды.
интересов: нотариат,
Практические занятия:

Практическая работа «Несудебные формы защиты прав и охраняемых

2

4

1,2

1

2

2

4

" 7,2

2

2

4

7,2

2
16

третейские суды.

законом интересов: нотариат, третейские суды»
Контрольные работы: Тест по Теме 2.9.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 24.
- анализ нормативно-правовых актов
- письменная работа с конспектом

Максимальная учебная нагрузка
Обязательная учебная нагрузка
Самостоятельная работа

-

2

180
120
60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

17

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных
и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места студентов и преподавателя.
Выполнение обучающимися практических работ, включая как обязательный компонент
практические задания: использование персональных компьютеров;
Технические
средства
обучения:
персональный
компьютер,
телевизор,
видеомагнитофон, DVD-плеер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативные документы
1.
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации
[Текст]: [принята 12 декабря 1993 г.] // Российская газета.- 1993. -25 декабря; Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2009. - №1. - Ст.2.
2.
Российская Федерация. Законы. О судебной системе Российской Федерации [Текст]:
[федеральный конституционный закон: от 31 декабря 1996 г.] // Российская газета. - 1997. - 6
января; Российская газета. -2011.-9 декабря.
3.
Российская Федерация. Законы. Об арбитражных судах в Российской Федерации
[Текст]: [федеральный конституционный закон: от 28 апреля 1995] // Российская газета. 1995. -№ 93.
4.
Российская Федерация. Законы. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации
[Текст]: [федеральный конституционный закон: от 7 февраля 2011] И Российская газета. 2011. -№ 29; Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 898.
5.
Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1
[Текст]: [федеральный закон: от 30 ноября 1996]// Собрание законодательства РФ. - 1994,- №
32.-Ст. 3301.
6.
Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3
[Текст]: [федеральный закон: от 26 ноября 2001г.] // Российская газета. - 2001. - 26 ноября.
7.
Российская Федерация. Законы. О мировых судьях в Российской Федерации [Текст]:
[федеральный закон: от 17 декабря 1998]// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 51. Ст. 6270; Российская газета. - 1998. - № 242.
8.
Российская Федерация. Законы. О судебных приставах [Текст]: [федеральный закон:
от 21 июля 1997]// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3590; Российская
газета. - 1997. - № 149.
9.
Российская Федерация. Законы. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон: от 31 мая 2002]// Парламентская газета.
- 2002. - № 104; Российская газета. - 2002. - № 100.
10.
Российская Федерация. Законы. Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации [Текст]: [федеральный закон: от 14 марта 2002]// Собрание законодательства РФ.
- 2002. - № 11. - Ст. 1022; Парламентская газета. - 2002. - N 52.

11.
Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации [Текст]:
[федеральныйзакон:
от 30 ноября 2002 г.]
//Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; Российская газета. 2011.-2 декабря.
12.
Российская Федерация. Законы. О присяжных заседателях федеральных судов общей
юрисдикции в Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон: от 20 августа 2004]//
Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3528; Парламентская газета. - 2004.- №
155-156.
13.
Российская Федерация. Законы. О статусе суде в Российской Федерации [Текст]:
[федеральный закон: от 26 июня 1992]// Российская газета. - 1992 - N 170.
Основная литература
1.
Гражданское право. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для СПО / А. П.
Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общ. ред. А. Я. Рыженкова. —
6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 351 с. — (Серия :
Профессиональное образование).
2.
Гражданское право. Особенная часть в 2 т. Том 2 : учебник для СПО / А. П.
Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общ. ред. А. Я. Рыженкова. —
6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 224 с. — (Серия :
Профессиональное образование).
3.
Гражданский процесс : учебник и практикум для СПО / М. Ю. Лебедев [и др.] ; отв.
ред. М. Ю. Лебедев. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 394 с. —
(Серия : Профессиональное образование).
4.
Иванова, Е. В. Гражданское право. Особенная часть : учебник и практикум для СПО /
Е. В. Иванова. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 355 с. — (Серия :
Профессиональное образование).

Дополнительная литература
1. Арбитражный процесс [Текст]: учебник/ Под ред. В.В. Яркова. - М.: Инфотропик Медиа,
2010.- 880 с.
2. Арбитражный процесс [Текст]: учебник / Под ред. Д.Х Валеев, М.Ю. Челышев. - М.:
Статут, 2010. - 572 с.
3. Балашов, А.Н. Аксиологические категории института процессуальной аналогии в
гражданском судопроизводстве [Текст] / А.Н. Балашов, Э.И. Мишутина // Арбитражный и
гражданский процесс. - 2010. - № 7. - С. 44 - 47.
4. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ
[Текст] / А.Н. Гуев. - Система ГАРАНТ, 2009. - 416 с.
5. Диордиева, О.Н. Гражданское процессуальное право [Текст]: учебно-методический
комплекс / О.Н. Диордиева. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 284 с.
6. Комментарии к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации
18

19

[Текст] I Под ред. В.И Нечаева. - М.: Норма, 2008. - 976 с.
7. Лебедев, М.Ю. Гражданский процесс [Текст]: учебник / М.Ю. Лебедев. - М.: Юрайт:
Высшее образование, 2010 . - 382 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. СПС «Консультант-плюс» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.consultant.ru
2. СПС «Гарант» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.garant.ru
3. Электронная
библиотека
студента-юриста
(Компания
«Консультант-Плюс»)
[Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.best-shara.net
4. Свод законов Российской империи [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
www.academic.ru
5. Классика Российской Цивилистики [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.download.nchti.ru
6. Обучающая программа по СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: - Режим
доступа: www.tls-cons.ru
7. Пакет прикладных программ «Statistica» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
www.lib.mexmat.ru
8. Электронные Интернет - библиотеки (готовая html - программа) [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.reee

2(

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
должен уметь:
- реализовывать в профессиональной
деятельности нормы гражданского права и
гражданского процесса;
должен знать:
• нормы гражданского
права,
регулирующие имущественные и личные
неимущественные отношения;
• основы гражданского законодательства
Российской Федерации, понятие и основания
наступления гражданско-правовой
ответственности;
• понятие, содержание и виды гражданскоправовых договоров;
• сущность и содержание институтов
гражданского процессуального права;
• стадии гражданского процесса;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
•
Выполнение и защита практических
работ. Отчеты по самостоятельным работам.
Аудиторные занятия. Опрос по заданиям.
Устная проверка.
•
Выполнение и защита практических
работ. Отчеты по самостоятельным работам.
Аудиторные занятия. Опрос по заданиям.
Устная проверка.
•
Выполнение и защита практических
работ. Отчеты по самостоятельным работам.
Аудиторные занятия. Опрос по заданиям.
Устная проверка.
•
Выполнение и защита практических
работ. Отчеты по самостоятельным работам.
Аудиторные занятия. Опрос по заданиям.
Устная проверка. Тест.
•
Выполнение и защита практических
работ. Отчеты по самостоятельным работам.
Аудиторные занятия. Опрос по заданиям.
Устная проверка.
•
Выполнение и защита практических
работ. Отчеты по самостоятельным работам.
Аудиторные занятия. Опрос по заданиям.
Устная проверка. Тест.

21

5.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1. Юридически
квалифицировать факты,
события и обстоятельства.
Принимать решения и
совершать юридические
действия в точном
соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать
соблюдение законодательства
субъектами права

ПК 1.3. Осуществлять
реализацию норм
материального и
процессуального права

Основные показатели результатов
подготовки
демонстрация
правильности
формирования профессиональных навыков по
квалификации юридических фактов, событий и
обстоятельств.Решение гражданско-правовых
задач, в соответствии с нормами гражданского
законодательства.
демонстрация
правильности
формирования навыков различать субъекты
гражданского права, их признаки, виды
организационно-правовых форм юридических
лиц.
демонстрация
правильности формирования
профессиональных навыков по разрешению
гражданско-правовых задач, в соответствии с
нормами гражданского законодательства,
составлению процессуальных
документов.
- демонстрация устойчивого интереса к будущей
профессии, к новым условиям
профессиональной деятельности.

Формы и методы контроля

Экспертная оценка
выполнения практической
работы
Экспертная оценка
выполнения
самостоятельных работ
Устный экзамен
Экспертная оценка
выполнения практической
работы, самостоятельных
работ
Тестирование
Устный экзамен
Экспертная оценка
выполнения практической
работы, самостоятельных
работ
Тестирование
Устный экзамен

Экспертное наблюдение и
оценка на практических
занятиях
Экспертная оценка за
выполнение
самостоятельных работ
демонстрация
навыков
использования
Экспертное наблюдение и
ОК 11. Самостоятельно
информационно-коммуникационные технологии оценка на практических
определять задачи
в профессиональной деятельности, а также
занятиях
профессионального и
умение поиска информации в сети Интернет для Тестирование Экспертная
личностного развития,
оценка за выполнение
правовых
заниматься самообразованием, эффективного разрешения
самостоятельных работ
ситуаций, в целях повышения квалификации.
осознанно планировать
повышение квалификации
ОК 12. Выполнять
обоснование выбора и применения методов Экспертное наблюдение и
профессиональные задачи в
и способов решения профессиональных задач в оценка на практических
соответствии с нормами
занятиях
соответствии с нормами морали,
морали, профессиональной
профессиональной этики и служебного этикета; Экспертная оценка за
этики и служебного этикета.
выполнение
- демонстрация эффективности и качества
самостоятельных работ
выполнения профессиональных задач, в
сочетании с нормами профессионального
этикета.
- демонстрация знаний о причинах и условиях
Экспертное наблюдение и
ОК 13. Проявлять
коррупции, личности субъектов коррупционной оценка на практических
нетерпимость к
занятиях
коррупционному поведению, преступности, структуры личности
коррупционера, а также предупреждении и
Экспертная оценка за
уважительно относиться к
профилактики коррупционной преступности.
выполнение
праву и закону.
самостоятельных работ

ОК 10. Адаптироваться к
меняющимся условиям
профессиональной
деятельности

22

6.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

№
п/п

Контролируемые разделы (темы)
дисциплины
(результаты по разделам)
Раздел 1. Гражданское право

Код контролируемой
компетенции

Устный
опрос,
тестирование,
практические задания,
письменная работа с
конспектом, анализ
нормативно-правовых
актов экзамен
Устный
опрос,
тестирование,
практические задания,
письменная работа с
конспектом, анализ
нормативно-правовых
актов экзамен

ПК 1.1-ПК 1.3, ОК
10, .ОК И, ОК 12,
ОК 13.

1.

Раздел 2. Гражданский процесс
ПК 1.1. - ПК 1.З.,
ОК 10, .ОК 11, ОК
12, ОК 13.

2.

Наименование
оценочного средства

6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы
6.2.1 Экзамен
- типовые вопросы (задания)
1. Понятие, предмет, метод и значение гражданского права.
2. Понятие

и

система

источников

гражданского

права.

Действие

гражданского

законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Правоспособность граждан: понятие, содержание, ограничения.

4. Понятие, содержание и виды дееспособности граждан.
5. Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя.
6. Понятие, признаки и функции юридического лица.
7. Понятие и виды правоспособности юридических лиц. Дееспособность юридических
лиц.
8. Классификация юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации.
Организационно-правовые формы юридических лиц.
9. Понятие и классификация объектов гражданских прав.
10.
Понятие, признаки и классификация сделок.
11.
Понятие, признаки и функции гражданско-правовой ответственности.
12.
Понятие наследственного права. Состав наследственного правопреемства.
Наследственная масса. Субъекты наследственного права. Время и место открытия
наследства.
13.
Наследование по завещанию. Наследование по закону.
14.
Понятие, признаки и виды объектов интеллектуальных прав.
15.
Содержание (условия) договора. Форма договора. Толкование договора.
16.
Изменение и расторжение договора: основания, порядок, правовые последствия.
23

17.
18.
19.
20.
21.

Участие прокурора в гражданском процессе

22.

Подведомственность гражданских дел

23.

Подсудность гражданских дел

24.

Судебное разбирательство в суде первой инстанции

25.

Неисковые производства

26.

Несудебные формы защиты гражданских прав.

Гражданско-правовой договор. Классификация гражданско-правовых договоров.
. Стороны в гражданском процессе
Предмет и система гражданского процессуального права
Третьи лица в гражданском процессе

- критерии оценивания компетенций (результатов)
При оценке знаний на экзамене учитывается:
• правильность и осознанность изложения содержания ответа на вопросы, полнота
раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки общенаучных и
специальных терминов;
• степень сформированности интеллектуальных и научных способностей
экзаменуемого;
• самостоятельность ответа;
• речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Оценка «отлично»:
полно раскрыто содержание вопросов в объеме программы и рекомендованной
литературы;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание концептуальных
понятий, закономерностей, корректно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные теоретические знания, выводы из
наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, исчерпывающий, без наводящих дополнительных вопросов, с
опорой на знания, приобретенные в процессе обучения.
Оценка «хорошо»:
раскрыто основное содержание вопросов;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях, исправляемые по дополнительным вопросам преподавателя. Оценка
«удовлетворительно»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не
всегда последовательно;
определение понятий недостаточно четкое;
не использованы в качестве доказательства выводы из наблюдений и опытов или
допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий.
Оценка «неудовлетворительно»:
ответ неправильный, не раскрыто основное содержание программного материала; не
даны ответы на вспомогательные вопросы экзаменаторов;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
24

- описание шкалы оценивания
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной
шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
91 - 100
81-90
70-80
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
удовлетворительно
3
2
неудовлетворительно

6.2.2 Наименование оценочного средства Тест
- образец задания
Тема 1.4. Субъекты гражданского права
1. Отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные
неимущественные отношения, называется:
A. финансовое право;
Б. трудовое право;
B. гражданское право;
Г. семейное право.
2. Признак субъекта правоотношения, который указывает на способность лица иметь права
и нести обязанности, называется:
A. дееспособность;
Б. правоспособность;
B. деликтоспособность;
Г. правосубъектность.
3. Признак субъекта правоотношения, который указывает на способность лица
собственными действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности,
называется:
A. дееспособность;
Б.правоспособность;
B. деликтоспособность;
Г. правосубъектность.
4. Признак субъекта правоотношения, который указывает на способность лица нести
ответственность за допущенное правонарушение, называется:
A. дееспособность;
Б.правоспособность;
B. деликтоспособность;
Г. правосубъектность.

25

7.

ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине
В целях реализации компетентностного подхода программой предусмотрено
использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся.
Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность
научно и практически обоснованных методов и средств для достижения запланированных
результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в
учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно­
ресурсной основой и видами учебной работы.
Образовательный процесс базируется на модели смешанного обучения, которая
помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые технологии.
При обучении по дисциплине Гражданское право и гражданский процесс
используются следующие образовательные технологии:
1. Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию
образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя
к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения).
Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный
характер.
Формы учебных занятий с использованием традиционных технологий, применяемые в
учебном процессе:
• Информационная лекция - последовательное изложение материала
в
дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами
(монолог преподавателя).
• Практическое занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по
предложенному алгоритму.
2. Технологии проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая
предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций
для стимулирования активной познавательной деятельности студентов.
Формы учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:
• Проблемная лекция - изложение материала, предполагающее постановку
проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские
комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
• Практическое занятие в форме практикума - организация учебной работы,
направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от
студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
3. Игровые технологии - организация образовательного процесса, основанная на
реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.
Формы учебных занятий с использованием игровых технологий:
• Учебная игра - форма воссоздания предметного и социального содержания будущей
профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений,
которые характерны для этой деятельности как целого.

• Деловая игра - моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и
принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма»,
реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
• Ролевая игра - имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в
предложенных сценарных условиях.
4. Интерактивные технологии - организация образовательного процесса, которая
предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой
основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со
специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается
в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает
субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие,
формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
Формы учебных занятий с использованием специализированных интерактивных
технологий:
• Лекция «обратной связи» - лекция-провокация (изложение материала с заранее
запланированными
ошибками),
лекция-беседа,
лекция-дискуссия,
лекцияпрессконференция.
5. Информационно-коммуникационные образовательные технологии - организация
образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных
средств и технических средств работы с информацией.
Формы учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных
технологий:
Практическое занятие с использованием персональных компьютеров - анализ нормативно­
правовых актов и статистической информации для разрешение практических ситуаций, с
использованием информационно-правовых систем («Консультант-плюс» www.consultant.ru и

ДР-)-

27



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.