ОП.07 Уголовный процесс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД

«Индустриально - промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Код и наименование специальности(профессии): 40.02.03 Право и судебное
администрирование

Форма обучения: очно
Курс: 2
Семестр: 3,4.

2021 г.

1

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
Л

tj

Протокол №/от

"

'

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебной работе

20

ФИО

Подпись

Председат!

3^

Подпись
0$

0$

2ДУ г.

20^/г.

Рабочая программа ОП.07. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в Минюсте
России 07.06.2012 N 24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014г. № 513 по
специальности/профессии 40.02.03 Право и судебное администрирование зарегистрировано в
Минюсте России от 30.07.2014г. №33360
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы ;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год.

Разработчик: Магомедова Р.М.

Рецензенты/ эксперты:______

реподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД ИПК.

А •_____

ГБПОУ РД ИПК.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОП.07. Уголовный процесс является
частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное

администрирование (базовая подготовка).
Учебная

дисциплина

ОП.07.

Уголовный

процесс

может

быть

использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах
повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная

дисциплина

ОП.07.

Уголовный

процесс

относится

к

общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла
ОП.ОО.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель дисциплины - овладение подготавливаемыми специалистами в
сфере правоохранительной деятельности средней квалификации правовыми

знаниями отрасли уголовно- процессуального права, т.е. системы юридических
норм,

определяющих

назначение уголовного судопроизводства,

порядок

досудебного и судебного производства по уголовным делам.

Задачи дисциплины - научить студентов:
- формирование у студентов стойкого представления о понятии и сущности
уголовного процесса, его назначении и основных этапах (стадиях);

- получение знаний об уголовно-процессуальных нормах,

деятельность

участников

уголовного

процесса

по

регулирующих

обвинению,

защите,

рассмотрение и разрешение уголовных дел;

- усвоение основных понятий и институтов уголовно-процессуального права;
- формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения
практических ситуаций;
4

овладение навыками изучения,

осмысления и анализа

правоприменительнойпрактики;
- воспитание уважения к закону, правам и свободам личности, нетерпимости к

коррупционному и иному преступному поведению.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:
- составлять уголовно-процессуальные документы;
- анализировать уголовно-процессуальное законодательство;

знать:
- основные положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
- стадии уголовного судопроизводства;
- правовое положение участников уголовного судопроизводства;
- формы и порядок производства предварительного расследования;

- процесс доказывания и его элементы;
- меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, основания и порядок

применения;

- правила проведения следственных действий;
- основные этапы производства в суде первой и второй инстанций;
- особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;

вопросов,

производство

по рассмотрению и

связанных

сисполнением приговора;

разрешению

- производство в надзорной инстанции;
- особенности производства по отдельным категориям уголовных дел.
- В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы

следующие

общие

и

профессиональные

компетенции,

включающие

в

себя

способность:

5

Общие компетенции:
Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в
профессиональной деятельности.
Проявлять нетерпимость к коррупционному
поведению.

ОК 2.

ОКЗ.

ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.

ОК 7.
ОК.9.

Профессиональные компетенции:
Наименование результата обучения
Код
ПК
2.1.
ПК
2.2.

Осуществлять прием, регистрацию, учет и хранение судебных дел,
вещественных доказательств и документов
Осуществлять оформление дел, назначенных к судебному
разбирательству

1.4. Рекомендуемое количество часов

на

освоение

программы

учебной

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательной

учебныхзанятий) 66 часов;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 33 часа.

6

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

-

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение практических работ;
подготовка рефератов, докладов;
исследовательская учебная работа;
поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках
изучаемой дисциплины;
работа с нормативными документами (Конституция РФ, КоАП РФ,
ФЗ и др. НПА);
составление таблиц для систематизации учебного материала;
решение вариативных задач и упражнений;
анализ административных протоколов и др. индивидуальных
нормативных актов.

Объем
часов
99
66

30
36
33

7

Тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.07. Уголовный процесс
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем
самостоятельная работа обучающихся
часов

2
1
Раздел 1. Общие положения уголовного процесса.
Тема 1. Сущность и
основные понятия
уголовного процесса.
Источники уголовно процессуального права

Содержание учебного материала:
Понятие и предмет уголовного процесса. Задачи уголовного процесса. Уголовное
судопроизводство и уголовный процесс. Уголовно-процессуальные правоотношения.
Стадии уголовного процесса и их виды: исторические формы (типы) уголовного процесса.
Уголовно-процессуальное право как отрасль права. Уголовно-процессуальное право и
уголовный процесс, их соотношение. Источники уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальный закон - основной источник уголовно-процессуального права.
Действие уголовно-процессуального закона. Уголовно-процессуальные функции: понятие и
виды.
Практические занятия:
1.
Понятие, сущность
и
содержание уголовного процесса.
Соотношениеуголовного процесса, уголовного судопроизводства и правосудия.
2. Назначение (задачи) уголовного процесса.
3. Стадии уголовного процесса.
4.
Значение норм международного права и международных договоров РФ для
уголовного судопроизводства.
5. Уголовно-процессуальный закон - источник уголовно-процессуального права.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. Работа с учебным пособием «Уголовный процесс»;
3. Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм и отработка
4. литературы по теме; конспектирование; решение практических задач; подготовка
письменных сообщений по вопросам (по выбору): «Понятие, содержание уголовного
процесса, его

Уровень
освоения

4
32

8
2

1

2

4

4

Тема 2.
Принципы уголовного
судопроизводства

Содержание учебного материала:
Понятие принципов уголовного процесса и их юридическое значение. Система
принципов, их классификация. Содержание принципов уголовного процесса, их
соотношение с общими условиями предварительного расследования и общими
условиями судебного разбирательства. Конституция РФ и принципы уголовного
процесса. Реализация принципов на различных стадиях уголовного процесса.
Нравственное содержание принципов уголовного процесса. Законность при
производстве по уголовному делу. Осуществление правосудия только судом. Уважение
чести и достоинства личности. Неприкосновенность личности. Охрана прав и свобод
человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Неприкосновенность жилища.
Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений. Презумпция невиновности. Состязательность сторон. Обеспечение
подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Право на обжалование
процессуальных действий и решений
Практические занятия:
1 .Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.
2.
Общая характеристика отдельных видов принципов уголовного
процесса,перечисленных в ст. 7-19 УПК РФ.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Решение практических задач по теме.
2. Подготовка рефератов по темам (по выбору студента):
1. Система административного права.
2. Предмет административного права: история и современность.
3. Административное право и его соотношение с другими отраслями права.
4. Источники административного права.
5. Метод административного права.

Тема 3. Участники
уголовного
судопроизводства

Содержание учебного материала:
Участники уголовного процесса: понятие и классификация. Суд как
участник уголовного процесса. Состав суда. Единоличные действия судьи как

6
2

1

2

2

6
2

1,2

5

Тема 4. Доказательства и
доказывание в уголовном
судопроизводстве

Содержание учебного материала:
Методологические основы теории доказательств. Особенности познания
в уголовно судопроизводстве. Назначение уголовного судопроизводства и
доказывание. Доказательственное право и теория доказательств. Вероятность и
достоверность в уголовно- процессуальном доказывании и при принятии
процессуальных решений. Версии в процессе доказывания. Достижение
истины как цель процесса доказывания. Понятие доказательств, их свойства и
классификация. Признание доказательств недопустимыми: основания и
процессуальный порядок. Предмет и пределы доказывания. Процесс
доказывания: понятие и система. Познавательные методы в процессе
доказывания. Логика уголовно-процессуального доказывания. Собирание,
проверка и оценка доказательств. Субъекты доказывания. Участие защитника в
собирании доказательств. Содержание оценки доказательств. Логическая
структура оценки доказательств. Свобода оценки доказательств - основное
правило их оценки. Оценка доказательств с точки зрения их относимости,
допустимости, достоверности и достаточности. Оценка отдельных видов
доказательств. Особенности оценки заключений эксперта и специалиста как
средства доказывания в уголовном процессе. Значение презумпции
невиновности для оценки показаний подозреваемого и обвиняемого.
Практические занятия:
1. Понятие, свойства и виды доказательств.
2. Классификация доказательств.
3. Характеристика отдельных видов доказательств:
4. Понятие и элементы доказывания.
5. Предмет и пределы доказывания.
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм и
отработка литературы по теме; конспектирование; подготовка письменных
сообщений по вопросам: «Понятие доказательств, их свойства,
классификация,

6

1,2

2

2

2

7

Тема 5. Меры уголовнопроцессуального
принуждения

виды и значение в уголовном процессе»; «Доказывание в уголовном
процессе: понятие, предмет и значение постановлению истины как основной его
цели при производстве по уголовным делам»; решение практических задач,
изучение следственной практики о проблемах использования доказательств,
при расследовании многоэпизодных уголовных дел
Содержание учебного материала:
Меры процессуального принуждения: понятие, значение, виды. Понятие и
основания задержания подозреваемого. Основания, процессуальный порядок и
сроки задержания подозреваемого. Порядок содержания подозреваемых под
стражей. Уведомление близких родственников о задержании подозреваемого.
Основания освобождения подозреваемого. Понятие, виды, основания и порядок
применения мер пресечения. Судебный порядок избрания мер пресечения в виде
заключения под стражу и домашнего ареста. Избрание меры пресечения в
отношении подозреваемого. Сроки содержания под стражей. Отмена или
изменение меры пресечения. Обеспечение законности и обоснованности
применения мер пресечения. Основания применения и виды иных мер
процессуального принуждения. Процессуальный
порядок их применения.
Практические занятия:
1.
Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения.
2.
Задержание подозреваемого.
3. Меры пресечения, их виды. Понятие, сущность и значение мер
пресечения, их отличие от иных мер уголовно-процессуального принуждения.
4. Основания и условия применения мер пресечения, обстоятельства,
учитываемые при их избрании.
5. Процессуальные особенности и порядок применения в качестве
меры пресечения заключения под стражу и домашнего ареста. Сроки содержания
под стражей и порядок их продления.
6. Особенности взаимодействия суда и прокуратуры при применении
заключения под стражу и домашнего ареста.
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм и
отработка литературы по теме; конспектирование; подготовка письменных
сообщений по вопросам:
«Гарантии законности и обоснованности применения мер процессуального

6
2

2

2

2

8

принуждения»;
«Особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних»;
решение практических задач; изучение судебной практики по проблемам
избрания мер пресечения и иных мер процессуального принуждения.
3.Выполнение тестовых заданий.
Раздел 2. Досудебное производство
Содержание учебного материала:
Тема 6: Возбуждение уголовного
дела
Стадия возбуждения уголовного дела в системе стадий уголовного
процесса: ее сущность и значение. Поводы и основание для возбуждения
уголовного дела. Прием, рассмотрение и проверка сообщений о преступлениях.
Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела. Структура и
содержание постановления о возбуждении уголовного дела. Получение согласия
прокурора на возбуждение уголовного дела. Особенности возбуждения
уголовных дел частного обвинения. Обеспечение законности и обоснованности
возбуждения уголовных дел. Основания отказа в возбуждении уголовного дела.
Структура и содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного
дела. Гарантии прав личности при отказе в возбуждении уголовного дела..
Практические занятия:
1.
Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела.
Поводы иоснования к возбуждению уголовного дела.
2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.
3. Порядок возбуждения уголовного дела.
4. Особенности возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения.
5. Отказ в возбуждении уголовного дела.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм,
отработка литературы
по теме; конспектирование; решение практических задач; подготовка
письменных сообщений по вопросам (по выбору): «Законность решений,
принимаемых дознавателем, следователем в стадии возбуждения уголовного
дела»;
«Прокурорский надзор и судебный контроль деятельности органов дознания и
предварительного следствия в стадии возбуждения уголовных дел»; решение
практических задач; изучение следственной практики об основных проблемах,
возникающих при возбуждении уголовных дел и принятии их к производству.

29
6
2

2

2

’

■

■

' ' ' '

:

-

■ ■

■■ ■

■

■

3.Выполнение тестовых заданий.
Содержание учебного материала:
Тема 7. Предварительное
расследование. Общие условия
Общие условия предварительного расследования. Подследственность и ее
предварительного расследования признаки, место производства предварительного расследования, соединение и
выделение уголовных дел, производство неотложных следственных действий,
восстановление утраченных уголовных дел, обязательное рассмотрение
ходатайств, меры попечения о детях, иждивенцах и имуществе обвиняемого,
недопустимость разглашения данных предварительного расследования, срок
предварительного следствия.
Практические занятия:
1.
Понятие, задачи и значение предварительного расследования.
2.
Формы предварительного расследования.
3.
Общие условия предварительного расследования.
4. Подследственность. Полномочия следователя. Расследование
уголовных делгруппой следователей.
5. Место и срок производства предварительного следствия.
Соединение ивыделение уголовных дел
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм,
отработка литературы по теме; конспектирование; решение практических задач;
подготовка письменных сообщений по вопросам (по выбору):
«Процессуальное начало производства предварительного следствия и дознания»;
«Соотношение предварительного следствия с дознанием и ОРД»;
краткий анализ
следственной практики
по
отдельным
проблемам
предварительного расследования уголовных дел.
3.
Выполнение тестовых заданий.
Содержание
учебного материала:
Тема 8: Производство
Понятие и виды следственных действий. Общие правила производства
следственных действий
следственных действий. Судебный порядок получения разрешения на
производство следственного действия Основания и процессуальный порядок
производства
отдельных
видов
следственных
действий:
осмотра,
освидетельствования, следственного эксперимента, обыска, выемки, наложения
ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи телефонных и
иных переговоров, допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки
показаний на месте. Протокол следственного действия. Основания и

7
1

2

4

2

10
2

10

процессуальный порядок привлечения к следственным действиям специалиста и
эксперта. Основание назначения судебной экспертизы. Процессуальное
оформление решения следователя о производстве экспертизы. Роль суда в
назначении судебно-психиатрической экспертизы. Особенности производства
экспертизы в отношении потерпевшего и свидетеля. Комиссионная и комплексная
судебные экспертизы. Дополнительная и повторная экспертизы. Получение
образцов для сравнительного исследования. Заключение эксперта процессуальный документ, завершающий экспертное исследование. Заключение
специалиста. Привлечение лица в качестве обвиняемого: сущность, основания и
значение. Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого.
Презумпция невиновности и внутреннее убеждение следователя при решении
вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и
допрос обвиняемого. Доказательственное значение показаний обвиняемого,
полученных при допросе без участия защитника. Проблема повторного допроса
обвиняемого. Протокол допроса обвиняемого. Изменение и дополнение
обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования. Приостановление
предварительного следствия: понятие и значение. Основания и условия
приостановления. Особенности приостановления предварительного следствия в
отношении подозреваемого. Процессуальный порядок и сроки приостановления
предварительного следствия. Действия следователя после приостановления
предварительного следствия.
Розыск скрывшегося подозреваемого
и
обвиняемого. Меры, принимаемые следователем и органом дознания по
установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Основания и процессуальный порядок возобновления приостановленного
предварительного следствия.
Практические занятия:
Занятие (2 часа)
1. Понятие и виды следственных действий.
2. Общие правила производства следственных действий.
3. Допрос свидетеля, потерпевшего.
4. Понятие и основание проведения очной ставки. Протокол очной ставки.
5. Понятие и виды предъявления для опознания. Протокол предъявления для
опознания.
6. Освидетельствование. Гарантии прав личности при освидетельствовании.

4

Тема 9. Окончание
предварительного
расследования

Занятие (2 часа)
1. Понятие и виды осмотра. Основание и порядок производства осмотра.
2. Обыск и выемка. Понятие, основание и порядок производства обыска и
выемки.
3. Основание, процессуальный порядок назначения и производства
экспертизы.
Заключение
эксперта. Допрос эксперта.
4. Следственный эксперимент.
5. Проверка показаний на месте.
6. Наложение ареста на имущество и его процессуальное оформление.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм,
отработка литературы по теме; конспектирование; решение практических задач,
подготовкаписьменных сообщений (по выбору) таких групп следственных
действий, как: «осмотр,следственный эксперимент»; «обыск, наложение ареста
на почтово-телеграфные отправления»; «допрос, очная ставка», «Назначение и
производство судебных экспертиз» (гл.23-27 УПКРФ).
3. Выполнение тестовых заданий.
Содержание учебного материала:
Понятие и формы окончания предварительного расследования.
Соотношение понятий «прекращение уголовного дела» и «прекращение
уголовного преследования». Окончание предварительного следствия с
обвинительным заключением. Окончание предварительного следствия с
направлением дела в суд для применения принудительных мер медицинского
характера. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Прекращение
уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием. Процессуальный
порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Обжалование
постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Уведомление следователем об окончании предварительного следствия
обвиняемого и его защитника, а также других участников уголовного процесса.
Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или

4

6
2

2

12

их представителей с материалами уголовного дела. Ознакомление обвиняемого и
его защитника с материалами уголовного дела. Протокол ознакомления с
материалами уголовного дела. Обвинительное заключение.
Практические занятия:
1. Процессуальные формы окончания предварительного расследования.
2. Ознакомление участников уголовного процесса с материалами дела.
3.Окончание предварительного расследования. Участие защитника при
окончании предварительного расследования.
4. Обвинительное заключение, его содержание и форма.
5. Прекращение уголовного дела. Условия и порядок возобновления
прекращенного дела.
6. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с
обвинительным заключением.
7. Дознание, органы дознания, производство дознания
Самостоятельная работа обучающихся:
Ознакомление с решениями прокурора по уголовным делам, поступившим с
обвинительным заключением и обвинительным актом.
Раздел 2 . Судебное производство

2

Содержание учебного материала:
Понятие и значение подсудности уголовных дел. Признаки (виды)
подсудности. Значение подсудности уголовных дел. Понятие и значение стадии
подготовки к судебному заседанию. Контрольный характер стадии по отношению
к предварительному расследованию. Подготовительный характер стадии по
отношению к судебному разбирательству. Полномочия судьи по поступившему в
суд уголовному делу. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд
уголовному делу. Понятие и значение предварительного слушания. Основания и
порядок проведения предварительного слушания. Виды решений, принимаемых
судьей на предварительном слушании. Основания и процессуальный порядок
возвращения уголовного дела прокурору. Решение судьи о приостановлении
производства по уголовному делу. Процессуальный порядок назначения
судебного заседания. Вопросы, связанные с подготовкой судебного заседания.
Распоряжения судьи о вызове в судебное заседание. Срок начала разбирательства
в судебном заседании.

6
2

Тема 10. Подсудность. Подготовка
к судебному заседанию

2

13

Тема 11.
Процессу альныйпорядок
судебного разбирательства

Практические занятия:
1. Понятие подсудности и ее значение.
2. Виды подсудности.
3. Определение подсудности при соединении уголовных дел.
4.
Передача уголовных дел по подсудности. Изменение
территориальнойподсудности уголовного дела. Недопустимость споров о
подсудности.
5. Понятие и значение стадии подготовки к судебному заседанию.
6. Полномочия судьи по поступившему в суд делу. Круг вопросов, решаемых
приназначении судебного заседания.
7. Предварительное слушание и основания его проведения.
8. Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания.
9. Назначение судебного заседания.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 .Что такое «подсудность»? Назовите виды подсудности.
2.
В каком порядке в стадии назначения и подготовки судебного заседания
судья должен решить вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения
подстражу (залога и домашнего ареста)?
Содержание учебного материала:

Понятие, значение и система общих условий судебного разбирательства.
Непосредственность, гласность, устность, неизменность состава суда и равенство
сторон при судебном разбирательстве. Основания проведения закрытого
судебного разбирательства. Участники судебного разбирательства. Полномочия
государственного обвинителя в судебном разбирательстве. Случаи проведения
судебного разбирательства без участия подсудимого. Участие защитника,
потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в судебном
разбирательстве. Участие специалиста и эксперта в судебном разбирательстве.
Пределы судебного разбирательства.
Полномочия суда в судебном
разбирательстве. Судебное разбирательство - центральная стадия уголовного
процесса, ее сущность и значение. Части судебного разбирательства.
Подготовительная часть судебного разбирательства. Открытие судебного
заседания. Проверка явки в суд. Определение круга участников судебного
заседания; разъяснение им прав и обязанностей. Удаление свидетелей из зала
судебного заседания. Установление личности подсудимого и своевременности
вручения ему копии обвинительного заключения или обвинительного акта.
Объявление состава суда, других участников судебного разбирательства и

2

2

6
2

14

Тема 12. Особый порядок

разъяснение им прав отвода. Заявление и разрешение ходатайств. Выяснение
возможности рассмотрения дела в отсутствии кого-либо из участников
уголовного
судопроизводства.
Участие
специалиста
и
эксперта
в
подготовительной части судебного заседания. Порядок заявления и рассмотрения
сторонами ходатайств о вызове новых экспертов и специалистов в суд. Судебное
следствие. Порядок исследования доказательств. Допрос
подсудимого.
Оглашение в суде показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и
свидетелей. Судебные действия. Допрос эксперта. Допрос специалиста.
Процессуальный порядок производства экспертизы в ходе судебного
разбирательства. Порядок постановки вопросов эксперту. Производство
дополнительной и повторной экспертизы: основания и процессуальный порядок.
Осмотр вещественных доказательств. Оглашение документов, находящихся в
деле или представленных в судебном разбирательстве. Осмотр местности и
помещения. Следственный эксперимент. Предъявление для опознания.
Освидетельствование. Процессуальный порядок окончания судебного следствия.
Прения сторон в судебном заседании. Участники судебных прений. Содержание и
процессуальный порядок прений сторон. Отказ прокурора от обвинения и его
последствия. Реплики участников судебных прений. Последнее слово
подсудимого. Право суда на возобновление судебного следствия: основания и
порядок. Удаление суда в совещательную комнату для постановления приговора.
Приговор и порядок его постановления. Виды приговоров. Содержание и
структура приговора. Обвинительный приговор. Оправдательный приговор.
Практические занятия:
1. Подготовительная часть судебного разбирательства.
2. Судебное следствие.
3. Судебные прения. Последнее слово подсудимого.
4. Постановление и провозглашение приговора. Виды приговоров: основания
постановления обвинительного или оправдательного приговора.
Самостоятельная работа обучающихся:
Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с
предъявленным ему обвинением
Содержание учебного материала:

2

2

6

15

судебного
разбирательства.
Особенности
производства у
мирового судьи

Положительные и отрицательные стороны рассматриваемого порядка
судебного разбирательства. Основания и условия применения особого порядка
принятия судебного решения. Порядок заявления обвиняемым ходатайства.
Особенности порядка проведения судебного заседания и постановления
приговора. Пределы его обжалования. Проблемы обеспечения прав подсудимого
при производстве судебного разбирательства. Порядок заявления и рассмотрения
ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Порядок
составления досудебного
соглашения
о
сотрудничестве. Проведение
предварительного следствия в отношении подозреваемого или обвиняемого, с
которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Представление
прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесение
судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым
заключено
досудебное
соглашение
о
сотрудничестве.
Особенности
предварительного следствия в отношении подозреваемого или обвиняемого, с
которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Основания
применения особого порядка проведения судебного заседания и вынесения
судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым
заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Особенности порядка
проведения судебного заседания и постановления приговора. Пересмотр
приговора. Меры безопасности, применяемые в отношении подозреваемого или
обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Возбуждение уголовного дела частного обвинения. Полномочия мирового судьи
по уголовному делу частного обвинения. Проблемы реализации принципа
состязательности по уголовным делам частного обвинения. Полномочия
мирового судьи по уголовному делу с обвинительным актом. Порядок
рассмотрения уголовного дела в судебном заседании. Приговор мирового судьи.
Обжалование приговора и постановления мирового судьи..

Практические занятия:
1. Понятие, основания и условия применения особого порядка принятия
судебного решения.
2. Особый порядок принятия судебного решения при согласии
обвиняемого спредъявленным обвинением.
3. Особый порядок принятия судебного решения при заключении
досудебногосоглашения о сотрудничестве.
4. Категории уголовных дел, рассматриваемых мировым судьей.

2

2

16

Тема 13. Производство по
уголовным делам,
рассматриваемым судом с
участием присяжных
заседателей

5. Особенности возбуждения уголовных дел частного обвинения.
6. Особенности судебного разбирательства уголовных дел мировым судьей.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм,
отработка литературы по теме; конспектирование; решение практических задач;
подготовка письменных сообщений по вопросам (по выбору): «Особенности
производства по уголовным делам, подсудным мировому судье»; анализ судебной
практики по основным проблемам производства у мирового судьи.
3. Выполнение тестовых заданий.
Содержание учебного материала:
История становления и развития судопроизводства с участием
присяжных заседателей в России. Основные черты суда присяжных. Особенности
подготовительной части судебного заседания. Проверка судом ходатайства
обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных. Подбор присяжных
заседателей. Право сторон на отвод кандидатов в присяжные заседатели.
Особенности судебного следствия в суде присяжных. Ограничение прав
присяжных заседателей на исследование доказательств, признанных судьей
недопустимыми, а также относящихся к личности подсудимого. Обсуждение
результатов судебного следствия в заседании суда. Прения сторон и последнее
слово подсудимого. Постановка вопросов перед присяжными заседателями.
Напутственное слово
председательствующего.
Порядок вынесения и
провозглашения присяжными заседателями вердикта. Последствия вердикта.
Обсуждение последствий вердикта. Обязательность вердикта. Полномочия
председательствующего в суде присяжных по разрешению уголовного дела.
Особенности постановления приговора. Особенности ведения протокола
судебного заседания.
Практические занятия:
1. Возникновение и развитие суда присяжных в России.
2. Составление предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели.
3.
Подготовительная часть судебного разбирательства и
формирование коллегииприсяжных заседателей.
4. Судебное следствие.
5. Судебные прения.
6. Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегий присяжных

2

7
2

2

17

Тема 14. Производство в
суде. Апелляционной
инстанции.
Исполнение приговора.

7. Напутственное слово председательствующего судьи.
8. Вердикт присяжных. Принятие и провозглашение вердикта.
9. Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 .Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм,
отработка литературы по теме; конспектирование; решение практических задач;
подготовка письменных сообщений по вопросам (по выбору): ««Особенности
судебного разбирательства и судебного следствия по уголовным делам,
рассматриваемым с участием присяжных заседателей»; анализ судебной
практики по основным проблемам производства в суде с участием присяжных
заседателей.
3. Выполнение тестовых заданий.
Содержание учебного материала:
Участники судопроизводства, наделённые правом апелляционного
обжалования. Порядок и сроки обжалования приговоров. Пределы рассмотрения
уголовного дела судом апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба,
представление. Назначение и подготовка судебного заседания. Судебное
разбирательство в суде апелляционной инстанции. Основания отмены или
изменения судебного решения в апелляционном порядке. Решения, принимаемые
судом апелляционной инстанции. Сущность и значение стадии исполнения
приговора. Проблемы обеспечения прав личности на стадии исполнения
приговора. Вступление приговора в законную силу и обращение его к
исполнению (порядок, сроки). Порядок приведения приговора в исполнение.
Особенности непосредственного исполнения приговора судом. Органы,
исполняющие приговор суда. Судебный контроль за приведение приговора в
исполнение. Вопросы, подлежащие разрешению судом на стадии исполнения
приговора. Основания и процессуальный порядок отсрочки исполненияприговора.
Особенности отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему. Изменение
условий содержания лиц, осуждённых к лишению свободы. Освобождение от
наказания по болезни и другие вопросы, возникающие приисполнении приговора.

3

6
2

2

18

Практические занятия:
1. Понятие, значение апелляционного производства.
2. Предмет и пределы апелляционного производства.
3. Порядок производства в суде апелляционной инстанции.
4. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции.
5. Понятие, значение и задачи стадии исполнения приговора.
6. Обращение приговора к исполнению.
7. Отсрочка исполнения приговора. Приостановление исполнения приговора.
8.
Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения
приговора. Порядок разрешения вопросов, связанных с
исполнением приговора

Тема 15 Производство в суде
кассационной инстанции.
Производство в суде
надзорнойинстанции

2

Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам практических занятий);
2. Изучение рекомендуемых нормативных актов, краткий анализ их норм,
отработка литературы по теме; конспектирование; решение практических задач;
подготовка письменных сообщений по вопросам (по выбору):
«Апелляционный порядок рассмотрения уголовных дел по апелляционной
жалобе и представлению»; изучение и краткий анализ судебной практики по
проблемнымвопросам апелляционного порядка рассмотрения уголовных дел,

2

Содержание учебного материала:
Понятие и значение производства в суде кассационной инстанции. Предмет
судебного разбирательства в кассационном порядке. Право на обращение в суд
кассационной инстанции. Порядок подачи кассационной жалобы, представления.
Содержание кассационной жалобы, представления. Возвращение кассационных
жалобы, представления без рассмотрения. Поворот к худшему при пересмотре
приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции. Действия
суда кассационной инстанции при поступлении кассационных жалобы,
представления. Рассмотрение кассационных жалобы, представления. Сроки
рассмотрения кассационных жалобы, представления. Постановление судьи об
отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в
судебном заседании суда кассационной инстанции.

4
2

2

19

Извещение лиц, участвующих в деле о передаче кассационных жалобы,
представления суголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда
кассационной инстанции. Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по
кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной
инстанции. Решение суда кассационной инстанции. Основание отмены или
изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном
порядке. Пределы прав суда кассационной инстанции. Недопустимость внесения
повторных или новых кассационных жалобы, представления. Понятие, задачи и
значение стадии надзорного производства. Соотношение
надзорного
производства с производством в суде кассационной инстанции. Пересмотр
судебных решений в порядке надзора. Порядок и срок подачи надзорных жалобы,
представления. Содержание надзорных жалобы, представления. Возвращение
надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу. Рассмотрение
надзорных жалобы, представления. Сроки рассмотрения надзорных жалобы,
представления. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы,
представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного
Суда РФ. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с
уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума
Верховного Суда РФ. Основания отмены или изменения судебных решений в
порядке надзора. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорной
жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.
Практические занятия:
Понятие, задачи и значение кассационного производства.
2.
Право обращения в суд кассационной инстанции. Порядок подачи и
содержание
кассационных жалобы и преставления.
3. Рассмотрение кассационных жалобы и преставления.
4.
Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании суда
кассационнойинстанции.
5. Решение суда кассационной инстанции.
6.
Основания отмены или изменения судебного решения и пределы
____ прав судакассационной инстанции.____________________________________

2

20

Тема 16.Производства по
уголовным делам в
отношении
несовершеннолетних

7.
Сущность и значение пересмотра судебных решений в
порядке надзора. Порядок подачи и содержание надзорных жалобы,
представления.
8. Рассмотрение надзорных жалобы, представления и его результаты.
9.
Основания и порядок рассмотрения уголовного дела по надзорным
жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда
Российской Федерации.
10.
Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации
при пересмотре судебных решений в порядке надзора.
Содержание учебного материала:
Общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних. Предмет доказывания по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних. Особенности производства предварительного
расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Законный
представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого как участник
уголовного процесса. Роль эксперта в определении возраста
несовершеннолетнего. Особенности производства по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних на судебных стадиях. Процессуальные гарантии
реализации прав несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное
судопроизводство.

3
1

2

Практические занятия:
1. Общая
характеристика
особенностей
производства
по
делам
несовершеннолетних.
Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.
3. Предварительное следствие по уголовным делам
о преступлениях
несовершеннолетних.
4. Судебное разбирательство
по уголовным делам о преступлениях
несовершеннолетних.
Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении
несовершеннолетних..

ВСЕГО:

2

99

21

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

22

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной

дисциплины

требует

наличия

кабинета

административного права.
Оборудование кабинета административного права:

- Посадочные места по количеству обучающихся;

- Рабочее место преподавателя;
- Наглядные пособия.

Технические средства обучения:
- Компьютер;

- Мультимедийный проектор;
- Настенный экран;
- Сеть Интернет;
- Программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

23

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы
Основные источники:

1.

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001

N 174- ФЗ (ред. от 07.03.2017, с изм. от 16.03.2017) // «Российская газета», N 249,
22.12.2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru

2.

Уголовный процесс: учебник для СПО / Б. Б. Булатов [и др.] ; под ред. Б.

Б. Булатова, А. М. Баранова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство
Юрайт, 2017. - 555 с. - (Профессиональное образование).

3.

Комментарий

к

Уголовно-процессуальному

кодексу

Российской

Федерации (постатейный). -, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2019. -752с.

Дополнительные источники:
1. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие.- 7-е изд., перераб.

и доп. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.

Интернет-ресу рсы:
1. Электронно-библиотечная система: [Электронный ресурс].—Режим доступа:

http://e.lanbook.com

2. Научная электронная библиотека Elibrary: [Электронный ресурс]. —Режим
доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

3. Отраслевые

словари

образовательных

и

справочники

программ):

(по

[Электронный

профилю
ресурс].

(направленности)

—Режим

доступа:

http://wwwl .fips.ru
4. КонсультантПлюс - справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5.

«Все

о

праве».

Портал

предназначен

для

студентов-юристов,

преподавателей и всем тем, кто интересуется юриспруденцией [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: www.allpravo.ru
24

6.

«Права человека в России». Один из крупнейших ресурсов по правам

человека в российском Интернете, Международные документы по правам

человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hro.org/
7.

Сервер органов государственной власти [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.gov.ru/

8.

Сервер правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.legal.ru/
9.

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: www.law.edu.ru/

10.

Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://мвд.рф/

25

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины для базовой

подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, выполнения тестовых заданий, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований, рефератов или презентаций.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

1
Умения:
- составлять уголовно - процессуальные
документы;

анализировать
уголовно
процессуальное законодательство
Знания:
- основные положения Уголовно процессуального кодекса Российской
Федерации;
- стадии уголовного судопроизводства;
- правовое положение уголовного
судопроизводства;
формы
порядок
производства
предварительного расследования;
- процесс доказывания и его элементы;
меры
уголовно-процессуального
принуждения: понятие, основания и
порядок применения;
- правила проведения следственных
действий;
- основные этапы производства в судепервой и
второй инстанций;
- особенности производства в суде с
участием присяжных заседателей;
- производство по рассмотрению и
разрешению вопросов, связанных с
исполнением приговора;
- производство в надзорной инстанции;
особенности
производства
по
отдельным категориям уголовных дел

Формы и методы контроля и оценки
результатов
обучения

2
Экспертная
оценка
выполнения
практических заданий
Экспертная
оценка
составления
административных документов
Интерпретация результатов наблюдения за
деятельностью обучающихся (в процессе
деловых игр, дискуссий)

Устный
опрос
Тестирован
ие
Накопительное оценивание

26

Результаты (освоенные яые показатели результатов
общиеи
подготовки
профессиональные
компетенции)
ОК 1. Понимать
- демонстрация понимания
сущность и социальную
сущности и социальной
значимость своей
значимостисвоей будущей
будущей профессии,
профессии;
проявлять к ней
- проявление творческого
устойчивый интерес.
подходак выполнению
задания;
-положительная динамика
результатов учебной
деятельности;
-своевременное и
качественноевыполнение
задания;
-определение ближайших и
конечных жизненных целей
в профессиональной
деятельности;
- участие в
профессиональных
конкурсах, фестивалях,
олимпиадах,
конференциях;
ОК 2. Организовывать
-способность планировать
собственную деятельность;
собственную
- способность выбирать
деятельность, выбирать
методы испособы
типовые методы и
выполнения своей
способы выполнения
деятельности;
профессиональных задач,
оценивать их
- умение оценивать
эффективностьи качество
эффективность икачество.
выполнения своей
профессиональной
деятельности
- понимание сути
профессиональных
задач;
- умение формулировать
цель и задачи предстоящей
профессиональной
деятельности;
-умение проводить
рефлексию(оценивать и
анализировать процесс и
результат).

Формы и методы
контроляи оценки
результатов
обучения
портфолио (сбор
образцов
деятельности
обучающихся,
демонстрирующих
умения, практический
опыт,
доказательст
ва
сформирова
иных
компетенций);
самооценкастудентом
результатов
деятельности.

анализ решения
профессиональных
задач;экспертная
оценка практической
работы (направлена
на оценку
сформированных
компетенций,
проявленныхв ходе
практической
работы); обратная
связь: анализ и
обсуждение
результатов
деятельности

27

OK 3. Принимать
решения в стандартных и
нестандартныхситуациях
и нести за них
ответственность

- понимание методов
принятия решений в
стандартных и
нестандартных ситуациях,
мерысвоей
ответственности;
- умение определять проблему
в профессионально
ориентированныхситуациях;
- умение предлагать
способы и варианты
решения проблемы,
оценивать ожидаемый
результат;
- способность планировать
поведение в
профессионально
ориентированных
проблемных ситуациях,
вносить коррективы,
контролировать ситуацию;
- применение навыков
принятиярешений в
соответствии с ситуацией

экспертное наблюдение
и оценка на
практических занятиях,
выполнения
самостоятельной
работы с целью оценки
способностейк анализу,
контролю и принятию
решений.

28

Результаты (освоенные ные показатели результатов
общиеи
подготовки
профессиональные
компетенции)
- способность извлекать и
ОК 4.
анализировать
Осуществлять
информацию изразличных
поиск и
источников понимание
использование
способов поиска и анализа
информации,
необходимой
информации
для эффективного
- применение найденной
выполнения
информации для
профессиональных
выполнения
профессиональных
задач,
ситуаций изадач
профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
- работа с информационными
справочно-правовыми системами
информационно­
работа с электронной почтой и
коммуникационные
технологии в
ресурсами локальных и глобальных
информационных сетей
профессиональной
деятельности.

ОК 6. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,осознанно
планировать повышение
квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в
условиях постоянного
обновления технологий в
профессиональной
деятельности.
ОК.9. Проявлять
нетерпимостьк
коррупционному поведению

ПК 2.1. Осуществлять
прием, регистрацию, учет и
хранениесудебных дел,
вещественных доказательств
и документов

- организация самостоятельных
занятий при изучении
профессионального модуля.

- анализ и коррекция
результатовсобственной работы в
условиях
постоянного обновления
технологийв профессиональной
деятельности.
-понимание правовых
отношений и правовых норм в
профессиональнойдеятельности;
-применение и соблюдение
правовых норм в организациисвоей
профессиональной
деятельности
- качество организации
приема,регистрации, учета и
хранения документов;
- качество распределения
функциональных обязанностей в
зависимости от плана
проводимыхмероприятий

Формы и методы
контроляи оценки
результатов обучения

экспертная оценка
поформированию
профессиональных
уменийи личностного
развития в
исследовательской
деятельности

экспертная
оценка
формирования
навыков
работы с информационно­
коммуникационными
технологиями
в
профессиональной
деятельности
экспертная
оценка
правильной организации
самостоятельной работы,
умения
заниматься
самообразованием.

экспертная
оценка
правильной организации
работы, умения заниматься
самообразованием.
дискуссия, практическая
работа с использованием
нормативных документов

Экспертная оценка и
интерпретация
результатовнаблюдений за
обучающимися (участие в
деловых играх, диспутах,
беседах, форумах)
Экспертная оценка
выполнения
практическихзадач

29

Результаты (освоенные ные показатели результатов
общиеи
подготовки
профессиональные
компетенции)
- качество распределения
ПК 2.2. Осуществлять
функциональных
оформление дел,
обязанностей в зависимости
назначенныхк судебному
разбирательству
от плана проводимых
мероприятий;
- грамотность
корректирования плана
проводимых мероприятий в
зависимости от изменения
жизненных обстоятельств.

Формы и методы
контроляи оценки
результатов обучения
Экспертная оценка
и интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися
(участие в деловых
играх, диспутах,
беседах, форумах)
Экспертная оценка
выполнения
практическихзадач

30

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по Уголовному процессу:
1. Понятие, сущность и значение уголовного процесса
2. Стадии и производства в системе уголовного процесса
3. Уголовно-процессуальные функции
4. Уголовно-процессуальные правоотношения
5. Процессуальная форма
6. Уголовно-процессуальные акты
7. Уголовно-процессуальные гарантии
8. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства
9. Суд в системе субъектов уголовного процесса
10. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
11. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
12. Доказательства и доказывание в уголовном процессе
13. Общие положения учения о доказательствах и доказывании
14. Виды источников доказательств в уголовном процессе
15. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения
16. Понятие и виды мер процессуального принуждения
17. Меры пресечения: сущность, виды, основания и условия применения
18. Порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу
19. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела
20. Предварительное расследование
21. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования
22. Формы предварительного расследования
23. Общие условия предварительного расследования
24. Следственные действия
25. Виды следственных действий
26. Привлечение в качестве обвиняемого
27. Основания и процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого
28. Допрос обвиняемого
29.
Изменение
и
дополнение
обвинения.
Частичное
прекращение
уголовного
преследования
30. Приостановление предварительного следствия
31. Понятие и значение приостановления предварительного следствия
32. Основания, условия и процессуальный порядок приостановления предварительного следствия
33. Возобновление приостановленного предварительного следствия
34.Окончание предварительного расследования
35. Понятие и формы окончания предварительного расследования
36. Прекращение уголовного дела: основания и процессуальный порядок
37. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения
38. Обвинительное заключение: понятие, значение, структура и содержание
39. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением
40. Подготовка дела к судебному заседанию
41. Сущность и значение стадии подготовки дела к судебному заседанию
42. Порядок подготовки к судебному заседанию. Вопросы, разрешаемые судьей при подготовке
дела к судебному заседанию
43. Решения, принимаемые в стадии совершения подготовительных действий
44. Понятие и значение общих условий судебного разбирательства
45. Система общих условий судебного разбирательства
46. Подготовительная часть судебного заседания
47. Приговор суда
48. Понятие и свойства приговора
49. Виды приговоров, содержание и форма приговора, провозглашение приговора

31

- не требует исследования доказательств;
- применяется по ходатайству обвиняемого в любом случае;
- не требует согласия потерпевшего.
11. Вещественные доказательства в уголовном процессе:
- признаются таковыми соответствующим постановлением после их осмотра;
- всегда хранятся при уголовном деле;
- не могут храниться в материалах уголовного дела.
12. Предварительное слушание в уголовном процессе:
- проводится, если имеются основания для выделения уголовного дела;
- не может быть назначено судьей по своей инициативе;
- заканчивается в виде решения судьи, выраженного в соответствующем акте.
13. Доказывание в уголовном процессе:
- включает сбор, оценку и проверку доказательств;
- осуществляется только органами предварительного расследования;
- происходит исключительно на стадии рассмотрения дела судом.

14. Доказательством в уголовном процессе не является:
- предмет, обнаруженный на месте происшествия, но не осмотренный в установленном
законом порядке;
- протокол проверки показаний на месте, проведенной без участия понятых;
- показания свидетеля с указанием источника осведомленности.
15. Предмет доказывания в уголовном процессе:
включает обстоятельства и условия, которые способствовали совершению
преступления;
- ограничен обстоятельствами, образующими состав преступления;
- не распространяется на обстоятельства, которые способны привести к освобождению от
наказания.

16. Основными субъектами доказывания в уголовном процессе являются:
- следователь, дознаватель, прокурор, судья;
- подозреваемый, обвиняемый, защитник;
- эксперт, специалист, свидетель.
17. Процессуальные сроки в уголовном процессе:
- восстанавливаются, если были пропущены по уважительной причине;
- могут исчисляться только сутками и месяцами;
- продлеваются по усмотрению следователя или суда.

18. Право на реабилитацию в уголовном процессе:
- возникает при вынесении оправдательного приговора;
- не включает восстановление пенсионных прав;
- не гарантируется на уровне федерального законодательства.
19. Показания свидетеля как источник доказательств в уголовном процессе:
- не могут быть получены до возбуждения уголовного дела;
- фиксируются протоколом допроса свидетеля;
- могут содержать сведения о личности подозреваемого или обвиняемого.
20. Мера процессуального принуждения в уголовном процессе, которая заключается
в принудительном доставлении лица в органы предварительного расследования или
в суд, называется:
- приводом;
- обязательством о явке;
- задержанием.
33

- не может противоречить УПК РФ;
- перечисляет содержание правового статуса каждой из сторон уголовного процесса.
53. Основным источником уголовно-процессуального права является:
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

37

Тесты к дифференцированному зачету по предмету:
Уголовный процесс

1. Адвокат в уголовном процессе участвует в качестве:
- защитника;
- специалиста;
- свидетеля.
2. Источниками уголовно-процессуального права являются:
- оба ответа верные;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах.

3. Окончанием и специфическим признаком стадии уголовного процесса является:
- вынесение уполномоченным лицом итогового процессуального решения;
- направление уголовного дела в следующую инстанцию;
- законодательное закрепление.
4. Уголовный процесс является:
поэтапной, основанной на законе деятельностью органов предварительного
расследования, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению
уголовных дел;
- совокупностью стадий судебного производства по уголовным делам;
- процедурой возбуждения уголовных дел следователями и дознавателями и направления
его в суд.
5. Особенностью уголовного процесса является:
- норма уголовного процесса касается не всех его субъектов, а только тех, к которым она
относится;
- государство не обеспечивает исполнение уголовно-процессуальных норм силой своего
принуждения;
- уголовно-процессуальные нормы устанавливаются самими субъектами уголовного
процесса.

6. Специфическим принципом уголовного процесса является:
- обеспечение права на защиту обвиняемому и подозреваемому;
- состязательности сторон;
- самостоятельность судей.
7. Принципы уголовного процесса:
- действуют на всех его стадиях;
- действуют избирательно на отдельных субъектов;
- носят рекомендательный характер для правоприменителей.

8. Мерой пресечения в уголовном процессе является:
- подписка о невыезде и надлежащем поведении;
- привод;
- обязательство о явке.
9. Классификация доказательств в уголовном процессе по предмету доказывания:
- прямые и косвенные;
- первоначальные и производные;
- вещественные доказательства и документы;

10. Особый порядок судебного разбирательства в уголовном процессе:
32

21. Гражданский истец в уголовном процессе:
- выступает на стороне обвинения;
- не может быть юридическим лицом;
- вправе требовать лишь компенсации имущественного вреда.
22. Потерпевший в уголовном процессе:
- признается таковым сразу после возбуждения уголовного дела;
- должен быть допрошен в течение 3-х суток после возбуждения уголовного дела;
- не может участвовать в прениях в суде.

23. Субъектом уголовного процесса, содействующим расследованию, является:
- переводчик;
- прокурор;
- судья.
24. Прокурор в уголовном процессе не вправе:
- давать письменные указания следователю о направлении хода расследования;
- по мотивированному запросу знакомиться с уголовным делом до направления его для
утверждения обвинительного заключения или акта;
- изымать уголовное дело у дознавателя для передачи в производство следователю.
25. Понятие доказательств в уголовном процессе:
- Это любые сведения, которыми следователь, дознаватель, прокурор или судья
определяет наличие и отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию или имеющих
значение для уголовного дела;
- Это любые сведения, данные подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или
свидетелем в ходе допроса по уголовному делу и зафиксированные протоколом;
- Это любые предметы и документы, которые несут на себе следы преступления или
имеют значение для установления истины по делу.

26. Свидетель в уголовном процессе:
- вправе приносить жалобы на действия начальника органа дознания;
- всегда является очевидцем преступления;
- не может подвергаться приводу.
27. Защитник в уголовном процессе участвует в обязательном порядке, если:
- подозреваемый - несовершеннолетний;
- преступление связано с незаконным оборотом наркотиков;
- так решил в своем постановлении следователь, дознаватель или судья.
28. Обвиняемый в уголовном процессе на стадии рассмотрения дела в суде
именуется:
- подсудимым;
- подследственным;
- осужденным.
29. Специалист в уголовном процессе может привлекаться для:
- оба ответа верные;
- правильного изъятия определенных предметов;
- формулировки вопросов для судебной экспертизы.

30. На какой срок может быть задержан подозреваемый в уголовном процессе в
порядке ст. 91 УПК РФ?
- 48 часов;
- 24 часа;
- 10 суток.
31. Судья в случае признания лица гражданским ответчиком в уголовном процессе
выносит:

34

- определение;
- постановление;
- приказ.
32. Куда подаются жалобы и представления в надзорном производстве в уголовном
процессе?
- В Верховный Суда РФ;
- В Конституционный Суд РФ;
- В Генпрокуратуру РФ.

33. В кассационном производстве в уголовном процессе производится:
- пересмотр судебных решений, которые уже вступили в законную силу;
- обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу;
- пересмотр судебных решений, если открылись новые обстоятельства.
34. Эксперт в уголовном процессе имеет право:
- знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые имеют значение для
результатов экспертизы;
- собирать материалы для экспертизы самостоятельно;
- уклоняться от посещения судебного заседания, если его вызывают.
35. Какие стороны в уголовном процессе являются основными?
- Обвинения и защиты;
- Истец и ответчик;
- Диспозиция и санкция.
36. Установление истины в уголовном процессе является:
- целью доказывания;
- методом доказывания;
- принципом доказывания.
37. Следователь в уголовном процессе имеет право:
- по своему усмотрению организовывать предварительное следствие и направлять ход
расследования;
- самостоятельно передавать уголовные дела по подследственности;
- не уведомлять прокурора о задержании подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ.

38. Назначение судебной экспертизы в уголовном процессе:
- может производиться на стадии доследственной проверки;
- возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела;
- производится исключительно при уведомлении заинтересованных лиц.
39. Значение доказательств в уголовном процессе:
- они призваны установить истину по уголовному делу и лечь в основу обвинения;
- они позволяют установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
- они являются главным показателем следственной работы.
40. Цель уголовного процесса состоит в:
- оба ответа верные;
- защите прав лиц, потерпевших от преступления;
защите лица от незаконного и необоснованного
ответственности.

привлечения

к

уголовной

41. Суд в уголовном процессе полномочен:
- прекратить уголовное дело;
- возбудить уголовное дело;
- избирать меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении на
стадии предварительного расследования.

42. Состязательность в уголовном процессе предусматривает, что:
- стороны перед судом равны;
- суд выступает на стороне обвинения;
- функцию и обвинения, и защиты может выполнять одно и то же лицо либо орган.
43. В течение какого времени после провозглашения вручаются копии приговора в
уголовном процессе?
- 5 суток;
- 3 суток;
- незамедлительно.

44. Протокол допроса в уголовном процессе подписывается допрашиваемым:
- на каждой странице;
- на последней странице;
- только в местах показаний.
45. Прения в уголовном процессе включают:
- речь защитника и государственного обвинителя;
- исследование доказательств;
- предоставление последнего слова подсудимому.
46. Кто первым допрашивает подсудимого в уголовном процессе?
- Защитник;
- Прокурор;
- Судья.
47. Как соотносятся в уголовно-правовом значении понятия уголовного процесса и
уголовного судопроизводства?
- Они тождественны;
- Понятие уголовного процесса шире, чем уголовного судопроизводства;
- Понятие уголовного судопроизводства охватывает понятие уголовного процесса.
48. Уголовное право и процесс:
- являются самостоятельными отраслями российского права;
- оба относятся к материальному праву;
- являются двумя составляющими одной отрасли.
49. Жалоба в уголовном процессе рассматривается прокурором в течение:
- 3 суток;
- 5 суток;
- 7 суток.

50. Сколько раз в год лицо вправе принимать участие в качестве присяжного
заседателя в уголовном процессе?
- 1 раз;
- 3 раза;
- Законом это не определено.

51. По общему правилу максимальный срок предварительного
уголовном процессе составляет:
- 2 месяца;
- 6 месяцев;
- 1 месяц.

следствия в

52. Конституция РФ как источник уголовно-процессуального права:
- содержит основные принципы уголовного процесса;

36

Ключ к тестовому заданию по предмету: Уголовный процесс
Тесты к дифференцированному зачету по предмету:
Уголовный процесс
1. Адвокат в уголовном процессе участвует в качестве:
1. Защитника.

2. Источниками уголовно-процессуального права являются:
1. Оба ответа верные.
3. Окончанием и специфическим признаком стадии уголовного процесса является:
1. Вынесение уполномоченным лицом итогового процессуального решения.

4. Уголовный процесс является:
1. Поэтапной, основанной на законе деятельностью органов предварительного
расследования, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению
уголовных дел.
5. Особенностью уголовного процесса является:
1. Норма уголовного процесса касается не всех его субъектов, а только тех, к которым
она относится.

6. Специфическим принципом уголовного процесса является:
1. Обеспечение права на защиту обвиняемому и подозреваемому.
7. Принципы уголовного процесса:
1. Действуют на всех его стадиях.
8. Мерой пресечения в уголовном процессе является:
1. Подписка о невыезде и надлежащем поведении.
9. Классификация доказательств в уголовном процессе по предмету доказывания:
1. Прямые и косвенные.

10. Особый порядок судебного разбирательства в уголовном процессе:
1. Не требует исследования доказательств.
11. Вещественные доказательства в уголовном процессе:
1. Признаются таковыми соответствующим постановлением после их осмотра.

12. Предварительное слушание в уголовном процессе:
1. Проводится, если имеются основания для выделения уголовного дела.
13. Доказывание в уголовном процессе:
1. Включает сбор, оценку и проверку доказательств.
14. Доказательством в уголовном процессе не является:
1. Предмет, обнаруженный на месте происшествия, но не осмотренный в установленном
законом порядке.

15. Предмет доказывания в уголовном процессе:
1. Включает обстоятельства и условия, которые
преступления.

способствовали

совершению

16. Основными субъектами доказывания в уголовном процессе являются:
38

1. Следователь, дознаватель, прокурор, судья.

17. Процессуальные сроки в уголовном процессе:
1. Восстанавливаются, если были пропущены по уважительной причине.
18. Право на реабилитацию в уголовном процессе:
1. Возникает при вынесении оправдательного приговора.
19. Показания свидетеля как источник доказательств в уголовном процессе:
1. Не могут быть получены до возбуждения уголовного дела.
20. Мера процессуального принуждения в уголовном процессе, которая заключается
в принудительном доставлении лица в органы предварительного расследования или
в суд, называется:
1. Приводом.
21. Гражданский истец в уголовном процессе:
1. Выступает на стороне обвинения.
22. Потерпевший в уголовном процессе:
1. Признается таковым сразу после возбуждения уголовного дела.
23. Субъектом уголовного процесса, содействующим расследованию, является:
1. Переводчик.
24. Прокурор в уголовном процессе не вправе:
1. Давать письменные указания следователю о направлении хода расследования.

25. Понятие доказательств в уголовном процессе:
1. Это любые сведения, которыми следователь, дознаватель, прокурор или судья
определяет наличие и отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию или имеющих
значение для уголовного дела.
26. Свидетель в уголовном процессе:
1. Вправе приносить жалобы на действия начальника органа дознания.

27. Защитник в уголовном процессе участвует в обязательном порядке, если:
1. Подозреваемый - несовершеннолетний.
28. Обвиняемый в уголовном процессе на стадии рассмотрения дела в суде
именуется:
1. Подсудимым.

29. Специалист в уголовном процессе может привлекаться для:
1. Оба ответа верные.

30. На какой срок может быть задержан подозреваемый в уголовном процессе в
порядке ст. 91 УПК РФ?
1.48 часов
31. Судья в случае признания лица гражданским ответчиком в уголовном процессе
выносит:
1. Определение.
32. Куда подаются жалобы и представления в надзорном производстве в уголовном
процессе?
1. В Верховный Суд РФ.

33. В кассационном производстве в уголовном процессе производится:

ЗУ

1. 2 месяца.

52. Конституция РФ как источник уголовно-процессуального права:
1. Содержит основные принципы уголовного процесса.
53. Основным источником уголовно-процессуального права является:
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

41

Критерии оценивания тестовых работ

Оценка за контроль ключевых компетенций учащихся производится
пятибалльной системе. При выполнении заданий ставится отметка:
«3» - за 40-50 % правильно выполненных заданий,
«4» - за 50-70 % правильно выполненных заданий,
«5» - за правильное выполнение более 70 % заданий.

по

42



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.