МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «ИПК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05. Психология общения
Код и наименование специальности:
43,02,15«Поварское и кондитерское дело», входящей в состав УГС: 43,00,00 Сервис
и туризм
Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Шабанова М.М.
Протокол № 1 от « /9
г.
Председатель 11(Ц)К
Муртазалиева Р.М.
Подаи^ь
ФИО
Подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 05. Психология общения разработана
на основе требований:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1565 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское
дело(3арегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44828)
с учетом:
профиля получаемого образования.
примерной программы;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГ АУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
Разработчик: Абдулаева Х.Г
преподаватель психологии ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты: Гаджиева Р.М Педагог-психолог
ГБПОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
3
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Психология общения является обязательной
частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03, 04,
05,09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Знания
Умения
Код
ПК, ОК
- взаимосвязь общения и деятельности;
- применять технику и приемы
ОК 03,
- цели, функции, виды и уровни общения;
эффективного общения в
ОК 04,
- роли и ролевые ожидания в общении;
профессиональной деятельности;
ОК 05,
- виды социальных взаимодействий;
- использовать приемы
ОК 09
- механизмы взаимопонимания в общении;
саморегуляции поведения в
- техники и приемы общения, правила
процессе
слушания, ведения беседы, убеждения;
межличностного общения
- этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов
-приемы саморегуляции в процессе общения
4
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимоствязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
приемы саморегуляции в процессе общения.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Аттестация в форме Экзамен
Объем часов
66
20
42
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину
Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала
Основные понятия психологии общения. Роль общения в профессиональной деятельности
человека.
Раздел 2. Психология общения
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Психология
Понятие
личности. Свойства личности. Психологическая структура личности.
личности
Темперамент. Характер.
Тема 2.2. ОбщениеПрактическое занятие
основа человеческого
Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.
бытия.
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
Тема 2.3.
Общение как
восприятие людьми
друг друга
(перцептивная
сторона общения)
Тема 2.4.
Общение как
взаимодействие
Объем
часов
3
4
6
8
Практическое занятие
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия.
8
Практическое занятие
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле
трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
8
—
(интерактивная
сторона общения)
Тема 2.5.
Общение как обмен
Практическое занятие
Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные
информацией
барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей.
(коммуникативная
Виды, правила и техники слушания.
сторона общения)
6
—
Тема 2.6.
Формы делового
Содержание учебного материала
Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения
деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.
4
общения и их
характеристики
Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
Тема 3.1.
Конфликт: его
сущность и основные
характеристики
Практическое занятие
Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия
разрешения конфликтов.
Тема 3.2.
Эмоциональное
реагирование в
Практическое занятие
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка
эмоций. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение
конфликтной ситуации.
8
8
конфликтах и
саморегуляция
Раздел 4. Этические формы общения
Тема 4.1.
Общие сведения об
этической культуре
Содержание учебного материала
Общие сведения об этической культуре. Проведение анализа моральных и этических норм
в современном обществе. Разработка этических норм профессиональной деятельности
техника-технолога.
Экзамен
ВСЕГО
6
66
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования
в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
(или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
- Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 317 с.
2. Шеламова Г.М. Психология общения / Г.М. Шеламова. - Москва: Академия, 2020. 128 с.
3. Якуничева, О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П.
Прокофьева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-5851-6.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В.
Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 463 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. -— URL: https://urait.ru/bcode/489869 (дата обращения: 29.01.2022).
2. Виговская, М. Е. Психология делового общения : учебное пособие для СПО / М. Е,
Виговская, А. В. Лисевич, В. О. Корионова. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи
Эр Медиа, 2018, — 96 с. — ISBN 978-5-4486-0366-2, 978-5-4488-0201-0. — Текст : электронный
// Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт], —
URL: https://profspo.ru/books/77001
3. Дорохина, Р. В. Этика деловых отношений : практикум для СПО / Р. В. Дорохина. — Саратов
: Профобразование, 2021. — 68 с. — ISBN 978-5-4488-1109-8. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт], —
URL: https://profspo.ru/books/104697
4. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53411060-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489897 (дата обращения: 29.01.2022).
5. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/489728 (дата обращения: 29.01.2022).
6. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-07046-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/471 154 (дата обращения: 01.11.2021).
7. Якуничева О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П.
Прокофьева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-81149503-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/195538 (дата обращения: 17.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие /
Н.С. Ефимова. -Москва: ФОРУМ, 2020. - 192 с.
2. Психология общения : энциклопедический словарь / М.М. Абдуллаева [и др.].. — Москва :
Когито-Центр, 2019. — 600 с. — ISBN 978-5-89353-335-4. — Текст : электронный И
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/88339.html (дата обращения: 01.11.2021). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей
11