УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по НМР
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от «
20.Z5 г.
Председатель П(Ц)К
Муртазал иеваР. М.
Подаись
ФИО
Подпись
&&
ФИО
20^3 г
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ 16. разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионально
го образования по специальности : 43.02.15. поварское и кондитерское дело, базовой под
готовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей УГС 43.00.00. «Сервис и
туризм», утвержденного приказом Минобрнауки России от 9.12.2016 №1565
.зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016г.№44828
учетом:
- профиля получаемого образования.
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в пре
делах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профес
сионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024учебный
год.
Разработчики: Муртазалиева Р .М.И^/^а
Рецензенты: Гасанова Ж. Д.
преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК
преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК
2
СОДЕРЖАНИЕ
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
9
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
15
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
з
17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА »
1.1. Общая характеристика террористических сообществ в Интернете.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.16 «Гражданское население в противодей
ствии распространения идеологии терроризма» является обязательной
частью общепрофес
сионального цикла основной образовательной программы среднего общего образования в преде
лах освоения образовательной программы СПО (далее - ОП СПО) на базе основного общего обра
зования при подготовке квалифицированных рабочих по специальности 43.02.15 Поварское и кон
дитерское дело
Программа разработана на основе новых методов теории сложности («кибернетической
эпистемологии»), применяемых в исследованиях специалистами НОЦ сложных социальных
систем РУДН.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у
обучающихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской
Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами,
связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма
и религиозно-политического экстремизма в современных условиях
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Стратегическая цель заключается в формировании социально-политических компетенций
обучающихся посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды
терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма,
террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм,
сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и
межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность,
безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной, социально
психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у
обучающихся.
Исходя
из
изложенного
ранее,
данная
Программа
ориентирована
на решение следующих задач.
7. Теоретические задачи:
- понимание основных форм социально-политического насилия (социальнополитическая компетентность);
- знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов
противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в
борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
4
- знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов
прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения,
нейтрализации
и
надежного
блокирования
их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
2. Практические задачи:
- умение
выявлять
факторы
формирования
экстремистских
взглядов
и радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
- знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения
безопасности (социально-правовая компетентность);
- знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая
компетентность);
3.Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций):
- формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся;
- формирование
представления
о
роли
семейного
воспитания
в преодолении негативных этноконфессиональных установок;
1.3. Место учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии распространения
идеологии терроризма» в учебном плане профессиональной образовательной программы: дисци
плина входит в вариативную часть общепрофессионального учебного цикла образовательной про
граммы по профессии
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии рас
пространения идеологии терроризма»
Стратегическая цель заключается в формировании социально-политических компетенций
обучающихся посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды
терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма,
террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм,
сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и
межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность,
безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной, социально
психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у
обучающихся.
Исходя
из
изложенного
ранее,
данная
Программа
ориентирована
на решение следующих задач.
1. Теоретические задачи:
- понимание основных форм социально-политического насилия (социальнополитическая компетентность);
- знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов
противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в
борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов
прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения,
нейтрализации
и
надежного
блокирования
их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
2. Практические задачи:
5
- умение
выявлять
факторы
формирования
экстремистских
взглядов
и радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
- знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения
безопасности (социально-правовая компетентность);
- знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая
компетентность);
3.Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций):
- формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся;
- формирование
представления
о
роли
семейного
воспитания
в преодолении негативных этноконфессиональных установок;
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане профессиональной
образовательной программы «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма»
Дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального учебного цикла
образовательной программы по специальности 43.02.15 поварское и кондитерское дело
1.4 Результаты освоения учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии рас
пространения идеологии терроризма»
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие
знания:
1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и терроризму, отличий
террора, терроризма и террористической угрозы, их сущности и специфики;
2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения
безопасности и противодействия террористической угрозе;
3. социокультурных, религиозных и этнических аспектов антитеррористической политики,
специфики проявления фактора конфессиональной и этнической принадлежности представителей
различных социальных групп в росте террористической угрозы;
4. основ информационно-психологического воздействия на социум для формирования
антитеррористического сознания и поведения населения, механизмов и последствий экстремизма
и терроризма;
5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
лекции
39
39
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
19
1
19
7
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№
Наименование
Содержание учебного материала,
разделов и тем
урока
практические занятия,
самостоятельная работа
2
3
1
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя
общественная опасность
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Исторические
1
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского
корни и эволюция
революционного террора. Революционный террор в России
терроризма
(вторая треть XIX — начало XX вв.).
2
Практическое занятие №1. Первый теоретик терроризма (М.
Робеспьер). Истоки терроризма в России.
3
Практическое занятие №2. «Белый» и «красный» террор в
России. Османская модель.
Тема 1.2
Современный
терроризм:
понятие,
сущность,
разновидности
Тема 1.3
Международный
4
5
6
Содержание учебного материала
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.
Практическое занятие №3. Зарубежный опыт законодательного
определения терроризма.
Практическое занятие №4. Причины и факторы современного
терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов
возникновения идеологии терроризма в современной России.
Объем
часов
Уровень
освоения
4
6
2
1,2
1
2
1
1,2
2
2
1
3
1
2
7
Практическое занятие №5. Структурные элементы терроризма.
1
8
Содержание учебного материала
Сущность
и
идеология
современного
2
8
международного
2
терроризм как
глобальная
геополитическая
проблема
современности
9
10
12
13
Тема 1.5
Особенности
идеологического
влияния
террориста ческих
сообществ на
гражданское
население
Тема 1.6
Идеология
терроризма и
«молодежный»
экстремизм
14-15
16
17
18
терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.
Практическое занятие №6. Международное сотрудничество в
противодействии терроризму.
Практическое занятие №7. Международная стратегия
противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации.
Практическое занятие №8. Идеология неонацизма
Практическое
занятие
№9.
Общие
негативные
антиобщественные качества
Содержание учебного материала:
Специфика преступных идеологем террористов. Факторы,
влияющие
на
формирование
идеологии
участников
террористических групп и организаций
Практическое занятие №10. Региональные особенности
распространения идеологии терроризма.
Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».
Практическое занятие №11. Основные формы проявления
«молодежного экстремизма».
19
Практическое занятие №12. Отличие «молодежного
экстремизма» от экстремизма.
Модуль 2. Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в современной России
Содержание учебного материала:
Тема 2.1
Современная
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере
21
нормативно
противодействия
терроризму.
Виды
ответственности:
правовая база
административная, уголовная. УКРФ статья 206-207
противодействия
Особенности государственной политики по противодействию
22
9
1
2
1
2
1
1
2
2
2
1,2
1
1,2
2
1,2
1
—
1
1,2
1
1,2
1
1,2
терроризму в
Российской
Федерации
23
Тема 2.2
Общественная
безопасность как
часть
национальной
безопасности
Российской
Федерации
24
25
терроризму
в
современной
России.
Юридические
и
организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с
ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма.
Практическое занятие №13: Федеральный закон «О противо
действии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. Сущность
основных понятий и терминов, применяемых в указанном законо
дательном акте.
Содержание учебного материала:
Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации
от 20 ноября 2013 года. Терроризм как один из основных
источников угроз общественной безопасности в современной
России.
Практическое занятие №14: Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года.
1
2
1,2
1
1,2
2
1,2
1
1,2
Модуль 3. Информационное противодействие идеологии терроризма
Тема 3.1
Кибертерроризм
как продукт
глобализации.
26
27
29
30
Содержание учебного материала:
Глобальное
развитие
информационных
технологий.
Двойственность
роли
информационно-коммуникационных
технологий.
Практическое занятие: Злоупотребление высокими
технологиями как фактор возникновения кибертерроризма.
Практическое занятие: Общая характеристика и отличительные
черты от терроризма вообще.
Практическое занятие: Противодействие кибертерроризму как
важная государственная задача по обеспечению информационной
безопасности гражданского населения.
10
1
1,2
1
Тема 3.2
Интернет как
сфера
распространения
идеологии
терроризма
31
32
33
Тема 3.3
Законодательное
противодействие
распространению
террористических
материалов в
Интернете.
Тема 3.4. Про
блемы эксперти
зы информацион
ных материалов,
содержащих признаки идеологии
терроризма.
Содержание учебного материала:
Социально важные функции Интернета: коммуникативная; инте
грирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная.
1
Практическое занятие: Способы использования террористами
Интернета. Общая характеристика террористических сообществ в
Интернете.
Практическое занятие: Интернет как идеологическая площадка
для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также по
тенциальных исполнителей актов террора.
Практическое занятие: Компьютерные игры как способ
вовлечения подростков и молодежи в террористическую
деятельность при помощи Интернета.
Содержание учебного материала:
1
Международное законодательство. Международные стандарты в
области предупреждения преступлений в информационно- ком
муникационной сфере.
Международный опыт противодействия терроризму в сфере ин
формационно- коммуникационных технологий.
1
1
1,2
1
1,2
Содержание учебного материала:
Нормативно-правовая база и организационные аспекты
назначения экспертиз информационных материалов, содержащих
признаки идеологии терроризма (включая и материалы из
Интернета).
Практическое занятие: Сущность и особенности методики
комплексных психолого-лингвистических экспертиз и методики
комиссионных и комплексных лингвистических экспертиз.
Практическое занятие: Сущность комплексных не правовых
экспертиз.
Дифференцированный зачет
11
1,2
1
1
1
1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в совмещенном учебном
кабинете«Истории, обществознания»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
- инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы:
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном
заседании Совета Безопасности России: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts
2. Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество» (20112020 гг).
3. Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена президентом
Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-189).
4. Законы РФ
«О средствах массовой информации»; «О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой
информации»; «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации»; «Об участии в международном информационном обмене»; «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления».
5. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.: Республика,
2014.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
7. Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по
противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с
изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004
г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с
новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 05.05.2014, от
02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от 03.05.2011.
11. Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения
информационно-пропагандистских
кампаний
антитеррористической
и
антиэкстремистской направленности [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
12
12. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический
опыт?
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.russian.kiev. ua/material.php?id=4 1605285
13. Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз,
порожденный новым информационным режимом XXI в. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-ioumal.ru/besop-st4-21 ,html
14. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/kiber 1 httn
15. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm
16. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. crime-research.org/library/Gol tem3.htm
17. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных
условиях
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch. org/1 ibrary/e-terrorism. htm
18. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://conflictolog. isras. ru/93-4-2. html
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавате
лем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполне
ния обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- проводить поиск
информации в источниках разного типа;
- анализировать информацию, пред
ставленную в разных знаковых системах
(текст, таблица, карта, схема);
- устанавливать причинноследственные связи;
- участвовать в дискуссиях по
проблемам, формулируя собственную пози
цию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации сведения;
- представлять результаты
изучения материала в формах реферата, со
чинения, исследовательского проекта, пуб
личной презентации;
- определять собственную
позицию по отношению к явлениям совре
менной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
Формы и методы контроля и оценки ре
зультатов обучения
- Анализ выполнения
практических работ, заданий к самостоя
тельной работе.
Анализ оценок за практические ра
боты, выполненные в рамках освоения
разделов и тем и учебной дисциплины.
- Письменная проверочная
работа.
- выполнения заданий к
самостоятельной работе, предполагающих
поиск, переработку и представление учеб
ной информации.
- Оценка подготовленных
таблиц, схем, презентаций.
- Анализ на соответствие
реферата, исследовательского проекта,
публичной презентации.
Должен знать:
- основы и политические технологии
противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и
террористической угрозы, их сущности и
специфики;
- основные законодательные и
нормативно-правовые документы в сфере
обеспечения безопасности и
противодействия террористической угрозе;
- социокультурные, религиозные и
этнические аспекты антитеррористической
политики, специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей различных
социальных групп в росте
террористической угрозы;
- основы информационно-
- Устные опросы.
- Оценка реферата, письменных,
практических работ.
- Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических за
нятиях.
- Оценка результатов
выполнения письменных тестов.
14
психологического воздействия на социум
для формирования антитеррористического
сознания и поведения населения,
механизмов и последствий экстремизма и
терроризма;
- механизмы и формы участия институтов
гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и
терроризму;
15