МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 Физическая культура
Код и наименование специальности/профессии: 09.02.05 Прикладная
информатика (по отраслям)
Квалификация выпускника: техник-программист
Профиль получаемого профессионального образования: технологический.
Форма обучения : очная
Курс:2,3
Семестр:3,4,5,6
2021 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1 отА'^
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
££2(<Г.
-'^^/гПабанова М.М.
Подпись
ФИО
Председатель П(Ц)К
Амирова З.А.
Подпись
JO
ОЛ____
20 ДУ г.
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура разработана на
основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09,02,05 Прикладная информатика (по отраслям)
^утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001 (зарегистрировано в
Минюсте России 25.08.2014 № 33795) по специальности
с учетом:
- профиля получаемого образования.
примерной программы (указывается при наличии);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.
Разработчик: Магомедов К.З.преподаватель физической культуры ГБПОУ РД ИПК
Рецензенты/ эксперты: Багомедов М.Ш., преподаватель физической культуры ГБПОУ РД
ИПК
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
19
4. Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины
23
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
является частью основной профессиональной образовательной программы
(ОПОП) колледжа и предназначена для реализации требований ФГОС по
специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
(углубленная подготовка).
в соответствии с примерной программой по дисциплине «Физическая
культура»,
автора Масягиной Н.В., с учетом профиля получаемого
профессионального образования.
1.2.
Место дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к циклу ОГСЭ
программы среднего профессионального образования и направлена на
формирование следующих общих компетенций:
Техник-программист
должен
обладать
общими
компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
4
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
профессиональной деятельности.
в
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
1.4 Рекомендуемое
дисциплины
количество
часов
на
освоение
максимальной учебной нагрузки обучающихся 282 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся
самостоятельной работы обучающихся 94 часов.
5
программы
188
часов;
2.
СТРУКТУРА
И
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
282
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
188
в том числе:
практические занятия
188
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
94
в том числе:
- домашнее задание
26
-составление докладов и презентаций
14
- подготовка устных сообщений
20
- индивидуальные занятия по технике выполнения упражнений
34
6
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 Физическая
культура.
НАИМЕНОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ,
ОБЪЕМ
УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЧАСОВ
ОСВОЕНИЯ
1
2
3
РАЗДЕЛ 1.
Научно-методические
основы формирования
физической культуры
личности
Тема 1.1
Физическая культура и
гармоничное развитие
личности
4
2
Содержание учебного материала:
Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими
упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина
«Физическая культура» в системе среднего профессионального образования.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 .Выполнение докладов и презентаций.
2.Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений,
направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и
систем организма.
РАЗДЕЛ 2.
Учебно-практические
основы формирования
физической культуры
личности
2
2
2
7
2
Тема 2.1
Утренняя
гигиеническая
гимнастика (УУГ)
РАЗДЕЛ 3.
Практический
Тема 3.1
Легкая атлетика
Содержание учебного материала:
Определение УУГ. Цели и задачи УУГ. Физиологический механизм действия
упражнений УУГ на организм человека.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Ежедневное выполнение комплексов УУГ.
2
3
38
Содержание учебного материала:
Легкая атлетика в системе физического воспитания; краткие сведения о развитии
легкой атлетики в России; виды легкоатлетических упражнений; требования
программы и нормативы по легкой атлетике; бег на короткие, средние, длинные
дистанции; прыжки в длину с места и с разбега; метание различных снарядов (мяча,
гранаты и др.) на точность и дальность; спортивная ходьба
12
Практические занятия:
ЕБег 60м, 100м, 800м, 1000м, 2000м, 3000м.
2.Высокий, средний, низкий старты.
3.Эстафетный бег 4x100м, 4x400м.
4. Прыжок в длину способом «согнув ноги».
5. Метание гранаты на дальность и в цель.
6. Спортивная ходьба.
Контрольно-оценочные занятия:
1. Сдача контрольных нормативов: бег на 60 м ,100 м, 500 м, 1000 м, 2000 м, 3 000м.
2. прыжки в длину с места и с разбега.
3. метание различных снарядов (мяча, гранаты и др.) на точность и дальность.
Самостоятельная работа № 1 «Легкая атлетика».
1 .Закрепление и совершенствование техники бега на короткие, средние и длинные
дистанции. Совершенствование техники спортивной ходьбы и метания в процессе
самостоятельных занятий.
2.Подготовка устных сообщений и докладов по темам: «Виды бега», «Виды ходьбы»,
«Беговые и прыжковые упражнения. Их влияние на развитие быстроты»,
«Выносливость как физическое качество», «Комплексы силовых упражнений»,
10
8
12
3
«Подвиды легкой атлетики», «Комплексы ОРУ», «Техника метания. Снаряды для
метания».
3. Разработка тестовых заданий по разделу «Легкая атлетика».
4. Проектная деятельность обучающихся: «Олимпийские виды спорта (по выбору)»,
«Олимпийские игры во время ВОВ», «Техника бега на короткие дистанции»,
«Техника бега на длинные дистанции», «Виды бега», «Техника прыжка в длину»,
«Комплексы упражнений для развития гибкости», «Комплексы упражнений для
развития быстроты», «Комплексы упражнений для развития силовых качеств».
Содержание учебного материала:
Тема 3.2
Общая
физическая Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы обще развивающих
упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Специальные беговые упражнения
подготовка.
(СБУ). Подвижные игры.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение комплекса скоростно-силовой тренировки для ног.
2. Выполнение комплекса физических упражнений для плечевого пояса.
3. Выполнение комплекса физических упражнений для прямых и косых мышц
живота.
4. Выполнение докладов и презентаций. Проектная деятельность обучающихся.
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Комплексы вольных общеразвивающих упражнений. Упражнений с собственным
Атлетическая
весом. Упражнения с предметами: обручами, скакалками, гимнастическими палками.
гимнастика.
Упражнения на блочных тренажерах для развития основных мышечных групп.
Упражнения со свободными весами: гирями, гантелями, штангами. Комплексы
профессионально-прикладных гимнастических упражнений. Упражнения для
развития гибкости. Участие в судействе спортивных состязаний.
Контрольно - оценочные занятия:
1 .выполнение упражнений атлетической гимнастики.
2. Выполнение упражнений с отягощениями и тренажерах.
3. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 .Совершенствование техники элементов атлетической гимнастики в процессе
самостоятельных занятий.
2.Выполнение докладов и презентаций. Проектная деятельность обучающихся.
9
8
3
8
8
8
2
РАЗДЕЛ 4.
Научно-методические
основы формирования
физической культуры
личности.
Тема 4.1.
Социально
биологические основы
физической культуры.
РАЗДЕЛ 5.
Спортивные игры
Тема 5.1.
Волейбол.
2
Содержание учебного материала:
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием
выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты
физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений.
Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление,
восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные
возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные
возможности человека.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение комплексов дыхательных упражнений.
2. Выполнение комплексов утренней гимнастики.
3. Выполнение комплексов упражнений для глаз.
4. Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки.
5. Выполнение докладов и презентаций. Проектная деятельность обучающихся.
2
2
2
56
Содержание учебного материала:
Стойки в волейболе. Перемещения по площадке. Подача мяча: нижняя прямая,
нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Прием мяча. Передачи мяча.
Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки.
Расстановка игроков. Тактика игры в защите и нападении. Индивидуальные действия
игроков с мячом, без мяча. Взаимодействие игроков. Учебная игра. Участие в
судействе спортивных состязаний.
1n
20
3
Тема 5.2.
Практические занятия:
1. На каждом занятии планируется решение задачи по ознакомлению, разучиванию и
совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приемов
игры.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задачи по сопряженному развитию
двигательных качеств: выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств и
координации.
4. На каждом занятии планируется воспитание психических качеств: смелости,
решительности, способности к командным действиям.
5. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры.
1.После изучения техники элементов спортивных игр проводится выполнение
контрольных нормативов.
Контрольно - оценочные занятия:
1 .Прием мяча двумя руками сверху-20 раз.
2. Прием мяча двумя руками снизу-20 раз.
3. Передача мяча в парах через сетку40 раз.
4. Выполнение подачи 7 раз из 10 попыток.
5. Игра в команде.
6. Правила игры.
7. Тестирование.
Самостоятельная работа № 2 «Волейбол».
1 .Совершенствование техники подачи и приема мяча и тактики спортивной игры в
процессе самостоятельных занятий.
2. Подготовка устных сообщений и докладов по темам: «История игры», «Волейбол Олимпийский вид спорта», «Основные правила игры».
3. Разработка тестовых заданий по разделу «Волейбол».
4. Проектная деятельность обучающихся: «Техника приема мяча», «Техника подачи
мяча», «Тактические действия игроков», «Блокирование и нападающий удар».
12
Содержание учебного материала:
Перемещение по площадке. Ведение мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, с
24
11
10
3
Баскетбол.
отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на
уровне груди, «высокого» мяча, с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в
движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с
мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в
баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра. Участие в
судействе спортивных состязаний.
Практические занятия:
1. На каждом занятии планируется решение задачи по ознакомлению, разучиванию и
совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приемов
игры.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задачи по сопряженному развитию
двигательных качеств: выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств и
координации.
4. На каждом занятии планируется воспитание психических качеств: смелости,
решительности, способности к командным действиям.
5. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры.
6. После изучения техники элементов спортивных игр проводится выполнение
контрольных нормативов.
Контрольно - оценочные занятия:
1 .Ведение мяча.
2. Передача мяча.
3. Прием мяча.
4. Броски по корзине.
5. Тестирование.
Самостоятельная работа № 3 «Баскетбол».
1 .Совершенствование техники ведения и передачи мяча спортивной игры в процессе
самостоятельных занятий. Самостоятельная бросковая тренировка.
2. Подготовка устных сообщений и докладов по темам: «История игры», «Баскетбол Олимпийский вид спорта», «Основные правила игры».
3. Разработка тестовых заданий по разделу «Баскетбол».
1?
12
4.Проектная деятельность обучающихся: «Техника ведения и передачи мяча»,
«Техника броска с разных дистанций», «Тактические действия игроков в защите»,
«Тактические действия игроков в нападении».
94
Итого обязательных за 3 и 4 семестры:
РАЗДЕЛ 6.
Физическая культура и
спорт как социальные
явления, как явления
культуры.
Тема 6.1.
Содержание учебного материала:
Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения
Мониторинг
упражнений.
Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные
физического состояния
возможности человека.
занимающихся.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 .Проектная деятельность. Выполнение докладов и презентаций.
РАЗДЕЛ 7.
Учебно-практические
основы формирования
физической культуры
личности
Тема 7.1
Утренняя
гигиеническая
гимнастика (УУГ).
4
2
2
4
Содержание учебного материала:
Определение УУГ. Цели и задачи УУГ. Физиологический механизм действия
упражнений УУГ на организм человека.
Самостоятельная работа обучающихся:
Ежедневное выполнение комплексов УУГ.
4
3
2
28
РАЗДЕЛ 8.
Практический
Тема 8.1
Легкая атлетика
4
Содержание учебного материала:
Легкая атлетика в системе физического воспитания; краткие сведения о развитии
легкой атлетики в России; виды легкоатлетических упражнений; требования
13
12
3
программы и нормативы по легкой атлетике; бег на короткие, средние, длинные
дистанции; прыжки в длину с места и с разбега; метание различных снарядов (мяча,
гранаты и др.) на точность и дальность; спортивная ходьба
4
Практические занятия:
1. Бег 60м, 100м, 800м, 1000м, 2000м, 3000м.
2. Высокий, средний, низкий старты.
3.Эстафетный бег 4x100м, 4x400м.
4. Прыжок в длину способом «согнув ноги».
5. Метание гранаты на дальность и в цель.
6. Спортивная ходьба.
Контрольно-оценочные занятия:
1. Сдача контрольных нормативов: бег на 60 м ,100 м, 500 м, 1000 м, 2000 м, 3 000м.
2. Прыжки в длину с места и с разбега.
3. Метание различных снарядов (мяча, гранаты и др.) на точность и дальность.
Самостоятельная работа № 4 «Легкая атлетика».
1 .Закрепление и совершенствование техники бега на короткие, средние и длинные
дистанции. Совершенствование техники спортивной ходьбы и метания в процессе
самостоятельных занятий.
2. Подготовка устных сообщений и докладов по темам: «Виды бега», «Виды ходьбы»,
«Беговые и прыжковые упражнения. Их влияние на развитие быстроты»,
«Выносливость как физическое качество», «Комплексы силовых упражнений»,
«Подвиды легкой атлетики», «Комплексы ОРУ», «Техника метания. Снаряды для
метания».
3. Разработка тестовых заданий по разделу «Легкая атлетика».
4. Проектная деятельность обучающихся: «Олимпийские виды спорта (по выбору)»,
«Олимпийские игры во время ВОВ», «Техника бега на короткие дистанции»,
«Техника бега на длинные дистанции», «Виды бега», «Техника прыжка в длину»,
«Комплексы упражнений для развития гибкости», «Комплексы упражнений для
развития быстроты», «Комплексы упражнений для развития силовых качеств».
14
6
Тема 8.2
Общая физическая
подготовка.
Тема 8.3
Атлетическая
гимнастика.
Содержание учебного материала:
Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы обще развивающих
упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Специальные беговые упражнения
(СБУ). Подвижные игры.
6
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение комплекса скоростно-силовой тренировки для ног.
2. Выполнение комплекса физических упражнений для плечевого пояса.
3. Выполнение комплекса физических упражнений для прямых и косых мышц живота.
4. Проектная деятельность. Выполнение докладов и презентаций.
Содержание учебного материала:
Комплексы вольных общеразвивающих упражнений. Упражнений с собственным
весом. Упражнения с предметами: обручами, скакалками, гимнастическими палками.
Упражнения на блочных тренажерах для развития основных мышечных групп.
Упражнения со свободными весами: гирями, гантелями, штангами. Комплексы
профессионально-прикладных гимнастических упражнений. Упражнения для
развития гибкости. Участие в судействе спортивных состязаний.
Контрольно - оценочные занятия:
1. Выполнение упражнений атлетической гимнастики.
2. Выполнение упражнений с отягощениями и на тренажерах.
3. Тестирование
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Совершенствование техники элементов атлетической гимнастики в процессе
самостоятельных занятий.
2. Выполнение докладов и презентаций. Проектная деятельность обучающихся.
4
Содержание учебного материала:
Эффекты физических упражнений. Нагрузка на мозг в процессе выполнения
упражнений. Влияние занятий физическими упражнениями на умственные и
функциональные возможности человека
15
2
4
2
Раздел 9.
Социально
биологические основы
физической культуры
и спорта.
Тема 9.1
Взаимосвязь
физической и
умственной
6
3
2
2
деятельности человека
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Проектная деятельность. Выполнение докладов и презентаций.
56
РАЗДЕЛ 10.
Спортивные игры
Тема 10.1
Волейбол.
2
Содержание учебного материала:
Стойки в волейболе. Перемещения по площадке. Подача мяча: нижняя прямая,
нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Прием мяча. Передачи мяча.
Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки.
Расстановка игроков. Тактика игры в защите и нападении. Индивидуальные действия
игроков с мячом, без мяча. Взаимодействие игроков. Учебная игра. Участие в
судействе спортивных состязаний.
Практические занятия:
1 .На каждом занятии планируется решение задачи по ознакомлению, разучиванию и
совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приемов
игры.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задачи по сопряженному развитию
двигательных качеств: выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств и
координации.
4. На каждом занятии планируется воспитание психических качеств: смелости,
решительности, способности к командным действиям.
5. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры.
6. После изучения техники элементов спортивных игр проводится выполнение
контрольных нормативов.
Контрольно - оценочные занятия:
1 .Прием мяча двумя руками сверху-20 раз.
2. Прием мяча двумя руками снизу-20 раз.
3. Передача мяча в парах через сетку40 раз.
4. Выполнение подачи 7 раз из 10 попыток.
16
18
8
3
Тема 10.2
Баскетбол.
5. Игра в команде.
6. Правил а игры.
7. Тестирование.
Самостоятельная работа № 5 «Волейбол».
1. Совершенствование техники подачи и приема мяча и тактики спортивной игры в
процессе самостоятельных занятий.
2. Подготовка устных сообщений и докладов по темам: «История игры», «Волейбол Олимпийский вид спорта», «Основные правила игры».
3. Разработка тестовых заданий по разделу «Волейбол».
4. Проектная деятельность обучающихся: «Техника приема мяча», «Техника подачи
мяча», «Тактические действия игроков», «Блокирование и нападающий удар».
Содержание учебного материала:
Перемещение по площадке. Ведение мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, с
отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на
уровне груди, «высокого» мяча, с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в
движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с
мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в
баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра. Участие в
судействе спортивных состязаний.
Практические занятия:
1. На каждом занятии планируется решение задачи по ознакомлению, разучиванию и
совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приемов
игры.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задачи по сопряженному развитию
двигательных качеств: выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств и
координации.
4. На каждом занятии планируется воспитание психических качеств: смелости,
решительности, способности к командным действиям.
5. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры.
6. После изучения техники элементов спортивных игр проводится выполнение
контрольных нормативов.
17
8
20
10
3
Контрольно - оценочные занятия:
1 .Ведение мяча.
2. Передача мяча.
3. Прием мяча.
4. Броски по корзине.
5 .Тестирование.
Самостоятельная работа № 6 «Баскетбол».
1. Совершенствование техники ведения и передачи мяча спортивной игры в процессе
самостоятельных занятий. Самостоятельная бросковая тренировка.
2. Подготовка устных сообщений и докладов по темам: «История игры», «Баскетбол Олимпийский вид спорта», «Основные правила игры».
3. Разработка тестовых заданий по разделу «Баскетбол».
4. Проектная деятельность обучающихся: «Техника ведения и передачи мяча»,
«Техника броска с разных дистанций», «Тактические действия игроков в защите»,
«Тактические действия игроков в нападении».
ВСЕГО:
10
Итого за 5 и 6 семестры:
94
Обязательные
Самостоятельные
188
94
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
18
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ЗЛ. Требования
обеспечению:
к
минимальному
УЧЕБНОЙ
материально-техническому
Наличие универсального спортивного зала, открытого стадиона широкого
профиля с элементами полосы препятствий, раздевалок и душевых.
Спортивное оборудование: баскетбольные, волейбольные, футбольные
мячи; ворота, корзины, сетки, стойки, ракетки и сетка для игры в бадминтон,
оборудование для силовых упражнений (утяжелители, гантели)
гимнастическая перекладина, шведские стенки, секундомеры, разметочные
дорожки для прыжков и метания.
Гигиенические
требования:
Спортивные
сооружения
должны
соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и
нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений
предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного
состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими
упражнениями и спортом.
Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений.
Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений,
устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом.
Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под
окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь
выступающих наличников.
Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным,
легко моющимся.
Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное
освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками
рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и
обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной
освещённости в соответствии с установленными нормами.
Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и
соответствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству
материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований,
направленных на предупреждение спортивных травм, устранение
загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся.
Всё это создаёт условия для нормального учебно-тренировочного процесса.
В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а
также заниматься не в спортивной форме.
Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти
сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными
или комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны
иметь специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не
пылящейся в сухое время года и не содержащей механических включений,
которые могут привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме
того, должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к
вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде.
Покрытие должно иметь уклоны для отвода поверхностных вод.
Гигиенические требования к одежде, к обуви .Очень важно соблюдать
правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях
физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил
способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья
и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности,
физическому совершенствованию.
Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами,
закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.
Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна
соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В
тёплую погоду - спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из
хлопчатобумажной ткани; в прохладную - спортивный костюм шерстяной
ткани.
Обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную,
что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию
плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не
согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли.
Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать
после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует
очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить
спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.
Технические средства обучения:
Музыкальный центр, колонки, электронные носители с записями комплексов
упражнений.
Наглядные средства обучения:
Стенды по физическому воспитанию и спортивной жизни колледжа;
информационная доска; компьютер.
20
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для
вузов [Текст] / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2018. -366 с.
2. Туманян
Г.С.
Здоровый образ
жизни
и
физическое
совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений
[Текст] /Г.С. Туманян М.: Издательский центр
«Академия», 2018. - 336 с.
3. Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая
культура и
самообразование
учащихся средних
учебных
заведений:
методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2019. 66 с.
4. Бурбо,Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день
[Текст] / Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2018. - 160 с.
5. Бурбо,Л. Тренируем мышцы ног и ягодиц за 10 минут в день [Текст] /
Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2019.- 160 с.
Дополнительные источники:
1. Аэробика - идеальная фигура: методические рекомендации / Сост.:
В.А. Гриднев, В.П. Шибкова, О.В Кольцова, Г.А. Комендантов. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн, ун-та, 2019. - 44 с.
2. Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические
рекомендации. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И.
Невельского, 2019. - 47 с.
3. Бурбо,Л. Фитбол за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. Ростов н/дону: «Феникс», 2018. - 160 с.
4. Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся [Текст] / Л. В.
Волков - Киев: Издательство Олимпийская литература. - 2019. 290с.
5. Горцев, Геннадий. Аэробика Фитнесс. Шейпинг [Текст] / Г. Горцев. М.: Вече, 2019.-320 с.
6. Жмулин А. В., Масягина Н. В.
Профессионально-прикладная
ориентация
содержания примерной программы дисциплины
«Физическая культура» в контексте новых Федеральных
государственных образовательных стандартов [Текст]
- М.:
Издательство «Прометей» МИГУ. - 2018. Стр. 11-13.
7. Кречмер, Э. Строение тела и характер [Текст] / Э. Кречмер. - М.:
Педагогика, 2020. - 158 с.
21
8. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / Кеннет
Купер: Пер. с англ. - М.: Физкультура с спорт, 2019. - 192 с.: ил.
9. Ланда Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и
физической подготовленности [Текст] / Б. X. Ланда - Москва:
Издательство Советский спорт. - 2019. - 192с.
Ю.Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и
спорта [Текст] / И. В. Муравов - Киев: Издательство Здоровье. 2019.-272с.
И.Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе
обучения: Методические указания. - Ульяновск: УлГТУ, 2019. - 30 с.
Интернет ресурсы:
1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики :
2. http:// minsport.gov.ru.ru
3. Сайт Департамента физической культуры и спорта города
Москвы http://www.mossport.ru
22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
(освоенные
умения,
усвоенные
знания)
Коды формируемых
профессиональных и
общих компетенций
1
2
ОК
1.
Понимать
сущность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес
О.К.4.
Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития
ОК
3.
Принимать
решения в стандартных
и
нестандартных
ситуациях и нести за
Должен уметь: них ответственность.
- использовать ОК 2. Организовывать
физкультурно- собственную
оздоровительн деятельность, выбирать
типовые
методы
и
ую
способы
выполнения
деятельность
профессиональных
для
задач, оценивать их
укрепления
эффективность
и
здоровья,
качество.
достижения
ОК
1.
Понимать
жизненных и сущность и социальную
профессиональ значимость
своей
ных целей.
будущей
профессии,
- выполненять проявлять
к
ней
зия, связанные с устойчивый интерес.
стоятельной
ОК 5. Использовать
информационнозботкой,
В результате
освоения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
о
роли
физической
культуры
в
общекультурно
м, социальном
и физическом
развитии
человека;
основы
здорового
образа жизни.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
4
Формы контроля обучения:
- практические задания по работе с
информацией
домашние
задания
проблемного
характера
- ведение календаря самонаблюдения.
Оценка
подготовленных
студентом
фрагментов
занятий
(занятий)
с
обоснованием
целесообразности
использования
средств
физической
культуры, режимов нагрузки и отдыха.
Методы оценки результатов:
- накопительная система баллов, на основе
которой выставляется итоговая отметка;
- традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая отметка;
- тестирование в контрольных точках.
Лёгкая атлетика.
1 .Оценка техники выполнения
двигательных действий (проводится в ходе
занятий):
бега на короткие, средние, длинные
дистанции;
прыжков в длину;
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами лёгкой атлетики.
Спортивные игры.
Оценка техники базовых элементов
техники спортивных игр (броски в кольцо,
удары по воротам, подачи, передачи,
жонглированиие)
Оценка технико-тактических действий
студентов в ходе проведения контрольных
23
отовкой,
едением
ентом занятий
фрагментов
ГИЙ
по
аемым
видам
та.
коммуникационные
технологии
профессиональной
деятельности.
соревнований по спортивным играм
в Оценка выполнения студентом функций
судьи.
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
ОК 8. Самостоятельно задачи по развитию физического качества
определять
задачи средствами спортивных игр.
профессионального и Аэробика (девушки)
личностного развития, Оценка техники выполнения комбинаций
заниматься
и связок.
самообразованием,
Оценка самостоятельного
проведения
осознанно планировать
фрагмента занятия или занятия
повышение
Атлетическая
гимнастика (юноши)
квалификации.
Оценка
техники
выполнения упражнений
ОК 9. Ориентироваться
тренажёрах,
комплексов
с
в
условиях
частой на
отягощениями,
с
самоотягощениями.
смены технологий в
Самостоятельное проведение фрагмента
профессиональной
занятия
или занятия
деятельности.
Кроссовая подготовка.
Оценка техники пробегания дистанции до
5 км без учёта времени.
Оценка уровня развития физических
качеств
занимающихся
наиболее
целесообразно проводить по приросту к
исходным показателям.
Для этого организуется тестирование в
контрольных точках:
На входе - начало учебного года,
семестра;
На выходе - в конце учебного года,
семестра, изучения темы программы.
Тесты
по ППФП разрабатываются
применительно к укрупнённой группе
специальностей/ профессий.
Для
оценки
военно-прикладной
физической
подготовки
проводится
оценка техники изученных двигательных
действий отдельно по видам подготовки:
строевой, физической огневой. Проводится
оценка уровня развития выносливости и
силовых способностей по приросту к
исходным показателям.
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых
заданий.
24
Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую
информацию о степени освоения теоретических знаний и умений, о
состоянии
и
динамике
физического
развития,
физической
и
профессионально-прикладной подготовленности, уровне сформированной
физической культуры каждого студента.
Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный
учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
По окончанию изучения курса «Физическая культура» студенты должны
научиться следующим видам деятельности и овладеть системой умений:
обеспечивающих
совершенствование
сохранение
и
укрепление
психофизических
использованию физкультурно-спортивной
здоровья,
способностей,
деятельности
развитие
и
способствующих
для укрепления
здоровья, жизненных и профессиональных целей.
В оценке при итоговой аттестации учитывается уровень выполнения
студентом практического и теоретического разделов программы на всем
периоде обучения.
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную работу.
25
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ
УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п/
1
2
3
4
Физичес
кие
способно
сти
Скорости
ые
Контрольное
упражнение
(тест)
Воз
раст
лет
Бег
30 м, с
16
Челночный
бег
3x10 м, с
в
Скорости Прыжки
длину с места,
0см
силовые
Вынослив 6-минутный
ость
бег, м
Координа
ционные
17
16
17
16
17
16
17
5
6
Г ибкость
Силовые
Наклон
вперед
из
положения
стоя, см
Подтягивание
: на высокой
перекладине
из виса, колво
раз
(юноши), на
низкой
перекладине
из виса лежа,
количество
раз (девушки)
16
17
16
17
Оценка
Юноши
5
4,4 и
выше
4,3
7,3 и
выше
7.2
230 и
выше
240
1500 и
выше
1500
4
5,1-4,8
5,0-4,7
8,0-7,7
7,9-7,5
195-210
205-220
1300-1400
1300-1400
Девушки
3
5
5,2 и 4,8 и
выше
ниже
5,2
4,8
8,2 и 8,4 и
ниже
выше
8,4
8,1
180 и 210и
ниже
выше
190
210
1100
1300 и
и
выше
ниже
1100
1300
9-12
5и
ниже
5
20 и
выше
20
8-9
4и
9-10
ниже
4
18
и
выше
18
15 и
выше
15
9-12
11 и
выше
12
26
4
5,9-5,3
5,9-5,3
9,3-8,7
9,3-8,7
170-190
170-190
10501200
3
6,1
ниже
6,1
9.7
ниже
9,6
160
ниже
160
900
НИЖ1
900
10501200
12-14
12-14
13-15
13-15
7
ниж
7
6
ни»
6
ОЦЕНКА
УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
12,30
14,00
б/вр
2. Бег на лыжах 5 км (мин, с)
25,50
3. Плавание 50 м (мин, с)
45,00
4. Приседание на одной ноге с опорой о 10
стену (количество раз на каждой
ноге)
27,20
52,00
8
б/вр
б/вр
5
5. Прыжок в длину с места (см)
230
210
190
6. Бросок набивного мяча 2 кг из-за 9,5
головы (м)
7. Силовой тест — подтягивание на 13
высокой перекладине (количество
раз)
7,5
6,5
И
8
8. Сгибание и разгибание рук в упоре 12
на брусьях (количество раз)
9
7
8,0
8,3
5
3
до 8
до 7,5
1. Бег 3000 м (мин, с)
9. Координационный
тест
— 7,3
челночный бег 3x10 м (с)
10. Поднимание ног в висе до касания 7
перекладины (количество раз)
11. Гимнастический
комплекс
упражнений:
- утренней гимнастики;
- производственной гимнастики;
- релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
27
до 9
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
11,00
13,00
б/вр
21,00
б/вр
1,20
б/вр
175
160
5. Приседание на одной ноге,
8
опора о стену (количество раз на
каждой ноге)
6
4
6. Силовой тест — подтягивание на 20
низкой перекладине (количество раз)
10
5
9,3
9,7
8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за 10,5
головы (м)
6,5
5,0
9. Гимнастический
комплекс до 9
упражнений:
- утренней гимнастики
- производственной гимнастики
- релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
до 8
до 7,5
1. Бег 2000 м (мин, с)
2. Бег на лыжах 3 км (мин, с)
19.00
3. Плавание 50 м (мин, с)
1,00
4. Прыжки в длину с места (см)
190
— 8,4
7. Координационный
тест
челночный бег 3x10 м (с)
_________
28