ОП.07 Операционные сестемы и среды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 07. Операционные системы и среды

Код и наименование специальности: 09,02,05 «Прикладная информатика
(по отраслям).
Квалификация выпускника: техник-программист.
Профиль получаемого профессионального образования: технический.

Форма обучения: очная
Курс:
2
Семестр:
3,4

2020 г.
1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР

Протокол №/от «
»
2(WOr.
Председатель П(Ц)К
<
Рахманова К.А.
Подпись
ФИО
20^0 г.

(.СссфсПодпись

Магомедова З.И.
ФИО

-//

20 Лб? г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 07. Операционные системы и среды
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001
(зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33795);
по специальности 09,02,05 «Прикладная информатика (по отраслям).
с учетом:
- профиля получаемого образования.
примерной программы (указывается при наличии)',
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2020/2021 учебный год.

Разработчик: преподаватель спепиальныудо^щплия ГБПОУ РД "ИПК"
Темиров Мурад Межвединович
(подоись)
/

Рецензенты/ эксперты: Магомедова Р.М.
(подпись)

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

?

4

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью типовой основной
профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по
специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в качестве отдельного курса.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная
дисциплина
входит
в
профессиональный
цикл
как
общепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы
вычислительной техники;
- работать в конкретной операционной системе;
- работать со стандартными программами операционной системы;
- устанавливать и сопровождать операционные системы;
- поддерживать приложения различных операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав и принципы работы операционных систем и сред;
- понятие, основные функции, типы операционных систем;
- машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний,
планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной
памятью;
- машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами,
планирование заданий, распределение ресурсов;
- принципы построения операционных систем;
- способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;
- понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной
системы, виды пользовательского интерфейсов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 112 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 56 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
в том числе:
работа с конспектами лекций,
подготовка рефератов,
оформление презентации,
решение задач
Итоговая аттестация в форме экзамена

Объем часов
168
112

92
56

3

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2

Наименование
разделов и тем
1

Объем часов

3

Раздел 1. Основные понятия и характеристики операционных систем

28

Классификация операционных систем (ОС). Понятие Назначение типы и основные
функции ОС.
2
Особенности структурной организации ОС.
Понятие ядра ОС. Монолитное ядро. Системы с архитектурой микроядра. Объектно3
ориентированный подход.
4
Концепция множественных прикладных сред. Системы с распределенной организацией
Лабораторные работы
1 .Изучение основные параметров многопрограммных режимов операционных систем.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление схемы программного обеспечения ПК
2. Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС»
3. Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами.
Определение «интерфейс». Виды интерфейсов. Пользовательский интерфейс.
1
Тема 1.2. Виды
Командный интерфейс.
интерфейсов.
Технологии
Лабораторные работы
реализации интер- 1. Индивидуальные настройки пользователя в ОС Windows.
фейсов
Самостоятельная работа обучающегося
1.
Выполнение тестовых заданий
Раздел 2. Теория операционных систем
1
Понятие
«процесс».
Понятие ресурса вычислительной системы.
Тема 2.1.
Управление
2
Алгоритмы распределения ресурсов. Операции над процессами.
процессами
3
Использование блокирующих переменных. Неделимые операции.
4
Тупики. Семафоры. Потоки и нити. Системные вызовы и прерывания.
Многозадачность
Лабораторные работы
1. Использование аппарата событий. Примитивы Дейкстры. Семафоры.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка реферата

2

Тема 1.1.
Общие понятия и
классификация
операционные
системы

1

Уровень
освоения
4

2-3

6
6

2

2-3

8

4

44
2

2-3

6

6

6

Тема 2.2.
Управление
памятью

Тема 2.3
Управление
вводом-выводом

Тема 3.1
Общая модель
файловой системы

Тема 4.1.
Сетевые
операционные
системы (ОС)

Тема 4.2.

1

Типы адресов. Методы распределения памяти. Виртуальная память.

2
Иерархия запоминающих устройств. Свопинг. Принцип кэширования данных.
Лабораторные работы
1. Изучение функций диспетчера логических дисков. Кэширование диска.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка сообщения.
2. Характеристики прерываний
3. Подготовка презентации
1
Задачи подсистемы управления вводом-выводом.
2
Порты ввода-вывода. Механизм взаимодействия ОС с контроллером, прерывания.
Лабораторные работы
1. Выполнение типовых задач администрирования операционной системы.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление тестовых вопросов
Раздел 3. Файловая система
1
Понятие файловой системы и ее состав. Имена и типы файлов.
2
Логическая организация файла. Физическая организация и адрес файла.

2

2-3

8

8

2

2-3

6
4

10
2

2-3

3

Права доступа к файлу. Отображаемые в память файлы.
Лабораторные работы
1. Выполнение назначения прав доступа в файловых системах NTFS и s5.
Самостоятельная работа обучающегося
1.
Составление сравнительной таблицы
2.
Подготовка презентации
3.
Составление тестовых вопросов
4.
Выполнение теста
Раздел 4. Управление распределенными ресурсами
1
Структура сетевой операционной системы.
2
Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами.
Лабораторные работы
1. Выполнение порядка установки операционной системы на ПК.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка сообщения
1
Способы адресации. Типы примитивов.

4

4

24
2

2-3

8

4

2

2-3

7

Управление
распределенными
ресурсами. Вызов
удаленных
процедур.
Процессы и нити в
распределенных
системах

Тема 5.1.
Тенденции в
структурном
построении ОС

Тема 6.1.
История и общая
характеристика
семейства
операционных
систем LINUX
Тема 6.2.
Концепции UNIX
System V Release 4

Тема 6.3.
Файловые
системы UNIX
System V
Release 4
Тема 6.4.
Управление

2

Способы организации вычислительного процесса с использованием нитей.

Лабораторные работы
1. выполнение динамического обновления дистрибутивных файлов. Постинсталяционные
задачи.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Исследование специальных возможностей в составе ОС WINDOWS
Раздел 5. Современные концепции операционных систем
Практические работы
1
Монолитные операционные системы.
2
Многоуровневые системы. Модель клиент-сервер.
Лабораторные работы
1. Установка и удаление программного обеспечения.
Раздел б.Семейство операционных систем LINUX
1 История создания UNIX. Основные версии LINUX
2 Основные команды и пользовательский интерфейс.

Лабораторные работы
1. ОС LINUX: основные работы, исследование системы.
Сал юсзоятельная работа обучающегося
1. П оиск информации
1
Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса.
2
Порождение процесса. Планирование процесса.
Лабораторные работы
1. Файловая система ОС UNIX
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление кроссворда
Практические работы
1
Традиционная файловая система s5. Виртуальная файловая система VFS.
2
Сетевая файловая система NFS
Практические работы
1
Механизм управления страницами. Использование механизма свопинга.

6

4

10
2

8
34
2

2-3

6
4
2

2-3

4
4

2

2

8

памятью.
Свопинг. Система
ввода вывода.

Тема 7.1.
История Windows
OS Версии
Windows ОС
Концепция
Windows NT

2

Типы виртуальных сегментов.

3
Система ввода/вывода. Подсистема буферизации. Контроллеры устройств. Драйверы.
Лабораторные работы
1. Управление памятью ввода/вывода.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка презентации
Раздел 7. Семейство операционных систем Windows
1
Семейство сетевых ОС компании Microsoft.
2
Структура: NT executive и защищенные подсистемы.
3

4

4

18
2

2-3

Объектно-ориентированный подход.

Лабораторные работы
1. Изучение интерфейса и команд системе Windows .
2. Изучение возможностей стандартных программ в составе Windows
3. Служебные программы в составе ОС Windows
4. Обновление и восстановление Windows .
5. Настройки и оптимизация оборудования ОС Windows .
6. Анализ прикладных программ в составе ОС Windows.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Оформление презентации на заданную тему.
2. Повторение материала.

12

4

Всего:

168

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством)
3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Операционные
системы и среды».
3.

Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия (макеты, плакаты, схемы, демонстрационные стенды).
Технические средства обучения:
видеопроектор;
интерактивная доска;
акустическая система;
компьютеры;
многофункциональное устройство
Программное обеспечение:
виртуальная машина;
операционная система FreeBSD;
операционная система Windows ХР.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Олифер Н.А., Олифер В.Г. Сетевые операционные системы. - СПб.: Питер. 2017.
2. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки, из. 3-е.М..Форум,2016
3. Алексахин С.В. операционные системы, учебное пособие. - М.Академия, 2016
Дополнительные источники:
1.
Гордеев А. В. Операционные системы: Учебник для вузов. — 2-е изд. — СПб.:
Питер, 2007. — 416с.
2. Microsoft® Windows ХР: Home Edition и Professional. Русские версии Под обш. ред. А.
H. Чекмарева. — СПб: БХВ-Петербург, 2003.
3. Таненбаум Э. С. Современные операционные системы = Modern Operating Systems. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
4. Храпский С. Ф. Операционные системы, среды и оболочки. Основные теоретические
сведения: Учебное пособие. - Омск: ОГИС, 2005.
5.
Эви Немет и др. UNIX. Руководство системного администратора. Третье издание.
- С-Петербург: Питер, 2007.
Интернет ресурсы:
I.
http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj91/filelll82/viewll3578.html конспект лекций
по операционным системам, http://education.aspu. ru/view.php?olif=index - В.Г. Олифер.
Н.А. Олифер. Сетевые операционные системы. Учебник для ВУЗов
2. Статьи по Операционным системам
3. Видеоуроки по Операционным системам и средам
4. Обзор информационных систем
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
6. Федеральные образовательные ресурсы
10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Умение использовать средства операционных Экспертная
оценка
результатов
систем и сред для обеспечения работы деятельности
студентов
при
вычислительной техники.
выполнении и защите практических и
Умение работать в конкретной операционной лабораторных работ, тестировании,
системе.
внеаудиторной
самостоятельной
Умение
работать
со
стандартными работы и др. видов текущего
программами операционной системы.
контроля.
Умение
устанавливать
и
сопровождать
операционные системы.
Умение поддерживать приложения различных
операционных систем.
Знание
состава
и
принципов
работы Экспертная
оценка
результатов
операционных систем и сред.
деятельности
студентов
при
Знание понятия, основных функций, типов выполнении и защите практических и
операционных систем.
лабораторных работ, тестировании,
Знание
машинно-зависимых
свойств внеаудиторной
самостоятельной
операционных систем: обработки прерывания, работы и др. видов текущего
планирования процессов, обслуживания ввода- контроля.
вывода, управления виртуальной памятью.
Знание
машинно-независимых
свойства
операционных систем: работы с файлами,
планирования
заданий,
распределения
ресурсов.
Знание принципов построения операционных
систем.
Знание способов организации
поддержки
устройств, драйверов оборудования.
Знание понятия,
функций и
способов
использования
программного
интерфейса
операционной
системы,
видов
пользовательского интерфейсов.

11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.