МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07. Операционные системы и среды
Код и наименование специальности: 09,02,05 «Прикладная информатика
(по отраслям).
Квалификация выпускника: техник-программист.
Профиль получаемого профессионального образования: технический.
Форма обучения: очная
Курс:
2
Семестр:
3,4
2020 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
Протокол №/от «
»
2(WOr.
Председатель П(Ц)К
<
Рахманова К.А.
Подпись
ФИО
20^0 г.
(.СссфсПодпись
Магомедова З.И.
ФИО
-//
20 Лб? г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 07. Операционные системы и среды
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001
(зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33795);
по специальности 09,02,05 «Прикладная информатика (по отраслям).
с учетом:
- профиля получаемого образования.
примерной программы (указывается при наличии)',
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2020/2021 учебный год.
Разработчик: преподаватель спепиальныудо^щплия ГБПОУ РД "ИПК"
Темиров Мурад Межвединович
(подоись)
/
Рецензенты/ эксперты: Магомедова Р.М.
(подпись)
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
?
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью типовой основной
профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по
специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в качестве отдельного курса.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная
дисциплина
входит
в
профессиональный
цикл
как
общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы
вычислительной техники;
- работать в конкретной операционной системе;
- работать со стандартными программами операционной системы;
- устанавливать и сопровождать операционные системы;
- поддерживать приложения различных операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав и принципы работы операционных систем и сред;
- понятие, основные функции, типы операционных систем;
- машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний,
планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной
памятью;
- машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами,
планирование заданий, распределение ресурсов;
- принципы построения операционных систем;
- способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;
- понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной
системы, виды пользовательского интерфейсов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 112 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 56 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
в том числе:
работа с конспектами лекций,
подготовка рефератов,
оформление презентации,
решение задач
Итоговая аттестация в форме экзамена
Объем часов
168
112
92
56
3
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Наименование
разделов и тем
1
Объем часов
3
Раздел 1. Основные понятия и характеристики операционных систем
28
Классификация операционных систем (ОС). Понятие Назначение типы и основные
функции ОС.
2
Особенности структурной организации ОС.
Понятие ядра ОС. Монолитное ядро. Системы с архитектурой микроядра. Объектно3
ориентированный подход.
4
Концепция множественных прикладных сред. Системы с распределенной организацией
Лабораторные работы
1 .Изучение основные параметров многопрограммных режимов операционных систем.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление схемы программного обеспечения ПК
2. Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС»
3. Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами.
Определение «интерфейс». Виды интерфейсов. Пользовательский интерфейс.
1
Тема 1.2. Виды
Командный интерфейс.
интерфейсов.
Технологии
Лабораторные работы
реализации интер- 1. Индивидуальные настройки пользователя в ОС Windows.
фейсов
Самостоятельная работа обучающегося
1.
Выполнение тестовых заданий
Раздел 2. Теория операционных систем
1
Понятие
«процесс».
Понятие ресурса вычислительной системы.
Тема 2.1.
Управление
2
Алгоритмы распределения ресурсов. Операции над процессами.
процессами
3
Использование блокирующих переменных. Неделимые операции.
4
Тупики. Семафоры. Потоки и нити. Системные вызовы и прерывания.
Многозадачность
Лабораторные работы
1. Использование аппарата событий. Примитивы Дейкстры. Семафоры.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка реферата
2
Тема 1.1.
Общие понятия и
классификация
операционные
системы
1
Уровень
освоения
4
2-3
6
6
2
2-3
8
4
44
2
2-3
6
6
6
Тема 2.2.
Управление
памятью
Тема 2.3
Управление
вводом-выводом
Тема 3.1
Общая модель
файловой системы
Тема 4.1.
Сетевые
операционные
системы (ОС)
Тема 4.2.
1
Типы адресов. Методы распределения памяти. Виртуальная память.
2
Иерархия запоминающих устройств. Свопинг. Принцип кэширования данных.
Лабораторные работы
1. Изучение функций диспетчера логических дисков. Кэширование диска.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка сообщения.
2. Характеристики прерываний
3. Подготовка презентации
1
Задачи подсистемы управления вводом-выводом.
2
Порты ввода-вывода. Механизм взаимодействия ОС с контроллером, прерывания.
Лабораторные работы
1. Выполнение типовых задач администрирования операционной системы.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление тестовых вопросов
Раздел 3. Файловая система
1
Понятие файловой системы и ее состав. Имена и типы файлов.
2
Логическая организация файла. Физическая организация и адрес файла.
2
2-3
8
8
2
2-3
6
4
10
2
2-3
3
Права доступа к файлу. Отображаемые в память файлы.
Лабораторные работы
1. Выполнение назначения прав доступа в файловых системах NTFS и s5.
Самостоятельная работа обучающегося
1.
Составление сравнительной таблицы
2.
Подготовка презентации
3.
Составление тестовых вопросов
4.
Выполнение теста
Раздел 4. Управление распределенными ресурсами
1
Структура сетевой операционной системы.
2
Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами.
Лабораторные работы
1. Выполнение порядка установки операционной системы на ПК.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка сообщения
1
Способы адресации. Типы примитивов.
4
4
24
2
2-3
8
4
2
2-3
7
Управление
распределенными
ресурсами. Вызов
удаленных
процедур.
Процессы и нити в
распределенных
системах
Тема 5.1.
Тенденции в
структурном
построении ОС
Тема 6.1.
История и общая
характеристика
семейства
операционных
систем LINUX
Тема 6.2.
Концепции UNIX
System V Release 4
Тема 6.3.
Файловые
системы UNIX
System V
Release 4
Тема 6.4.
Управление
2
Способы организации вычислительного процесса с использованием нитей.
Лабораторные работы
1. выполнение динамического обновления дистрибутивных файлов. Постинсталяционные
задачи.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Исследование специальных возможностей в составе ОС WINDOWS
Раздел 5. Современные концепции операционных систем
Практические работы
1
Монолитные операционные системы.
2
Многоуровневые системы. Модель клиент-сервер.
Лабораторные работы
1. Установка и удаление программного обеспечения.
Раздел б.Семейство операционных систем LINUX
1 История создания UNIX. Основные версии LINUX
2 Основные команды и пользовательский интерфейс.
Лабораторные работы
1. ОС LINUX: основные работы, исследование системы.
Сал юсзоятельная работа обучающегося
1. П оиск информации
1
Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса.
2
Порождение процесса. Планирование процесса.
Лабораторные работы
1. Файловая система ОС UNIX
Самостоятельная работа обучающегося
1. Составление кроссворда
Практические работы
1
Традиционная файловая система s5. Виртуальная файловая система VFS.
2
Сетевая файловая система NFS
Практические работы
1
Механизм управления страницами. Использование механизма свопинга.
6
4
10
2
8
34
2
2-3
6
4
2
2-3
4
4
2
2
8
памятью.
Свопинг. Система
ввода вывода.
Тема 7.1.
История Windows
OS Версии
Windows ОС
Концепция
Windows NT
2
Типы виртуальных сегментов.
3
Система ввода/вывода. Подсистема буферизации. Контроллеры устройств. Драйверы.
Лабораторные работы
1. Управление памятью ввода/вывода.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Подготовка презентации
Раздел 7. Семейство операционных систем Windows
1
Семейство сетевых ОС компании Microsoft.
2
Структура: NT executive и защищенные подсистемы.
3
4
4
18
2
2-3
Объектно-ориентированный подход.
Лабораторные работы
1. Изучение интерфейса и команд системе Windows .
2. Изучение возможностей стандартных программ в составе Windows
3. Служебные программы в составе ОС Windows
4. Обновление и восстановление Windows .
5. Настройки и оптимизация оборудования ОС Windows .
6. Анализ прикладных программ в составе ОС Windows.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Оформление презентации на заданную тему.
2. Повторение материала.
12
4
Всего:
168
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством)
3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Операционные
системы и среды».
3.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия (макеты, плакаты, схемы, демонстрационные стенды).
Технические средства обучения:
видеопроектор;
интерактивная доска;
акустическая система;
компьютеры;
многофункциональное устройство
Программное обеспечение:
виртуальная машина;
операционная система FreeBSD;
операционная система Windows ХР.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Олифер Н.А., Олифер В.Г. Сетевые операционные системы. - СПб.: Питер. 2017.
2. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки, из. 3-е.М..Форум,2016
3. Алексахин С.В. операционные системы, учебное пособие. - М.Академия, 2016
Дополнительные источники:
1.
Гордеев А. В. Операционные системы: Учебник для вузов. — 2-е изд. — СПб.:
Питер, 2007. — 416с.
2. Microsoft® Windows ХР: Home Edition и Professional. Русские версии Под обш. ред. А.
H. Чекмарева. — СПб: БХВ-Петербург, 2003.
3. Таненбаум Э. С. Современные операционные системы = Modern Operating Systems. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
4. Храпский С. Ф. Операционные системы, среды и оболочки. Основные теоретические
сведения: Учебное пособие. - Омск: ОГИС, 2005.
5.
Эви Немет и др. UNIX. Руководство системного администратора. Третье издание.
- С-Петербург: Питер, 2007.
Интернет ресурсы:
I.
http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj91/filelll82/viewll3578.html конспект лекций
по операционным системам, http://education.aspu. ru/view.php?olif=index - В.Г. Олифер.
Н.А. Олифер. Сетевые операционные системы. Учебник для ВУЗов
2. Статьи по Операционным системам
3. Видеоуроки по Операционным системам и средам
4. Обзор информационных систем
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
6. Федеральные образовательные ресурсы
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Умение использовать средства операционных Экспертная
оценка
результатов
систем и сред для обеспечения работы деятельности
студентов
при
вычислительной техники.
выполнении и защите практических и
Умение работать в конкретной операционной лабораторных работ, тестировании,
системе.
внеаудиторной
самостоятельной
Умение
работать
со
стандартными работы и др. видов текущего
программами операционной системы.
контроля.
Умение
устанавливать
и
сопровождать
операционные системы.
Умение поддерживать приложения различных
операционных систем.
Знание
состава
и
принципов
работы Экспертная
оценка
результатов
операционных систем и сред.
деятельности
студентов
при
Знание понятия, основных функций, типов выполнении и защите практических и
операционных систем.
лабораторных работ, тестировании,
Знание
машинно-зависимых
свойств внеаудиторной
самостоятельной
операционных систем: обработки прерывания, работы и др. видов текущего
планирования процессов, обслуживания ввода- контроля.
вывода, управления виртуальной памятью.
Знание
машинно-независимых
свойства
операционных систем: работы с файлами,
планирования
заданий,
распределения
ресурсов.
Знание принципов построения операционных
систем.
Знание способов организации
поддержки
устройств, драйверов оборудования.
Знание понятия,
функций и
способов
использования
программного
интерфейса
операционной
системы,
видов
пользовательского интерфейсов.
11