ОУД.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 Русский язык

Профиль получаемого профессионального образования:
технологический.

Код и наименование специальности:
09.02.05 прикладная информатика (по отраслям)

Квалификация выпускника: техник-программист

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1,2

2020 г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по НМР

общеобразовательных и гуманитарных
дисциплин
Протокол №1 от

2020 г.

Председатель П(Ц)К

Аг/
Подпись

Давлятбекова М. М.

ФИО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01. РУССКИЙ
ЯЗЫК разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ об образовании в РФ.

— Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);

Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по
отраслям)", утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001
25.08.2014 № 33 795 с учётом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;

- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования ППКРС, разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2020/2021 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1 .ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦ И11. П1111 >1
ОУД. 01.1. «РУССКИЙ язык»
1.1.

Область применения программы.

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД 01 «Русский язык»
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г,, с изменениями и дополнениями от 29 декабря
2014г., для специальностей среднего профессионального образования технического профиля,
реализующих образовательную программу на базе основного общего образова гая.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образов; телыюй программы
среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным
базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства
образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180). Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменении в фе еральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образов:яслып ж программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (17.03.2015 г. ФГУ «ФИРО»).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл и относится к
базовым общеобразовательным дисциплинам. Её изучение направлено па формирование и
развитие у студента коммуникативной, языковой и лингвист!nicei-ой (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к розу ль та им освоения учебной
дисциплины:

воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русск то языка; овладение
культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информ
ix умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой си.теме и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого повелеши в различных сферах
общения;
4

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать я-'ьшгюые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практик:; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу рабочей программы составляет содержание, coi.nicc.ir. н.зое с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (иодного) общего образования
базового уровня.

Содержание рабочей программы структурировано на основе к
гное i него подхода. В
соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуй гея к ом?д. шкатшшая, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных
изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

.

■ ций происходит при

Коммуникативная компетенция формируется не только при
- ■ ■ нш раздела «Язык и
речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфо.-ioi т . синтаксиса, поскольку
при изучении названных разделов большое внимание уделяется ун
» единиц языка в речи
в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершен».■шж-лпо коммуникативных
умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных
выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов,
конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе
систематизации знаний о языке как знаковой системе и обществен!д >м я гении. его устройстве,
развитии и функционировании; овладения основными нормами руссы
a шрш.-рн-го языка, 6
умения пользоваться различными лингвистическими словарями, oooiншення словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проге 1Н, процессе работы над
специально подобранными текстами, отражающими традиции, бы г. =■> и • д' русского и других
народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает ■ ■ о абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебно
ги. : образования
и самореализации личности. Особое значение придается изучению и
есснона лыюй лексики,
терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности ■ и;, '.дихся обращаться к
справочной литературе (словарям, справочникам и др.). При изучение ; ■ с;. > я .ги гак базового
учебного предмета решаются задачи, связанные с формирован нем обшей кулю еры. развития,
воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез го-н.
духовного развития человека.

уечемыс.-штельного и

5

При изучении русского языка как профильного предмета форм пр .к гея учения и навыки
анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются зни и;
ьту; е речи. С этих
позиций большое значение придается анализу единиц языка ”
и :спо.
> мнию их в
соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной
-г.вностыо. подробно
рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамма тчсская синонимия, роль и
стилистическая функция порядка слов в предложении, изобрази iсам >-вы разительные средства
языка и др.

Изучение русского языка на профильном уровне предполагает бсспечить ' лее высокий
уровень языковой подготовки обучающихся. Особое иннма л .
дедок
усвоению
функциональных стилей речи и особенностям употребления я и.е
щ в ы пветствии с
речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерш го со > я, чго проявляется в
увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные сто ю к др., увеличении доли
самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой
ьности ( одготовка и
защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в ’I] > - '!1ИИ ] (Примерное
содержание учебной дисциплины».
Программа
может
использоваться
другими
сора
профессионального и дополнительного образования, реализую щисреднего общего образования.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский
знать/понимать:

ш
убеждениями
гелии программу

;учаю1

я должен

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный яз
речи;

>ваяп. ма, культура

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь:

ые нормы

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографи* ■
современного русского литературного языка;

гу

нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной
общения;

ibHO-д- свой сферах

должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и пи
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленн
- анализировать языковые единицы с точки зрения правили i
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функщ
языка; 7

.сказывания с точки
муникагивных задач;
ги и уместности их

ей и 1

водностей

6

аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучакл
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источи т ков:
справочной литературы, средств массовой информации, в том чис
виде на различных информационных носителях;

те::

г

пивное

ю-нау шых текстов,
енных и электронном

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высь
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дш
деловой сферах общения;

ния ра этичных типов
щалыю-культурной и

- применять в практике речевого общения основные орфоэпиче
нормы современного русского литературного языка;

кие. 1 а" логические

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационн
литературного языка;

'.реме кого русского

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и сыч
обсуждении дискуссионных проблем

ения,1 том числе при

- использовать основные приемы информационной переработки ус; i ч о и .

■ценного текста;

- использовать основные приемы информационной переработки
использовать приобретенные знания и умения в практичен
жизни для:

пись.м
эго текста;
>сти и ■ вседневной

- осознания русского языка как духовной, нравственной и гуль:
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

! й ценности народа;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, нави,
самореализации, самовыражения в различных областях человече..

ельнои
)сти;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдет

хи речевых средств;
■иной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; разгю
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению.

речевому

- самообразования и активного участия в производственной,
государства.

я:ельности;

' ну;
>бществс ной жизни

7

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплин
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 157 часов;
из них:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет - 10.
в том числе:
лекции - 65 часов;
практические - 40 часов.
самостоятельная работа обучающегося - 52 часа;
в том числе:
индивидуальный проект - 20 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДНС1ЦН!.[ И НЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

>бъем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

157

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

105

в том числе:
лекции

65

практические

40

Самостоятельная работа

52

составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций подгог
семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в би .. 'отс-т.
работа с электронными каталогами и интернет - информацией);

в том числе:
индивидуальный проект

20

Итоговая аттестация в форме экзамена.

9

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Наименование разделов
самостоятельная работа обучающихся
и тем
2
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и
Введение
общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме.
Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили
речи.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
1.1.Язык и речь. Виды
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
речевой деятельности.
употребления языковых средств.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
1.2. Функциональные
употребления языковых средств.
стили речи и их
Функциональные стили речи и их особенности.
особенности.
3.Разговорный стиль речи Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
, его основные признаки.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др
4.Научный стиль речи.
Г V
г, ,, , . . Т.. . , t . . X М
щально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
•’□явление, доверенност:,. расписка, резюме и др.
назначения.
СЮЮ

.'л

.

Объем
часов
3
2

Уровень
освоения
4
1

10

1

2

1

2

1

2

2
2

2
2

НубЩЩИС ГИЧССКОГО СТИЛЯ. 0-ЛЮВЫ ОрДЗОрСКОГО ИСКУССТВ?.. ПОДГОТОВКИ

: речи. О '

л

ностро ‘лля гр Пличного ь; сг\ тления.
_______ _______ 1

9

7.Художественный стиль
речи, его основные
признаки

8.Контрольная работа
Раздел 2.Лексика и
фразеология
1 .Лексическое и
грамматическое значения
слова. Многозначность
слов

Основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство
смыслового членения текста.
Функциональные стили

Слово в лексической системе языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения
(исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика
устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая
лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта.
Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства
языка.
Омонимы, синонимы и их употребление.

2. Прямое и переносное
значение слова.
3.Омонимы, синонимы и
их употребление.
4. Антонимы, паронимы и Антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов,
ГН Г»
антонимов. омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.
Антитеза.
т
f '
.Л
ГЛ
■ !'' • ' ’!
Г]
-М • '■ • ' ■ I ' ■ ’’ Л
ЛОГИКА f 'V'. Ц ЛТТТ »
\ф
.игл. Лексические и фразеологические енжари. Лексико-фразеологический разбор.
Озличие фразе Л1 изма

1

2

1
8

2

2

2

1

2

2

3

1

2

1
1
1
1

2
3
3

1М1Ы

1. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
2 Тапры официально делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
3. Основные жанры публицистического стиля.
4.Профессионализмы. Терминологическая
лексика.
10

Раздел 3. Фонетика.
Орфоэпия. Графика.
Орфография.
1 .Звук и фонема.
Фонетический разбор
слова.
2. Орфоэпические нормы
Произношение гласных
и согласных звуков,
заимствованных слов.
3.Принципы русской
орфографии.

4. Употребление буквы Ь.
5.Правописание О/Ё после
шипящих и Ц
б.Правописание приставок
на 3-/С-. Правописание ИЫ после приставок.
7. Правописание
приставок ПРИ- и ПРЕ-.

12

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и
звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной
речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического
словаря.

2

2

2

2

Разновидности принципов русской орфографии.

1

Употребление буквы Ь.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё после
шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание приставок на 3 - / С -.
Правописание И - Ы после приставок.

1
1

2
2

1

2

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

1

4vj
ющиеся гласные в
корне слоча.

11

Самостоятельная работа:
1 .Орфоэпические нормы : произносительные нормы и ударения.
2. Ударение словесное и логическое
3. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

4
1
1
2
6

3
2
2

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразование
знаменательных
частей
речи.
Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

2

2

3

2

2

Раздел 4.Морфемика
Словообразование.
1. Понятие морфемы как
значимой части слова.
2. Способы
словообразования.

3. Словообразование
знаменательных частей
речи.

12

Раздел 5. Морфология и
орфография.
1 .Имя существительное.
Род, число, падеж
существительных.
2. Склонение имен
существительных.
Правописание окончаний
имен существительных.
3. Правописание сложных
существительных
4. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические
разряды имен
прилагательных.
5. Правописание
суффиксов и окончаний
имен прилагательных.

Самостоятельная работа:
1. Словообразовательный разбор
2. Правописание сложных слов.

3
2
1
22

2
3

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор
существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

2

1

2

Правописание сложных существительных.

1

2

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен
прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

2

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.

1

2

2

2

"мистические

■

I

имен

числительных.

13

Правописание

имени

числительных.

числительных в речи.
8. Местоимение.
Правописание
местоимений
9. Глагол. Правописание
суффиксов и личных
окончаний глагола.
10. Правописание НЕ с
глаголами..
11. Причастие как особая
форма глагола.
Правописание НЕ с
причастиями
12. Правописание -Н- и НН- в причастиях и
отглагольных
прилагательных
13. Деепричастие как
особая форма глагола.

11 Лг. ’. f ч , .
Правописание наречии.

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоименных форм.
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

2

2

2

2

Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и
окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями..

1

2

1

2

Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот
и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор
причастия

1

2

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
• тем. ?Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с

2

2

Oi....
слов категории .. лилния от слов омонимов. Группы слов категории состояния. Их
функции в речи.

1

2

Самостоятельные части речи

1

3

11' 1
■■ -СлЛо hplou........
1 ■- ■ 1ПЯ. С uiku..
Отличие наречий от слов-омонимов.
М

15. Слова.......... рии
состояния (безлично­
предикативные слова).
, ..Сонг .........

"

......

.t .

ТТ . .

-..1ЫЯ нарсЧн......... j.
v

14

..Olb-ICUiHiC
,,ПГ)ОЧ,,Г

Раздел 6. Служебные
части речи.
1 .Предлог как часть речи.
Правописание предлогов.

2.Отличие производных
предлогов от слов
омонимов.
З.Союз как часть речи.
Правописание союзов.

Самостоятельная работа:
1. Морфологический разбор имени существительного.
2. Правописание сложных прилагательных
3. Морфологический разбор имени прилагательного.
4. Морфологический разбор имени числительного.
5. Лексико-грамматические разряды числительных.
6. Морфологический разбор причастия.
7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
8. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.

9
1
2
1
1
1
1
1
1
9

2
2
2
2
2
2
2
2

Правописание предлогов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от словомонимов.

1

2

1

2

1

2

1
1

2

Правописание союзов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
4.Отличие союзов от слов Отличие союзов шо.лос, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
—омонимов
£
.
'
)
_о. .' '
'.....
Провописа!ше частип.

■
1

звукоподражательные
слова.
К аггрольная работа

. .
...
и
лижи ,.гишшншя а предложениях с
междометиями. Употребление междометий в речи.

Служебные части речи

1

Самостоятельная работа:

6
15

1.У потребление предлогов в составе словосочетаний.
2.Союзы как средство связи предложений в тексте.
3.Знаки препинания в предложениях с междометиями.
4.Употребление союзов

1
2
1
2
36

2
2
2
2

2

2

1

2

1

2

1

2

и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль

1

2

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с
• . .........
mi "■ Л/р ■ 1 * CiO U. * L/O “
4 1 ч < >1
14/ 4 .у / 4 44. 4. ■ чУ« tvC4/4UU44 .А, . ■" 1 ■ -i’i/
r.K,nv(,,,, ,у.
r,e, .^1Vr,
.
14 V . L /1 - v.4 ■ 4.1 1 .Ы ii CKci’J j
. >.

1

2

Раздел 7. Синтаксис и
пунктуация

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные
средства синтаксиса.
2.Словосочетание. Строение Строение словосочетания.. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетания.
словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия
словосо четан ий.
3 .Виды связи слов в
Виды связи слов в словосочетании
1 .Основные единицы
синтаксиса.

словосочетании.
4.Простое предложение.
Виды предложений по цели
высказывания;

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное
богатство русской речи.

5. Логическое ударение.
Логическое ударение. Прямой
Прямой и обратный порядок порядка слов в предложении.
слов.

6.Грамматическая основа

ППЦ

*

" < -! :
: средство

.. соложение

me

1
предложения.

__1
____ 1

16

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как
синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование
неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение.

2

2

2

2

12. Предложения с
однородными членами и
знаки препинания в них.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов.

1

2

13.Предложения с
обособленными и
уточняющими членами.
14. Обособление
определений, приложений,
дополнений, обстоятельств.

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

2

2

Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль
сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

2

1

2

____

------- -_______
-----J

10.Односоставные
предложения с главным
членом в форме
подлежащего, сказуемого.

11 .Осложненное простое
предложение.

153наки препинания при
словах, грамматически не
связанных с членами
предложения.

______

_____

. : J ; >оО.1.:: ■; X ....л •
■ ‘ r> c." ; u* (* rv » i r * i :.

• .’ ■ • tt

.

у ; -i. 1-it :
i ■ »v n' i; i*|
■»

i . i у НИМИ. klciiOJIbJOodtiHC
грьттр

.ыракгщ-.рист;:,/ переоичи авторского отношения к нему.
меЖДОМСЗИИ. ..oil vO.lvTIUC
междометий г>
19 Способы нсоедачи чужой
ре ci.
и препинания при
прямой речи.

_______________________________________________
in ?релачи ч\ жен речи. Знаки препинания при прямой печи.

1

2

_______ 1
17

20. Замена прямой речи
косвенной. Знаки
препинания при цитатах.
21 .Оформление диалога.
Знаки препинания при
диалоге.
22.Сложнное предложение.

Сложносочиненное
предложение.
23. Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.
24. Сложноподчиненное
предложение. Виды.
25. Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении.
26. Бессоюзное сложное
предложение.
27. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
редложении.

Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

1

2

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1

2

Сложносочиненное предложение. Синонимика сложносочиненных предложений с различными
союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

1

2

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

2

Сложноподчиненное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в
разных типах и стилях речи.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

2

1

2

Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

1

2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

2

i< амосюягеявная рано га:
: i 411Я

: I i,; 1 С

1. iС i ! Ы 1 , ,I.IC/Kk. 11Ы /I

; 3 .Оформление диалога
18

4.Употребление сложносочиненных предложений в речи.
5.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
6.Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
7. Работа над индивидуальными проектами.
Тематика индивидуальных проектов:
I .Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

2. Исторические изменения в структуре слова.
3. Грамматические нормы русского языка.
4. Русский язык в современном мире.

5. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия;
6. Русский язык в современном мире.

7. Антонимы и их роль в речи.;
8. Синонимия в русском языке. Типы синонимов.

9. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
10. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

II В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
1?ПКС .. ............

> VW" ■■ ■;

18.Вопросы экологии русского языка.

v

1
1
1
20

2
2
2

19. Виды делового общения, их языковые особенности.
20. Языковые особенности научного стиля речи.

ВСЕГО:

157

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Материально-техническое обеспечение

Освоение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗ
кабинете, обеспеченном свободным доступом в Интернет.

чебном

Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарнонормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым
настоящих требованиях, в том числе специализированной уче<
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню по;

•равил и
а оным в
средствами

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, поср
образовательного процесса просматривают визуальную информ
презентации, видеоматериалы, иные документы.

стники
|,мету. создают

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;

- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.

2. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспе
3. Лазерный принтер.

4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и на

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнителык

Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические мая с |? ■ i: ы:.: у ч е
сред. проф. учеб, заведений. - М., 2015.

2. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому я ■■ ку
Просвещение, 2014.
3. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и

hi

in ■.

: особ. щя студ.

\ х клас ах. -М.:

и

- М.. 2016.

4. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2016.
5. Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Ве| б

Дополнительная литература:
ЧИ. ? ЧСО
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русс..
испр. - М., 2006.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 200
4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. : 0-1 1 кл:
общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М.. 20;
6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
чн.
7. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М
8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударе if Я СОВ!
языке. - СПб., 2012.
Ku. • (.1 i
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русско
кая
прш
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматп!*
М.. 20
речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и до:
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Гб ВОГ К ЧЧ
ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический ело
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского я
1
Новый орфографический словарь-справочник русского я
изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фр;: •COJ ilKr'
25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2 6.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М . 1 !
; ССК
Я
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый с к
С! ;
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русс:

для

0-11 кл.

ник. ■ 4-е изд.,

I. У'К

’' НИК для

CIIHOX

1 русском

2003.
плюет: русской
. про и юшение,

ка. - ’ ..2005.
.. . Бур: хсва. - 3-е
выр ажений. -

— А !.. 2001.
'0?.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского я
грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые и :негпя iд
Под ред. Т.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - ХГ.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник р v ю i
Бурцева. - М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический
языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила
пример;
Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения ч и
языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь > ■
происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологически!'! словарь
Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова XI.. 2000.

12.
13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.

Интернет - ресурсы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

http://www.gramota.ru
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
http://dic.academic.ru

яка с лексико­

на XX с голетия /

ка

Гост. В.В.

товарь русского
/ Под ред. Л.Д.
я слов русского

яка

■ чтение и

русскою языка:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ OCBOEV SЯ
«РУССКИЙ ЯЗЫК».

Г

К : ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дщ-цннлипы осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятии и гщньования. а также
выполнения студентов индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и чете n t контроля п оценки
резу.ть ' ов ■■•буче ня

Умения:
У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; внеаудиторная са
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.

. i работа

У.2. Анализировать языковые единицы с практическая
р,; ■•о та.
точки зрения правильности, точности и самостоятельная н
уместности их употребления.

■ неаудиторная

У.З. Проводить лингвистический анализ практическая раб
текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка.
У.4. Использовать основные виды чтения внеаудиторная самостоя е.н.пая работа
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.

У.5. Извлекать необходимую информацию внеаудиторная са i
из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.

гоятельная работа

У.6. Создавать устные и письменные практическая раб;
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной
и деловой сферах общения.

У.7. Применять в практике речевого практическая рабсил
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
У. 8. Соблюдать в практике письма практическая работа
орфографические и пунктуационные нормы
современного
русского
литературного
языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения внеаудиторн и с.
в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных
проблем.

гоячсльн:) t работа

У. 10. Использовать основные приемы практическая паб;
информационной переработки устного и
письменного текста.

Знания:
3.1. Связь языка и истории, культуры внеаудитор:
русского и других народов.
3.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее внеаудиторпа
компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи.

н.’Я icjt.h 1 я работа
■; -,'ятел:.пая работа

3.3. Основные единицы и уровни языка, их внеаудиторн ясам гоягельпа я работа
признаки и взаимосвязь.
____________ ___

3.4.
Орфоэпические,
лексические, практическа р;
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского литературного языка.
3.5.Нормы речевого поведения в социально­ внеаудиторн i самоед
культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения.

а я работа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.