ОУД.02 Литература

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

Профиль получаемого профессионального образования:
технологический.
Код и наименование специальности:

09.02.05 прикладная информатика (по отраслям)

Квалификация выпускника: техник-программист
Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1,2

2020 г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной(цикловой) комиссией

Зам. директора по НМР

общеобразовательных и гуманитарных
дисциплин

Протокол № 1 от //2.

20

г.

Председатель П(Ц)К

Давлятбекова М. М.
Подпись

ФИО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
разработана на основе требований:

ОУД 02. ЛИТЕРАТУРА

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 --ФЗ об образовании в РФ.
—Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);
—Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по
отраслям)", утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001
25.08.2014 № 33 795 с учётом:
-

-

профиля получаемого образования.
примерной программы.
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2020/2021 учебный год.

Разработчик: Крайнова
«ИПК»
---- .

Рецензент:

Е.Т.

преподаватель

русского

языка

и

литературы

ГБПОУ

РД

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3 .УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.2 ЛИТЕРАТУРА

1.1. Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы
в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к
структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историколитературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историколитературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания
сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Литература».
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и
человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение и текстуальное изучение
художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение
всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра,
справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от
читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый
художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий
возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей
СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей профессионального образования
литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Это выражается в количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения студентами, объеме и содержании
практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения
обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в
освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении
произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и
письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы
содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие

4

миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру. Все виды занятий
тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и
логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся
умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором
соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с
творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения,
обсуждения и повторения. Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые
обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений для
чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.). Литературные
произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть
актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в
литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении
нового материала. Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы - изучением теоретико­
литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и
творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов,
литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППССЗ)
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане: принадлежность учебной дисциплины к предметной
области ФГОС СПО, к общеобразовательному циклу ППССЗ
Учебная дисциплина «Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета
«Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Литература» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих общеобразовательных
учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
- осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви
к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
(словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
5

применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного
отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров;
-знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним
в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 45 часов

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
135

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекций
практические задания
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная домашняя работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

7

90

70
20
45
45

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.2«Литература»
Наименование
разделов и тем.
1

Введение

Тема 1.
Развитие русской
литературы и культуры
в первой половине XIX
века

Тема 2.
Особенности русской
литературы второй
половины XIX века
(обзор).

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся.

Объем
часов

Уровень
усвоения

2

3

4

5

Содержание учебного материала.
1
Введение.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы (специфика литературы как вида искусства.
Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы. Значение
литературы при освоении профессий СПО).
Содержание учебного материала.
2
Историко-культурный процесс рубежа XV1I1 - XIX веков (обзор). Романтизм. Особенности русского романтизма
(К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, В. А. Жуковский). Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Зарубежная
литература (обзор). Творчество Дж.Г.Байрона, Э. Т. А. Гофмана, И.В.Гёте, О.Бальзака, В. Шекспира.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка сообщений, докладов, рефератов: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателейромантиков», «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма»,
«Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики» (на выбор)
3
Гражданские, политические, патриотические ,философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
4
Лирика любви и дружбы.
5
М.Ю.Лермонтов. Этапы жизни и творческого пути.
6
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
7
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Композиция. Сюжеты. Герои.
8-9
Практическая работа: сочинение по литературе первой половины XIX века.
Самостоятельная работа.
Чтение произведений, анализ стихов, заучивание наизусть.
Заочная экскурсия в один из музеев А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Подготовка сообщений, докладов, реферата по творчеству писателей («Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки
Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С.
Пушкина», «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю.
Лермонтов - художник», «Любовная лирика Лермонтова», «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя», «Н.В. Гоголь в
воспоминаниях современников») - на выбор.
Содержание учебного материала.
10
Культурно-историческое развитие России середины XIX века (обзор). Конфликт либерального дворянства и
разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление
реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И. К. Айвазовский, В. М.
Васнецов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин.). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И. Левитан, В. Д.
Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А.
Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Малый театр - «второй Московский
университет в России». М.С.Щепкин - основоположник русского сценического реализма. Первый публичный
8

1
1

1

8
1

1

2

1
1
1
1
1
2

1
1
1
2
2
3

2

32

1

1

| музей национального русского искусства - Третьяковская галерея в Москве.
Самостоятельная работа.
Заочная экскурсия «По залам Третьяковской галереи».
11
А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.
12
Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.
13
Драма «Гроза» в русской критике.
14-15
Практическая работа: сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата на тему: «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»;
подготовка сообщений на тему: «Экранизация произведений А.Н. Островского».
Конспект статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
16
Роман Гончарова «Обломов» (обзор)
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка рефератов: «Захар - второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия
Обломова?», «Что такое «обломовщина»?»
17
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества.
18
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова.
19-20
Практическая работа: сочинение по роману «Отцы и дети».
Самостоятельная работа.
Подготовка сообщений по творчеству И.С.Тургенева.
Конспект статьи Д. И. Писарева «Базаров»
Наизусть стихотворение в прозе (по выбору студентов)
21
Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (обзор).
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата «Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
22
Повесть-хроника «Очарованный странник». Тема трагической судьбы талантливого русского человека (обзор)
23
Своеобразие сатиры Салтыкова - Щедрина (обзор)
24
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.
25
Роман «Преступление и наказание». Особенности жанра. Проблематика романа. Отображение русской
действительности в романе.

9

2

1
1
1
2

1
1
2
3

2
1

1

1
1
1
2

1
2
3

2

1

1

2
1
1
1
1

1
1
1
1

Тема 3.
Поэзия второй
половины 19 века.

26-27
Практическая работа: сочинение по роману «Преступление и наказание».
Самостоятельная работа.
Подготовка докладов по биографии Ф.М.Достоевского.
Чтение текста, анализ эпизода.
Подготовка к сочинению.
28
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
«Война и мир» - роман-эпопея. История создания, проблематика, жанровое своеобразие, особенности
29
композиции романа.
30
Духовные искания Андрея Болконского.
Духовные искания Пьера Безухова.
31
32
Образ Наташи Ростовой. Роль эпилога романа. Авторский идеал семьи.
Картины войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе. «Мысль народная» в романе. Патриотизм в
33
понимании писателя.
34
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
35-36
Практическая работа: сочинение по роману «Война и мир».
Самостоятельная работа.
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Л. Н. Толстого.
Наизусть. Отрывок из романа «Война и мир» (по выбору студентов).
Исследован!зе и подготовка сообщения на одну из тем «Наташа Ростова - любимая героиня Толстого», «Мой Толстой», «Мои
любимые страницы романа “Война и мир”
37
Раннее творчество А.П.Чехова. Пародийность юмористических рассказов.
38
Рассказ «Ионыч». «Глухая тоска небытия». Тема гибели человеческой души в рассказе.
39
Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Границы исторического времени в пьесе.
40-41
Практическая работа: сочинение по творчеству А.П.Чехова.
Самостоятельная работа.
Подготовка сообщения «Чехов и МХАТ»
Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»;
Содержание учебного материала.
42
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и
гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины
XIX века (А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.А. Григорьев). Литература народов России. Творчество К.Л.
Хетагурова.
Самостоятельная работа.
Подготовка сценария литературного вечера или конкурса чтецов «Поэты России XIX века».
Исследование и подготовка доклада: «Мой любимый поэт второй половины XIX века».

10

2

3

2

1
1

1
1

1
1
1
1

2
2
1
1

1
2

1
3

2

1
1
1
2

1
2
1
3

2
7
1

2

1

43
| Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата: «Ф. И. Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества
Ф. И. Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне».
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф. И. Тютчева
Подготовка чтения стихотворения наизусть.
44
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.
Самостоятельная работа.
Проведение исследования и подготовка сообщения на одну из тем: «А. А. Фет - переводчик», «А. А. Фет в воспоминаниях
современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А. Фета», «Жизнь стихотворений А.
А. Фета в музыкальном искусстве».
Подготовка фотовыставки иллюстраций к произведениям А. А. Фета. Подготовка чтения стихотворения наизусть.
45
А.К.Толстой. Обзор творчества.
Самостоятельная работа
Исследование и подготовка доклада: «А. К. Толстой в воспоминаниях современников», «Феномен Козьмы Пруткова»,
«Жизнь поэзии А. К. Толстого в музыкальном искусстве» Подготовка и проведение заочной экскурсии в
музей-усадьбу А. К. Толстого в Красном Роге. Подготовка чтения стихотворения наизусть.

Тема 4.
Особенности развития
литературы и других
видов искусства в
начале 20 века.

46
Н.А.Некрасов. Сведения из биографии. Своеобразие лирики Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел. Жанр. Композиция. Нравственная проблематика поэмы.
47
48
Многообразие крестьянских типов. Образы народных заступников. Проблема счастья.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Некрасовский “Современник”», «Н. А. Некрасов в
воспоминаниях современников», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы
(“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова»,
«Поэмы Н. А. Некрасова», «Н. А. Некрасов как литературный критик», «Произведения Н. А. Некрасова
в творчестве русских художников-иллюстраторов» - на выбор. Подготовка чтения стихотворения
наизусть.
Содержание учебного материала.
49
«Вечные» темы в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Темные аллеи»)
50
Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» (обзор).
51
Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века. Обзор русской поэзии и поэзии народов
России конца XIX - начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев,
Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил
Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по
выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века. Формы ее разрешения в творчестве
реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика
направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
52

«На дне» как социально-философская драма. Образы ночлежников и хозяев ночлежки. Роль Луки в пьесе.
11

2

1

2

2

1

2

1

1

2

1
2
2

1
1
1

2

7

1
1

2
1

1

1

1

2

Тема 5.
Особенности развития
литературы 1920-х
годов

Тема 6.
Особенности развития
литературы 1930-хначала 1940-х годов.

53
Спор о человеке, его месте в жизни.
54
Практическая работа: сочинение по творчеству Бунина, Куприна, Горького.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого
героя пьесы «На дне» - по выбору учащихся)
Подготовка чтения монолога Сатина наизусть.
55
А.А.Блок. Личность и художественный мир поэта. Цикл стихов о Прекрасной Даме.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока»; «Тема
России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»;
Подготовка чтения стихотворений наизусть.
Содержание учебного материала.
56
Литературный процесс 1920-х годов Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературные
группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.).
Политика партии в области литературы в 1920-е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый,
М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий,
М. Светлов и др.).
Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников,А Крученых,поэтыобериуты).
Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.).
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и
гражданской войны.
57
В. В. Маяковский. Жизнь и раннее творчество. Поэт и революция. Сатира Маяковского. Любовная лирика
Маяковского.
58
С.А.Есенин как национальный поэт. Художественно-философские основы поэтики Есенина. Мотивы поздней
лирики Есенина.
59
А.А.Фадеев. Роман «Разгром» (обзор).
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского»,
«Я б навеки пошел за тобой...»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «А. А. Фадеев в жизни и творчестве»
Содержание учебного материала.
60
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре,
искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как
новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве
Н.
Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина,
Э. Багрицкого, М. Светлова, В.Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта
(М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).
12

1
1

2
2

2

1

1

2
4

1

1

1

1,2

1

1,2

1

1

2

7

1

1

Развитие драматургии в 1930-е годы.
М.И.Цветаева. Своеобразие поэтического стиля.
О.Э.Мандельштам. Противостояние поэта «веку-волкодаву».
М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. Три мира в романе «Мастер
и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
64
М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. «Донские рассказы». «Тихий Дон» - роман-эпопея о судьбах
русского народа и казачества в годы гражданской войны. Быт и нравы донского казачества. Изображение
гражданской войны как общенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова. Женские образы в романе. Любовь
на страницах романа.
65-66
Практическая работа: сочинение по творчеству Булгакова, Шолохова, Толстого.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «Герои
прозы А. Платонова»
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. И. Цветаевой.
Подготовка чтения стихотворений наизусть.
Содержание учебного материала.
67
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д.
Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф
героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский,
А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М.
Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.
Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А.
Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.
68
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.Ахматовой. Личная и общественная темы в
лирике А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
69
Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Особенности поэтического мировосприятия поэта.
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата: «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”»
Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой.
Подготовка чтения стихотворений наизусть.
Содержание учебного материала.
70
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-1980-х
годов в контексте культуры. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы,
жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Особенности драматургии 1950-1960-х годов.
71
В. Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест».
72
В. Шукшин. «Чудики».
73
В. В. Быков. «Сотников».
74
В. Распутин. «Прощание с Матерой».
75
Творчество Н.Рубцова. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?...»,
«Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».

61
62
63

Тема 7.
Особенности развития
литературы периода
Великой
Отечественной войны
и первых
послевоенных лет

Тема 8.
Особенности развития
литературы 1950-1980х годов

13

1
1

2
2

1

1,2

1

1,2

2

3

2

3
1

1

1

2

1

2

2
13

1

1

1
1
1
1

2
2
2
2

1

2

В. Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря».
Обзор творчества А.Т.Твардовского. Особенности поэтического мира.
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
А.В.Вампилов «Утиная охота»
Практическая работа: сочинение по произведениям Шаламова, Солженицына, Шукшина, Быкова, Вампилова,
Распутина (по выбору обучающихся)
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка реферата «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и
др.» (автор по выбору); «Городская 30 проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности
произведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие
деклараций, простота, ясность - художественные принципы В.Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В.
Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Философский смысл повести
В.Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».
Сообщение или доклад о жизни и творчестве одного из драматургов 1950-1980-х годов (по выбору обучающихся)Подготовка
чтения стихотворений наизусть.
Содержание учебного материала.
83
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы рус ского зарубежья 1920-1930-х
годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции
русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе.
Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского
движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.
84
В. Набоков. «Машенька».
Самостоятельная работа.
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего
поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции»
Содержание учебного материала.
85
Общественно-культурная ситуация в России конца XX- начала XXI века. Смешение разных идеологических и
эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная»
и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева,
В.Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные
направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля,
В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и
др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В.Соколова,
О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И.
Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени.
86
В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами»
87
Поэзия Т. Кибирова (стихотворения: «Умничанье», «Онтологическое» (1997-1998), «В творческой лаборатории»,
«Nota bene», «С Новым годом!»)
88
Проза Ф. Искандера.

76
77
78
79
80-82

Раздел 9.
Русское литературное
зарубежье 1920-1990-х
годов.

Раздел 10.
Особенности развития
литературы конца
1980-2000-х годов.

14

1
1
1
1

2
1
2
2

3

3

2

2

1

1

1

2

2
6

1

1

1

2

1

2

1

2

2

89-90 | Практическая работа: итоговое сочинение.
Самостоятельная работа.
Подготовка чтения стихотворений наизусть.
Подготовка к итоговому сочинению.

2

Всего часов
Аудиторных занятий
Самостоятельной работы

15

135
90
45

3

2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения
.Введение.
Развитие русской литературы и
культуры в первой половине XIX
века

Особенности развития русской
литературы во второй половине
XIX века

Поэзия второй половины XIX
века

Особенности развития
литературы и других видов
искусства в начале XX века

Особенности развития
литературы 1920-х годов

Особенности развития
литературы 1930 - начала 1940-х
годов

Особенности развития литера­
туры периода Великой Отече­
ственной войны и первых
послевоенных лет
Особенности развития литера­
туры 1950-1980-х годов
Русское литературное зарубежье
1920-1990-х годов (три волны
эмиграции)
Особенности развития
литературы конца 1980-2000-х
годов

Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,
ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с
текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений;
самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к
семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на
семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование;
написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и
взаимооценивание
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка
сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернетисточники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе;
аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических
статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе;
работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование
текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа;
подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
самооценивание и взаимооценивание
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение
наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая
работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и
сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернетисточники), составление тезисного плана; составление плана сочинения;
аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение;
подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка
компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть;
составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке
ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы;
конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами
художественных произведений и учебника; составление систематизирующей
таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание
сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение
наизусть; работа с иллюстративным материалом
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая
работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с
текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное
чтение и чтение наизусть; подготовка до- кладов и сообщений; составление
тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом;
проектная и учебно-исследовательская работа
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной
композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение
наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных
произведений; реферирование текста; написание сочинения.
Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных
произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и
взаимооценивание; составление тезисного плана
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная
аналитическая работа с текстами художественных произведений
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами
художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
«Литература».
Освоение программы учебной дисциплины «Литература» предполагает наличие в профессиональной
образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности
обучающихся.
Помещение
кабинета должно
удовлетворять
требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся!. В кабинете должно быть
мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно­
методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей
и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования
в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может
быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по
словесности, вопросам литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Литература» студенты должны иметь возможность
доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в
сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

3.2. Рекомендуемая литература
Для студентов
- Агеносов В.В. и др. Литература (углубленный уровень). 11 класс. - М., 2014.
-Архангельский А.Н. и др. Литература (углубленный уровень). 10 класс. - М., 2014.
-Белокурова С.П., Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум
/ под ред И. Н. Сухих. - М., 2014.
- Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под
ред. И. Н. Сухих.- М., 2014.
-Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М.,
2014.
- Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. - М.,
2014.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014.
-Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература (базовый и углубленный уровни). 10-11 класс / под
ред. Б. А. Ланина - М., 2014.
-Лебедев Ю.В. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014.
- Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред.
В. П. Журавлева. - М., 2014.
-Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф.
образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015.
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература, практикум: учеб, пособие / под ред. Г. А.
Обернихиной. - М., 2014.
-Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014. Сухих И.Н. Литература (базовый
уровень). 11 класс: в 2 ч. - М., 2014.

17

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:
1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века,-М.: Дрофа, 2016.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века.
учреждений в 2 частях. - М.: Просвещение, 2016 .

Учебник для общеобразовательных

3. Сухих И.Н. Литература. Учебник для 10-11 кл. (СПО). - М.: Издательский центр
«Академия», 2015.
4. Коровин П.К. Литература(углубленный уровень) для 10-11 кл. в 2частях. -М.:
Просвещение, 2019.
5. Чалмаев В. Литература 11 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:
1. История русской литературы XIX в.. 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и
С.М. Петрова. - М., 2000.
2. История русской литературы XI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,
Н.И. Якушина. - М., 2001.
3. История русской литературы XIX в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. М„ 2001.
4. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.
5. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.
6. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.
7. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.
8. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX в. - М., 2001.
9. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.
10. Русская литература XX в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.
11. Русская литература XIX в. (ч. 1,2,3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.
12. Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX - начала XX в. - М., 2001.
13. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.
14. Тимина С.И. Русская проза конца XX в. - М., 2001.

Интернет - ресурсы:
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
http://1 september.ru/
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа:
www.slovari.ru
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
http://dic.academic.ru

Для преподавателей
-Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ ственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
-Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
-Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень).
Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. - М., 2014.
- Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для
учителя / под ред. И. Н. Сухих. - М., 2014.
- Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2010.
-Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И.
Беленький, О. М. Хренова. - М., 2011.
- Карнаух Н.Л., Кац Э.Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. - М., 2012.
-Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод, пособие / под ред. Г. А.
Обернихиной. - М., 2014.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. - М., 2009.
-Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей
школ и органов образования. - М., 2014.
- Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего
профессионального образования. - Киров, 2011.
-Современная русская литература конца XX - начала XXI века. - М., 2011. Черняк М. А. Современная русская
литература. - М., 2010.
Интернет-ресурсы
- www.gramma, ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами
современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и
редактирования текста).
- www.krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло педия Кругосвет»),
- www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресур сов»).
- www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»)

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований_____
Формы и методы контроля и
Результаты обучения
оценки результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
2
1
устный и письменный опрос
предметные:
подготовка докладов и
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
сообщений
других культур, уважительного отношения к ним;
самостоятельная работа
сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­
написание творческих работ
ведений;
собеседование, дискуссия
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
работа
над текстом на уроке
собственной речью;
тестовые задания
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
презентация
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­
ций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен­
ного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич­
ностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

личностные:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернетресурсов и др.);
OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
метапредметные:
19

Наличие:
-подготовленных презентаций;
- сообщений;
-оформленных рефератов;
буклетов;
-ученических исследовательских
работ, связанных с профессией
Защита рефератов

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Познавательные УУД
- умение ставить учебную задачу, выбирать способы и находить
информацию для ее решения; - умение работать с информацией,
анализировать и синтезировать новые
знания, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение формулировать проблему и находить способ ее решения
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Регулятивные УУД
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; - понимание
различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами;
- овладение умениями экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов/явлений ОК2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Коммуникативные УУД
- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои
мысли и способность выслушивать собеседника; - освоение приемов
действий в нестандартных ситуациях;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, вести дискуссию ОК 6. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОКЮ. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную
и письменную речь.

20

- наблюдение за деятельностью
учащихся на учебных занятиях;
- контрольные и зачетные работы;
- экспертная оценка.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.