МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
COO. 01.10 Основы безопасности жизнедеятельности
Код и наименование специальности/профессии:
40.02.02 Правоохранительная деятельность».
Квалификация выпускника: юрист
Форма обучения: очная
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от «^?» О/
Председатель П(Ц)К
/
ММ
v Подпись
и
г.
20
.
ММ
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
2О/,3 г.
ФИО
;
•-
о) ■
1
I
Рабочая программа учебной дисциплины СОО. 01.10 Основы безопасности
жизнедеятельности разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509
(зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2014 N 33360);
по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
Разработчик: Рамазанов М.М., преподаватель ОБЖ ГБПОУ РД ИПК
Рецензенты/ эксперты:
ГБПОУ РД ИПК
•■iir
: ■
■ ■•
СОДЕРЖАНИЕ
■ Ц
;Ы
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С00.
01.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
40.02.02 «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Ы.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины СОО. 01.10 «Основы безопасности
жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная
деятельность.
Рабочая программа учебной дисциплины СОО. 01.10 «Основы безопасности
жизнедеятельности» может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности» в
структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина СОО. 01.10 «Основы безопасности жизнедеятельности»
относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной
программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины СОО. 01.10 «Основы безопасности
жизнедеятельности» - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины СОО. 01.10 «Основы безопасности жизнедеятельности» вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и
практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения
от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее
в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Специалист по правоохранительной деятельности (базовой подготовки) должен
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: OKQ1-OK14
Дисциплинарные результаты
Код
ОК, ПК
Знания
Умения
Знает сущность и социальную
ОК 01 Понимать сущность умеет проявлять к будущей
значимость будущей профессшi;
профессии устойчивый
и социальную значимость
своей будущей профессии, интерес
проявлять к ней
устойчивый интерес
Знает вопросы ценностно
умеет понимать и
ОК 02 Понимать и
мотивационной ориентации;
анализировать вопросы
анализировать вопросы
ценностно- мотивационной ценностно-мотивационной
ориентации
сферы
Знает типовые методы и
умеет организовывать
ОК 03 Организовывать
способы выполнения
собственную
собственную
профессиональных задач;
деятельность, оценивать их
деятельность, выбирать
типовые методы и способы эффективность и качество
выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество
ОК 04
Принимать решения в
стандартных и
нестандартных ситуациях,
в том числе ситуациях
риска, и нести за них
ответственность
ОК 05 Проявлять
психологическую
устойчивость в сложных и
экстремальных ситуациях,
предупреждать и
разрешать конфликты в
умеет принимать решения в
Знает алгоритмы действий в
стандартных и
чрезвычайных ситуациях;
нестандартных ситуациях, в
т.ч. ситуациях риска, и нести за
нихответственность
умеет проявлять
психологическую
устойчивость в сложных и
экстремальных ситуациях,
предупреждать и разрешать
конфликты впроцессе
Знает
психологические
основы
взаимодействия с
разнымислоями
населения;
процессе
профессиональной
деятельности
профессиональной
деятельности
ОК 06 Осуществлять
поиск и использование
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития
ОК 07 Использовать
информационно
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 08 Правильно строить
отношения с коллегами, с
различными
категориями граждан, в
том числе с
представителями
различных
национальностей и
конфессий
ОК 09 Устанавливать
психологический контакт с
окружающими
умеет осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональныхзадач,
профессионального и
личностного развития
Знает круг
профессиональных
задач,
профессионального
иличностного
развития;
умеет использовать
информационнокоммуникационныетехнологии
в профессиональной
деятельности
Знает современные
средства коммуникации
и возможностипередачи
информации;
умеет правильно строить
отношения с коллегами, с
различнымикатегориями
граждан, в т.ч. с
представителями различных
национальностей и конфессий
Знает основы
профессиональной этики и
психологии в общении с
окружающими;
умеет устанавливать
психологический контакт с
окружающими
Знает основы
профессиональной этики и
психологии в общении с
окружающими;
ОК 10 Адаптироваться к
меняющимся условиям
профессиональной
деятельности
умеет адаптироваться к
меняющимся условиям
профессиональной
деятельности
Знает приемы и способы
адаптации в профессиональной
деятельности;
ОК 11 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение
квалификации
ОК 12 Выполнять
профессиональные задачи
в соответствии с нормами
морали, профессиональной
этики и служебного
умеет самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение
квалификации
умеет выполнять
профессиональные
задачи в соответствии с
нормами морали,
профессиональной этики и
Знает круг задач
профессионального и
личностного развития;
. л' 1
-
Знает нормы морали,
профессиональной
этики и служебного
этикета;
служебного этикета
этикета
ОК 13 Проявлять
умеет применять на практике
нетерпимость к
нормы антикоррупционной
коррупционному
деятельности
поведению, уважительно
относиться к праву и
закону
умеет организовывать свою
ОК 14 Организовывать
свою жизнь в соответствии жизнь в соответствии с
социальнозначимыми
с социально значимыми
представлениями о здоровом
представлениями о
образе
здоровом образе жизни,
жизни, поддерживать должный
поддерживать должный
уровень физической
уровень физической
подготовленности,
подготовленности,
необходимый для социальной
необходимый для
и профессиональной
социальной
и профессиональной
деятельности
деятельности
Знает правовую основу и
способы борьбы с коррупцией
Знает принципы здорового
образа жизни;
Рекомендуемое
1.4.
количество часов на освоение программы дисциплины
СОО. 01.10 «Основы безопасности жизнедеятельности»
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 39 часов.
НМ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Квалификация «юрист»
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
В т.ч.:
теоретическое обучение
лабораторные занятия
практические занятия
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Объем в часах
39
17
20
2
2.2. Тематический план и содержание учебной 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1.
Чрезвычайные
ситуации
Объем, акад, ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад, ч
3
Обязат. часть
ОП с учетом
интенсификации
40%
8
Содержание учебного материала
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
2. Чрезвычайные ситуации военного времени
3. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций
4. Повышение устойчивости функционирования объекта экономики
(ПУФ ОЭ).
5. Защита персонала объекта и населения в чрезвычайных
ситуациях
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и
военное время
7. МЧС России Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
8. Гражданская оборона
1
1
1
1
1
1
1
1
12
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2.
Основы
8
Содержание учебного материала
1. Особенности военной службы.
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Обязат.
часть ОП
ОК.01-ОК.14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности», оснащенный в соответствии с пунктом
6.1.2.1. образовательной программы по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для спо / Н. В.
Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева, Н. Б. Мануйлова. — 2-е изд., стер.
— Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-9372-2.—
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/193389 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
2.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей
редакцией В. П. Соломина. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 399 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02041-0. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469524
Безопасность жизнедеятельности. Практикум : учебное пособие
для СПО / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2018. - 249 с. - (Серия : Профессиональное
образование). - ISBN 978-5-534-01577-5.
3.
3.2.2. Основные электронные издания
4.
Долгов В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для
СПО / В. С, Долгов. - 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 188 с. —
ISBN 978-5-8114-8888-9. — Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/183084 (дата обращения: 13.01.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. - 3-е
изд., перераб, и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 313 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04629-8. - Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469496
6.
Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019 (дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального
образования / С. В. Белов. - 5-е изд., перераб, и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020.
:
■'
■
■
- 350 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-9916-9962-4. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453161
2.
Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального
образования / С. В. Белов. - 5-е изд., перераб, и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020.
- 362 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-9916-9964-8. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453164
3.
Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И.
Беляков. - 3-е изд., перераб, и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 354 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-03180-5. - Текст : электронный И ЭБС
Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/470907
4.
Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для среднего
профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е изд., перераб, и доп. - Москва :
Издательство Юрайт, 2021. - 404 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-53400376-5. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469913
5.
Беляков, Г. И. Пожарная безопасность : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. И. Беляков. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт,
2021. - 143 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-12955-7. - Текст :
электронный И ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469909
6.
Беляков, Г. И. Электробезопасность : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. И. Беляков. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. 125 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10906-1. - Текст : электронный
// ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469911
7.
Горькова Н. В. Охрана труда : учебное пособие для СПО / Н. В. Горькова, А. Г.
Фетисов, Е. М. Мессинева. - 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 220 с. —
ISBN 978-5-8114-8957-2. — Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185929 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
8.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: электронное учебное
пособие МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.obzh.ru/pre/
9.
Профилактика и практика расследования несчастных случаев на производстве :
учебное пособие для СПО / Г. В. Пачурин, Н. И. Щенников, Т. И. Курагина, А. А.
Филиппов ; под общей редакцией Г. В. Пачурина. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 380
с. — ISBN 978-5-8114-6908-6. — Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://eJanbook.com/book/153664 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
10. Специальная оценка условий труда : учебное пособие для СПО / Г. И. Харачих,
Э. Н. Абильтарова, Ш. Ю. Абитова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 220 с. — ISBN
978-5-8114-5879-0. — Текст : электронный// Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://eJanbook.com/book/146630 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
И. Широков Ю. А. Охрана труда : учебник для СПО / Ю. А. Широков. - 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 372 с. — ISBN 978-5-8114-7911-5. — Текст:
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://eJanbook.com/book/167190 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
,i
!
■
d
'{Ня!
: т.' i
12
■
I
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Уметь
организовывать и проводить
мероприятия
по
защите
работников и населения от
негативных
воздействий
чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного
вида
и
их
последствий
в
профессиональной
деятельности и быту;
использовать
средства
индивидуальной
и
коллективной
защиты
от
оружия массового поражения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных
специальностей
и
самостоятельно
определять
среди
них
родственные
полученной специальности;
применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
владеть
способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции
в
повседневной деятельности и
экстремальных
условиях
военной службы;
оказывать
первую
медицинскую помощь
знать:
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий
при
чрезвычайных
техногенных
ситуациях
и
стихийных
явлениях, в том числе в
условиях
противодействия
терроризму как серьезной
Критерии оценки
применяет меры для снижения
уровня опасностей различного
вида и их последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
выбирает СИЗ от оружия
массового поражения;
определяет
военно-учетные
специальности,
родственные
полученной специальности;
используем
способы
саморегуляции
и
способы
выхода из конфликтов,
предлагает алгоритмы оказания
первой помощи пострадавшим.
Методы оценки
Оценка результатов
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
проведённого
экзамена.
-
; : ■
демонстрирует
определения
понятий, владение методами
безопасного
поведения
в
условиях ЧС и техногенных
катастроф,
определяет
потенциальные
опасности и их последствия в
быту и в профессиональной
деятельности;
осуществляет выбор способов
защиты населения;
■ 1:
•1 1
Оценка результатов
устного опроса.
Оценка результатов
самостоятельной
работы.
Оценка результатов
проведённого
экзамена.
13
угрозе
национальной
безопасности России;
основные
виды
потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности
и
быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и
обороны государства;
задачи
и
основные
мероприятия
гражданской
обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
организацию
и
порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения,
военной
техники
и
специального
снаряжения,
состоящие на вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых
имеются
военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
область
применения
получаемых
профессиональных знаний при
исполнении
обязанностей
военной службы;
- порядок и правила оказания
первой помощи
описывает
основные
виды
вооружения,
организацию
призыва на военную службу,
области
использования
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей ВС;
проводит обоснованный выбор
алгоритма оказания первой
помощи пострадавшим
14