Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ
по специальности: 40.20.02 «Правоохранительная деятельность»
квалификация : юрист
Форма обучения: очно
Курс: 2
Семестр: 3.
2023г.
УТВЕРЖДАЮ
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 7 от «#2»
г.
« Д?»
200
г.
Рабочая
программа учебной дисциплины разработана на основе
федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности СПО 40.20.02 «Правоохранительная деятельность»., утвержденным,
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред. от 13.07.2021) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования
по
специальности
40.02.02
Правоохранительная
деятельность"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33737) с учетом:
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднею общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требовании федеральных rocs дарственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДНО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-25У):
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального
образования
(ППКРС
и
ППССЧ),
разработанных
Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023 / 2024
учебный год.
Разработчика-Багомедова Р.Х.., преподаватель
специальных дисциплин ГБПОУ РД
ИПК.
Рецензенты:
ОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 0.2. ОГСЗ
«ИСТОРИЯ»............................................................................................................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЗ 0.2.
«ИСТОРИЯ»............................................................................................................................................... 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЗ 0.2.
«ИСТОРИЯ»............................................................................................................................................. 22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
0.2. ОГСЗ «ИСТОРИЯ»........................................................................................................................ 26
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 0.2.
ОГСЭ «ИСТОРИЯ»
1.
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 0.2. «История» является
частью основной профессиональной образовательной программы ППССЗ СПО
в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.20.02 «Правоохранительная
деятельность».
Программа дисциплины ОГСЭ 0.2. «История» реализуется на 2 курсе в 3
семестре, а также может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Учебная дисциплина ОГСЭ 0.2. «История» входит в общий гуманитарный
и социально-экономический цикл ППССЗ СПО и направлена на
формирование общих компетенций юриста (далее - ОК), включающих в себя
способности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том
числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных
ситуациях,
предупреждать и
разрешать
конфликты в процессе
профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями
граждан, в том числе с представителями различных национальностей и
конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной
деятельности.
3.
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины,
требования к результатам освоения дисциплины.
Данная дисциплина предполагает изучение основных процессов
политического, экономического развития ведущих государств мира и России
на рубеже XX - XXI веков.
Дисциплина даёт возможность подготовить всесторонне развитых,
критически мыслящих специалистов; личности, способной к целостному
видению и анализу путей развития общества, умеющей обосновать и
отстаивать свою гражданскую позицию.
Цель изучения дисциплины «История»: формирование представлений об
особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших
событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX начала XXI вв.
Задачи изучения дисциплины «История»:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних
десятилетий XX - начала XXI вв.;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и
процессов на развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной
России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта последней
четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и
культурном развитии России.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально-экономических, политических и культурных проблем;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации
методы электронной обработки, отображения информации в различных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и
перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и
объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурно
функционального, временного и пространственного анализа для изучения
исторических процессов и явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже (XX и XXI
вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные
и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального значения.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется
путем отбора дидактических единиц в соответствии с ППССЗ ФГОС
«Правоохранительная деятельность».
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
48
Объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
48
Промежуточная аттестация проводится в
форме дифференцированного зачета
30
16
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 0.2. «ИСТОРИЯ»
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины всоответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины______ ________________________________________
___________
Объем
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Коды компетенций и
в
разделов и тем
обучающихся
личностных
часах
результатов’,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
3
1
2
Раздел 1. Россия в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение
1. Предмет изучения
ОК 03, ОК 6,
2
2. Смысл и методы исторического исследования
3. Исторический источник
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
СССР в 19851. Поиск путей «совершенствования социализма»: реформы экономики и
управления
1991 гг.
Перестройка:
2. Обновление советской политической системы. Оформление политической
ОК 03, ОК 6,
реформы М.С.
4
оппозиции.
Горбачева
3. Демократизация общественной жизни. Гласность.
4. Концепция «нового мышления» во внешней политике. Мировой кризис
коммунистической идеи.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
ОК 03, ОК 6,
Децентрализация 1. Союзная власть в борьбе за сохранение государства.
4
власти КПСС.
2. РСФСР на «параде суверенитетов».
3. Республики СССР: от народных фронтов к декларациям о независимости.
4. ГКЧП - финальная акция союзной номенклатуры.
В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
Тема 1.4.
Экономические
1. 1992 - 1993 гг. «Прыжок» в капитализм.
реформы в России 2. Социально-экономическая политика правительства в 1994 - 1999 гг. Итоги
в конце XX в. приватизации.
начале XXI в. и
3. Социально- экономическое развитие в начале XXI в.
их социальные
4. Российское общество. Социальные результаты реформ в конце XX в. - начале
результаты.
XXI в.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Тема 1.5.
Г осударственное
1. Политический процесс в 1992 - 1996 гг.: традиции и инновации политической
управление и
модернизации.
политика России 2. Политическая власть и управление в 1996 - 1999 гг.: тенденции и противоречия
в конце XX в. демократии.
начале XXI в.
3. Трансформация политической системы в начале XXI в.: поиски путей
стабилизации государственности.
Тема 1.6.
Содержание учебного материала
Федеративные и
1. Реформирующийся федерализм.
межнациональны 2. От этнорегионального сепаратизма к лояльности государству.
е отношения в
3. Межнациональные отношения на межгрупповом и межличностном уровнях.
России на рубеже 4. Межэтнические конфликты: причины, типы и формы проявления.
веков
5. Межэтническое повседневное общение во второй половине 1990 - начале 2000-х
(XX - XXI вв.)
годов.
Содержание
учебного материала
Тема 1.7.
Внешняя
1. Россия в глобальных трансформациях на рубеже XX - XXI вв.
политика России 2. Формирование основ внешней политики Российской Федерации в 1991 - 1995 гг.
на рубеже веков
3. Поворот внешней политики во второй половине 1990-х годов: от прозападного к
(XX - XXI вв.)
евразийскому курсу.
4. Внешняя политика России в период президентства В.В. Путина в начале XXI в.:
глобальные и региональные стратегии
Распад СССР.
1990-1991 гг.
2
ОК 03, ОК 6,
4
2
ОК 03, ОК 6,
2
ОК 03, ОК 6,
4
ОК 03, ОК 6,
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
Тема 1.8.
Культурные и
1. Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в
духовно
постиндустриальном обществе.
нравственные
2. Российское образование в условиях реформирования.
ориентиры
3. Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом.
России в конце
4. Средство массовой информации в системе коммуникаций современной России.
XX в. - начале
5. Наука в условиях реформирования.
XXI в.
В том числе практических и лабораторных занятий
Раздел 2. Мир в конце XX в. - начале XXI в.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Страны Европы и 1. Страны Европы и США в конце XX в.
США в конце XX 2. Страны Европы и США в начале XXI в.
в. - начале XXI в.
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Страны Азии,
1. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в конце XX в.
Африки и
2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале XXI в.
Латинской
Америки в конце
XX в. - начале
XXI в.
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Процессы
1. Глобализация и демократизация.
глобализации и
2. Пределы глобализации. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг».
складывание
3. Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных
современной
организаций.
системы
международных
отношений.
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
ОК 03, ОК 6
4
ОК 03, ОК 6,
2
ОК 03, ОК 6,
2
ОК 03, ОК 6,
2
2
48
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 0.2. «ИСТОРИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета права, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- комплект учебно-наглядных пособий (таблиц, схем, презентаций и
др-);
- комплект методического обеспечения аудиторных занятий.
Технические средства обучения: проектор и экран (или интерактивная
доска), компьютер с подключением к сети Интернет с лицензионным
программным обеспечением.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной
дисциплины, систематизированный по компонентам.
1. Выписка из Федерального компонента государственного стандарта
общего образования.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального
образования
специальности
40.02.02
Правоохранительная деятельность.
3. Примерная программа учебной дисциплины «История», автор
РыжовА.Н., ФГУ «ФИРО» Минобранауки России, 2011 г.
4. Рабочая программа учебной дисциплины «История».
5. Календарно-тематический план.
6. Методические указания по выполнению практических занятий.
7. Методические
указания
по
выполнению
внеаудиторных
(самостоятельных) работ.
8. Материалы промежуточного контроля.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
. Для реализации программы учебной дисциплины имеются следующие
специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»,
оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами,
стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами
аудиовизуализации, наглядными пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.3.1. Печатные издания
1. Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов
учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 256 с.
2. Самыгин П. С. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Ше-велев В.
H. , Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее
профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004507-8
3. Артемов В.В. История Отечества : С древнейших времен до наших дней : учеб-ник для
студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 19-е
изд. Испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 384 с
3.3.2. Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
http ://www. fershal .narod .ru/
http://www.geocities.com
http://www.hronos.km.ru
http://www.machaon.ru/hist/
http://battleship.spb.ru/
http://rjw.narod.ru/
http://closelook.narod.ru/
http://pages.marsu.ru/svl/civ/
http ://dynastie .narod. ru/
http://www.history.standart.edu.ru
http ://www. inwar. info/hist. html
http ://www.nato. bz/ru/balkan.html
Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Госу-дарств
http://www.rau.su/Nl-2 _97/009.htm
3.3.3. Дополнительные источники
I. Самыгин П. С. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Ше-велев В.
Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее
профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004507-8
2. Орлов А.С. История России [Текст] : учебник / А.С. Орлов ,В.А. Георгиев . - М. :
Проспект, 2014. - 680 с. - ISBN 978-5-392-13149-5. учебник, история России, А.С. Орлов
,В.А. Георгиев
3. Сахаров А.Н. История России: с древнейших времен до конца XVII века [Текст] :
учебник / Сахаров А.Н., Буганов В.И. 19-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 336с. - ISBN
978-5-09-031323-0.
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины
основные направления
развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и
XXI вв.).
сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX начале XXI вв.;
основные процессы
(интеграци-онные,
поликультурные, мигра
ционные и иные)
политического и
экономического развития ве
дущих государств и регионов
мира;
назначение международных ор
ганизаций и основные
направле-ния их деятельности;
о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения.ретроспективный
анализ развития отрасли.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире;
выявлять взаимосвязь отече
ственных, региональных, миро
вых социально-экономических,
политических и культурных
проблем;
определять значимость профес
сиональной деятельности по
Критерии оценки
Полнота ответов,
точность
формулировок, не
менее
75%
правильных
ответов.
Не менее 75%
правильных
ответов.
Актуальность
темы,
адек
ватность
результатов
поставленным
целям,
полнота ответов,
точность
формулировок,
адекватность
применения
терминологии
Методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного опроса;
-тестирования;
-оценки
результатов
са
мостоятельной
работы
(докладов,
рефератов,
теоретической части про-ектов,
учебных исследо-ваний)
Промежуточная аттестация
в форме дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/ устных ответов,
-тестирования
осваиваемой профессии (специ
альности) для развития экономи
ки в историческом контексте;
демонстрировать гражданскопатриотическую позицию.