ОГСЭ.05 Психология общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05. Психология общения

Код и наименование специальности:
40,02.02 Правоохранительная деятельность.

Квалификация выпускника: юрист

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестр: 4

2023 г.

1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Протокол № от «jZW >>20^3 г.
Председателе П(Ц)К

6/ -wi L^Шабанова М.М
Подпись
ФИО
3& Of
2023г.

ПЬ^пись

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 05. Психология общения разработана
на основе требований:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования утвержденного приказом Минобрнауки России от
12.05.2014 № 509 (зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 № 33737);
по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с
рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.

(Zz" преподаватель психологии ГБПОУ РД ИПК.

Разработчик: Абдулаева Х.Г
Рецензенты:

с

______________________

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11

3

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной

программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.02
Правоохранительная деятельность.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и
способствует формированию общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.

ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том
числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных
ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной
деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.

ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.

технологии

в

ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями
граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10.
деятельности.

Адаптироваться

к

меняющимся

условиям

профессиональной

ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.

ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали,
профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно
относиться к праву и закону.
ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень
физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной
деятельности.

4

5.1. Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
видам деятельности:
5.2.1. Оперативно-служебная деятельность.

ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать
решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.6. Применять меры административного пресечения правонарушений, включая
применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных
правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое
обеспечение оперативно-служебной деятельности.

и специальное техническое

ПК 1.9. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.

ПК 1.10. Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и
документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимоствязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
приемы саморегуляции в процессе общения.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
в том числе:
Аттестация в форме диф. зачет

Объем часов

46

20
24
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа
обучающихся

1
2
Раздел 1. Введение в Содержание учебного материала
учебную дисциплину Основные понятия психологии общения. Роль общения в профессиональной деятельности
человека.

Раздел 2. Психология общения
Тема 2.1. Психология Содержание учебного материала
личности
Понятие личности. Свойства личности. Психологическая структура личности.
Темперамент. Характер.
Тема 2.2. ОбщениеПрактическое занятие
основа человеческого
бытия.
Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
Тема 2.3.
Общение как
восприятие людьми
друг друга
(перцептивная
сторона общения)
Тема 2.4.
Общение как
взаимодействие

Объем
часов

3
4

6

4

Практическое занятие
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия.

4

Практическое занятие
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле
трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.

6
—

(интерактивная
сторона общения)
Тема 2.5.
Общение как обмен
Информацией
(коммуникативная
сторона общения)

Практическое занятие
Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные

4
—

барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей.
Виды, правила и техники слушания.

Тема 2.6.
Формы делового
общения и их
характеристики

Содержание учебного материала
Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения
деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.

4

Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
Тема 3.1.
Конфликт: его
сущность и основные
характеристики

Практическое занятие
Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия
разрешения конфликтов.

4

Тема 3.2.
Эмоциональное
реагирование в

Практическое занятие
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка
эмоций. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение
конфликтной ситуации.

2

конфликтах и
саморегуляция
Раздел 4. Этические формы общения

Тема 4.1.
Общие сведения об
этической культуре

Содержание учебного материала
Общие сведения об этической культуре. Проведение анализа моральных и этических норм
в современном обществе.
Диф.зачет
ВСЕГО

6

6

2
46

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Психология».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
□ рабочее место преподавателя
□ рабочие места по количеству обучающихся.
Наглядные пособия:
□ комплект учебно-наглядных пособий;
□ учебно-методический комплекс (рабочая программа, сборник практических работ,
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы,
фонд оценочных средств по дисциплине)
Технические средства обучения:
□ компьютер, видеопроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники
1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2021
- 187с. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.: КноРус,
2022. - 440с.
2 Столяренко Л.Д. Психология общения и управления (учебник для ссузов) - Ростов на
Дону.: Издательство «Феникс», 2020. - 409с.
3 Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский
центр «Академия», 2020. - 240с.
4 Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2021.-65с.
5 Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего
профессионального образования) - М.: Издательский центр «Академия», 2022 - 178с.

2
3

4
5

6

Дополнительные источники
Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) - СПб.: Издательский дом
Питер, 2021. - 368с.
Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) - Ростов на Дону.:
Издательство «Феникс», 2020 - 448с.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Издательский
дом Питер, 2022. - 576с.
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология общения (учебное
пособие для ссузов) - М.: Форум, 2020. - 304с.
Курбатов В.И. Конфликтология - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2021. - 448с

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
Применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности.
Использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного
общения.

Знания:
Взаимосвязь
общения
и
деятельности;
цели, функции, виды и уровни
общения.
роли и ролевые ожидания в
общении;
виды
социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов.
Промежуточный контроль

Коды
проверяемых
компетенций
ПК 6.1;
ПК 6.2:
ПК 6.3.:
ПК 6.4;
ОК 1;
ОК 2;
ОКЗ;
ОК 4;
ОК 5;
ОК 6;
ОК 7;
ОК 8;
ОК 9.
ОК 10;
ОКИ;
ОК 12;
ОК 13;
ОК 14.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий

Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий

дз

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.