МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование профессии:
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Квалификация выпускника:
оператор ЭВМ и ВМ
Форма обучения: очная
Курс: 1,2.
Семестр: 1,2,3.
2022г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от « / »
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
20^? г.
Подпись
Председатель ПЦК
ПбЙпись
Давлятбекова М. М.
ФИО
$0
Of
ФИО
20^. г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. СИ. РУССКИЙ
ЯЗЫК разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. N 413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. N24480);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
02.08.2013г.. №854 по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
сучетом:
- Профиляполучаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259грамм общеобразовательных учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования ППКРС, разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2022/2023 учебный год.
Разработчик: Крайнова Е. Т. преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ РД
«ИПК».
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ..........................................................................
1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2 Информационное обеспечение обучения
4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 01.Русский язык
является частью программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности/профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 01.Русский язык может быть
использована в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программ
подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОУД 01.Русский язык изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ППКРС на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования.
Учебная дисциплина ОУД 01.Русский язык входит в состав обязательной
предметной области филология ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины ОУД 01.Русский языкв составе общих
учебных дисциплин.
Дисциплина входит в состав базовыхдисциплин общеобразовательного цикла.
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
•
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
•
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
•
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
•
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Содержание учебной дисциплины
ОУД 0(.Русский язык в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС
на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью
образовательного
процесса
на
достижение личностных,
метапредметных
и
предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением,
письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над
особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной
целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для
осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную
и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать
собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической
принадлежности.
Формирование
языковой
и
лингвистической
(языковедческой)
компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения
основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения
пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка
как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культуры межнационального общения.
Результаты освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД 01.Русский язык обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность
речевого самосовершенствования;
•
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных
знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно
научных текстов,
справочной литературы,
средств
массовой
информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
•
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой деятельностью;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 342 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 228 часов;
самостоятельной работы обучающегося 114 часов.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен
включающими в себя способность:
обладать
общими
компетенциями,
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации,
выполнения профессиональных задач.
необходимой
для
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности.
эффективного
технологии
в
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена.
Объем часов
342
228
100
128
114
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
ОУД. 01. Русский язык.
Содержание учебного материала, лабораторныеработы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, индивидуальный проект
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
содержание учебного материала
1
Вводный урок.
Русский язык в современном мире.
2.
1 екст и его место в системе языка и речи.
3.
Гекст как единица общения.
Структурные элементы текста.
Практические занятия
1
Анализ поэтического текста.
Типы речи. Описание.
Типы речи. Повествование.
Типы речи. Рассуждение.
Содержание учебного материала
Гема 1.2
Функциональ 1
Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.
ные стили
2.
Научный стиль речи. Разговорный стиль речи.
речи
3.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
11ублицистический стиль речи.
“57~
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств.
Самостоятельная работа:
1 .Орфоэпические нормы : произносительные нормы и ударения.
2. Ударение словесное и логическое
3. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
4. Выполнение заданий и упражнений
5. Составление таблицы «Языковые средства выразительности»
6. ГТроведение сравнительного анализа текстов разных стилей
Гема 1.1
Понятие о
системе
языка, его
единицах и
уровнях.
Практические занятия
1
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
Заявление, доверенность, расписка, резюме.
Искусство кпаснопечия.
Т
^Основы ораторского искусства.
гСамостоятельная работа:
1. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,сообщение.
2. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность.
Объем
часов
“З46
4
~8~
12
Уровень
освоения
~Т~
~~т~
~~г~
2
6
12
2
3. Расписка, резюме, объяснительная.
4. Основные жанры публицистического стиля.
5. Профессионализмы.
6. Терминологическаялексика.
Раздел 2.Лексика и фразеология
Тема
Содержание учебного материала
2.1
1
Слово в лексической системе языка. Прямое, переносное значение слова.
.Лексикология 727“ Лексика с точки зрения ее употребления: жаргоны, диалектизмы, профессионализмы.
русского
3.
Активный и пассивный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
языка
4.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.
Практические занятия
1
Омонимы, синонимы и их употребление.
727“ Антонимы, паронимы и их употребление.
~Т~ Изобразительные возможности омонимов, синонимов.
Л7~ Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, термины.
5.
Особенности русского речевого этикета.
Ф]разеологические антонимы и синонимы.
6.
~77~ Р. Р.Сочинение на тему «Мой колледж».
8.
Тестирование по теме "Лексика и фразеология".
Самостоятельная работа.
•1 .Антонимы и их роль в речи.
2. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
3. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
4. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
5. В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
6.Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
7. СМИ и культура речи.
8. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
9. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях
художественной литературы.
10. Составление таблицы «Лексика с точки зрения её употребления»
11 .Выполнение тестовых заданий.
12. Подготовка индивидуальных сообщений: «Употребление фразеологизмов в речи».
13. Выполнение упражнений.
3
3
46
~8~
Т(Г
28
3
2
~г~
**
14. Лексический анализ слов.
Тема 3.1.
Фонетика.
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, орфография, графика
*
Содержание учебного материала
Фонетика.
1
2.
Тема
3.2.Прякописа
НИР
бетопяпимх
2К(1ИКИТ
иглухих
согласных.
Тема 4.1.
Морфемика.
24
4
Т~
Система гласных и согласных звуков русского языка.
Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Практические занятия
1
Изучение лекционного материала,
Фонетический разбор слов.
2.
Нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов
Содержание учебного материала
1
Принципы русской орфографии.
2.
Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.
Практические занятия
1
Чередующиеся гласные в корне слова. А/О)
~ТГ
Чередующиеся гласные в корне слова. WE)
Правописание сложных слов.
Т
ЛГ“
Правописание приставок на 3 и С.
5.
Правописание приставки ИРЕ.
Правописание приставки ПРИ.
7.
Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными.
~8.
11равописание удвоенных согласных.
~97~
1 ласные после шипящих.
10.
Гласные и согласные в приставках.
И.
Гласные И иЫ после приставок.
Л27~ Употребление Ъ и Ь
лз.
Правописание НЕ, НИ с разными частями речи.
14.
Повторительно - обобщающий урок по разделу.
Раздел 4. Морфемика. Словообразование.
Содержание учебного материала
1
Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.
2
~~Г~
2.
14.
36
2
1
Практические занятия
1
Словообразующие аффиксы.
~Т~
Формообразующие аффиксы.
~т~
Система морфем русского языка.
Правописание морфем.
~z.
Синонимия и антонимия морфем
6.
Морфемный разбор слов.
6
*
Гема 4.2.
Словообразо
вание.
Содержание учебного материала
1
Способы словообразования.
Словообразование знаменательных частей речи.
Практические занятия
1
Этимологический анализ слова.
Словообразовательный анализ слова.
Особенности словообразования профессиональной лексики
Контрольная работа.
Самостоятельная работа.
1.
11олготоккя сообщения (ппечентяпии'! «Способы словообразования».
2.
Подготовка сообщения (презентации) «Система морфем русского языка». Сопоставление устной
3.
и письменной речи. Работа с ударением.
4.
Работа со словарями..
5
Работа с орфограммой в текстах.
6.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной
структуры.
7.
Фонетический анализ слова
8.
Словообразовательный анализ слов.
9.
Морфемный анализ слова
Раздел 5. Морфология и орфография.
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Имя
1
Понятие о частях речи.
существительное. 2.
Имя существительное. Разряды существительных по значению. Род и число существительных.
Т.
Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных.
Несклоняемые существительные. Склонение имён существительных.
Практические занятия
Г
Особенности склонения существительных.
~ZT~
Правописание существительных.
Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.
4.
Употребление форм имен существительных в речи. Морфологический разбор.
~г~
6
~т~
18
104
6
~~г~
Гема 5.2.
Содержание учебного материала
Имя
1
Имя прилагательное как часть речи.
прилагательное -27“
Словообразование прилагательных.
Практические занятия
1
Правописание окончаний имен прилагательных.
27“
Правописание прилагательных с суффиксами.
37“
Правописание сложных прилагательных.
37“
Морфологический разбор прилагательных.
Тема 5.3.
Имя
числительное.
Гема 5.4.
Местоимение.
Тема 5.5.
Глагол
Гема 5.6.
Причастие.
Гема 5.7.
Деепричастие.
6
~т~
6
*
6
2
содержание учебного материала
I
Имя числительное как часть речи.
~2Г“
Значение и употребление, склонение числительных.
Практические занятия
2
1
Правописание имён числительных.
Склонение имён числительных.
Содержание учебного материала
~Г
1
Местоимение. Значение и употребление местоимений.
2.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
4
Практические занятия
2
1
Разряды местоимении.
17“
Род, число и склонение местоимений.
10
Содержание учебного материала
~Г~
1
Глагол как часть речи.
“27“
Спряжение глаголов.
"37“
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
Вид, возвратность, время и наклонение глагола.
““2““
Практические занятия
1
Правописание глаголов.
727“
Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
2~“
Содержание учебного материала
1
~Г
Причастие как часть речи.
2.
Изменение причастий.
~Т~
2
Практические занятия
1
Образование и правописаниепричастий.
“27“
Причастный оборот и его обособление.
содержание учебного материала
~Г~
1
Деепричастие как часть речи. Общая характеристика.
2.
Образование деепричастий.
Практические занятия----------------------------------------------------------------------------------------------------- — -----2---- ------- 2-----
1
Правописание деепричастий.
Деепричастный оборот и его обособление.
Гема 5.8.
Содержание учебного материала
Наречие.
1
Наречие. Правописание наречий.
2.
~~ 1 рамматические признаки наречия.
Практические занятия
1
Степени сравнения наречии.
“2“
Морфологический разбор наречий.
Гема 5.9.
Содержание учебного материала
Служебные части 1
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от словречи.
омонимов
2.
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
3.
Правописание междометий и звукоподражаний
4.
Употребление частиц в речи.
Практические занятия
1
Предлог. Разпялы и поавописание предлогов.
2.
Союз. Правописание союзов.
3.
Частица. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи.
4Т
Междометия и звукоподражательные слова.
Контрольная работа.
~5~
Самостоятельная работа.
1.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
2.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием
нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
3.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Гема 6.1.
Содержание учебного материала
Словосочетание.
1
Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание.
Практические занятия
1
Типы словосочетаний.
Т2Виды синтаксической связи в словосочетаниях.
3.
Синтаксический анализ словосочетания.
Тема 6.2.
Предложение.
Содержание учебного материала
1
Простое предложение.
Тире в простом предложении.
~37~
Односоставное и двусоставное предложения.
Уточняющие, пояснительные и вставные конструкции.
~^2Г
~~Г~
2
~~Г~
**
6
~^2
20
86
~~Т~
2
*
20
1
37“
6.
7.
8.
9.
10.
1.
Вводные слова и предложения.
Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными, и вопросительными
словами.
Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений.
Сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Бессоюзное сложное предложение.
Самостоятельная работа.
~ Роль словосочетания в построении предложения.
2.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
3.
Синтаксическая роль инфинитива.
4.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
5.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
6.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
7.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
8.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
9.
Работа с текстами.
10.
Подготовка докладов.
11.
12.
24
Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений.
Практические занятия
1
Осложненное простое предложение.
2.
Знаки препинания в простом предложении, осложненном вводными словами и
предложениями, обращениями, междометиями.
3.
Предложение с однородными членами.
4.
Обобщающие слова при однородных членах.
У
1 рамматическая основа простого двусоставного предложения.
Согласование сказуемого с подлежащим.
~”Г~
Второстепенные члены предложения
У
Обособленные второстепенные члены предложения.
36
ЛГ
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
ПТГ
Сравнительный оборот и уточняющие члены предложения.
Полное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Типы сложных предложений.
Знаки препинания в СС11.
Синтаксический разбор сложносочинённых предложений.
Сложноподчиненные предложения и их виды.
Сложноподчиненные предложения с одним или несколькими придаточными.
Знаки препинания в С1111.
Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.
Знаки препинания в БС11.
Сложное предложение с различными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.
Сложные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при прямой речи.
Способы передачи чужой речи
Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при цитатах.
11овторительно-обобщающий урок.
Контрольная работа.
И.
13.
14.
15.
16.
~Т7~
tst~
7Г9-
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
тяг~
Всего:
342
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ.
Материально-техническое обеспечение
Освоение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ
ЯЗЫК» осуществляется в учебном кабинете, обеспеченном свободным доступом в
Интернет.
Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают
визуальную информацию по предмету, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1.
2.
3.
4.
Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
Лазерный принтер.
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб, заведений. - М., 2019.
2. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. -М.: Просвещение, 2018.
3. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2020.
4. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2018.
Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2018.
5,
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2018.
2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2018
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2019.
4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2019.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2019.
6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2018.
7. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2020
8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2018.
Словари
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
И.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2019.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2018.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е
изд., испр. и доп. - М„ 2020г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2018.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2019.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2020.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2020.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.П.
Скворцова. - М., 2018.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2018.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2018.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2019.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2020.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2019.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2020
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка/ Сост. В.В. Бурцева. - М., 2019.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов.
Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2020.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2018.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2019.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 20019
20.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 20018
Интернет - ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
http://www.gramota.ru
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
http://dic.academic.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК».
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
У. 1 .Осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.
У.2. Анализировать языковые единицы с
точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления.
У.З. Проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка.
У.4. Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
У.5. Извлекать необходимую информацию
из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
внеаудиторная самостоятельная работа
практическая
работа,
самостоятельная работа
внеаудиторная
практическая работа
внеаудиторная самостоятельная работа
внеаудиторная самостоятельная работа
массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.
У.6.Создавать устные и
письменные
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной
и деловой сферах общения.
У.7. Применять в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
У.8. Соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные нормы
современного
русского
литературного
языка.
У.9. Соблюдать нормы речевого поведения
в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных
проблем.
У. 10. Использовать основные приемы
информационной переработки устного и
письменного текста.
Знания:
3.1. Связь языка и истории, культуры
русского и других народов.
3.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее
компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи.
3.3. Основные единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь.
3.4.
Орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского литературного языка.
практическая работа
практическая работа
практическая работа
внеаудиторная самостоятельная работа
практическая работа
внеаудиторная самостоятельная работа
внеаудиторная самостоятельная работа
внеаудиторная самостоятельная работа
практическая работа
3.5.Нормы речевого поведения в социально внеаудиторная самостоятельная работа
культурной, учебно-научной, официально
деловой сферах общения.