МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
2023
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта Приказ
Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631) с учетом
-профиля получаемого образования,
21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 272н
от 22.04.2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «Бурильщик
эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ»
(зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2021г. № 63607).
- Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 885
и Министерства просвещения Российской Федерации № 390 от 5.08.2020г. (ред. от
18.11.2020г.) «О практической подготовке обучающихся» (зарегистрировано в
Минюсте России 11,09.2020г. № 59778);
- Рекомендаций, содержащие общие подходы к реализации образовательных
программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме
практической подготовки, утвержденных Министерством просвещения Российской
Федерации от 14.04.2021г.
- Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ СПО, утвержденных Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
20.04.2015 года №06-830 вн.
2
Рецензия
на рабочую программу профессионального модуля
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Разработчик____ Качагова С.Р.___ ГБПОУ «ИПК» преподаватель специальных дисциплин
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих является частью программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин.
Рабочая программа разработана на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №
272н от 22.04.2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «Бурильщик
эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ» (зарегистрировано в
Минюсте России 24.05.2021г. № 63607).
- Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №
885 и Министерства просвещения Российской Федерации № 390 от 5.08.2020г. (ред. от
18.11.2020г.) «О практической подготовке обучающихся» (зарегистрировано в Минюсте
России 11.09.2020г. № 59778);
- Рекомендаций, содержащие общие подходы к реализации образовательных
программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме
практической подготовки, утвержденных Министерством просвещения Российской
Федерации от 14.04.2021г.
- Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ СПО, утвержденных Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 20.04.2015
года №06-830 вн.;
- ППССЗ по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Данная рабочая программа учитывает возможности реализации учебного материала
и создания специальных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Рабочая программа может быть реализована с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в предусмотренных законодательством
формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
Реализация
профессионального
модуля
предусматривает
проведение
и
практических работ в форме практической подготовке обучающихся.
Рабочая программа профессионального модуля имеет четкую структуру, и включает
следующие необходимые элементы: титульный лист; паспорт (указана область применения
программы, место профессионального модуля в структуре основной образовательной
программы, цели и задачи, объем профессионального модуля); результаты освоения
профессионального модуля; структура и содержание профессионального модуля; перечень
практических работ;
перечень
самостоятельных
работ;
условия реализации
профессионального модуля; контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности).
3
Рабочая программа профессионального модуля составлена логично, структура
рабочей программы соответствует принципу единства теоретического и практического
обучения, разделы выделены дидактически целесообразно.
Перечень компетенций (ОК и ПК) содержит все компетенции, указанные в тексте
ФГОС СПО. Требования к практическому опыту, умениям и знаниям соответствуют
перечисленным в тексте ФГОС СПО.
Материально-техническая
база
профессионального
модуля
обеспечивает
проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.
Перечень рекомендуемой литературы включает общедоступные основные и
дополнительные источники.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»
разработана система контроля сформированное™ компетенций и овладениями знаниями и
умениями по каждому разделу программы. Тематика и формы контроля соответствуют
целям и задачам профессионального модуля.
Содержание программы направлено на достижение результатов, определяемых
ФГОС СПО. Содержание отражает последовательность формирования знаний, указанных
в ФГОС СПО. В полной мере отражены виды работ, направленные на приобретение
умений и формирования общих и профессиональных компетенций.
Заключение:
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих направлена на формирование
общих и профессиональных компетенций и в полной мере отвечает требованиям к
результатам освоения профессионального модуля.
4
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
9
13
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5
17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ
РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.02 «Бурение
нефтяных и газовых скважин» (базовой подготовки) в части освоения вида профессиональной
деятельности: «Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин па нефть
и газ 11297, разряд 5-8 и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1 Знакомство с буровой
ПК 5.2
Проводить профилактический и текущий ремонт бурового оборудования
ПК 5.3
Выполнять пуск буровой установки под руководством бурильщика
эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ (второй)
Выполнять сборку оборудования устья, запуск скважины в работу и сдачу в
эксплуатацию
Осуществлять подготовку и пуск буровой установки и верховых работ при
ПК 5.4
ПК 5.5
спускоподъемных операциях
Проводить монтаж, демонтаж и транспортировку буровой установки и бурового
оборудования
Вести разборку, сборку, центровку и регулировку силового оборудования и
инструмента
Осуществлять проверку бурильного инструмента, выполнять его ремонт
Данная рабочая программа учитывает возможности реализации учебного материала и
создания специальных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ).
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких
обучающихся. В филиале создаются специальные условия для получения среднего
профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»),
Образовательный процесс для инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в едином потоке
со сверстниками, не имеющими таких ограничений.
Рабочая программа может быть реализована с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в предусмотренных законодательством формах
обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Рабочая программа
профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании и профессиональной подготовке.
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины организуется путем
проведения практических занятий, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также
демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися
определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей
профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным.
6
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по
специальности 21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин» при наличии среднего
(высшего) специального технического образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
Бурильщик эксплуатационного и разведочного оборудования скважин должен
уметь:
1. Руководить работой вахты
2. ; Выполнять подготовительные работы до начала бурения
3. Вести технологический процесс бурения скважин на нефть, газ, термальные, йодобромные воды и
другие полезные ископаемые установками глубокого бурения и все связанные с ним работы
согласно геолого-техническому наряду, режимно-технической карте и технологическим
регламентом.
4. Осуществлять укладку и сборку бурильного инструмента, выполнять спускоподъёмные операции с
применением автоматических механизмов.
5. Выполнять работы по ориентированному бурению.
6. Руководить работами по приготовлению утяжелению и химической обработке буровых растворов
7. Осуществлять контроль над соблюдением параметров бурового раствора и работой системы
очистки бурового раствора в процессе бурения.
8. Участвовать в оборудовании устья скважин противовыбросовым оборудованием, применять его в
случае аварийной ситуации
9. Выполнять работы по глушению газоводонефтепроявлений, герметизации устья скважины.
10. Управлять скважиной при газоводонефтепроявлениях .
1 1. Осуществлять оперативный контроль над тех состоянием наземного и подземного оборудования.
12. Проверять работу КИП автоматов и предохранительных устройств, состояние ПВО
13. Подготавливать скважину к геофизическим исследованиям и участвовать в их выполнении.
14. Ликвидировать осложнения и аварии при бурении скважин
15. Подготавливать скважину к спуску испытателей пластов и участвовать в работах по испытанию
пластов.
16. Осуществлять отбор керна в заданном режиме всеми видами кернотборочных снарядов
17. Подготавливать скважину и оборудование к спуску обсадных труб
18. Руководить работами по укладке и шаблонированию обсадных труб; осуществлять спуск обсадных
труб в скважину
19. Участвовать в работах по цементированию обсадных колонн, установки цементных мостов,
испытанию колонн на герметичность
20. Выполнять работы по освоению эксплуатационных испытанию разведочных скважин
21. Выполнять заключительные работы по скважине
22. Подготавливать оборудование к транспортировке
23. Участвовать в профилактическом ремонте бурового оборудования, монтаже, демонтаже,
транспортировке буровой установки при движении бригады со своим станком
24. Вести первичную документацию по режиму бурения и параметрам бурового раствора
25. Вести весь процесс бурения скважин с неукоснительных соблюдением требованием по охране
7
j
26.
27.
;
28.
окружающей среды
Оказывать первую помощь при несчастных случаях
Соблюдать требования безопасности труда пожарной безопасности, электрооборудования, гигиены
труда и производственной санитарии.
Применять передовые приемы и методы труда .
Бурильщик эксплуатационного и разведочного оборудования скважин должен знать:
1. Действующие правила и инструкции по технологии технике и организации производства
2. Основные сведения по геологии месторождения и технологий добычи нефти, газа, термальных,
йодобромных вод и других полезных ископаемых.
3. Геолого-технический наряд и режимно-технологическую карту
4. Геологический разрез разбуриваемой площади.
5. Сведения о конструкции скважин
6. Назначения устройства и технические характеристики бурового и силового оборудования, ПВО,
автоматических механизмов предохранительных и защитных устройств.
7. Устройства электробуров и турбобуров, винтовых забойных двигателей возможные
неисправности и способы их устранения.
8. Способы устранения возможных неисправностей турбобура электробура и токоподвода
9. Устройство и назначение применяемого устройства и приспособлений.
10. Методы спуска и ориентирования труб электробуров и турбобуров с отклонит елями при
наклонно-направленном бурении скважин
11. Устройство применяемых приспособлений малой механизации, КИП систем очистки бурового
раствора
12. Причины аварий и осложнений при бурении скважин, мероприятий по их предупреждению и
ликвидации
13. Допускаемые нагрузки на применяемое оборудование.
14. Конструкция назначение и применение ловильных инструментов.
15. Тип размеры маркировка резьбы, прочностные характеристики обсадных бурильных и насосно
компрессорных труб
16. Требования, предъявляемые к подготовке скважин к спуску обсадных групп и цементирования.
17. Методы и средства защиты продуктивного горизонта от загрязнения в процессе бурения при
цементировании колонн.
18. Технологию цементирования скважин и условия обеспечивающие качество цементирования и
герметичность обсадных колонн
19. Нормы расхода применяемых материалов
20. Назначения и устройства испытателей пластов пакеров различных конструкций
21. Технические требования к подготовке скважин к спуску испытателей пластов и проведению
геофизических исследований.
22. Схемы обвязки и конструкции герметизирующих устройств.
23. Технологию и методы проведения работ по освоению эксплуатационных разведочных скважин.
24. Наземное оборудование фонтанных и насосных скважин.
25. Правила отбраковки рабочего инструмента, применяемых КИИ и предохранительных приборов
26. Специальные правила безопасности при работе на месторождениях, содержащих сероводород
27. Безопасные методы работы и санитарно-гигиенические требования к условиям труда, основные
средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на объектах буровой установки.
8
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 468 часов, в том числе:
на МДК 232
самостоятельной работы обучающегося - 20 часов;
учебной практики - 108
Производственной практики -108
9
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
рабочих профессий: «Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на
нефть и газ 11297, разряд 5-8 овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК)
компетенциями:
Наименование результата обучения
Код
Выполнение работ по профессии помощник бурильщика эксплуатационного и
разведочного бурения (второй)
ПК5.1
Знакомство с буровой
ПК 5.2
Проводить профилактический и текущий ремонт бурового оборудования
ПК 5.3
Выполнять пуск буровой установки под руководством бурильщика
эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ (второй)
Выполнять сборку оборудования устья, запуск скважины в работу и сдачу в
эксплуатацию
Осуществлять подготовку и пуск буровой установки и верховых работ при
спускоподъемных операциях Проводить монтаж, демонтаж и транспортировку
буровой установки и бурового
оборудования Вести разборку, сборку, центровку и регулировку силового
оборудования и
инструмента Осуществлять проверку бурильного инструмента, выполнять его
ремонт
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
Осуществлять поиск и использование информации необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
ПК 5.4
ПК 5.5
ОК. 1
ОК. 2
ОК. 3
ОК. 4
ОК. 5
ОК. 6
ОК. 7
ОК. 8
ОК. 9
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ЗЛ. Тематический план профессионального модуля
Всего
часов
Коды
профессиона
льных
ком петен ци
й
Наименования разделов
профессионального модуля
1
2
3
ПМ.05. Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
МДК 05.01. Выполнение работ по
профессии: Бурильщик
эксплуатационного и разведочного
бурения скважин на нефть и газ
Учебная практика
468
ПК 5.1-5.5
Производственная практика
Всего:
(макс.
учебная
нагрузка и
практики
;
252
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса
(курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
обучающегося
работа
обучающегося
в т.ч.
лабораторн
в т.ч.,
В Т.Ч.,
В т.ч.
практическая ые работы и
курсовой
курсовой
Всего,
Всего,
проект,
проект,
часов
подготовка,
практическ
часов
ие занятия,
часов
часов
часов
часов
4
5
232
20
6
7
8
10
10
Практика
Учебная,
часов
9
108
108
108
108
468
10
И
10
1.1. Тематический план и содержание профессионального модуля (ИМ)
Наименование разделов
и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
Код ПК, ОК
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем, акад, ч / в
том числе в форме
практической
подготовки,акад ч
2
3
1
ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Раздел 1. Выполнение работ по профессии: Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на
нефть и газ .
МДК 05.01. Выполнение работ
по профессии: Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения
скважин на нефть и газ .
Тема 2. Буровое
оборудование
Содержание
Состав и назначение блоков буровой установки. Состав и назначение талевой системы:
кронблок, крюкоблок, талевый канат
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 1.
Определение нагрузки на крюке при спуске колонны в
искривленную скважину
Содержание
Лебедка, ротор, буровой насос, вертлюг. Эксплуатация оборудования, смазка узлов.
Инструменты и механизмы для спуско-подъемных операций: Автоматический буровой
ключ,
пневматический ключ, элеваторы, штропа. Требования безопасности при
эксплуатации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 2.
Определение количества смазочных материалов для
профилактики бурового оборудования
Практическая работа № 3. Схема работы 2-х цилиндрового бурового насоса
Тема 3. Бурильная
468
135/70/65
5 семестр
Тема 1. Буровые
установки
4
Содержание
12
4
ПК5.1
OKOl, ОК04
5
ПК5.1
ОК01,ОК04
4
ПК5.1
OKOl, ОК09
5
ПК5.2
OKOl, ОК09
5
ПК5.3
ОК02, 054
колонна
Состав, назначение и эксплуатация бурильной колонны. Проведение спуско-подъемных
операций и наращивания -----— ----------В том числе практических занятий и лабораторных работ
13
4
ПК5.1 ОК01,
.......—------- —........ -...ОК09 ---------- •
Тема 4.
Породоразрушающий
инструмент
Содержание
Классификация породо-разрушающего инструмента. Режим бурения при работе долотами.
Изнашивание долот.
Тема 5. Буровые
растворы
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание
Типы буровых растворов, их функция. Контроль за показателями бурового раствора при
бурении. Эксплуатация и обслуживание.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 4. Выбор типа бурового раствора
Практическая работа № 5.
растворов на водной основе.
Тема 6. Режим бурения
Рекомендации по применению различных рецептур буровых
Содержание
Турбобуры, винтовой забойный двигатель. Принцип работы, устройство. Эксплуатация.
Контроль за параметрами режима бурения. Устройство гидравлического индикатора веса.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа №6. Выбор расхода бурового раствора (подачи насосов)
~........ ' 4...... ПК5.3
...
ОКО 1, оков,
ОК08
4
ПК5.3
ОК01,ОК06,
ОК08
10
ПК5.4
ОКОЗ, ОК05,
ОК09
ПК5.4
ОКОЗ, ОК05,
ОК09
10
4
ПК5.4
ОКОЗ, ОК06,
ОК09
4
ПК5.4
ОКОЗ, ОКОб,
ОК09
Практическая работа №7 выбор режима бурения при работе долотами
Практическая работа № 8 рекомендации по контролю за параметрами режима бурения.
14
10
10
■
Раздел 7
Технология бурения н/г
скважин
6 семестр
Тема 7. Подъемные
агрегаты и наземное
оборудование
Содержание
Основы трудового права
Основы экономики
Основы нефтепромысловой геологии
Основы добычи нефти и газа
Основы промышленной безопасности .охрана труда ,доврачебная помощь
Материаловедение
Графика и технические измерения
Электротехника электрооборудование и электробезопасность
Охрана окружающей среды
Контроль газовоздушной стреды Строповка ГНВПиОФ
2
Особенности роторного и турбинного бурения скважин
Горизонтальное бурение
Крепление и цементирование вертикальных и наклонно направленных скважин
Промывка скважин
Восстановление добывающих скважин
Вскрытие продуктивных горизонтов и их опробование
Осложнения в процессе бурения причины возникновения профилактика и ликвидация
аварий в бурении .
Профилактика и ликвидация аварий в бурении .Буровое оборудование .Испытание скважин .
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПК5.5
ОК01,ОКОЗ,
ОК09
11
ПК5.5
ОК01,ОКОЗ,
ОК09
10
ПК5.5
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПК5.5
ОКО 1, ОКО3,
ОК09
117/51/46
Содержание
Подъемные агрегаты для капитального ремонта скважин. Оборудование и инструмент для
ремонта скважин.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 7. Составление схем расстановки оборудования при текущем и
15
ОК01,ОКОЗ,
СЖ09
капитальном ремонте скважины»
Тема 8
Подготовительные
работы к ремонту
скважины
Тема 9 Ликвидация
песчаных пробок
ТемаЮ. Освоение
скважин
Тема 11 Зарезка и
бурение второго ствола.
Содержание
Схемы обвязки устья скважины противовыбросового оборудования при ремонте
скважины. Технологическое оборудование при глушении скважин. Технологические
схемы обвязки устья при выполнении работ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 8. Выбор оборудования при кислотных обработках, глушении и
гидроразрыве пласта
Содержание
Способы ликвидации песчаных пробок. Жидкости для ликвидации песчаных пробок.
Промывочные устройства.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 9 рекомендации по использованию промывочных устройств
Содержание
Освоение скважин после ремонта. Технологическая схема обвязки устья при освоении
скважин
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание
Выбор интервала для зарезки второго ствола. Инструмент для вскрытия окна в колонне.
Режим бурения 2-го ствола.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 10 . Выбор ловильного инструмента для ликвидации аварии
Тематика самостоятельной учебной работы при изучении
Подготовка к опросу по теме «Изучение комплектации навесного оборудования и инструмента подъемного агрегата»
Подготовка к опросу по теме «Изучение технических характеристик технологического оборудования»
Подготовка к опросу, решение ситуационных задач по теме «Изучение, выбор ловильного инструмента»
16
10
ПК5.5 ОК02,
ОК07
12
ПК5.5 ПК5.8
ОК02, ОК07
10
ПК5.5
ОК02, ОК07
12
10
ПК4.5 ПК5.5
СЖ01,ОК05,
ОК7
10
ПК5.5
ОК04, ОК06
12
ПК5.5
ОК04. ОК06
ПК5.5, ПК5.5
ПК5.5 ПК5.5
ОК01, ОК05,
ОК07,ОК09
10
[Производственная практика
Виды работ
Вводный инструктаж при работе на персональном компьютере
Экскурсия по буровой на тренажере-имитаторе АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин» Устройство
буровой на тренажере-имитаторе АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин»
Знакомство с буровым оборудованием на тренажере-имитаторе АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин»
Дифференцированный зачёт
Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Электробезопасность. Пожарная безопасность.
Ознакомление с основными видами работ, измерительным инструментом. Разметка на плоскости, разметка деталей по
шаблону.
Рубка в тисках листового и полосового металла. Резка профильного, листового и полосового металла.
Опиливание металлов, использование инструментов (напильники, надфили, алмазные надфили).
Сборка зубчатых колес на силовой лебедке.
Установка вентилей, манометров на манифольдной линии. Восстановление
наружной и внутренней резьбы.
Использование инструментов и приспособлений для выполнения работ по демонтажу запорной арматуры. Сборка
резьбовых и шпоночных соединений.
Сборка фланцевых соединений с установкой паронитовой прокладки.
Замена уплотнений на фланцевых соединениях.
[Комплексная слесарная работа. Обучение
промышленной безопасности
Запуск буровой установки под руководством бурильщика
Запуск и остановка буровых насосов и контроль за их работой
Участие в освоении эксплуатационных скважин и испытании разведочной скважины Участие
в работах по оснастке и переоснастке талевой системы
Установка устьевой обвязки, фонтанной арматуры, противовыбросового оборудования
Выполнение обвязки и опрессовки линий высоких давлений
Участие в монтаже и демонтаже подъемных установок
Контроль состояния ротора с электрическим приводом
Контроль параметров тампонирующих смесей и химреагентов, предназначенных для технологических операций
Контроль параметров заправочных жидкостей
Дифференцированный зачёт
Обучение промышленной безопасности
Участие в монтаже, демонтаже бурового оборудования Участие
в транспортировке бурового оборудования
Подготовка ключей, элеваторов, автоматов свинчивания и развинчивания труб и штанг к спускоподъемным операциям
Ремонт скважин канатными методами, сбор, разбор и опробирование турбобуров и забойных двигателей
Сбор и установка ловильного и режущего инструмента
17
108
Сбор и установка забойного оборудования, фильтров, устьевой обвязки, фонтанной арматуруы
Выполнение монтажа и демонтажа, обвязки и опрессовки линий высоких давлений
Участие в ведении технологического процесса капремонта скважин
Участие в подготовительных работах по проведению капремонта скважин
Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1
Подготовка к опросу по темам «Схемы обвязки устья противовыбросовым оборудованием». «Схемы расположения
наземного оборудования при кустовом методе бурения»
Подготовка к опросу по теме «Изучение паспорта бурового оборудования»
Подготовка к опросу по теме «Изучение паспорта очистного оборудования»
Тематика индивидуального задания
1. Роль и значение геологической службы в развитии нефтяной промышленности и в работе
буровых организаций.
2. Происхождение горных пород. Основные породообразующие минералы. Структура
горных пород.
3. Понятие о физико-механических свойствах горных пород, влияющих на процесс бурения.
4. Закономерности разрушения горных пород. Буримость пород.
5. Причины образования складчатости и структур. Типы складок.
6. Тектонические нарушения.
7. Краткие сведения о теории образования месторождений нефти, газа,термальных и
йодобромных вод. Миграции нефти.
8. Скопление нефти и газа в породах. Характеристика осадочных пород, в которых залегают
нефть и газ.
9. Нефтяные и газовые коллекторы-природные резервуары.
10. Пористость, проницаемость, насыщенность коллектора флюидом.
11. Нефтяная залежь, месторождение.
12. Пластовые давления, температура и их измерение. Основные энергетические источники в
пласте: давление газа, давление воды. Упругие свойства газа.
13. Типы залежей нефти и газа. Состав и основные физические свойства нефти: вязкость,
плотность, цвет, содержание примесей (серы, воды, парафина).
14. Понятие о проектных глубинах и проектных горизонтах. Геологические разрезы,
структурные карты и профили.
15. Назначение и характеристика каротажных работ и профили. Назначение и характеристика
каротажных работ на скважинах.
16. Основы добычи нефти и газа.Виды скважин по назначению.
17. Технология добычи нефти и газа при фонтанной эксплуатации. Технология добычи нефти и
газа при штанговой насосной эксплуатации.
18. Технология добычи нефти и газапри газлифтной эксплуатации скважин._______________________________
10
19/ .Основы промышленной безопасности. Охрана труда.Федеральный Закон РФ No 116 «О
промышленной безопасности опасных производственных объектах».
20. Контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности на предприятиях
бурения.Административная и уголовная ответственность за нарушение правил и
инструкции по технике безопасности и несчастные случаи, происшедшие вследствие этих
нарушений. Порядок расследования и учета несчастных случаев.
21. Общие правила техники безопасности в нефтяной промышленности и в отрасли геологии и
разведки недр.
22. Доврачебная помощь.Средства и способы оказания первой помощи. Первая помощь при
поражении электрическим током. Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Первая
помощь при ожогах, обморожениях, отравлении газом.
23. .Материаловедение.Классификация конструкций материалов.
24. Углеродистые легированные стали. Чугуны.
25. Цветные металлы и неметаллические материалы. Выбор наиболее подходящих
материаловдля конкретных деталей.Коррозия металлов. Способы борьбы и
предохранения.
26. Гибкие буровые рукава (шланги). Шланги нагнетательные и всасывающие. Назначение
и размеры, шланги паровые и масло и бензостойкие.
27. Уплотнительные материалы. Фрикционные материалы. Горюче-смазочные материалы
. Зажимы,, .фланцы, задвижки, краны, вентили и другие изделия, применяемые при
сооружении буровых.
28. Талевые канаты. Назначение, техническая характеристика. Условия применения, уход и
отработка. Назначение и типы талевых канатов. Размеры и конструкции канатов для
глубокого бурения. Уход за канатом, условия отбраковки.
29. .Электротехника, электрооборудование, электробезопасность.Электрооборудование
буровых установок. Системы электроснабжения: внешняя и внутренняя. Система
освещения. Устройство заземления электрооборудования.
30. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Опасности,
возникающие при обслуживании электрооборудования. Основные правила устройства и
безопасного обслуживания электроустановок.
31. Назначение и способы заземления электроустановок. Защитная изоляция и защитные
средства. Предупредительные знаки и плакаты. Средства защиты персонала от
поражения электрическим током (диэлектрические подставки, коврики и дорожки,
диэлектрические перчатки, диэлектрические галоши и боты). Устранение
неисправностей в электрооборудовании и осветительных сетей.
32. Графика и технические измерения.Содержание и оформление чертежей. Чтение и
деталирование чертежей. Точность обработки. Стандартизация основных норм
взаимозаменяемости.
33. Устройство универсальных измерительных средств, приемы измерения, определение
И
годности размера.
34. Охрана окружающей среды.Охрана водной и воздушной среды. Охрана недр и лесов, фауны
и флоры.
35. .Контроль газовоздушной среды.Способы и приборы контроля газовоздушной среды.
Контроль за воздушной средой. Концентрация вредных веществ. Классификация контроля
выделения вредных веществ. Периодичность контроля производственных объектов.
36. Строповка.Введение. Основные сведения о грузоподъемных кранах. Грузозахватные
органы, съемные грузозахватные приспособления; тара. Виды, способы и порядок
строповки. Маркировка; изготовление, выбраковка стропов и тары. Погрузочноразгрузочные работы. Складирование грузов. Охрана труда и техника безопасности при
погрузочно-разгрузочных работах.
37. Газонефтеводопроявления и открытые фонтаны.Причины и виды
газонефтеводопроявлений при строительстве скважин.
38. Предупреждение ГНВП при проектировании и строительстве скважин. Организационные,
технические и технологические мероприятия.
39. Ликвидация ГНВП. Действия буровой бригады в различных ситуациях. Способы и
методы глушения.
40. Оборудование устья скважины при бурении и после спуска эксплуатационной колонны.
Схемы обвязки ПВО, противовыбросовое оборудование, его неисправность. Обеспечение
газовой безопасности при борьбе с ГНВП.
41. Применяемые приборы, их проверка и порядок работы с ними. Монтаж, испытание и
эксплуатация ПВО.
42. Технология бурения нефтяных и газовых скважин.Подготовительные работы к бурению
скважин. Проект на строительство скважины. Геолого-технический наряд, нормативная,
инструктивно-технологическая и режимно-технологическая карты.
43. Выбор способов бурения скважин в зависимости от горно-геологическихи технических
условий. Особенности роторного и турбинного бурения скважин.
44. Горизонтальное бурение. Крепление и цементирование вертикальных и наклонно
направленных скважин. Промывка скважин. Восстановление добывающих скважин.
45. Вскрытие продуктивных горизонтов и их опробование. Осложнения в процессе бурения,
причины возникновения, профилактика и ликвидация.
46. Профилактика и ликвидация аварий в бурении.
47. .Буровое оборудование.Буровые установки, их назначение, классификация. Комплект
буровой установки, габариты, масса. Типовая схема расположения оборудования на
буровой.
48. Типы буровых вышек (мачтовые, башенные и др.), их назначение и конструктивные
особенности, грузоподъемность, высота. Особенности эксплуатации вышек различных
конструкций. Основные узлы идетали буровых вышек.
49. Расчет вышек на статические и динамические нагрузки.Крупноблочные буровые основания.
Мостки со стеллажами. Укрытия.Агрегаты талевой системы.
2(
50/Ко\й1лёктнбстьД1 назначение талевой системы на буровой.
51. Параметры, техническая характеристика и конструктивные особенности талевых систем.
Талевые канаты: их конструкция, классификация и основные технические
данные.Назначение и типы вертлюгов и буровых шлангов, их техническая характеристика и
конструктивные особенности.Роторы: назначение, типы и технические характеристики,
кинематические схемы и конструктивные особенности. Пневматические клиновые
захваты: типы, назначение, устройство, технические характеристики, работы во
взаимодействии с ротором. Роликовые зажимы.
52. Спуско-подъемные агрегаты буровых установок. Буровые лебедки: типы, назначение,
параметры, кинематические схемы, конструктивные особенности.
53. Буровые насосы: типы, принцип действия, назначение, их техническая характеристики,
основные параметры и конструктивные особенности.
54. Компрессорные станции и узлы пневмоуправления буровых установок, типы, их
комплектность и краткая техническая характеристика.Забойные двигатели: классификация.
55. Турбобуры: принцип действия, устройство, схема действия турбины. Характеристика
турбины.
56. Конструктивные особенности турбобуров.Винтовые забойные двигатели, принцип
действия и конструктивные особенности.
57. Электробуры: конструктивные особенности и принцип действия. Характеристика
двигателя электробура.
58. Назначение буровых долот. Классификация буровых долот.Буровые долота для бурения без
отбора керна. Буровые долота для бурения с отбором керна. Бурильные долота
специального назначения.
59. Калибраторы, центраторы, стабилизаторы, расширители.Бурильная колонна: конструкция и
назначение бурильной колонны. Бурильные трубы и их типы. Переводники, их назначение,
типы.
60. .Испытание скважин.Вызов притока флюида из испытываемого пласта: путем замеры
бурового раствора на воду, снижением уровня жидкости в скважине, аэрированием и
другими способами. Спуски подъем НКТ; глушение (задавливание) скважин.
2]
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Объем учебной практики
Код
профессиональных
компетенций
Наименование профессионального модуля, МДК, разделов
Курс
Семестр
Всего недель
Всего часов
448
ПК 5.1-5.5
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих
МДК
Учебная
Производственная
J
3
3
5-6
5-6
5-6
Всего:
Форма промежуточной аттестации обучающихся за 6 семестр по учебной практике УП.05
зачет.
252
108
108
448
— дифференцированный
3.2. Тематический план и содержание учебной практики УП.05
Наименование профессионального
модуля, МДК, разделов
ПМ.05 Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
МДК 05.01 Выполнение работ по
профессии бурильщик
эксплуатационного и разведочного
бурения скважин на нефть и газ .
Содержание практики, виды работ, задания
Содержание практики 5 семестр
ПК 5.1. Проводить профилактический ремонт бурового оборудования
Вид работ:
Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Электробезопасность. Пожарная безопасность.
Ознакомление с основными видами работ, измерительным инструментом. Разметка на плоскости, разметка деталей по
шаблону.
Рубка в тисках листового и полосового металла. Резка профильного, листового и полосового металла.
Опиливание металлов, использование инструментов (напильники, надфили, алмазные надфили).
Сборка зубчатых колес на силовой лебедке.
Установка вентилей, манометров на манифольдной линии.
Восстановление наружной и внутренней резьбы.
Использование инструментов и приспособлений для выполнения работ по демонтажу запорной арматуры.
Сборка резьбовых и шпоночных соединений.
Сборка фланцевых соединений с установкой паронитовой прокладки.
Замена уплотнений на фланцевых соединениях.
Комплексная слесарная работа.
Объём
часов
36
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Наименование профессионального
модуля, МДК, разделов
ПМ.05 Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
МДК 05.01 Выполнение работ по
профессии бурильщик
эксплуатационного и разведочного
бурения скважин на нефть и газ .
Промежуточная аттестация
Объём
часов
Содержание практики, виды работ, задания
72
Содержание практики 6 семестр
ПК 5.1. Знакомство с буровой
Вид работ:
Вводный инструктаж при работе с компьютерами
Экскурсия по буровой на тренажере-имитаторе АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин»
Устройство буровой на тренажере-имитаторе АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин»
ПК 5.3. Выполнять пуск буровой установки под руководством бурильщика эксплуатационного и разведочного
бурения на нефть и газ (второй)
Вид работ:
Обучение промышленной безопасности
Запуск буровой установки под руководством бурильщика
Запуск и останавка буровых насосов и контроль их работы
Участие в освоении эксплуатационных скважин и испытании разведочной скважины
ПК 5.4. Выполнять сборку оборудования устья, запуск скважины в работу и сдачу в эксплуатацию
Вид работ:
Участие в работах по оснастке и переоснастке талевой системы
Установка устьевой обвязки, фонтанной арматуры, противовыбросового оборудования
Выполнение обвязки и опрессовки линий высоких давлений
ПК 5.5. Осуществлять подготовку и пуск буровой установки и верховых работ при спускоподъемных операциях
Участие в монтаже и демонтаже подъемных установок
Контроль состояния ротора с приводом
Контроль параметров тампонирующих смесей и химреагентов
Контроль параметров заправочных жидкостей
Дифференцированный зачёт
4
4
4
4
4
4
4
6
6
6
6
6
6
6
2
2. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
По результатам прохождения практики в филиале обучающийся должен пройти процедуру промежуточной аттестации в форме комплексной
работы и дифференцированного зачета. Процедура промежуточной аттестации по результатам прохождения обучающимся практики проводится
руководителем практики от филиала.
По окончании прохождения практики на предприятии обучающийся представляет руководителю практики от филиала Дневник практики, в
котором содержатся информация, соответствующая программе практики. Дневник практики оформляется в соответствии с требованиями
установленными программой практики, предъявляемыми методическими рекомендациями по прохождению практики по специальности.
При оценке итогов прохождения обучающимся практики принимаются во внимание:характеристика представленная руководителем
практики от предприятия, учреждения илиорганизации, правильность и своевременность оформления представляемых обучающимсядокументов.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению иучитывается при подведении итогов общей успеваемости
обучающихся за текущий семестр.
Обучающийся, имеющий стаж работы по профилю специальности или родственной ей, и (или) тарифно-квалификационный разряд по
соответствующей рабочей профессии, освобождается от прохождения соответствующего вида практики, кроме преддипломной
(квалификационной). Для подтверждения имеющегося стажа работы, наличия соответствующей профилю специальности рабочей профессии,
обучающийся обязан предоставить подтверждающие документы или их заверенные копии (трудовую книжку; свидетельство о присвоении
тарифно-квалификационного разряда, справку с места работы).
Эти обучающиеся предоставляют аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных
компетенций, а также характеристику на обучающегося с предприятия.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной и неуважительной причине, направляются на практику вторично, в
свободное от учебы время. Обучающиеся, повторно не выполнившие программу практики без уважительной причины и получившие по итогам
прохождения практики неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из филиала как имеющие академическую задолженность в порядке,
предусмотренном Уставом ФГБОУ ВО «ЮГУ».
После прохождения учебной практики проводится Квалификационный экзамен. По итогам квалификационного экзамена обучающемуся
присваивается 4 разряд. При высоких показателях в учебе решением комиссии обучающемуся может быть присвоен 5 разряд.
По результатам прохождения практики обучающихся на заседании предметной цикловой комиссии заслушивается отчет руководителя
практики от филиала. Отчёты руководителя практики рассматриваются на заседаниях ПЦК, педсоветах. Отчёты хранятся у заместителя директора
по учебно-производственной работе для дальнейших корректировочных действий.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 5.1. Знакомство с буровой
ПК 5.2. Проводить профилактический и
текущий ремонт бурового оборудования
ПК 5.3. Выполнять пуск буровой
установки под руководством
бурильщика эксплуатационного и
разведочного бурения на нефть и газ
(второй)
ПК 5.4. Выполнять сборку оборудования
устья, запуск скважины в работу и сдачу
в эксплуатацию
ПК 5.5. Осуществлять подготовку и пуск
буровой установки и верховых работ при
спускоподъемных операциях
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
- освоение.навыков работы буровой
установки;
- отработка навыков свинчивания труб;
- отработка навыков установки свечей в
магазин;
- отработка навыков соединения верхнего
привода с бурильной колонной;
- отработка навыков бурения после нара
щивания бурильной колонны;
- отработка навыков подъема первой
трубы с мостков и установка ее;
- отработка навыков подъема свечи
- выполнение работ по сборке фланцевых
соединений;
- выполнение разметки с использованием
различных приспособлений:разметоч
ные плиты, подкладки, поворотные при
способления ,домкраты и т.д.;
- использование инструмента для рубки
металла - крейцмейселя, зубила, молот
ка, капавочпика;
- выполнение рубки металлов в тисках на
наковальне, по разметочным линиям в
тисках и наковальне;
- выполнение резки листового металла
ручными ножницами, резку металла
ножовкой, резку труб ножовкой и тру
борезом;
- использование различных типов зак
лепок в заклепочных соединениях:
взрывные заклепки, с сердечником с
потайной и полупотайпой головкой;
- выполнение сборки цепных и ременных
передач, соблюдение норм и допусков
при натяжении.
- участие при запуске буровой установки
под руководством бурильщика;
- участие при запуске и остановка буро
вых насосов;
- контроль работы буровых насосов;
- участие при освоении эксплуатацион
ных скважин;
- участие при испытании разведочных
скважин
- участие в. работах по оснастке и переос
настке талевой системы;
- участие в установке устьевой обвязке,
фонтанной арматуры;
- участие при выполнении обвязки и оп
рессовки линий высоких давлений
- осуществление подготовки и пуска бу
ровой установки;
- участие в монтаже и демонтаже подъ
емных установок;
- контроль состояние ротора с приводом;
- контроль параметров тампонирующих
смесей и химреагентов;
- контроль параметров заправочных жид
костей
Наблюдение за
технологией проведения
работ
Экспертная оценка
результатов наблюдений
при выполнении работ
25
Наблюдение и оценка
выполнения
практического задания.
Экспертная оценка
результатов наблюдений
при выполнении работ
Дневник практики
Дневник практики
Дневник практики
р
1 сзул ьтаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную дея
тельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использова
ние информации, необходимой для эф
фективного выполнения профессио
нальных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Основные показатели
оценки результата
Формы н методы
контролян оценки
- активность, инициативность в процес
се освоения профессиональной деятель
ности
- наличие положительных отзывов по
итогам практики
- рациональность организации профес
сиональной деятельности
- рациональность выбора способов ре
шения профессиональных задач, оценки
их эффективности и качества
- рациональность принятия решений в
смоделированных стандартных и нестан
дартных ситуациях профессиональной
деятельности
- оперативность поиска и результатив
ность использования информации, необ
ходимой для эффективного решения про
фессиональных задач, профессиональ
ного и личностного развития
- использует информационно-коммуника
ционные технологии для совершенствова
ния профессиональной деятельности
Интерпретация
результатов наблюдений
за учебно
производственной
деятельностью
обучающихся
- четкое выполнение обязанностей при
работе в команде
- соблюдение норм профессиональной
этики при работе в команде
- проявление инициативы в условиях ко
мандной работы
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных), - своевременность контроля и коррекции
результат выполнения заданий.
(при необходимости) процесса и резуль
татов выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи - понимание необходимости профессио
профессионального и личностного
нального и личностного развития, само
развития, заниматься самообразованием, образования, повышения квалификации
осознанно планировать повышение
квалификации.
- интерес к изучению профессионально
ОК 9. Ориентироваться в условиях
ориентированных информационных
частой смены технологий в
источников
профессиональной деятельности.
ОК б. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
26
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для освоения рабочей программы профессионального модуля имеется учебный
кабинет и учебная лаборатория «Имитации процессов бурения», «Капитального ремонта
скважин», «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Оборудование учебного кабинета:
Макеты:
- Буровая установка БУ 5000;
- Буровая вышка БУ3000ЭУК.
Натурные образцы оборудования:
- ГИВ;
- шарошечные долота;
- долота для спец, целей;
- оснастка низа обсадной колонны;
- элеватор;
- цементировочный пробки.
Стенды:
- элеваторы;
- талевая система;
- противовыбросовое оборудование;
- насосы;
- долота.
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- интерактивная доска;
- видеофильмы;
- компьютерные обучающие программы:
АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин»,
АСО «Ремонт скважин».
КТ «Распознавание и ликвидация газонефтеводопроявлений»
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Бабаян, Э. В. Конструкция нефтяных и газовых скважин. Осложнения и их преодоление:
учебное пособие / Бабаян Э.В. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2018. - 252 с.: ISBN 978-59729-0237-8.
Текст:
электронный
//
ЭБС
Znanium
[сайт].URL:
https://znanium.com/catalog/product/989180
2. Бабаян, Э.В. Буровые растворы: учебное пособие / Э.В. Бабаян, Н. Ю. Мойса. - Москва;
Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. - 332 с. - ISBN 978-5-9729-0287-3. - Текст:
электронный. - URL: https://znaniiim.com/catalog/product/1049176
3. Вадецкий, Ю.В. Бурение нефтяных и газовых скважин: учебник для техникумов / Ю. В.
Вадецкий.- 5 издание переработанное и дополненное. - Москва: Альянс, 2020. -422 с.ISBN 978-5-00106-444-2. - Текст: непосредственный.
4. Заливин, В. Г. Аварийные ситуации в бурении на нефть и газ: учебное пособие /
Заливин В.Г., Вахромеев А.Г. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2018. - 508 с. - ISBN 978-59729-0215-6.
Текст:
электронный
//
ЭБС
Znanium
[сайт].URL:
https://znanium.com/catalog/product/989155
28
5. Ладенко, А.А. Оборудование для бурения скважин / А.А. Ладенко. - Москва; Вологда:
Инфра-Инженерия, 2019. - 180 с. - ISBN 978-5-9729-0280-4. - Текст: электронный // ЭБС
Znanium [сайт]. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1049197
Доп о л и и тел ы i ы е и сто ч 11 и ки
1. Ильский, А.Л. Буровые машины и механизмы: учебник для техникумов / А. Л. Ильский,
А. И. Шмидт. - Москва: Альянс, 2019. -396 с.- ISBN 978-5-00106-391-9. - Текст:
непосредственный.
2. Молчанов, А.Г. Нефтепромысловые машины и механизмы: учебник для техникумов /А.
Г’. Молчанов, В. Л. Чичеров. - 3 издание переработанное и дополненное. - Москва:
Альянс, 2020. -216 с,- ISBN 978-5-00106-380-3. - Текст: непосредственный.
3. Нескоромных, В. В. Бурение скважин: учебное пособие / В.В. Нескоромных. - Москва:
ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 352 с. - ISBN 978-5-16-102602-1. Текст:
электронный
//
ЭБС
Znanium
[сайт].
URL:
https ://znan i u m. com/catal og/product/1065577
4. Нескоромных, В.В. Основы техники, технологии и безопасности буровых работ:
учебное пособие / В.В. Нескромных. - Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. - 376
с. - ISBN 978-5-9729-0302-3. - Текст: электронный // ЭБС Znanium [сайт]. - URL:
https://new.znaniiim.coin/catalog/prodiict/1049 172
5. Охрана 'груда для нефтегазовых колледжей: учебное пособие/ авт. - состав. И.М.
Захарова. - Ростов на/Дону: Феникс. - 382 с,- ISBN: 978-5-222-29384-3. - Текст:
непосредственный.
6. Установки горизонтально-направленного бурения: учебный справочник / А.А. Бер, А.В.
Епихин, Л.М. Бер, А.В. Ковалев; Томский политехнический университет. - Томск: Издво Томского политехнического университета, 2018. — 208 с. - ISBN 978-5-4387-0830-8.
Текст:
электронный
//
ЭБС
Znanium
[сайт].
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1043870
7. Элияшевский, И. В. Типовые задачи и расчеты в бурении: учебное пособие для
техникумов / И. В.Элияшевский, М. И. Сторонский, Я. М. Орсуляк [и др.] .- 2 издание
переработанное и дополненное. -Москва: Альянс, 2020. -296 с.- ISBN 978-5-00106-4084. - Текст: непосредственный.
8. Нефтяное хозяйство: научно-технический и производственный журнал. - Москва:
Издательство Нефтяное хозяйство. - Выходит ежемесячно. - ISSN 0028-2448. - Текст:
непосредственный (2018-2022 гг.)
Интернет-ресурсы:
1. Электронная библиотечная система Юрайт: сайт. - URL: https://urait.ru/ -Текс:
электронный.
2. Электронная библиотечная система Znanium.com: сайт. URL.: http://znanium.com .
- Текс: электронный,
3. Электронная библиотечная система Лань: сайт. - URL: https://e.lanbook.com/ . Текс: электронный.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Перед изучением данного модуля необходимо изучить общепрофессиональные
дисциплины:
29
ОП.01 Инженерная графика,
ОП.02 Электротехника и электроника,
ОП.ОЗ Метрология, стандартизация и сертификация
ОП.04 Геология,
ОП.05 Техническая механика,
ОП.Об Информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОП.07 Основы экономики
011.08 Правовые основы профессиональной деятельности
ОП.09 Охрана труда
ОП.Ю Безопасность жизнедеятельности
4.4. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля для
инвалидов и лиц с ОВЗ
При реализации рабочей программы профессионального модуля «ИМ 04.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»,
для инвалидов и лиц с ОВЗ в едином потоке со сверстниками, не имеющими таких
ограничений, нормативный срок освоения программы не увеличивается.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ обучение проводится с учетом особенностей их
психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При изучении профессионального модуля «ИМ 04. Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для инвалидов и лиц с ОВЗ
обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- осуществление процесса обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ в одной аудитории
совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья;
- индивидуальное консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ;
- пользование необходимыми техническими средствами обучения;
- организации рабочего места для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- обеспечение печатными и электронными образовательными ресурсами (учебные
пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных
к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
В зависимости от конкретного вида ограничения здоровья (нарушения слуха
(глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно
двигательного аппарата и др.) обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- обеспечение индивидуального равномерного освещения не менее 300 люкс;
- для выполнения заданий инвалидам и лицам с ОВЗ при необходимости
предоставляется увеличивающиеся устройство;
- задания для практических, лабораторных, самостоятельных и иных работ
оформляются увеличенным шрифтом;
- по желанию обучающихся текущий и итоговый контроль знаний по учебной
дисциплине проводится в письменной, устной и иной удобной форме.
Практика для инвалидов и лиц с ОВЗ проводится с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Инвалиды и лица с ОВЗ проходят все виды практик, предусмотренных учебным планом, в
соответствии с программой практики на основании договоров с профильными
организациями, предоставляющими базы практик для инвалидов и лиц с ОВЗ. Филиал
обеспечивает наличие мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом
состояния их здоровья и требований по доступности.
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение но междисциплинарному курсам и руководство практикой:
30
наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю модуля
ПМ 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих и специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
31
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Формы и методы
контроля и оценки
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Выполнение работ по
профессии: Помощник
бурильщика
эксплуатационного и
разведочного бурения
(второй)
- определение нагрузки на крюке
при спуске колонны в
искривленную скважину;
Оценка по результатам
выполнения и защиты
практической работы № 1
- определение количества
смазочных материалов для
профилактики бурового
оборудования;
Оценка по результатам
выполнения и защиты
практической работы
№2;
- описание схемы работы 2-х
цилиндрового бурового насоса.
Выполнение
работ по профессии:
Помощник бурильщика
по капитальному ремонту
скважин
Оценка по результатам
выполнения и защиты
практической работы №
3;
определение
параметров Оценка по результатам
выполнения и защиты
бурового раствора;
практической работы № 1
Оценка по результатам
- подготовка ствола скважины к
выполнения и защиты
спуску обсадной колонны;
практической работы № 2
- составление схем расстановки Оценка по результатам
оборудования при текущем и выполнения и защиты
практической работы № 3
капитальном ремонте скважины;
-выбор технологии и инструмента
для подземного ремонта скважин.
выбирать оборудование при
кислотных обработках, глушении и
гидроразрыве пласта;
- определение вида осложнений и
выбор метода их устранения;
- выбор ловильного инструмента
для ликвидации аварии
Тестирование (Тест № 4)
Оценка по результатам
выполнения и защиты
практической работы № 4
Тестирование (Тест № 1)
Оценка по результатам
выполнения и защиты
практической работы № 5
- определение аварийных ситуаций
на
скважине,
причин
Тестирование (Тест № 2)
возникновения и выбор метода
ликвидации;
- определение состояния скважины Тестирование (Тест № 3)
и выбор вида подземного ремонта
скважины;
32
Формы и методы контроля, оценки результатов обучения должны проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы контроля
и оценки
Понимать сущность и
- демонстрация интереса к
социальную значимость
будущей профессии
своей будущей профессии,
проявлять к пей устойчивый
интерес
Организовывать
- выбор и применение
методов и способов решения
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и профессиональных задач в
области разработки
способы выполнения
технологических процессов
профессиональных задач,
оценивать их эффективность . строительства скважин;
и качество
Принимать решения в
- способность принимать
стандартных и
решение в стандартных и
нестандартных ситуациях и
нестандартыых ситуациях
при решении
нести за них
ответственность
профессиональных задач в
области технологии бурения
нефтяных и газовых
скважин
Осуществлять поиск и
Эффективный
поиск
использование информации необходимой информации в
различных
печатных
и
необходимой для
электронных
источниках.
эффективного выполнения
профессиональных задач,
Умение ставить задачи и
профессионального и
искать пути решения с целью
личностного развития
профессионального
и
личностного роста.
Оценка по результатам
выполнения индивидуальных
работ
Использовать
информациониоко м м у и и ка ци о и и ы е
технологии в
профессиональной
деятельности
Применение
информационно
коммуникационных
технологий при подготовке
к экзаменам
Оценка по результатам
выполнения самостоятельных
работ
МДК 04.01. №№ 2, 3
МДК 04.02. №№ 1
Результат участия в выставке
студенческих работ
Работать в коллективе и
команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями
Умение работать в команде
в процессе обучения
Оценка результата
наблюдения за работой
студентов при групповой
форме обучения
33
Оценка по результатам
выполнения самостоятельной
работы
МДК 04.01. № 1
Оценка результата
наблюдения за работой
студентов при групповой
форме обучения
Оценка выполненной
студенческой
исследовательской работы.
Результат выступления на
научно-практической
конференции.
Брать на себя
ответственность за работу
членов команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий
Самостоятельно определять
задачи профессионального и
лич 11 ост и о го р аз в ития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации
Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной
деятельности
Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением полученных
п р о ф есси о н ал ь н ых знан и й
(для юношей)
Проявление
ответственности за работу
членов команды, общий
результат выполнения
задания
Степень интереса к
повышению своего
личностного и
профессионального уровня.
Планирование повышения
личностного и
профессионального уровня
Проявление интереса к
инновациям в области
профессиональной
деятельности. Современное
овладение новыми
технологиями в
профессиональной
деятельности
Демонстрация готовности к
исполнению воинской
обязанности
34
Результат участия в выставке
студенческих работ,
подготовке и проведения
недели специальности, в
деловых играх.
Оценка по результатам
наблюдения за участием в
проведении недели
специальности, участием в
деловых играх
Результат участия студентов в
научно-практических
конференциях, выставках
студенческих работ,
олимпиадах, удостоверения
(сертификаты) курсов
дополнительного
образования.
Результат участия студентов в
военно-полевых сборах